Административная процедура при строительстве

ПРОГРАММА / PROGRAM / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT AND DEVELOPMENT PROJECT / ЦИКЛ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ADMINISTRATIVE BARRIERS / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ADMINISTRATIVE PROCEDURES / ФАКТОРЫ / FACTORS / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT MECHANISM / CIRCLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пешков А.В.

Административные барьеры считаются одним из основных препятствий в развитии предпринимательства в России. Снижение административных барьеров , в том числе при реализации инвестиционно-строительных проектов , является актуальной задачей для всех участников строительства. Уточнено и исследовано количество административных процедур при реализации инвестиционно-строительного проекта в жилищном строительстве. Дана авторская интерпретация термина « административные барьеры ». Показано, что административные барьеры удлиняют срок окупаемости инвестиционного проекта, увеличивают риски и инвестиционную привлекательность проекта. Для устранения негативного влияния административных барьеров предлагается совершенствовать механизм управления процессами прохождения административных процедур .

Административные процедуры и судопроизводство

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пешков А.В.

Административные барьеры и эффективность инвестиционно-строительных программ и проектов в жилищном строительстве

ADMINISTRATIVE PROCEDURES DURING THE REALISATION OF INVESTMENT AND DEVELOPMENT PROJECTS: MANAGEMENT MECHANISM

Administrative barriers are considered to be one of the main hindrances in the development of entrepreneurship in Russia. Decrease of administrative barriers is a very acute problem, especially during the realization of investment and development projects, and it is also an acute aim for all the participants of the building process. We specified and analysed the quantity of administrative procedures during the realization of investment and development project in the residential building. We give the author’s interpretation of the term “ administrative barriers ”. It is shown that administrative barriers prolong the pay-off period of the investment project, increase the risks and investment attractiveness of the project. In order to eliminate the negative impact of administrative barriers we offer to improve management mechanism of administrative procedure processes.

Текст научной работы на тему «Административные процедуры при реализации инвестиционно-строительных проектов: механизм управления»

Информация об авторах

Никишина Ольга Валерьевна, магистрант кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: (3952) 40-56-11, Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Никишина Ольга Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Братский государственный университет, 665709, г. Братск, ул. Макаренко, 40.

Information about the authors

Nikishina O.V., candidate for a master’s degree, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 40-56-11; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Шоу 40+ #2.30 «Неполучение разрешения на строительство как признак (?) самовольности постройки»

Nikishina O.B., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of Economics and management, Bratsk State University, 40 Makarenko St., Bratsk, 665709.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

Административные барьеры считаются одним из основных препятствий в развитии предпринимательства в России. Снижение административных барьеров, в том числе при реализации инвестиционно-строительных проектов, является актуальной задачей для всех участников строительства.

Уточнено и исследовано количество административных процедур при реализации инвестиционно-строительного проекта в жилищном строительстве. Дана авторская интерпретация термина «административные барьеры». Показано, что административные барьеры удлиняют срок окупаемости инвестиционного проекта, увеличивают риски и инвестиционную привлекательность проекта. Для устранения негативного влияния административных барьеров предлагается совершенствовать механизм управления процессами прохождения административных процедур.

Ключевые слова: программа; инвестиционно-строительный проект; цикл; административные барьеры; административные процедуры; факторы; механизм управления.

ADMINISTRATIVE PROCEDURES DURING THE REALISATION OF INVESTMENT AND DEVELOPMENT PROJECTS: MANAGEMENT MECHANISM

Administrative barriers are considered to be one of the main hindrances in the development of entrepreneurship in Russia. Decrease of administrative barriers is a very acute problem, especially during the realization of investment and development projects, and it is also an acute aim for all the participants of the building process. We specified and analysed the quantity of administrative procedures during the realization of investment and development project in the residential building. We give the author’s interpretation of the term «administrative barriers». It is shown that administrative barriers prolong the pay-off period of the investment project, in-

crease the risks and investment attractiveness of the project. In order to elimínate the negative impact of administrative barriers we offer to improve management mechanism of administrative procedure processes.

Key words: program; investment and development project; circle; administrative barriers; administrative procedures; factors; management mechanism.

Вопрос обеспечения граждан России доступным жильем крайне актуален на протяжении длительного времени. Об этом свидетельствуют различные государственные программы, в том числе программа «Жилище», Программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» и др.

Указанные Программы являются составляющими реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильe» [6], объявленным Президентом Российской Федерации 5 сентября 2005 года на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов. В контексте вопроса сложно переоценить влияние административного ресурса на реализацию данных программ. Это подчеркивается планом мероприятий правительства Российской Федерации «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного 16 августа 2012 года. В дальнейшем были озвучены: план «Совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности и улучшения предпринимательского климата в сфере строительства» в 2013 году и другие нормативные документы, регламентирующие набор необходимых процедур по уменьшению административных барьеров [5, 6].

По мнению Всемирного банка, именно административные барьеры, наряду с налоговым бременем и коррупцией, считаются основными препятствиями мешающими развитию предпринимательства в России [3].

Ресурсный центр малого предпринимательства дает [1, 2] следующее определение административных барьеров: «Помехи, с которыми предприниматели сталкиваются в процессе своей хозяйственной деятельности и которые создаются чиновниками органов исполнительной власти». Многие исследователи считают, что административные барьеры — это действия органов исполнительной власти, выраженные в виде принятия нормативных, распорядительных документов, противоречащих действующему законодательству и нормативным актам Российской Федерации, а также связанные со злоупотреблением и превышением своих полномочий при проведении ими контроля и надзора за деятельностью субъектов предпринимательства [3, 8, 9, 10, 11]. По нашему мнению, более точным будет следующее определение: административные барьеры — это затраты предприятий, связанные с исполнением законодательства и многочисленных нормативных документов, так называемых подзаконных актов.

Проведенный анализ исполнения всех административных процедур дает порядка 60 процедур для варианта постройки многоэтажного жилого дома в г. Иркутске [4, 8]. Распределение процедур в разрезе этапов реализации инвестиционно-строительного проекта представлено на рис. 1.

При этом основная доля — 45% (28 процедур) приходится на этап ввода здания эксплуатацию; 29% (18 процедур) — на этап получения землеустроительной и градостроительной документации; на остальные же три этапа приходится в общей сложности 26% (16 процедур). К сожалению, сравнительно небольшое число документов не является залогом быстрого прохождения данных этапов.

Рассмотрим диаграмму фактических сроков прохождения вышеупомянутых процедур при строительстве многоэтажного жилого дома в г. Иркутске (рис. 2).

Как видно, характер диаграммы несколько изменился. Основную часть составляет получение землеустроительной и градостроительной документации — 32% (286 дней) и ввод объекта в эксплуатацию — 29% (263 дня); немного меньше занимает этап проектиро-

вания — 23% (208 дней); и на оставшиеся два этапа приходится в общей сложности 16% (113 дня).

Ш Оформление землеустроительной и Ф^ дост ронтельной документации К Проектирование

I Вед а эксплуатацию

Рис. 1. Структура этапов реализации инвестиционно-строительного проекта

Рис. 2.Сроки прохождения процедур

Произошло изменение процентного соотношения в сторону его уменьшения на этапе ввода в эксплуатацию и увеличения на этапах проектирования, строительства и получения землеустроительной и градостроительной документации. Общий фактический срок прохождения административных процедур составил 870 дней.

Данный аспект обусловлен большим количеством процедур и тем, что сроки некоторых из них сильно отличаются от нормативных. Например, прохождение экспертизы проекта составляет 45 дней по нормативу. При наличии замечаний, практически неизбежных в наших условиях постоянно растущих и изменяющихся требований к проектной документации, проект возвращают на доработку.

А при повторной сдаче проекта срок отсчитывается заново. Подобная схема иногда используется в случае, если эксперты не успевают выполнить полную проверку проектной документации к назначенной дате. Возможен вариант, при котором заказчик пишет письмо о продлении сроков экспертизы. В этом случае он не получает отрицательного заключения экспертизы, экономя таким образом деньги (стоимость повторной экспертизы проекта), но так как приостановка возможна на срок до полугода (в зависимости от причины), то это может вызвать еще большую задержку на этапе экспертной проверки проекта, чем повторная экспертиза.

Возможно, ответом на срыв нормативных сроков и некоторые конфликтные ситуации было бы обращение в судебные органы. Но здесь застройщик сталкивается с другой проблемой. Не смотря на более-менее четкие сроки прохождения процедур (получение технических условий, прохождение экспертизы и т.д.) нет конкретных санкций за срыв данных сроков.

Как правило, при направлении заявления в соответствующие органы начитается административный разбор причин, который лишь в крайне редких случаях влечет за собой материальные взыскания. Независимо от итогов административного разбирательства, застройщик столкнется с серьезной потерей времени, которая в конечном итоге нанесет больший вред реализации проекта, чем несвоевременная выдача технических условий, либо других документов. В данном случае застройщику приходится выбирать для себя менее затратный вариант.

Не только количество документов является барьером для реализации проекта. Серьезной проблемой являются затраты при прохождении административных процедур. В число этих затрат необходимо включить также издержки при получении технических условий на подключение к сетям, которые зачастую выделяют в отдельную графу.

Объясняется это тем, что без заключенных договоров о ресурсоснабжении невозможно получение разрешения на сдачу объекта в эксплуатацию. При заключении же договора необходимо оплатить тариф за использование сетей на определенный срок.

К примеру, при подключении 9-этажной, 40-квартирной блок-секции в г. Иркутске сумма подключения к сетям подачи электроэнергии составляет порядка четырех миллионов рублей. При этом действителен договор в течение года и в случае срыва сроков строительства данные финансовые средства будут потрачены впустую, так как потребуется повторное заключение договора.

Также весьма значительные «пени» начисляются за срыв сроков сдачи дома в эксплуатацию. Таким образом, задержка при прохождении «административных барьеров» не только увеличивает срок окупаемости инвестиционного проекта, но может серьезно поднять его стоимость. Таким образом, увеличиваются риски при реализации проекта и, соответственно, уменьшается инвестиционная привлекательность, что, в конечном итоге, сказывается на стоимости строительства. Кроме того, усложнение регулирования процесса получения «разрешительной документации» поощряет коррупцию и подталкивает строительство в нелегальный сектор.

По данным Иркутстата, область имеет существенный научно-инновационный потенциал [7]. Однако, как показывают проведенные исследования, имеющиеся научные разработки в области энерго- и ресурсосбережения [12, 13], которые повышают инвестиционную привлекательность инвестиционно-строительных проектов еще больше увеличивают количество необходимых административных процедур. В 2013 году правительство РФ совершило серьезную попытку снижения «административных барьеров». Был со-

ставлен план под названием «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (или «дорожная карта») [5]. Его целями являлись:

-упрощение градостроительной подготовки земельных участков;

— совершенствование регуляторной среды;

— сокращение количества совокупного времени и расходов на прохождение процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов.

Осуществить эти цели предполагалось посредством ряда мероприятий:

1. Установление обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления проводить аукционы по предоставлению свободных земельных участков по заявлениям граждан и юридических лиц, установление административной ответственности за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение такой обязанности, установление обязанности по передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований, на территории которых приняты правила землепользования и застройки, за исключением земельных участков, необходимых для обеспечения государственных нужд, земельных участков, в отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства поступили обращения о вовлечении их в хозяйственный оборот, земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также в иных исключительных случаях, предусмотренных федеральным законом (поправки Федеральных законов № 432575 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» [15] («О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации) и № 28424-6 «О внесении изменения в статью 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

2. Завершение разработки правил землепользования и застройки городских поселе-

— утверждение формы сводного плана-графика подготовки правил землепользования и застройки городских поселений;

— подготовка планов-графиков утверждения правил землепользования и застройки городских поселений;

— утверждение правил землепользования и застройки городских поселений;

— мониторинг выполнения органами местного самоуправления сводных планов-графиков подготовки правил землепользования и застройки городских поселений (на основании информации, представляемой субъектами Российской Федерации).

3. Установление обязанности органов местного самоуправления утверждать программы развития транспортной и социальной инфраструктуры в 6-месячный срок с даты утверждения генеральных планов городских поселений и городских округов (проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»).

4. Установление порядка утверждения документации по планировке территории на основании заявлений граждан и юридических лиц (проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории»).

5. Обеспечение перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию (проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

6. Совершенствование порядка изъятия земельных участков, которые предоставлены и не используются для строительства (проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования земельных отношений).

7. Содействие в проведении аукционов по продаже земельных участков и предоставлению земельных участков в аренду для жилищного строительства:

-утверждение формы сводного плана-графика проведения аукционов по продаже и (или) предоставлению в аренду земельных участков (для органов местного самоуправления) и сводных планов-графиков проведения таких аукционов (для субъектов Российской Федерации);

— разработка и утверждение планов-графиков проведения аукционов по продаже и (или) предоставлению в аренду земельных участков органами местного самоуправления, а также сводного плана-графика по каждому субъекту Российской Федерации на период до 2016 года с включением планов-графиков в приложения к соглашениям об объемах ввода жилья, заключаемым Минрегионом России и субъектами Российской Федерации;

— мониторинг реализации планов-графиков проведения аукционов по продаже и предоставлению в аренду земельных участков.

8. Установление исчерпывающего перечня административных процедур в сфере жилищного строительства:

— наделение правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня административных процедур в сфере строительства (проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

Читайте также:  Что такое коттеджное строительство

-утверждение перечня административных процедур в сфере жилищного строительства.

9. Введение дополнительных требований к составу информации, размещаемой в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в части включения в нее региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (поправки к проекту Федерального закона № 86567-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования»).

10. Установление процедуры административного обжалования действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанных с нарушением порядка осуществления полномочий в области строительства и земельных отношений, с внесением в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующих норм в отношении должностных лиц уполномоченных органов за нарушение порядка осуществления полномочий в сфере строительства и земельных отношений (проект Федерального закона «О внесении изменений» в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации).

11. Оптимизация требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства.

12. Установление требований к составу и содержанию работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории.

13. Уточнение требований к составу и содержанию работ по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

14. Установление требований к составу и оформлению задания и программы выполнения инженерных изысканий, а также к составу текстовых и графических частей материалов и результатов инженерных изысканий, включаемых в отчетные материалы.

15. Установление порядка формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий.

16. Сокращение перечня объектов капитального строительства, относящихся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам [14] (проект Федерального закона о внесении изменений в ст. 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

17. Установление отдельных видов подготовительных работ, которые могут выполняться до получения разрешения на строительство, включая строительство временных построек и вспомогательных объектов (проект Федерального закона о внесении изменений в ст. 51, 52, 53 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

18. Подготовка предложений о механизмах государственной поддержки комплексного развития территорий в целях строительства жилья экономического класса.

По состоянию на май 2014 года выполнено 3 мероприятия, что составляет 17% от числа запланированных мероприятий «дорожной карты», не выполнено 6 мероприятий -33%, в процессе выполнения 9 мероприятий — 50%.

К числу лучших практик реализации «дорожной карты» можно отнести нормативное закрепление включения в региональные программы развития жилищного строительства, адресных перечней земельных участков для жилищного строительства, планов мероприятий по обеспечению их инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, механизмов, источников финансирования и сроков исполнения этих мероприятий.

В рамках реализации «дорожной карты» подготовлены план-график разработки правил землепользования и застройки пилотных городских округов и городских поселений и план-график разработки документации по планировке территорий, пилотных городских округов и городских поселений, которые составлены на основе данных, представленных субъектами Российской Федерации.

Кроме того, утвержден перечень мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода. Мероприятия перечня направлены на создание специального налогового режима при строительстве и предоставлении жилых помещений по договору некоммерческого найма, распространение государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», распространение на займы этого акционерного общества, полученные на цели развития рынка арендного жилья.

В этой связи, в результате реализации «дорожной карты» в качестве лучших практик можно выделить:

— включение в региональные программы развития жилищного строительства адресных перечней земельных участков для жилищного строительства;

— утверждение перечня мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья.

Вместе с тем, из запланированных «дорожной картой» результатов в отчетный период не удалось реализовать ряд основных мероприятий, а именно:

— не установлено обязательство органов местного самоуправления городских поселений и городских округов утверждать долгосрочные программы по реализации генеральных планов, предусматривающие мероприятия по строительству транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, в соответствии с документами территориального планирования;

— не утвержден исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного и промышленного строительства;

— не начал действовать федеральный закон, устанавливающий процедуру административного обжалования действий (бездействия) органов;

— государственной власти и местного самоуправления, связанных с нарушением порядка осуществления полномочий в области строительства и земельных отношений;

— подготовлен, но не утвержден проект федерального закона, предусматривающий уведомительный порядок начала строительства;

— не установлены меры ответственности для управляющих компаний, собственников и лиц, ответственных за эксплуатацию объекта капитального строительства, для различных типов зданий и сооружений, а также не введены обязательные требования к уровню профессиональной квалификации и ответственности, в том числе с использованием механизмов страхования.

Как ранее отмечалось, выполнено только 17% от запланированных мероприятий, хотя изначально при публикации распоряжения правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 1336-р планируется выполнить весь список мероприятий «дорожной карты» к концу 2013 году [5].

Таким образом, проведенная оценка структуры и продолжительности инвестиционно-строительного цикла в Иркутске показала, что его продолжительность превышает почти в три раза нормативные значения по этому показателю и в пять раз — показатели, достигнутые за рубежом. Инвестиционно-строительный цикл жилищного строительства в г. Иркутске имеет нерациональную структуру. По большинству этапов, выполнение которых возложено на органы власти, имеет место превышение фактической продолжительности этапов над нормативной величиной. Превышение фактической продолжительности над нормативными и регламентируемыми значениями касается основных этапов инвестиционно-строительного проекта, что приводит к выводу о признании действующего механизма управления продолжительностью инвестиционно-строительного проекта не эффективным и не способным решить проблему сокращения продолжительности жилищного строительства.

Кроме того, анализ факторов, влияющих на продолжительность осуществления инвестиционно-строительного проекта, выявил специфические для российских условий факторы. В рамках исследования определена примерная продолжительность выполнения шагов каждого из этапов для г. Иркутска и сделан вывод о том, что наиболее существенное влияние на продолжительность инвестиционно-строительного проекта оказывает такой фактор, как количество административных процедур, необходимых для реализации инвестиционно-строительного проекта.

1. Мониторинг административных барьеров в жилищном строительстве. М., 2012.

2. Сайт Википедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Всемирный банк — 2013: Ведение бизнеса — 2014: понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий: совместная публикация Всемирного банка и Международной финансовой корпорации.

4. БайкалИнфо от 21.02.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://baikal-info.ru/zastroennye-territorii-irkutska-budut-razvivatsya-malenkimi-mikrorayonami

5. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 № 1336-р Об утверждении «дорожной карты». «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства».

6. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России».

7. Статистический ежегодник. Краткий справочник Иркутской области: стат. сб. Иркутск: Изд-во Иркутскстата, 2014. 60 с.

8. Токарева К.А., Пешков А.В. Социально-экономическое развитие территорий и административные барьеры //Вестник ИрГТУ. 2014. № 9. С. 244-249.

9. Яськова Н.Ю. Перспективы развития строительства в отраслевом формате // Вестник ИрГТУ. 2014. № 2. С. 233-236.

10. Яськова Н.Ю. Развитие концептуальных положений управления процессами инвестиционной деятельности // Вестник ИрГТУ. 2012. № 11 (70). С. 278-280.

11. Матвеев И.Д. Анализ опыта комплексного строительства за рубежом // Вестник ИрГТУ. 2012. № 8 (67). С. 199-205.

12. Левченко Е.А., Воробчук В.А. Исследование по получению тампонажного расширяющегося цемента с использованием техногенных отходов // Вестник ИрГТУ. 2014. № 5 (88). С. 105-107.

13. Воробчук В.А. Экономические аспекты внедрения энергосберегающих технологий при производстве строительных материалов // Развитие инвестиционно-строительной сферы: проблемы, поиски, решении: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. С. 86-103.

14. Градостроительный кодекс РФ.

15. Земельный кодекс РФ.

Информация об авторе

Information about the author

Источник: cyberleninka.ru

Последние новости

В Москве развернуто беспрецедентное строительство: с 2011 по 2018 годы возведены объекты общей площадью более 80 млн кв. м. Все чаще строительные компании отмечают уменьшение административных барьеров в столице, которое влияет на ускорение реализации инвестиционных проектов.

В числе последних мер по снижению админбарьеров – упрощение порядка прокладывания инженерных сетей небольшого диаметра. Речь идет о газовых трубах, водопроводах, электросетях. Сейчас готовится соответствующий проект постановления. Пока же на прокладку сетей малого диаметра нужно получать такое же разрешение, как на магистральные сети крупного диаметра.

Оптимизация административных процедур снижает коррупционные риски

Сегодня все административные процедуры в строительстве регламентированы. У любого инвестора и строительной организации появилось четкое понимание о комплектности, составе документов, сроках и результате получения государственной услуги.

Многие процедуры при этом оптимизированы: по составу представляемых документов и срокам их выдачи. Это позволило создать для застройщика понятные и прозрачные правила игры в строительной отрасли, а также снизить коррупционные риски.

​Стройкомплекс Москвы принял решение об отмене наиболее затратных по времени процедур. Из-за больших издержек при проектировании и повышении инвестиционных рисков застройщиков отменены процедуры согласования разделов проектной документации – установлен прямой запрет на проведение государственной экспертизы в случае наличия согласований, не предусмотренных законодательством, а также согласования управ и префектур на всех стадиях реализации строительного проекта.

Теперь не нужно оформлять и порубочный билет при наличии разрешения на строительство, выданного органом исполнительной власти Москвы, и положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

В 2015 году отменено постановление правительства Москвы № 857, которое регламентирует земляные работы и обустройство строительных площадок. Оно предусматривало большое количество процедур, многие из них приходилось проходить многократно. Его отмена минимизировала количество процедур и согласований.

В соответствии с новым порядком оформления ордеров исключили следующие процедуры:

  • проведение геотехнической экспертизы;
  • согласование проектной документации на проведение работ, связанных с нарушением дорожного полотна, изменением или ограничением движения транспорта и пешеходов с ГИБДД;
  • согласование проектов организации строительства и проектов производства работ на земляные работы в службе Госсанэпиднадзора;
  • получение заключения о соответствии требованиям гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций проекта строительства;
  • согласование проектов благоустройства территорий в охранных зонах коммуникаций.

Еще одним направлением по оптимизации административных процедур в строительстве является сокращение сроков прохождения процедур при реализации строительных проектов. За счет уменьшения сроков проведения государственной экспертизы застройщик может намного быстрее получить от органов власти необходимую для реализации проекта разрешительную документацию.

18 госуслуг в строительстве можно получить через интернет

Москва первой в России перевела ключевые государственные услуги в строительстве в электронный вид. Сейчас 16 из 18 услуг предоставляются через интернет, причем три из них (выдача ГПЗУ – градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство и его ввод в эксплуатацию) – только в электронном виде.

Переведенные в электронный вид услуги, которые оказывает Стройкомплекс Москвы, востребованы – в среднем застройщики обращаются за ними более тысячи раз в год. Подать заявку можно из любой точки мира и в любое время через личный кабинет на портале mos.ru, что значительно экономит время застройщика. Электронные услуги исключают личное общение заявителя и чиновника, что позволяет снизить коррупционные риски при предоставлении услуги.

Заявителю не нужно собирать огромное количество документов: они есть в распоряжении госорганов и передаются между ведомствами через базовый регистр информации. Процедура оформления заявки не требует от застройщика очного визита ни на одном из этапов рассмотрения заявления.

Там же, на портале госуслуг, заявитель может отследить ход рассмотрения своего обращения. Срок рассмотрения заявлений, в том числе поданных в электронной форме через портал mos.ru, не превышает 10 дней.

От проекта до построенного объекта застройщику нужно сделать всего 9 шагов

По Градостроительному кодексу России все здания и сооружения делятся на три типа: с упрощенным, особым и обычным регулированием. Объекты особого регулирования – технически сложные, уникальные или особо опасные. Экспертизу и надзор осуществляют федеральные органы – Росглавэкспертиза и Ростехнадзор.

Основная масса объектов – обычного регулирования. Речь идет о среднем многоквартирном доме или административном, офисном или торговом здании. В этом случае надзор и экспертизу осуществляют Мосгосстройнадзор и Мосгосэкспертиза или негосударственная экспертиза проектной документации.

Здания с упрощенным регулированием или так называемые «низкорисковые» объекты – это малоэтажная застройка, жилые дома (до трех этажей), склады, производственные здания (до двух этажей площадью 1,5 тыс. кв. м).

В отношении этих объектов нет ни государственного строительного надзора, ни экспертизы проектной документации. Выдаются лишь разрешение на их строительство и ввод в эксплуатацию. Ответственность обеспечивается за счет саморегулирования – по обязательствам своих членов ее несет саморегулируемая организация (СРО) в рамках существующего компенсационного фонда.

Сегодня в Москве строительство «низкорисковых» объектов пользуется большим спросом у малого и среднего бизнеса. Теперь, с учетом всех проведенных реформ правительством Москвы, такие объекты можно построить за 9 шагов. Причем часть из них коснулась не только «низкорисковых», но и более сложных объектов.

Кроме того, удалось снизить и финансовые затраты на реализацию таких проектов. По оценке экспертов Всемирного банка, затраты на прохождение административных процедур снизились с 4,2% в 2010 году от стоимости строительства до 1,7% в 2015 году (в соответствии с методикой Всемирного банка это уменьшение с 990 тысяч рублей до 400 тысяч рублей).

Что входит в 9 шагов?! Сюда относятся: получение градостроительного плана земельного участка в Москомархитектуре, технических условий подключения к сетям водоснабжения и водоотведения в Мосводоканале, разрешения на строительство в Мосгосстройнадзоре, ордера на производство земляных работ в Объединении административно-технических инспекций (ОАТИ).

Кроме того, нужно провести контрольно-геодезическую съемку Мосгоргеотрестом, выборочную проверку в ходе строительства ОАТИ, далее подключиться к системе водоснабжения и канализации Мосводоканала, закрыть ордер на производство земляных работ в ОАТИ и получить разрешение ввод здания в эксплуатацию в Мосгосстройнадзоре.

После всех вышеперечисленных процедур заявитель должен зарегистрировать право собственности на здание в Росреестре.

Получение документации для строительства «низкорискового» объекта займет 99 дней. Кроме того, большинство из 9 шагов осуществляются в электронном виде через портал mos.ru. Прохождение согласовательных процедур можно контролировать через специальный сервис «Кабинет застройщика».

Стройкомплекс в соответствии с принципами, установленными с 2005 года Градостроительным кодексом РФ, работает с застройщиками по принципу «одного окна»: вместо 10 различных видов экспертиз проводится одна, а четыре вида строительного надзора объединены в единый государственный строительный надзор.

Причем запрещено требовать от заявителя документы, имеющиеся у другого органа власти. Они запрашиваются напрямую через Базовый регистр информации, необходимой для предоставления государственных услуг в Москве.

Плюсы для застройщиков, горожан и властей от снятия админбарьеров

Административные барьеры снижают рентабельность построенного жилья, приводя к повышению цен на новостройки, ведь все издержки застройщиков, потраченные на создание конечного продукта, вкладываются в его стоимость.

Отмена избыточных процедур в сфере строительства, перевод госуслуг в электронный вид и регламентация административных процедур выгодна всем: и органам власти, и застройщикам, и горожанам. Для строителей это ускоренное решение «бумажных» вопросов, снижение сроков возведения объектов и как следствие – увеличение объемов строительства. Горожане быстрее получают ключи от новых квартир.

В свою очередь, Стройкомплекс Москвы сокращает сроки обработки заявок от застройщиков и соответственно – трудозатраты. Контроль сроков и хода предоставления госуслуг становится более четким и частично автоматизированным. По итогам работы формируется электронная база проектов, позволяющая оперативно получить доступ к информации.

Читайте также:  Код вида мощности строительства форма с 1 где взять

Масштабные градостроительные программы последних лет, в том числе проделанная работа по снятию административных барьеров в строительстве, вывели Москву в мировые лидеры по динамике развития. Преобразования, которые проводились в других городах в течение десятилетий, российская столица смогла совершить за считанные годы с помощью минимизации «бумажных» процедур.

Оптимизация получения необходимого пакета документов для строительства повлияла на снижение сроков возведения объектов, а также на объемы ввода. Сегодня в Москве создан колоссальный задел на будущее, который обеспечит строителей работой на годы вперед.

Источник: stroi.mos.ru

Административная процедура при строительстве

Актуальную тему анализирует один из ведущих экспертов портала ЕРЗ.РФ Андрей КИРСАНОВ, к.ю.н., заместитель генерального директора компании MR Group, председатель Комитета по законодательству Клуба инвесторов Москвы, член Правления Ассоциации инвесторов Москвы, член Комиссии по строительству и жилищной политике РСПП.

Фото: www.edsro.center

Президент России Владимир Путин еще в майских указах 2012 года, когда Россия находилась на 120-м месте в рейтинге Doing Business, поставил задачу достижения 20-й строчки в этом рейтинге к 2018 году, однако пока России не удалось выполнить эту непростую задачу. Doing Business Index, составляемый Всемирным банком на основе годовых данных, позволяет сравнивать степень простоты предпринимательской деятельности между странами мира.

Минстрой России, а также органы исполнительной власти г. Москвы и других субъектов РФ на протяжении нескольких лет проводили реформы, которые позволили значительно упростить процедуру получения разрешения на строительство. При этом были сокращены сроки выдачи разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию, а также созданы условия для обеспечения предоставления государственных услуг в сфере строительства в электронном виде.

В результате строительная отрасль России демонстрирует высокие темпы роста в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса». Если в 2018 году по направлению «Получение разрешений на строительство» результат был улучшен на 67 позиций и Россия поднялась с 115-го места на 48-е, то в 2019 году наша страна занимала уже 26-е место из 190 оцениваемых Всемирным банком.

Чтобы получить разрешение на строительство или разрешение на ввод построенных объектов в эксплуатацию застройщику необходимо пройти ряд процедур и получить необходимые для этого документы.

Для повышения места, занимаемого Россией в рейтинге Doing Business, и в целях устранения административных барьеров при реализации инвестиционно-строительных проектов, а также создания благоприятного инвестиционного климата в России постановлениями Правительства РФ в 2014—2017 годах были утверждены исчерпывающие перечни процедур в сферах:

• жилищного строительства;

• строительства объектов капитального строительства нежилого назначения;

• строительства сетей теплоснабжения;

• строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ.

Перечни документов, необходимых для получения застройщиками разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию определены статьями 51 (разрешение на строительство) и 55 (выдача разрешения на ввод в эксплуатацию) Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ).

Несмотря на то что перечни документов и процедур, прохождение которых необходимо для получения застройщиками этих документов, определены нормативно-правовыми актами, у региональных застройщиков периодически возникают проблемы, связанные с нарушением утвержденных процедур и установленных правил получения разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

В частности, в некоторых регионах застройщики все ещё сталкиваются с требованиями о предоставлении документов, не предусмотренных статьями 51 и 55 ГрК РФ, или о необходимости прохождения застройщиками процедур, не вошедших в утвержденные Правительством России исчерпывающие перечни.

Фото: www.economic-definition.com

Например, Гильдия строителей Урала через суд добилась от Администрации г. Екатеринбурга исключения из регламента выдачи разрешений на строительство необоснованных требования. Данный прецедент оказался первым в России: саморегулируемая организация впервые отстаивала в суде права сразу всех своих членов. Свердловский областной суд удовлетворил её иск об исключении из Административного регламента выдачи разрешений на строительство положений, касающихся согласования архитектурного-градостроительного облика и предусматривающих обязательное наличие среди документов, необходимых для получения разрешения, эскизного проекта, согласованного Администрацией Екатеринбурга.

Основным аргументом истца в судебном споре было то, что исчерпывающий перечень документов для выдачи разрешений на строительство предусмотрен ГрК РФ. Требовать какие-то иные документы по закону запрещено. Уникальность произошедшего в Екатеринбурге заключалась в том, что суд признал Гильдию строителей Урала надлежащим истцом в деле о защите прав всего строительного комплекса.

Законом предусмотрена возможность обжалования застройщиками несоблюдения указанных выше исчерпывающих перечней органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления (далее ОМС), организациями, осуществляющими эксплуатацию инженерных сетей.

Фото: www.globaldigitalcitizen.org

Федеральный закон 250-ФЗ от 13.07.2015 наделил Федеральную антимонопольную службу России (далее — ФАС) полномочиями по рассмотрению жалоб в отношении государственных органов, муниципальных образований и организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, за несоблюдение исчерпывающих перечней процедур в сфере строительства.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства, установлен статьей 18.1 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Минстрой России обратил внимание застройщиков на то, что с жалобой в ФАС юридические лица могут обратиться не позднее 3-х месяцев с момента совершения обжалуемого действия. Обращение рассматривается в семидневный срок. В случае подтверждения нарушения регулятором будет выдано обязательное для исполнения предписание для устранения этого нарушения.

Обжалованию подлежат нарушение установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, а также предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающие перечни процедур.

Фото: www.minstroyrf.ru

При обжаловании действий или бездействия организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, перечень оснований для обращения в антимонопольный орган следующий:

• незаконный отказ в приеме документов, заявлений;

• предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ;

• нарушение установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

• предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

За нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства, предусмотрена административная ответственность. Статьей 14.9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) установлено, что действия или бездействие должностных лиц при осуществлении ими в отношении застройщиков процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, которые выражены в нарушении установленных сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на этих должностных лиц в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Повторное совершение этих административных правонарушений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до двух лет.

Фото: https://main-cdn.goods.ru

Кроме этого, статьей 5.63 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение должностными лицами 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В частности, нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ или ОМС, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или ОМС, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Получение разрешения на строительство — важный этап в реализации инвестиционно-строительных проектов. К этому моменту застройщик за счет собственных средств уже осуществляет не менее 10% инвестиций в проект, в т.ч. для приобретения прав на земельный участок, оформления исходно-разрешительной документации, частичной оплаты подключения с инженерным сетям и проектирования. При проблемах с получением разрешений на ввод многоквартирных домов (далее — МКД) в эксплуатацию к экономическим аргументам дополнительно добавляется риск появления новых обманутых дольщиков.

Фото: www.metrprice.ru

В связи с этим возникает вопрос: обеспечивают ли предусмотренные административным законодательством санкции соблюдение принципов справедливости и соразмерности наказания?

Приведем для сравнения размеры штрафов, налагаемых на застройщиков за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве МКД или иных объектов недвижимости.

Привлечение денежных средств гражданина лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве на это права или привлекающим денежные средства граждан в нарушение установленных требований, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн руб.

(ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ). При этом штраф применяется в отношении каждого случая неправомерного привлечения денежных средств гражданина в отдельности.

Опубликование в средствах массовой информации или размещение в Интернете проектной декларации, содержащей неполную или недостоверную информацию, а равно нарушение сроков опубликования или размещения проектной декларации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.; на юридических лиц — от 200 тыс. до 400 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ).

Важно отметить, что застройщиков привлекают к административной ответственности за указанные выше нарушения вне зависимости от причиненного участникам долевого строительства ущерба, поскольку ст. 14.28 КоАП РФ содержит формальный состав административного правонарушения.

Фото: www.gordonua.com

Очевидно, что предусмотренные административным законодательством размеры штрафов, налагаемых на застройщиков, многократно превышают санкции за нарушения, связанные с исчерпывающими перечнями процедур в строительстве, что не обеспечивает соблюдение принципов справедливости и соразмерности наказания. А если вспомнить о риске привлечения застройщиков к уголовной ответственности за нарушение законодательства о долевом строительстве (при условии привлечения средств участников долевого строительства в сумме более 3 млн млн руб.) даже при отсутствии причиненного участникам долевого строительства ущерба, то, без преувеличения, упомянутый выше штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. следует назвать «бесконечно малой величиной, которой можно пренебречь».

В и без того сложных условиях перехода на проектное финансирование требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, или представить документы, не предусмотренные статьями 51 и 55 ГрК РФ, становятся дополнительными административными барьерами. Надо ли говорить, что такие требования влекут не только дополнительные расходы для застройщиков, но и риск появления новых обманутых дольщиков в случаях, когда такие требования предъявляются после завершения строительно-монтажных работ как условие получения разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.

Такие требования региональные застройщики получают в дополнение к тому, что в ряде регионов России уже несколько лет полная стоимость строительства жилья для застройщиков оказывается выше продажной цены на первичном рынке. Всё это не может не вызывать беспокойства за будущее организаций строительной отрасли и смежных отраслей в отдельных регионах России.

Фото: www.c.pxhere.com

Законодательством установлена ответственность за вред, причиненный государственными органами, ОМС, а также их должностными лицами. Вред, причиненный застройщику или участнику долевого строительства в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, ОМС либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем, учитывая сложность доказывания в суде причинения вреда и перехода строительной отрасли на проектное финансирование, становится актуальным вопрос о повышении персональной ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, ОМС, участвующих в предоставлении застройщикам государственных или муниципальных услуг, за нарушения, которые выражены в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства или в истребовании у застройщиков документов, не предусмотренных статьями 51 и 55 ГрК РФ.

Фото: www.cf2.ppt-online.org

Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике России, одобренный Правительством РФ 23 сентября 2020 года, предполагает совершенствование нормативной базы для ускорения процедур строительства. Одним из приоритетных направлений плана является введение «нового ритма строительства», а именно ускорение строительных процедур.

Для обеспечения такого ускорения должностные лица должны нести ответственность за понуждение застройщиков к прохождению процедур, не включенных в исчерпывающие перечни, утвержденные Правительством РФ. В связи с этим необходимо внести в особенную часть Кодекса об административных правонарушениях РФ следующий специальный состав административного правонарушения:

«Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые выражены в требовании предоставления документов, не предусмотренных статьями 51 (разрешение на строительство) и 55 (выдача разрешения на ввод в эксплуатацию) Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также в предъявлении требования прохождения процедур, не предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации исчерпывающими перечнями процедур в сфере строительства».

Такое предложение представляется особенно важным для того, чтобы остановить торможение жилищного строительства и восстановить объемы долевого строительства, т.к. по данным Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС) по состоянию на 1 августа 2019 года в долевом строительстве находилось 120,6 млн кв. м жилья, а по состоянию на 15 февраля 2020 года — всего только 91,7 млн кв. м.

Административный штраф для должностных лиц за нарушения утвержденных Правительством РФ исчерпывающих перечней процедур в сфере строительства и за истребование документов, не предусмотренных статьями 51 и 55 ГрК РФ, соответствующий основным принципам противодействия коррупции, определенным статьей 3 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», должен быть установлен в сумме, соразмерной возможным последствиям таких правонарушений.

Андрей КИРСАНОВ, заместитель генерального директора компании MR Group, председатель Комитета по законодательству Клуба инвесторов Москвы, член Правления Ассоциации инвесторов Москвы, член Комиссии по строительству и жилищной политике РСПП, к.ю.н.

Источник: erzrf.ru

Исчерпывающий перечень административных процедур в жилищном строительстве

Исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, подготовленный Минстроем России, был утвержден Правительством России 30 апреля 2014 года № 403.

Исчерпывающий перечень распространяется на проекты строительства многоквартирного дома, комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства, развития застроенной территории.

Исчерпывающий перечень включает процедуры, необходимые на всех этапах реализации проекта жилищного строительстве, в том числе:

  • процедуры, связанные с получением прав на земельный участок и градостроительной подготовкой земельного участка;
  • процедуры, связанные с заключением договоров о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, архитектурно-строительным проектированием;
  • процедуры, связанные с осуществлением строительства и реконструкции;
  • процедуры, связанные с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.

Реестр описаний процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, размещен на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (http://minstroyrf.ru/docs/2222/).

Процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (применяются в случае, если такие процедуры установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления).

Источник: minstroy.krskstate.ru

​Административных процедур в строительстве будет меньше

В начале июня 2014 г. в здании Правительства Москвы состоялось II Всероссийское совещание по развитию жилищного строительства. Организаторами мероприятия выступили Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Ассоциация «Национальное объединение застройщиков жилья» (НОЗА) при поддержке Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), а также национальных объединений строителей и проектировщиков.

Читайте также:  Судебная практика по капитальному строительству

eefb64c97362539582d84b57631a03e6.jpg

В ходе двухдневного совещания было проведено несколько круглых столов. Один из них был посвящен административным процедурам в строительстве. Его участники обсудили несколько тем, в том числе пакет новых документов, направленных на оптимизацию процедур, учет особенностей градостроительной деятельности на территории субъектов РФ и внедрение электронного взаимодействия.

Обилие бюрократических преград на уровне принятия решений – одна из главных проблем в жилищном строительстве. На оптимизацию процедур в строительстве направлен план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденный Правительством РФ в июле 2013 г. В соответствии с «дорожной картой», к 2018 г. время, затрачиваемое на получение разрешения на строительство, должно быть сокращено до 56 дней (по факту в 2013 г. было 297 дней). По показателю «Получение разрешения на строительство» в рейтинге Doing Business Всемирного банка Россия должна сместиться со 178 места на 34 место в мире (на 34 месте находятся сейчас США).

Революционные положения новых законодательных актов

В апреле этого года вышел пакет документов, направленных на оптимизацию процедур в сфере жилищного строительства, снижение административных барьеров в строительстве и сокращение сроков строительства. Разъяснения по новым законодательным актам – Федеральному закону от 20 апреля 2014 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» и Постановлению Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» – дал в своем выступлении Кирилл Вадимович Холопик, руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья:

2d18ec5a0b1dce05921c53518b7f6c38.JPG

— Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 80-ФЗ наделяет Правительство РФ полномочиями (часть 2 статьи 6 ГрКодекса) утверждать исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства и устанавливать порядок ведения реестра описаний процедур. Согласно закону № 80-ФЗ, Правительство РФ вправе утверждать исчерпывающие перечни в различных сферах строительства:
— жилищном;
— сетей водоснабжения и водоотведения, газораспределения, теплоснабжения, электроснабжения;
— складов, административных, торговых зданий;
— производственных зданий и сооружений;
-транспортном (дороги, мосты);
— подземном;
— гидротехническом;
— объектов связи, энергетики, обороны.

Исчерпывающие перечни включают процедуры, установленные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. В случае выхода нового закона или постановления Правительства, которые устанавливает какие-то процедуры, они автоматически должны быть отражены в исчерпывающем перечне. То есть перечень является не правоустанавливающим, а правозакрепляющим документом, отражающим то, что уже существует в действующем законодательстве.

Ключевым и даже революционным во всей законодательной реформе К.В. Холопик назвал положение нового закона о полномочиях региональных и муниципальных органов власти:

— Теперь федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, индивидуальным предпринимателями запрещено устанавливать обязанность осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями (часть 3 статьи 6 ГрКодекса). Предпосылками такого решения стал, в частности, тот факт, что процедуры, которые установлены региональными муниципальными органами власти, составляют значительную часть всех процедур, и такое положение характерно практически для всех субъектов РФ.

Чтобы учесть особенности градостроительной деятельности на территории субъектов РФ, исчерпывающие перечни могут включать процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. Но включение таких процедур производится только по представлению высшего должностного лица субъекта РФ.

8ff1f7a3711d10d36c583071f29c9f0f.JPG

Исчерпывающий перечень процедур

Через 10 дней после выхода федерального закона было опубликовано Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства». Помимо исчерпывающего перечня процедур Постановлением утверждены также правила внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства и правила ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства.

В настоящее время исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства включает 134 процедуры. Количество процедур из этого перечня для каждого конкретного объекта варьируется в зависимости от особенностей объекта. Применительно к строительству многоквартирного дома требуется 82 процедуры, а при строительстве индивидуального жилого объекта – 58 процедур. То есть количество процедур остается весьма значительным.

К 7 августа Минстрой России должен внести предложения по отмене избыточных и (или) дублирующих процедур в исчерпывающем перечне. Сейчас идет работа над предложениями по исключению 47 процедур и в отношении укрупнения и объединения большой части процедур, связанных с подключением к сетям. Как отметил К.В. Холопик, речь идет о федеральных процедурах, которые на сегодняшний день существуют в федеральных законах и постановлениях правительства РФ:

— Таких процедур достаточно много. Предложения серьезные, многие из них спорные, и будет много проблем с исключением этих процедур. Помимо необходимости той или иной процедуры как таковой, наиболее часто разногласия возникают в связи с их толкованием. Для решения этих проблем разрабатывается реестр описания процедур, который будет включать:
— случаи, в которых требуется проведение процедуры;
— перечень документов, которые заявитель обязан предоставить для проведения процедуры;
— основания для отказа в принятии заявления заявителя;
— основания для отказа заявителю по итогам проведения процедуры;
— срок проведения процедуры;
— стоимость проведения процедуры или порядок определения такой стоимости;
— форма подачи заявителем документов на проведение процедуры (на бумажном носителе или в электронном виде).

Минстрою России поручено разместить реестр описаний процедур на своем официальном сайте к 7 ноября. Сейчас над реестром ведется активная работа.

3f80b5ea9718490e322371312062825a.JPG

Почему исчерпывающий перечень процедур изначально был принят в такой сложной сфере, как жилищное строительство, пояснил Никита Евгеньевич Стасишин, заместитель директора Департамента жилищной политики Минстроя:

— В соответствии с программой «Жилье для российской семьи» до конца 2017 г. в России планируется дополнительно построить 20 млн кв. м. жилья «эконом-класса». Снижение административных барьеров оптимизирует не только время, но и затраты, в первую очередь, застройщиков, и следовательно должно способствовать снижению конечной стоимости квадратного метра жилья. Поэтому исчерпывающий перечень процедур в первую очередь появился в сфере жилищного строительства.

Н.Е. Стасишин обратил внимание участников круглого стола на серьезность и значимость новых нормативных документов, и необходимость их исполнения:

— Исчерпывающий перечень процедур при всех его явных или мнимых несовершенствах, можно критиковать сколько угодно, но это отправная точка в оптимизации деятельности всего строойкомплекса. Проделана огромная работа, и Минстрой России сделает все для того, чтобы этот документ действовал. Утверждение исчерпывающего перечня очень важный и последовательный шаг, но его применение на уровне субъектов будет небезболезненным.

Чтобы закон исполнялся

В России много хороших законов, которые не действуют в силу того, в частности, что их неисполнение не предусматривает какой-то либо серьезной ответственности. В Государственную Думу РФ внесен на рассмотрении законопроект №355250-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ (об установлении процедуры административного обжалования действий и решений уполномоченных органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги в области градостроительной деятельности и земельных отношений)». По этому поводу К.В. Холопик дал следующее пояснение:

— Законопроект предусматривает серьезные санкции в том случае, если органы власти будут нарушать исчерпывающий перечень процедур. За нарушение порядка осуществления полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений законопроект предусматривает наложение штрафа до 50 тыс. руб., либо дисквалификацию должностного лицо на срок до двух лет.

Кроме того, застройщику для защиты своих интересов уже нужно будет обращаться в суд. Он сможет подать заявление в Федеральную антимонопольную службу. Антимонопольный орган рассматривает заявление в 14-дневный срок, принимает решение и выдает предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка осуществления полномочий, установленных законодательством РФ. Предписания антимонопольного органа обязательны для исполнения. Антимонопольный орган рассматривает жалобы на решения и действия при осуществлении полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений в связи с такими обстоятельствами, как:
— незаконный отказ в приеме документов, заявлений;
— предъявление требований, не предусмотренных законодательством РФ к заявителю, документам и информации;
— нарушение сроков осуществления полномочий;
— принятие решения при отсутствии соответствующих оснований, установленных законодательством РФ для принятия такого решения.

27c828fc3e821e6b1baca91f44121a90.JPG

Передовой опыт Москвы

Правительство Москвы в последние годы целенаправленно проводит глубокие и серьезные преобразования административных процедур в сфере строительства. В 4-х государственных городских программах нашли отражение мероприятия, связанные со снижением административных барьеров в строительстве. О том, что уже сделано и делается в этом направлении, рассказала Надежда Петровна Караванова, заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы:

— Правительство Москвы активно занимается этими вопросами и участвовало, в том числе, и в подготовке закона № 80-ФЗ и постановления Правительства РФ 403 от 30 апреля 2014 г. Два года назад была завершена работапо регламентации процедур в строительстве. Административные регламенты утверждены по всем административным процедурам. Они устанавливают:
— исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
— исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;
— перечень действий должностных лиц органов исполнительной власти при предоставлении государственных услуг, а также последовательность и сроки их осуществления;
— порядок обжалования нарушений должностными лицами органа исполнительной власти установленного порядка предоставления государственных услуг;
— сроки предоставления государственной услуги.

6a76f9b86bb61f7da5668a9f67d03fc1.jpg

Сроки предоставления административных процедур были существенно сокращены. Были исключены также излишние процедуры и согласования в строительстве при получении тех или иных разрешительных документов. Так, например, исключены согласования префектур и управ на всех стадиях реализации строительного проекта. Н. П. Караванова заметила, что это один из принципиальных шагов Правительства города Москвы:

— Еще несколько лет назад значение территориальных органов Москвы была очень велико при получении разрешительных документов в строительстве. Постановлением Правительства Москвы от 15.02.2013 № 76-ПП из полномочий префектур и управ исключены полномочия в сфере строительства. Установлен прямой запрет на осуществление таких действий.

Постановлением от 21.03.2013 № 153-ПП установлен прямой запрет на принятие проектной документации на государственную экспертизу, в случае наличия в составе проектной документации согласований, не предусмотренных законодательством. Все эти меры направлены на то, что бы создать для инвестора, застройщика понятные и прозрачные правила игры в строительной отрасли, снизить коррупционные риски.

Еще одним принципиально важным результатом целенаправленной работы Правительства Москвы по снижению административных барьеров, о котором рассказала Н.П. Караванова, является обеспечение межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных услуг:

— Был создан базовый регистр информации, позволяющий получать из ведомственных информационных систем документы и сведения, которые необходимы для предоставления государственных услуг, и, таким образом, минимизировать перечень документов, которые застройщик должен предоставить лично.

Базовый регистр информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве, – это электронный информационный ресурс, представляющий собой совокупность сведений и информации об их источниках, необходимый органам исполнительной власти города Москвы, организациям для предоставления государственных услуг. Базовый регистр является основным источником сведений для принятия и оформления решений, формирования документов, используемых в процессе предоставления государственных услуг.

На сегодняшний день любой документ, который находится в распоряжении исполнительной власти Москвы и федеральных органов исполнительной власти при предоставлении государственных услуг запрашивается через ведомственные системы и базовые регистры информации. Более того, установлен запрет на требование с заявителя документов, имеющихся в распоряжении органов, как исполнительной власти города Москвы, так и федеральных органов исполнительной власти.

Государственные услуги в электронном виде

Еще об одном важном достижении Правительства Москвы – переводе государственных услуг в сфере строительства в электронный вид,рассказал Рафаэль Абрамович Луганский, начальник Управления обеспечения реализации мероприятий административной реформы Департамента градостроительной политики города Москвы:

— Работа по переводу государственных услуг в сфере строительства в электронный вид, когда вся процедура от подачи заявления до получения результата государственной услуги осуществляется в электронном виде, ведется уже несколько лет. Сегодня в Москве в электронном виде через портал услуг можно получить 8 государственных услуг:
— подготовка и выдача ГПЗУ (Градостроительный план земельного участка);
— подготовка и выдача свидетельства об утверждении АГР (архитектурно-градострительного решения);
— оформление паспорта колористического решения, согласование дизайн-проекта размещения вывески;
— выдача разрешения на строительство;
— выдача заключения о соответствии построенного (реконструированного) объекта проектной документации и техническим регламентам;
— выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
— проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
— проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

aaf514ac881d3c9c089b93f087a7ca9c.JPG

В текущем году планируется перевод в электронный вид еще нескольких услуг. Это извещение о начале строительства, которое должно быть направлено за 7 дней до начала строительства, извещение об окончании строительства. Будет также переведена в электронный вид госуслуга на получение разрешения на перемещение отходов строительства и сноса, в том числе грунтов и госуслуга проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

Р.А. Луганский выделил несколько преимуществ предоставления госуслуг в электронном виде:

— При получении госуслуг в электронном виде значительно сокращается время на подачу заявлений. За счет межведомственного электронного взаимодействия сокращается число документов, предоставляемых заявителем. Например, для того чтобы получить разрешение на строительство, зачастую требуется одно заявление, а такие документы как ГПЗУ, правоустанавливающие документы на земельный участок, если таковые зарегистрированы в едином реестре, орган, предоставляющий услугу, будет запрашивать в рамках межведомственного взаимодействия у соответствующих органов.

При получении в электронном виде госуслуги по проведению экспертизы нет необходимости весь объем проектной документации предоставлять на бумажном носителе, а это обычно большое количество томов. Сервис по предоставлению услуги позволяет загрузить проектную документацию в электронном виде через портал государственных услуг. Процесс загрузки занимает около часа.

Еще одно принципиальное преимущество получения госуслуг в электроном виде –отсутствие личного общения заявителя с чиновником. При этом все действия, как со стороны заявителя, так и со стороны органа исполнительной власти, фиксируются в электронном виде. Благодаря этому перевод услуг в электронный вид является одним из наиболее действенных инструментов, решающих проблемы, связанные с коррупцией. На сегодняшний день административным решением все строительство, которое финансируется Москвой, в обязательном порядке переведено на получение государственных услуг только в электронном виде.

2b05e6192b5e9aef12afb2418327f8ce.JPG

По некоторым государственным услугам через портал госуслуг в Москве в электронном виде уже выдается до 60% всех разрешений.

Чтобы довести эти реформы до застройщиков и проектных организаций, создано несколько электронных сервисов. Помимо «Личного кабинета» заявителя на портале государственных услуг, на строительном портале Москвы есть «Кабинет застройщика», где можно получать всю информацию о конкретных объектах, графиках строительства, выдаваемых разрешениях, согласованиях, принимаемых решениях, изменениях в законодательстве, а также обращаться в органы исполнительной власти с различными вопросами. Работает телефон «Горячей линии», по которому заявитель может оперативно получить консультации и разъяснения о порядке предоставления государственных услуг, а также сообщать о нарушениях установленных процедур и подать жалобу на действия должностных лиц органов власти. На всех сайтах исполнительной власти Москвы есть специальные разделы для приема обращений и вся информация о том, каким образом получаются государственные услуги в строительстве.

Кроме того, Департамент градостроительной политики города Москвы проводит активную информационно-разъяснительную работу в виде специальных обучающих семинаров, на которых разъясняется, как можно получить ту или иную услугу, распространяет комплекты методических материалов и инструкций, проводит презентации электронных сервисов в рамках выставок и круглых столов.

Источник: ardexpert.ru

Рейтинг
Загрузка ...