Назад Вперёд
Древние цивилизации Востока. Месопотамия. Общественное устройство. Экономика. Религия.
Культура.
Программа 2009: Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни, занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.
Образовательный аспект: сформировать представление и цивилизации Древнего Междуречья (Месопотамии) и ее создателях, особенностях, достопримечательностях
Развивающий аспект:
Развитие мыслительных качеств:
— умение сравнить цивилизации Древнего Египта и Месопотамии
— умение обобщать, анализируя факты истории жителей Междуречья, учить делать выводы об особенностях данной цивилизации
— умение выявлять причины, почему именно орошаемое земледелие и ремесло были хорошо развиты на данной территории
— умение использовать карту как источник информации о расположении цивилизации и ее природно-климатических особенностях
Воспитательный аспект:
— оценить вклад народов Древнего Двуречья в общемировую культуру
изготовление кирпича из глины
— высказывать свою позицию в отношении правителей древнего Двуречья
- Местоположение и природа.
- Хозяйство. Занятия.
- Устройство. Управление.
Мотивация.
Однажды путешественники из Египта направились на северо-восток. Через много дней странствий по пескам, они вышли к полноводной реке Евфрат. Посмотрев на бегущую воду, люди воскликнули: Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!
Почему они так решили? (работа с картой)
Тема урока “Древнее Двуречье”.
Природа древнего Двуречья была очень схожа с природой Египта (Африка, Азия, Аравийский полуостров, р. Евфрат и р. Тигр, Персидский залив, Двуречье (Междуречье, Месопотамия).
Презентация: зиккурат. Пирамиды вроде такие как же в Египте или нет?
Проблема урока: Так одинаковы эти государства или нет? Ваши версии?
В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?
! Как лучше всего их сравнить? Что нам для этого нужно знать? (проговаривание затруднения)
- Местоположение и природа.
- Хозяйство. Занятия.
- Устройство. Управление.
Местоположение и природа (работа по карте – проговаривание)
Каково было главное занятие жителей Двуречья?
- Если человек поленится укрепить плотину своего поля, в его плотине произойдет прорыв и будет затоплена возделанная земля, он должен возместить хлеб, который погубил.
- Если человек срубил в саду человеке дерево без ведома хозяина, то должна за это заплатить
- Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, он не может быть потребован обратно.
- Если строитель построил дом человеку, то должен жать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый сар площади дома.
- Если корабельщик соорудит судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно станет течь, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное, и за свой счет отдать его хозяину.
- Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли, он дожжен отдать хозяину орудия 5 сиклей серебра.
- Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человеа без свидетелей, то его должно назвать вором и убить.
Обе это цивилизации – Древний Египет и Древнее Двуречье названы речные цивилизации. Почему?
История 5 класс (Урок№11 — Ассирийская держава.)
Несмотря на их схожесть, они отличались друг от друга. Сравним с помощью работы групп и составим общую таблицу:
Общие черты Египта и Междуречья | |
Отличительные особенности Египта | Отличительные особенности Междуречья |
1 группа: Местоположение и природа
Египет | Междуречье |
Климат | |
Реки | |
Разливы рек | |
Ирригация |
- Какие выводы можно сделать из этого мифа?
- Почему бог вылепил первых людей из глины?
Еще один миф – Миф о всемирном потопе.
- Как в нем отразилась природа страны?
- Что в нем правда, а что вымысел?
Вывод: Очевидно, люди в Двуречье также зависели от природы, как и в Египте. Земля была плодородной. Почва была в Друречье глинистой, поэтому вода не впитывалась и затопляла поля. Таким образом, мифы были тесно связаны с природой, особенностями жизни.
Ирригационная система шумеров
Каждую весну реки Тигр и Евфрат наполнялись дождевой и талой водой и широко разливались. Земледельцы научились пользоваться этими временными излишками влаги, столь необходимой для повышения плодородия почвы. Драгоценную воду удерживали благодаря системе прудов, а затем постепенно отводили по густой сети оросительных каналов на свои поля в течение всего жаркого и засушливого лета. Так возникло ирригационное земледелие. Каналы одновременно служили и транспортными путями, по которым перевозили людей и грузы.
2 группа: Постройки в Двуречье
— учебник пункт 2 (внешний вид – презентация) Зиккурат
Египет | Междуречье |
Большинство построек из камня | Большинство построек из глины |
- Почему они использовали столь непривычный материал?
- Можно ли сказать, что шумеры были изобретателями кирпичей?
Вывод: И в Египет и в Двуречье строили жилища, храмы, гробницы, но в Египет строили из камня, а в Двуречье из глины.
3 группа: Письменность
Египет | Междуречье |
Папирус, иероглифы | Глиняные таблички, клинопись |
Письменность называлась клинопись, знаки на письме были похожи на маленькие клинышки (Презентация)
Рассказ о библиотеке Ашшурбанапала.
Почему благодаря пожару библиотека была спасена?
Во времена первых раскопок таблички с клинописью были совершенно непонятны археологам. Многие сомневались, что это вообще можно прочитать. Но удалось это Роулинсону с помощью точной копии персидской надписки. Чтобы прочитать ее нужно была забраться на высоту 50 метров, где эта надпись была высечена на скале. С тех пор ученые прочитали множество табличек.
Вывод: И в Египет и в Междуречье существовала письменность, которая была из сотен значков — символов, обозначающих как целые слова, так и слоги. Сегодня эта письменность прочитана. В Египет – иероглифы, в Междуречье – клинопись.
Клинописным письмом обозначались либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты читать было очень трудно, поэтому писцы пользовались специальными определителями, которые должны были исключить ошибки при чтении, поскольку в шумерском письме один и тот же знак имел много совершенно различных чтений и значений. Всего в шумерской клинописи существовало около 600 знаков.
История изучения клинописи
Впервые клинописные тексты были прочитаны учителем классических языков Г. Гротфендом, который перевёл несколько персидских надписей в 1802 г. Независимо от Гротефенда в 1830–1840 гг. английский офицер и дипломат Г. Раулинсон дешифровал вавилонскую клинопись. К концу XIX в. была прочитана эламская клинопись и составлен словарь аккадского языка. В первой половине XX в. была окончательно дешифрована самая древняя из клинописных систем — шумерская.
4 группа: Боги
— Учебник пункт 3
Приведите Факты, что существовавшие у шумеров представления о богах были тесно связаны с природными условиями Двуречья.
Много ли общего в религиозных представлениях Египта и Междуречья?
Богиня Иштар
В вавилонской мифологии главной богиней являлась Иштар. Первоначально она считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. Позднее к её функциям присоединились ещё функции богини победы и правосудия. Иштар также являлась покровительницей семейной жизни.
Мардук
Мардук — в вавилонской мифологии бог-покровитель Вавилона. Он был верховным божеством вавилонского Пантеона. Согласно мифологии Мардук, сын бога Эа, избранный царём в совете богов, возглавил их войну с войском первобытных чудовищ и убил предводительницу последних Тиамат, после чего создал землю, небо и людей.
Прочитайте миф о богине Иштар
К стране безысходной, земле обширной
Синова дочь Иштар свой дух склонила,
Склонила синова дочь дух свой пресветлый
К обиталищу мрака, жилищу Иркаллы.
К дому, откуда вошедший никогда не выходит
К пути, на котором дорога не выводит обратно.
К дому, в котором вошедший лишается света
Света он больше не видит, во тьме обитает
Туда, где питье его – прах, и еда – его глина.
А одет он словно бы птица, одеждою крыльев
На дверях, на засовах простирается прах,
Под вратами разлито запустенье.
Этот миф похож на египетский миф об Осирисе и Исиде.
Вывод: Природные условия способствовали возникновению в Двуречье цивилизации, которая была тесно связано с природными условиями. И в Египте, и в Двуречье было многобожие.
5 группа: Научные открытия и школы
— учебник пункт 3, 5
Вывод: И в Египет и в Двуречье развивалась математика и астрономия. Были школы. В Египет был высчитан год – 365 дней, в Междуречье – 60-тиричная система измерения.
Развитие астрономии в древней Месопотамии
Основным источником достоверных сведений о самых ранних астрологических системах являются клинописные глиняные таблички, найденные при раскопках в Двуречье (Месопотамии) — природной области в Западной Азии, в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Наиболее ценной в этом плане оказалась обширнейшая коллекция клинописных табличек, собранная ассирийским царём Ашшурбанипалом в VII в. до н. э. в Ниневии и обнаруженная археологами уже в Новое время. Среди её текстов особенно значима большая астрологическая серия “Энума Ану Энлиль”, в которой были собраны предзнаменования за более чем тысячелетний период.
Создание пояса Зодиака
В древней Месопотамии существовала оригинальная система созвездий. Современная система созвездий, которую мы заимствовали у древних греков, многим ей обязана. Открытие Зодиака как полосы созвездий, в пределах которой происходит движение Солнца, Луны и пяти планет, — одно из наиболее выдающихся достижений древнемесопотамской астрономии.
Существовала особая символика, связанная с небесными светилами, в частности, с созвездиями. Символы богов и священных предметов, имеющих астральное значение как фигуры созвездий, изображались нередко на печатях и пограничных камнях (кудурру).
Среди них встречаются символы зодиакальных созвездий, хорошо известные нам по более поздним источникам, — в частности, Водолей, Козерог и Стрелец. Так, самые ранние изображения Козерога на печатях датируются концом III тыс. до н. э. Во II тыс. до н. э. эти символы уже имели, по-видимому, астральное значение как фигуры созвездий.
Зодиак как полоса созвездий упоминается впервые явным образом в астрономическом компендиуме “Мул-Апин”, окончательная версия которого датируется приблизительно 700 годом до н. э. В тексте сказано: “Божества, которые стоят на пути Луны, через области которых Луна в течение месяца проходит и которых она касается”. Далее перечисляются названия 18 созвездий: “Звёзды, Небесный Бык, Праведный Пастух Ану, Старик, Посох, Великие Близнецы, Краб, Лев, Борозда, Весы, Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвосты, Ласточка, Ануниту и Наёмник”.
Некоторые из них легко узнаваемы как зодиакальные созвездия нашего времени: Близнецы, Лев, Весы, Скорпион сохранили свои названия без изменений; Небесный Бык — это месопотамский прообраз Тельца, Краб — это Рак, Коза-Рыба — Козерог. Все же прочие созвездия не имеют аналогов среди названий созвездий греческого Зодиака. Зодиак делился на двенадцать частей не случайно.
В этом отражалась структура месопотамского лунно-солнечного календаря, в котором обычный, не високосный год содержал ровно 12 лунных месяцев. Кроме того, месопотамские астрономы в своих расчётах использовали схематический календарь, состоявший из 12 месяцев по 30 дней каждый — временной аналог математического Зодиака. Схематическим календарём в Месопотамии пользовались ещё во II тыс. до н. э., задолго до открытия пояса Зодиака. В середине I тыс. до н. э. в месопотамской астрономии в связи с Зодиаком сложилась непростая ситуация: в наблюдательной астрономии использовалась система из 18 зодиакальных созвездий, согласно списку “Мул-Апин”, в то время как в математической астрономии расчёты производились на основе 12-частной эклиптики, названия частей которой соответствовали созвездиям из того же списка.
Общие черты Египта и Междуречья | |
Речные цивилизации | |
Плодородные земли, система ирригации | |
Письменность, наука, школы | |
Многобожие | |
Отличительные особенности Египта | Отличительные особенности Междуречья |
Решение проблемы урока: Так одинаковы эти государства или нет? Ваши версии?
Источник: urok.1sept.ru
Строительство городов из глиняных кирпичей 5 класс кратко
В этой части работы даны задания по истории Древнего мира.
Прочтите перечень из четырёх тем и выполните задания 1-6.
Перечень тем
А) Шумерские города-государства
В) Древний Китай
Б) Древняя Индия
Г) Персидская держава
Задание 1
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
А) Шумерские города-государства — статуэтка правителя Лагаша Гудеа (иллюстрация 4).
Б) Древняя Индия — статуя Будды (иллюстрация 2).
В) Древний Китай — Конфуций с учениками (иллюстрация 3).
Г) Персидская держава — бессмертные (иллюстрация 1).
Таким образом, А — 4, Б — 2, В — 3, Г — 1.
А | Б | В | Г |
4 | 2 | 3 | 1 |
Перечень тем:
А) Шумерские города-государства
В) Древний Китай
Б) Древняя Индия
Г) Персидская держава
Задание 2
Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
В пучине первичных вод в глубоком сне возлежал Вишну. Из живота бога появился стебель лотоса, из которою родился Брахма. Он посмотрел вокруг себя, но увидел только безбрежное водное пространство. Он был счастлив, считая себя Перворождённым. Но Брахма обнаружил, что стебель лотоса выходит из пупка Вишну, который возлежал на змее Ананте (Вечности), плавающем в первобытных водах.
Вишну спросил у Брахмы, кто он такой. Брахма ответил, что является Создателем. Вишну начал оспаривать утверждение Брахмы, говоря, что он, Вишну, а не Брахма, является Творцом. Между ними произошла ссора.
Брахма — индийский бог.
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме. Перед выполнением каждого из заданий 3-6 укажите букву, которой выбранная тема обозначена в перечне. Указанные в заданиях 3-6 буквы должны быть одинаковыми.
Задание 3
Перечень тем:
А) Шумерские города-государства
В) Древний Китай
Б) Древняя Индия
Г) Персидская держава
Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Шахматы, вольноотпущенники, фаланга, Аккад, Ахура-Мазда, конфуцианство.
Объясните смысл этого слова.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Соответствие тем и слов: для темы А — Аккад, Б — шахматы, В — конфуцианство, Г — Ахура-Мазда.
2. Объяснение смысла слов:
Аккад — город-государство в Двуречье;
шахматы — настольная логическая игра со специальными фигурами, изобретённая в Индии;
конфуцианство — учение китайского мудреца Конфуция;
Ахура-Мазда — бог света и добра, создатель мира у древних персов.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Задание 4
Перечень тем:
А) Шумерские города-государства
В) Древний Китай
Б) Древняя Индия
Г) Персидская держава
Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.
Правление царя Филиппа II в Македонии, строительство Персеполя, создание эпоса о приключениях царя Урука в поисках бессмертия, правление императора Марка Аврелия, варно-кастовая система, постройка стены вокруг страны для защиты от кочевников.
Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А — создание эпоса о приключениях царя Урука в поисках бессмертия; Б — варно-кастовая система; В — постройка стены вокруг страны для защиты от кочевников; Г — строительство Персеполя;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)
Задание 5
Перечень тем:
А) Шумерские города-государства
В) Древний Китай
Б) Древняя Индия
Г) Персидская держава
Отметьте штриховкой на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.
А) Шумерские города-государства — красный.
Б) Древняя Индия — синий.
В) Древний Китай — желтый.
Г) Персидская держава — черный.
Задание 6
Перечень тем:
А) Шумерские города-государства
В) Древний Китай
Б) Древняя Индия
Г) Персидская держава
Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны.
Влияние геграфической среды на занятия и быт людей в древних классовых обществах
1) жаркий климат;
2) мягкие и плодородные почвы;
3) полноводные реки (разливы, восстанавливающие плодородие почв; возможности для орошения). Неблагоприятные для земледелия факторы:
1) отсутствие дождей в период созревания злаков;
2) перенасышение влагой одних участков и недостаточное насыщение ею других в результате разлива.
Жаркий климат благоприятствовал виноградарству и оливководству. Неблагоприятные для зернового хозяйства факторы:
1) неплодородные почвы;
3) засуха в период созревания хлебов;
4) отсутствие рек, пригодных для орошения.
часы дня отдыхали
Часть 2
Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания.
Задание 7
Укажите одного исторического деятеля — Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом).
Ответ зависит от Вашего региона проживания.
Мой земляк — Пётр Алексееевич Романов, прозванный Пётр первый или Пётр Великий. Он родился 9 июня 1672 года, умер 8 февраля 1725 года. Он был царём всей Руси. Пётр Великий основал наш город 27 мая 1703 года.
Задание 8
Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?
Ответ зависит от Вашего региона проживания.
Пётр Первый перенёс в Санкт-Петербург столицу Российской империи, отрыл Инженерную школу и Морскую академию. Приобщал дворянство к образованию и культуре. Он создал русский военный флот и победил в Северной войне.
Источник: na-urokah.ru
История глиняной посуды
Глиняная посуда появилась очень давно. Она испокон веков используется многими народами. Глина — это натуральный и экологически чистый материал. Считается, что она устраняет негативные эмоции.
К мастерам гончарного дела издавна предъявлялись строгие требования. Они не должны были садиться за гончарный круг с плохими мыслями. Работая с глиной, мастер вкладывает в нее частичку своей души. Если он находится в плохом настроении, то посуда будет иметь низкое качество.
Традиционный вариант глиняной посуды — горшок.
Такая форма возникла не случайно. В древности считалось, что в только горшочках продукты могут прогреться равномерно. Пища, приготовленная в такой посуде, имеет оригинальный вкус.
На Руси в горшках готовили практически все блюда. Еда из горшочка имеет восхитительный вкус, даже если использовались самые обычные продукты.
Это объясняется тем, что материал (глина) быстро прогревается. Глина отлично накапливает тепло. При этом она его медленно «отдает». Получается, что пища «томится».
Посуду из глины использовали в основном для приготовления и хранения продуктов.
Гончарное дело никогда не имело большого размаха. Более крупное производство глиняных горшков и кувшинов началось только в XIX веке. Сегодня старинная керамическая посуда — это предмет гордости коллекционеров.
Источник: www.abcfact.ru
ВПР 2022 История 5 класс Демоверсия Образец
ВПР 2022 История 5 класс Демоверсия Образец. Всероссийская Проверочная Работа. Образец проверочной работы по истории 5 класс 2022 г.
В этой части работы даны задания по истории Древнего мира.
Прочтите перечень из четырёх тем и выполните задания, относящиеся к этому перечню.
А) шумерские города-государства
Б) Древняя Индия
В) Древний Египет
Г) Древняя Греция
1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
«У царя этого племени родился первенец, которому дали имя Гаутама. На седьмой день после рождения сына умерла его мать. Отец решил посвятить свою жизнь сыну. Он приказал огородить дом высокой стеной, чтобы ничто не могло смутить юную душу. В ворота пропускали только красивых и хорошо одетых людей.
Прожив 29 лет, став мужем и отцом, Гаутама ни разу не выходил за ворота и наивно полагал, что всюду живут также беззаботно, как он. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения.
И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрёл мудрость».
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните относящиеся к этому перечню задания только по выбранной Вами теме. Перед выполнением каждого из относящихся к перечню заданий укажите букву, которой обозначена выбранная тема. Указанные в заданиях буквы должны быть одинаковыми.
3. Выбранная тема: _ (укажите букву в перечне).
Прочтите список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Иероглифы, брахманы, клинопись, полис, патриции, конфуцианство.
Объясните смысл этого слова.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и слов: А – клинопись; Б – брахманы; В – иероглифы; Г – полис;
2) объяснение смысла слов: клинопись – древняя письменность, распространённая
в Месопотамии. Знаки этой письменности выдавливались палочкой на влажной глине и были похожи на клинья;
брахманы – высшая варна в Древней Индии, жрецы;
иероглифы – древние рисуночные знаки египетского письма;
полис – небольшое независимое государство в Древней Греции, центром которого был город.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках
4. Выбранная тема: _ (укажите букву в перечне).
Прочтите список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.
Строительство пирамиды фараона Хеопса, изгнание Тарквиния Гордого, строительство городов из глины, существование кастовой системы, деятельность правителя Дария I, Марафонская битва.
Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): А – строительство городов
из глины; Б – существование кастовой системы; В – строительство пирамиды фараона Хеопса; Г – Марафонская битва;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)
На позициях 5 и 6 могут быть использованы задания одной из двух моделей.
Модель 1
5. Выбранная тема: _ (укажите букву в перечне).
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна (города-государства), указанная(-ые) в выбранной Вами теме.
Заштрихован четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась страна (города-государства), указанная(-ые) в выбранной теме (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью).
ИЛИ Заштрихованы два или более двух четырёхугольников, во всех заштрихованных четырёхугольниках полностью или частично располагалась страна (города-государства), указанная(-ые) в выбранной теме (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью)
6. Выбранная тема: _ (укажите букву в перечне).
Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны (городов-государств).
Правильно дано объяснение влияния одного любого природно-климатического условия на занятия жителей
Модель 2
5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором располагался древний город Рим.
Заштрихован четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором располагался древний город Рим (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью)
6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей полуострова, на котором расположен древний город Рим.
Правильно дано объяснение влияния одного любого природно-климатического условия на занятия жителей
Часть 2
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите год, когда была сделана данная фотография. Почему изображённые на фотографии события до сих пор имеют большое значение для всех граждан России?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) объяснение, например: фотография связана с Победой над фашистской
Германией, в результате которой Советский Союз преодолел смертельную опасность, сохранил собственную государственность и стал сильнейшей мировой державой. Эта Победа до сих пор объединяет граждан нашей страны, так как Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, а Победа – результат героической борьбы всего советского народа.
Объяснение может быть дано в иных, близких по смыслу формулировках
Источник: onlyege.ru
Как делали кирпичи в старину? Самодельный деревенский кирпич руками крестьян
Обилие домов, выстроенных из кирпича, а также огромные вятские каменные храмы захватывают дух! Однако просто так, как лес, этот строительный материал не растёт. Его нужно производить. Данному вопросу и будет посвящена настоящая публикация.
Предлагаю приоткрыть завесу тайны и одним глазком заглянуть в прошлое нашей страны и Вятского края. Узнать, откуда люди брали кирпич для строительства домов. В частности и мой прадед, который выстроил кирпичный дом в деревне в начале 20 века, что мы сейчас восстанавливаем. В деревнях Южной Вятки насчитываются сотни каменных домов и храмов, дошедшие до наших дней.
Но ни на одном кирпичике нет клейма какого-либо завода. А в изысканиях нам помогут, конечно же, книги того времени.
Вековая кирпичная кладка.
Для начала небольшая информация для читателей, которые мне, якобы, указывают на ошибку в названии «каменный дом», обращая внимание на то, что он сделан из кирпича. Так вот, согласно «Правилам для единообразной и прочной выделке кирпича…» от 24 января 1847 года, «кирпич есть искусственный камень, приготавливаемый из глины…». К тому же мастеров, строящих из кирпича, не зря называют каменщиками.
Если не было централизованного производства строительного материала, то крестьяне делали его сами, поблизости от деревень, где он был необходим. При чём, в свободное от полевых работ время. Кирпич-сырец (необожжённый кирпич) заготавливался преимущественно весной и осенью, а его обжигание происходило с июня по сентябрь.
Конечно же для изготовления кирпича подходит не всякая глина. Как писал инженер Лейванд в своём труде «Как самому строить небольшие дома и сельскохозяйственные каменные и деревянные постройки» от 1906−1907 гг., жирная и вязкая глина усыхает и коробится от жары. Иловатая глина делает кирпич рыхлым. Подходящее сырье должно содержать песок и не быть слишком липким.
Разрушающаяся кирпичная кладка храма в селе Атары.
Чтобы выкопанная глина стала однородной, её мяли. Для облегчения этого процесса строился помост, где по центру устанавливался столб. На помост накладывали глину, а к столбу привязывали быков, предварительно закрыв им глаза. Они ходили и мяли сырьё, доводя его до необходимого состояния.
Быки мнут глину. Иллюстрация из книги «Как самому строить небольшие дома и сельскохозяйственные каменные и деревянные постройки» 1906−1907 гг.
Формование кирпича в старину происходило на специальном столике. Работник брал ком перемятой глины, вдавливал его в форму, сглаживал руками и планкой. Далее глина с формой кирпича помещалась на ток − ровное место, посыпанное песком.
Столик, форма и кирпич-сырец. Иллюстрация из книги «Как самому строить небольшие дома и сельскохозяйственные каменные и деревянные постройки», 1906−1907 гг.
Удивительно, но продуктивность одного человека в книге указана как 1500 кирпичей в день!
Если погода стояла хорошая, кирпич успевал высохнуть за три дня. Тогда его складывали на ребро в клетки, дабы влага окончательно испарилась.
Клетки с кирпичом-сырцом. Иллюстрация из книги «Как самому строить небольшие дома и сельскохозяйственные каменные и деревянные постройки», 1906−1907 гг.
Следующий шаг − это обжиг кирпича-сырца. Из него же складывалась специальная печь с пустотой внутри. Обычно длина такого сооружения составляла 5 сажень, ширина − 3 сажени, высота достигала 4 аршин. В неё вмещалось 50 тысяч кирпичей! Жар от дров проникал к каждому кирпичу, для чего будущий строительный материал складывался на ребро с промежутками в 1 вершок.
Печь для обжига кирпича. Иллюстрация из книги «Как самому строить небольшие дома и сельскохозяйственные каменные и деревянные постройки», 1906−1907 гг.
Дрова закладывались в специальные отверстия − очелки. Они располагались по длинной стороне печи, их количество доходило до 12 штук.
Очелки в печи. Иллюстрация из книги «Как самому строить небольшие дома и сельскохозяйственные каменные и деревянные постройки» 1906−1907 гг.
Когда весь сырец укладывался в печь, стенки обмазывались глиной, а верх застилался дерном для удержания тепла.
Обжиг кирпича − дело весьма небыстрое. Поначалу в каждую очелку вкладывали по зажжённому полену. Этот лёгкий жар, поддерживаемый в течение двух суток, окончательно высушивал сырец. Признаком этого служил чёрный дым, начинающий выходить вместо водяного пара.
Затем дрова закладывались глубже, жар постепенно увеличивался. В таком состоянии печь работала 6−7 дней. После прогорания последней партии дров очелки закрывались кирпичом для удержания тепла. Печи давали остыть.
На обжигание тысячи кирпичей требовалось 2/3 кубической сажени дров.
Во время разборки печи кирпич сортировался на несколько групп:
- Железняк − ближайший к огню кирпич, самый крепкий и не впитывающий влагу;
- Полужелезняк − несколько краснее железняка;
- Красный − более мягкий кирпич яркого цвета, используемый для кладки стен;
- Алый − плохо обожжённый кирпич бледного цвета, использовался для кладки печей.
Обычно при обжигании сырца, в расчёте на 1000 кирпичей, получалось 200 железного и полужелезного, 350 красного и 250 алого кирпича.
Кстати, кроме обыкновенных кирпичей изготавливались фигурные − так называемые лекальные кирпичи. Они использовались в колоннах, карнизах, декоративных элементах зданий. Для них заранее делались специальные формы.
Один из элементов декора нашего дома.
Таким образом, изготовленный по данной технологии кирпич, шёл на строительство добротных крестьянских домов, одним из которых является наш, выстроенный ещё в те далёкие дореволюционные времена. А около деревни, по рассказам старожила, к сожалению, ушедшего в мир иной, находится место добычи глины и обжига кирпича.
Источник: urklad.ru