2 почему строительство вавилонской башни было грехом

lechaim streshinskiy vavilonskaya bashnya

Писание сообщает о строительстве: «На всей земле был один язык, одно наречие. Когда [люди] двигались с востока, они нашли в земле Шинар долину и поселились там. “Давайте сделаем кирпичи и обожжем их в огне”, — сказали они друг другу.

Кирпичи у них были вместо камня, а асфальт — вместо глины. “Давайте выстроим себе город с башней до небес, — сказали они. — Так мы прославим себя, чтобы не рассеяться нам по всей земле”. Г-сподь сошел посмотреть на город с башней, который построили люди. И сказал Г-сподь: “Один народ, и один язык у всех, а это только начало их деяний!

Теперь не будет им преград ни в чем, что бы они ни задумали совершить! Давайте же сойдем и смешаем их речь, чтобы они перестали понимать речь друг друга”. Г-сподь рассеял их оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Поэтому назвали его Вавилон, ибо там Г-сподь смешал речь всех [жителей] земли — и оттуда рассеял их Г-сподь по всей земле» (Берешит, 11:1-9).

В ЧЕМ ГРЕХ СТРОИТЕЛЬСТВА ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ? — Владислав Нагирнер

Мудрецы Талмуда обвиняли строителей города и башни в гордыне и идолопоклонстве. В мидраше «Берешит раба» (38:6) они приводят такие слова от имени строителей: «Давайте построим нам башню, сделаем на ее вершине идола, дадим ему в руки меч, и это будет выглядеть [символом], как будто он воюет со Всевышним». Таким образом, основным грехом послепотопного поколения была попытка противопоставить себя Творцу мира. Еврейская традиция сохранила много преданий, иллюстрирующих целеустремленность и одержимость этой идеей, которую и сделало невозможной смешение языков.

Однако значительно менее известно, что некоторые средневековые комментаторы Писания видели в действиях этих людей в первую очередь нарушение повеления Всевышнего «Плодитесь, размножайтесь и заполняйте землю!» (см. Берешит, 1:28; 9:1).

Впрочем, из комментария рабби Авраама Ибн-Эзры (1089–1164) можно понять, что он считал, что речь идет не столько о грехе и наказании, хотя он и не спорил с мнением мудрецов, сколько об ошибке строителей. По его мнению, люди решили, что им будет полезней и целесообразней жить в одном месте, не считаясь с тем, что это не соответствует планам Творца.

И когда Он рассеял их по всей земле, это было в первую очередь для их же блага. Рабби Давид Кимхи (Радак; ок. 1160 – ок. 1235) принимал идею Ибн-Эзры о том, что действия людей противоречили указанию Всевышнего о заселении всей земли, но подчеркивал, что речь идет не об ошибке, а о преднамеренном нарушении указания Свыше: «…Ведь Он хотел заселения земли от востока до запада, а они думали заселить только одно место на земле и упразднить желание Б-га».

Но вернемся к мнению мудрецов Талмуда, считавших, что главный грех строителей Вавилонской башни заключался не в том, что они хотели жить все вместе и не рассеиваться по миру, а в гордыне и идолопоклонстве. Следует обратить внимание на исторический и географический фон рассказа о Вавилонской башне.

В чем состоял грех строителей Вавилонской Башни?

Как мы помним, в тексте Торы сообщается о конкретной местности — долине в земле Шинар и о том, что город был назван Вавилоном. Исследователь Танаха рав Эльханан Самет отмечает, что мудрецы Талмуда жили в то время, когда в самом Вавилоне еще можно было увидеть развалины башен храмовых комплексов и самого города.

Подтверждение этому можно найти, например, в таких высказываниях мудрецов: «Сказал рабби Хия бар Аба: “Та башня, которую построили: треть ее сгорела, треть — погрузилась под землю, а треть — существует. И если ты скажешь, что [эта оставшаяся треть] небольшая, сказал рав Гуна от имени рава Иди: „Каждый, кто поднимается на ее вершину, видит перед собой пальмы, как будто они саранча“”» (Берешит раба, 38:8). Наглядность руин грандиозных строений язычников лишь добавляла остроты в отношении мудрецов к библейскому рассказу. Мидраши свидетельствуют о том, что развалины воспринимались как наглядная его иллюстрация.

Читайте также:  Учет основных средств в строительстве статьи

Таким образом, слова мудрецов о том, что грехом строителей Вавилонской башни была попытка противопоставить себя Творцу мира, основаны, среди прочего, на понимании исторического и географического фона событий, описанных в Торе. Идеи мудрецов получили развитие в следующих поколениях благодаря результатам археологических раскопок. Ниже мы приведем мнения некоторых близких нам по времени исследователей, которые также считали, что грехом строителей Вавилонской башни были гордыня и идолопоклонство, и Тора высмеивает этих строителей-идолопоклонников, противопоставляя им праотцев еврейского народа.

Падение Вавилонской башни. Корнелис Антонис Теуниссен. 1547 год. Частное собрание

Обнаруженные месопотамские рассказы о сотворении мира и потопе дают нам возможность узнать, что рассказывали об этих событиях древние народы. Некоторые еврейские комментаторы — в первую очередь профессор р. Моше-Давид Кассуто (1883–1951) — обратили внимание на глубокие различия между преданиями тех народов и словами Торы.

Те, кто читает о Сотворении мира и начале человечества в Торе, не только получают достоверную информацию об этих событиях, отличную от мифологии окружающих народов, но и учатся вере в Единого Б-га и моральным принципам. Кассуто приводил примеры того, как в истории о Вавилонской башне высмеиваются идолопоклонники. Сказано: «Г-сподь сошел посмотреть на город с башней, который построили люди» (Берешит, 11:5). Строители башни думали, что башня достигнет небес, но, с точки зрения Всевышнего, это строение было очень низким во всех смыслах, и поэтому используются слова «сошел посмотреть». А слова «который построили люди» подчеркивают, что отнюдь не «боги», как в вавилонской мифологии, а обычные люди строили и город, и башню.

Происхождение самого названия «Вавилон» (на иврите Бавель) в истории о Вавилонской башне объясняется так: «Поэтому назвали его Вавилон, ибо там Г-сподь смешал [балал] речь всех [жителей] земли». Здесь вновь можно увидеть скрытую насмешку над месопотамскими идолопоклонниками, которые считали, что название города происходит от аккадского Bâb-ili («Врата бога»).

Профессор Йеуда Элицур (1911–1997) проводил параллель меду идеями, которые можно выучить из истории о Вавилонской башне, и идеями, выраженными в историях о праотцах еврейского народа. Строители города и башни хотели прославить себя, но в следующей главе книги Берешит Всевышний сообщает о том, кто на самом деле прославится, обращаясь к праотцу Аврааму: «Я сделаю тебя великим народом, благословлю тебя, возвеличу твое имя, и ты станешь благословением» (Берешит, 12:2). Строители города и башни волевым решением выбрали местом своего жительства долину в земле Шинар, тогда как только Всевышний решает, какая страна является избранной, и говорит Аврааму, находящемуся в Месопотамии: «Уходи из своей земли, от твоей родни, из дома твоего отца — в страну, которую Я укажу тебе» (там же, 12:1).

О праотце Яакове рассказывается, что по пути из Беэр-Шевы в Харан он остановился в некоем месте и заночевал там: «И увидел он во сне: лестница стоит на земле, а ее вершина достигает небес, и ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней. И вот, Г-сподь стоит над ним и говорит: “Я Г-сподь, Б-г Авраама, твоего праотца, и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, Я отдам тебе и твоим потомкам.

Твои потомки будут [многочисленны], как прах земной, и ты раздвинешь [свои пределы] на запад и на восток, на север и на юг. Ты и твое потомство станете благословением всем племенам земли. Я — с тобою. Я буду хранить тебя везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу тебя на эту землю. Ибо Я не оставлю тебя, пока не исполню [все], что обещал тебе”.

Читайте также:  Порядок передачи затрат на строительство

Яаков пробудился от сна и сказал: “Воистину, Г-сподь пребывает на этом месте, а я и не знал!” Ужаснулся он и добавил: “Как страшно это место! Это и есть Дом Б-га, это — врата небес!”» (там же, 28:12-17).

Строители Вавилонской башни хотели построить город с башней до небес, но в результате остались на земле и были рассеяны по ней. Праотец Яаков был тем, кому было дано увидеть лестницу, чья вершина достигает небес. В отличие от Вавилонской башни, уходящей в пустоту, по этой лестнице поднимались и спускались ангелы Б-га, и над ним стоял Всевышний. Настоящие врата небес — это не Вавилон, а место в Стране Израиля, где Всевышний открылся Яакову, а увиденная им лестница символизирует постоянную связь между Всевышним и страной, избранной Им.

Источник: vaikra.com

Вавилонские башни

В Библии история строительства Вавилонской башни подается как притча о пагубности чрезмерной гордыни. Бог наказал говоривших на одном языке потомков Ноя, которые хотели достичь небес, тем, что заставил их говорить на разных языках. Строители лишились способности понимать друг друга, перессорились, и башня так и не была достроена. Но так ли это на самом деле?

Вавилонская башня в фантазии художника

Начнем хотя бы с того, что историки теперь не сомневаются: Вавилон существовал на самом деле. Это был один из самых великих и могущественных древних городов. Он находился в Месопотамии, к юго-западу от современного Багдада. Его название (Баб-Элои) переводится как «Врата Бога». Население города составляло более миллиона человек.

С XIX по VI век до н.э. — этот город был столицей Вавилонии.

Одним из величайших правителей Вавилонской империи был халдейский царь Навуходоносор II (по вавилонскому произношению — Набу-Кудур-Уцур). Он правил в Вавилонии с 605 по 562 год до н.э.. Отстроил Вавилон, разрушенный многочисленными набегами воинственных соседей, проложил каналы, вырыл озера и водохранилища, основал несколько городов. Скончался в Вавилоне в 562 году до н.э.

При нем и была построена Вавилонская башня. Она представляла собой зиккурат, храм бога Мардука, и внешне выглядела, как семиступенчатая пирамида высотой 90 м. Известно, что ее развалины видел Александр Македонский, завоевавший Вавилон. Он приказал снести остатки «башни», чтобы отстроить на этом месте главное святилище своей империи.

За что вроде бы и поплатился. Существует легенда о том, что все завоеватели, разрушавшие Вавилон и похищавшие из храма золотую статую Мардука, умирали насильственной смертью. Не избежал этой участи и великий полководец. Смерть настигла его в возрасте чуть больше 30 лет, вскоре после того, как по его приказу были разобраны остатки зиккурата.

К подобным преданиям можно относиться по-разному, но в то, что подобные проклятия могут действовать, верят многие исследователи. Мы не будем спорить с ними, а лишь скажем, что Вавилонская башня была не единственной в своем роде.

В Междуречье, по берегам Тигра и Евфрата, на плодородной равнине Месопотамии, около 5500 лет назад стали возникать цветущие государства. Среди них были Шумер и Аккад, населенные воинственными и изобретательными народами, создавшими первую в мире систему письма и начавшими строить впечатляющие ступенчатые сооружения из камня высотой в десятки метров. Каждая такая башня служила святилищем местного бога с храмом наверху — как бы посадочной площадкой для его путешествий с небес на землю.

Самым крупным был зиккурат Этеменанки на берегу Евфрата в Вавилоне, столице Навуходоносора II (630—562 гг. до н.э.). Почти наверняка это и был прототип Вавилонской башни.

Читайте также:  Этапы строительства административного здания

Слово «этеменанки» переводится как «дом, связующий землю и небо». Библия производит название Вавилона от ивритского слова «бабель» — «мешанина». Но на самом деле речь идет о местном словосочетании «Баб-Илу» — «врата Бога».

Так что, возможно, сама мысль о путанице языков, помешавшей строить башню, — появилась как результат неверной лингвистической трактовки, затем обыгранной авторами Ветхого Завета.

Зиккураты строили из кирпичей, поскольку ни дерева, ни подходящего камня в Месопотамии не хватало. Это сказано и в Библии: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней и асфальт вместо извести».

Асфальт — это битум, связующий и кровельный материал, завозившийся с Иранского нагорья и широко применявшийся в регионе. Археологические данные и хроники говорят, что многие зиккураты ярко расписывались и украшались изразцами и позолоченными скульптурами. Вавилонский текст описывает Этеменанки «сияющим от голубой глазури».

Всего известно около 30 зиккуратов, построенных в разных городах Месопотамии в период с 2200 по 500 год до н.э. Однако если египетские пирамиды за века почти не изменились, то вавилонские башни проверку временем не выдержали. Причем виновата в том не столько природа, сколько люди.

Они попросту растащили кирпичи на другие постройки, а остальное довершила эрозия. От Этеменанки остался лишь контур каменного фундамента — засыпанный землей и заросший бурьяном.

Основание Этеменанки и его изображение на табличке

Однако в эпоху своего строительства Этеменанки был одной из величайших в мире построек. Причем пирамиду неоднократно перестраивали, в последний раз при Навуходоносоре II в VI веке до н.э. По его свидетельствам и отзывам других вавилонских царей, стороны основания башни были длиной до 90 м, высота — такой же. Сохранившиеся остатки фундамента подтверждают эти габариты.

Согласно древним авторам, на вершине находился роскошный храм бога Мардука с его золотой статуей, весившей, судя по размерам, более 20 тонн. Первоначально Мардук был местным божеством Вавилона. Но когда этот город стал столицей всего юга Месопотамии, Мардук превратился в верховного бога целого региона. Отсюда и его величественность.

Однако даже Мардук не защитил зиккурат от разрушения, когда в конце V века до н.э. Вавилония превратилась в одну из провинций захватившей ее Персидской державы. В 331 году Александр Великий, выгнавший персов отсюда, хотел было реконструировать Этеменанки в прежнем виде. Он сровнял прежнюю постройку с землей лишь потому, что собирался возвести на ее месте новую башню.

Подготовкой площадки занимались два месяца около 10 000 человек, но затем от затеи пришлось отказаться. У Александра нашлись более важные дела — надо было продолжать войну с неугомонными персами. Разбив персидскую армию, Александр вернулся в Вавилон, но заболел и в 323 году умер.

Источник: paranormal-news.ru

Рейтинг
Загрузка ...