Первичная документация в строительстве
Акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11) применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их пусковых очередей, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом).
Форма № КС-11, являющаяся основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ, составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается генеральным подрядчиком и заказчиком или другим лицом, на это уполномоченным. Оформление приемки законченного строительством объекта производится заказчиком на основе результатов проведенных им проверок, обследований, измерений и испытаний, а также документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие объекта утвержденному проекту, нормам, стандартам и СНиП, а также заключений органов надзора.
Подрядчик (субподрядчик) или исполнитель работ прилагает к вышеуказанному документу перечень необходимых документов и передает их заказчику, а тот, в свою очередь, — пользователю объекта. Одновременно подрядчик на основе акта приемки законченного строительством объекта представляет в установленном порядке документы статистической отчетности о выполнении договорных обязательств. Законченный строительством объект включается в отчетность за тот отчетный период, в котором зарегистрирован факт его ввода в действие. Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком (пользователем объекта) в местных органах власти.
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14) является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления его в состав основных средств всех форм собственности, включая федеральную, а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования. Вышеуказанный акт является основанием для окончательной оплаты всех выполненных подрядчиком (субподрядчиком) работ в соответствии с договором (контрактом). Оформление приемки законченного строительством объекта производится заказчиком и членами приемочной комиссии на основе проведенных ими обследований, испытаний, а также заключений органов надзора. Стоимость выполненных работ указывается в фактически действующих ценах текущего года. Вся документация по приемке объекта и перечень необходимых документов передаются заказчиком пользователю объекта для последующей регистрации в местных органах власти.
Если заказчик принимает работу от подрядчика без проверки (без приемочной комиссии), то он лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли бы быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки) и не может в судебном порядке требовать их устранения.
Журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а) является основным первичным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки выполнения и условия производства строительно-монтажных работ (далее — СМР) и ведется ответственным за строительство того или иного сооружения. Вышеуказанный журнал является накопительным документом, на основании которого составляются акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справка о стоимости выполненных работ (форма № КС-3). Журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а) ведется по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому виду работ или конструктивному элементу. Затраты отражаются по строке «Накладные и прочие расходы» на основании смет расходов за отчетный период в размерах в соответствии с принятой в организации методикой.
Общий журнал работ (форма № КС-6) применяется для учета выполнения СМР. Это основной первичный учетный документ, который отражает технологическую последовательность, сроки, качество и условия производства СМР и ведется производителем работ, руководителем смены, ответственным за строительство здания или сооружения при реконструкции, расширении отдельных или группы однотипных одновременно строящихся объектов, расположенных в пределах строительной площадки.
Титульный лист вышеуказанного общего журнала заполняется до начала строительства генеральной подрядной организацией с участием проектной организации и заказчика.
Общий журнал работ должен быть прошнурован, пронумерован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью организации, его выдавшей.
Основанием для расчетов за выполненные работы является Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3, которая подписывается заказчиком и генподрядчиком и скрепляется печатью.
Стоимость законченных строительством временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств оформляется актом о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения по форме № КС-8 и принимается организацией к учету по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» или 97 «Расходы будущих периодов» с последующим включением ее в инвентарную стоимость объекта.
Акт по форме № КС-8 составляется исполнителем СМР в необходимом количестве экземпляров и передается по принадлежности, как правило, в трех экземплярах — бухгалтерии, лицу, принявшему объект (эксплуатируемой организации); последний экземпляр находится на хранении у лица, сдавшего объект. Материалы, подлежащие возврату, указываются в таблице акта с учетом их количества и процента годности.
Ликвидация указанных объектов оформляется актами о разборке временных (нетитульных) сооружений (форма № КС-9), которые составляются комиссией, специально назначенной распоряжением руководителя строительной организации или уполномоченного лица с указанием всех необходимых данных по объекту (например, предполагаемый возврат материалов и т.д.).
Для ликвидации зданий и сооружений, строений и т.д. строительные организации должны составлять акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений (форма № КС-10). Данная форма применяется для определения размера материального ущерба, причиненного владельцу (собственнику) здания, строения, сооружения (как правило, физическому или юридическому лицу). Для составления и подписания данного акта назначается комиссия, в состав которой должны входить представители заказчика (застройщика) вновь строящегося объекта, представители БТИ.
В настоящее время действует Постановление ГКС РФ № 7 (17) которым введены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств. Эти формы также необходимо иметь в виду при учете работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.
Источник22. Исполнительная документация. Виды, назначение.
Исполнительная документацияпредставляет собойтекстовые и графические материалы, которые отражают фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта по мере завершения определенных в проектной документации работ.
Исполнительную документацию ведет лицо, осуществляющее строительство.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано:
— осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика или заказчика;
— осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией;
— осуществлять строительство в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка;- осуществлять строительство в соответствии с требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия;- обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляется строительство объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органам государственного строительного надзора;- проводить строительный контроль;
— обеспечивать ведение исполнительной документации и т.д.
Состав первичной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ
Акт о приемке выполненных работ
Справка о стоимости выполненных работ и затрат
Общий журнал работ
Журнал учета выполненных работ
Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения
Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений
Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений
Акт приемки законченного строительством объекта
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией
Акт о приостановлении строительства
Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству
Акт о приемке выполненных работ(форма № КС-2)применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ. Акт составляется на основании данных журнала учета выполненных работ(форма № КС-6а).
Акт подписывается уполномоченными представителями сторон (производителя работ и заказчика (генподрядчика)).На основании данных акта о приемке выполненных работ заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма№ КС -3).Справка о стоимости выполненных работ и затрат(форма № КС -3)применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы.
Выполненные работы и затраты в справке отражаются исходя из договорной стоимости.Справка поформе № КС-3составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).Общий журнал работ(форма № КС-6)применяется для учета выполнения строительно-монтажных работ.
Общий журнал работ − это основной первичный документ, отражающий технологическую последовательность, сроки, качество выполнения, условия производства строительно-монтажных работ.Журнал ведется при строительстве (при реконструкции, расширении) отдельных строящихся зданий, которые расположены в пределах одной строительной площадки.Ведет журнал производитель работ (старший производитель работ, руководитель смены), ответственный за строительство здания или сооружения.Журнал учета выполненных работ(форма № КС-6а)применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом.На его основании составляется:акт приемки выполненных работ поформе № КС -2;справка о стоимости выполненных работ поформе № КС-3.Журнал учета выполненных работ ведет исполнитель работ по каждому объекту строительства.
Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения(форма № КС-8)применяется для учета приемки законченного строительством временного (нетитульного) сооружения.Акт составляет исполнитель строительно-монтажных работ.Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений(форма № КС-9)применяется для оформления разборки временных сооружений, оприходования фактически полученных от разборки материалов, которые подлежат возврату.Акт составляется комиссией, назначенной приказом руководителя строительной организации.В акте отмечается количество и процент годности фактически полученных от разборки временных сооружений материалов, предполагаемый возврат материалов при возведении данного сооружения.
Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений(форма № КС-10)применяется для определения размера материального ущерба в связи со сносом (переносом) зданий и уничтожением или порчей насаждений (плодово-ягодных, посевов и др.). Акт составляется комиссией.
Акт приемки законченного строительством объекта(форма № КС-11)− документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда.Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором.Акт приемки законченного строительством объекта подписывается исполнителем работ (генеральным подрядчиком), заказчиком или инвестором.Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией(форма № КС-14)− документ по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов всех форм собственности.Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором.Акт о приостановлении строительства(форма № КС-17)применяется для оформления приостановления строительства (консервации или прекращения строительства).Заказчик (застройщик) обязан произвести окончательный расчет по строительству с исполнителем работ после получении решения о консервации или окончательного прекращения строительства.Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству(форма № КС-18)применяется для оформления приостановления начатых проектно-изыскательских работ по причине невключения этих работ в план или нецелесообразности дальнейшего проектирования строительства.В состав исполнительной документации также включаются: исполнительные геодезические схемы; исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технич.обеспечения;акты испытания и опробования технических устройств;резуль-ты экспертиз, обследований, испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строит.контроля;документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
ИсточникАкт приемки законченного строительством объекта в строительстве
Напомним прежде всего, что правовые основы выполнения работ по договору подряда регулируются гл. 37 «Подряд» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Общими положения о подряде, в частности ст. 702 ГК РФ, определено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Но помимо общих положений о подряде ГК РФ регулирует и отношения по договору строительного подряда. Пунктом 1 ст. 740 ГК РФ установлено, что подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную договором цену.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Заказчик, получивший от подрядчика сообщение о готовности к сдаче результата выполненных работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Согласно ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами договора строительного подряда.
По общему правилу для подтверждения своей деятельности организации обязаны применять унифицированные формы первичной учетной документации, поскольку к бухгалтерскому учету первичные документы принимаются в том случае, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Самостоятельно разработанные формы документов также могут использоваться организациями, но только в том случае, если осуществляются операции, формы документов для отражения которых не предусмотрены альбомами унифицированных форм. Но и самостоятельно разработанные формы могут быть приняты к учету при условии, что в них содержатся обязательные реквизиты, перечень которых приведен в уже названном нами Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) утвержден Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм, содержащимся в приложении к Постановлению Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве», акт формы N КС-11 применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда.
Выше мы отметили, что основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Так вот именно Акт формы N КС-11 и является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором подряда.
Акт составляется в необходимом количестве экземпляров. Перед тем как составить акт, заказчик осуществляет приемку законченного строительством объекта на основании результатов проведенных им обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов, представленных исполнителем и подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также на основании заключений органов надзора. Факт ввода в действие объекта регистрируется заказчиком (пользователем) объекта в местных органах исполнительной власти в установленном порядке.
Акт подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика, подрядчика) и заказчика соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика. В случаях, когда функции заказчика и исполнителя работ — подрядчика выполняются одним лицом, состав подписей определяется инвестором.
Вся документация по приемке объекта впоследствии передается заказчиком пользователю объекта.
Исполнитель работ на основании оформленного акта представляет документы статистической отчетности о выполнении договорных обязательств.
Следует обратить внимание на одну особенность, установленную ст. 753 ГК РФ. Одна из сторон договора подряда может отказаться от подписания акта. В этом случае в акте делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными, что установлено п. 4 ст. 753 ГК РФ.
В качестве примера приведем Постановление ФАС Поволжского округа от 7 августа 2007 г. по делу N А55-14678/2006. В суде рассматривался иск подрядчика к заказчику о взыскании задолженности за выполненные по контракту работы. В иске указано, что заказчик необоснованно отказался от подписания окончательного акта приемки выполненных работ. Наличие задолженности за выполненные работы установлено судом, и в силу ст. 711 ГК РФ требования о взыскании задолженности подлежат удовлетворению.
Заказчик в кассационной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что подрядчик представил заказчику акт приемки законченного строительством объекта без приложений в виде исполнительной документации, в связи с чем заказчик не имел возможности определить качество и окончательный объем выполненных работ и поэтому не подписал акт. Суд кассационной инстанции жалобу заказчика не удовлетворил.
В основание иска по делу положено наличие окончательного акта приемки выполненных работ по форме N КС-11, подписанного в одностороннем порядке подрядчиком. Подрядчик неоднократно направлял заказчику письма с просьбой об окончательном принятии работ с приложением соответствующих актов и справок о стоимости выполненных работ и затрат. Заказчик акт не подписал, инспекцию объекта не проводил.
Согласно положениям ст. 753 ГК РФ заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность использования объекта для указанных в договоре строительного подряда целей и не могут быть устранены подрядчиком и заказчиком. Заказчик в нарушение условий контракта объект не инспектировал и список исправлений и ремонтных работ, которые подрядчик должен осуществить перед подписанием окончательного акта принятия работ, не составил. Односторонний акт может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны необоснованными. Учитывая, что мотивы отказа заказчика от подписания акта приемки законченного строительством объекта являются необоснованными, суд правомерно принял во внимание односторонний акт и удовлетворил иск подрядчика.
Порядок применения унифицированной формы N КС-11 изложен также в Письме Федеральной службы государственной статистики от 31 мая 2005 г. N 01-02-9/381 «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11».
В Письме указано, что Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» утверждены две формы актов приемки объектов в эксплуатацию:
— Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11);
— Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14).
Форма N КС-11 была разработана во исполнение Временного положения по приемке законченных строительством объектов, введенного Письмом Госстроя России от 9 июля 1993 г. N БЕ-19-11/13, которое предусматривало приемку объектов на основании предоставления перечня специальной документации.
В связи с обновлением законодательства Временное положение, о котором идет речь, отменено, при этом унифицированная форма N КС-11 Госкомстатом России не отменялась. Согласно рекомендации, данной в Письме, при заполнении акта формы N КС-11 следует после слов «руководствуясь Временным положением по приемке законченных строительством объектов» дописывать «отменено» и дополнять реквизит ссылкой на действующие нормативные документы, на основании которых производится приемка объекта в эксплуатацию.
Некоторые читатели могут подумать, что гораздо проще удалить из формы документа утратившее силу Временное положение и сразу указать действующие нормативные акты. Но не следует забывать о том, что в соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20, удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. А вот вносить в унифицированные формы дополнительные реквизиты организация может, исключение составляют лишь формы по учету кассовых операций.
Особо обращаем ваше внимание на то, что первичные учетные документы могут приниматься к учету организациями лишь при условии заполнения всех обязательных реквизитов. Неполное или неправильное заполнение реквизитов документа может вызвать нарекания со стороны сотрудников налоговых органов. И хотя зачастую суды признают такие нарушения малозначительными, рекомендуем подходить к заполнению реквизитов первичных документов очень внимательно, так как наличие большого количества судебных разбирательств по этому вопросу свидетельствует о том, что такие претензии налоговых органов встречаются очень часто.
Акт приемки законченного строительством объекта содержит п. 12, в котором указывается стоимость объекта по утвержденной проектно-сметной документации. Нередко возникают вопросы о том, можно ли заполнять акт формы N КС-11 в иностранной валюте или условных денежных единицах. В Письме Федеральной службы государственной статистики от 31 мая 2005 г. N 01-02-9/381 «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11», о котором мы уже упоминали, сказано, что в унифицированных формах первичных документов денежный измеритель (цена, стоимость и прочие) предусмотрен в рублях, таким образом, применение в утвержденных Госкомстатом России унифицированных формах первичной учетной документации условных денежных единиц является неправомерным.
Но по этому поводу существует и противоположное мнение. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2007 г. N Ф08-951/2007-386А сказано, что действующее законодательство не содержит запрета на оформление акта выполненных работ в иностранной валюте.
Рекомендуем организациям при заключении договоров строительного подряда предусматривать, в какой валюте будет определяться стоимость строительных работ — в рублях, иностранной валюте или условных денежных единицах. Но даже если договором будет предусмотрено, что стоимость работ определяется, например, в иностранной валюте, риск возникновения претензий со стороны налоговых органов не исключен.
Договором подряда может быть предусмотрена поэтапная сдача работ. По завершении очередного этапа работ оформляется Акт приемки выполненных работ (форма N КС-2), унифицированная форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». В Письме УФНС России по г. Москве от 7 февраля 2007 г. N 20-12/012414 сказано, что датой признания дохода от осуществления строительных работ является дата реализации таких работ, которая может быть определена по дате акта N КС-2.
Если же поэтапная сдача работ договором подряда не предусмотрена, то, по мнению автора, датой передачи законченного строительством объекта заказчику и датой признания выручки от реализации строительных работ будет являться дата подписания акта формы N КС-11.
Законченный строительством объект принимается организацией к учету, отражается на счете 01 «Основные средства» и вводится в эксплуатацию. С этого момента у организации возникает обязанность по исчислению налога на имущество организаций в соответствии с нормами налогового законодательства. Но в какой момент объект следует отразить в составе основных средств? Является ли дата подписания акта формы N КС-11 основанием для этого?
В качестве ответа на поставленные вопросы рассмотрим пример из судебной практики. ФАС Московского округа рассматривалась кассационная жалоба налогового органа. По мнению инспекции, судам при определении даты ввода объектов в эксплуатацию и, соответственно, периода, в котором возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций, следовало руководствоваться актами приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11, так как они составлены ранее актов по форме N КС-14, аналогичных по своему значению и правовым последствиям.
Суд отклонил доводы налогового органа по следующим основаниям.
Как сказано в Постановлении ФАС Московского округа от 28 августа 2008 г. N КА-А40/7979-08 по делу N А40-58167/07-129-345, согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом налогообложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, для обобщения информации о наличии и движении основных средств в организации предназначен счет 01 «Основные средства».
Порядок учета на балансе основных средств регулируется Положением по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. Согласно этому Положению к бухгалтерскому учету в качестве основных средств принимаются активы, в отношении которых одновременно выполняются следующие четыре условия:
1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, для предоставления в аренду;
2) объект предназначен для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организация не предполагает последующую перепродажу объекта;
4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н, предусмотрено, что основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях приобретения, сооружения и изготовления за плату, сооружения и изготовления самой организацией и в других случаях.
Факт принятия объектов основных средств на учет по счету 01 и использования их в производственной деятельности с начислением амортизации свидетельствует о наличии объекта обложения налогом на имущество, что порождает обязанность организации исчислять и уплачивать этот налог согласно нормам гл. 30 НК РФ.
Суд со ссылкой на Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» указал, что первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации.
В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» именно акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных средств всех форм собственности.
Вместе с тем, как указал суд, акт по форме N КС-11, исходя из буквального толкования слов и выражений, содержащихся в названном нормативном акте, основанием для зачисления объектов в состав основных средств не является.
Кроме того, Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» утверждена форма N ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения) и указания по ее применению и заполнению. Согласно этим указаниям форма N ОС-1а применяется для включения в состав основных средств и учета ввода их в эксплуатацию в отношении тех объектов, которые являются зданиями и сооружениями, а форма N ОС-1 в отношении всех прочих объектов.
Суд установил, что доводы налоговой инспекции о том, что документом, подтверждающим ввод основных средств в эксплуатацию, является акт по форме N КС-11, как равнозначный по правовым последствиям акту по форме N КС-14, не соответствует положениям приведенных выше нормативных актов.
Также судом по делу установлено, что начисление амортизации для целей налогообложения на стоимость объектов основных средств ранее подачи документов для государственной регистрации (то есть после подписания актов по форме N КС-14) не производилось, спорные объекты были приняты на учет в качестве основных средств с составлением актов по форме N ОС-1а после подписания актов по форме N КС-14.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев дело, счел, что судебными инстанциями был сделан правильный вывод о неправомерности начисления налоговым органом заявителю налога на имущество с даты подписания акта приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11.
Источник