Водная оболочка Земли называется гидросферой, и включает океаны, моря, реки, озера, болота, ледники и т. д. Вода занимает преобладающую часть биосферы Земли (71 % земной поверхности). Средняя глубина — 3554м, вес 0,022 % веса планеты, площадь — 1350 млн. кв. км -океаны, 35 млн. кв. км — пресные воды.
Абиотические факторы водной среды — это физические и химические свойства воды как среды обитания живых организмов.
Физические свойства:
Плотность как экологический фактор определяет условия передвижения организмов, причем некоторые из них (головоногие моллюски, ракообразные и т.д.), обитающие на больших глубинах, могут переносить давление до 400 — 500 атмосфер. Плотность воды также обеспечивает возможность опираться на нее, что особенно важно для бесскелетных форм (планктон).
Изменение t° в зависимости от глубины и колебания (суточные и сезонные).
Температурный режим водоемов более устойчив, чем на суше, что связано с высокой теплоемкостью воды. Например, колебания t° верхних слоев океана -10-15°С, более глубокие слой 3 -4°С.
Абиотические факторы
3. Световой режим.
Играет важную роль в распределении водных организмов. Водоросли в океане обитают в освещаемой зоне, чаще всего на глубине до 40 м, если прозрачность воды велика, то и до 200 м. У Багамских островов обнаружены водоросли на глубине 265 м, а туда доходит всего 5*10 -6 солнечной радиации.
С глубиной меняется и окраска животных. Наиболее ярко и разнообразно окрашены обитатели мелководной части океана. В глубоководной зоне распространена красная окраска, здесь она воспринимается, как черный цвет, что позволяет животным скрываться от врагов. В наиболее глубоководных районах Мирового океана в качестве источника света организмы используют свет, испускаемый живыми существами (биолюминесценция).
4. Подвижность — постоянное перемещение водных масс в пространстве.
Зависит от содержания взвешенных частиц. Самое чистое — море Уэддела в Антарктиде, видимость 80м (прозрачность дистиллированной воды).
Химические свойства:
Пресноводные виды не могут обитать в морях, а морские — в реках. Однако, такие рыбы, как лосось, сельдь всю жизнь проводят в море, а для нереста поднимаются в реки.
2. Количество растворенного О и СО . О — для дыхания.
3. Кислая, нейтральная, щелочная среда.
Все обитатели приспособились к определенным кислотно-щелочным условиям. Их изменение в результате загрязнения может привести к гибели организмов.
Биотические факторы.
Биотические факторы — это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую природу.
Классификация биотических взаимодействий:
1. Нейтрализм — ни одна популяция не влияет на другую.
2. Конкуренция — это использование ресурсов (пищи, воды, света, пространства) одним организмом, который тем самым уменьшает доступность этого ресурса ддя другого организма.
Конкуренция бывает внутривидовая и межвидовая. Если численность популяции невелика, то внутривидовая конкуренция выражена слабо и ресурсы имеются в изобилии. При высокой плотности популяции интенсивная внутривидовая конкуренция снижает наличие ресурсов до уровня, сдерживающего дальнейший рост, тем самым регулируется численность популяции.
Абиотические факторы: температура и освещенность. Видеоурок по биологии 11 класс
Межвидовая конкуренция — взаимодействие между популяциями, которое неблагоприятно сказывается на их росте и выживаемости. При завозе в Британию из Северной Америки каролинской белки уменьшилась численность обыкновенной белки, т.к. каролинская белка оказалась более конкурентоспособной.
Конкуренция бывает прямая и косвенная.
Прямая — это внутривидовая конкуренция, связанная с борьбой за место обитания, в частности защита индивидуальных участков у птиц или животных, выражающейся в прямых столкновениях. При недостатке ресурсов возможно поедание животных особей своего вида (волки, рыси, хищные клопы, пауки, крысы, щука, окунь и т.д.)
3. Паразитизм — один организм (паразит) живёт за счёт питания тканями или соками другого организма (хозяина), тесно связан в своём жизненном цикле. Паразитов различают по месту обитания:
• находятся на поверхности хозяина. Блохи, вши, клещи — животные. Тля, мучнистая роса — растения. У паразита имеются специальные приспособления (крючки, присоски и т.п.)
• внутри хозяина. Вирусы, бактерии, примитивные грибы — растения. Глисты — животные. Высокая плодовитость. Не приводят к гибели хозяина, но угнетают процессы жизнедеятельности
4. Хищничество — поедание одного организма (жертвы) другим организмом (хищником).
Хищники могут поедать травоядных животных, и также слабых хищников. Хищники обладают широким спектром питания, легко переключаются с одной добычи на другую более доступную.
Хищники часто нападают на слабые жертвы. Норка уничтожает больных и старых ондатр, а на взрослых особей не нападает.
Поддерживается экологическое равновесие между популяциями жертва-хищник.
5. Симбиоз — сожительство двух организмов разных видов при котором организмы приносят друг другу пользу. По степени партнерства симбиоз бывает:
Комменсализм — один организм питается за счет другого, не нанося ему вреда. Рак — актиния. Актиния прикрепляется к раковине, защищая его от врагов, и питается остатками пищи.
Мутуализм — оба организма получают пользу, при этом они не могут существовать друг без друга. Лишайник — гриб + водоросль. Гриб защищает водоросль, а водоросль кормит его.
В естественных условиях один вид не приведёт к уничтожению другого вида.
Экосистема.
Экосистема — это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом.
Термин предложен в 1935 году английским экологом Тексли. Самая большая экосистема — биосфера Земли, далее по уменьшению: суша, океан, тундра, тайга, лес, озеро, пень от дерева, горшок с цветами.
1. Экосистема океана.
Одна из самых больших экосистем (94 % гидросферы). Жизненная среда океана непрерывна, в ней отсутствуют границы, препятствующие расселению живых организмов (на суше граница — океан между материками, на материке — реки, горы и т.п.). В океане вода находится в постоянном движении. Существуют горизонтальные и вертикальные течения. В воде растворено — 48-10 т солей.
Эти физико-химические особенности создают благоприятные условия для образования и развития разнообразных организмов. В океане насчитывается:
• 160 000 видов животных (80 тыс. моллюсков, 20 тыс. ракообразных, 16 тыс. рыб, 15 тыс. простейших).
• 10 000 видов растений. В основном различные виды водорослей.
Однако органическая жизнь распределяется по горизонтали и вертикали неравномерно. В зависимости от а биотических факторов (световой режим, t, солёность и т.д.) океан подразделяют на несколько зон.
*В зависимости от освещения:
• верхняя освещаемая- до 200 м (эвфотическая)
• нижняя, лишённая света — свыше 200 м (афотическая)
* Экосистема океана также делится на:
• толща воды (пелагиаль)
* В зависимости от глубины:
• до 200 м (литоральная зона)
• до 2500 м (батиальная зона)
• до 6000 м (абиссальная зона)
• более 6000 м (ультраабиссальная зона)
В открытом океане по сравнению с прибрежной зоной пища менее сконцентрирована, поэтому здесь разнообразны активно плавающие организмы (рыбы, кальмары, акулы, киты и т.д.).
Пищевая цепь: фитопланктон — зоопланктон — планктоноядные рыбы — хищные рыбы — детритофаги (бактерии, которые живут в основном на дне).
2. Прибрежная зона.
Прибрежная зона имеет оптимальные условия для жизни по сравнению с открытым океаном (свет, t, достаточное количество питательных веществ и др.) — поэтому здесь наблюдается максимальное видовое разнообразие флоры и фауны (до 80 %).
Пищевая цепь: аналогично п. 1.
3. Глубоководная рифтовая зона океана.
Открыта в 1977 году в зоне подводного хребта Тихого океана к северо-востоку от Галапагосских островов. Здесь на глубине 2600 м существуют «оазисы жизни» — гигантские черви (до 1,5 м), крупные белые моллюски, креветки, крабы, отдельные виды рыб. Поражает очень высокая плотность биомассы -до 15 кг/м , в других местах на такой же глубине — до 0,01 кг/м (в 1500 раз больше).
Глубоководная зона характеризуется полной темнотой, огромным давлением. Адаптация — редукция плавательного пузыря, органов зрения, развитие органов свечения и т.п.
В данной экосистеме серные бактерии играют роль растений, используя вместо солнечного света сероводород и соединения серы (хемосинтез).
Серобактерии — первое звено в пищевой цепи, далее — погонофоры, внутри тела которых обитают бактерии, перерабатывающие сероводород и поставляющие организму необходимые питательные вещества. Также в симбиозе с серобактериями существуют моллюски.
4. Пресноводная экосистема. Например: пруд.
Пищевая цепь: зелёные растения (кувшинки, кубышка, тростник), водоросли фитопланктона — зоопланктон (ракообразные) растительноядные рыбы — хищные рыбы (карп) — хищные рыбы (щука).
5. Экосистема пустыни. Осадки менее 250 мм/год
Распространение: Африка (Сахара), Ближний Восток, Центральная Азия, юго-запад США и т.д. Климат: очень сухой, жаркие дни, холодные ночи
-песчаные (Кара-Кум) -тропические
-каменистые (Сахара) -умеренные
-глинистые (Гоби) -арктические
Растительность: редкостойный кустарник, кактусы, низкие травы, быстро покрывающие землю цветущим ковром после дождей. У растений обширная поверхностная корневая система, перехватывающая влагу редких осадков, или стержневые корни, проникающие до грунтовых вод (30 м. и более).
Животный мир; разнообразные грызуны (суслик, тушканчик), ящерицы, змеи, орлы, грифы, много мелких птиц, насекомые. Особенности: занимают 1/3 поверхности и площадь их возрастает.
Осадки — 750 — 1650 мм/год, главным образом во время сезонных дождей.
Распространение — субэкватриальная Африка, Южная Америка, юг Индии.
Климат — сухой, жаркий, большую часть года обильные дожди в течении влажного сезона.
Растительность — трава с редкими листопадными деревьями (акация, кактусы).
Животный мир — крупные растительноядные животные — зебры, антилопы, жирафы, хищники — львы, леопарды, гепарды, термиты (детритофаги).
7. Степи. Осадки — 250 — 750 мм/год
Распространение — центр Северной Америки, Россия, отдельные районы Африки, Австралии.
Климат — сезонный. Лето — от умеренно тёплого до жаркого. Зима -t
Растительность — травы (до 2 м. в Северной Америке или
Животный мир — крупные травоядные — бизоны, антилопы, дикие лошади, кенгуру) жирант , зебры, хищники — львы , леопарды, гепарды, гиены, птицы, мелкие роющие млекопитающие — кролик, суслик.
Особенности — большинство степей превращено в с/х поля -кукуруза, пшеница, соя, пастбища — овцы, рогатый скот.
8. Тропические влажные леса. Осадки — более 2400 мм/год, почти каждый день дождь.
Распространение — север Южной Америки, Центральная Америки, экваториальная Африка, юго-восточная Азия.
Климат — без смены сезонов, среднегодовая температура приблизительно равна 28 С.
Растительность — Самая большая по разнообразию видов и биомассе растений экосистема. Леса с деревьями до 60м. и выше (красное дерево, шерстяное, шоколадное, бальзовое, леопардовое дерево, сандал). На стволах, ветвях — лианы.
Животный мир — очень разнообразен. Обезьяны, змеи, ящерицы, белки-летяги, лягушки, пауки, муравьи, попугаи, колибри, насекомые (много).
Особенности — почвы бедные, большая часть питательных веществ содержится в биомассе поверхностно укоренённой растительности.
9. Лиственные леса. Осадки — 750 -2000 мм/год.
Распространение — восток Северной Америки, Европа, Россия.
Климат — сезонный. Зимние t
Растительность — листопадные деревья. Характеризуются многоярусностью. Деревья — дуб, липа, клён, ясень . Кустарники, травы, мхи, лишайники.
Животный мир — олень, косуля, кабан, заяц, ёж, волк, лиса, рысь. Птицы — тетерев, глухарь,рябчик, дрозд, дятел, синица, сова, сокол В почве — кроты, землеройки, черви ,нематоды, клещи.
Особенность — адаптация к сезонному климату — сброс листьев, зимняя спячка, миграция в тёплые страны.
10. Тайга. Осадки — 250 — 750 мм/год.
Распространение — северные районы Северной Америки, Европы, Азии.
Климат — сезонный. Долгая холодная зима, много осадков в виде снега (сохраняет тепло в почве).
Растительность — вечнозелёные хвойные — кедр, сосна, ель, пихта, лиственница.
Животный мир — травоядные — лось, олень, заяц, белка, грызуны. Хищники — рысь, волк, лиса, медведь, норка, росомаха. Множество птиц — рябчик, глухарь, дятел . Кровососущие — 40 видов мошек.
Особенности — много озёр и болот, толстая подстилка из хвои.
Осадки- менее 250 мм/год.
Распространение — север Евразии и Северной Америки.
Климат — сезонный. Очень холодная длинная зима (полярная ночь). Среднегодовая температура ниже -15 С. Летом вечная мерзлота оттаивает всего на метр.
Растительность — мхи, лишайники, травы, низкорослые кустарники (адаптация — холодостойкость), голубика, морошка, брусника.
Животный мир — мелкие млекопитающие сурки, суслики, лемминги. Хищники — песец, горностай, волк, сова. Северный олень, зайцы. Множество птиц — гуси, куропатки, утки, кулики. Комары, оводы, пауки.
Особенности — болотистые почвы.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Источник: zdamsam.ru
Экосистема и ее факторы
Экосистема (греч. oikos — жилище) — единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему.
Вы можете встретить синоним понятия экосистема — биогеоценоз (греч. bios — жизнь + geo — земля + koinos — общий). Следует разделять биогеоценоз и биоценоз. В понятие биоценоз не входит компонент окружающей среды, биоценоз — совокупность исключительно живых организмов со связями между ними.
Совокупность биогеоценозов образует живую оболочку Земли — биосферу.
Продуценты, консументы и редуценты
Растения, преобразующие энергию солнечного света в энергию химических связей. Создают органические вещества, потребляемые животными.
Животные — потребители готового органического вещества. Встречаются консументы I порядка — растительноядные организмы, консументы II, III и т.д. порядка — хищники.
Это сапротрофы (греч. sapros — гнилой + trophos — питание) — грибы и бактерии, а также некоторые растения, которые разлагают останки мертвых организмов. Редуценты обеспечивают круговорот веществ, они преобразуют накопленные организмами органические вещества в неорганические.
Продуценты, консументы и редуценты образуют в экосистеме так называемые трофические уровни (греч. trophos — питание), которые тесно взаимосвязаны между собой переносом питательных веществ и энергии — процессом, который необходим для круговорота веществ, рождения новой жизни.
Пищевые цепи
Взаимоотношения между организмами разных трофических уровней отражаются в пищевых цепочках (трофических цепях), в которых каждое предыдущее звено служит пищей для последующего звена. Поток энергии и веществ идет однонаправленно: продуценты → консументы → редуценты.
- Пастбищные — начинаются с продуцентов (растений), производителей органического вещества
- Детритные (лат. detritus — истертый) — начинаются с органических веществ отмерших растений и животных
В естественных сообществах пищевые цепи часто переплетаются, в результате чего образуются пищевые сети. Это связано с тем, что один и тот же организм может быть пищей для нескольких разных видов. Например, филины охотятся на полевок, лесных мышей, летучих мышей, некоторых птиц, змей, зайцев.
- Большим разнообразием обитающих видов
- Длинными пищевыми цепочками
- Разветвленностью пищевых цепочек, образующих пищевую сеть
- Наличием форм взаимоотношений между организмами (симбиоз)
Экологическая пирамида
Экологическая пирамида представляет собой графическую модель отражения числа особей (пирамида чисел), количества их биомассы (пирамида биомасс), заключенной в них энергии (пирамида энергии) для каждого уровня и указывающая на снижение всех показателей с повышением трофического уровня.
Существует правило 10%, которое вы можете встретить в задачах по экологии. Оно гласит, что на каждый последующий уровень экологической пирамиды переходит лишь 10% энергии (массы), остальное рассеивается в виде тепла.
Представим следующую пищевую цепочку: фитопланктон → зоопланктон → растительноядные рыбы → рыбы-хищники → дельфин. В соответствии с изученным правилом, чтобы дельфин набрал 1кг массы нужно 10 кг рыб хищников, 100 кг растительноядных рыб, 1000 кг зоопланктона и 10000 кг фитопланктона.
Агроценоз
- Преобладает искусственный отбор — выживают особи с полезными для человека признаками и свойствами
- Источник энергии — солнце (открытая система)
- Круговорот веществ — незамкнутый, так как часть веществ и энергии изымается человеком (сбор урожая)
- Видовой состав — скудный, преобладают 1-2 вида (поле пшеницы, ржи)
- Устойчивость экосистемы — снижена, так как пищевые цепочки короткие, пищевые сети неразветвленные
- Биомассы на единицу площади — мало
- Преобладает естественный отбор — выживают наиболее приспособленные особи
- Источник энергии — солнце (открытая система)
- Круговорот веществ — замкнутый
- Видовой состав — разнообразный, тысячи видов
- Устойчивость экосистемы — высокая, так как пищевые цепочки длинные, разветвленные
- Биомассы на единицу площади — много
Факторы экосистемы
-
Абиотические (греч. α — отрицание + βίος — жизнь)
К абиотическим факторам относятся факторы неживой природы. Существуют физические — климат, рельеф, химические — состав воды, почвы, воздуха. В понятие климата можно включить такие важные факторы как освещенность, температура, влажность.
К биотическим факторам относятся все живые существа и продукты их жизнедеятельности. Например: хищники регулируют численность своих жертв, животные-опылители влияют на цветковые растения и т.д. Это и самые разнообразные формы взаимоотношений между животными (нейтрализм, комменсализм, симбиоз).
К антропогенным факторам относится влияние человека на окружающую среду в процессе хозяйственной и другой деятельности. Человек «разумный» (Homo «sapiens») вырубает леса, осушает болота, распахивает земли — уничтожает дом для сотен видов животных.
В результате деятельности человека произошли глобальные изменения: над Антарктикой появились «озоновые дыры», ускорилось глобальное потепление, которое ведет к таянию ледников и повышению уровня мирового океана.
За миллионы лет эволюции растения и животные вырабатывают приспособления к тем условиям среды, где они обитают. Так у алоэ, растения живущего в засушливом климате, имеются толстые мясистые листья с большим запасом воды на случай засухи. У каждого организма вырабатывается своя адаптация.
Формируются привычные биологические ритмы (биоритмы): организм адаптируется к изменениям освещенности, температуры, магнитного поля и т.д. Эти факторы играют важную роль в таких событиях как сезонные перелеты птиц, осенний листопад.
Если адаптация не вырабатывается, или это происходит слишком медленно по сравнению с другими видами, то данный вид подвергается биологическому регрессу: количество особей и ареал их обитания уменьшаются и со временем вид исчезает. Иногда деятельность человека играет решающую роль в исчезновении видов.
Закон оптимума
Если фактор оказывает на жизнедеятельность организма благоприятное влияние (отлично подходит для животного/растения), то про фактор говорят — оптимальный, значение фактора в зоне оптимума. Зона оптимума — диапазон действия фактора, наиболее благоприятный для жизнедеятельности.
За пределами зоны оптимума начинается зона угнетения (пессимума). Если значение фактора лежит в зоне пессимума, то организм испытывает угнетение, однако процесс жизнедеятельности может продолжаться. Таким образом, зона пессимума лежит в пределах выносливости организма. За пределами выносливости организма происходит его гибель.
Фактор, по своему значению находящийся на пределе выносливости организма, или выходящий за такое значение, называется ограничивающим (лимитирующим). Существует закон ограничивающего фактора (закон минимума Либиха), гласящий, что для организма наиболее значим фактор, который более всего отклоняется от своего оптимального значения.
Метафорически представить этот закон можно с помощью «бочки Либиха». Смысл данной метафоры в том, что вода при заполнении бочки начинает переливаться через наименьшую доску, таким образом, длина остальных досок уже не играет роли. Так и наличие выраженного ограничивающего фактора сводит на нет благоприятность остальных факторов.
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник: studarium.ru
Тест «Основы экологии»
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком с маленькой буквы
Вопрос 2
Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.
А) зарастание пруда ряской
Б) увеличение численности мальков рыб
В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом
Г) образование льда
Д) смыв в реку минеральных удобрений
1) биотические
2) абиотические
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Вопрос 3
Какие из приведённых экологических факторов относят к абиотическим?
Выберите три верных ответа из шести , под которыми они указаны.
Варианты ответов
- температура воздуха
- взаимодействие карася и щуки
- возведение дамб на реках
- среднее количество осадков за год
- солёность воды
- вырубка леса
Вопрос 4
Распашка целины в целях выращивания зерновых культур — пример действия фактора
Варианты ответов
- биотического
- абиотического
- антропогенного
- ограничивающего
Вопрос 5
Биологический оптимум — это
Варианты ответов
- положительное действие биотических факторов
- наилучшее сочетание абиотических факторов
- наилучшее сочетание всех факторов, влияющих на организм
- пределы выносливости организма по отношению к действующим на него факторам
Вопрос 6
Как называют фактор, который значительно отклоняется от оптимальной для вида величины
Варианты ответов
- абиотический
- биотический
- антропогенный
- ограничивающий
Вопрос 7
Рассмотрите предложенную схему классификации сред обитания организмов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком. (с маленькой буквы)
Вопрос 8
Отношения каких организмов служат примером паразитизма?
Варианты ответов
- солитёр и свинья
- рак-отшельник и актиния
- волк и шакал
- лиса и куропатка
Вопрос 9
Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, — недостаток
Варианты ответов
- света
- тепла
- минеральных веществ
- воды
Вопрос 10
При каких условиях возникает конкуренция между двумя видами?
Варианты ответов
- если соседствуют два вида со сходными экологическими потребностями
- если два близкородственных вида проживают на смежных территориях
- если один вид выступает для другого в качестве ресурса
Вопрос 11
Плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа — признаки животных, обитающих в среде
Варианты ответов
- наземно-воздушной
- почвенной
- водной
- организменной
Вопрос 12
Уменьшение толщины озонового слоя связано с деятельностью
Варианты ответов
- растений
- микроорганизмов
- человека
- животных
Вопрос 13
Термин ЭКОЛОГИЯ был предложен в 1866году:
Варианты ответов
- Э. Геккелем
- Ч. Дарвином
- Г. Менделем
Вопрос 14
Совокупность биогеоценозов земного шара:
Варианты ответов
- биотоп
- биосфера
- ноосфера
- биоценоз
Вопрос 15
Комплекс факторов неживой природы :
Варианты ответов
- биоценоз
- биотоп
- экосистема
- биогеоценоз
Вопрос 16
Взаимоотношения божьих коровок и тлей — пример:
Варианты ответов
- Паразитизма
- Взаимопомощи
- Симбиоза
- Хищничества
Вопрос 17
Какие отношения устанавливаются между актинией и раком-отшельником?
Варианты ответов
- альтруизм
- хищничество
- симбиоз
- паразитизм
Вопрос 18
Возрастная структура популяции характеризуется
Варианты ответов
- соотношением женских и мужских особей
- численностью особей
- соотношением молодых и половозрелых особей
- её плотностью
Вопрос 19
В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
Варианты ответов
- консументы → продуценты → редуценты
- редуценты → продуценты → консументы
- редуценты → консументы → продуценты
- продуценты → консументы → редуценты
Вопрос 20
Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться перечисленные организмы. (в ответ запишите последовательность цифр без пробелов)
Источник: videouroki.net
Тесты по разделу «Экосистемы» к учебнику Сивоглазова В.И., И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень, 11 класс»
8. Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово « оптимум »?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
9. К абиотическим экологическим факторам относится
1) плодородность почвы 2) большое разнообразие растений
3) наличие хищников 4) температура воздуха
10. Реакция организмов на продолжительность дня называется
1) фототропизмом 2) гелиотропизмом 3) фотопериодизмом 4) фототаксисом
11. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней
12. Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?
1) уменьшение скорости обмена веществ
2) увеличение интенсивности фотосинтеза
3) уменьшение интенсивности дыхания
4) усиление испарения воды
13. Какой из перечисленных экологических факторов является ограничивающим жизнедеятельность бактерий, поселяющихся на мясных продуктах?
1) влажность 2) состав солей 3) температура 4) освещённость
14. Плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа — признаки животных, обитающих в среде
1) наземно-воздушной 2) почвенной 3) водной 4) организменной
15. Какой цифрой обозначена на рисунке зона гибели организма?
1) I 2) II 3) III 4) IV
16. Какой экологический фактор является ограничивающим для зерноядных птиц зимой в тайге?
1) интенсивность освещения 2) перепады атмосферного давления
3) отсутствие насекомых 4) высота снегового покрова
Тест № 1 по теме «Абиотические факторы среды»
2 вариант
1. Сигнал к началу осеннего перелета насекомоядных птиц
1) понижение температуры окружающей среды 2) сокращение светового дня
3) недостаток пищи 4) повышение влажности и давления
2. На численность белки в лесной зоне НЕ влияет
1) смена холодных и теплых зим 2) урожай еловых шишек
3) численность хищников 4) численность паразитов
3. К абиотическим факторам относят
1) конкуренцию растений за поглощение света
2) влияние растений на жизнь животных
3) изменение температуры в течение суток
4) загрязнение окружающей среды человеком
4. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют
1) микроэволюционными изменениями
4) безусловным рефлексом
5. Из перечисленных явлений к суточным биоритмам относят
1) миграции морских рыб на нерест
2) открывание и закрывание цветков покрытосеменных растений
3) распускание почек у деревьев и кустарников
4) открывание и закрывание раковин у моллюсков
6. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?
1) высокая температура
2) недостаток влаги
3) отсутствие перегноя
4) избыток ультрафиолетовых лучей
7. К абиотическим факторам, определяющим численность популяции, относят
1) межвидовую конкуренцию
3) понижение плодовитости
8. Что может стать ограничивающим фактором для жизни пятнистого оленя, живущего в Приморье на южных склонах гор?
1) глубокий снег 2) сильный ветер
3) недостаток хвойных деревьев 4) короткий день зимой
9. Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово « благоприятные условия »?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
10. Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?
1) смена температуры 2) уровень влажности воздуха
3) наличие убежища 4) продолжительность дня и ночи
11. Какой из перечисленных ниже факторов неживой природы наиболее существенно влияет на распространение земноводных?
12. Какое приспособление у теневыносливых растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?
1) мелкие листья 2) крупные листья 3) шипы и колючки 4) восковой налёт на листьях
13. Ярусность растений в лесу
1) повышает межвидовую конкуренцию организмов
2) снижает внутривидовую конкуренцию
3) угнетает жизнедеятельность растений
4) снижает межвидовую конкуренцию
14. Какой цифрой обозначен оптимум существования организма?
1) I 2) II 3) III 4) IV
15. Ограничивающим фактором для жизни крота обыкновенного может служить
1) недостаток света 2) влажность воздуха 3) температура воздуха 4) плотность почвы
16. Растение Венерина мухоловка « поедает » насекомых из-за
1) неспособности к фотосинтезу 2) нехватки органических веществ
3) нехватки азота 4) перехода к паразитическому образу жизни
Тест № 2 по теме «Цепи питания. Экосистема, ее компоненты»
1. Производители органических веществ в экосистеме:
1) продуценты 2) консументы 3) редуценты 4) хищники
2. Какой объект отсутствует в приведённой ниже цепи питания листовой опад — > . .. — > ёж — > лисица :
1) крот 2) кузнечик 3) дождевой червь 4) плесневые грибы
3. Из предложенных птиц последним звеном пищевой цепи может являться :
1) галка 2) коршун 3) голубь 4) скворец
4. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава — > . .. — > волк :
1) тигр 2) ястреб 3) заяц 4) лиса
5. Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере :
1) создают органические вещества из минеральных 2) разлагают органические вещества до минеральных
3) разлагают минеральные вещества 4) потребляют готовые органические вещества
6. Определите правильно составленную пищевую цепь :
1) ястреб → синица → личинки насекомых → сосна 2) сосна → синица → личинки насекомых → ястреб
3) сосна → личинки насекомых → синица → ястреб 4) личинки насекомых → сосна → синица → ястреб
7. Организмы продуценты, консументы и редуценты — основные структурные компоненты :
1) биогеоценоза 2) вида 3) популяции 4) биосферы
8. Организмы, разлагающие органические вещества до минеральных, заканчивающие потребление солнечной энергии в биогеоценозе, —
1) продуценты 2) консументы I порядка 3) консументы II порядка 4) редуценты
9. Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение в пищевой цепи, называют пирамидой:
1) биоразнообразия 2) численности 3) энергии 4) биомассы
10. Примером пастбищной цепи питания является :
1) трава → саранча → дрозд → бактерии 2) листовой опад → дождевой червь → крот → бактерии
3) навоз → муха → бактерии 4) листовой опад → дождевой червь → дрозд → ястреб
11. Роль животных в биогеоценозе заключается в :
1) разрушении и минерализации органических веществ 2) синтезе органических веществ из неорганических
3) участии в передаче энергии по цепям питания 4) обогащении атмосферы кислородом
12. В детритных цепях питания происходит :
1) минерализация органических остатков 2) восстановление углекислого газа
3) потребление живых растений 4) образование органических веществ
13. Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах вероятнее всего приведёт к :
1) появлению новых видов растений 2) увеличению видового разнообразия растений
3) распространению заболеваний среди травоядных животных 4) расширению кормовой базы насекомоядных птиц
14. В чём причина смены одного биоценоза другим
1) изменение погодных условий 2) сезонные изменения в природе
3) колебание численности популяций одного вида 4) изменение среды обитания живыми организмами
15. К экосистемам самого высокого уровня следует отнести :
1) экосистему океана 2) биоценоз елового леса 3) биогеоценоз пустыни 4) биосферу Земли
16. Экосистему, в которой обитает множество связанных между собой видов и происходит сбалансированный круговорот веществ, считают: 1) неустойчивой 2) стабильной 3) молодой 4) отмирающей
17. Примером смены экосистемы служит :
1) отмирание надземных частей растений зимой на лугу 2) сокращение численности хищников в лесу
3) изменение внешнего облика лесного сообщества зимой 4) зарастание водоема
18. Численность консументов первого порядка в биоценозе каждый год меняется и зависит от :
1) климата 2) степени влажности 3) численности редуцентов 4) численности продуцентов
19. Сапротрофные организмы питаются :
1) органическими веществами живых тел 2) неорганическими веществами
3) органическими веществами мертвых тел 4) путем хемосинтеза и фотосинтеза
20. Наибольшее разнообразие жизни в условиях наземной среды наблюдается в :
1) саваннах 2) пустынях 3) степях 4) тропических лесах
Тест №2 по теме «Цепи питания. Экосистема, ее компоненты»
1. Продуценты в экосистеме луга:
1) потребляют готовые органические вещества 2) создают органические вещества
3) обеспечивают процесс гниения
4) разлагают органические вещества
2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве :
1) продуценты 2) консументы I порядка 3) консументы II порядка 4) редуценты
3. Хищники в биоценозе выполняют функции :
1) продуцентов 2) редуцентов 3) консументов 2-го порядка 4) консументов 1-го порядка
4. Определите правильно составленную пищевую цепь :
1) чайка → окунь → мальки рыб → водоросли 2) водоросли → чайка → окунь → мальки рыб
3) мальки рыб → водоросли → окунь → чайка 4) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка
5. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты :
1) участвуют в образовании органических веществ из неорганических
2) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ
3) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию
4) поглощают углекислый газ и кислород
6. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии :
1) Лисица → дождевой червь → землеройка → листовой опад
2) Листовой опад → дождевой червь → землеройка → лисица
3) Землеройка → дождевой червь → листовой опад → лисица
4) Землеройка → лисица → дождевой червь → листовой опад
7. Пищевые связи в экосистеме называются :
1) абиотическими 2) антропогенными 3) ограничивающими 4) биотическими
8. Наземные цепи питания начинаются с растений, которые :
1) обеспечивают все живые организмы пищей и энергией 2) существуют на Земле миллионы лет
3) широко расселились во все среды обитания 4) развиваются в процессе эволюции
9. В экосистеме хвойного леса к консументам второго порядка относят :
1) ель обыкновенную 2) лесных мышей 3) таежных клещей 4) почвенных бактерий
10. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным, а от них к последующим звеньям называется:
1) правилом экологической пирамиды 2) круговоротом веществ
3) колебанием численности популяций
4) саморегуляцией численности популяций
11. Кто является консументом 3 порядка в следующей цепи питания: хламидомонада → головастик → окунь → человек?
1) человек 2) хламидомонада 3) окунь 4) головастик
12. Сколько процентов энергии переходит на следующий пищевой уровень?
1) 5 2) 10 3) 50 4) 100
13. Органические вещества в экосистеме озера создаются :
1) рыбами 2) личинками насекомых 3) водорослями 4) бактериями
14. Чья суммарная биомасса больше в экосистеме луга?
1) мелких млекопитающих 2) насекомых 3) птиц 4) растений
15. Самая высокая биомасса растений и продуктивность наблюдается в экосистемах
1) саванны 2) тайги 3) листопадных лесов умеренного пояса 4) влажных тропических лесов
16. Устойчивость экосистемы обеспечивается: 1) высокой численностью организмов разрушителей
2) колебаниями численности популяций 3) процессами саморегуляции 4) биологическими ритмами
17. Сосновый бор считают биогеоценозом, потому что
1) между обитающими в нём видами существуют родственные связи
2) между обитающими в нём видами нет родственных связей
3) в нём высокая численность видов животных, растений и микроорганизмов
4) все обитающие в нём длительное время виды связаны между собой и с факторами неживой природы, осуществляют круговорот веществ
18. Какой фактор обеспечивает устойчивость лесного сообщества при резком увеличении в нём численности жуков-короедов?
1) уменьшение численности растительноядных насекомых 2) увеличение численности хищных млекопитающих
3) уменьшение численности растительноядных птиц 4) увеличение численности насекомоядных птиц
19. Укажите пример антропогенного экологического фактора, негативно влияющего на биогеоценоз.
1) создание пасек 2) строительство плотин 3) насаждение лесополос 4) создание природных заповедников
20. Море как устойчивая экосистема характеризуется :
1) периодическими колебаниями количества видов 2) высокой численностью продуцентов
3) высокой численностью консументов 4) разнообразием и большим количеством видов
Тест №3 по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»
1. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне:
2. К антропогенным факторам относятся:
1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог
2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы
3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей
4) температура воздуха и воды, атмосферное давление
3. Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных в настоящее время является:
1) межвидовая борьба
2) разрушение мест обитания животных
3) чрезмерное размножение хищников
4) возникновение глобальных эпидемий – пандемий
4. Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере:
1) эволюция органического мира
2) замкнутый круговорот веществ и энергии
3) усиление промышленной и снижение сельскохозяйственной деятельности человека
4) усиление сельскохозяйственной и снижение промышленной деятельности человека
5. В биосфере:
1) биомасса растений равна биомассе животных
2) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений
3) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных
4) соотношения биомасс растений и животных постоянно изменяется
6. Биосфера является открытой системой, так как она:
1) способна к саморегуляции
2) способна изменяться во времени
3) состоит из экосистем
4) связана с космосом обменом веществ
7. По В.И. Вернадскому кислород является веществом:
1) живым 2) биокосным 3) биогенным 4) косным
8. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там:
1) отсутствует кислород
2) отсутствует свет
3) очень низкая температура
4) размещается озоновый слой
9. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, называется:
1) гидросфера 2) литосфера 3) ноосфера 4) биосфера
10. По определению В.И. Вернадского ведущая роль в создании ноосферы принадлежит:
1) бактериям 2) растениям 3) космосу 4) человеку
11. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается:
1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы
2) в нижних слоях гидросферы
3) в верхних слоях атмосферы
4) в литосфере на глубине 200 м
12. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует:
1) сохранение биоразнообразия
2) вселение новых видов в экосистемы
3) создание агроэкосистем
4) расширение площади земель, занятых культурными растениями
13. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства с учетом экологических закономерностей – необходимое условие:
1) устойчивости биосферы
2) эволюции органического мира по пути ароморфоза
3) смены биогеоценозов
4) саморегуляции численности в популяциях
14. Парниковый эффект в биосфере вызывает накопления в атмосфере:
1) пыли 2) ядовитых веществ 3) углекислого газа 4) азота
15. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется
1) разнообразием ее видового состава
2) конкуренцией между организмами
3) популяционными волнами
4) закономерностями наследственности и изменчивости организмов
16. Выделение в атмосферу оксидов серы, азота вызывает:
1) уменьшение озонового слоя
2) засоление мирового океана
3) выпадение кислотных дождей
4) увеличение концентрации углекислого газа
17. Необходимое условие устойчивого развития биосферы:
1) создание искусственных агроценозов
2) сокращение численности хищных животных
3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей
4) уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур
18. В преобразовании биосферы главную роль играют:
1) живые организмы
3) круговорот минеральных веществ
4) процессы саморегуляции
Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»
1. В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вызывают факторы:
2. Биосферу считают динамической системой, так как она:
1) способна к саморегуляции
2) способна изменяться во времени
3) состоит из экосистем
4) связана с космосом обменом веществ
3. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль:
1) разрушителей органических веществ
2) источника минеральных веществ
3) производителей органических веществ
4) потребителей органических веществ
4. Основателем учения о биосфере является:
1) В. Докучаев 2) Э. Геккель 3) В. Вернадский 4) Ч. Дарвин
5. Нефть по В.И. Вернадскому является веществом:
1) биогенным 2) живым 3) биокосным 4) косным
6. Биосфера представляет собой глобальную экосистему, структурными компонентами которой являются:
1) типы животных
4) отделы растений
7. В биосфере биомасса животных:
1) во много раз превышает биомассу растений
2) равна биомассе растений
3) во много раз меньше биомассы растений
4) в отдельные периоды превышает биомассу растений, а в другие нет
8. Устойчивость биосферы обеспечивается:
1) геомагнитными явлениями
2) хозяйственной деятельностью человека
3) атмосферными явлениями
4) круговоротом веществ
9. Нижняя граница биосферы располагается в литосфере на глубине:
1) 1 км 2) 8 км 3) 5 км 4) 3,5 км
10. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между:
1) микроорганизмами и грибами
2) растениями и почвой
3) животными, растениями и микроорганизмами
4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой
11. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят:
1) эрозию и засоление, опустынивание
2) осушение болот
3) создание искусственных водохранилищ
4) известкование полей
12. Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способствует:
1) разрушению озонового слоя
2) разрушению структуры пахотного слоя
3) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов
4) вымыванию из почвы питательных веществ
13. Расширение озоновых дыр приводит к:
1) повышению температуры воздуха, частому появлению туманов
2) усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья
3) понижению температуры и повышению влажности воздуха
4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза
14. Сохранению равновесия в биосфере способствует:
1) создание новых сортов растений и пород животных
2) вселение новых видов в экосистему
3) уничтожение паразитов и хищников
4) внедрение в производство малоотходных технологий
15. К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью многих организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести:
1) парниковый эффект 2) таяние ледников 3) вырубка лесов
4) расширение озоновых дыр
16. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате
1) урбанизации ландшафтов
2) циклических процессов на Солнце
3) таяния ледников
4) парникового эффекта
17. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai