Безопасность в капитальном строительстве

О строительном контроле и проведении в его рамках мониторинга технического состояния зданий и сооружений рассказал в интервью нашему корреспонденту Н. П.Четверик, руководитель подкомитета по техническому регулированию комитета инновационных технологий в строительстве НОСТРОЙ, член комитета по техническому регулированию и стандартизации НОП, член SOVAC при РСПП, член-корреспондент ВАН КБ.

— Николай Павлович, как Вы оцениваете последние тенденции в сфере организации деятельности участников стройкомплекса России?

— Наше государство идет по пути разгосударствления своих функций и перевода их в формат саморегулирования. По логико-вероятностному прогнозу, следующим шагом по пути разгосударствления в области строительства и реконструкции объектов капитального строительства станет замена процедур государственного строительного надзора как государственной функции процедурами независимого строительного контроля как негосударственной функции, осуществляемой самими саморегулируемыми организациями (СРО). Готовы ли СРО осуществлять контроль над деятельностью своих партнеров в той мере и в той степени, как это происходит при реализации государственного строительного надзора? Время покажет, насколько эффективен институт саморегулирования при осуществлении строительного контроля.

Безопасность объектов строительства в РТ

Введение процедур саморегулирования в области инженерных изысканий, строительного и технологического проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта в Российской Федерации было объективной необходимостью в связи отсутствием важнейшего механизма в строительном процессе — ответственности строительных организаций за выполнение требований к видам работ, которые обеспечивают безопасность объектов капитального строительства.

Работа института саморегулирования при частичном сохранении государственного регулирования позволяет решать многие проблемы строительной отрасли на основе федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На практике реализуется эффективная модель сочетания государственного регулирования с процедурами саморегулирования. Настоящая модель позволяет сделать строительный рынок прозрачным и понятным для потребителей, очистить его от ненадлежащих и недобросовестных участников.

Градостроительный кодекс Российской Федерации положил начало процессу регулирования таких этапов жизненного цикла здания и сооружения, как инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства. Принятие Федерального закона № 384 от 30 декабря2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» позволило развить принципы регулирования всех этапов жизненного цикла зданий и сооружений — от процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и эксплуатации до консервации (утилизации, сноса).

— Насколько эффективны инициативы, призванные повысить качество строительного надзора?

Охрана труда. Видеолекция

— Государственный строительный надзор осуществляется в Российской Федерации на основе Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 54 от 1 февраля2006 г. «О государственном строительном надзоре»: а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы; б) при реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ.

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее — Подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации.

Строительный контроль осуществляется на основании ст. 53 Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 468 от 21 июня2010 г. «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее — Порядок проведения строительного контроля).

Строительному сообществу необходимо, на самом деле, грамотно и правильно реализовать на практике ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, усилив настоящий нормативно-правовой акт подзаконными нормативно-техническими документами, позволяющими проводить его более конкретно.

Усиление строительного контроля параллельно с разгосударствлением функций по государственному строительному надзору позволит снять излишние административные барьеры.

Не дожидаясь федеральных норм и отвечая на запросы многочисленных организаций, работающих в настоящем направлении, ОАО НТЦ «Безопасность в промышленности» в рамках Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве подготовило и выпустило Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-03-2009) и Методику проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-04-2009), которые приняты Решением наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия № 30-БНС от 20 июля2009 г. Позже вышла вторая редакция вышеуказанных норм в сборнике «Строительный контроль». Сейчас готовится к печати Методическое пособие «Безопасность строительства и осуществление строительного контроля». Методическое пособие разработано для учебных заведений, саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства (в частности, студентов, преподавателей, слушателей и экспертов по строительному контролю) в порядке информации о реализации требований федерального законодательства в области строительного контроля. В настоящем Методическом пособии в целях улучшения качества подготовки и повышения уровня знаний представлены вопросы (с ответами) по строительному контролю и

последняя информация по вопросам строительного контроля, обозначены цели и задачи строительного контроля, содержатся требования к строительному контролю, дана исполнительная документация и порядок проведения строительного контроля. Также здесь представлены технические правила, контролируемые параметры и нормируемые допуски, которые должны соблюдаться при выполнении работ.

Строительный контроль является многоуровневой интегрированной системой и включает в себя ряд мероприятий и процедур, обязательных для выполнения на всех этапах (стадиях) строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства, в частности: строительный контроль застройщика (заказчика), лабораторный контроль, геодезический контроль, производственный контроль, контроль инженерных изысканий и авторский надзор.

На особо опасных, технологически сложных и уникальных объектах капитального строительства строительный контроль, как правило, ведется инспекционными организациями, аккредитованными в Единой системе оценки соответствия.

— Как на практике организован строительный контроль?

— Строительный контроль может по решению застройщика (заказчика) проводиться посредством мониторинга технического состояния зданий и сооружений, отдельных конструкций и конструкционных систем, а также окружающей застройки и экологической обстановки. Представитель организации, ведущей строительный контроль, отслеживает своевременное оформление разрешительной документации на строительство и подготовительные работы, контролирует вынос границ отвода земельного участка под строительство, участвует в проверке и приемке детальной разбивки осей зданий, инженерных сетей и коммуникаций, отслеживает поступление и контролирует качество проектно-сметной документации, постоянно проверяет ход и качество строительно-монтажных работ, качество строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций, наличие паспортов, результатов лабораторных анализов и испытаний, требует от лиц, выполняющих строительные работы, своевременного и правильного ведения и оформления производственно-технической и исполнительной документации, ведения общего и специальных журналов производства работ; наконец, представитель контролирующей организации рассматривает текущие вопросы по строительному контролю и подготавливает документацию к сдаче объекта в эксплуатацию.

Лабораторный контроль выполняют испытательные (строительные) лаборатории предприятий, осуществляющих строительство, либо испытательные (строительные) лаборатории подрядных организаций.

Геодезический контроль осуществляется посредством проведения геодезических работ, в том числе инструментального контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

Производственный контроль включает входной контроль проектно-сметной документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций, приемочный контроль строительно-монтажных работ. При входном контроле проектно-сметной документации производится проверка ее комплектности и достаточности содержащейся в ней технической информации для производства работ.

Строительные материалы, конструкции, изделия и оборудование, поступающие на объект капитального строительства, должны проходить входной контроль на соответствие требованиям проектной документации, стандартам, техническим условиям, паспортам, сертификатам, подтверждающим качество и изготовление, а также на соблюдение правил разгрузки и хранения. При необходимости материалы и изделия проходят испытания в испытательной лаборатории предприятий, осуществляющих строительство, либо в испытательной лаборатории специализированных независимых подрядных организаций.

Операционный контроль должен осуществляться в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций. Он должен обеспечивать своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, а также принятие мер по их устранению и предупреждению. Контроль проводится в соответствии со схемами операционного контроля на выполнение соответствующего вида работ.

Приемочный контроль проводится при завершении скрытых и других видов работ, при готовности ответственных конструкций в процессе строительства и подготовке объекта капитального строительства к сдаче в эксплуатацию. Приемочный контроль проводит предприятие, осуществляющее строительство, застройщик (заказчик), а также привлеченный по инициативе застройщика (заказчика) разработчик проектной документации.

При выполнении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал авторского надзора за строительством, который составляется проектировщиком и передается застройщику (заказчику). Основные обязанности организации, осуществляющей авторский надзор, заключаются в проведении выборочной проверки соответствия выполняемых работ рабочей документации и требованиям технических регламентов, выборочного контроля качества и технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций, выполнения монтажа технологического и инженерного оборудования, своевременного решения вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию, информирования заказчика (застройщика) о несвоевременном и некачественном выполнении предприятием, осуществляющим строительство, указаний специалистов авторского надзора для принятия оперативных мер по устранению выявленных нарушений требований технических регламентов и отступлений от рабочей документации.

— Какую роль Вы отводите мониторингу состояния строительных объектов?

— Мониторинг технического состояния зданий и сооружений, отдельных конструкций и конструкционных систем проводится в соответствии с нормативно-техническими документами. Он представляет собой систему наблюдений и контроля. Для своевременного, на ранней стадии, обнаружения негативного изменения напряженно-деформационного состояния конструкций и грунтов основания, которые могут повлечь переход объекта строительства, реконструкции или капитального ремонта в аварийное состояние, мониторинг проводится по определенной программе.

Система мониторинга технического состояния развертывается на объекте капитального строительства для проведения сбора информации по напряженно-деформированному состоянию строительных конструкций во временном диспетчерском пункте и продолжает работать на этапе эксплуатации для осуществления сбора информации о напряженно-деформированном состоянии строительных конструкций в диспетчерском пункте объекта с возможностью передачи информации в соответствующие службы.

Ответственность организаций, осуществляющих строительный контроль, должна быть застрахована на основе независимой оценки рисков. В целях обеспечения оптимального взаимодействия лиц, осуществляющих строительство, с органами государственного строительного надзора целесообразно в договорах между застройщиками и организациями, осуществляющими строительный контроль, включать обязанность последних представлять интересы застройщиков перед органами государственного строительного надзора, а также предоставлять всю необходимую информацию о ходе проведения строительного контроля органам государственного строительного надзора.

В рамках СРО в ближайшее время необходимо реализовать ряд мер, направленных на повышение управляемости строительного комплекса и его эффективности в целом. Во-первых, в целях улучшения контроля качества строительства и строительных материалов необходимо предусмотреть создание системы независимого строительного контроля, проводимого структурами СРО на базе мониторинга технического состояния зданий и сооружений.

Читайте также:  Конвертовка в строительстве что это такое

В рамках строительного контроля независимые специализированные организации, имеющие допуск на рынок от СРО, должны взять на себя проведение всего комплекса мероприятий по строительному контролю.

Используя успешный опыт развитых стран (например, в Германии основной организацией, работающей в данной сфере, с1872 г. является TÜV Rheinland Group), необходимо создать независимую систему строительного контроля, существующую на основе принципов сохранения положительной репутации и страхования ответственности.

Внедрение механизмов независимого строительного контроля не потребует дополнительного финансирования строительства. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №87 от 16.02.2008 г. «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» в сводный сметный расчет стоимости строительства должен включаться раздел «Строительный контроль». Поскольку договоры на осуществление независимого строительного контроля будут заключаться между заказчиками-застройщиками и организациями строительного контроля СРО напрямую, в смету подрядчика такие расходы включаться не будут.

Таким образом, без увеличения затрат на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт значительно возрастет уровень безопасности и качества строительства.

— В решении каких вопросов более активное участие может и должно принять государство?

— Задача государства — отрегулировать процесс взаимодействия всех участников рынка услуг в сфере строительного производства, установив при этом баланс интересов потребителей и исполнителей данного вила услуг. Необходимы соответствующие нормативно-правовые документы, а также действенный механизм контроля над их соблюдением. Необходимо повысить ответственность субъектов саморегулирования, усилить их заинтересованность в конечных результатах своей деятельности, создать механизмы выявления недобросовестных, неквалифицированных строительных компаний и удаления их с рынка строительных услуг. И в этой части необходим подзаконный акт по строительному контролю — Свод правил «Строительный контроль» (СП «Строительный контроль»).

Национальному объединению строителей необходимо в максимально короткие сроки разработать и принять стандарт «СТО НОСТРОЙ “Строительный контроль”».

Мы должны подготовить его не на основе видов работ согласно Приказу Минрегиона, а на основе многоуровневой интегрированной процедуры, включающей в себя: строительный контроль застройщика (заказчика) либо строительный контроль, привлекаемый застройщиком или заказчиком на основании договора юридического лица или индивидуального предпринимателя на основе договора; лабораторный контроль, геодезический контроль, производственный контроль, авторский надзор в составе строительного контроля, контроль по вопросам инженерных изысканий. И все эти функции должны быть прописаны очень емко и актуально. В рамках таких документов необходимо прописать входной и операционный контроль строительных материалов, изделий и конструкций; мониторинг технического состояния зданий и сооружений, строительно-техническую экспертизу и строительные риски; применение современных информационных технологий в строительном контроле — как основные разделы настоящего документа. Одним из разделов, конечно же, должен быть порядок проведения строительного контроля при осуществлении конкретных видов работ, в том числе на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.

Всем заинтересованным коллегам рекомендую ознакомиться с проектом Пособия, которое может послужить теорией для разработки СП и «СТО НОСТРОЙ “Строительный контроль”».

Строительный контроль и проведение в его рамках мониторинга технического состояния зданий и сооружений должны стать основой системы комплексной безопасности в строительстве.

Источник: stroyprofile.com

Правовые отношения при обеспечении безопасности объектов капитального строительства Текст научной статьи по специальности «Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мхитарян Ю. И.

Правовые аспекты управления безопасностью на объектах капитального строительства единой сети электросвязи РФ

Повышение квалификации как фактор обеспечения компетентности персонала при строительстве телекоммуникационных объектов и сооружений связи

Текст научной работы на тему «Правовые отношения при обеспечении безопасности объектов капитального строительства»

при обеспечении безопасности объектов капитального строительства

В XXI веке в России формируется новое правовое пространство в условиях изменения конституционноправовых основ, социальных и экономических преобразований, кардинальных трансформаций сложившейся системы управления и системы ценностей. Конституционные положения и законодательство современного общества реализуют важнейшие постулаты цивилизации — государство существует для человека, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства [1].

В этих исторических условиях для успешного развития страны особое значение приобретает понимание закономерностей развития экономики, общества и основополагающих положений права, экономики.

Конституционные основы современного государства определяют экономические и социально значимые функции государства. Вот почему многими статьями Конституции Российской Федерации устанавливаются функции государства, подчиненные главной цели цивилизации — охране и содействию реализации прав и свобод человека.

Для XXI века характерно усиление процессов глобализации мировой экономики, изменение подходов к обеспечению национальной, государственной безопасности, а также повышение значения конкурентоспособ-

генеральный директор НП СРО «СтройСвязьТелеком», председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий Национального объединения строителей,д.э.н., академик МАИ, МАКТ

ности экономик и безопасности уже не в рамках национальных, государственных границ, а в масштабе всей мировой системы.

Безопасность экономики современного государства зависит от множества факторов, в том числе от безопасности объектов капитального строительства. Необходимо отметить, что в правовом пространстве до настоящего времени не раскрыто понятие «безопасность объектов капитального строительства» [2, 3]. Вместе с тем это одно из основных понятий, широко применяемых в нормативно-правовых актах. И, конечно, область знаний, связанная с деятельностью по обеспечению безопасности, развитием территорий, отраслей, градостроительной деятельностью, не может претендовать на какую-либо завершенность и полноту, если она не располагает четкими определениями, в данном случае, четким определением понятия «безопасность объектов капитального строительства».

Содержание понятия «безопасность»

В словаре русского языка «безопасность» определяется как положение, при котором кому-либо, чему-либо не угрожает опасность [4].

Таблица 1. Содержание понятия «безопасность», трактуемое прикладными дисциплинами

Варианты содержания понятия Прикладное применение

Свойство не допускать ситуаций Ситуаций, опасных для людей, окружающей среды

Способность системы функционировать Выполнять заданные функции

Состояние отсутствия аварий Отсутствие происшествий при выполнении заданных функций

Условие, обеспечивающее деятельность Условия, обеспечивающие достижение чего-либо без угрозы кому-либо, чему-либо

Система обеспечивающих мероприятий Система мер, обеспечивающих достижение без угроз кому-либо, чему-либо

В прикладных дисциплинах, как правило, раскрывается одна из граней «безопасности». Так, «безопасность» в теории надежности — это свойство объекта не допускать ситуаций, опасных для людей, окружающей среды, или способность системы функционировать, не переходя в опасные состояния, угрожающие для кого-либо, наносящие ущерб чему-либо.

Пожарная безопасность — состояние объекта, исключающее возможность пожара, а в случае его возникновения — предотвращение воздействия опасных факторов пожара и обеспечение защиты [5].

Безопасность труда — состояние условий труда, исключающее воздействие на работников опасных и вредных производственных факторов [6].

Безопасность производственного оборудования -свойство производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией [6].

Безопасность производственного процесса -свойство производственного процесса соответствовать требованиям безопасности труда при проведении его в условиях, установленных нормативно-технической документацией [6].

Безопасность как условие, обеспечивающее деятельность. Например, безопасность полетов является условием, обеспечивающим полеты летательных аппаратов без угрозы для экипажа, пассажиров и самого летательного аппарата, а также для населения и наземных сооружений.

Безопасность рассматривается и как система мероприятий. Так, электробезопасность — система организационных и технических мероприятий, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества [7].

По содержанию «безопасность» — емкое, многогранное понятие, а его вышеприведенные определения отражают отдельные аспекты применительно к конкретным

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в прикладном плане безопасность объекта — это способность объекта, системы выполнять заданные функции, обеспечивая отсутствие состояния аварий, недопущение ситуаций, опасных для людей, окружающей среды, постоянно реализуя систему мероприятий и условий, позволяющих осуществлять деятельность без угроз для людей, окружающей среды.

Теперь рассмотрим, как раскрывается понятие «безопасность» в действующем законодательстве. Все встречающиеся в законодательстве определения понятия «безопасность» приведены в табл. 2.

Безопасность объектов капитального строительства

«Безопасность объектов капитального строительства» — это состояние и свойства «объекта капитального строительства (здания, сооружения, строения, объектов, строительство которых не завершено)», позволяющие выполнять заданную функцию, не допуская аварий, ситуаций, опасных для жизни и деятельности людей, окружающей среды, объекта капитального строительства, обеспечивая реализацию на постоянной основе системы мер и условий их предотвращения. Безопасность объекта капитального строитель-

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Таблица 2. Содержание понятия «безопасность» в соответствии с действующим законодательством

Название закона, нормативно-правового документа Определение содержания

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 г. № 117-ФЗ Безопасность гидротехнических сооружений — свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечить защиту жизни, здоровья и законные интересы людей, окружающей среды и хозяйственных объектов

Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта (ТР ТС 003/2011). Принят Постановлением Правительства РФ от 15.07.10 г. № 525 (вступает в силу с 26.07.13 г.) Безопасность инфраструктуры железнодорожного транспорта — состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных, растений

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 09.09.2000 г. № Пр-1895 Информационная безопасность РФ — состояние защищенности ее национальных интересов в информационной среде, определяющихся совокупностью интересов личности, общества и государства

ГОСТ Р 53114-2008 «Информационная безопасность организаций» Информационная безопасность организации — состояние защищенности интересов организации в условиях угроз в информационной сфере

ГОСТ Р 53110-2008 «Система обеспечения информационной безопасности сети связи общего пользования. Общие положения» Информационная безопасность сети электросвязи — способность сети электросвязи противостоять преднамеренным и непреднамеренным дестабилизирующим воздействиям (угрозам безопасности) на входящие в состав сети средства и линии связи в процессе приема, передачи, обработки и хранения информации, что может привести к ухудшению качества услуг, предоставляемых сетью электросвязи

Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления. Утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 870 Понятие «безопасность» не раскрывается

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ Промышленная безопасность опасных производственных объектов -состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий

Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ Механическая безопасность — состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части

ства должна обеспечиваться на всех этапах его жизненного цикла — от начального этапа создания объекта капитального строительства до завершающего этапа его утилизации.

Объекты капитального строительства имеют большое значение во всех сферах экономики: в промышленности, транспортной сфере, энергетике, инфоком-муникациях, социальной сфере, сельском хозяйстве и т.д. С безопасностью объектов капитального строительства участники рынка сталкиваются при вводе в действие новых фондов, а также при реконструкции, расширении, ремонте и техническом перевооружении действующих объектов.

Читайте также:  Ипотека на участок и строительство дома порядок действия

Правовые отношения обеспечения безопасности должны учитывать его многоцелевую направленность, изменение координат конституционной осно-

вы правового поля в сторону подчинения интересов государства интересам человека, гражданина, выполнения обязанностей государства перед ним, охраны и содействия реализации прав и свобод человека.

Гарантия обеспечения безопасности человека и гражданина стала одной из главных целей современного государства, основополагающим принципом развития законодательных норм. Это закономерный процесс социального, культурного, экономического и правового развития общества и государства.

Обеспечение безопасности объектов капитального строительства позволяет выполнять данную функцию, не допуская аварий, ситуаций, опасных для жизни и деятельности людей, окружающей среды, самого объекта капитального строительства, обеспечивать реализацию на по-

РЕГУЛИРОВАНИЕ Ив САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

стоянной основе системы мер и условий для их предотвращения.

Правовые отношения при обеспечении безопасности объектов капитального строительства определяют права и обязанности участников рынка в сферах изыскания, проектирования, строительства, эксплуатации, утилизации объектов капитального строительства.

Деятельность в этих сферах осуществляется с учетом необходимости обеспечения безопасности объектов капитального строительства. В Градостроительном кодексе РФ виды работ по изысканию, проектированию, строительству, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, осуществляются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегули-руемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Организации и индивидуальные предприниматели, чья деятельность соответствует минимальным требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, получают свидетельство о допуске к заявленным работам. Правовые отношения, получившие свое развитие за счет широкого применения в стройкомплексе практики саморегулирования, — хорошая практика применения в правовом пространстве принципа, обеспечивающего со стороны государства гарантию безопасности для человека и гражданина. Они соответствуют процессам становления цивилизованного государства и проявления заботы о человеке и окружающем его мире.

В строительстве выполнение общестроительных, строительно-монтажных, пусконаладочных работ, строительного контроля, работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта осуществляется только индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, подтвердившими способность выполнять эти работы без причинения вреда, нарушения безопасности объектов капитального строительства.

Но здесь возникает проблема: как определить работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства? Раскрытие содержания понятия «безопасность объектов капитального строительства» помогает ее решить. Это:

=> работы, влияющие на состояние объектов капитального строительства, выполнение установленных для них функций;

=> работы, выполнение которых может привести к аварии, ситуации, опасной для жизни и деятельности людей, окружающей среды, культурного наследия.

И в данной связи главное — обеспечить реализацию на постоянной основе системы мер и условий для предотвращения аварий, опасных ситуаций. Именно эти задачи должны решаться саморегулируемыми организациями, одна из основных целей которых -предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Одно из назначений саморегулируемых организаций состоит в обеспечении реализации на постоянной основе системы мер и условий для предотвращения аварий и опасных ситуаций.

Однако такой подход, в полной мере соответствующий принципам цивилизованного общества и государства, не всем понятен и не всех устраивает. Под видом заботы о свободе для предпринимательства не прекращаются попытки дать неадекватную оценку происходящим в правовом пространстве изменениям, свести на нет вопросы обеспечения безопасности, поставить интересы бизнеса над интересами человека, гражданина, интересы получения прибавочной стоимости — над сформировавшимися общественными ценностями.

Такие попытки должны быть адекватно оценены обществом и государством. Любые попытки снизить уровень решения вопросов обеспечения безопасности ослабляют безопасность и снижают конкурентоспособность нашей страны, ее экономики.

1. В современных условиях развития мировой экономики особое значение приобретает развитие правовых отношений при обеспечении безопасности. Гарантия обеспечения безопасности человека и гражданина стала одной из главных целей современного государства и основополагающим принципом развития законодательных норм.

3. Предлагается следующее определение «безопасности объектов капитального строительства»: состояние объекта капитального строительства, позволяющее выполнять установленные для него функции, не допуская аварий, ситуаций, опасных для жизни и деятельности

людей, окружающей среды, самого объекта капитального строительства, обеспечивая на постоянной основе систему мер и условий их осуществления.

4. В настоящее время в законодательной сфере отсутствует критерий, позволяющий определить работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства.

5. Для определения работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, в качестве критерия предлагается использовать наличие у выполняемой работы свойства влиять на состояние объекта капитального строительства, выполнение установленных для него функций, приводить к аварии, ситуации, опасной для жизни и деятельности людей, окружающей среды, культурного наследия.

6. Деятельность саморегулируемых организаций должна быть направлена на:

=> предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, объектам культурного наследия, состоянию объектов капитального строительства, выполнению ими заданных функций;

=> предупреждение аварий, ситуаций, опасных для жизни и деятельности людей, состояния окружающей среды, культурного наследия, функционирования объектов капитального строительства.

7. Безопасность объектов капитального строительства должна обеспечиваться на всех стадиях его жизненного цикла: изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, утилизации. ■

1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.).

2. Градостроительный Кодекс 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.

3. Единый строительный терминологический словарь. М.2012: НОСТРОЙ, 502 с.

4. Словарь русского языка: в 4-х т./АН СССР, Институт русского языка, под ред.А.П. Евгеньевой, 3-е изд. стереотипное. М.: Русский язык, 1985. Т. 1. С. 696.

5. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования. ГОСТ 12.1-004-91.

6. ГОСТ 12.0.002-80 Межгосударственный стандарт «Система стандартов безопасности труда. Термины и определения».

7. ГОСТ 12.1.019-79 «ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты».

НОВОСТИ -> NEWS -» НОВОСТИ -> NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS

Подготовленный в НП СРО «СтройСвязьТелеком» комплект научно-методической документации получил высокую оценку

Полученный от Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) отзыв подтвердил научно-практическую значимость разработанных НП СРО «СтройСвязьТелеком» в 2012 г. научно-методических документов.

В 2012 г. НП СРО «СтройСвязьТелеком» разработан комплект научно-методических документов для обеспечения деятельности членов саморегулируе-мой организации в области строительства телекоммуникаций.

Данные документы не только констатируют и описывают сложившиеся правоотношения в сфере организации строительства сооружений и средств связи, но и предлагают научно обоснованные варианты дальнейшего эффективного развития отношений системы саморегулирования.

Полученный отзыв свидетельствует, что «все документы выполнены на высоком научно-методическом и профессиональном уровне, обладают научной значимостью содержания и впервые проведенных прикладных разработок, содержат в себе основополагающие методологические подходы к организации и не-

посредственному осуществлению деятельности в сфере саморегулирования организаций применительно к деятельности в сфере строительства сооружений и средств связи».

По мнению декана факультета экономики и управления МТУСИ, зав. кафедрой «Экономика связи», д.э.н., профессора Т.А. Кузовковой, «практическая значимость проведенных работ не вызывает никаких сомнений. Достоинством представленных документов является то, что они имеют эволюционный характер и подготовлены с учетом возможности их дальнейшего развития в соответствии с изменяющимися внешней и внутренней средой деятельности в рыночных условиях, нормативноправовым полем».

Применение данных методических рекомендации и использование указанных документов в своей работе позволит субъектам строительной сферы деятельности повысить эффективность управленческих решений, не допустить нарушений действующего законодательства и получить представление о путях дальнейшего развития отрасли, обеспечить более высокий уровень управления, контроля и ответственности за принимаемые решения. ■

Источник: cyberleninka.ru

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Чтобы успешно сдать экзамен и получить документы установленного образца по направлению «Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта», слушатели Центра Оценки Квалификации и Обучения №1 изучают дисциплины, которые входят в Программу в объеме, предусмотренном учебным планом.

Сервис для специалистов по охране труда, который поможет сократить издержки на охрану труда, вовремя и качественно провести обучение, инструктаж и медосмотр. Работает онлайн.

Ахмадуллин Евгений

Опыт преподавания более 9 лет, практический опыт по промышленному альпинизму 19 лет

Ахмадуллин Евгений

Березин Игорь

Опыт работы специалистом более 30 лет. 8 лет работы техническим инспектором труда Министерства оборонной промышленности. Написано более 12 статей

Березин Игорь

Зеленкова Лариса

Опыт преподавания 40 лет, кандидат технических наук, более 15 статей в области электробезопасности

Зеленкова Лариса

Топильская Нурия

Опыт преподавания более 10 лет, педагог профессионального обучения

Топильская Нурия

Черняева Татьяна

Опыт работы 5 лет , ведение 7 компаний, 11 расследованных несчастных случаев

Черняева Татьяна

Выдачу документов установленного образца, соответствующих законодательству РФ

Удобное дистанционное обучение без отрыва от работы с видеолекциями и тестами

Участие в процессе обучения специалистов
и преподавателей высшей категории

Простоту и открытость на всех этапах сотрудничества. Звоните, или заезжайте на кофе

Поддержку в обучении от старта и до выдачи документов. Всегда!

Гибкую ценовую
политику
и индивидуальные условия сотрудничества

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Мы — современные, молодые и амбициозные. Более 5000 человек ежегодно повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку в нашей компании. Мы дорожим репутацией и разделяем корпоративные принципы наших клиентов

Проектов, в области аутсорсинга
охраны труда, управления рисками,
разработки и внедрения СУПР
ежегодно

Источник: coko1.ru

Безопасность объекта капитального строительства

Контроль и надзор за безопасностью объектов капитального строительства осуществляют государственные, муниципальные и коммерческие организации, уполномоченные для проведения этой деятельности. К ним относятся государственный строительный надзор, застройщики, технические заказчики, подрядчики, эксплуатирующие организации. Деятельность этих организаций регламентирована соответствующими нормативными правовыми актами, но, несмотря на это, количество аварий в строительстве из года в год растёт. Возникает вопрос: почему?

Практика строительства и эксплуатации объектов показывает, что абсолютно безопасных объектов капитального строительства в природе не существует. Каждый объект несет в себе тот или иной риск возникновения аварии как при строительстве, так и при эксплуатации, связанный с гибелью людей или причинением вреда их здоровью, а также причинением вреда имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде.

Безопасности строительства были посвящены слушания в Государственной Думе РФ, которые проходили на тему: «Законодательное регулирование обеспечения безопасности зданий и сооружений: проблемы и основные направления совершенствования».

Так почему же количество аварий в строительстве за последние годы не уменьшается, а растёт? Ответить однозначно на этот вопрос сложно.

В настоящей статье предлагаются возможные варианты действий по повышению уровня безопасности объектов капитального строительства.

К ним могут относиться следующие мероприятия:

1. Для повышения уровня безопасности объектов капитального строительства необходимо в первую очередь законодательно повысить степень ответственности предприятий и организаций, точнее, работающих в них должностных лиц, за безопасность объектов капитального строительства.

Аварии зданий и сооружений могут происходить на любой стадии жизненного цикла объекта капитального строительства.

Среди основных причин необходимо назвать следующие:

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Читайте также:  Как сделать 3 д принтер для строительства домов

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

• низкое качество проектно-изыскательских работ;
• низкое качество применяемых строительных материалов, изделий и конструкций;
• низкое качество организации строительства и выполнения строительно-монтажных работ;
• нарушение правил технической эксплуатации зданий и сооружений.

Основные вопросы правового регулирования обеспечения безопасности зданий и сооружений решены в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Ответственность и меры воздействия за нарушение требований по обеспечению безопасности зданий и сооружений регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Анализируя названные документы, можно констатировать, что на сегодняшний день установлена недопустимо малая доля компенсации со стороны застройщиков и подрядчиков за нанесение вреда жизни или здоровью человека, а вопросы ответственности за надлежащую эксплуатацию зданий и сооружений вообще остаются за рамками правого регулирования. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов влечет за собой наложение административного штрафа: на граждан – в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В то же время в Европе в соответствии с Директивой Совета 85/374/ЕС «По сближению законов, правил и административных актов государств – членов Европейского Союза», касающихся ответственности за выпуск дефектной продукции, общий объем ответственности изготовителя за ущерб, причиненный смертью или повреждением здоровья, должен быть не менее 70 млн. евро.

Высока вероятность, что увеличение степени материальной ответственности повысят мотивацию:

• проектировщиков – на разработку качественной проектной документации;
• производителей строительных материалов – на выпуск качественной продукции;
• застройщиков и подрядчиков – на качественное строительство зданий и сооружений;
• эксплуатирующих организаций – на систематический мониторинг технического состояния зданий и сооружений, а также на участие в процессе строительства, начиная с момента подготовки проектной документации.

2. Необходимо в срочном порядке восстановить систему нормативных документов, регламентирующую качество и безопасность объектов капитального строительства.

В настоящее время процессы инженерных изысканий, проектирования, экспертизы и строительства регламентируются многочисленными по своему составу и содержанию сводами законодательных актов, как в области градостроительства, так и в сферах противопожарной, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия, историко-культурного наследия и законодательства о промышленной безопасности.

Комплекс нормативных требований к продукции изыскателей, проектировщиков и строителей, по мнению профессионального сообщества, нередко приводит к необоснованно завышенным требованиям, дополнительным затратам времени и материальных ресурсов не только исполнителей работ, но и их заказчиков, которыми по объектам социально-бытовой сферы часто выступают структуры региональных или муниципальных органов власти.

Требования нормативно-правовых актов и технических регламентов указанных сфер регулирования строительной деятельности часто содержат взаимоисключающие аспекты их совместного применения, что неизбежно приводит к необходимости разработки специальных технических условий и специальных проектных решений, направляемых на согласование и утверждение в соответствующие органы, которыми введены нормативно-технические документы.

Настораживает практика постоянного процесса совершенствования нормативных требований к строительной продукции, которая сопровождается разработкой и принятием новых сводов правил, норм и регламентов, особенно в сферах противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия. Так было принято: главным государственным санитарным врачом России 93 санитарных правила и норматива и 68 гигиенических нормативов; Минрегионом России – 82 актуализированных редакции СНиП; МЧС России – 12 сводов правил; национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) – около 70 стандартов организации. Кроме того, действуют региональные, ведомственные и другие документы, выдвигающие свои «особенные» требования.

Сюда же можно отнести и то, что в последнее время отмечается стремление отдельных структур использовать нормотворчество, как средство недобросовестной конкуренции.

Сегодня в строительстве существует более двух тысяч нормативных-технических документов, которые регламентируют требования по качеству и безопасности зданий и сооружений. Из этих документов 91 документ распоряжением Правительства № 1047-р определены как обязательные, 198 документов, согласно приказам Ростехрегулирования №2079 и №2244 определены как документы для добровольного применения. Статус остальных нормативно-технических документов остаётся неопределённым.

Всё это говорит о том, что пришло время для серьёзного отношения к актуализации, гармонизации и систематизации нормативных документов в строительстве. До недавнего времени в Российской Федерации действовал СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». В этом документе были систематизированы все нормативные документы, включая и ведомственные, которые регламентировали требования к качеству и безопасности строительства. интересное на портале

Тест «На сколько вы активны»
Тест «Подходит ли Вам ваше место работы»
Тест «На сколько важны деньги в Вашей жизни»
Тест «Есть ли у вас задатки лидера»
Тест «Способны ли Вы решать проблемы»
Тест «Для начинающего миллионера»
Тест который вас удивит
Семейный тест «Какие вы родители»
Тест «Определяем свой творческий потенциал»
Психологический тест «Вы терпеливый человек?»

Для решения этой наиважнейшей задачи необходимо при Министерстве строительства и ЖКХ РФ создать подразделение по техническому нормированию и стандартизации, возложив на него руководящие и координирующие функции по созданию и постоянной актуализации системы нормативных документов в строительстве.

3. Основа безопасности зданий и сооружений создается проектировщиками при подготовке проектной документации. Уровень качества проектной документации обеспечивается компетентностью проектировщиков.

Существующее ныне положение, когда отсутствует стабильная загрузка многочисленных проектных организаций, с малой численностью специалистов, не способствует повышению компетентности последних. Всё это приводит к тому, что качество проектной документации оставляет желать лучшего. Перегрузка в работе проектировщиков приводит к спешке и штурмовщине, что мешает принятию оптимальных проектных решений. Вынужденные перерывы в работе, продолжительностью порою до полугода, приводят к снижению уровня профессионализма проектировщиков.

Спасением здесь может быть внутрифирменная система менеджмента, которая обеспечит системный подход к поиску заказчиков, а также к планированию и осуществлению проектных работ.

4. Безопасность зданий и сооружений в процессе строительства достигается благодаря качественному выполнению строительно-монтажных работ и применению качественных строительных материалов, изделий и конструкций. Всё это может быть обеспечено в результате регулярного и системного проведения строительного контроля.

Другими словами, в организации должна существовать система мотивации, стимулирующая на качественное выполнение строительно-монтажных работ по возведению зданий и сооружений. Мотивация должна распространяться не только на руководящих и линейных работников, но и на рабочих. Именно руками рабочих создается качество, так как контроль сам по себе качество не создаёт. Поэтому строительный контроль на объекте фактически должен начинаться с самоконтроля рабочего, выполняющего ту или иную работу.

В технологических картах, регламентирующих процессы выполнения строительно-монтажных работ в Японии, есть на первый взгляд незначительная, но очень существенная разница по сравнению с российскими технологическими картами. Японскому рабочему в технологической карте отводится время на операцию, которая на наш язык переводится как «любование». Таким образом, рабочему определено оплачиваемое время на то, чтобы он сам оценил свою выполненную работу. И вот здесь происходит, наверное, самое главное в создании качественного объекта: во-первых, рабочий ощущает свою значимость и гордость за выполненную работу и, во-вторых, есть время на исправление возможного брака.

5. Застройщики (технические заказчики) должны занять более активную позицию в своих требованиях к подрядчику относительно качества выполнения строительно-монтажных работ. У них должна быть своя система строительного контроля, требования к которой определены в постановлении Правительства РФ № 468. К сожалению, многие застройщики не в полной мере принимают на себя ответственность за качество и безопасность объекта, сосредоточив своё внимание в основном на финансовых аспектах своей деятельности.

6. Большую роль в деле обеспечения качества и безопасности строительства объектов должен сыграть Госстройнадзор. У этого государственного органа есть все права и полномочия, чтобы мотивировать и застройщика (технического заказчика), и подрядчика заниматься качеством и безопасностью строительства объектов с полной ответственностью. Целесообразно законодательно расширить права Госстройнадзора, включив в его полномочия контроль деятельности эксплуатирующих организаций относительно технической эксплуатации зданий и сооружений, так как львиная доля из всех аварий происходит не при строительстве, а при эксплуатации зданий и сооружений.

7. В последние годы растет авторитет саморегулируемых организаций в строительстве. И это объективно, потому что в Градостроительном кодексе регламентируется, что повышение качества и безопасности выполнения строительно-монтажных работ является главной целью деятельности саморегулируемых организаций.

Для реализации этой цели саморегулируемым организациям законодательно дано право требовать от своих членов наличие сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов, наличие сертификатов на системы управления качеством таких работ.

Реализация выполнения саморегулируемыми организациями этих прав при приеме в свои члены и в дальнейшем при контроле деятельности строительных организаций повысит уровень качества, а, следовательно, и безопасность объектов капитального строительства.

8. Неоценимую роль в деле повышения безопасности объектов капитального строительства может сыграть деятельность по выбору подрядчиков для строительства государственных и муниципальных объектов.

Для этого, необходимо, чтобы Законом РФ №44-ФЗ предусматривались критерии выбора подрядчиков не только по цене, но и по качественным показателям к организации, претендующей на получении государственного или муниципального заказа.

Такими критериями могут быть:

• отзывы или рекомендательные письма от предыдущих государственных и (или) муниципальных заказчиков;
• перечень объектов капитального строительства, в строительстве которых принимала участие организация;
• наличие сертификата на систему менеджмента организации, выданного авторитетным органом по сертификации;
• другие критерии, способствующие обеспечению безопасности объектов капитального строительства.

9. Самыми заинтересованными лицами в создании безопасных зданий и сооружений должны стать эксплуатирующие организации, которым застройщики передают объекты после завершения строительства. Поэтому деятельность эксплуатирующих организаций на объекте должна начинаться с момента его строительства. Участие этих организаций в процессе строительства может быть определено договором, в котором должны быть конкретизированы их права и обязанности при проведении строительного контроля и ведении исполнительной документации. Для этого необходимо желание эксплуатирующей организации, которое может появиться при увеличении степени ответственности в случае возникновения аварии, о чём говорилось в пункте 1 настоящей статьи.

В заключение необходимо сказать, что только совместными усилиями всех участников строительства можно повлиять на повышение уровня качества и безопасности объектов капитального строительства. И только тогда появится надежда, что рост аварийности зданий и сооружений прекратится, а безопасность объектов капитального строительства повысится.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Что за женщина такая, которая впервую очередь трется около тебя, а затем требует деньги?

Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

Источник: center-yf.ru

Рейтинг
Загрузка ...