Автомобильные дороги являются объектами капитального строительства

3.3. Особенности получения разрешительной документации и проведения работ по созданию внутриквартальных и межквартальных дорог   Автомобильные дороги

Постановка на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства — автодороги.

Здравствуйте! Наша организация ведет строительство автомобильной дороги между двумя поселками. Как поставить на государственный кадастровый учет данный объект капитального строительства — автодорогу?

Автомобильные дороги — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги, в зависимости от значения бывают: федерального, регионального, межмуниципального и местного.

Земля предоставляется под строительство объекта, в зависимости от того, кто является правообладателем земельного участка.

  1. в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
  2. в собственности субъекта Российской Федерации или являются государственной собственностью, на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  3. в муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

В целях создания условий для строительства или реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в порядке, установленном земельным законодательством, осуществляется резервирование земель или земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Зачем ставить автодорогу на кадастровый учет?

Регистрация автодорог является обязательной, по действующему законодательству.

Постановка на государственный кадастровый учет автодороги осуществляется для того, чтобы зафиксировать факт наличия такого объекта капитального строительства.

Для органов государственной и муниципальной – возможность видеть в ЕГРН зарегистрированные дороги, представляющие собой единую транспортную сеть – это возможность принимать оперативные решения по отношению к строительным или восстановительным работам, а также эксплуатации смежных элементов дорожной инфраструктуры (туннелей, мостов и прочих сооружений).

Автомобильные дороги относятся к линейным объектам.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса РФ).

Для постановки на государственный кадастровый учет автомобильной дороги Вам необходимо обеспечить получение следующих документов:

  • проектную документацию;
  • разрешение на строительство;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию.

На основании этих документов, кадастровый инженер подготовит технический план, который станет основанием для постановки на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства — автодороги.

Документы-основания подготовки технического плана:

  1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или иной документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию;
  2. Проектная документация;
  3. Технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 01.01.2013 г. и (или) утвержденный в установленном федеральным законом порядке акт о приемке в эксплуатацию объекта.

Необходимо отметить, что технического паспорта в вашем случае, очевидно, не будет, поскольку объект только строится.

После того, как кадастровым инженером будет подготовлен технический план, документ нужно подать в орган регистрации прав.

А после прохождения государственного кадастрового учета, получить выписку из ЕГРН – документ, подтверждающий государственную регистрацию объекта недвижимости.

Строительство , реконструкция, капитальный ремонт пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге . Статья 21. Пересечение автомобильных дорог железнодорожными путями. … Статья 16. Проектирование, строительство , реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог .

3.3. Особенности получения разрешительной документации и проведения работ по созданию внутриквартальных и межквартальных дорог

Автомобильные дороги как объект капитального строительства

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с ГрК РФ, законом от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 443-ФЗ), законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – закон № 196-ФЗ) и требованиями закона № 257-ФЗ.

Признание автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) объектом капитального строительства влечёт ряд важных последствий:

  1. Для выполнения работ по строительству или реконструкции объектов капитального строительства по общему правилу необходимо получать разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ).

Отметим, что понятие реконструкции линейного объекта по ГрК РФ шире, чем данный вид работ в отношении автомобильных дорог согласно закону № 257-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечёт за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъёмности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Согласно ст. 3 закона № 257-ФЗ реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, её участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги. Об изменении показателей функционирования в данном случае речи не идёт.

Читайте также:  К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» установлено, что параметрами отнесения дороги к определённому классу или категории являются:

  • общее число полос движения;
  • ширина полос, обочины и разделительной полосы (при наличии);
  • пересечение с другими автомобильными и железными дорогами;
  • доступ с примыкающей дороги в одном уровне (допускается или нет);
  • максимальный уровень загрузки движением.

Таким образом, например, замена асфальтового покрытия на бетонное будет отнесена к реконструкции по нормам ГрК РФ (т. к. это влияет на грузоподъёмность), но не будет считаться аналогичными работами по законодательству о дорогах. Подтверждением тому является, в частности, отнесение Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 [1] замены дорожной одежды (в т. ч. при несоответствии её прочности транспортным нагрузкам) к капитальному ремонту, для выполнения которого разрешение на строительство не требуется. Представляется, что, поскольку речь идёт о специальном отраслевом правовом регулировании, нормы законодательства о дорогах должны иметь приоритет.

Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 не требуется получение разрешения на строительство в отношении следующих дорожных объектов:

1) объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;

2) местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;

3) пешеходных улиц и площадей городов.

  1. Для получения разрешения на строительство необходимо оформить права на земельный участок, на котором будут проводиться строительные работы (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).

Соответственно, при осуществлении реконструкции участка автомобильной дороги необходимо индивидуализировать и оформить права не только на сам участок дороги, но и на землю под ним (межевание, кадастровый учёт, регистрация права собственности, соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута).

В соответствии со ст. 3 закона № 257-ФЗ автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).

Таким образом, в соответствии с законом дорога представляет собой комплексный объект, включающий в том числе земельные участки и подземные конструкции. Как было указано выше, признаком сооружения [2] – объекта капитального строительства – является наличие подземной части, несущих, а в отдельных случаях – ограждающих конструкций. На основании данной нормы автомобильную дорогу как комплексный объект всегда можно отнести к объектам капитального строительства.

Вместе с тем земельное и гражданское законодательство рассматривает земельные участки как отдельные объекты недвижимости. ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] признают дорожные сооружения и элементы обустройства дорог самостоятельными объектами соглашений.

Судебная практика отмечает, что дороги (как и ряд иных объектов), по своему функциональному назначению представляющие благоустройство территории и созданные для проезда к зданиям (сооружениям), не создают нового объекта недвижимости, а представляют собой улучшение полезных свойств земельного участка [4] . Отметим, что понятие недвижимого имущества, установленное в ГК РФ (ст. 130), и понятие объекта капитального строительства неравнозначны. Однако сооружения (а вслед за ними и линейные объекты – дороги, отвечающие признакам сооружений) соответствуют признакам обоих терминов. В соответствии с СП 82.13330.2016 «Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» [5] к объектам благоустройства территории относятся внутриквартальные проезды. В Москве под внутриквартальным проездом понимается дорога общего пользования в границах квартала [6] . В Санкт-Петербурге – это не являющиеся автомобильными дорогами или их частями проезды, включая тротуары, въезды и выезды, расположенные на внутриквартальной территории (территория, расположенная за границами красных линий внутри квартала, а в случае отсутствия красных линий – ограниченная по периметру многоквартирными домами, включая газон) [7] . Соответственно, внутриквартальные проезды предназначены для обеспечения связи между многоквартирными домами и иными объектами на территории объекта планировки – квартала.

Читайте также:  Решение о консервации объекта капитального строительства образец

Таким образом, автомобильная дорога относится к объектам капитального строительства и одновременно к объектам недвижимости в случае, если она:

  • отвечает признакам сооружения согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • не относится к элементам благоустройства.

Дорога может быть создана как сооружение вспомогательного назначения, для строительства (реконструкции) которого не требуется разрешение на строительство.

В соответствии с пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ строительство (реконструкция) объектов вспомогательного использования не требует получения разрешения на строительство. Таким образом, разрешение на строительство (реконструкцию) дороги не потребуется, если:

  • дорога не является объектом капитального строительства;
  • дорога является объектом капитального строительства – сооружением вспомогательного использования;
  • существует специальное региональное регулирование.

Для удобства приведём перечень всех условий, при которых получение разрешительной документации не требуется:

1) дорога не является сооружением согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
2) дорога относится к элементам благоустройства;
3) дорога предназначена для обеспечения одного или нескольких объектов капитального строительства и не выходит за границы элемента планировочной структуры, на территории которого расположен участок с объектами;
4) если специальные правила об отсутствии необходимости в получении разрешения установлены законодательством региона (пп. 5 п. 17 ст. 51 ГрК РФ).

Вместе с тем следует отметить, что указанные выше признаки во многом носят оценочный характер, поэтому во избежание риска признания объекта самовольной постройкой (ст. 222 ГК РФ) и привлечения к административной ответственности (ст. 9.5 КоАП РФ) для выполнения работ по строительству (реконструкции) дороги рекомендуется получать разрешение на строительство либо хотя бы обратиться за его получением и получить отказ, который можно будет предъявлять в случае возникновения спора.

Государственная регистрация прав на дороги (участок дороги) также является спорным вопросом. Квалифицирующим признаком недвижимости традиционно является прочная связь с землёй (ст. 130 ГК РФ), применительно к дорогам – линейным объектам – это наличие признаков сооружения согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Вместе с тем, как было указано выше, для судебной практики основное значение имеет то, что объект выполняет обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нём зданиям. Право собственности на такое имущество не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим участком [8] . Если дорога не носит явно подчинённого, обслуживающего характера и отвечает признакам сооружения (наличие подземной части и несущих конструкций [9] ), право собственности на неё рекомендуется зарегистрировать.

Внутриквартальные и межквартальные дороги

Термины «внутриквартальные и межквартальные дороги (проезды)» используются в законодательстве [10] . Признаком внутриквартального проезда (дороги) является его расположение в границах одной единицы планировочной структуры, термин межквартальной дороги, как правило, не раскрывается. СП 42.13330.2016 [11] указывает, что проезды предназначены для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов. Также отдельно выделены улицы в жилой застройке – транспортная и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения, улицы и дороги регулируемого движения.

Под кварталом (микрорайоном) понимается основной планировочный элемент [12] застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га. В квартале могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории. Таким образом, дорога, расположенная на территории микрорайона (квартала), может рассматриваться как вспомогательный объект капитального строительства (создание которого не требует получения разрешения на строительство), поскольку она:

  • не выходит за границы элемента планировочной структуры – микрорайона;
  • предназначена для обеспечения нескольких домов (групп домов) на территории одного элемента планировочной структуры (и, как правило, находится на одном земельном участке с обеспечиваемыми зданиями).

При определении вспомогательного характера объекта, в первую очередь, необходимо учитывать именно признаки дороги, характеризующие её подчинённый характер, а не название. Внутриквартальный подъезд в зависимости от его характеристик может быть также отнесён к объектам, не являющимся капитальным строительством и недвижимостью (т. е. элемент благоустройства участка при отсутствии признаков сооружения).

Несколько микрорайонов объединяются в район, образуемый, как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.).

Площадь территории района не должна превышать 250 га [13] . Дорога, связывающая несколько микрорайонов (кварталов) на территории района (межквартальная дорога), не будет относиться к вспомогательным объектам капитального строительства, поскольку:

  • несмотря на то, что район является элементом планировочной структуры, он разделён на микрорайоны применительно к зданиям, на территории которых дорога и должна выполнять подчинённую функцию;
  • она предназначена для обеспечения доступа не к одному зданию или нескольким взаимосвязанным объектам, а для обеспечения связи между большим количеством домов.
Читайте также:  Идентификационные признаки объекта капитального строительства 384 фз пример

Квалификация межквартального проезда как объекта, для создания которого не требуется разрешение на строительство, возможна в том случае, если он будет состоять из нескольких внутриквартальных дорог, отвечающих признакам вспомогательных сооружений.

Кварталы и микрорайоны являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории. Как было указано ранее, применительно к системе градостроительных документов ППТиПМ разрабатываются в отношении отдельных элементов планировочной структуры [14] . При этом основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, объекты транспортной инфраструктуры. Соответственно, при разработке ППТиПМ в отношении микрорайона в данную документацию включаются сведения о дорогах. Как и в отношении иных линейных объектов, ППТиПМ будут являться основанием для разработки проектной документации для строительства (реконструкции) дорог.

При создании (реконструкции) дороги в качестве самостоятельного объекта необходимо разработать ППТиПМ на данную территорию (аналогично иным линейным объектам) [15] . Также, как было указано выше, с 28.12.2019, если в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального, регионального, местного значения в соответствии с утверждённым ППТиПМ необходима реконструкция существующих линейных объектов, такая реконструкция может осуществляться на основании указанного ППТиПМ [16] .

Проектная документация разрабатывается в соответствии с общими правилами. Законом № 257-ФЗ установлено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков устанавливаются Правительством РФ, однако в настоящее время такие специальные нормы отсутствуют и применяются общие правила Постановления Правительства РФ № 87.

[1] Приказ Минтранса России от 16.11.2012 № 402 (ред. от 13.11.2018) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

1. Автомобильными дорогами оборонного значения являются автомобильные дороги , необходимые для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также автомобильные дороги , соединяющие военные, важные государственные и специальные объекты и предназначенные в условиях военного времени для воинских перевозок, эвакуации населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения. … В наименовании автомобильной дороги допускается указывать наименования населенных пунктов, расположенных вблизи автомобильной дороги , наименования географических или иных объектов , наименования исторических…

Являются ли городские дороги объектами капитального строительства? А тротуары? ‘По материалам юридич

Есть вопрос. Являются ли городские дороги объектами капитального строительства? А тротуары?

Ответы на вопрос:

Это все зависит от того каким образом они строились и что скажет эксперт исхоядя из конструкции этих объектов (ст. 79 ГПК РФ).

Ни дорога, ни тротуар объектами капитального строительства не являются.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

Но, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости. Он включает отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдачу в эксплуатацию. Согласно позиции судов вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

10.1) линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;

Виды объектов капитального строительства приведены в Приложении о составе разделов проектной документации и требований по их содержанию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87. Объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяется на следующие виды:

— Объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;

— Объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);

— Линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

1) объектов капитального строительства , являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог ; 2) местных улиц, местных дорог , проездов улично-дорожной сети сельских поселений; 3) пешеходных улиц и площадей городов.

Источники
  • https://rkc56.ru/faq/2953
  • https://www.kachkin.ru/yuridicheskiy-spravochnik-zastroyshchika/glava-3-3/
  • https://www.9111.ru/questions/14111893/

Рейтинг
Загрузка ...