Безопасность в строительстве часть 1

Методическое пособие к СНиП 12-03-2001
«Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»
для проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов в строительстве.
МДС 12-11.2002
(одобрено и рекомендовано Госстроем РФ от 15 марта 2002 г. протокол N 4)

См. Методическое пособие к СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» для проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов в строительстве» МДС 12-14.2003

транспортных средств, производственного оборудования,

технологической оснастки и инструмента

(сварочных и газопламенных)

заместителей руководителей организации, руководителей и

работников службы охрны труда, руководящих работников и

специалистов, членов совместных комитетов (комиссий) по

охране труда и уполномоченных (доверенных лиц) по охране

Новые правила по охране труда в строительстве

труда в организациях

Введение

В данном Методическом пособии рассматриваются требования охраны труда, изложенные в СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

СНиП 12-03-2001 является базовым документом издаваемого Госстроем России комплекта документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, обязательные для применения в строительстве, которые должны быть в каждом производственном подразделении организации и предоставляться работникам для самоподготовки. СНиП 12-03-2001 регламентирует основные положения управления охраной труда в организациях отрасли, а также общие требования организационно-технического обеспечения безопасности труда в процессе строительной деятельности.

СНиП 12-03-2001 взаимосвязан с основными законодательными и иными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также с действующими в настоящее время другими нормативными документами по охране и безопасности труда.

В соответствии с этим в данном Методическом пособии приведен круг вопросов, рассматриваемых СНиПом и взаимосвязанными с ним нормативными актами, включая новый Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ и введенный в действие с 1 февраля 2002 г., а также новый Кодекс об административных правонарушениях.

Использование Методического пособия позволяет глубже изучить нормативные требования охраны труда и правильно организовать проверку знаний.

При подготовке Методического пособия ставилась задача акцентировать внимание на изучении основных требований охраны труда. При этом следует обратить внимание на правильность и четкость постановки вопросов для получения точных и четких ответов в рамках конкретных статей законодательных актов или иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

Данное Методическое пособие рекомендуется использовать также в качестве учебного пособия при обучении учащихся техникумов и студентов вузов и переподготовке специалистов строительных профессий по специальности охрана труда.

Курс обучения «Безопасность в строительстве (Специалист по ОТ)» — 17 секретов

Тема 1
Общие положения охраны труда

государственные нормативные требования охраны труда, и

ответственность за нарушение их требований

производстве работ в условиях действия опасных и вредных

1.1 Законодательные и нормативные правовые акты, содержащие
государственные нормативные требования охраны труда,
и ответственность за нарушение их требований

1.1.1 Что следует считать нормативным Правовым актом?

В соответствии с постановлением Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-11ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» нормативным правовым актом является «письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм».

1.1.2 Что следует считать официальным изданием?

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об обязательном экземпляре документов» от 19 декабря 1994 года официальными изданиями являются «произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной или судебной власти, носящие законодательный, нормативный, директивный или информационный характер».

1.1.3 Что устанавливается государственными нормативными требованиями охраны труда, порядок их разработки и применениия?

В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, «государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.».

1.1.4 Требованиями каких видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, следует руководствоваться при организации и производстве работ в строительстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии?

Пунктом 4.1 СНиП 12-03-2001 установлено, что в соответствии с перечнем видов нормативных правовых актов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» при организации и выполнении работ в строительном производстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии должны соблюдаться государственные нормативные требования следующих нормативных правовых актов:

а) строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству;

б) межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти;

в) государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда, утвержденные Госстандартом России или Госстроем России;

г) правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности;

д) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, утвержденные Минздравом России.

1.1.5 Кем принят и введен в действие и согласован СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»?

Право устанавливать и осуществлять техническую политику в области строительства принадлежит только Госстрою России в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства России от 24 ноября 1999 г. N 1289.

СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. N 80.

В соответствии с требованиями статьи 3в постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» проект СНиП 12-03-2001, разработанный Госстроем России, перед принятием и введением в действие Госстроем России был согласован с Минтрудом России и Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) после одобрения проекта этого документа отраслевым профсоюзным органом Российской Федерации.

Проект данного нормативного правового акта был согласован не с отраслевым профсоюзом России, а с ФНПР в связи с тем, что строительные работы выполняются также рядом строительных организаций, подведомственных другим министертвам и ведомствам нестроительного профиля.

1.1.6 Какие нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации?

В соответствии с пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. N 1009, государственной регистрации Минюстом России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

1.1.7 Какие правовые преимущества имеют нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России или имеющие официальное определение Минюста России, что они не подлежат государственной регистрации?

Нормативные правовые акты (в том числе СНиП 12-03-2001), прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России или имеющие официальное определение Минюста, что они не подлежат государственной регистрации, по сравнению в нормативными правовыми актами, не прошедшими государственную регистрацию в Минюсте России или не имеющие официальное определение Минюста, что они не подлежат государственной регистрации, имеют следующие правовые преимущества:

1) имеют право на публикацию в официальных изданиях Минюста, для обязательного применения при рассмотрении дел в органах суда и прокуратуры и других органов, связанных с применением государственных нормативных требований по охране труда, установленных этими нормативными правовыми актами;

2) приобретают статус нормативного правового документа, обязательного для исполнения при выполнении видов работ, на которые распространяются государственные нормативные требования по охране труда этих нормативно-правовых актов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы;

3) являются обязательными при осуществлении видов деятельности, предусмотренных данными нормативными правовыми актами, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

1.1.8 На какие виды производственной деятельности независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы распространяется действие СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»?

В соответствии с разделом 1 (область применения) действие СНиП 12-03-2001 распространяется «на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (далее — строительное производство), производство строительных материалов (далее — промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (далее — строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы».

1.1.9 Каковы роль и значение нормативных требований по охране труда, принятых Конвенциями Международной организации труда и ратифицированных Российской Федерацией?

Статьей 2 (п.4) Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» установлено, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом, то применяются правила международного договора». Что касается Конвенций Международной организации труда, то они после ратификации приобретают официальный статус Международного договора, и следовательно, действие указанной выше статьи распространяется и на ратифицированные Конвенции МОТ.

1.1.10 В каких случаях следует применять нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации?

В соответствии с требованиями п.4.2 СНиП 12-03-2001 в случаях применения методов работ, материалов, конструкций, машин, инструмента, инвентаря, технологической оснастки, оборудования и транспортных средств, по которым требования безопасного производства работ не предусмотрены настоящими нормами и правилами, следует применять соответствующие нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации.

1.1.11 Какие нормативные документы, направленные на улучшение условий и охраны труда, профилактику производственного травматизма и обеспечение контроля за соблюдением норм и правил охраны труда разрабатываются на уровне организации, предприятия?

В соответствии с требованиями п.5.4 СНиП 12-03-2001 представители работодателей и работников организаций в соответствии с законодательством принимают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые должны определяться при заключении коллективных договоров и соглашений по охране труда в соответствии с законодательством и рекомендациями Минтруда России.

Кроме того, в соответствии с требованиями п.5.9 СНиП 12-03-2001 в организациях должны в установленном порядке разрабатываться, соответственно оформляться, тиражироваться и храниться следующие виды производственно-отраслевых нормативных документов по охране и безопасности труда:

— стандарты предприятий (организаций) по безопасности труда, разрабатываемые на основе рекомендаций Госстроя России;

Читайте также:  График 2 уровня в строительстве это

— инструкции по охране труда для работников организаций, разработанные на основе Типовых отраслевых инструкций по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, и с учетом рекомендаций Минтруда России.

В соответствии с п.4.3 СНиП 12-03-2001 требования охраны и безопасности труда, содержащиеся в производственно-отраслевых нормативных документах организаций (стандарты предприятий по безопасности труда, инструкции по охране труда работников организаций), должны соответствовать обязательным положениям СНиП 12-03-2001 и других нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

1.1.12 Что включается в понятие «законодательство Российской Федерации об охране труда»?

Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» предусмотрено, что «законодательство Российской Федерации об охране труда» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

1.1.13 Какое определение установлено законодательством для термина «охрана труда»?

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, термин «охрана труда» определяется как «система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».

Данное определение полностью приведено в приложении Б «Термины и их определения» СНиП 12-03-2001, так как в этом нормативном правовом документе термин «охрана труда» постоянно применяется.

1.1.14 Какое определение установлено законодательством для термина «рабочее место»?

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, термин «рабочее место» определяется как «место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя».

1.1.15 Какое определение установлено законодательством для термина «работодатель»?

В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, термин «работодатель» определяется как «физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры».

1.1.16 Какое определение установлено законодательством для термина «работник»?

В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, термин «работник» определяется как «физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем».

1.1.17 Какие виды ответственности несут участники строительства (заказчики, проектировщики, подрядчики, поставщики, а также производители строительных материалов и конструкций, изготовители строительной техники и производственного оборудования) за нарушения требований нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда?

В соответствии с п.4.4 СНиП 12-03-2001 за нарушения требований нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, участники строительства несут установленную законодательством ответственность.

Статьей 419 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, установлено, что «лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».

1.1.18 На какие организации возлагается обязанность по обеспечению технически исправного состояния машин, инструмента, технологической оснастки, средств коллективной защиты работающих?

В соответствии с п.4.5 ч.1 СНиП 12-03-2001 обязанность по обеспечению технически исправного состояния машин, инструмента, технологической оснастки, средств коллективной защиты работающих возлагается на организации, на балансе которых они находятся.

1.1.19 Какая организация должна обеспечить выполнение требований безопасного производства работ с применением машин?

В соответствии с п.4.5 ч.2 СНиП 12-03-2001 выполнение требований безопасного производства работ с применением машин должны обеспечить организации, осуществляющие производство работ с применением машин.

1.1.20 Какая мера административной ответственности (наложение штрафа) установлена за нарушение должностным лицом законодательства о труде и законодательства об охране труда?

Статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ установлено, что:

«1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.».

1.1.21 Какая мера уголовной ответственности установлена за нарушения правил охраны труда, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжелые последствия?

В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, введен в действие с 1 января 1997 г.) установлено, что «нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

1.2 Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

1.2.1 Каким органам предоставлено право осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда в строительном комплексе Российской Федерации?

В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом».

1.2.2 Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, «Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.».

1.2.3 Какие права предоставлены государственному инспектору для исполнения своих обязанностей?

В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, «государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве».

1.2.4 Какие права предоставлены профессиональным союзам и иным уполномоченным работниками представительным органам для осуществления общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда?

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, «Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

Читайте также:  Пенобетон или газосиликат что лучше для строительства

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.»

1.3 Опасные и вредные производственные факторы и их классификация

1.3.1 Что следует считать опасным производственным фактором?

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, опасный производственный фактор — это «производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме».

1.3.2 Что следует считать вредным производственным фактором?

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, вредный производственный фактор — это «производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию».

1.3.3 Что следует относить к опасным зонам?

В соответствии с п.4.8 СНиП 12-03-2001 к опасным зонам следует относить зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.

1.3.4 Какие виды опасных зон могут быть на строительном объекте?

В соответствии с п.4.9 СНиП 12-03-2001 опасные зоны подразделяются на зоны постоянно действующих опасных производственных факторов и зоны потенциально опасных производственных факторов.

1.3.5 Какие опасные зоны на стройплощадке относятся к зонам постоянно действующих опасных производственных факторов?

В соответствии с п.4.9 СНиП 12-03-2001 к зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся:

— места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;

— места вблизи от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более;

— места, где возможно превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

1.3.6 Какие опасные зоны на стройплощадке относяться к зонам потенциально опасных производственных факторов?

В соответствии с п.4.9 СНиП 12-03-2001 к зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить:

— участки территории вблизи строящегося здания (сооружения);

— этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;

— зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;

— места, над которыми происходит перемещение грузов кранами.

1.3.7 Каким образом следует определять границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строящегося здания?

В соответствии с требованиями п.4.9 и приложения Г (п.Г.1) СНиП 12-03-2001 границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строящегося здания, принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно таблице Г.1.

1.3.8 Каким образом следует определять границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током?

В соответствии с требованиями п.4.9 и приложения Г (п.Г.2) СНиП 12-03-2001 границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током, устанавливаются согласно таблице Г.2.

Источник best-stroy.ru

Безопасность в строительстве часть 1

Больше,
чем хостинг.

Timeweb — компания, которая размещает сайты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети — расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Источник tehcontent.ru

СНиП 12-03-2001 БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Приложение И. Форма акта о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства. PAGEREF _Toc528370628 h 47

Информационно-справочное приложение. Наименование нормативных документов и информационных материалов, взаимосвязанных с настоящими нормами и правилами. PAGEREF _Toc528370630 h 49

ВВЕДЕНИЕ

Строительные нормы и правила «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» (далее — настоящие нормы и правила):

разработаны на основе действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих требования по охране и безопасности труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в установленном порядке;

учитывают положения Конвенций МОТ в области здоровых и безопасных условий труда;

устанавливают единые нормативные требования по управлению охраной труда в организациях, организационно-технологической подготовке безопасности производства, обеспечению безопасности при производстве межотраслевых видов работ, являющихся общими для строительства, строительной индустрии и промышленности строительных материалов.

Настоящие нормы и правила, применяемые совместно с другими нормативными актами, приведенными в информационно-справочном приложении К, образуют комплекс взаимосвязанных документов, обязательных для применения в строительстве.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Часть 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

OCCUPATIONAL SAFETY IN CONSTRUCTION PART ONE. GENERAL REQUIREMENTS

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы и правила распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (далее — строительное производство), производство строительных материалов (далее — промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (далее — строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на нормативные правовые акты, приведенные в приложении А.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем нормативном документе применены термины и определения, приведенные в приложении Б, в том числе установленные действующим законодательством Российской Федерации об охране труда, Конвенцией 148 МОТ 1977 г. «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах», ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1988 г. № 8694-XI, Конвенцией 155 МОТ 1981 г. «О безопасности и гигиене труда и производительной среде», ратифицированной Федеральным законом Российской Федерации от 11 апреля 1988 г. № 58-ФЗ.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Организация и выполнение работ в строительном производстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии должны осуществляться при соблюдении законодательства Российской Федерации об охране труда (далее — законодательства), а также иных нормативных правовых актов, установленных Перечнем видов нормативных правовых актов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»:

— строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству;

— межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти;

— государственные стандарты системы стандартов безопасности труда, утвержденные Госстандартом России или Госстроем России;

— правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности;

— государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, утвержденные Минздравом России.

4.2 В случаях применения методов работ, материалов, конструкций, машин, инструмента, инвентаря, технологической оснастки, оборудования и транспортных средств, по которым требования безопасного производства работ не предусмотрены настоящими нормами и правилами, следует применять соответствующие нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации, а также производственно-отраслевые нормативные документы организаций (стандарты предприятий по безопасности труда, инструкции по охране труда работников организаций).

4.3 Требования охраны и безопасности труда, содержащиеся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевых нормативных документах организаций, не должны противоречить обязательным положениям настоящих норм и правил и других нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

4.4 Участники строительства объектов (заказчики, проектировщики, подрядчики, поставщики, а также производители строительных материалов и конструкций, изготовители строительной техники и производственного оборудования) несут установленную законодательством ответственность за нарушения требований нормативных документов, указанных в п. 4.1 и п. 4.2.

4.5 Обеспечение технически исправного состояния строительных машин, инструмента, технологической оснастки, средств коллективной защиты работающих осуществляется организациями, на балансе которых они находятся.

Организации, осуществляющие производство работ с применением машин, должны обеспечить выполнение требований безопасности этих работ.

4.6 Перед началом выполнения строительно-монтажных работ на территории организации генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая (строящая) этот объект, обязаны оформить акт-допуск по форме приложения В.

4.7 Генеральный подрядчик или арендодатель обязан при выполнении работ на производственных территориях с участием субподрядчиков или арендаторов:

разработать совместно с ними график выполнения совмещенных работ, обеспечивающих безопасные условия труда, обязательный для всех организаций и лиц на данной территории;

осуществлять их допуск на производственную территорию с учетом выполнения требований п. 4.6;

обеспечивать выполнение общих для всех организаций мероприятий охраны труда и координацию действий субподрядчиков и арендаторов в части выполнения мероприятий по безопасности труда согласно акту-допуску и графику выполнения совмещенных работ.

4.8 Перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.

4.9 К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся:

места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;

места вблизи от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более;

Читайте также:  Первичный учет в строительстве

места, где возможно превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

К зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить:

участки территории вблизи строящегося здания (сооружения);

этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;

зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;

места, над которыми происходит перемещение грузов кранами.

Размеры указанных опасных зон устанавливаются согласно приложению Г.

4.10 Места временного или постоянного нахождения работников должны располагаться за пределами опасных зон.

На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов — сигнальные ограждения и знаки безопасности.

4.11 На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск по форме приложения Д.

4.11.1 Перечень мест производства и видов работ, где допускается выполнять работы только по наряду-допуску, должен быть составлен в организации с учетом ее профиля на основе перечня приложения Е и утвержден руководителем организации.

4.11.2 Наряд-допуск выдается непосредственному руководителю работ (прорабу, мастеру, менеджеру и т.п.) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Перед началом работ руководитель работы обязан ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде-допуске.

4.11.3 При выполнении работ в охранных зонах сооружений или коммуникаций наряд-допуск может быть выдан при наличии письменного разрешения организации — владельца этого сооружения или коммуникации.

4.11.4 Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. В случае возникновения в процессе производства работ опасных или вредных производственных факторов, не предусмотренных нарядом-допуском, работы следует прекратить, наряд-допуск аннулировать и возобновить работы только после выдачи нового наряда-допуска.

Лицо, выдавшее наряд-допуск, обязано осуществлять контроль за выполнением предусмотренных в нем мероприятий по обеспечению безопасности производства работ.

4.12 К работникам, выполняющим работы в условиях действия опасных производственных факторов, связанных с характером работы, в соответствии с законодательством предъявляются дополнительные требования безопасности. Перечень таких профессий и видов работ должен быть утвержден в организации с учетом требований законодательства.

К выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, согласно законодательству допускаются лица, не имеющие противопоказаний по возрасту и полу, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными к выполнению данных работ, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

4.13 К самостоятельным верхолазным работам допускаются лица (рабочие и инженерно-технические работники) не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и тарифный разряд не ниже 3-го.

Рабочие, впервые допускаемые к верхолазным работам, в течение одного года должны работать под непосредственным надзором опытных рабочих, назначенных приказом руководителя организации.

4.14 Предельные значения температур наружного воздуха и силы ветра в данном климатическом районе, при которых следует приостановить работы на открытом воздухе и прекратить перевозку людей в неотапливаемых транспортных средствах, определяются в установленном порядке.

4.15 При организации труда женщин следует соблюдать установленные для них нормы предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 105, а также ограничения по применению их труда согласно Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденному Постановлением Правительства Российской федерации от 25 февраля 2000 г. № 162.

4.16 При организации труда подростков следует соблюдать предельно допустимые нагрузки при подъеме и перемещении тяжестей вручную, установленные для них соответствующими постановлениями Минтруда России, а также ограничения по применению их труда согласно Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163.

При прохождении производственной практики (производственного обучения) в производствах, профессиях и на работах, предусмотренных указанным выше Перечнем, учащиеся среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования могут находиться на рабочих местах не более 4 ч в день с учетом соответствующих санитарных правил и норм.

4.17 Работники, занятые работами в условиях действия опасных и (или) вредных производственных факторов, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством в порядке, установленном приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 405, зарегистрированным в Минюсте России 31 декабря 1996 г. № 1224.

4.18 Организации, разрабатывающие и утверждающие проекты организации строительства (ПОС), проекты производства работ (ППР), должны предусматривать в них решения по безопасности труда, по составу и содержанию соответствующие требованиям, изложенным в приложении Ж.

Осуществление работ без ПОС и ППР, содержащих указанные решения, не допускается.

4.19 При работе электротехнического и электротехнологического персонала должны выполняться требования правил эксплуатации электроустановок потребителей.

4.20 Работа с асбестом и асбестосодержащими материалами должна выполняться с учетом положений Конвенции 162 МОТ 1986 г. «Об охране труда при использовании асбеста», ратифицированной федеральным законом Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 50-ФЗ, СанПиН 2.2.3.757 (в государственной регистрации не нуждаются — письмо Минюста России от 25.10.99 г.№ 8737-ЭП).

4.21 При производстве работ с использованием химических веществ следует выполнять требования соответствующих межотраслевых правил по охране труда.

5 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА

5.1 В соответствии с действующим законодательством обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

5.2 В организации, как правило, назначаются лица, ответственные за обеспечение охраны труда в пределах порученных им участков работ, в том числе:

— в целом по организации (руководитель, заместитель руководителя, главный инженер);

— в структурных подразделениях (руководитель подразделения, заместитель руководителя);

— на производственных территориях (начальник цеха, участка, ответственный производитель работ по строительному объекту);

— при эксплуатации машин и оборудования (руководитель службы главного механика, энергетика и т.п.);

— при выполнении конкретных работ и на рабочих местах (менеджер, мастер).

5.3 Работники организаций выполняют обязанности по охране труда, определяемые с учетом специальности, квалификации и (или) занимаемой должности в объеме должностных инструкций, разработанных с учетом рекомендаций Минтруда России, или инструкций по охране труда.

5.4 Представители работодателей и работников организаций в соответствии с законодательством принимают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые должны определяться при заключении коллективных договоров и соглашений по охране труда в соответствии с законодательством и рекомендациями Минтруда России.

5.5 В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда принимается с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России.

5.6 При численности работников более 10 чел. в организации в соответствии с законодательством должен быть создан совместный комитет (комиссия) по охране труда на паритетной основе из представителей администрации, профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов в соответствии с рекомендациями Минтруда России.

5.7 Для осуществления общественного контроля за выполнением работодателем требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда в организациях согласно законодательству могут быть выбраны уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов.

5.8 В организации должно быть организовано проведение проверок, контроля и оценки состояния охраны и условий безопасности труда, включающих следующие уровни и формы проведения контроля:

постоянный контроль работниками исправности оборудования, приспособлений, инструмента, проверка наличия и целостности ограждений, защитного заземления и других средств защиты до начала работ и в процессе работы на рабочих местах согласно инструкциям по охране труда;

периодический оперативный контроль, проводимый руководителями работ и подразделений предприятия согласно их должностным обязанностям;

выборочный контроль состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия, проводимый службой охраны труда согласно утвержденным планам.

При обнаружении нарушений норм и правил охраны труда работники должны принять меры к их устранению собственными силами, а в случае невозможности этого прекратить работы и информировать должностное лицо.

В случае возникновения угрозы безопасности и здоровью работников ответственные лица обязаны прекратить работы и принять меры по устранению опасности, а при необходимости обеспечить эвакуацию людей в безопасное место.

5.9 В организациях должны в установленном порядке разрабатываться, соответственно оформляться, тиражироваться и храниться следующие виды производственно-отраслевых нормативных документов по охране и безопасности труда:

стандарты предприятий (организаций) по безопасности труда, разрабатываемые на основе рекомендаций Госстроя России;

инструкции по охране труда для работников организаций, разработанные на основе типовых отраслевых инструкций по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, и с учетом рекомендаций Минтруда России.

5.10 Работодатели обязаны перед допуском работников к работе, а в дальнейшем периодически в установленные сроки и в установленном порядке проводить обучение и проверку знаний правил охраны и безопасности труда с учетом их должностных инструкций или инструкций по охране труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Установление единых требований проверки знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

В организации должны быть созданы условия для изучения работниками правил и инструкций по охране труда, требования которых распространяются на данный вид производственной деятельности. Комплект документов по охране и безопасности труда, издаваемых Госстроем России, должен быть в каждом производственном подразделении организации и предоставляться работникам для самоподготовки.

5.11 Персонал организации (лица), производящей обслуживание машин, оборудования, установок и работы, подконтрольной органам государственного надзора России, допускается к работе в соответствии с требованиями этих органов.

5.12 При работе учащихся среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, а также студентов вузов во время прохождения ими производственной практики или проведения работ по договору руководитель организации обязан:

обучить указанные лица до их направления на рабочие места безопасным методам и приемам труда по типовым программам для работников, указанных в приказе о зачислении на работу, и обеспечить инструктаж по охране труда согласно действующим правилам;

Источник mooml.com
Рейтинг
Загрузка ...