Автомобильная дорога объект капитального строительства

Государственный кадастровый учет объекта капитального строительства — автодороги.

Содержание

Автомобильная дорога объект капитального строительства

Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 18 октября 2007 года

Одобрен Советом Федерации 26 октября 2007 года

(В редакции федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.12.2008 № 246-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ, от 22.09.2009 № 218-ФЗ, от 27.12.2009 № 351-ФЗ, от 03.11.2010 № 288-ФЗ, от 07.02.2011 № 4-ФЗ, от 06.04.2011 № 68-ФЗ, от 21.04.2011 № 69-ФЗ, от 11.07.2011 № 193-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 25.06.2012 № 94-ФЗ, от 03.12.2012 № 244-ФЗ, от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 23.07.2013 № 250-ФЗ, от 28.12.2013 № 438-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 27.05.2014 № 136-ФЗ, от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 22.10.2014 № 311-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 13.07.2015 № 248-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 14.12.2015 № 378-ФЗ, от 30.12.2015 № 454-ФЗ, от 15.02.2016 № 26-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 03.07.2016 № 257-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 07.02.2017 № 9-ФЗ, от 05.12.2017 № 390-ФЗ, от 29.12.2017 № 443-ФЗ, от 29.12.2017 № 453-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 27.12.2018 № 508-ФЗ, от 02.08.2019 № 270-ФЗ, от 02.08.2019 № 289-ФЗ, от 01.03.2020 № 39-ФЗ, от 20.07.2020 № 239-ФЗ, от 15.10.2020 № 326-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 336-ФЗ, от 06.03.2022 № 39-ФЗ, от 15.04.2022 № 92-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее — дорожная деятельность) .

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее — автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.

Статья 2. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются:

1) определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований;

2) совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности;

3) обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния;

4) содействие внедрению перспективных технологий в области дорожной деятельности, а также применению национальных стандартов Российской Федерации в указанной области; (В редакции Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ)

5) обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке работ и (или) услуг при осуществлении дорожной деятельности;

6) улучшение инвестиционного климата в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности;

7) обеспечение интеграции автомобильных дорог в международную транспортную сеть.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

2) защитные дорожные сооружения — сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;

3) искусственные дорожные сооружения — сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения) ;

4) производственные объекты — сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;

5) элементы обустройства автомобильных дорог — сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 257-ФЗ)

6) дорожная деятельность — деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

7) владельцы автомобильных дорог — исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) , физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление; (В редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ)

8) пользователи автомобильными дорогами — физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения;

9) реконструкция автомобильной дороги — комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

10) капитальный ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

11) ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

13) объекты дорожного сервиса — здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) ;

Читайте также:  Объект капитального ремонта является объектом капитального строительства

14) платная автомобильная дорога — автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом;

141) автомобильная дорога, содержащая платный участок, — автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (далее также — платный участок автомобильной дороги) ; (Пункт введен — Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ)

15) полоса отвода автомобильной дороги — земельные участки (независимо от категории земель) , которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

16) придорожные полосы автомобильной дороги — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;

17) тяжеловесное транспортное средство — транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 13.07.2015 № 248-ФЗ)

18) крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 13.07.2015 № 248-ФЗ)

19) неделимый груз — груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам) , превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза; (Пункт введен — Федеральный закон от 13.07.2015 № 248-ФЗ)

20) сохранность автомобильной дороги — состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 257-ФЗ)

21) (Пункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 257-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

22) (Пункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 257-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

23) специальный груз — груз, предназначенный для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд и обеспечения безопасности государства. Отнесение грузов к специальным грузам осуществляется в соответствии с актом Правительства Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 01.03.2020 № 39-ФЗ)

24) зона автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств — участок автомобильной дороги, который обозначен техническими средствами организации дорожного движения и в границах которого устанавливается автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств; (Пункт введен — Федеральный закон от 20.07.2020 № 239-ФЗ)

25) автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств — расположенный на участке автомобильной дороги комплекс оборудования, обеспечивающий измерение весовых и габаритных параметров транспортного средства в автоматическом режиме. В состав этого комплекса входят в том числе работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи. (Пункт введен — Федеральный закон от 20.07.2020 № 239-ФЗ)

Статья 4. Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности

1. Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

2. Отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

3. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

6. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

7. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

8. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 5. Классификация автомобильных дорог

1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) , физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации — город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

6. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции) , а также специальные объекты федерального значения;

3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

7. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

8. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных

Виды объектов капитального строительства приведены в Приложении о составе разделов проектной документации и требований по их содержанию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87. Объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяется на следующие виды … — Линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги , линии электропередачи и др.). То есть линейный объект — это вид объектов капитального строительства . Вам помог ответ?Да. Нет.

Постановка на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства — автодороги.

Здравствуйте! Наша организация ведет строительство автомобильной дороги между двумя поселками. Как поставить на государственный кадастровый учет данный объект капитального строительства — автодорогу?

Читайте также:  Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения

Автомобильные дороги — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги, в зависимости от значения бывают: федерального, регионального, межмуниципального и местного.

Земля предоставляется под строительство объекта, в зависимости от того, кто является правообладателем земельного участка.

  1. в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
  2. в собственности субъекта Российской Федерации или являются государственной собственностью, на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  3. в муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

В целях создания условий для строительства или реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в порядке, установленном земельным законодательством, осуществляется резервирование земель или земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Зачем ставить автодорогу на кадастровый учет?

Регистрация автодорог является обязательной, по действующему законодательству.

Постановка на государственный кадастровый учет автодороги осуществляется для того, чтобы зафиксировать факт наличия такого объекта капитального строительства.

Для органов государственной и муниципальной – возможность видеть в ЕГРН зарегистрированные дороги, представляющие собой единую транспортную сеть – это возможность принимать оперативные решения по отношению к строительным или восстановительным работам, а также эксплуатации смежных элементов дорожной инфраструктуры (туннелей, мостов и прочих сооружений).

Автомобильные дороги относятся к линейным объектам.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса РФ).

Для постановки на государственный кадастровый учет автомобильной дороги Вам необходимо обеспечить получение следующих документов:

  • проектную документацию;
  • разрешение на строительство;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию.

На основании этих документов, кадастровый инженер подготовит технический план, который станет основанием для постановки на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства — автодороги.

Документы-основания подготовки технического плана:

  1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или иной документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию;
  2. Проектная документация;
  3. Технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 01.01.2013 г. и (или) утвержденный в установленном федеральным законом порядке акт о приемке в эксплуатацию объекта.

Необходимо отметить, что технического паспорта в вашем случае, очевидно, не будет, поскольку объект только строится.

После того, как кадастровым инженером будет подготовлен технический план, документ нужно подать в орган регистрации прав.

А после прохождения государственного кадастрового учета, получить выписку из ЕГРН – документ, подтверждающий государственную регистрацию объекта недвижимости.

Реестр объектов капитального строительства . Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. … 3.3 автомобильная дорога временная: Дорога , сооружаемая на срок службы менее 5 лет и обеспечивающая движение автомобилей или строительных транспортных средств по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в период сооружения новых объектов , реконструкции или ремонта (которая может переводиться в автомобильную дорогу общего пользования). … строительно -монтажных работ по законченным строительством автомобильным дорогам или их отдельным участкам.

3.3. Особенности получения разрешительной документации и проведения работ по созданию внутриквартальных и межквартальных дорог

Автомобильные дороги как объект капитального строительства

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с ГрК РФ, законом от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 443-ФЗ), законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – закон № 196-ФЗ) и требованиями закона № 257-ФЗ.

Признание автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) объектом капитального строительства влечёт ряд важных последствий:

  1. Для выполнения работ по строительству или реконструкции объектов капитального строительства по общему правилу необходимо получать разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ).

Отметим, что понятие реконструкции линейного объекта по ГрК РФ шире, чем данный вид работ в отношении автомобильных дорог согласно закону № 257-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечёт за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъёмности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Согласно ст. 3 закона № 257-ФЗ реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, её участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги. Об изменении показателей функционирования в данном случае речи не идёт.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» установлено, что параметрами отнесения дороги к определённому классу или категории являются:

  • общее число полос движения;
  • ширина полос, обочины и разделительной полосы (при наличии);
  • пересечение с другими автомобильными и железными дорогами;
  • доступ с примыкающей дороги в одном уровне (допускается или нет);
  • максимальный уровень загрузки движением.

Таким образом, например, замена асфальтового покрытия на бетонное будет отнесена к реконструкции по нормам ГрК РФ (т. к. это влияет на грузоподъёмность), но не будет считаться аналогичными работами по законодательству о дорогах. Подтверждением тому является, в частности, отнесение Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 [1] замены дорожной одежды (в т. ч. при несоответствии её прочности транспортным нагрузкам) к капитальному ремонту, для выполнения которого разрешение на строительство не требуется. Представляется, что, поскольку речь идёт о специальном отраслевом правовом регулировании, нормы законодательства о дорогах должны иметь приоритет.

Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 не требуется получение разрешения на строительство в отношении следующих дорожных объектов:

1) объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;

2) местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;

3) пешеходных улиц и площадей городов.

  1. Для получения разрешения на строительство необходимо оформить права на земельный участок, на котором будут проводиться строительные работы (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).

Соответственно, при осуществлении реконструкции участка автомобильной дороги необходимо индивидуализировать и оформить права не только на сам участок дороги, но и на землю под ним (межевание, кадастровый учёт, регистрация права собственности, соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута).

В соответствии со ст. 3 закона № 257-ФЗ автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).

Таким образом, в соответствии с законом дорога представляет собой комплексный объект, включающий в том числе земельные участки и подземные конструкции. Как было указано выше, признаком сооружения [2] – объекта капитального строительства – является наличие подземной части, несущих, а в отдельных случаях – ограждающих конструкций. На основании данной нормы автомобильную дорогу как комплексный объект всегда можно отнести к объектам капитального строительства.

Читайте также:  Кто осуществляет авторский надзор в процессе строительства реконструкции капитального ремонта

Вместе с тем земельное и гражданское законодательство рассматривает земельные участки как отдельные объекты недвижимости. ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] признают дорожные сооружения и элементы обустройства дорог самостоятельными объектами соглашений.

Судебная практика отмечает, что дороги (как и ряд иных объектов), по своему функциональному назначению представляющие благоустройство территории и созданные для проезда к зданиям (сооружениям), не создают нового объекта недвижимости, а представляют собой улучшение полезных свойств земельного участка [4] . Отметим, что понятие недвижимого имущества, установленное в ГК РФ (ст. 130), и понятие объекта капитального строительства неравнозначны. Однако сооружения (а вслед за ними и линейные объекты – дороги, отвечающие признакам сооружений) соответствуют признакам обоих терминов. В соответствии с СП 82.13330.2016 «Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» [5] к объектам благоустройства территории относятся внутриквартальные проезды. В Москве под внутриквартальным проездом понимается дорога общего пользования в границах квартала [6] . В Санкт-Петербурге – это не являющиеся автомобильными дорогами или их частями проезды, включая тротуары, въезды и выезды, расположенные на внутриквартальной территории (территория, расположенная за границами красных линий внутри квартала, а в случае отсутствия красных линий – ограниченная по периметру многоквартирными домами, включая газон) [7] . Соответственно, внутриквартальные проезды предназначены для обеспечения связи между многоквартирными домами и иными объектами на территории объекта планировки – квартала.

Таким образом, автомобильная дорога относится к объектам капитального строительства и одновременно к объектам недвижимости в случае, если она:

  • отвечает признакам сооружения согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • не относится к элементам благоустройства.

Дорога может быть создана как сооружение вспомогательного назначения, для строительства (реконструкции) которого не требуется разрешение на строительство.

В соответствии с пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ строительство (реконструкция) объектов вспомогательного использования не требует получения разрешения на строительство. Таким образом, разрешение на строительство (реконструкцию) дороги не потребуется, если:

  • дорога не является объектом капитального строительства;
  • дорога является объектом капитального строительства – сооружением вспомогательного использования;
  • существует специальное региональное регулирование.

Для удобства приведём перечень всех условий, при которых получение разрешительной документации не требуется:

1) дорога не является сооружением согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
2) дорога относится к элементам благоустройства;
3) дорога предназначена для обеспечения одного или нескольких объектов капитального строительства и не выходит за границы элемента планировочной структуры, на территории которого расположен участок с объектами;
4) если специальные правила об отсутствии необходимости в получении разрешения установлены законодательством региона (пп. 5 п. 17 ст. 51 ГрК РФ).

Вместе с тем следует отметить, что указанные выше признаки во многом носят оценочный характер, поэтому во избежание риска признания объекта самовольной постройкой (ст. 222 ГК РФ) и привлечения к административной ответственности (ст. 9.5 КоАП РФ) для выполнения работ по строительству (реконструкции) дороги рекомендуется получать разрешение на строительство либо хотя бы обратиться за его получением и получить отказ, который можно будет предъявлять в случае возникновения спора.

Государственная регистрация прав на дороги (участок дороги) также является спорным вопросом. Квалифицирующим признаком недвижимости традиционно является прочная связь с землёй (ст. 130 ГК РФ), применительно к дорогам – линейным объектам – это наличие признаков сооружения согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Вместе с тем, как было указано выше, для судебной практики основное значение имеет то, что объект выполняет обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нём зданиям. Право собственности на такое имущество не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим участком [8] . Если дорога не носит явно подчинённого, обслуживающего характера и отвечает признакам сооружения (наличие подземной части и несущих конструкций [9] ), право собственности на неё рекомендуется зарегистрировать.

Внутриквартальные и межквартальные дороги

Термины «внутриквартальные и межквартальные дороги (проезды)» используются в законодательстве [10] . Признаком внутриквартального проезда (дороги) является его расположение в границах одной единицы планировочной структуры, термин межквартальной дороги, как правило, не раскрывается. СП 42.13330.2016 [11] указывает, что проезды предназначены для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов. Также отдельно выделены улицы в жилой застройке – транспортная и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения, улицы и дороги регулируемого движения.

Под кварталом (микрорайоном) понимается основной планировочный элемент [12] застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га. В квартале могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории. Таким образом, дорога, расположенная на территории микрорайона (квартала), может рассматриваться как вспомогательный объект капитального строительства (создание которого не требует получения разрешения на строительство), поскольку она:

  • не выходит за границы элемента планировочной структуры – микрорайона;
  • предназначена для обеспечения нескольких домов (групп домов) на территории одного элемента планировочной структуры (и, как правило, находится на одном земельном участке с обеспечиваемыми зданиями).

При определении вспомогательного характера объекта, в первую очередь, необходимо учитывать именно признаки дороги, характеризующие её подчинённый характер, а не название. Внутриквартальный подъезд в зависимости от его характеристик может быть также отнесён к объектам, не являющимся капитальным строительством и недвижимостью (т. е. элемент благоустройства участка при отсутствии признаков сооружения).

Несколько микрорайонов объединяются в район, образуемый, как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.).

Площадь территории района не должна превышать 250 га [13] . Дорога, связывающая несколько микрорайонов (кварталов) на территории района (межквартальная дорога), не будет относиться к вспомогательным объектам капитального строительства, поскольку:

  • несмотря на то, что район является элементом планировочной структуры, он разделён на микрорайоны применительно к зданиям, на территории которых дорога и должна выполнять подчинённую функцию;
  • она предназначена для обеспечения доступа не к одному зданию или нескольким взаимосвязанным объектам, а для обеспечения связи между большим количеством домов.

Квалификация межквартального проезда как объекта, для создания которого не требуется разрешение на строительство, возможна в том случае, если он будет состоять из нескольких внутриквартальных дорог, отвечающих признакам вспомогательных сооружений.

Кварталы и микрорайоны являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории. Как было указано ранее, применительно к системе градостроительных документов ППТиПМ разрабатываются в отношении отдельных элементов планировочной структуры [14] . При этом основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, объекты транспортной инфраструктуры. Соответственно, при разработке ППТиПМ в отношении микрорайона в данную документацию включаются сведения о дорогах. Как и в отношении иных линейных объектов, ППТиПМ будут являться основанием для разработки проектной документации для строительства (реконструкции) дорог.

При создании (реконструкции) дороги в качестве самостоятельного объекта необходимо разработать ППТиПМ на данную территорию (аналогично иным линейным объектам) [15] . Также, как было указано выше, с 28.12.2019, если в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального, регионального, местного значения в соответствии с утверждённым ППТиПМ необходима реконструкция существующих линейных объектов, такая реконструкция может осуществляться на основании указанного ППТиПМ [16] .

Проектная документация разрабатывается в соответствии с общими правилами. Законом № 257-ФЗ установлено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков устанавливаются Правительством РФ, однако в настоящее время такие специальные нормы отсутствуют и применяются общие правила Постановления Правительства РФ № 87.

[1] Приказ Минтранса России от 16.11.2012 № 402 (ред. от 13.11.2018) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

Вместе с тем, до законодательного урегулирования правового механизма раздела объектов капитального строительства в целях обеспечения осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении образованных сооружений в результате раздела иного сооружения Департамент недвижимости полагает возможным руководствоваться следующим. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры…

Источники
  • http://government.ru/docs/all/98603/
  • https://rkc56.ru/faq/2953
  • https://www.kachkin.ru/yuridicheskiy-spravochnik-zastroyshchika/glava-3-3/

Рейтинг
Загрузка ...