Нижегородская агломерация в перспективе сможет расшириться за счет региональных агломераций.
Что такое агломерация
Сам термин пришел к нам из латыни, где «agglomero» значит «присоединяю». Таким образом, городская агломерация — это тесно связанные между собой группы поселений. Чаще всего это крупный город и окружающие его в радиусе 100 км населенные пункты.
Создание и развитие городских агломераций — мировой тренд. За последние пятьдесят лет уровень урбанизации повысился в несколько раз. Города растут, постоянно раздвигая свои границы, и поглощая близлежащие поселения. Шаг за шагом на месте прежних крупных городов-мегаполисов возникают агломерации.
Самые большие агломерации мира разрослись настолько, что численность их населения превосходит численность населения многих стран. Агломерации бывают моноцентрические и полицентрические. Моноцентрические формируются вокруг одного центра. В полицентрических агломерациях может быть два и более центров, но с преобладанием все-таки одного самого крупного.
Что такое агломерация?
По оценкам специалистов, сегодня на планете всего 37 агломераций с населением, превышающим 10 млн человек.
Взаимосвязь входящих в агломерацию населенных пунктов характеризуется тремя факторами:
— транспортная доступность. Жители спокойно перемещаются внутри агломерации общественным и личным транспортом;
— большое количество людей ежедневно ездит в город на работу, учебу или за покупками;
— большой процент населения занят в промышленности, а не в сельском хозяйстве.
Границы агломерации определяются достаточно условно. Считается, что они совпадают с границами сплошной застройки. Сегодня их определяют по световому снимку. Для этого делают ночной снимок города сверху и определяют, где заканчивается сплошной свет. Именно таким методом определили самые крупные городские образования в мире.
Самые большие агломерации
Первое место занимает столица Японии Токио. Население составляет более 37 млн человек. Второе место прочно удерживает Джакарта. В ней проживает порядка 32 млн жителей. На третьем месте Дели, в котором проживают 27 млн человек. В десятке представлены также Манила, Сеул, Шанхай, Мумбаи, Нью-Йорк, Пекин и Сан-Паулу.
В каждой из этих агломераций числится более 20 млн человек. Москва занимает 15-е место. В ней проживает около 17 млн жителей.
Агломерация: плюсы и минусы
Агломерации выгодны с точки зрения формирования емкого рынка с большим количеством потребителей на относительно небольшом пространстве (малые расстояния снижают транспортные издержки). Но отрицательной стороной этого процесса является оголение прочих территорий, которые теряют население, их развитие становится экономически нерентабельным.
Этим объясняется наличие негативного отношения к проблеме становления и развития агломераций. Особенно остро это проявляется в России. Наличие огромных неосвоенных и практически незаселенных огромных площадей рассматривается как потенциальная реальная угроза утраты ряда территорий. Мне представляется, что такой подход к проблеме агломераций, формулирует ложную угрозу.
Агломерация
Попробую объяснить. Главным показателем эффективности агломераций, как уже было отмечено, является транспортная доступность всех населенных пунктов, входящих в состав агломерации. Но, одновременно, эффективность самой агломерации в целом определяется наличием транспортных (а значит и экономических) связей с другими агломерациями.
То есть Россию должны связать транспортные сети, а вместе с ними и неизбежные в таком случае экономические взаимосвязи. Сегодня наши регионы разъединяет не малочисленность населения, а недоступность многих транспортных услуг. Далеко не каждый россиянин хотя бы раз побывал на Камчатке или Сахалине, проживая в европейской части России.
Отсутствие качественных транспортных магистралей, дороговизна авиа и железнодорожных билетов фактически разрывают российскую территорию по принципу недоступности. Сегодня легче и дешевле побывать в Турции, Египте, Европе, чем в некоторых регионах России. Именно развитие агломераций, на мой взгляд, будут способствовать появлению прочных экономических связей и обеспечивает транспортную доступность.
Нижегородская агломерация: сегодня и завтра
В России, по прогнозам специалистов, в ближайшем будущем наиболее перспективными и растущими будут шесть агломераций: Московская, Петербургская, Новосибирская, Нижегородская, Екатеринбургская и Самара-Тольятти. При нынешнем подходе к урбанистике к 2025 году на крупнейшие агломерации будет приходиться 70−80 млн человек.
Одновременно следует учитывать, что в России сегодня 90% городов являются малыми — с населением до 100 тысяч человек. Известно, что Россия испытывает острый недостаток населения. Соответственно, нет ресурсов и для создания гигантских агломераций. А вот агломерации с населением до 500 тысяч человек будут способствовать комплексному развитию территорий. Значит, нужны региональные центры развития, вокруг которых будут группироваться небольшие города, поселки, деревни.
На прошедшем в ноябре заседании наблюдательного совета Ассоциации инновационных регионов России Глеб Никитин представил основные направления развития Нижегородской агломерации. По его словам, модель пространственного и инфраструктурного развития с опорой на Нижегородскую агломерацию была выбрана еще при разработке стратегии социально-экономического развития Нижегородской области в 2018 году. Для решения отдельных стратегических задач, в частности, развития системы общественного транспорта, в состав агломерации включена территория, на которой проживает 65% населения региона и где обеспечивается 75% ВРП.
Согласно решению областного Законодательного собрания, агломерацию вместе с Нижним Новгородом составляют города Кстово, Балахна, Дзержинск и Богородск. Это связанное географическое пространство с единой транспортной сетью, позволяющей жителям этих населенных пунктов свободно перемещаться по всей территории, на которой они располагаются. Жители агломерации получают возможность добираться на работу в любой ее точке. На сегодняшний день новая пассажирская транспортная схема агломерации готова и в ближайшее время будет предложена к общественному обсуждению.
Безусловно, определяющими здесь являются интересы развития экономики региона, поскольку создание такой агломерации позволяет районным центрам не просто присоединиться к ядру агломерации, в данном случае Нижнему Новгороду, но и получить выгоды от такого присоединения — экономические, социальные, транспортные, культурные.
Исторически сложившееся стихийное развитие агломерации привело к тому, что транспортные магистрали работают в режиме перегрузки, нанося экологический урон, обширные территории в историческом центре выключены из деловой и культурной жизни, а в отсутствие магистральной инфраструктуры сдерживается жилищное строительство. Эффективное решение проблемы возможно исключительно на принципах комплексного развития территорий агломерации.
Опыт реализации инфраструктурных проектов в рамках программы подготовки к юбилею Нижнего Новгорода, доказал высокую эффективность реализации крупных проектов именно в рамках агломерации. Это позволяет в полном объеме обеспечивать комплексное развитие территории. В качестве примера можно посмотреть на развитие новых территорий в Ольгине и Новинках.
С учетом предполагаемых объемов строительства была определена потребность в объектах магистральной инфраструктуры электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. Результаты анализа, в частности, позволили включить магистральные сети газоснабжения этой территории в инвестпрограмму «Газпрома». Обеспечение устойчивой транспортной связи потребует строительства нового моста через Оку.
В качестве примера и образца при разработке проектов развития Нижегородской агломерации был использован московский опыт. Четкая продуманная стратегия развития, масштабные инвестиции в инфраструктуру на годы вперед обеспечивают стабильное развитие Москвы. Именно на базе применения такого подхода нами была сформирована программа развития нижегородской агломерации.
Первая очередь программы включает в себя четыре проекта. Речь идет о редевелопменте территории исторического центра Нижнего Новгорода, что позволит в шаговой доступности от Нижегородского кремля, вместо депрессивных территорий сформировать территорию с активной деловой жизнью. Еще один проект — развитие южных территорий города (Ольгино и Новинки) для жилищного строительства площадью почти 7 млн кв. м. При этом 20 тысяч человек уже проживают на данных территориях и остро нуждаются в качественной и доступной инфраструктуре, в том числе транспортной.
Третий и четвертый проекты — полное реформирование транспортной инфраструктуры, а также проект по развитию особой экономической зоны «Кулибин» в Дзержинске.
По этим четырем проектам совокупная стоимость комплексной программы на ближайшие 10 лет превышает 460 млрд рублей, при этом 57% — это частные инвесторы и ресурсоснабжающие организации.
Одновременно в целях обеспечения транспортной доступности запланировано строительство дублера проспекта Гагарина, трансформация транспортной системы с реконструкцией и строительством новых станций метро, трамвайных путей, а также обновлением почти 1 000 единиц подвижного состава.
Хочу обратить внимание на тот факт, что Нижегородская агломерация фактически предполагает формирование второго центра в Дзержинске. Помимо этого, за пределами агломерации, но в границах Нижегородской области возможно появление еще двух агломераций регионального значения.
В первую очередь это кластер «Саров — Дивеево — Арзамас». После запуска трассы М-12 он станет еще и важным транспортным узлом, а Арзамас превратится в крупную точку притяжения туристов. Реализация проекта позволит восстановить великие православные святыни, а также усовершенствовать и развить городскую и туристическую инфраструктуру.
Не плохие перспективы, по мнению ряда экспертов, еще у одного перспективного регионального центра вокруг Выксы, в которой развивается мощная производственная база, строятся новые заводы с тысячами новых рабочих мест. А вот со строительством жилья и социальной инфраструктуры есть проблемы.
Выкса для обеспечения своих производств кадрами, привлекает жителей близлежащих Кулебак и Навашина, а также Мурома. Это создает потенциал появления еще одной агломерации регионального уровня. Отсутствие социальной инфраструктуры в Выксе вынуждает прибегать к вахтовому методу привлечения специалистов из Нижнего Новгорода.
В соседних Кулебаках развивается металлургическое производство на заводе «Русполимет». В Навашино на «Окской судоверфи» те же проблемы. Это тем более актуально в плане строительства проходящей в непосредственной близости уже упомянутой трассы М-12.
Таким образом, Нижегородская агломерация в перспективе имеет возможность расшириться за счет региональных агломераций.
Примечательно, что опыт развития Нижегородской агломерации вызывает повышенный интерес в других регионах России.
Источник: www.vremyan.ru
Преобразование России путем строительства и реконструкции агломераций
Эти проблемы, причем, в комплексе, решаются путем развития уже существующих и строительства новых городских агломераций. Поскольку уже сегодня большинство населения РФ живет в агломерациях — существующих и формирующихся — проект предусматривает, прежде всего, их развитие: перепланировка, перестройка центров городов, строительство новых пригородов, а также новых малых городов и поселков в рамках агломераций.
Как известно, городская агломерация — это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Бывают моноцентрическими, сформировавшимися вокруг одного крупного города-ядра, и полицентрическими, имеющими несколько городов-ядер (конурбация).
Близость населённых пунктов, как правило, даёт так называемый агломерационный эффект — экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в рамках агломерации.
Хотя некоторые агломерации будут создаваться на пустом месте, все же, чаще это будут агломерации на базе существующих городов: областных и краевых центров, столиц республик, а также некоторых районных центров. Они будут развиваться путем строительства новых небольших городов вокруг основного, опорного города (или вокруг основных городов конурбации), а также путем включения в агломерацию ближайших районных центров и прочих поселений. Связывая их разветвленной сетью коммуникаций.
Причем, плотность населения в существующих городах лучше сокращать, постепенно, за десятилетия, переселяя его в новые пригороды и малые города/поселения агломерации, по выбору жителей. Что вполне реально сделать на добровольной основе, по-моему, если предложить жителям городов более качественное жилье по более низкой цене и более развитую транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру в новых городах и пригородах.
Величина агломерации
Под малой я подразумеваю такую агломерацию, население которой составляет менее 250 тыс. жителей. Под средней — от 250 тыс. до 1 млн. Большой — от 1 до 3 миллионов. Сверхбольшой — более 3 млн.
Средние и большие агломерации
Большинство населения агломераций я предлагаю сосредоточить в средних и больших агломерациях.
Потому что число таких агломераций, с одной стороны, может быть достаточно велико (что важно для более равномерного расселения в РФ), а с другой, такая агломерация уже может предложить жителям изобилие разнообразных рабочих мест, разнообразие учебных заведений (прежде всего, высших и средних специальных) и какую-никакую культурную и спортивную жизнь. Что принципиально важно для современного человека.
Именно такая схема — город (центр) с населением в несколько сот тысяч (до миллиона) жителей плюс масса небольших городов по периферии — позволит выбрать желаемый стиль жизни и тем, кто хотел бы жить в многоэтажном классическом городе и в малоэтажных пригородах с невысокой плотностью застройки и даже тем, кто предпочел бы жить в небольших поселках-деревнях (на самой периферии агломерации) и, при этом, иметь под боком нормальную школу, поликлинику, детский сад и ясли, магазины и кафе, спортзал и бассейн, относительно недалеко — подстанцию скорой помощи, пожарное депо, опорный пункт полиции а также в течение получаса добраться до больших торговых центров, кинотеатров, в течение часа — стадиона, аквапарка, аэропорта, жд- или автовокзала, высокотехнологичных медцентров, ВУЗов и т.д. и т.п.
Видимо, будет разумным создать в рамках агломерации один или несколько университетских городков — мест концентрации ВУЗов и студенческих общежитий. Такой городок, очевидно, должен быть окружен неким технополисом — зоной с особым правовым и налоговым статусом, облегчающим ведение внедренческого и вообще любого технологичного бизнеса, а также с развитой транспортной, телекоммуникационной и индустриальной инфраструктурой, с бизнес-центрами и инкубаторами, НИИ и лабораториями корпораций.
Ну и, разумеется, современная производящая экономика потребует создания индустриального ядра, которое вполне впишется в такую схему расселения.
В общем, смысл средней или большой агломерации — в оптимальном сочетании потребностей и реалий.
Сверхбольшие агломерации
Я думаю, что двух сверхбольших агломераций — Московской и Санкт-Петербургской — России достаточно. Более того, стоило бы постепенно сократить численность их населения.
Таким образом…
Основная моя мысль — в России стоило бы расселиться шире. Разумеется, и жизнь и развитие возможны и в существующих городах, без сомнения. Но очевидным является также тот факт, что чрезмерная плотность населения и застройки, которая наблюдается в большинстве средних и больших городов России, является пусть не абсолютным, но, все же, тормозом развития. А притормаживает его дефицит земли и недвижимости, а также, как следствие, их относительная дороговизна.
Кроме того, дефицит автомобильных дорог и парковок в существующих городах, хотя и может быть ликвидирован, но, во-первых, не везде, а во-вторых, лишь ценой непомерно высоких финансовых затрат.
Строителям известно, что, как правило, строить много и на новом месте существенно дешевле, чем перестраивать существующее, да еще и методом точечной застройки.
Меньшая плотность населения в новых агломерациях и их грамотная планировка позволят сократить негативные последствия урбанизации и помогут более полноценной жизни и более эффективному хозяйствованию. Мое глубочайшее убеждение.
Ковровая застройка
Строить новые города и пригороды агломераций предлагается методом т.н. ковровой застройки, все сразу: дороги, гаражи и стоянки, телекоммуникационная инфраструктура, жилье, производственные, торговые, сервисные помещения, детские сады и ясли, школы, ПТУ, ВУЗы, поликлиники и больницы, пожарные депо и станции скорой помощи, отделения внутренних дел, авто- и жд вокзалы, аэропорты, склады и перевалочные базы, инфраструктура электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации, сбора, вывоза, сортировки и утилизации отходов, пригородное сельское хозяйство, инфраструктура спорта, туризма и рекреации и т.д.
Себезтоимость 1м2 при массовой застройке будет минимальной.
Спроектировать 30 тыс. проектов домов, отобрать 3 тыс. лучших из них и строить.
Грамотная организация, а также современные технологии и материалы при строительстве позволяют существенно снизить цену на недвижимость. А массовая застройка позволит сделать себезтоимость еще ниже.
1) И благодаря более массовому производству (есть закон индустрии: при увеличении партии выпускаемого товара его себезтоимость, при прочих равных, снижается).
2) И благодаря тому, что при строительстве «в чистом поле», да еще по измененной нормативной базе (предполагается) так называемая цена согласований (которая резко удорожает себезтоимость городской застройки) будет гораздо ниже.
Очевидно, приемлемое по качеству жилье (с приличной долговечностью, оснащенностью, отделкой, эстетическими качествами), при условии массовой застройки, доступности кредита, дебюрократизированной и декриминализованной системы, в условиях существенно более высокой чем сегодня оплаты труда в строительном секторе (что необходимо), может стоить, без учета стоимости земли, в районе 1 000 шв. франков за 1 м2 (из-за нестабильности рубля, будем фиксировать стоимость в этой валюте).
Необходимость создания транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, внутридомовых территорий и качественной городской среды, конечно, может существенно повысить стоимость квадратного метра, но эту инфраструктуру можно строить за счет бюджета агломерации (об этом — ниже).
Финансирование
Для финансирования проекта, а также шире — экономики страны, предлагается создать государственно-общественный (безприбыльный) Кредитно-страховой фонд РФ, который станет основным источником проектного финансирования в РФ. Получая длинные безпроцентные кредиты от ЦБ — Госбанка РФ, он будет выдавать целевые длинные 2%-ные кредиты:
— строительному бизнесу (генподрядчикам и застройщикам) на пополнение основного капитала и оборотных средств, необходимых для строительства (замена нынешним кредитам коммерческих банков),
— гражданам, на приобретение/строительство жилья,
— администрациям агломераций и губернским общинам, на приобретение/строительство социального жилья, с последующей его передачей гражданам в социальный найм,
— министерствам и ведомствам, государственным организациям, на приобретение/строительство служебного жилья, с последующей его передачей гражданам в служебный найм,
— администрациям агломераций и губернским общинам — на создание региональной транспортной, инженерной, социальной и сервисной инфраструктур,
— губернским общинам и региональным корпорациям развития территорий — для финансирования региональных экономик, создания новых рабочих мест,
— Общественному капитальному фонду РФ, для финансирования принадлежащих ему акторов экономики, и прежде всего, Мега-корпорации РФ — на создание новых рабочих мест,
— прочим акторам экономики РФ (государственным, общественным, кооперативным, частным и частно-акционерным), на их развитие и создание новых рабочих мест.
Хотя, разумеется, Кредитно-страховой фонд РФ станет, пусть и очень важным, но не единственным каналом инвестирования. Классические инвестиционные институты, наряду с хозсубъектами, реинвестирующими часть собственной прибыли, также внесут свой вклад в развитие проекта, без сомнений.
Возврат инфраструктурных кредитов, полученных агломерациями
Да, транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру надо создавать одновременно с жильем на дешевые государственные кредиты, которые будут потом отдаваться администрацией агломерации из собираемых на территории налогов.
Что предполагает, конечно, изменения в налоговой и административной системах.
Особый режим перераспределения налоговых поступлений (новые межбюджетные отношения)
Для таких агломераций необходимы изменения в области перераспределения налоговых поступлений между бюджетом нового образования, региональным и федеральным бюджетами. Налог на добавленную стоимость, созданную в агломерации, на прибыль организаций, НДФЛ, некоторые акцизы должны, в очень значительной части, оставаться на месте, в бюджете агломерации.
Возврат жилищных кредитов, полученных агломерациями
Администрация агломерации, построив жилье на предоставленный Кредитно-страховым фондом РФ кредит, передаст это жилье гражданам в социальный найм, с определенной арендной платой. Эти то арендные выплаты и станут источником возврата кредита фонду.
Ставки по кредитам
Надо понимать, что именно недорогие кредиты на 20 — 30 лет, с одной стороны, и массовое создание т. н. «хороших» рабочих мест, с другой, сделают жилье действительно доступным для десятков миллионов граждан.
Ну и разумеется, без реалистичных процентных ставок по кредиту (которые должны быть существенно ниже рентабельности в реальном секторе) невозможно развитие обрабатывающей промышленности, которая лишь одна и в состоянии обеспечить граждан России т.н. «хорошими» рабочими местами в изобилии.
«Проигрыш» в процентах обернется огромным выигрышем для страны: и экономическим, и политическим.
Рабочие места
Базовыми работодателями в новых городах и пригородах агломераций станут корпорации Губернских общин и Мега-корпорация РФ. Частный и частно-акционерный бизнес, очевидно, также внесет немалый вклад в инвестиционную деятельность в агломерациях.
Рабочие места в сфере торговли и услуг будут создаваться как губернскими общинами, так и существующими сетями за счет их собственных инвестиционных возможностей, а также — мини- и микро-бизнесом в формате самозанятости.
Преимущество новых и обновленных агломераций
Строительство агломераций по такому принципу позволит, с одной стороны, снизить стоимость жилья и прочей недвижимости, с другой — дать гражданам деньги на его приобретение, с третьей, обезпечить жителям рабочие места и готовую инфраструктуру.
Развитые инфраструктуры и городская среда, относительно невысокая плотность населения, внимание к экологическим вопросам, грамотная планировка — все это обезпечит приличное качество жизни и поможет развитию и экономики, и науки, и образования, и культуры, и спорта, и т.д.
Изменения в законодательстве
Для реализации проекта необходимы существенные изменения действующего законодательства и нормативной базы.
Необходимо — в рамках конституционной реформы — прописать возможность создания под новые и обновляемые агломерации новых субъектов федерации под названием Агломерационная область.
Сегодня создание новых поселений возможно лишь на межселенных территориях. В Агломерационных областях (а может, и на всей территории страны) нужно разрешить их создание и на иных землях.
Причем, необходимы новые межбюджетные отношения. Необходимы изменение в бюджетном и налоговом законодательствах в плане перераспределения налоговых поступлений между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и бюджетами органов местного самоуправления.
И, разумеется, необходимо создать законодательно-нормативную базу для формирования капитала и работы вышеупомянутых новых институтов: фонда, губернской общины и прочих новых институтов и организаций, необходимых для развития страны (см. посты в этом блоге).
Новые агломерации — Новая Большая политика
Надо понимать, что это будут, по сути, экспериментальные территории с особым статусом, предназначенные для «обкатки» новых технологий: производственных, управленческих, финансовых. Фактически, речь идет о создании некоего «каркаса» обновленной, модернизированной России.
Объемы и темпы строительства
В новые агломерации плюс в новое жилье в уже существующих, очевидно, смогут переселиться более 100 млн. человек.
Почти любой большой проект начинается с малого. Даже после принятия принципиального решения о его старте, вряд ли инвестиции польются рекой. Поэтому надо понимать, что проект стартует относительно скромно и продлится несколько десятилетий. Со временем, очевидно, средними будут темпы в 5 миллионов новых жителей в год, около 200 млн. м2 жилья ежегодно (сегодня — 83,8 млн. м2).
Общие затраты, на круг, очевидно составят порядка 100 — 150 тыс. шв. франков в расчете на 1 нового жителя — включая дороги, недвижимость, инфраструктуру, рабочие места и пр.
То есть, в среднем, под этот проект необходимо будет ежегодно аккумулировать порядка 500 — 750 млрд. шв. франков. И, очевидно, до половины (или даже более) от этих сумм должны аккумулировать такие государственно-общественные структуры как: кредитно-страховой фонд РФ, губернские общины, корпорации развития территории, мега-корпорация РФ и общественный капитальный фонд РФ.
Население России 2050 года, в разбивке по типам поселений
Здесь приведена моя гипотетически-потолочная оценка населения РФ на 2050-й год, в разбивке по типам поселений. Эти цифры — не результат научных изысканий и серьезного анализа, а только благие пожелания, мечтания, предположения, каким могло бы быть население и населенные пункты России к 50-му году в случае существенной корректировки парадигмы социально-экономического развития страны, а также принятия и реализации плана по строительству новых и перестройке существующих городских агломераций. Некая условная цель в цифрах, существующая пока лишь в отдельно взятой голове, не более того.
Я исхожу из того, что к 2050-му году население России может составить порядка 180 млн. чел., если принять, что ее границы к тому времени не изменятся и при условии, что мы сумеем избежать большой войны в обозримом будущем.
Помимо естественного прироста населения, я также надеюсь на иммиграцию носителей высокопрофессиональных знаний и навыков, а также владельцев капитала со всего мира, и прежде всего, из стран — республик бывшего СССР и европейских стран.
Итак, население России в 2050-м году могло бы расселиться примерно следующим образом.
1) 2 сверхбольшие агломерации: 20 млн. чел.
— Московская (14 млн. чел.)
— Санкт-Петербургская (6 млн. чел.)
2) 35 больших агломераций: 60 млн. чел.
— Калининградская
— Брянская
— Владимирская
— Переяславль-Ростовская
— Тверская
— Вязьма-Смоленская
— Калужская
— Тульско-Новомоссковская
— Рязанская
— Нижегородская
— Ульяновская
— Самарско-Тольяттинская
— Казанская
— Набережночелнинская (Нижне-Камская)
— Волгоградская
— Саратовская
— Воронежская
— Ростовская
— Краснодарская
— Азовская (на Азовском побережье)
— Кавказско-Минераловодская
— Махачкалинская
— Пермская
— Ижевская
— Екатеринбургская
— Челябинская
— Уфимская
— Новосибирская
— Омская
— Новокузнецкая
— Барнаульская
— Красноярская
— Иркутско-Черемховская
— Владивостокская
— Уссурийская (в Приморье)
3) 50 средних агломераций: 35 млн. чел.
4) 150 малых агломераций: 30 млн. чел.
5) 800 малых (агро-, эко-) городов: 12 млн. чел.
6) Прочие поселения: 23 млн. чел.
Результирующая
Ясно, что осуществление этого проекта потребует привлечения серьезнейших финансовых, организационных и политических сил. Уже одни только изменения законодательства и нормативной базы, которые необходимы для успешного развития проекта, заставляют думать о некоей чуть ли не революции в деле развития страны. Видимо, полноценный проект возможен лишь при условии существенной корректировки парадигмы социально-экономического развития России.
Понятно, что мы на такое замахнуться не можем. Но нам известна поговорка: «Вода камень точит». Рано ли поздно ли, но этот проект будет востребован. Так что доводить его до ума надо.
Для начала, на мой взгляд, необходимо сформировать команду профессионалов, которые займутся доработкой идеи, превращением ее в реальный проект и собственно его осуществлением — для начала, строительством хотя бы небольшой «пилотной» агломерации.
В этом случае, скорее всего, придется работать на старой нормативной базе, но заложить в специально созданном внебюджетном фонде расходы на создание социальной и инженерной инфраструктуры, а также элементов городской среды агломерации, а главное — на создание одной или нескольких вертикально-интегрированных межотраслевых корпораций, которые станут базовым работодателем для жителей новой агломерации.
Также, если дешевые госкредиты на приобретение жилья будут недоступны, то придется поработать с банками, добиваясь минимальной стоимости коммерческой ипотеки. Кроме того, можно будет надеяться на тех, кто будет готов приобрести жилье самостоятельно на собственные средства, продав свое жилье в других городах, для переезда в новую агломерацию.
И поскольку действующее законодательство предусматривает возможность создания новых поселений только на межселенных территориях, которые есть лишь в глухих медвежьих углах, вдали от цивилизации, первую агломерацию нужно создавать на базе какого то небольшого городка, пристраивая к нему новые микрорайоны. Для справки: см. ст.ст. 10, 11, 12 и 13 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.
Если это удастся, если пусть даже небольшая агломерация будет построена, можно будет идти дальше, прежде всего, искать политической поддержки проекта на самом верху. Ведь тогда мы сможем предложить нечто реальное, то что можно «пощупать», а не пытаться объяснить что-то кому-то «на пальцах». А это важно.
А уже имея стабильную базу, останется работать и ждать, когда власти всерьез займутся делом развития страны. Мы, со своей стороны, сможем предложить им на тот момент некоторые готовые организационные, технические и управленческие решения.
Источник: vc.ru
Что такое агломератор и агломерация? Капсулятор, гранулятор, пласткомпактор и агломератчик – кто они и как связаны между собой?
Агломератор — это оборудование по производству пластика. Его используют для обработки отходов ПВД, ПНД плёночных, их промывки, измельчения, подсушки и агломерирования. Агломератор позволяет осуществить вторичное применение пленочных полимерных материалов, обеспечить их переработку и выпуск катышек-гранул, которые впоследствии можно использовать в качестве сырья для изготовления литьевых изделий, а также в виде добавочного компонента.
Агломерация и агломерат
Принцип работы оборудования заключается в агломерировании. Это методика для получения заготовок из предварительно измельчённого материала или отходов при нагревании ниже температуры плавления. В ходе этого процесса происходит слипание частиц из-за затвердевания легкосплавных частей первичного материала, образуется агломерат.
Таким образом, агломерат – это окускованный концентрат, полученный в процессе агломерации (присоединения, накопления спёкшихся частиц).
Готовый плёночный агломерат после всех процессов переработки.
В каких еще сферах применяют агломерацию?
Агломерация изначально стала применяться в металлургической отрасли по производству цветных металлов для спекания различных руд, в частности тех, что включают в свой состав свинец и цинк. Инновационное агломерационное производство — сложный тандем различных агрегатов, функционирующих в разных режимах и выполняющих различные задачи.
Интенсивный рост производства агломерата, увеличение числа требований к его качеству, а также специфика технологических циклов задали условия для широкого внедрения средств автоматики и управления в эту отрасль.
Агломерационным процессом в металлургии сегодня называют алгоритм получения кусковых фрагментов путем спекания мелкой руды с топливом, используя высокие температуры горения. Таким путем удаётся получить высококачественное сырьё для доменной плавки и другие железосодержащие изделия.
Сегодня агломерацию также повсеместно используют в изготовлении популярного строительного материала – каменного агломерата. Готовые плиты (пластины), полученные из мелких фракций горных пород, полиэфирных смол под воздействием высоких температур, используют при отделочных и ремонтных работах.
Виды агломератов в химии и металлургии
Агломератами в химии именуют совокупность частиц, прочно связанных между собой. Вид агломерата определяют в зависимости от его структуры («луковичный», рыхлый, плотный и т. д.).
В металлургии различают следующие виды агломерата:
- с офлюсовкой;
- с низкой или высокой степенью офлюсовки;
- нефлюсованный;
- с самостоятельной плавкостью;
- рудный концентрат фосфорного вида;
- метализованный тип;
- хромитовый тип;
- с оксидом и многие другие.
Принцип работы агломерационной машины для переработки полимеров
Происходит спекание и вращение плёночного сырья в загрузочном бункере агломератора ПЗО.
Технология получения готового продукта, полуфабриката из плёнки, полиэтиленовых мешков и прочих идентичных отходов достаточно проста:
- ПЭТ отходы промываются, нарезаются на небольшие фрагменты, взвешиваются и загружаются оптимальным количеством в агломератор.
- Машина запускается, ножи приходят в движение, начинается измельчение порции ПЭТ мусора до однородной массы.
- На 10-й минуте работы устройства активируется режим плавления. Измельчённая масса сплавляется под действием нагрева от силы трения.
- Наступает цикл отхода массы, она поднимается выше ножей.
- Специалист добавляет в машину порцию воды, для «шокового» охлаждения массы, что вызывает распад сырья на мелкие сыпучие комочки.
- На последней стадии готовая продукция выгружается, оценивается её чистота. При необходимости агломерат подвергают дополнительной очистке.
Особенности конструкции
Агломерационная машина для переработки пленочных материалов и полимеров – это чаще металлическая бочка округлой формы, имеющая в своей конструкции ножи или диски, расположенные по всей окружности устройства.
Бочка агломератора с неподвижными и подвижными ножами по окружности.
Заставить режущие элементы двигаться призван высокоскоростной двигатель, способный обеспечить быстрое вращение вала. Ёмкость агломератора, и электродвигатель размещаются на общей неподвижной части агрегата.
Важно, что мотор оснащён многоканальным фрикционным колесом с желобом, который передает движение по приводному ремню, заставляя функционировать узел вращения самой ёмкости.
Для загрузки сырья в ёмкость устройства на крышке предусмотрено специальное отверстие. Для выгрузки готового продукта сбоку бочки располагается небольшое окно.
Отдельные модели таких машин могут оснащаться дополнительными устройствами.
По числу роторов бывают однороторные и двухроторные модели.
Однороторные агломераторы
Однороторный агломератор — это упрощённый агрегат, имеющий один ротор и корпус откидного или стационарного типа. Данное оборудование применяют для переработки полиэтиленовых отходов и другого сырья мелкой и средней фракции.
Двухроторные агломераторы
Двухроторный тип отличается высокой мощностью. Агрегат преимущественно применяется для переработки крупнофракционного мусора. Главная особенность такой модели – возможность переработки загрязнённого сырья, не очищенного предварительно в моечных системах.
У обозначенных устройств может быть откидной, стационарный и съёмный корпус. Тип корпуса не влияет на производительность. От него по большей части зависит удобство в процессе обслуживания машины.
Капсулятор
Капсулятор очень похож на агломератор, но гораздо эффективнее и менее затратный.
Многие эксперты считают, что агломератор – затратный агрегат по стоимости и мощности. Когда планируется перерабатывать мягкие плёночные пластмассы, выгодней использовать иную машину – капсулятор. Он сжимает полимер в капсулу, удобную для дальнейшей реализации и экструзии.
Агрегат отличается способностью капсулировать и уплотнять сырьё путем механического сжатия. При этом термодеструкция и вода не используются. Вещество нагревается до того состояния, чтобы можно было подвергнуть его сдавливанию, формируя компактную форму.
При высокой производительности и малых габаритах у капсулятора меньше энергопотребление и ниже количество брака в сравнении с агломератором. Также машина отличается возможностью перерабатывать в ней несколько видов пластика одновременно.
Пласткомпактор
Пласткомпактор современная замена другим типам оборудования для получения агломерата.
Пласткомпактор — более усовершенствованная технология для переработки пластика, дающая возможность значительно сократить времязатраты, электропотребление.
Данное оборудование уплотняет отходы полимерных материалов всех разновидностей, в частности тканевые типы. Тонкоизмельчение и комкование отходов происходит до состояния пеллет такого размера и формы, чтобы можно было выполнить дальнейшую грануляцию.
Гранулы, которые получаются в результате работы машины, характеризуется высокой объёмной плотностью и имеют цилиндрическую форму.
Важно, что агрегат функционирует по методу, имеющему сходство с капсулированием. Этот способ существенно отличается от процесса агломерации.
Гранулятор
Гранулятор.
Классический гранулятор по своему принципу работы идентичен капсулятору. Специальные резаки, расположенные на дне ёмкости на роторах, измельчают материал и сжимают его в компактную форму. Размягчение капсул происходит под воздействием самонагрева от силы трения.
Готовый продукт представляет собой пеллеты, состоящие из нескольких слоёв мелких частиц пластика — прессованные гранулы.
Различают два вида таких устройств по способу получения гранул — с резкой на фильере и стренговые.
Кто такой агломератчик?
Профессия агломератчика сложна и неказиста.
Агломератчик — это профильный специалист, на которого возложены обязанности контроля процессов агломерации.
Первые агломератчики в России появились на металлургических заводах, а впоследствии профессия стала востребованной на предприятиях по переработке пластикового и пластмассового мусора.
В обязанности специалиста входит:
- наблюдение за состоянием машин (агломерационных машин);
- обслуживание станка;
- подготовка оборудования к ремонту;
- включение электродвигателя;
- участие в процессе спекания;
- работы по извлечению готового агломерата и другие задачи.
Для чего нужен агломерат?
Готовый агломерат выгружается в подготовленные мешки.
Агломерат из стрейч пленки, ПВД, ПНД, ПП – это востребованный продукт, полученный с помощью технологии рециклинга. Сегодня упаковочные материалы из полиэтилена получили широкое применение. В связи с этим достаточно остро встал вопрос проблем, связанных с утилизацией такой упаковки, не подверженной быстрому естественному разложению.
В этом случае спасением выступает механическая вторичная переработка. По завершению этого процесса получается агломерат, представляющий собой плотные шарики небольшого размера или крошку.
Свойства вторичного материала при этом сохраняются, поэтому из него можно налаживать производство упаковочной пленки, стрейч пленки, мешков, пакетов, термоусадочных лент и иной аналогичной продукции.
Источник: p-z-o.com
ГОРОДСКА́Я АГЛОМЕРА́ЦИЯ
ГОРОДСКА́Я АГЛОМЕРА́ЦИЯ (от лат. agglomero – присоединять, накапливать, нагромождать), компактная территориальная группировка поселений (гл. обр. городских), объединённых многообразными и интенсивными связями (хозяйств., трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и др.). Г. а. как целостное территориальное социально-экономич. образование возникает на основе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или нескольких городов-ядер). В окружении крупного города формируются поселения разных типов (пригороды, города-спутники и т. п.), служащие его производств., транспортными, рекреационными, коммунально-хозяйств. и др. дополнениями. Пространственная сближенность и взаимодополняемость поселений Г. а. способствуют созданию благоприятных условий для развития в них разнообразных сфер деятельности.
Источник: bigenc.ru