Toggle navigation
Аварийная ситуация
Аварийная ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих угрозу возникновения аварий и других происшествий, которые могут привести к взрыву, пожару, отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей. Аварийные ситуации могут быть вызваны природными катаклизмами (землетрясение, наводнение, тайфун, извержение вулкана, атмосферное электричество и т. д.), техногенными причинами (отказ, поломка, повреждение технических систем и (или) транспорта).
Большую долю в возникновении техногенных аварийных ситуаций занимает антропогенный (человеческий) фактор: ошибочные действия персонала промышленных предприятий, водителей транспортных средств, населения, несанкционированные и террористические действия людей. Для снижения вероятности возникновения природных аварийных ситуаций соответствующими службами проводится прогнозирование погодных условий, геомагнитных явлений, гидрологической обстановки и других с оповещением населения и администрации о возможности создания аварийной ситуации. Для снижения вероятности аварийной ситуации техногенного характера проводятся работы по повышению надёжности технологического оборудования и транспортных средств, созданию систем диагностики состояния опасных агрегатов, по оснащению опасных производств системами пожарной автоматики (пожарной сигнализации и пожаротушения).
Экспертиза промышленной безопасности . Опасный производственный объект
Для снижения вероятности возникновения аварийных ситуаций антропогенного характера проводится обучение персонала и населения: действиям, направленным на снижение материального ущерба и гибели людей при возникновении аварийной ситуации; правилам пользования первичными средствами пожаротушения и эвакуации при пожаре.
Источник: pozhproekt.ru
Аварии и инциденты на ОПО
Законодательство, регламентирующее мероприятия связанные с авариями, инцидентами и случаями утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Ростехнадзору:
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
- Постановление Госгортехнадзора РФ от 10.07.2001 № 30 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа риска опасных производственных объектов»
- РД 03-496-02 Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах
- Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 №480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
На основании данных документов определяется порядок проведения процедуры технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Ростехнадзору объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации.
Аварии зданий и сооружений и их причины
В перечень процедур включены процедуры оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.
Авария – это разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрывы и/или выбросы опасных веществ.
Инцидент – это отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; отклонение от режима технологического процесса; нарушение положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также других федеральных законов в области промышленной безопасности.
Риск аварии – это мера опасности, которая характеризует вероятность возникновения аварии на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий.
Ущерб от аварии – это потери в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, а также вред, нанесённый окружающей природной среде, в результате аварии на опасном производственном объекте исчисляемые в денежном эквиваленте.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона №116, организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:
- Планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
- Создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (создаются на основании Федерального закона «О гражданской обороне» и Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержденного Приказом МЧС от 23.12.2005 №999) или заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами/формированиями (их деятельность регламентируется Федеральным законом от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
- Проводить обучение работников ОПО действиям в случае аварии или инцидента.
- Иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством.
- Создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать их в рабочем состоянии.
- Страховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО.
Организация, планирующая эксплуатировать опасный производственный объект должна произвести оценку готовности к эксплуатации и возможности проведения действий по локализации и ликвидации последствий аварии. Порядок проведения данной процедуры установлен Методическими указаниями по проведению анализа риска опасных производственных объектов утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 №30.
Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Действия организации (ее руководителя), эксплуатирующей ОПО, в случае аварии или инцидента:
- Передача оперативного сообщения о случившемся, оформленного по установленному образцу (см. Приложения 1 и 2 к «Порядку проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев…») в:
- территориальный орган Ростехнадзора;
- вышестоящий орган или организацию (если таковые имеются);
- орган местного самоуправления;
- государственную инспекцию труда по субъекту РФ;
- профсоюзную организацию;
- страховую компанию;
- орган прокуратуры.
- Принятие мер по защите жизни и здоровья работников организации, окружающей среды, собственности организации и сторонних лиц от воздействия негативных последствий аварии или инцидента.
- Обеспечение сохранности обстановки на месте аварии или инцидента до начала расследования причин аварии или инцидента (в качестве исключения принимаются случаи, когда необходимо ликвидировать последствия аварии или инцидента и принимать меры по сохранению жизни и здоровья людей).
- Локализация и ликвидация последствий аварии или инцидента.
- Участие в техническом расследовании причин случившегося, принятие мер по устранению и профилактике причин, вызвавших аварию или инцидент.
Ответственность за вышеизложенные мероприятия несет руководитель организации, эксплуатирующей ОПО.
Источник: www.fsetan.ru