Авария в строительстве это

Расследование аварий зданий и сооружений должно проводиться в соответствии с «Положением о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений, их частей и конструктивных элементов на территории Российской Федерации» (МДС-12-4.2000).

Авария — это обрушение, повреждение здания, сооружения в целом, его части или отдельного конструктивного элемента, а также превышение ими предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку строительства (эксплуатации) объекта или его части (в дальнейшем — аварию здания).

В понятие аварии входят также обрушения и повреждения зданий и сооружений, произошедшие в результате природно-климатических воздействий (землетрясения, ветрового напора, снеговой нагрузки и т. д.), интенсивность которых не превышала расчетных значений.

Целью расследования причин аварий зданий является установление факторов, вызвавших аварии, их обобщение, учет и анализ с разработкой предложений и принятием мер по предупреждению аварий путем корректировки нормативной и проектной документации, подготовки методических документов по проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений, учитывающих характер и частоту повторения выявленных причин аварий, широкого информирования участников строительства и эксплуатационных организаций о причинах произошедших аварий и мерах по их предупреждению.

Радиационная авария на комбинате Маяк. Кыштымская катастрофа, живущая до сих пор.

В зависимости от масштабов и степени последствий аварии зданий подразделяются на аварии первой и второй категорий.

К авариям первой категории относятся обрушения зданий и сооружений или их частей (разрушение наземных строительных конструкций, подземных транспортных и гидротехнических сооружений, прорыв плотин, дамб, резервуаров и т. д.), вызвавшие нарушение функционирования других отраслей народного хозяйства, повлекшие гибель двух и более человек, а также обрушения с количеством пострадавших более пятнадцати человек. Авария первой категории классифицируется как чрезвычайная ситуация.

К авариям второй категории относятся обрушения или повреждения зданий, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов, угрожающие безопасному ведению работ и не попавшие в разряд аварий первой категории.

Руководители предприятий, учреждений, организаций и объединений, осуществляющие строительство, реконструкцию, расширение, капитальный ремонт и эксплуатацию здания или сооружения, на котором произошла авария, обязаны принять в первую очередь необходимые меры по спасению пострадавших и оказанию им помощи, а также по предотвращению дальнейшего распространения разрушений, пожара, установлению границ опасной зоны и ограничению доступа в нее людей. Они же должны немедленно передать донесение об аварии в территориальный орган исполнительной власти.

Расследование причин аварий производится техническими комиссиями, а в случаях, когда необходима срочная разборка обрушившихся конструкций для спасения пострадавших или возобновления безопасной эксплуатации зданий и сооружений, до начала работы технических комиссий создаются местные комиссии предварительного расследования причин аварий.

10 Обвалов Плотины Снятых на Камеру

Расследование аварий, связанных с повреждением или обрушением отдельного конструктивного элемента, не сопровождавшихся несчастными случаями, а также аварий на объектах 3-го класса по степени ответственности, допускается проводить только местными комиссиями.

Местные комиссии назначаются в возможно короткий срок после аварии руководителями генеральных подрядных организаций, а также действующих предприятий, организаций, учреждений, совмещающих функции заказчика и подрядчика, или эксплуатирующих здания, сооружения.

В состав местных комиссий входят представители генподрядной и субподрядных организаций, организации, разработавшей проект, заказчика или эксплуатационной организации.

Председатель местной комиссии назначается руководителем предприятия, учреждения, организации или объединения, создавшего указанную комиссию.

К работе в составе комиссии могут также привлекаться на договорной основе высококвалифицированные специалисты научно-исследовательских и проектных организаций.

Местная комиссия до начала работы технической комиссии должна:

• организовать оказание первой помощи и эвакуацию пострадавших;

• произвести осмотр обрушившихся (поврежденных) конструкций и зафиксировать их положение (на фотографиях, фотопленках и т. д.);

• принять меры по предотвращению дальнейшего распространения разрушений, обеспечению безопасного ведения работ при

борке или временном креплении (усилении) конструкций, ограничению доступа людей в зону аварии;

• опросить очевидцев аварии, установить вероятные причины ее возникновения.

Для восстановления здания, сооружения производится разборка обрушившихся конструкций, освобождение проездов и неповрежденного технологического оборудования; разобранные конструкции сохраняются для дальнейшего их обследования технической комиссией.

Местная комиссия составляет акт предварительного расследования аварии, который передается руководителю предприятия, учреждения, организации, объединения, назначившего комиссию, а в дальнейшем — также председателю технической комиссии.

В случаях, когда расследование производится только местной комиссией, организация работы комиссии и оформление документов осуществляются в порядке, предусмотренном для технической комиссии.

Технические комиссии по расследованию причин аварий назначаются в срок не более трех суток с момента аварии.

При авариях первой категории технические комиссии назначаются:

• министерствами и ведомствами Российской Федерации по строящимся и эксплуатируемым объектам, подведомственным им;

• соответствующими органами исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов республиканского, краевого, областного подчинения по всем другим строящимся и эксплуатируемым объектам независимо от источников их финансирования и форм собственности.

При авариях второй категории технические комиссии назначаются:

• министерствами и ведомствами Российской Федерации по строящимся и эксплуатируемым объектам, подведомственным им;

• соответствующими органами исполнительной власти городов и районов по всем другим строящимся и эксплуатируемым объектам независимо от источников их финансирования и форм собственности.

В состав технических комиссий при расследовании аварий первой категории включаются представители соответствующих министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и объединений, на объектах которых произошла авария, органов исполнительной власти республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов и районов, генеральной подрядной строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации, генеральной проектной организации, субподрядных строительно-монтажных и проектных организаций, заказчика (инвестора), при необходимости — предприятий-поставщиков строительных изделий, конструкций и оборудования, а также специалисты органов МЧС по согласованию с ними.

Читайте также:  Формирование договорных цен и порядка расчета в строительстве

В состав технических комиссий при расследовании аварий второй категории включаются представители соответствующих министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и объединений, на объектах которых произошла авария, органов исполнительной власти городов и районов, генеральной подрядной строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации, проектной организации, соответствующих субподрядных строительно-монтажных организаций, заказчика (инвестора), при необходимости — предприятий-поставщиков строительных изделий, конструкций и оборудования.

Председатель технической комиссии по расследованию причин аварии назначается органом, создавшим комиссию. Этим же органом устанавливается срок проведения указанного расследования.

Техническая комиссия в процессе расследования причин аварий:

• проводит осмотр здания, сооружения, на котором произошла авария;

• анализирует представленные материалы и акт местной комиссии;

• устанавливает на основе произведенного анализа причины, вызвавшие аварию;

• подготавливает рекомендации по ликвидации последствий аварии.

Техническая комиссия выполняет другие работы, необходимость в проведении которых выявляется в ходе расследования аварии.

По результатам работы технической комиссии составляется акт расследования причин аварии по форме, представленной в прилож. 6.

Техническая комиссия имеет право организовывать рабочие подкомиссии для детального изучения отдельных вопросов и по согласованию с органом, назначившим комиссию, привлекать к работе комиссии на договорной основе экспертов и представителей местных организаций и учреждений (проектных, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и т. д.).

Источник lse.expert

Причины аварий зданий и сооружений

Авария– полное или частичное обрушение здания или такая деформация здания, которая вызывает остановку производственного процесса, либо создает непосредственную угрозу безопасности людей.

Дефект – отклонение качества, формы и фактических размеров элементов конструкции от требований нормативных документов или проекта, возникающее на стадии проектирования, изготовления, транспортировки и монтажа.

Повреждения – дефект полученный на стадии эксплуатации.

Все дефекты и повреждения делятся по опасности:

А. Аварийные – самые опасные

Б. Средняя тяжесть дефекта

В. Повреждения не существенные

При «А» — остановить производство, сообщить в службу и немедленно устранить дефект. «Б» влияют на несущую способность конструкции, такой дефект рекомендуется устранить на ремонтах. «В» — несущественные дефекты и повреждения. При обследовании конструкции выявляются дефекты, полученные по всем видам – при транспортировке, монтаже, эксплуатации и т.п.

После дефектов – как правило, требуется усиление конструкции.

Конструкции после технического обследования можно проклассифицировать:

1. Исправное состояние – удовлетворяет всем требованиям нормативных документов.

2. Работоспособное состояние конструкции – например, повреждения категории «В», где то краска шелушится, штукатурка отваливается, но по прочности проходит.

3. Ограниченное работоспособное состояние – есть повреждения, дефекты, которые снижают несущую способность. Рекомендации:

a) Усилить конструкцию

b) Снижение нагрузок на конструкцию

4. Неработоспособное состояние – предаварийное, аварийное. Состояние конструкции неработоспособно.

a) Усиление или замена конструкции.

Другие причины аварий.

· Землетрясения — проектировать здания с учетом сейсмической активности. Только здания первого класса капитальности – цирки, кинотеатры, мосты и т.д.

· Ураганы, тайфуны, торнадо, ураганные ветры со скоростью = 200 км/ч

· Цунами, оползни, селевые потоки.

Литература: Канчелли «строительные и пространственные конструкции»

Примерно 80% обрушений, аварий связанно с грунтами.

Разрушение аквапарка в Москве.

Подмывание грунтов – преломление колонны.

Теракт – подорвали одну из колонн.

Сложность плана – обошлось без макетного способа и испытательной модели конструкции. Неясность расчетной схемы с точки зрения теоретической. Такие конструкции почти нигде в мире не делалась

1. Работа вентиляционных систем.

2. Шум, вибрационные волны.

3. Скопление льда на отдельных участках кровли.

4. Некачественные строительные материалы. Бетон, арматура – исследовались, но все оказалось нормальным. Бетон на 30% прочнее, чем по проекту закладывалось.

Статья Кандидат физико-математических наук Н. ОСТРОУХОВ. http://www.nkj.ru/archive/articles/7220/

Сооружения из бетона долго служили образцом прочности. Но сейчас обнаружилась серьезная проблема, и заключается она в вибрации, действие которой может привести к их неожиданному разрушению.

За последние годы произошел ряд серьезных аварий на железобетонных сооружениях. Схожим образом обрушились терминал в парижском аэропорту Руасси-Шарль де Голль, здание Басманного рынка и крытая стоянка у торгового комплекса «МЕТРО» на Дмитровском шоссе в Москве. Но самым громким из этих печальных событий стала катастрофа в московском аквапарке «Трансвааль». В качестве причин аварии аквапарка называлось множество факторов: строительный брак, климат, даже наличие геологического разлома. И хотя было проведено 240 экспертиз, однозначных и исчерпывающих выводов специалисты так и не сделали.

Все эти случаи объединяют два обстоятельства. Первое — в сооружениях применялись тонкостенные бетонные конструкции (пластины, оболочки), протяженность которых намного превышала толщину. И второе — рядом со зданиями или внутри них находились источники механических колебаний (вибраций): в аквапарке работали насосы; рядом с магазином и рынком проходили улицы с интенсивным движением; в ближайшем аэропорту взлетали и садились самолеты.

Структура бетона существенно отличается от структуры гомогенного кристаллического тела и представляет собой смесь случайно ориентированных зерен различных фракций. Их сцепление между собой обеспечивается адгезионными силами (силами Ван-дер-Ваальса), которые в 100-1000 раз меньше сил, связывающих атомы или молекулы в обычных кристаллических телах. Бетон очень хорошо выдерживает напряжения сжатия, прочность на растяжение, и изгиб у него гораздо меньше. Кроме того, границы между зернами, по сути, представляют собой микродефекты структуры, по которым при определенных условиях может происходить разделение зерен.

Под воздействием вибраций в тонкостенных элементах аквапарка возникали поперечные волны, которые приводили к появлению изгибных деформаций. Если возмущающие колебания не совпадают по частоте с собственными колебаниями системы, разрушение вряд ли может произойти. Опасность вызывают колебания с частотами, близкими к собственной частоте системы. В таких случаях конструкция может войти в резонанс и разрушиться.

Читайте также:  Строительство дома это цитаты

Действительно, в начальный период эксплуатации, судя по параметрам конструкции здания аквапарка, резонансные частоты его элементов, в частности купола, находились в диапазоне 5 кГц. Посторонние источники воздействовали на здание с частотами 20-200 Гц.

Дефекты в виде микротрещин уменьшают жесткость конструкций, а это в свою очередь снижает частоту собственных колебаний. В конце концов, она может оказаться в «опасном» диапазоне. Когда это произойдет, зависит от особенностей каждой конкретной конструкции. Кровля «Трансвааля» имела огромную площадь и небольшую толщину, представляя собой, по сути дела, мембрану.

В сложившихся условиях амплитуда ее колебаний оказалась высокой и дегенерация бетона шла быстро. Поэтому от постройки до аварии прошло совсем немного времени.

Чтобы если не устранить, то хотя бы минимизировать воздействие вибрации, необходимо обеспечить диссипацию (рассеяние) энергии колебаний, возникающих в конструкции. Диссипация происходит в результате внутреннего трения или ухода волн в грунт.

В «Трансваале» крепление колонн было близко к шарнирному. Поэтому деформационные волны не гасли из-за внутреннего трения (сталь — очень упругий материал) и не уходили в фундамент, а отражались от шарнира и вновь начинали «гулять» по элементам сооружения. Конечно, это тоже повышало риск обрушения.

Источник studopedia.ru

Аварии строительных конструкций

Чаще всего аварии строительных конструкций зданий и сооружений связаны с нарушением эксплуатации или допущением ошибок при их создании. При выполнении работ по возведению любого типа объекта, который имеет несущие конструкционные элементы, потребуется соблюдать все правила и требования строительных регламентов. Дополнительно необходимо проводить регулярную проверку, что исключит появление предаварийного состояния и устранит возможность обрушений строительных конструкций.

Аварии строительных конструкций

Что такое авария строительных конструкций

Аварии строительных конструкций – это нарушение целостности отдельных элементов, которые приводят к невозможности эксплуатировать здание, его полному или частичному обрушению, а также высокому риску возникновения обрушений.

Особенности аварии и аварийного состояния:

  • нарушена целостность конструкций;
  • есть значительные дефекты, повреждения;
  • здание или любой другой объект не может полноценно эксплуатироваться из-за наличия повышенного риска обрушения.

Частичные и полные. При частичной аварии будет повреждена часть конструкции, что снизит ее функциональность и устойчивость. В таком случае необходим ремонт только той части, которая была повреждена с проверкой всех остальных конструкционных элементов. При полной аварии нарушение конструкции имеет капитальный характер, то есть ремонт будет невозможен, так как потребуется полноценное восстановление объекта.

Редкие и повторяемые. Под редкими авариями подразумеваются ситуации, возникновение которых имеет неопределенный фактор. Примером будет ураган или пожар. При повторяемом аварийном состоянии подразумевается регулярное проявление определенных отрицательных явлений или факторов, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации. Одним из случаев будет неустойчивый грунт, что приведет к повторяющемуся воздействию на основание конструкции, а также постепенное снижение несущей способности, в частности при длительной эксплуатации объекта.

Стоит учесть, что минимизация рисков аварийного и предаварийного состояния объекта возможна только при полноценном строительном процессе, при котором будут отмечены все особенности и возможные факторы, воздействующие на конструкцию. Дополнительным способом снижения рисков аварии будет регулярная проверка строительных конструкции и недопущение ошибок при их создании.

Основные причины аварий

Аварии конструкций могут быть связаны с большим количеством причин, но можно выделить ряд основных ошибок, которые приводят к созданию на объекте предаварийного состояния.

Ошибки проектирования

Большинство ошибок, которые привели к аварийным ситуациям, связано с неправильным проектом. Примеры:

  • неправильно произведены расчеты по несущей способности отдельных элементов или всей конструкции;
  • неправильно составлен план здания, объекта, сооружения, что уменьшило эффективность его эксплуатации и снизило безопасность;
  • превышен предел нагрузки на один из элементов;
  • нет учета характеристик грунта и его несущей способности. Примером будет неправильный выбор фундаментного основания, который должен осуществляться в зависимости от грунтовых свойств.

Обрушение конструкции здания из-за неправильно разработанного проекта должно исключаться на этапе проектирования, то есть вся работа перед ее утверждением проверяется с учетом всех требований и эксплуатационных условий.

Ошибки в процессе строительства

Строительный процесс также должен контролироваться. Одним из случаев, которые приводят к последующей аварии, можно считать самостоятельный перенос опорных элементов в неустановленное место или их исключение, то есть несущие конструкции теряют свои характеристики, необходимые для полноценной и безопасной эксплуатации объекта. Еще одной ошибкой будет неправильный выбор строительных материалов. В таком случае конструкция получит перечень характеристик, которые не будут удовлетворять общим требованиям проекта. Примером будет замена одной марки бетона на другую.

Также важно уделять внимание технологии работ. В противоположном случае результат будет хуже прогнозируемого, что скажется на надежности сооружения.

Ошибки эксплуатации

Каждое сооружение возводится согласно требованиям эксплуатационных условий. Это приводит к тому, что несущие конструкции и другие элементы объекта, получают набор характеристик, которые нужны для полноценной функциональности здания.

При нарушении эксплуатационных условий могут возникать аварийные ситуации.

Отсутствие ответственного лица за ТО

При отсутствии лиц, которые ответственны за ТО, снижается контроль за эксплуатацией сооружения и его состоянием, а также за рядом строительных или ремонтных работ. Это приводит к тому, что возникает большое количество нарушений, прямо влияющих на надежность конструкций.

Отсутствие плана эвакуации

Любые здания, в том числе промышленного или жилого типа, в которых предполагается нахождения персонала или других лиц, должны иметь соответствующий план эвакуации. Дополнительно все заинтересованные лица должны быть оповещены о нем. В противоположном случае при возникновении аварийных ситуаций возникает риск увеличенного количества жертв.

Невыполнение работ, предписанных экспертной комиссией по ТО

Все работы, которые были предписаны комиссией экспертов, обязательны к выполнению. Это касается не только капитальных работ, в том числе укрепления или частичной замены конструкций, но и устранения небольших дефектов, так как они могут в дальнейшем привести к появлению предаварийного состояния.

Читайте также:  Как вести учет затрат на строительство

Устранение недостатков и порядок работ устанавливается в заключении экспертной комиссии по ТО с указанием определенных сроков, которые потребуется соблюдать.

Другие

Ошибок, в результате которых происходит разрушение строительных конструкций, очень много. Примером будет нарушение техники безопасности при выполнении ремонтных или дополнительных строительных работ и аналогичные случаи.

Также среди наиболее частых ошибок можно выделить экономию средств, которая касается строительных материалов, проведения проверок состояния объекта и его конструкций, нерегулярности ремонта. Все указанные факторы отрицательно влияют на безопасность объекта и надежность конструкций, что и приводит к появлению аварий.

Признаки аварийного состояния

Аварийное состояние конструкции можно определить с помощью определенных признаков, у каждого из которых свои особенности.

Все особенности грунта должны быть учтены на этапе проектирования сооружения. В противоположном случае возможно возникновение аварийного состояния грунта, которое можно определить различными признаками. Чаще всего при просадке здания и конструкций на стенах появляются трещины, которые проходят через фундамент на стены. Еще одним признаком будет чрезмерная сырость нижней части объекта. Такое может происходить при чрезмерной обводненности грунта, то есть не был осуществлен отвод воды или он нарушен.

Среди признаков аварийного состояния фундаментов можно выделить вертикальное расслоение, глухой звук при простуканивании, то есть формирование полостей, а также деформация. Еще одним вариантом будет чрезмерная усадка основания или появление расколов между фундаментными элементами.

При осмотре железобетонных конструкций требуется обратить внимания на ряд признаков, в том числе коррозию на арматуре, наличие продольных трещин, деформацию конструкции или ее отклонение от первоначального положения.

Для каменной конструкции есть ряд характерных признаков аварийного состояния, в частности глухой звук при простукивании, который сигнализирует о наличии пустоты внутри, деформационные явления, которая сопряжены с появлением трещин. Дополнительным моментом будет выпадение отдельных каменных элементов из кладки.

Главным признаком нарушения стальных конструкция считаются трещины, которые могут проходить как по сварным швам, так и по самим элементам. Еще одним случаем будет появления чрезмерной коррозии.

Особого внимания заслуживает проверка конструкций на появление местных или полноценных деформаций в виде изгибов. Это свидетельствует о снижении прочности конструкции и наличии аварийного состояния.

Для деревянной конструкции при аварийном состоянии характерно появление продольных трещин, которые не сопряжены с местом болтового крепления или гвоздей. Также об аварии можно судить по скалыванию площадки в области лобовой врубки. Дополнительно проверяются все места стыков, которые при нарушениях конструкции получают дефекты и деформацию.

Для крупнопанельного объекта признаки аварийного состояния идентичны перечню, который характерен для остальных зданий. Также есть индивидуальный признак, который обуславливается чрезмерной просадке плит в местах сопряжений. Это указывает на то, что стена панельного типа постепенно просаживается по отношению к другим и нарушает совместные связи.

Примеры обрушений строительных конструкций. Какие ошибки привели к авариям

Обрушения строительных конструкций часто происходят из-за ошибок при строительстве или проектировании. При появлении аварийных ситуаций важно учитывать все их особенности, так как это поможет снизить риск их появления в будущем.

Каждый год происходят обрушения из-за разных ошибок, например:

  1. В январе 2011 года в Калининграде произошло обрушение крыши веранды в детском доме. Основной причиной аварии стала неспособность несущей конструкции справиться с нагрузкой, которая появилась при выпадении большого количества снега, то есть не был установлен при проектировании дополнительный задел для несущей способности;
  2. В конце первой декады января в 2011 году в Санкт-Петербурге произошло обрушение части крыши спорткомплекса. Причиной возникновения аварии стала уменьшенная несущая способность конструкции и возникновение перегруза от массы снега, которая была туда скинута при нарушении техники снегоуборки на вышестоящей крыше;
  3. В начале января 2011 года в Рязанской области произошло обрушение конструкции водонапорной башни. Причиной стало отсутствие необходимого капитального ремонта, то есть водонапорная башня была в эксплуатации длительное время в предаварийном состоянии;
  4. В декабре 2010 года на трассе Владивосток-Хабаровск обрушился надземный переход для пешеходов. Причиной стало нарушения правил эксплуатации и попытка водителя проехать под конструкцией на самосвале, что привело к зацепу и обрушению моста;
  5. В 2011 году в Карелии обрушился мост через реку в результате сильных порывов ветра. Причиной стала экономия средств и нарушения правил строительных работ, то есть использовались дешевые материалы, которые не обладали достаточной устойчивостью и требуемыми характеристиками.

Причин обрушений конструкций может быть очень много. Единственной возможность избежать аварийной ситуации будет соблюдение всех правил и требований строительства конструкций.

Цель и задачи расследования причин аварии, кем проводится

Главной целью расследования причин аварии считается установка факторов, которые могут повлиять на безопасность объекта. Это необходимо для их исключения в дальнейшем, то есть расследование ставит целью увеличить безопасность строительных конструкций. Дополнительные задачи:

  • фиксация нарушений, которые были допущены при строительстве и эксплуатации;
  • проверка действий и деятельности ответственных лиц, которые отвечают за ТО и другие сферы, связанны с объектом;
  • поиск виновников.

Получается, что комиссия не только осуществляет проверку всех факторов, которые могли привести к аварии, но и создает рекомендации по снижению рисков таких аварий.

При расследовании аварий собирается специальная техническая комиссия, которую возглавляет лицо из федеральных или региональных органов по безопасности.

Дополнительно проверку может организовать СК, если есть факт нарушений, которые могут повлиять на безопасность персонала или других лиц.

Аварии строительных конструкций возникают чаще всего из-за ошибок при эксплуатации и строительстве. Для исключения появления предаварийных и аварийных состояний рекомендуется соблюдать все требования как строительства, так и регулярно проводимого ремонтного процесса, который осуществляется после выявления дефектов в конструкциях.

Источник tech-expertiza.ru
Рейтинг
Загрузка ...