Подборка наиболее важных документов по вопросу Автозаправочная станция как объект недвижимости нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Кадастровый учет АЗС (автозаправочных комплексов) под ключ с гарантией
Постановка на кадастровый учет АЗС – новой или реконструированной — до сих пор большая головная боль как для собственников, так и для специалистов. Специфика самого объекта, в состав которого входят различные здания и сооружения, объединенные одними технологическими и бизнес-процессами, усугубляется сложностью законодательных норм, которые допускают различные подходы к АЗС, как объекту кадастрового учета. Пробелов и неясностей в законодательстве тоже пока более чем достаточно. Чтобы разобраться в ситуации и найти оптимальное решение, которое позволит собственнику соблюсти и свои интересы, и требования закона – потребуется большой опыт, высокая кадастровая квалификация и индивидуальный подход в каждом конкретном случае.
Порядок постановки на кадастровый учет автозаправочного комплекса
На сегодня существует три подхода к АЗС, как объекту кадастрового учета
- АСЗ, как «набор» самостоятельных объектов. Каждый из объектов – здание диспетчерской, топливные емкости, капитальный навес с раздаточными колонками, опционально – мини-маркет, пост самообслуживания и т. д., ставится на кадастр сам по себе и получает свой индивидуальный кадастровый номер.
- АЗС, как единый недвижимый комплекс (EHK)— совокупность объединённых единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных друг с другом физически и/или технологически, либо находящихся на одном земельном участке. При этом простое «соседство» зданий и сооружений на одном участке еще не основание для регистрации АЗС в статусе EHK. В случае регистрации АЗС как единого недвижимого комплекса, она получает один кадастровый номер и в любых возможных действиях и сделках (купля-продажа, залог, аренда, реконструкция и т. д.) будет впредь фигурировать только как единое целое. При этом земля, на которой расположен EHK, по-прежнему остается самостоятельным объектом имущественных прав.
- АЗС, как сложная недвижимая вещь – совокупность разнородных вещей, которые образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению. Здания, сооружения и прочие объекты, которые могут быть зарегистрированы как единая «сложная вещь» — единый объект имущественного права – должны быть разнородными, физически могут и не находиться в непосредственной связи с друг другом (просто примыкать или располагаться рядом), но должны представлять собой «звенья» единой функциональной, производственно-технологической «цепочки».
Какой вид кадастровой регистрации АЗС выгоднее
Какой подход предпочесть в том или ином случае – непростое решение, принимая которое собственник должен учитывать не только актуальные факторы, но и перспективы.
Регистрация отдельных объектов на территории АЗС — путь довольно хлопотный и затратный (по времени и финансам), но сохраняющий за собственником большее «пространство для маневра», т. е. возможность работы (сделок/проведения реконструкции и т. д.) с каждой из этих «единиц» в отдельности, как с самостоятельным объектом имущественного права.
Регистрация в качестве единого недвижимого комплекса накладывает свои ограничения – «разукрупнить», например, объекты, собранные в единое кадастровое «целое», уже не получиться. И если у собственника появится желание продать часть комплекса – придется оформлять долевую или совместную собственность на весь EHK. А вот в случае регистрации АЗС как «сложной недвижимой вещи» выделение, при необходимости, какой-то одной ее части и получение на нее отдельной – выписки ЕГРН вполне возможно.
«Сложная вещь»: технологическая связь + функциональная совокупность
Стоит отметить, что Xml—схема, необходимая для формирования технического плана единого недвижимого комплекса, Росреестром разработана, но пока находится на стадии согласования. До официального ее введения АЗС рекомендовано проводить в кадастре как «сложные вещи» или «набор» не связанных с собой «единиц» недвижимого имущества, о котором говорилось выше.
Главное, чего требует регистрация АЗС, как «сложной недвижимой вещи» — это качественное подтверждение «общего назначения» каждой «составной части» этой «сложной вещи», т. е. их непрерывную технологическую связь и их функциональную совокупность. За рамками ключевого технологического процесса — «заправка автотранспорта топливом» — в процессе регистрации могут оказаться не только гаражи и подъездные пути (эти объекты в подавляющем числе случаев регистрируются в кадастре как самостоятельные), но даже диспетчерская, как не имеющая непосредственного отношения к поступлению топлива из резервуаров АЗС в бензобак машины.
Документ технического учета – технический паспорт — должен подтверждаться правоустанавливающими документами. Например, договорами купли-продажи, мены, дарения, уступки права требования, отступного и т. д., и, конечно, выданными местными органами власти Разрешением на строительство и Разрешением на ввод в эксплуатацию.
Внесение изменений в ЕГРН после реконструкции АЗС
Реконструкция — корректировка технических данных объекта – один из обязательных поводов для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Росреестре.
Естественно, речь идет об объектах, уже стоящих на кадастровом учете и имеющих уникальный кадастровый номер. Так это или нет – задаться этим вопросом стоит задолго до начала строительных работ, уже при первом знакомстве с объектом. Узнать кадастровый номер (или убедиться в его отсутствии) достаточно просто – через интернет, по адресу объекта, лично — посетив МФЦ или кадастровую палату. Если с кадастровыми сведениями все в порядке – прямая обязанность собственника поддерживать содержащиеся в Росреестре данные в актуальном состоянии.
Чтобы изменения, возникшие в результате реконструкции, были внесены в Росреестр, необходимо предоставить в регистрирующий орган обновленный технический план или межевой план (если реконструкция объектов недвижимости привела к корректировке границ исходного земельного участка или смежным с ним соседних землепользований).
Подготовить такой документ вправе только кадастровый инженер, чья квалификация подтверждена специальным аттестатом и членством в Саморегулируемой организации (СРО). Получив необходимую «входящую» информацию (например, план переустройства помещения) и доступ к реконструированному объекту, кадастровый инженер проводит обследование и формирует актуальный технический план для направления в Росреестр.
Чтобы изменения были признаны законными, вместе с тех. планом/межевым планом предоставляются
Разрешение на проведение работ по реконструкции (капитальному ремонту)
Решение об утверждении Проекта реконструкции
Акт комиссии по приемке, подтверждающий соблюдение строительных норм и правил при изменении параметров объекта недвижимого имущества;
Необходима ли гос. экспертиза проектной документации при реконструкции АЗС?
Да, необходима! Согласно позиции Госстроя, АЗС является опасным объектом капитального строительства, который представляет собой единый технологический комплекс зданий и сооружений. Для строительства/реконструкции таких объектов необходимо иметь всю разрешительную документацию, предусмотренную действующим законодательством. Обязательно получение Разрешения на строительство и Разрешение на ввод в эксплуатацию. Проектная документация на строительство (реконструкцию) АЗС, подлежит государственной экспертизе в обязательном порядке. Наличие разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию не освобождает собственника от обязанности прохождения экспертизы проектной документации. Отсутствие любого из этих документов рассматривается как административное правонарушение.
Проблемой может стать и просроченное Разрешение на строительство/реконструкцию. Разрешение на реконструкцию (в том числе на ее отдельные этапы) – прерогатива органов исполнительной власти. Разрешение должно быть выдано в течение 10 дней с момента подачи заявления и выдается оно на тот срок реконструкции, который предусмотрен проектом. Если собственник в сроки не уложился — срок истек, а работы, например, продолжаются — организация может быть привлечена к административной ответственности.
В заключение можно сказать: от того, как АЗС прошла регистрацию в Росреестре, во многом зависит и алгоритм согласования, проведения и оформления результатов ее последующих реконструкций. Компетентная помощь специалистов компании Кадастроф по кадастровому учету поможет максимально быстро и эффективно провести как первичную постановку объекта на кадастровый учет, так и внесение последующих изменений в EГРH – с учетом всех интересов собственника как на момент регистрации, так и на будущее. Для консультации с нашим специалистом позвоните по телефону +7 (499) 755-60-67
объекты капитального строительства — предполагают поэтапное выполнение строительных работ: проектных, монтажных, пуско-наладочных. Капитальное строение должно соответствовать законодательным и правовым нормам, а также нормам строения, принятым в конкретном городе или районе. Некапитальные объекты не имеют указанных характеристик – зачастую они размещаются без разрешительных документов, не имеют фундамента и легко транспортируются. Такие объекты используются непродолжительное время, после окончания которого они подлежат разбору. Если эти показатели неочевидны, определение капитальности или не капитальности объекта осуществляется на основании экспертного заключения.
Автозаправочная станция как объект недвижимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Автозаправочная станция как объект недвижимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Автозаправочная станция как объект недвижимости
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 134 «Сложные вещи» ГК РФ
(В.Н. Трофимов) По мнению суда, сославшегося на ст. 134 ГК РФ, согласно нормам действующего законодательства комплекс АЗС как объект недвижимости является сложной вещью. Отдельные объекты этого имущества относятся к комплексу АЗС, составляют в совокупности одну вещь и являются единым объектом гражданских прав. Здания и сооружения автозаправочной станции входят в состав комплекса АЗС, технологически связаны между собой и используются совместно по общему назначению, в связи с чем являются единым объектом гражданских прав.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Автозаправочная станция как объект недвижимости
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости «. Как видно из документов и установил суд, ООО «Сыктывдинский ЛПК» (продавец) и ООО «СЗЛТ» (покупатель) заключили договор от 03.09.2013 купли-продажи следующего недвижимого имущества: конторы нижнего склада (литера Б) с кадастровым номером 11:05:0201003:170, здание конторы управления (литера А) с кадастровым номером 11:05:0201003:263, здание операторной автозаправочной станции (литера 3) с кадастровым номером 11:05:0201003:260, здание ремонтно-механических мастерских нижнего склада (литеры Ж, Ж1) с кадастровым номером 11:05:0201003:177, здание гаража (литеры В, В1) с кадастровым номером 11:05:0201003:169, высоковольтные линии электропередач на Слободском нижнем складе с кадастровым номером 11:04:0000000:155, железнодорожный тупик с кадастровым номером 11:05:0201003:276, здания склада (литера Е) с кадастровым номером 11:05:0201001:523 и здания склада ангарного типа (литера Д) с кадастровым номером 11:05:0201003:120. Общая цена договора составила 15 000 000 рублей. Переход права собственности к покупателю зарегистрирован в установленном законом порядке.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Справочник по доказыванию в арбитражном процессе»
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
(«Норма», «ИНФРА-М», 2022) По договору обязательного страхования с учетом положений ст. 1 и 12 Закона об ОСАГО возмещаются не только убытки, причиненные в результате повреждения транспортного средства, но и вред в виде утраты (повреждения) груза, перевозимого в транспортном средстве потерпевшего, а также вред в связи с повреждением имущества, не относящегося к транспортным средствам (в частности, объектов недвижимости, оборудования АЗС, дорожных знаков, ограждений и т.д.), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО.
Нормативные акты: Автозаправочная станция как объект недвижимости
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58
«О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» По договору обязательного страхования с учетом положений статей 1 и 12 Закона об ОСАГО возмещаются не только убытки, причиненные в результате повреждения транспортного средства, но и вред в виде утраты (повреждения) груза, перевозимого в транспортном средстве потерпевшего, а также вред в связи с повреждением имущества, не относящегося к транспортным средствам (в частности, объектам недвижимости, оборудованию АЗС, дорожным знакам, ограждениям и т.д.), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Закона об ОСАГО.
отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов , которые в соответствии со статьей 48_1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами ; отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной…
Юристу
Эксплуатация автозаправочной станции без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является административным правонарушением вне зависимости от того, обязательно ли проведение государственной экспертизы проектной документации этой станции
04 марта
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 25.01.2011 N 11143/10
ПО ДЕЛУ N А03-18070/2009 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВВОД ОБЪЕКТА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЯВЛЯЕТСЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЭТОЙ СТАНЦИИ»
Суть спора
Инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства субъекта РФ (далее — инспекция) провела проверку соблюдения градостроительного законодательства при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства (автозаправочной станции, далее — АЗС). Застройщиком было ОАО «Нефтяная компания «Роснефть-Алтайнефтепродукт» (далее — общество).
По результатам проверки было установлено, что эксплуатация АЗС осуществлялась без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В связи с этим инспекция составила протокол об административном правонарушении от 30.11.2009 N 225 и вынесла постановление от 08.12.2009 N 225 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Общество, не согласившись с этим, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
При рассмотрении данного дела перед судами возник вопрос: необходимо ли для эксплуатации АЗС получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, далее — ГрК РФ), если из обстоятельств дела следует, что общество получило разрешение на строительство (реконструкцию) АЗС, но государственная экспертиза проектной документации не была проведена, поскольку реконструкция АЗС не требовала ее проведения?
Необходимость получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию для эксплуатации АЗС и последствия несоблюдения этого требования
Как следует из рассматриваемого дела, общество было привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ (эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию). По данному составу не привлекают к ответственности только в случаях, когда для осуществления строительства объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
При решении вопроса привлечения к ответственности по данному составу суды выясняют, кто является субъектом административного правонарушения и необходимо ли для строительства АЗС проведение государственной экспертизы проектной документации в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.
Как правило, субъектом правонарушения по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ признается застройщик, поскольку именно он обязан получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2010 по делу N А03-5954/2010, от 24.09.2010 по делу N А75-1641/2010, от 03.08.2010 по делу N А75-1640/2010, от 02.03.2010 по делу N А70-13083/2009, ФАС Поволжского округа от 05.10.2009 по делу N А72-1126/2009, ФАС Центрального округа от 12.08.2009 по делу N А68-405/09-30/15). Следовательно, иные лица (например, подрядчик) не могут быть привлечены к административной ответственности по указанному составу (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 30.11.2010 N КГ-А40/14344-10-П).
Существует и противоположная позиция, согласно которой к ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ может быть привлечено любое лицо, осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (вопрос 20 Рекомендаций о практике применения законодательства об административных правонарушениях, выработанных Научно-консультативным советом при ФАС Волго-Вятского округа по итогам работы заседания совета от 08.10.2009 в г. Костроме, одобренных президиумом ФАС Волго-Вятского округа от 25.11.2009 N 7).
В отношении необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации судебная практика придерживается следующего подхода.
Статьей 49 ГрК РФ установлены случаи, когда проведение такой экспертизы не требуется. Некоторые из них могут быть применены к строительству АЗС. В частности, проведение экспертизы не требуется при строительстве:
— отдельно стоящих объектов с количеством этажей не более двух, общей площадью не более чем 1500 кв. м, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности. Исключение составляют объекты, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными (пп. 4 п. 2 ст. 49 ГрК РФ);
— отдельно стоящих объектов с количеством этажей не более двух, общей площадью не более чем 1500 кв. м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон. Исключением также являются особо опасные, технически сложные или уникальные объекты (пп. 5 п. 2 ст. 49 ГрК РФ).
Судебная практика последних лет не рассматривает АЗС в качестве опасных производственных объектов. Это связано с тем, что АЗС, предназначенные для розничной торговли бензином и дизтопливом, больше не регистрируются в государственном реестре опасных производственных объектов согласно Приказу Ростехнадзора от 15.04.2008 N 241 «О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности». Данный подход подтверждается в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.01.2009 N А78-4946/08-Ф02-7047/08, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 по делу N А56-74139/2009, ФАС Центрального округа от 26.01.2009 по делу N А14-6368/2008/247/19, от 22.12.2008 по делу N А23-1182/08А-14-69.
Из вышеизложенного суды делают вывод, что если АЗС по своим характеристикам подпадает под исключения, установленные пп. 4 и 5 п. 2 ст. 49 ГрК РФ, то для их эксплуатации получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, и, следовательно, не образуется состав административного правонарушения по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.09.2010 по делу N А03-18560/2009).
При рассмотрении данного дела к такому же выводу пришли суды первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Решения судов разных инстанций
Суд первой инстанции признал незаконными действия инспекции, что было поддержано судами апелляционной и кассационной инстанций.
Суды исходили из того, что АЗС подпадают под действие пп. 4 п. 2 ст. 49 ГрК РФ, следовательно, проведения государственной экспертизы проектной документации и, соответственно, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию для них не требуется.
ВАС РФ в Определении от 21.10.2010 N ВАС-11143/10, принятом по данному делу, пришел к выводу о необходимости пересмотра судебных актов нижестоящих инстанций в порядке надзора.
Судебная коллегия указала на то, что общество было обязано получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку оно получило разрешение на строительство (реконструкцию) АЗС. ВАС РФ подчеркнул, что застройщик освобождается от обязанности получать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, только если он был освобожден от обязанности получения разрешения на строительство. Случаи, когда разрешение на строительство не требуется, установлены п. 17 ст. 51 ГрК РФ, и реконструкция АЗС к ним не относится. Следовательно, общество, эксплуатируя АЗС без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, совершило административное правонарушение по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Обращаем внимание, что Определение ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.
Однако при рассмотрении данного дела Президиум ВАС РФ поддержал выводы, к которым пришла судебная коллегия ВАС РФ.
Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
Президиум ВАС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований общества. При этом высшей судебной инстанцией были сформулированы следующие правовые позиции.
1. АЗС представляет собой единый технологический комплекс зданий и сооружений капитального строительства. Для строительства (реконструкции) АЗС необходимо получение разрешения на строительство, поскольку оно не подпадает под перечень исключений, предусмотренных п. 17 ст. 51 ГрК РФ.
2. Общество, получив разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства (разрешение на строительство), было обязано получить разрешение и на ввод объекта в эксплуатацию. Поскольку данное разрешение получено не было, привлечение общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ правомерно.
Исходя из приведенных правовых позиций, можно заключить, что застройщик обязан получить разрешение на ввод АЗС в эксплуатацию независимо от наличия или отсутствия обязанности проведения государственной экспертизы проектной документации.
Президиум ВАС РФ указал, что содержащееся в рассматриваемом Постановлении толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Сообщаем, что исходя из п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам» и п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ не является основанием для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку не содержит прямого указания на то, что изложенные в нем правовые позиции имеют обратную силу.
Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области
Согласно позиции Госстроя, АЗС является опасным объектом капитального строительства , который представляет собой единый технологический комплекс зданий и сооружений. Для строительства /реконструкции таких объектов необходимо иметь всю разрешительную документацию, предусмотренную действующим законодательством. Обязательно получение Разрешения на строительство и Разрешение на ввод в эксплуатацию. Проектная документация на строительство (реконструкцию) АЗС , подлежит государственной экспертизе в обязательном порядке.
- https://kadastrof.ru/services/kadastrovyij-uchet/azs
- http://www.consultant.ru/law/podborki/avtozapravochnaya_stanciya_kak_obekt_nedvizhimosti/
- https://consultant-so.ru/news/show/type/lawyer/year/2011/month/03/alias/ekspluatatsiya_avtozapravochnoj_stantsii_bez_razresheniya_na_vvod_obekta