Подборка наиболее важных документов по вопросу Бесхозные здания нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Город оформил в собственность почти 1300 бесхозяйных объектов
Теперь их можно будет вовлечь в хозяйственный оборот: использовать для городских нужд и предложить инвесторам на городских торгах.
С начала 2021 года город принял в собственность 1278 бесхозяйных объектов – это отдельно стоящие здания и элементы инженерной инфраструктуры. Перевод в правовое поле позволит вовлечь некогда заброшенные сооружения в хозяйственный оборот, а коммуникации передать эксплуатирующим организациям для содержания в надлежащем порядке. Об этом сообщил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества Максим Гаман.
«Город ведет системную и планомерную работу по выявлению и оформлению в собственность бесхозяйных объектов. С начала 2021 года оформлены права на 1278 бесхозяйных объектов недвижимости, из них 341 – это здания общей площадью более 140 тысяч квадратных метров и 937 – сооружения инженерной инфраструктуры. В результате объекты недвижимости, которые недавно были заброшены и разрушались, будут вовлечены в хозяйственный оборот. Город сможет продавать их, сдавать в аренду, использовать для разных нужд, а объекты инженерной инфраструктуры станут обслуживаться надлежащим образом и обеспечат жилье, производственные и социальные учреждения необходимыми коммуникациями», – рассказал Максим Гаман.
Выявлением и проверкой бесхозяйных объектов занимается Госинспекция по недвижимости. Также в этой работе активное участие принимают москвичи, которые подают заявки в городские учреждения лично и на портале «Наш город». После этого Департамент городского имущества издает распоряжения о принятии бесхозяйных объектов на учет, а затем обращается в суд с заявлением о признании права собственности на объекты недвижимости.
«Эффективное использование объектов недвижимости и вовлечение бесхозяйных построек в хозяйственный оборот – важные и ключевые параметры, которые влияют на развитие экономики в любом городе. В этой связи Госинспекция по недвижимости совместно с Департаментом городского имущества уже не первый год активно ведет работу по выявлению и возвращению в правовое поле бесхозных объектов недвижимости», – отметил начальник Госинспекции по недвижимости Владислав Овчинский.
В число объектов коммунальной инфраструктуры, принятых в собственность города, входят линии электропередач, трансформаторные подстанции, ливневые канализации, системы тепло- и газоснабжения, телефонизации и связи. Они расположены почти во всех округах столицы. После оформления имущественных прав эти объекты планируется передать эксплуатирующим организациям.
Бесхозяйные здания, принятые в городскую собственность, находятся в девяти городских округах, кроме Новой Москвы и Зеленограда. Больше всего выявленных зданий на северо-востоке столицы – 83, их общая площадь составляет 30,65 тысячи квадратных метров. На юге в собственность города оформлено 69 строений площадью 33 тысячи квадратных метров. На севере и западе – по 51 площадью 23,12 и 10,37 тысячи квадратных метров соответственно. В центре – 34 сооружения и 10,25 тысячи квадратных метров, на востоке 23–5,46 тысячи квадратных метров, на юго-востоке – 20 и 21,85 тысячи квадратных метров, на юго-западе 9 объектов на 5,58 тысячи квадратных метров и один объект площадью 155,5 квадратного метра – на северо-западе.
Среди выявленных бесхозяйных зданий есть достаточно крупные. К примеру, четырехэтажное административное здание площадью 15,6 тысячи квадратных метров в 1-м Дорожном проезде, кирпичное двухэтажное сооружение площадью 8,4 тысячи квадратных метров на территории промзоны Грайвороново, трехэтажный объект на Ташкентской улице, а также бывшие пожарные депо, здания полиции и другие объекты.
Бесхозяйными не могут быть признаны земельные участки, это понятие относится только к объектам капитального строительства – зданиям, помещениям, сооружениям. Чаще всего на территории Республики Крым бесхозяйными являются объекты незавершенного строительства , которые возводили колхозы, но по каким-то причинам они не были оформлены, вообще не подлежали регистрации в украинский период, или собственники от них отказались. … Регистрацию бесхозяйного объекта в собственность муниципального можно оспорить.
Бесхозные здания
Подборка наиболее важных документов по запросу Бесхозные здания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Бесхозные здания
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 263 «Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства» ГПК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Руководствуясь статьей 263 ГПК РФ и учитывая, что имеется спор о праве на здание тира, апелляционный суд оставил без рассмотрения заявление о признании объекта недвижимости бесхозяйным имуществом и права муниципальной собственности на объект недвижимости, поскольку заинтересованным лицом к апелляционной жалобе приложен акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством спорного объекта в эксплуатацию, из содержания которого следует, что строительство спорного имущества осуществлялось РК ДОСААФ в период с 1989 по 1990 годы на денежные средства данного общества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Бесхозные здания
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) С заявлением или запросом может обратиться не только правообладатель, но и любое заинтересованное лицо (доказывать наличие законного интереса во внесении сведений в ЕГРН ему не нужно). К примеру, во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте могут быть заинтересованы наследники недвижимого имущества, которые еще не стали правообладателями, и внесение сведений о ранее учтенном объекте в ЕГРН необходимо им для оформления наследства. Подобные обращения поступают и от органов местного самоуправления, которые проводят либо работу по выявлению правообладателей, либо работу по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных зданий, сооружений и помещений (например, квартиры, не переданные в муниципальный жилищный фонд, здания, не имеющие собственника, расположенные на земельных участках, которые никому не предоставлялись). В последнем случае внесение сведений о ранее учтенных объектах (при наличии необходимых для этого документов) осуществляется с целью постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных и дальнейшего обращения в муниципальную собственность.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обеспечение оформления бесхозяйных объектов недвижимого имущества в собственность посредством прокурорского вмешательства
(Гуслов Е.А.)
(«Законность», 2021, N 3) Между тем бесхозяйные сооружения, здания, не использующиеся по назначению, к которым есть свободный доступ посторонних лиц, являются потенциально опасными объектами с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности. При этом зачастую объекты бесхозяйного недвижимого имущества представляют собой опасные производственные объекты, без надлежащего содержания которых возможна угроза возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, при обнаружении бесхозяйного объекта капитального строительства (далее – ОКС) органу местного самоуправления для государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь необходимо сделать следующее. 1. Подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи. Предварительно рекомендуется уточнить наличие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на такой объект недвижимости.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) согласно положениям ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Процедура постановки на учет бесхозяйного имущества регламентируется приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского и сельского поселений поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация охраны общественного порядка, организация мероприятий по охране окружающей среды, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.
Кроме этого, допущенные нарушения законодательства влекут неисполнение установленной законом обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций в силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые могут возникнуть ввиду возгорания или иного чрезвычайного происшествия на бесхозяйственном объекте, в результате чего другим недвижимым или движимым объектам, которые имеют собственника, может быть причинен ущерб.
К тому же, в ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указано, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Для недопущения вышеуказанных требований закона, а также п.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органами местного самоуправления должна осуществляться целенаправленная работа по признанию таких объектов аварийными или оформлению данных объектов в муниципальную собственность для последующей реализации либо передачи в аренду.
Информация подготовлена Бугурусланской межрайонной прокуратурой
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Оренбургской области
Прокуратура Оренбургской области
9 сентября 2021, 10:47
О бесхозяйных объектах недвижимости
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) согласно положениям ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Процедура постановки на учет бесхозяйного имущества регламентируется приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского и сельского поселений поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация охраны общественного порядка, организация мероприятий по охране окружающей среды, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.
Кроме этого, допущенные нарушения законодательства влекут неисполнение установленной законом обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций в силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые могут возникнуть ввиду возгорания или иного чрезвычайного происшествия на бесхозяйственном объекте, в результате чего другим недвижимым или движимым объектам, которые имеют собственника, может быть причинен ущерб.
К тому же, в ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указано, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Для недопущения вышеуказанных требований закона, а также п.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органами местного самоуправления должна осуществляться целенаправленная работа по признанию таких объектов аварийными или оформлению данных объектов в муниципальную собственность для последующей реализации либо передачи в аренду.
Принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в ЕГРН. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, или в связи с отказом собственника от права собственности, органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из ЕГРН о принятии на учет объекта недвижимого имущества. … Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи — один из первоначальных способов приобретения этого права. Бесхозное недвижимое имущество должно быть принято на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.
- https://www.mos.ru/news/item/96651073/
- http://www.consultant.ru/law/podborki/beshoznye_zdaniya/
- https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_56/activity/legal-education/explain?item=65108297