Безопасность в дорожном строительстве

Содержание

При строительстве, содержании и ремонте дорог выполняются правила охраны труда и техники безопасности. Дорожный рабочий, осматривающий участок дороги должен идти по обочине навстречу движению транспорта, а при остановке устанавливать предупредительный знак.

При ремонте покрытий должны быть оборудованы съезды и въезды, сделано ограждение мест работ и расстановлены дорожные знаки в соответствии с «Инструкцией по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ».

При выгрузке смеси из мешалки нельзя находиться у разгрузочного отверстия. Разноска горячей а/б смеси лопатами вручную допускается на расстояние не более 8м. Распределять и разравнивать смесь необходимо в специальной обуви и рукавицах находясь вне полосы горячей смеси.

Ремонтные материалы складывают на обочины по ходу движения. При ремонтных работах с использованием передвижных битумных котлов их устанавливают не ближе 50м от места работ с учетом преобладающего направления ветра.

К работе на особо вредных и опасных производствах допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшие обучение и сдавшие экзамены.

7 СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ СОВЕРШЕННО НОВОГО УРОВНЯ

Все работающие с вредными и ядовитыми веществами должны обеспечиваться комбинезонами, сапогами, рукавицами, очками и марлевыми повязками. Ядовитые продукты хранят на огражденной и охраняемой территории, оборудованной противопожарными средствами.

Для строительных рабочих с учетом характера и условий труда предусматриваются санитарно-гигиенические и бытовые помещения.

При работе машин в зимнее время кабину утепляют. Помещения для отдыха и обогрева рабочих и водителей должны иметь печи и плиты, кровати, места для сушки одежды и обуви, аптечки со средствами против обмораживания. Большое внимание уделяется снегозащитному и декоративному озеленению.

При одновременной работе нескольких снегоочистителей в одном направлении выдерживают дистанцию 15м. На снегоочистителях должны устанавливаться отличительные знаки: днем — красные флажки, ночью — прожектор. Песок, шлак и другие материалы должны быть в сыпучем состоянии.

Машины, профилирующие дороги и окашивающие обочины, должны иметь предупреждающий знак «Прочие опасности» и включенные фары и габаритные огни.

В соответствии с “Основами земельного законодательства” и “основными положениями по восстановлению земель нарушенных при разработке полезных ископаемых, проведенных геологоразведочных, строительных и иных работ”, предусматриваются мероприятия по рекультивации земель, занимаемых во временное пользование с целью восстановления их плодородия.

При строительстве, ремонте и содержании дорог необходимо принимать меры по защите окружающей среды.

Для уширения земляного полотна дорог, проходящих по ценным землям, следует использовать грунт сосредоточенных резервов.

При спрямлении дорог, возведении земляного полотна, разработке временных карьеров в соответствии с техническими условиями землепользователей, предусматривается снятие плодородного слоя почвы из-под подошвы насыпей, выемок притрассовых резервов толщиной 0.1-0.3м. По окончанию строительства плодородный слой возвращается на площади, где брался грунт, планируется, площади временного отвода засеваются многолетними травами. Необходимо принимать меры против образования пыли и попадания любых пылевидных материалов на соседние поля. АБЗ, битумные базы оборудуют устройствами для очистки отходящих газов от пыли, сажи.

ИННОВАЦИОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | Новые технологии 2021

При ремонте и содержании дорог жидкие органические вяжущие не должны попадать в боковые канавы.

В летнее время дорожные организации должны вести борьбу с сорной растительностью, которая заражает сорняками соседние поля.

С целью уменьшения вредного воздействия дороги на окружающую природную среду необходимо:

Источник: www.eruditcity.ru

Охрана труда и техника безопасности при дорожно-строительных работах

Согласно ДБН В.2.3 — 4 — 2000 «Автомобильные дороги» сооружению земляного полотна предшествуют подготовительные работы, связанные с расчисткой и осушением участка, перестройкой и переносом коммуникаций, установкой ограждений и устройством подъездных путей.

Параллельное проведение подготовительных и земляных работ.

Вырубку леса и кустарника на полосе отвода земли для строительства автомобильной дороги следует выполнять в пределах, определяемых проектом производства работ.

В проекте организации строительства и проекте производства работ оговариваются технические решения безопасного производства работ в любое время года, санитарно-гигиенического обслуживания рабочих, освещенности мест производства работ и пожарной безопасности.

Согласно СНиП III — 4 — 80 » Техника безопасности в строительстве» в зоне валки деревьев на расстоянии 50 м от нее во всех направлениях устанавливаются специальные предупреждающие знаки единого образца. К валке леса не допускаются рабочие моложе 18 лет.

На лесосеке, где производится рубка деревьев, запрещается находиться посторонним лицам.

Присутствие руководителя работ обязательно. Рабочие, занятые на валке леса, уборке снега у деревьев и подготовке лесосек к рубке, должны быть снабжены защитными касками.

При корчевке пней всем рабочим надо отойти от каната на расстояние, равное расстоянию между якорными и корчуемыми пнями. У корчевальной машины могут находиться только лица, непосредственно связанные с ее работой.

При расчистке полосы отвода от кустарника и мелколесья кусторезом, зона его работы предварительно очищается от камней, пней и деревьев, диаметр которых на линии среза превышает 20 см.

В процессе работы кустореза необходимо следить за исправностью ограждения, предохраняющего машиниста от удара срезанными деревьями и кустами.

Во время работы машины с обеих сторон расчищаемой полосы устанавливаются красные флажки. Подсобные рабочие находятся не ближе 25 м к месту работы кустореза.

Для перегона кустореза на новое место необходимо: поднять носовую часть кустореза на высоту не менее 30 см от поверхности грунта и зафиксировать ее; проверить надежность крепления кустореза к трактору; убедиться в отсутствии препятствий.

2. Требования безопасности при работе на дорожных машинах 2.1 Общие требования

Согласно ДБН В.2.3 — 4 — 2000 «Автомобильные дороги» при выборе типа машин для производства работ необходимо, чтобы техническая характеристика машины соответствовала параметрам технологического процесса и условиям работы.

Машины можно использовать, если температура окружающего воздуха, скорость ветра и влажность соответствует значениям, указанным в эксплуатационной документации на машину.

Согласно СНиП III — 4 — 80 » Техника безопасности в строительстве» до начала работ с использованием машин необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину и машинистами других машин.

При использовании машин особое внимание следует уделить тому, чтобы была обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста. В том случае, когда машинист, управляющий машиной, не имеет достаточного обзора или не видит рабочего, подающего ему сигналы, между машинистом и рабочим устанавливают двустороннюю радиосвязь.

Рабочая зона машины в темное время освещается специальными прожекторами. Уровни шума, загазованности, вибрации и запыленности не должны предельно установленных значений.

Машинистами дорожно-строительных машин могут быть лица не младше 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные пригодными по состоянию здоровья для управления машинами.

Машинисты дорожных машин должны работать в спецодежде, спецобуви и применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемых работ. Рабочие места машиниста машины и оборудования следует содержать в чистоте и обеспечивать обтирочным материалом, инвентарем для чистки, который хранится в специально оборудованных местах. На машине не должно быть посторонних предметов, а в зоне работы машины — посторонних лиц.

Строительным и дорожным машинам запрещается работать на расстоянии 20 м от открытых складов топлива.

Топливо и смазочные материалы следует перевозить на машинах, оборудованных специальными противопожарными устройствами и заземлением в виде металлической цепи для отвода статического электричества.

Выхлопная труба должна быть отведена вперед и наклонена вниз во избежание попадания искр на цистерну.

При обнаружении в разрабатываемом грунте кабеля, труб или других подземных коммуникаций и неизвестных предметов необходимо немедленно прекратить работу и сообщить руководителю работ.

Согласно ДБН В.2.3 — 4 — 2000 «Автомобильные дороги» до начала производства земляных работ, осуществляемых грейдером или автогрейдером, с обрабатываемого участка удаляются посторонние предметы (деревья, пни, крупные камни, металлический лом).

Очищать территорию при движении машины во избежание несчастных случаев запрещается.

Согласно СНиП III — 4 — 80 » Техника безопасности в строительстве» при профилировании дорожного полотна необходимо руководствоваться схемой профилирования, которая включает в себя детальную разработку каждого прохода грейдера или автогрейдера с указанием установок его рабочих органов, а также расположение грейдера по отношению к трактору.

Одновременная работа двух или нескольких автогрейдеров, идущих друг за другом, допускается при соблюдении между ними расстояния не менее 20 м.

При устройстве насыпи для предотвращения ее сползания и во избежание опрокидывания машины под откос расстояние от края внешнего колеса автогрейдера до края насыпи должно быть не менее 1 м.

Насыпь должна отсыпаться так, чтобы ее края были несколько выше, чем ось. Во время работы постоянно наблюдают за трассой, не допуская наездов основным рабочим органом на препятствия, могущие его повредить. Во избежание поломок перед препятствием отвал необходимо поднять.

Чтобы предотвратить возможность выпадения из кабины, машинист при работе должен постоянно держаться за штурвальные колеса. Особую осторожность следует соблюдать при наклонном положении площадки управления грейдера во время копки кювета или значительном выносе ножа отвала за раму при планировке откосов выемки.

Площадка управления, рычаги и штурвальные колеса должны быть чистыми и сухими. Загромождать кабину посторонними предметами запрещается. При работе автогрейдера надо избегать буксования колес.

Перед началом движения автогрейдера после запуска двигателя необходимо убедиться в безопасности движения, опустить с защелки рукоятку центрального тормоза и предупредить окружающих сигналом. В начале движения проверить действие ножного тормоза и только при нормальной его работе продолжать движение.

Торможение автогрейдера рекомендуется осуществлять плавно, постепенно увеличивая силу давления на педаль ножного тормоза. Сильное и резкое торможение в некоторых случаях может привести к заносу машины.

Во время движения автогрейдера категорически запрещается:

удалять корни, камни и другие предметы из-под отвала, откосника или планировщика откосов;

сидеть и стоять на осях и других местах, не предназначенных для этого;

находиться вблизи колес во избежание травмирования при неожиданном заносе автогрейдера в сторону;

приближаться к работающей машине и находиться в кабине автогрейдера, трактора или на рабочей площадке посторонним;

сходить с площадки управления автогрейдером до полной его остановки.

Трактористу и машинисту автогрейдера следует внимательно следить за нормальным режимом работы машины.

При нарушении устойчивого хода или какой-либо неисправности, возникшем препятствии или опасности автогрейдер необходимо немедленно остановить.

Проезд в кабине или на рабочей площадке стажера разрешается только в присутствии машиниста.

Для установки откосника и удлинителя, для выноса ножа в сторону при срезке откосов, а также для перестановки ножа машинисту выделяется слесарь или второй машинист.

Читайте также:  Что такое окно в строительстве определение

Выполнение указанных работ машинистом не допускается. При сменном техническом обслуживании обращается внимание на состояние тормозов, шлангов, изоляции и электропроводки.

При остановке автогрейдера рычаг переключения скоростей коробки перемены передач ставится в нейтральное положение, а ручной тормоз затягивается.

Перед пуском двигателя необходимо рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение, при этом автогрейдер должен быть заторможен ручным тормозом.

2.3 Самоходные катки

Согласно ДБН В.2.3 — 4 — 2000 «Автомобильные дороги» уплотнение свежеотсыпанных грунтов при строительстве оснований дорог является ответственной операцией и производится с соблюдением технических условий на производство работ.

Наиболее распространенной и целесообразной является послойная отсыпка насыпей, при которой каждый последующий слой отсыпается только после уплотнения предыдущего. При естественном залегании грунты обычно имеют влажность, близкую к оптимальной.

Поэтому при возведении насыпей необходимо организовать работу так, чтобы сразу же вслед за разработкой грунта в резерве и его укладкой в насыпь производилось уплотнение насыпи.

Укатывать земляное полотно следует от краев дороги, постепенно перемещаясь к середине, с наиболее низких отметок земель с постепенным переходом к более высоким. При укатке следят за тем, чтобы не получалось пропусков участков насыпи, не перекрытых проходами катка.

Согласно СНиП III — 4 — 80 «Техника безопасности в строительстве» при работе в ночное время укатываемый участок должен иметь общее освещение, обеспечивающее достаточную видимость пути, по которому перемещается машина, а также фронта работ и прилегающих к нему участков.

Кроме того механик следит за тем, чтобы самоходные катки имели исправное индивидуальное освещение, освещение приборов и задний сигнальный свет.

Машинист катка перед началом работы выполняет операции ежемесячного технического ухода в объеме, предусмотренном инструкцией по эксплуатации завода изготовителя, и устраняет неисправности. До запуска двигателя проверяется положение рычагов передачи включения реверса. Находиться они должны в нейтральном положении, а ручной тормоз должен быть затянут.

Перед укаткой необходимо проверить действие ножного тормоза. Тормозить следует плавно, постепенно увеличивая давление на педаль. При торможении до полной остановки машины не требуется выключать передачу и ставить рычаг реверса в нейтральное положение.

В начале движения, а также при изменении направления движения предварительно подается предупредительный звуковой сигнал, что особенно важно при одновременной работе нескольких машин и обслуживании машин дорожными рабочими.

В процессе укатки машинист следит за показаниями приборов, давлением в шинах, работой устройства для механического смачивания шин или вальцов.

Работа катка с неисправными приборами и с не отрегулированной смачивающей системой не допускается. Ручная смазка вальцов и шин запрещается, так как при ее выполнении имеют случаи травматизма рабочих.

При работе катков расстояние между машинами должно быть не меньше 5 м. Во время остановки пневматических катков осматриваются и очищаются от укатываемого материала колеса и удаляются застрявшие между ними предметы. Одноосный каток при отцепке от тягача устанавливается на домкраты.

При демонтаже колесного оборудования кузов катка предварительно освобождается от балласта и только после этого поднимается домкратами. Монтажники должны находиться с наружной стороны катка.

При подъеме катка с целью снятия колес под кузов подводятся надежные опоры, на которые опускается каток, и только после этого колеса демонтируются.

Согласно СНиП III — 4 — 80 » Техника безопасности в строительстве» эксплуатация скреперов должна строго соответствовать инструкции завода-изготовителя каждого типа или марки машины.

На скреперах с гидравлическим управлением в первую очередь осматривают заслонку и нож.

После подтяжки гаек, штоков гидравлических цилиндров включают систему гидропривода и проверяют плотность всех уплотнений.

Протекание масла через сальники устраняют подтяжкой грундбуксы или заменой манжеты.

В случае разрывов рукавов надо немедленно выключить насос, переключить рукоять на положение заперто, и остановить скрепер. Предохранительный клапан насоса регулируют только манометром; категорически запрещается регулировать клапан на глаз, так как чрезмерная затяжка его может привести к аварии.

При заправке машины горючим нельзя курить или разводить вблизи огонь. При воспламенении горючего пламя следует засыпать песком или накрыть брезентом, но ни в коем случае не заливать водой.

Смазку и ремонт скрепера производят при выключенном двигателе. Производить на ходу смазку, регулировку, а тем более исправления недопустимо.

В случае необходимости осмотра заслонки или ножа снизу под них подкладываются прочные деревянные подкладки. Регулировку механизмов управления производят два человека: один на регулировке, а второй на рычагах управления.

Перед пуском двигателя следует проверить, что рычаг коробки перемены передач установлен в нейтральное положение.

Перед тем как тронуть скрепер с места, надо убедиться в отсутствии поблизости людей и каких либо предметов.

Перед началом работы скрепера разрабатываемый участок очищают от камней и других предметов.

При движении скрепера запрещается нахождение в ковше людей, присутствие посторонних лиц в кабине машиниста. Нельзя оставлять без присмотра машиниста скрепер с работающим двигателем.

Чистку ножа и ковша производить только при выключенном двигателе и поставленном на тормоз скрепере.

При работе на крутых косогорах нельзя делать резкие развороты, так как это может привести к опрокидыванию и сползанию скрепера, а также к поломке сцепного устройства.

Для предотвращения заносов, опрокидывания и сползания скрепера не рекомендуется работать в дождливую погоду на скользких глинистых грунтах.

При движении по дорогам нужно соблюдать правила дорожного движения и не приближаться к впереди идущим механизмам ближе, чем на 20 м.

Разгрузку ковша производить только при движении вперед во избегание столкновений с предметами и повреждений ножа.

В случае поломки или остановки машины на шоссе нужно оградить ее красными флажками, а ночью — красными фонарями.

Машинист во время работы должен иметь полагающуюся спецодежду, защитные очки и индивидуальный пакет для оказания первой медицинской помощи.

1. ДБН В.2.3-2001. Споруд і транспорту. Вулиці та дороги населених пунктів. — К: Держкомбуд України, 2001. — 55 с.

2. ДБН 360-92 *Містобудування. Планування і забудова міських і сільських поселень.

3. Черепанов В.А. “ Транспорт в плануванні міст”. М., Стройиздат, 1981.

4. Меркулов Е.А. “ Міські дороги ”.М. Вища школа. 1973.

5. Дрозд Г.Я., Зотов М.І. Методичні вказівки і контрольні завдання до практичних занять по дисципліні «Вулиці і дороги» Макіївка, ДГАСА, 1998.

Раздел: Строительство
Количество знаков с пробелами: 15070
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Источник: kazedu.com

Условия безопасности труда водителей дорожных машин при строительстве автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

автомобильные дороги / дорожные машины / вредности и заболевания / кондиционирование воздуха / вентиляция / микроклимат / motor roads / road machinery / hazards and diseases / air conditioning / ventilation / microclimate

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кравцов М. Н., Бочкович Л. В.

Рассмотрены профессиональные заболевания дорожных рабочих, приведены эффективные технические и технологические разработки (предложения) систем вентиляции и кондиционирования для создания благоприятных метеорологических условий в кабинах дорожных самоходных машин и механизмов.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кравцов М. Н., Бочкович Л. В.

Анализ возможностей снижения влияния вредных веществ в воздухе рабочей зоны на безопасность труда водителей дорожных машин и рабочих

Условия труда и безопасность работы операторов мобильных сельскохозяйственных машин в АПК Республики Беларусь

Обоснование допущений в математическом моделировании формирования и развития систем машин дорожных организаций

LABOUR SAFETY CONDITIONS FOR ROAD VEHICLE DRIVERS IN ROAD CONSTRUCTION

Occupational diseases of road workers have been considered, efficient engineering and technological developments (suggestions) of ventilation and air conditioning systems to create favorable weather conditions in operator stations of mobile road machinery have been presented.

Текст научной работы на тему «Условия безопасности труда водителей дорожных машин при строительстве автомобильных дорог»

УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ ДОРОЖНЫХ МАШИН ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

М.Н. Кравцов, доцент, к.т.н., ХНАДУ, Л.В. Бочкович, технический директор ООО «ПРОФИ-ИНЖИНИРИНГ», г. Харьков

Аннотация. Рассмотрены профессиональные заболевания дорожных рабочих, приведены эффективные технические и технологические разработки (предложения) систем вентиляции и кондиционирования для создания благоприятных метеорологических условий в кабинах дорожных самоходных машин и механизмов.

Ключевые слова: автомобильные дороги, дорожные машины, вредности и заболевания, кондиционирование воздуха, вентиляция, микроклимат.

УМОВИ БЕЗПЕКИ ПРАЦІ ВОДІЇВ ДОРОЖНІХ МАШИН ПРИ БУДІВНИЦТВІ АВТОМОБІЛЬНИХ ДОРІГ

М.М. Кравцов, доцент, к.т.н., ХНАДУ,

Л.В. Бочкович, технічний директор ТОВ «ПРОФІ-ІНЖИНІРИНГ», м. Харків

Анотація. Розглянуто професійні захворювання дорожніх робітників, наведено ефективні технічні й технологічні розробки (пропозиції) систем вентиляції та кондиціонування для створення сприятливих метеорологічних умов у кабінах дорожніх самохідних машин і механізмів.

Ключові слова: автомобільні дороги, дорожні машини, шкідливості і захворювання, кон-дицюнування повітря, вентиляція, мікроклімат.

LABOUR SAFETY CONDITIONS FOR ROAD VEHICLE DRIVERS IN ROAD CONSTRUCTION

M. Kravtsov, Associate Professor, Candidate of Engineering Science, KhNAHU,

L. Bochkovich, Technical Director, Profi-Engineering Ltd., Kharkiv

Abstract. Occupational diseases of road workers have been considered, efficient engineering and technological developments (suggestions) of ventilation and air conditioning systems to create favorable weather conditions in operator stations of mobile road machinery have been presented.

Key words: motor roads, road machinery, hazards and diseases, air conditioning, ventilation, microclimate.

При строительстве автомобильных дорог применяются следующие дорожные машины:

— колесные тягачи и шасси (предназначены для агрегатирования с технологическими машинами и оборудованием);

— бульдозеры (различные землеройно-планировочные работы, прокладка специальных пионерных дорог и др.);

— одноковшовые погрузчики (с комплектом сменного рабочего оборудования предназначе-

ны для погрузки строительных материалов в транспорт, выполнения зачистных и планировочных работ, погрузки и разгрузки грузов);

— скреперы (землеройно-транспортные машины, предназначенные для послойной разработки грунтов, планировки площадей, устройства выемок с отвозкой грунта на расстояние до 5000 м);

— самоходные катки (предназначены для уплотнения дорожных оснований и покрытий из грунтов и щебеночных материалов, в т.ч. и асфальтобетонных покрытий);

— трамбовочные машины (предназначены для послойного уплотнения тяжелых грунтов и грунтов в естественном залегании);

— автогудронаторы (служат для равномерного распределения битума по обрабатываемой полосе дорожного покрытия);

— самоходные распределители каменной мелочи;

— машины для профилирования и уплотнения оснований;

— машины для летнего содержания и ремонта дорог (подметально-уборочные машины);

— бетоноотделочные машины и бетоноукладочные комбайны и др.

Практически все перечисленные машины имеют кабины для водителя.

Кабины не оборудованы системами вентиляции и кондиционирования, и вредности, выделяемые материалами при строительстве дорог, поступают в кабину водителя.

Авторы литературных источников предлагают свои пути и методы защиты водителей дорожных машин при строительстве автомобильных дорог от различных вредностей. Анализ этих литературных источников показал, что эффективных решений данной проблемы пока нет [1 — 12].

Цель и постановка задачи

Целью работы явилось нахождение путей решения проблемы защиты здоровья водителей дорожных машин от различных вредностей.

Задачей работы явилось определение оптимальных инженерных решений, технических и технологических мер по защите здоровья дорожных рабочих от вредных воздействий паров и газов аэрозолей асфальта, повышенной запыленности, шума, вибрации, ионизирующего излучения, охраны и безопасности их труда.

Профессиональные вредности и заболевания, возникающие при производстве дорожных работ

Профессиональные заболевания у дорожных рабочих возникают при длительном воздействии на них вредных факторов и условий работы [1]. Это — отравления, возникающие из-за интенсивного воздействия вредных ве-

Читайте также:  Кто относится к строительству

ществ в виде газов и аэрозолей асфальта, дорожной пыли и т.д.

К опасным и вредным производственным факторам относятся:

— повышенная запыленность и загазованность рабочей зоны (вещества общетоксические, раздражающие, канцерогенные);

— повышенная пли пониженная температура окружающего воздуха;

— повышенный уровень шума и вибрации;

— повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;

— заболевания, вызываемые микроорганизмами (бактериями, вирусами), а также растениями и животными.

Уменьшить воздействие вредных производственных факторов до безопасных значений и тем самым предупредить возникновение профессиональных заболеваний возможно за счет выполнения комплекса организационных и технических мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда.

Это мероприятия по:

— созданию для работающих благоприятных метеорологических условий;

— обеспечению нормального естественного и искусственного освещения на рабочих местах, строительных площадках;

— уменьшению воздействия шума и вибрации;

— уменьшению или устранению воздействия дорожной пыли, вредных и токсичных веществ и др.

Создание эффективных, благоприятных и безопасных метеорологических условий в кабинах дорожных машин и механизмов

Наиболее эффективным по обеспечению благоприятных метеорологических условий в кабинах дорожных машин является создание в них системы вентиляции и кондиционирования.

Эта система позволит:

— поддерживать требуемую температуру в кабине водителя;

— подавать наружный воздух в требуемом для нормального дыхания количестве;

— очищать подаваемый наружный воздух от пыли, вредных газов и аэрозолей.

Существующее положение по созданию микроклимата в кабинах самоходных машин

К самоходным машинам относятся дорожные машины, а также грузовые машины и трактора.

Эти машины работают во всех климатических зонах нашей страны. Кабины машин имеют большую площадь остекленных поверхностей и составляют, примерно, 0,2 — 0,6 % площади поверхности всех ограждений кабины.

Для обеспечения в кабинах микроклимата ГОСТ 12.1.005-88 [11] предусматривает:

— естественную вентиляцию при открывании окон;

— установку пылеуловителей, воздухоохладителей, кондиционеров и отопителей.

На некоторых тракторах и строительных машинах обогрев кабин и вентиляцию предусматривают раздельно: теплота в кабину поступает от радиатора, а вытяжная вентиляция осуществляется вентилятором, установленным на крыше кабины.

Возможно отапливать кабины автономными отопителями.

В кабинах строительных кранов применяют панельно-лучистое отопление. В условиях запыленного наружного воздуха, при земляных работах применяют фильтровентиляционные установки или кондиционеры для кабин экскаваторов.

Фильтровентиляционная установка обеспечивает двухступенчатую очистку воздуха и подачу в кабину или наружного воздуха, или с частичной его рециркуляцией.

В теплый период года воздух охлаждается водой, а в холодный — нагревается электрокалорифером.

Также устанавливают фреоновые кондиционеры, охлаждающие воздух в кабине в теплый период года.

Для обеспечения поддержания требуемых параметров воздуха в кабинах машин кабины изолируются.

Предложения иностранных фирм по оборудованию строительных машин установками кондиционирования воздуха

Иностранные фирмы уже довольно давно занимаются оборудованием строительных машин установками кондиционирования воздуха [3, 4, 7].

Для транспортных средств, располагающих мощными источниками электрического тока, разработаны кондиционеры типа Compact cooler 4E; 5; 8; Nite cool nCc 100.

Кондиционеры работают за счет испарения воды, подаваемой из бака. Он имеет наружный блок, устанавливаемый на крыше кабины.

Потребляемая мощность — от 150 до 600 Вт, холодопроизводительность — от 1,6 до 8 кВт.

Автономный водяной кондиционер для грузовых автомобилей и строительных машин типа EBERCOOL.

Он оснащен водяным насосом, подающим воду из бака в цилиндрический испаритель, охлаждая воздух, подаваемый в кабину.

Остаток воды возвращается в бак.

Понижение температуры подаваемого в кабину воздуха — на 10 °С.

Достоинства и недостатки работающих и предлагаемых систем вентиляции и кондиционирования

К достоинствам работающих и предлагаемых систем вентиляции и кондиционирования относятся [11, 12]:

— использование в качестве источника энергии для систем СКВ (системы кондиционирования воздуха и вентиляции) привода от работающего двигателя;

— использование аккумуляторов специально для систем кондиционирования.

К недостаткам относится то, что:

— не все системы пригодны для работы в дорожных условиях;

— нет очистки от пыли и вредных газов при подаче воздуха в кабину водителя;

— охлаждение воздуха водой из бака в теплый период года может привести к размножению бактерий в теплой воде.

Разработка систем вентиляции и кондиционирования в кабинах дорожных машин

Разработка систем вентиляции и кондиционирования в кабинах дорожных машин — это необходимая работа инженеров, конструкторов, специалистов в области вентиляции и кондиционирования, безопасности жизнедеятельности и охраны труда [7].

В настоящее время для этой цели разработаны энергоёмкие аккумуляторы, позволяющие независимо от системы электрооборудования обеспечивать необходимой и постоянной энергией вентиляционное оборудование, предназначенное для кабин дорожных машин.

Разработка систем вентиляции и кондиционирования кабин дорожных машин, обеспечивающих следующие необходимые требования:

— воздухообмен требуемой температуры подаваемого воздуха для обеспечения температуры воздуха в кабине водителя 22 — 25 °С;

— очистку подаваемого воздуха от пыли и газов.

Работа с электромобилями

Сейчас уже во многих странах мира электромобиль уверенно вытесняет автомобили с ДВС. Электромобили экономичны, удобны, экологичны, сравнительно дешевы [1, 3, 4, 10].

В ХНАДУ уже давно разработаны и испытаны экологически чистые и энергосберегающие технологии на автомобильном транспорте.

Технические решения и разработки защищены 12 патентами, опубликованы в 2 монографиях и более 100 научных статьях. Авторами проекта — ректором д.т.н., профессором Ту-ренко А.Н., деканом факультета «Мехатрони-ка транспортных средств» к.т.н., профессором Левтеровым А.И., руководителем проекта д.т.н., профессором Бажиновым А.В., к.т.н., доцентом Смирновым О.П., к.т.н., доцентом Двадненко В.Я. и др. — созданы и разработаны опытные экземпляры электромобилей и гибридных автомобилей, которые прошли разносторонние испытания в реальных условиях их эксплуатации и показали отличные результаты [5, 6, 7, 8]. В качестве примера можно

представить конверсионный автомобиль на базе ЗАЗ-110550 «Таврия», который имеет возможность работать в трех режимах: электромобиля, гибридного автомобиля и обычного автомобиля.

В настоящий период времени факультетами «Мехатроника транспортных средств» и «Механический» (кафедры «Мехатроника», «Метрология и БЖД») ХНАДУ разрабатываются технические решения для кабин водителей по оборудованию в дорожных машинах систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудованию в этих машинах электрических тяг.

Работа с электромобилями позволит:

— организовать строительство зарядных станций аккумуляторных батарей;

— развернуть строительство автомастерских для автомобилей с электрооборудованием;

— переоборудование дорожных машин на электротягу.

При строительстве автомобильных дорог водители дорожных машин постоянно подвергаются воздействию вредных паров и газов аэрозолей асфальта, повышенной запыленности, превышающих ПДК уровней шума, вибрации, ионизирующих излучений, температурных колебаний, различным аспираторным видом заболеваний, воздействию микроорганизмов и многих других негативных факторов.

Основные пути снижения вредных воздействий на организм водителей дорожных машин следующие:

1) разработка (реконструкция) альтернативного транспорта — дорожных машин, работающих на электротяге;

2) создание (модификация) электросиловой установки (электропривод, система управления, источник энергии, система заряда, инвертор), которую возможно будет адаптировать для любого вида дорожной машины;

3) создание гибридных дорожных машин, работающих в режимах: электромашины, гибридной машины и обычной машины;

4) защита водителей дорожных машин от воздействий на них вредных паров и газов, шума, вибрации, повышенной запыленности, ионизирующего излучения, перепадов температур и т.д.;

5) оборудование кабин дорожных машин системами вентиляции и кондиционирования воздуха с целью создания благоприятных и безопасных условий работы водителей этих машин.

1. Амбарцумян В.В. Экологическая безопасность автомобильного транспорта /

B.В. Амбарцумян, В.Б. Носов, В.И. Тага-сов. — М.: ООО Издательство «Научтех-литиздат», 1999. — 208 с.

2. Аксенов ИЯ. Транспорт и охрана окружающей среды / ИЯ. Аксенов, В.И. Аксенов. — М.:Транспорт, 1986 — 176 с.

3. Бажинов А.В. Концепсия создания экологически чистого автомобиля / А.В. Бажинов, О.П. Смирнов // Вісник Східноукраїнського національного університету ім. Володимира Даля. — 2006. — №7. —

4. Богомолов В.А. Развитие новейших криогенных технологий для перспективных видов автомобильного транспорта / В.А. Богомолов, И.Н. Кудрявцев, А.И. Пятак и др. // Автомобильный транспорт.- 2004. -Вып.

12. — С. 67 — 59.

5. Баловнев В.И. Дорожно-строительные

машины и комплексы: учебник /

Г.В. Кустарев, Е.С. Локшин / под ред. В.И. Баловнева. — 2-е изд. перераб. и доп.

— Омск: СибАДИ, 2001. — 528 с.

6. Баловнев В.И. Многоцелевые дорожностроительные и технологические машины: учебное пособие / В.И. Баловнев.-

Омск — Москва: ОАО «Омский дом печати», 2006. — 320 с.

7. Богданов А.В. Улучшение параметров микроклимата в кабинах мобильных машин / А.В. Богданов // Безопасность жизнедеятельности. — 2009. — № 5. — С. 8 — 10.

8. Богданов А. В. Улучшение условий и охраны труда на основе использования оценочных показателей уровня безопасности работников / А.В. Богданов // Безопасность жизнедеятельности. — 2007. -№ 2. — С. 2 — 3.

9. Богомолов А.А. Теоретические основы соз-

дания машин.: учеб. пособие / А. А. Богомолов. — Белгород: Изд. БГТК, 2008. -194 с.

10. Богомолов А.А. Строительные и дорож-

ные машины: практикум / А.А. Богомолов, М. Д. Герасимов. — Белгород:

Изд. БГТУ, 2007. — 139 с.

11. Бочаров B.C. Основы качества и надежности строительных машин: учебник / B.C. Бочаров, Д.П. Волков. — М.: Машиностроение, 2003. — 254 с.

12. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху санитарной зоны: 12.01.005 — 88 (1991) ССБТ. — В замен ГОСТ 12.1.005-76, введен 29.09.1988. -М.: Изд-во стандартов, 1991. — 31 с.

Источник: cyberleninka.ru

40% дорожно-строительной техники – импортные и замещению не поддаются

Большинство дорожно-строительной техники в России либо импортная, либо имеет импортные составляющие, в том числе, программное обеспечение. И хотя в 2014 году были приняты правительственные документы по импортозамещению в области машиностроения, большинство распоряжений осталось исключительно на бумаге.

6 октября в рамках деловой программы II Международного строительного чемпионата в Казани прошла совместная сессия Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ) и Российского Союза строителей (РСС) на тему «Импортозамещение в строительной отрасли: новая реальность. Антикризисные меры и программы поддержки».

Об импортозамещении в части автодорожной техники, машин и механизмов рассказал председатель Комитета НОСТРОЙ по транспортному строительству Леонид Хвоинский.

Как следует из исторического экскурса Л.Хвоинского, в 1975 году в СССР выпускалось 6543 автогрейдера, 5525 катков, 51834 бульдозера. Этот уровень производства держался и в 80-е годы. Однако за 40 лет все изменилось – в 2021 году в России выпущено всего 870 автогрейдеров, 343 катка, 571 бульдозер, а некоторые виды техники не производятся в принципе.

Пока в Советском Союзе действовал «железный занавес», дороги страны строила отечественная техника – и о ее качестве, как и о качестве дорог можно рассказывать много легенд. С открытием границ у подрядчиков появилась возможность выбирать лучшую технику и технологию для выполнения работ. Крупные и успешные подрядчики сформировали парк надежных импортных машин и механизмов, в первую очередь, европейского и североамериканского производства, доля которых доходит во многих подрядных организациях до 80-90%, где наибольшая часть — WIRTGEN, Caterpillar, FAYAT и другие иностранные производители.

В 2014 году правительство России, следуя требованиям импортозамещения, приняло постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Надеясь на реализацию этой программы, производители дорожно-строительной техники и сами дорожные строители провели несколько мероприятий и обсудили перспективы своей работы.

Читайте также:  Роснедра разрешение на строительство частного дома

В ходе обсуждения машиностроителей и дорожников был выработан алгоритм создания новой техники. Ни один предприниматель не сможет, и не станет делать штучный товар, одну машину, которая будет конкурентоспособна по качеству и по цене массовому производству. А чтобы он начал работать над массовым производством, ему нужны гарантии того, что произведенная техника будет реализована и он получит определенную прибыль. К сожалению, привлечь внимание к вопросам развития отечественного дорожного машиностроения тогда не удалось.

В 2022 году, после начала спецоперации на Украине и в результате введения очередных экономических санкций против России прервались поставки новой дорожно-строительной техники и запасных частей к действующим машинам, прекратилось их сервисное обслуживание. Быстро восполнить отсутствие притока импортного оборудования можно за счет увеличения выпуска машин, которые продолжали производиться в нашей стране, таких, как катки и автогрейдеры и некоторых других. А как быть с техникой, которая не выпускается в России? Отечественное производство дорожных фрез, бетоноукладчиков, асфальтоукладчиков, специальных грузоподъемных кранов и другого современного оборудования полностью отсутствует, и надо искать пути его восполнения.

В апреле 2022 года состоялось совещание, организованное Департаментом строительства Правительства Российской Федерации. Были рассмотрены вопросы и даны поручения по определению потребностей в дорожно-строительной технике с учетом возможностей отечественной промышленности и определены задачи по созданию антикризисной программы. В рамках поставленных задач, на совещании, которое состоялось на базе Федерального автономного учреждения «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») в мае 2022 года, все заинтересованные стороны представили предложения для формирования Антикризисной программы поддержки строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, а также проанализировали потребности подрядных организаций в дорожно-строительной технике.

Как следует из проведенного анализа, общая потребность в дорожно-строительной технике и оборудовании на период 2023-2027 гг. составляет 38 162 ед., из них 15 265 ед. импортного производства. В процентом отношении 60% потребности приходится на долю продукции отечественного производства и 40% на долю импортной продукции.

На одном из Общественных советов при Федеральном дорожном агентстве поднималась тема создания Фонда развития дорожного машиностроения, который смог бы аккумулировать средства, координировать и гарантировать производителям оборудования закупку выпущенной ими техники. В этом случае должна появиться возможность для развития отечественного дорожного машиностроения в России, становление которого будет способствовать расширению научных исследований, развитию научных инженерных кадров.

В итоге были приняты решения о развитии параллельного импорта (Федеральный закон от 28.06.2022 № 213- ФЗ и Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506), а также о создании лизинговой компании «Автодор-Лизинг», в задачи которой входит обеспечение закупки дорожно-строительной техники, запасных частей и организация последующего сервисного обслуживания (решение Государственной компании «АВТОДОР»)

Также Леонид Хвоинский рассказал об организованной Минпромторгом и Ассоциацией «Росспецмаш» работе по выпуску Каталога российских производителей специализированной техники, который включает информацию о более чем 150 производителях такой техники и компонентов для отраслей машиностроения с указанием их контактных данных, перечня и фотографий выпускаемой продукции. Кроме того, Леонид Хвоинский озвучил предложение о создании Фонда дорожного машиностроения с участием Минтранса, Минпромторга и Росавтодора, а также программы приоритетной закупки техники отечественных производителей.

Отметим при этом, что в федеральном бюджете Российской Федерации на 2023 год расходы на строительство дорог сокращены на 26%.

Источник: www.vedomosti.ru

Что такое технический регламент Таможенного союза “Безопасность автомобильных дорог”

FAQ

Безопасность дорог в нашей стране давно считается национальной проблемой. Путей в России больше, чем в любом другом государстве мира. По сведениям ГИБДД МВД РФ, именно качество полотна влияет на показатели БДД, статистику ДТП.

Регламент по безопасности дорожного движения может в корне изменить ситуацию, так как еще во время проектирования строительства применяются обновленные стандарты безопасности.

Что такое – технический регламент

Определение одно. Документ, в котором обозначены требования к объектам по регулированию качества и соответствия, называется техрегламентом (ТР) Союза. Прописанные в нем правила и стандарты используются на территории Таможенного союза (ТС), участником которого является и Российская Федерация.

Все требования разрабатываются, утверждаются специальной экономической комиссией (ЕЭК). Они опираются на правовые акты и законодательные нормы, а значит, обязательны для исполнения.

Существуют российские ТР, которые обоснованы федеральными законами, действительны только на территории нашей страны. Они получают юридическую силу в РФ раньше, чем аналогичный документ ТС.

Кратко о работе Таможенного союза

Целью ТС является повышение экономического уровня стран-участников путем образования единой территории, на которой введены таможенные налоги, финансовые ограничения. То есть существует один тариф и меры, регулирующие торговлю с третьими странами.

ТС объединяет несколько государств, которые коллегиально планируют мероприятия в области пограничной политики. Между участниками отменяются таможенные сборы, но вводятся для других государств, не состоящих в союзе.

Что такое технический регламент Таможенного союза

Российское государство вместе с респуб-ликами Казахстан и Беларусь образовало ТС на основании договора от 6 октября 2007 года.

Открылись новые рынки сбыта товаров, сократилось количество таможенных процедур, снизились расходы на производство. Заметны изменения в строительстве новых автодорог. Введение ТР ТС помогло улучшить их состояние, повысить БДД.

Описание документа

Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» утверждает обязательные требования БДД к трассам, строительству полотна проезжей части. Правила обозначены на период проектирования, но также прописаны и на этапах презентации проекта, возведения, реставрации, ремонта.

В тексте указаны:

  • форма;
  • алгоритм оценки соответствия заявленным нормам.

В конце 2015 года ТР был дополнен изменениями, касающимися правил переоформления документации по проектам.

Детальная информация видна на видео:

Область применения

ТР ТС 014 о безопасности автомобильных дорог содержит правила, регламен-тирующие строительство трасс, с этапа разработки до утилизации.

Они относятся к:

  • дорогам общего пользования;
  • сырью, изделиям, нужным для конструкции;
  • автодорожным конструкциям;
  • обслуживанию, ремонту, обновлению и т.д.

Городские или сельские проезды, улицы не попадают в перечень, а значит, не должны отвечать основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения Союза.

ТР разработан на основе международных соглашений, нормативных актов стран-участников.

Технический регламент Таможенного союза

  • сохранность жизни, здоровья граждан;
  • обеспечение экологической безопасности, сбережение окружающей среды;
  • профилактическая работа с потребителями в области доверия.

Даже грамотное использование энергетических ресурсов, а также экономия является одним из показателей эффективной работы.

Определения

В требованиях по обеспечению безопасности дорожного движения есть список терминов. Они указаны в алфавитном порядке, имеют определения. Их наличие необходимо, чтобы устранить речевые барьеры, не допускать ошибок по общедоступным понятиям для стран-участников союза.

Требования безопасности

В статье третьей настоящего документа обозначен список нужд, необходимых для организации БДД, создания конструкций, их сооружения, техобслуживания с момента принятия проекта.

Суть состоит в следующем:

  1. При изысканиях дорог должны иметься в наличии документы, а также достоверные сведения топографов, инженеров, гидрологов, других специалистов о состоянии окружающей среды, доказывающие экологическую безопасность сооружений.
  2. Строительство должно производиться строго по разработкам проекта, по заданию, исходным сведениям заказчика.
  3. После того, как трасса построена, вспомогательные объекты и транспорт на ней должны быть демонтированы в срок, установленный в проекте.
  4. Перевозка грузов, пассажиров должна производиться с соблюдением условий БДД, прописанных в ТР.
  5. Знаки, светофоры, разметки устанавливаются на дороге по международным, региональным правилам.

В документе также обозначены условия установки рекламных стендов на обочине дорожного полотна, даны распоряжения по использованию строительного сырья.

Презумпция соответствия

Трассы и сооружения должны отвечать требованиям безопасности дорожного движения по международным или региональным правилам и нормам. Если они отсутствуют, то нужно обеспечивать соответствие государственным стандартам стран-участников Таможенного союза. Невыполнение несет последствия.

Оценка соответствия

Нюансов пару. Алгоритм, последовательность оценки описаны ст. 5 техрегламента ТС. Содержание объясняет порядок экспертизы инженерных исследований, докумен-тации проекта.

Контролирует сооружение, ремонт, обновление заказчик или юридическое лицо, ответственное за этот процесс.

Результаты, нарушения должны быть документально оформлены. Исследование сырья для строительства проходит в лабораториях по проверке качества, установленного регламентом.

Декларации и сертификаты соответствия имеют одинаковую законную силу и считаются правомерными на территории ЕАС.

Образец сертификата качества и соответствия можно увидеть здесь.

Защитительная оговорка

Зачем нужен технический регламент Таможенного союза

Если требования ТР ТС не выполнены или есть несоответствие заявленным стандартам, то это послужит основанием для применения статьи безопасности.

Если качество не соответствует нормам, то продукция должна быть снята с производства сразу после проведения инспекции и выяв-ления недостатков органом власти страны, в которой она выпускалась.

Факт подтверждается с помощью документов и представляется комиссией с приложением доказательств. Решение принимается в течении пары дней.

Перечень дорожно-строительных материалов, подлежащих подтверждению соответствия

ТР ТС Безопасность автомобильных дорог содержит список материалов, используемых в строительстве, который размещен в приложении №1 основного положения. Название сырья для сооружения дорог имеет соответствующую применению кодировку по ТН ВЭД ТС.

  • песок дробленый или природный;
  • битум;
  • щебень и гравий, добытый из природных пород;
  • минеральный порошок;
  • цемент.

Также она включает материал, используемый в нанесении дорожной разметки.

Перечень изделий

Должны быть сертифицированы и подлежат соответствию составные части, которые используются для организации БДД. Они, как и сырье для строительства, имеют свою кодировку.

К ним относятся:

  • светофоры, знаки и ограждения;
  • информационные табло;
  • сигнальные столбики, тумбы и светоотражатели;
  • водопропускные трубы;
  • плиты из железобетона;
  • дренажная система;
  • монтажные опоры;
  • фонари для постоянного освещения.

Места установки изделий на трассе выбираются так, чтобы не нарушать регламент безопасности. Правила, по которым это делать можно, прописаны в актах по безопасности международного или федерального значения.

Основные требования по обеспечению БДД

Их пару. Статьей 20 ФЗ от 10.12. 1995 года обозначены требования по обеспечению БДД, предъявляемые к юридическим и физическим лицам. Последняя редакция ФЗ №398 от 30.10.2018 года.

Для юридических лиц

За что отвечает технический регламент Таможенного союза

Большие предприятия, компании, органи-зации, административно контролируемые и использующие транспортные средства грузового или пассажирского назначения, обязаны:

  • следить за тем, чтобы работа была организована по ПДД, с соблюдением порядка труда и отдыха водителей, проводить для них медицинский осмотр перед выходом на маршрут;
  • обеспечивать стоянку для принадлежащих им ТС;
  • вовремя проводить ТО автомобилей, согласно установленным законом срокам;
  • инициировать курсы для повышения квалификации водителей и сотрудников, работающих над организацией движения;
  • соблюдать стандарты перевозок;
  • следить за соответствием сотрудников и водителей квалификационным характеристикам, обозначенным законодательно.

Полный перечень обязательств можно увидеть здесь.

Для физических лиц

Водители, перевозящие грузы, а также пассажиров обязаны:

  • в случае ДТП с участием собственного авто анализировать и выявлять причины происшедшего;
  • следить за техническим состоянием машины и не эксплуатировать ее при наличии недостатков или поломок (следует руководствоваться законодательством РФ и требованиями международных договоров);
  • соблюдать нормы, регулирующие время труда и отдыха;
  • своевременно проводить ТО;
  • соблюдать требования по перевозкам, прописанные законодательством.

При этом в автомобиле всегда должен быть установлен тахограф.

Выводы

Строительство дорог в России, согласно ТР ТС 014, не только улучшило качество полотна, но и повысило ответственность за соблюдение организации БДД у тех, кто занимается разработками, проектами, реставрацией, строительством дорожных объектов.

Вся работа по изготовлению изделий, использованию материала, должна отвечать нормам, установленным регламентом. Это важно для участников движения (как водителей, так и пешеходов), ведь речь идет о сохранности их жизни, здоровья.

Источник: avtobddinfo.ru

Рейтинг
Загрузка ...