Щебеночный балласт получают, как правило, из таких твердых горных пород как гранит, диорит, сиенит и др. Он обладает такими характеристиками как долговечность и прочность, имеет высокую сопротивляемость осадкам. Особое строение частиц данной разновидности щебня обуславливает его высокие дренажные свойства. Щебень балластный используется при строительстве и ремонте железнодорожных путей.
Общая информация
Свойства балластного щебня:
- К важному преимуществу балластного щебня следует отнести и его высокую морозостойкость.
- Прочность качественного щебня для балластного слоя железнодорожного пути не изменяется со временем.
- Балластный щебень обладает такими характеристиками как долговечность, прочность. Он имеет высокие показатели сопротивляемости осадкам.
- Также балластный щебень обладает дренирующими, упругими свойствами. Его особенностью является то, что он не проводит электричество.
- Способность поглощать и удерживать воду – это основное требование для балластного щебня. Водопоглащение – свойство, которое может быть как желательным, так и нежелательным в зависимости от цели использования материала.
Щебень высокого качества обладает малым водопоглащением, что позволяет использовать его в качестве дренажа при сооружении балласта для железнодорожного пути. Насыпная плотность или удельный вес такого щебня составляет 1200 кг/м3. Лещадность — важная характеристика щебня, которая характеризует форму зерна продукта.
Обзор#2 Балласт в кровельной системе из Гравия. Смотри как это делается
При выборе балластного щебня нужно обратить внимание на поглощение влаги, зерновой состав, насыпную плотность.
Основные требования к балластному щебню
Основной задачей балластного слоя является восприятие давления производимого шпалами.
- Данный материал обладает особыми специфическими физико-химическими характеристиками, которые обуславливают его применение в строительстве железных дорог и других сферах.
- Материал для балластного слоя должен быть прочным и не реагировать на механические действия, не поддаваться деформации, быть устойчивым к сильному давлению. Он ни в коем случае не должен измельчатся, когда его будут уплотнять, не должен пылить.
- Для балластного щебенчатого материала существует специальная система маркировки, которая поможет легко сориентироваться при выборе.
Преимущества и недостатки
- Помимо того, что данный слой принимает на себя все давление, он равномерно распределяет его по всей поверхности. Балласт повышает устойчивость шпал, помогает уменьшить влагопоглощение.
- У данного продукта срок годности не ограничен. Вышеперечисленные свойства позволяют использовать его в качестве дренажа при сооружении балласта железнодорожного пути.
- Балластный щебень повышает устойчивость шпал.
- Щебень, производимый из слабых осадочных пород, имеет малый индекс истираемости, из-за этого срок службы балласта сокращается.
- При уплотнении слабые осадочные породы превращаются в пыль.
- Выпыливание в процессе эксплуатации.
- При застаивании воды на балластном слое ухудшается его качество.
Область применения
Балластный щебень широко применяется в строительстве железных дорог. Для обустройства железных дорог от первого до третьего классов допускается применение щебеня из твердых пород марки И 20. Буква «И» характеризует истираемость, а цифра показывает процент потерь по массе материала. Может использоваться материал марки У75.
Устройство балласта
Где «У» – удар, а цифра – условные единицы копровых испытаний. На путях четвертого и пятого классов можно применить щебень средней твердости марки И 40 или же У 50. Данный материал получается вследствие измельчения горных пород.
Щебень низкого качества, который изготавливается, из слабых осадочных пород неэкономен и неэффективен по той причине, что он слишком быстро изнашивается и теряет свои необходимые свойства. В таком материале присутствует много частиц мелкой фракции.
Для укладки дорожных путей первого класса используется балластный щебень только высокого качества, с большой прочностью.
Основной задачей балластного слоя является восприятие давления воспроизводимого шпалами. Помимо того, что данный слой принимает на себя все давление, он равномерно распределяет его по всей поверхности. Щебеночный балласт повышает устойчивость шпал. Во избежание переувлажнения основной площадки нельзя допускать, чтоб влага длительное время прибывала на поверхности балластного слоя.
Щебень балластный используют для создания балластного слоя железнодорожного пути
В настоящее время требования к балластному щебню для строительства дорог первого – третьего класса ужесточились.
При выборе балластного щебня стоит обратить внимание на такие характеристики как поглощение влаги, зерновой состав, насыпную плотность или удельный вес. Во время закупки строительного материала – щебня для балластного слоя железнодорожного пути, данную статью можно смело использовать как информационную методичку. Делайте правильный выбор, который поможет сэкономить финансы.
Срок службы
В первое время эксплуатации балласта происходит стабилизация слоя, интенсивное накопление остаточных деформаций пути.
Источник 1nerudnyi.ruбалласт (в строительстве)
балласт
1. дополнительный груз, укладываемый на строительной машине для повышения её устойчивости от опрокидывания или для повышения удельного давления её ходовых частей
2. слой сыпучего материала, укладываемый на земляное полотно рельсового пути для создания упругого основания
[ Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР) ]
Тематики
- строительство в целом
- 1. counterweight
- 2. ballast
- 1. Ballast
- 2. Bettung
- 1. contrepoids
- 2. lest
- 2. ballast
Справочник технического переводчика. – Интент . 2009-2013 .
Смотреть что такое «балласт (в строительстве)» в других словарях:
Электробалластёр — Балластёр во Франции Электробалластёр путевая машина для дозирования балласта, подъёмки и сдвижки (рихтовки) и установки по ур … Википедия
Путеподъёмник — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Путеподъёмник путевая машина для … Википедия
путевые машины — группа самоходных машин, используемых при строительстве железнодорожного пути, ремонте и текущем содержании земляного полотна и технических устройств. В эту группу входят различные по назначению машины, чаще всего работающие в комплекте, следуя… … Энциклопедия техники
Балластораспределительная машина — в работе Балластораспределительная машина путевая машина на железнодорожном транспорте дл … Википедия
Нефтепровод — (Pipeline) Определение нефтепровода, история возникновения Определение нефтепровода, история возникновения, текущие проекты Содержание Содержание Определение История Первый российский Нефтепровод Баку — Батуми Нефтепровод Грозный —… … Энциклопедия инвестора
Трансполярная магистраль — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Электробалластер — балласстер, путевая машина (См. Путевые машины), распределяющая Балласт под шпалами, осуществляющая подъёмку и сдвижку (рихтовку) рельсошпальной решётки, а также другие работы при реконструкции, ремонте и строительстве ж. д. пути.… … Большая советская энциклопедия
Тракторный дозировщик — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Тракторный дозировщик путевая … Википедия
Источник technical_translator_dictionary.academic.ruБалласт железнодорожного пути
Балласт – сыпучий минеральный материал (щебень), заполняющий пространство между нижней постелью шпал или других рельсовых опор и основной площадкой земляного полотна. Так же балластным слоем производят засыпку за торцами шпал, в шпальных ящиках.
Балласт обеспечивает передачу давления от шпал на земляное полотно, распределяя давление равномерно на большую площадь, упругое смягчение ударов движущихся колес, стабилизацию пути в плане и профиле. Так же балластный слой обеспечивает быстрый отвод поверхностных вод. Балластный слой должен обеспечивать достаточную прочность, относительно дешевым, обладать диэлектрическим свойством. Балластный слой не должен крошиться, дробиться или размываться водой.
Для отсыпки балластного слоя применяют щебень из естественного камня, гравий и гравийно-песчаную смесь, отходы асбестового производства, ракушку, песок.
Щебень из естественного камня, укладываемый в путь щебень должен удовлетворять следующим показателям:
- Сопротивление удару
- Истираемость (потеря в массе)
- Низкое водопоглащение (не более 1,5 процента)
- Хорошие показатели морозостойкости (циклы замораживания и оттаивания)
В зависимости от крупности щебень подразделяется на фракции для отсыпки балластного слоя применяют щебень фракции 25-60 мм. В щебне не должно быть комков глины, почвы, растительного слоя и других примесей.
Гравийный и гравийно-песчаный балласт образуется в результате естественного разрушения горных пород. Порой встречается на подъездных путях необщего пользования с малоинтенсивных движением.
На щебеночный балластный слой укладывают главные пути, стрелочные горловины и отдельные стрелочные переводы, приемо-отправочные пути, по которым предусмотрен безостановочный пропуск поездов. Щебеночный балласт при эксплуатации засоряется и требует периодической очистки.
Балластная призма
Балластная призма, как правило, отсыпается из ГПС и является элементом верхнего строения пути ВСП. Балластная призма укладывается на земляное полотно для стабилизации рельсо-шпальной решетки при воздействии динамических нагрузок от подвижного состава. Балластная призма может быть как однослойной так и многослойной.
Однослойная балластная призма сооружается из щебня или ГПС.
Двухслойная балластная призма в нижней части отсыпается, как правило, из ГПС для создания гравийно–песчаной подготовки (подушки). А верхняя состоит из щебеночного балласта. Гравийно-песчаная подушка позволяет экономить более дорогие материалы, а так же предохраняет щебень от загрязнения снизу грунтами, из которых сложено земляное полотно. При сооружении земляного полотна из скальных, крупнообломочных и песчаных грунтов песчаной подушки не требуется.
Однослойная балластная призма устраивается под стационарные пути или под пути с малой грузонапряженностью. Двухслойная балластная призма сооружается на линиях любой грузонапряженности, а так же при реконструкции железнодорожных путей. При этом песчаный балласт, загрязненный и лежащий ниже постели шпал, вырезается из шпальных ящиков, а рельсо-шпальная решетка поднимается на щебеночный балласт.
Для того что бы балластная призма обеспечивала равноупругую передачу на земляное полотно нагрузки от подъездного состава, чтобы не возникали просадки, перекосы и искривление пути в плане, балласт под шпалами и в шпальных ящиках, за торцами шпал и на откосах уплотняют баллансоуплотнительными машинами. В связи с тем, что осадка балластной призмы после строительства может вызвать неисправность пути в этот период, необходимо усиленное наблюдением за его состоянием.
Балластное корыто
Балластное корыто – пространство, заполненное балластом , распределяющим давление от подвижного состава, через рельсы и шпалы на главные балки пролетного строения моста. Ширина балластного корыта по верху принимается не менее 3,6 м для пролетных строений под один путь и увеличивается под два пути на расстояние между осями смежных путей. Минимальная толщина балластного слоя от нижней поверхности шпалы до дна балластного корыта составляет не менее 25 см. Это определяется условиями равномерного распределения подвижной нагрузки через балласт на поверхность плиты, условиями подбивки шпал и рихтовки пути во время эксплуатации. Дну балластного корыта придаются уклоны для стока воды к щелям или водоотводным трубкам.
Обследование балластного слоя во время эксплуатации пути
Цель обследования – получить данные для технического паспорта, назначение планово-предупредительных ремонтов, а также выявление мест, где необходимо устранить выплески и привести откосную часть балластной призмы в соответствие с нормами. Обследование включает проверку толщины балластного слоя, ширины плеча и крутизны откосов призмы, определение процента загрязненности балластного слоя и количества появившихся выплесков. Состояние балластной призмы обследуют визуально и инструментально.
Визуальную проверку проводят по всем путям. Инструментальную проверку производят выборочно на наиболее характерных для состояния балластной призмы участках. На каждом обследуемом участке толщину балластного слоя определяют в трех местах на разных пикетах, ширину плеча и крутизну откосов призмы – на каждом пикете. Процент загрязненности балластного слоя – в трех местах на разных пикетах. При заполнении технического паспорта, основываясь на визуальной оценке, полученные в результате инструментальной проверки данные распространяют на другие участки жд пути.
Отступления от норм устраняют при первом же планово — предупредительном ремонте или работах текущего содержания железнодорожного пути в зависимости от характера неисправности.
Источник kubprostroy.ruБалластный слой. Назначение и основные требования к нему
Основным назначением балластного слоя является восприятие давления от шпал и равномерное распределение его по основной площадке земляного полотна; обеспечение устойчивости шпал, находящихся под воздействием вертикальных и горизонтальных сил, упругости подрельсового основания и возможности выправления рельсошпальной решетки в плане и профиле; отвод от нее поверхностных вод. Во избежание переувлажнения основной площадки вода не должна задерживаться на поверхности балластного слоя. Материал для балласта должен быть прочным, упругим, устойчивым под нагрузкой и атмосферными воздействиями, а также дешевым. Кроме того, он не должен дробиться при уплотнении, пылить при проходе поездов, раздуваться ветром, размываться
дождями и прорастать травой. В качестве балласта используют сыпучие, хорошо дренирующие упругие материалы: щебень, гравий, песок, ракушечник. Лучшим материалом для балласта является щебень из естественного камня, валунов и гальки. Путевой щебень, применяемый на железных дорогах России, выпускают в виде двух основных фракций с размерами частиц 25. 60 и 25.
50 мм. Для балластировки станционных путей и применения в качестве строительного материала стандартом предусмотрен также мелкий щебень с размерами частиц 5. 25 мм.__ Щебень хорошо пропускает воду, не смерзается в зимнее время года, оказывает в 1,5 раза большее сопротивление продольному сдвигу, допускает в 2 раза большее вертикальное давление по сравнению с песчаным балластом и обеспечивает больший срок службы балласта, чем любой другой материал.
Однако щебень быстрее загрязняется различными сыпучими материалами (уголь, торф, руда), просыпающимися на путь при перевозках. Для предохранения щебня от загрязнения грунтом при вдавливании его в земляное полотно и уменьшения расхода щебняего укладывают на песчаную подушку.
Гравийный и гравийно-песчаный балласт получают в результате разработки естественно образовавшихся отложений гравия и крупнозернистого песка. Такой балласт дешевле щебня, меньше загрязняется, цц вместе с тем менее устойчив к нагрузкам, хуже пропускает воду и может смерзаться в зимнее время года.
Ракушка как балласт имеет местное значение и используется лишь на линиях с малым грузооборотом. Песчаный балласт является наихудшим, поэтому его применяют только на линиях с малым грузооборотом, станционных путях и в качестве материала для подушки, создаваемой под щебеночным балластом. Балластный слой укладывают в виде призмы (рис.
6.2), которая имеет откосы крутизной, как правило, 1:1,5. Ширина ее верхней части, устанавливается техническими условиями. Так, расстояние Ьш от края шпалы до начала откоса балластной призмы в зависимости от класса путей составляет 25 . 45 см, толщина слоя щебня Лщ под шпалой на главных путях — 25. 35 см при деревянных и 30. 40 см — при железобетонных шпалах.
Толщина песчаной подушки hn во всех случаях не превышает 20 см. На линиях скоростного движения пассажирских поездов путь должен быть уложен на щебеночный балласт с размерами призмы
не менее установленных для путей 1Б1.
Наименьшая толщина балластного слоя под шпалами на приемоотправочных путях станций принята равной 25 см, а на прочих__ станционных путях — 15 см. Все основные направления сети железных дорог России имеют на главных путях щебеночный балласт. В процессе эксплуатации балласт загрязняется, что ухудшает его дренирующие свойства.
В связи с этим щебеночный балласт периодически очищают, а гравийный и песчаный заменяют и пополняют. Для снижения затрат труда на устранение расстройств балластного слоя и повышение его стабильности применяют обработкущебня вяжущими полимерными материалами. Для уменьшения засорения балласта и потерь грузов в пути запрещена погру а сыпучих материалов в вагоны с неисправными дверями и полом, погрузка угля с ≪шапкой≫, которая сдувается ветром и осыпается на путь. После погрузки проводят обработку сыпучего груза в вагонах специальными растворами, образующими прочную пленку, которая препятствует его выдуванию.
Источник studopedia.ru