Обоснования безопасности (сокращенно ОБ) — применяемый для подтверждения соответствия ТР (Техническим регламентам) в части безопасности оборудования специальный документ или комплект техдокументации. В ОБ включены необходимые для обеспечения безопасности меры (минимально) и анализ рисков для описываемого оборудования.
По Техническому регламенту Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) и Техническому регламенту Таможенного союза 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2011) Обоснование безопасности — это документ, который должен быть предоставлен в обязательном порядке при декларировании соответствия или сертификации продукции. Если ОБ будет отсутствовать, то оборудование не получит сертификат соответствия, а значит на территории государств членов ЕАЭС не будет допущено к обращению.
В ТР ТС 010/2011 оговорено, что ОБ, кроме анализа риска, должен включать информацию из всей документации на оборудование (конструкторской, технологической и эксплуатационной) в части минимальных мер, необходимых для безопасности этой техники на всех стадиях ее жизненного цикла. Также в ОБ должна содержаться информация по оценке рисков во время эксплуатации, осуществляемой после проведения капитального ремонта машин и оборудования.
Законодательные требования РФ по информационной безопасности 2023 | Алексей Лукацкий
При вводе в эксплуатацию машин и оборудования на опасных промышленных объектах для экспертиз также необходимо ОБ. Обоснование безопасности должно быть разработано на этапе проектирования машин или оборудования. Один документ может распространяться на несколько моделей (модификаций) техники или только на один тип или марку.
Исходный документ (оригинал) должен храниться у проектировщика (разработчика). Копии — в месте эксплуатации техники и у ее изготовителя. Обоснования безопасности хранятся после прекращения действия декларации соответствия еще в течение 10 лет.
ОБОСНОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ГОСТ 33855-2016
ГОСТ 33855-2016 «Обоснование безопасности оборудования. Рекомендации по подготовке» (действует с 01.09.2017) распространяется на оборудование, в ТР, на которое нужно ОБ. Стандарт регламентирует подготовку Обоснования безопасности оборудования, необходимую для подтверждения соответствия. Также в ГОСТ 33855-2016 описана структура и правила составления документа «Обоснование безопасности», оформляемого в дополнение к основной документации в случае, если она не полностью подтверждает и обосновывает безопасность оборудования.
Для некоторых типов машин и оборудования регламент оформления и составления ОБ может оговариваться в иных стандартах, но все равно с учетом требований ТР, к которым относятся эти машины и оборудование. Основание безопасности для сосудов и аппаратов, которые эксплуатируются при избыточном давлении — это подтверждение их герметичности, прочности и устойчивости в пределах всего срока службы. Оценка проводится путем расчета прочности и контроля выполнения иных требований, связанных с этим параметром.
Уголовная ответственность за нарушения требований охраны труда и правил безопасности
Также в ГОСТ 33855-2016 прописаны случаи, при которых в случае импорта оборудования, его производитель не имеет возможности предоставить документы, в которых обоснованы требования безопасности для процедуры подтверждения соответствия ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 032/2013. В этом случае на импортере лежит ответственность за разработку ОБ. Также это может сделать и иное лицо, специально уполномоченное производителем оборудования. И только после разработки ОБ будет возможно прохождение сертификации или декларирования по требованиям ТР.
ВАРИАНТЫ ОБОСНОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
По ГОСТу существует два варианта оформления ОБ:
В полном варианте оборудование описывается более детально и подробно.
Краткое Обоснование безопасности — это декларация, в которую не включены испытания и измерения. Документ используется для подтверждения соответствия требованиям ТР. При наличии в ОБ коммерческой тайны, экземпляры хранятся только у разработчика. Производителю в этом случае передают укороченный вариант без сведений, являющихся коммерческой тайной.
Также будут перечислены только обозначения всех необходимых документов, которые обосновывают безопасность. Такой вариант допустим только при небольшом объеме данных в ОБ.
Если коммерческой тайны нет, то документ содержит данные:
- о выполненных испытаниях;
- проведенных расчетах;
- стандартах, которыми руководствовались при проектировании, производстве и испытаниях;
- наличии в ЭД требований по входному контролю, монтажу, требований безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и прочую информацию, которая обосновывает безопасность оборудования на протяжении всего жизненного цикла. Для сертификации достаточно краткого варианта обоснования.
Полное Обоснование безопасности — это документ, в котором есть все расчеты, испытания, документальные подтверждения всех мер по обеспечению безопасности. Такой вариант нужен для контролирующих и надзорных органов, он может предоставляться исключительно при наличии обоснованных требований уполномоченных организаций, а также органов по сертификации.
Разработка Обоснования безопасности проводится в соответствии со следующими национальными стандартами:
-
(действует с 01.06.2012); (действует с 01.06.2012); (действует с 01.02.2020).
Вопросы-ответы по разработке Обоснования безопасности
Сроки и цена разработки Обоснования безопасности зависят от следующих факторов:
- типа оборудования и его характеристик;
- сложности оборудования и объема оценки рисков;
- конструктивных особенностей оборудования;
- условий предстоящей эксплуатации;
- наличия у компании-заказчика необходимой информации и документации;
- цена от 5 900 до 9 900 рублей;
- срок оформления от 2 до 5 рабочих дней;
- срок действия документа не ограничен.
Окончательная цена разработки Обоснования безопасности определяется экспертом ЦС «Рустест-М».
Заказывая разработку Обоснования безопасности, заявителю необходимо предоставить следующий комплект документов:
-
;
- сведения о заявителе (реквизиты, учредительные документы, ИНН, ОГРН);
- наименование и область применения оборудования;
- данные об оборудовании (техническое описание и характеристики, состав, комплектующие, используемые материалы);
- конструкторская документация (чертежи, спецификации, расчеты и др.);
- эксплуатационная документация (паспорт, руководство по эксплуатации, ТУ и пр.);
- технический файл на оборудование (если оно изготавливается в странах Евросоюза);
- акты и/или протоколы испытаний;
- аналитические материалы (анализ и/или оценка риска, анализ эксплуатационной надежности и др.).
- ранее выданные документы на оборудование (при наличии).
Порядок разработки и оформления Обоснования безопасности состоит из:
- обращение заказчика в ЦС «Рустест-М»;
- проведение нашими специалистами бесплатной консультации;
- подача заявки заказчиком и необходимой информации об оборудовании (наименование, описание, характеристики и пр.);
- обсуждение условий работы, заключение договора и оплата наших услуг;
- изучение и анализ предоставленных документов и сведений об оборудовании;
- непосредственно разработка и оформление Обоснования безопасности согласно действующим ГОСТам;
- согласование, внесение правок (при необходимости) и утверждение Обоснования безопасности с заказчиком;
- выдача заказчику разработанного Обоснования безопасности и отчетные бухгалтерские документы.
Обоснования безопасности должны соответствовать ГОСТ 33855-2016 и состоять из следующих разделов.
Общее описание оборудования:
- область применения;
- условия эксплуатации (в т. ч. техобслуживание и ремонт);
- описания и пояснения, необходимые для понимания правильности работы оборудования, в том числе рисунки, схемы и т.д.;
Основные параметры и характеристики оборудования:
- для моделей и модификаций оборудования, на которые распространяется ОБ;
- приводят в зависимости от комплектации оборудования;
Оценку риска (если возможно проведение такой оценки):
- анализ риска, в который входит идентификация опасностей (опасных событий) при эксплуатации и расчет степени риска для каждой опасности или опасного события;
- сравнение расчетного значения риска с допустимым (при его задании);
Доказательства соответствия оборудования требованиям ТР ТС:
- описание принятых разработчиком конструктивных решений, обеспечивающих безопасность оборудования при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации с указанием, при необходимости, их соответствия стандартам;
- сведения о выполненных расчетах (например, расчет прочности, гидравлический), проведенных испытаниях, подтверждающих безопасность (ссылки на расчеты, акты и/или протоколы испытаний оформляют в виде отдельного приложения или приводят в разделе «Информация о соответствии оборудования требованиям технического регламента»);
- перечень возможных отказов оборудования в процессе его эксплуатации с разделением их на критические и некритические, перечень предельных состояний, предшествующих наступлению критических отказов, а также критерии предельных состояний и/или отказов.
Информацию, приведенную в Обосновании безопасности, представляют в объеме и со степенью детализации, необходимыми для подтверждения принятых технических и организационных решений по обеспечению безопасности. Разработчик ОБ может объединять, исключать отдельные разделы или вводить новые, оформлять в виде приложений.
Источник: rustestm.ru
Общие требования безопасности и экологичности к техническим системам и технологическим процессам
Общие требования безопасности и экологичности к техническим системам. К ним в целом, а также к их конструкции, отдельным частям, системам управления, входящим в конструкцию, сигнальным устройствам и к конструкциям, обеспечивающим безопасность при монтаже, транспортировке, хранении, а ремонте, установлены общие требования безопасности. На базе этих требований и результатов испытаний определяют требования безопасности на конкретные группы, виды и модели (марки) техническим системам в стандартах подсистемы, других стандартах, эксплуатационных и иных конструкторских документах. Как правило, в этих документах отражают требования безопасности к основным элементам конструкции, входящих в конструкцию, а также методы контроля (испытаний) выполнения этих требований. В требования безопасности обязательно включают допустимые значения опасных и вредных факторов, которые устанавливаются стандартами подсистемы, межотраслевыми и отраслевыми правилами и нормами.
Общие требования безопасности к конструкции и отдельным частям ее оборудования состоят в следующем.
- 1. Принятые материалы не должны оказывать опасное и вредное воздействие на организм человека на всех заданных режимах работы и предусмотренных условиях эксплуатации, а такие создавать пожар взрывоопасные ситуации.
- 2. Сама конструкция оборудования должна исключать на всех предусмотренных режимах работы нагрузки на детали и сборочные единицы (узлы), способные вызвать разрушения, представляющие опасность для работающих. Если возникновение таких нагрузок возможно, то оборудование должно быть оснащено устройствами, предотвращающими возникновение разрушающих нагрузок. Детали и сборочные единицы при этом должны быть ограждены или расположены так, чтобы их разрушающиеся части не создавали травм опасных ситуаций. Если движущиеся части не допускают использования ограждений или других средств, то конструкция оборудования должна предусматривать сигнализацию, предупреждающую о пуске оборудования, а также использование сигнальных цветов и знаков безопасности. В непосредственной близости от движущихся частей, находящихся вне поля видимости оператора, должны быть установлены ОУ аварийным остановом или торможением, если в опасной зоне могут находиться работающие.
- 3. Конструкция оборудования и его отдельных частей должна исключать возможность их падения, опрокидывания и самопроизвольного смещения при эксплуатации и монтаже (демонтаже). В противном случае должны быть предусмотрены средства и методы закрепления, а эксплуатационная документация должна иметь соответствующие требования. Трубопроводы гидро-, паро- и пневмосистем, предохранительные клапаны, кабели и другие части оборудования, механическое повреждение которых может вызвать возникновение опасности, должны быть ограждены или расположены так, чтобы предотвратить их случайное повреждение работающими или средствами технического обслуживания.
- 4. Конструкция зажимных, захватывающих, подъемных и загрузочных устройств или их приводов должна исключать возможность возникновения опасности при полном или частичном самопроизвольном прекращении подачи энергии, а также исключать самопроизвольное изменение состояния этих устройств при восстановлении подачи энергии.
- 5. Элементы конструкции оборудования не должны иметь острых углов, кромок, заусениц и поверхностей с неровностями, представляющих опасность травмирования работающих, если их наличие не определяется назначением этих элементов. В последнем случае должны быть предусмотрены меры защиты работающих.
- 6. Конструкция оборудования, использующего электроэнергию, должна включать устройства (средства) для обеспечения электробезопасности (см. ниже). При этом любое оборудование должно быть выполнено так, чтобы исключить накопление зарядов статического электричества в количестве, опасном для работающего или в отношении возникновения пожара и взрыва. Для оборудования, действующего с помощью неэлектрической энергии (например, гидравлической, пневматической, энергии пара), предусматривается исключение всех опасностей, вызываемых этими видами энергии.
- 7. Оборудование должно быть пожар взрывобезопасным в предусмотренных условиях эксплуатации. Средства и методы обеспечения пожар взрывобезопасности (см. ниже) устанавливаются в стандартах, ТУ и эксплуатационных документах на конкретное оборудование.
- 8. Оборудование должно быть оснащено местным освещением, если его отсутствие может явиться причиной перенапряжения органов зрения или повлечь за собой другие виды опасности. При этом его характеристика и место расположения должны соответствовать характеру работы и регламентироваться стандартами, ТУ и эксплуатационной документацией на конкретное оборудование.
- 9. Конструкция оборудования должна исключать ошибки при монтаже, если они могут явиться источником опасности. При частичном выполнении данного требования в эксплуатационной документации должны содержаться порядок выполнения монтажа, объем проверок и испытаний, исключающих возможность появления таких ошибок.
Общие требования безопасности к РМ у оборудования следующие.
1. Конструкция РМ, его размеры и взаимное расположение элементов (например, ОУ, СОИ, вспомогательного оборудования и др.) должны обеспечивать безопасность при использовании этого оборудования по назначению, техническом обслуживании, ремонте и уборке, а также соответствовать эргономическим требованиям, указанным выше. Необходимость наличия на РМ средств пожаротушения и других средств, используемых в аварийных ситуациях, указывается в стандартах, ТУ и эксплуатационной документации на конкретное оборудование. Если в состав РМ входит кабина для защиты от НФ, то ее конструкция должна обеспечивать необходимые защитные функции, в том числе создание оптимальных микроклиматических условий, удобства выполнения рабочих операций и оптимальный обзор оборудования и окружающего пространства.
2. Размеры РМ и размещение его элементов должны обеспечивать выполнение рабочих операций в удобных рабочих позах и не затруднять движений работающего. Если выполнение этих операций не требует постоянного перемещения работающего, то предусматривают позу в положении сидя или чередование положений сидя и стоя, строго руководствуясь ГОСТ 12.2.032-78 и 12.2.033-78. При этом конструкции кресла и подставки для ног должны также соответствовать эргономическим требованиям и требованиям ГОСТ 12.2.061-81.
В ГОСТ 12.2.003-91 также приведены общие требования безопасности к СУ, СЗ и сигнальным устройствам любого оборудования.
Основными нормативными показателями экологичности ТС являются ПДУ шума, вибраций, ультра- и инфразвука, различных излучений и полей, предельно допустимые концентрации, выбросы и сбросы (соответственно ПДК, ПДВ и ПДС) ВВ в производственную и другие среды обитания человека . Стандарты требуют, чтобы оборудование в процессе эксплуатации не загрязняло среду обитания ни физическими, ни химическими и ни биологическими факторами выше нормативов безопасности и экологичности. Поэтому оборудование, являющееся источником загрязнений, должно быть выполнено так, чтобы эти факторы в предусмотренных условиях и режимах эксплуатации не превышали ПДУ, ПДК, ПДВ и ПДС, установленные стандартами подсистемы 1 ССБТ, системы «Охрана природы» и санитарными нормами и правилами. Для этого в оборудовании должны предусматриваться СЗ (экраны и устройства встроенного и надстроенного типа в конструкцию оборудования), методы и способы очистки и (или) нейтрализации выбросов и сбросов вредных веществ и микроорганизмов. Если совместное удаление различных вредных веществ и микроорганизмов представляет опасность, то должно быть обеспечено их раздельное удаление и очистка (нейтрализация).
Большую роль в обеспечении безопасности и экологичности оборудования при монтаже (демонтаже), вводе в эксплуатацию и эксплуатации играет эксплуатационная документация. Она устанавливает требования (правила), которые исключали бы создание опасных (в том числе пожар взрывоопасных) ситуаций, в соответствующий период, а также содержит требования, определяющие необходимость использования не входящих в конструкцию оборудования средств защиты работающего.
Общие требования безопасности и экологичности к технологическим процессам. Общие требования безопасности установлены ГОСТ 12.3.002-75*. На базе их и с учетом анализа данных производственного травматизма и профзаболеваемости, прогноза возможности предупреждения возникновения НФ во вновь разрабатываемых или модернизируемых процессах разрабатывают требования безопасности к группам и отдельным процессам. Эти требования излагают в стандартах подсистемы 3 ССБТ, нормах технологического проектирования, текстовой части технологических карт, правилах, инструкциях и других документах, а также в стандартах любых видов на конкретные процессы. В них приводят требования по безопасности к проектированию, организации и проведению технологических процессов; к режимам работы, порядку обслуживания оборудования в обычных условиях эксплуатации и в аварийной ситуации; к СУ и контроля этих процессов, а также указывают источники НФ, номенклатуру необходимых СЗ работающих и методы контроля этих факторов.
Общие требования безопасности и экологичности к технологическим (производственным) процессам (видам работ) реализуются при проектировании, организации и осуществлении данных процессов. Они заключаются в следующем:
- 1. Использование исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий (узлов, элементов) и т.п., не оказывающих опасного и вредного воздействия на работающих. При невозможности выполнения этого требования должны быть приняты меры по устранению непосредственного контакта работающих или защита их с помощью С3.
- 2. Замена технологических процессов и операций, связанных с возникновением НФ, процессами и операциями с отсутствием этих факторов или с их значениями, не превышающими ПДУ, ПДК, ПДВ и ПДС.
- 3. Применение комплексной механизации, автоматизации, дистанционного управления технологическими процессами и операциями при наличии НФ, а также оборудования, не являющегося источником травматизма и профзаболеваний, и СЗ работающих.
- 4. Герметизация оборудования или создание в оборудовании повышенного или пониженного (фиксируемого по прибору) давления по сравнению с атмосферным.
- 5. Разработка обеспечивающих безопасность СУ и контроля процесса, включая их автоматизацию внешней и внутренней диагностики на базе ЭВМ.
- 6. Применение быстродействующей отсекающей арматуры, устройств противоаварийной защиты и средств локализации НФ в случае аварии.
- 7. Использование или разработка безотходных технологий замкнутого цикла производств, а если это невозможно, то своевременное удаление, обезвреживание и захоронение отходов, являющихся источником вредных факторов. Применение системы оборотного водоснабжения.
- 8. Применение сигнальных цветов и знаков безопасности в соответствии о ГОСТ 12.4.026-76*; рациональных режимов труда и отдыха с целью предотвращения монотонности, гиподинамии, чрезмерных физических и нервно-психических перегрузок.
- 9. Защита от возможных отрицательных воздействий природного характера (землетрясений и др.) и погодных условий.
10. При использования новых исходных материалов, полуфабрикатов и образовании промежуточных веществ, обладающих негативными свойствами, работающие должны быть заранее информированы о правилах безопасного поведения, обучены работе с этими веществами и обеспечены соответствующими СЗ. Места хранения этих веществ и процесс их транспортировки должны быть тщательно организованы с точки зрения безопасности и экологичности. При этом должны быть использованы средства автоматического контроля и диагностики для предотвращения образования взрывоопасной среды.
Все требования безопасности и экологичности к технологическому процессу, способы, методы и правила их осуществления, как правило, излагаются в технологической докумен-тации (например, в химической промышленности в технологическом регламенте данного процесса). С ней в обязательном порядке детально знакомятся все работающие (от ИТР до рабочего) как при обучении, так и при инструктажах в соответствии с ГОСТ 12.1.004-90.
В условиях строительства существуют особенности: 1) отсутствие постоянных РМ, что приводит к необходимости перемещений механизмов, оборудования, строительных материалов и самих работников; 2) одновременное участие в строительном процессе нескольких коллективов, (даже нескольких стройуправлений на одном объекте), что усложняет организацию работы, санитарно-гигиеническое обслуживание работников и создание для них здоровых и безопасных УТ; 3). проведение работ на открытом воздухе в различных климатических условиях, что приводит к воздействию ряда экстремальных гигиенических факторов, повышению опасности поражения электротоком и т.д.; 4). выполнение ряда работ на значительной высоте, что предопределяет необходимость целого комплекса специальных мероприятий по обеспечению безопасности работы, включающего применение специфических СИЗ (например, предохранительных поясов); 5) применение целого ряда характерных только для строителей средств и устройств (например, средств подмащивания, лесов, вышек, люлек) и технологических процессов (например, кровельных работ). Кроме того, можно отметить большую долю физического труда в строительных работах, высокие интенсивности акустических шумов и вибраций, длительное воздействие ВВ при малярных и изоляционных работах, пониженного и повышенного давления при выполнении работ в высокогорных районах и кессонах и т.п. Также имеются определенные особенности и в отношении связей строительных объектов со средой обитания и их воздействия на нее.
Существенная часть требований по БТ в строительстве представлена в стандартах ССБТ, посвященных строительству. В них определяются условия применения общих ГОСТов ССБТ (например, в ГОСТ 12.1.013-78 «Строительство. Электробезопасность.
Общие требования» указаны области применения в данной отрасли общих стандартов по электробезопасности), а также приводятся и специфические для строительства требования (например, требования к высоте размещения изолированного электропровода на опорах над уровнем земли, пола или настила, к минимальным расстояниям от элементов строительных машин до воздушной ЛЭП). В ряде НТД даются нормы, отличающиеся от нормативов общих стандартов и СНиПов (например, в ГОСТ 12.1.046-85 «Строительство. Нормы освещения строительных площадок» приводится около 100 особых нормативных значений освещенности рабочих поверхностей строительных площадок и работ).
В требованиях к организации строительных площадок, участков работ и РМ предусмотрено обозначение опасных зон и даны их размеры. При эксплуатации строительных машин, как известно, опасными факторами являются сами движущиеся машины и их рабочие органы и части, перемещаемые изделия, конструкции и материалы, обрушивающиеся грунты и горные породы, разрушающиеся конструкции машин. Помимо общих требований к безопасности ТС необходимо обеспечить их перемещение, установку и работу вблизи выемок только за пределами призмы обрушения грунта (например, минимальное удаление ближайшей опоры машины при песчаном грунте и глубине выемки 5 м составляет 6 м). При земельных работах на строительных участках установлены пределы на глубину котлованов и траншей с вертикальными стенками без креплений (например, 1 м в песчаном грунте и 1,5 м в глине) и на крутизну откосов, если стенки не вертикальны. воздействие ультразвук инфразвук организм
Особого внимания в строительстве заслуживает технологическая оснастка СКЗ и СИЗ. Поэтому для всех средств подмащивания (лесов, подмостей, вышек, люлек, навесных лестниц и площадок) установлены нормы поверхностной нагрузки и высота рабочей площадки, а также коэффициенты надежности по нагрузке, назначению и условиям работы и коэффициент запаса на опрокидывание. Все удерживающие, ограничивающие и универсальные монтажные приспособления (подкосы, растяжки, распорки, упоры, фиксаторы и т.п.) имеют ограничения по массе и установленные коэффициенты надежности. Для люлек установлены нормы грузоподъемности, максимальной скорости подъема и спуска и высоты подъема.
Одним из основных СКЗ в строительстве являются инвентарные предохранительные ограждения, служащие для предотвращения падения человека. По функциональному назначению различаются защитные (для предотвращения непреднамеренного доступа человека к границе перепада по высоте), страховочные (для удержания человека при потере им устойчивости) и сигнальные (для обозначения границы опасной зоны) ограждения. В зависимости от места установки ограждения различаются внутренние и наружные, а по способу крепления — опорные и навесные. Для каждого типа ограждений установлены нормы нагрузки на поручень, коэффициенты надежности, высота ограждения, величина прогиба поручня и срок эксплуатация (5 лет для металлических элементов и 2,5 года для деревянных).
Источник: studwood.net
Безопасность в строительстве разработка требований безопасности
Видеонаблюдение. Контроль доступа СКУД. СКС
Тарасов Юрий Алексеевич
директор Центра транспортной безопасности
В феврале 2016 года вступило в действие Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 № 29 (далее по тексту — Постановление).
Данное постановление Правительства Российской Федерации утвердило:
- требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства;
- требования по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта;
- изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 № 29 принято в целях исполнения части 2 статьи 8 федерального закона «О транспортной безопасности» и распространяется на объекты транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, городского наземного электрического транспорта, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, метрополитена на этапе их проектирования и строительства, включающие в себя систему мер, реализуемых застройщиками объектов транспортной инфраструктуры.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ОТИ
Проектирование объектов транспортной безопасности необходимо начать с определения категории. В зависимости от того, происходит ли новое строительство или реконструкция, различаются подходы к категорированию.
Для строящихся ОТИ застройщик объекта транспортной инфраструктуры самостоятельно устанавливает предварительную категорию строящегося объекта транспортной инфраструктуры.
В случае реконструкции категорирование делится на 2 части:
- Субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) направляет запрос в Федеральное агентство (по видам транспорта) о наличии или отсутствии необходимости изменения присвоенной категории, планов обеспечения транспортной безопасности и/или необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ).
- Получение решения Федерального агентства (по видам транспорта) о наличии или отсутствии необходимости изменения значения присвоенной категории, проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ или ТС и внесения дополнений в планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ в части, касающейся произведенных изменений.
В части разработки проектной документации учет категории происходит следующим образом:
Для строящихся и реконструируемых ОТИ, при решении Федерального агентства о необходимости корректировки утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности, разрабатываемая проектная документация для строительства (реконструкции) объекта транспортной инфраструктуры включает в себя текстовую и графическую части, предусматривающие проектные решения, указанные в подпунктах а-и пункта 6 Постановления.
Для реконструируемых ОТИ, при условии, что реконструкция объекта не влечет за собой корректировку утвержденного для него плана обеспечения транспортной безопасности, в проектной документации не предусматриваются проектные решения, указанные в подпунктах а-и пункта 6 Постановления.
Заключение договоров для любых ОТИ включает два обязательных этапа:
- В срок не позднее чем 30 суток со дня подписания договора на строительство (реконструкцию) объекта транспортной инфраструктуры разработать, утвердить и направить в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальные органы 2 экземпляра утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности строящегося объекта транспортной инфраструктуры.
- После приема плана обеспечения транспортной безопасности строящегося объекта Федеральной службой по надзору в сфере транспорта или ее территориальным органом один экземпляр утвержденного плана с отметкой о приеме подлежит возврату застройщику объекта транспортной инфраструктуры.
И еще два обязательных требования, на которые нужно обратить внимание.
На период строительства застройщик обязан организовать на строящемся объекте транспортной инфраструктуры досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, пропускной и внутриобъектовый режимы, обеспечивающие контроль за входом (выходом) физических лиц, въездом (выездом) транспортных средств, вносом (выносом), ввозом (вывозом) грузов и иных материальных объектов, в том числе в целях предотвращения возможности размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), загрязнения опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала и других лиц.
После завершения строительства, при вводе объекта в эксплуатацию необходимо:
- Предоставить в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования ОТИ.
- Обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
- На основании результатов проведенной оценки уязвимости разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направить их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
- Реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
СОСТАВ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ
Особое внимание нужно уделить к составу проектной документации. Некоторые требования к ней также разделяются в зависимости от категории ОТИ. Особо важные моменты изложены в таблице 1.
Подраздел «Технологические решения» раздела 5 должен содержать:
Раздел 3 «Технологические и конструктивные
решения линейного объекта. Искусственные сооружения» должен содержать:
а) обеспечивающие в соответствии с требованиями, установленными частью 1 статьи 8 федерального закона, предотвращение несанкционированного доступа (перемещения) на объект транспортной инфраструктуры физических лиц, транспортных средств, грузов, иных материально-технических объектов;
д) направленные на оснащение объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами (устройствами), обеспечивающими взаимодействие сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с силами обеспечения транспортной безопасности иных объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие, а также с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
ж) направленные на оснащение объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в том числе обеспечивающими проведение досмотровых мероприятий, и схемы их размещения;
и) обеспечивающие защиту от несанкционированного доступа к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности, автоматизированной системе, обеспечивающей сбор, накопление, обработку, хранение и передачу в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
б) определяющие схемы перемещения на объекте транспортной инфраструктуры пассажиров, грузов, багажа и иных материальных объектов;
в) определяющие схемы объекта транспортной инфраструктуры с указанием предполагаемых границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и ее частей;
г) определяющие схемы расположения и техническое оснащение на объекте транспортной инфраструктуры специального помещения или части помещения (поста (пункта) управления обеспечением транспортной безопасности) для управления техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и силами обеспечения транспортной безопасности;
е) определяющие схемы расположения на объекте транспортной инфраструктуры специальных помещений или частей помещений, участков (контрольно-пропускных пунктов (постов) для осуществления пропускного режима, проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности;
з) определяющие схему размещения и техническое оснащение автоматизированной системы, обеспечивающей сбор, накопление, обработку, хранение и передачу в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры уполномоченным подразделениям органов федеральной службы безопасности, органам внутренних дел и территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ЭТАПЕ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
КАТЕГОРИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Одним из самых серьезных и принципиальных вопросов при проектировании ОТИ является определение категории проектируемого ОТИ. Все основные проектные решения должны находиться в прямой зависимости от предварительной категории ОТИ.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 № 29 застройщик объекта транспортной инфраструктуры самостоятельно устанавливает предварительную категорию строящегося объекта транспортной инфраструктуры (пункт 4 Постановления).
Исходными данными, в соответствии с требованиями Постановления, являются:
- количество категорий и критерии категорирования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 6 федерального закона «О транспортной безопасности»;
- сведения о месте проведения строительных работ;
- технические и технологические характеристики проектируемого объекта транспортной инфраструктуры. Количество категорий и критерии категорирования установлены приказом Минтранса России от 21.02.2011 № 62 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности» (с изменениями и дополнениями), далее по тексту — Приказ.
Приказом устанавливаются не более пяти категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного, воздушного, городского наземного электрического, железнодорожного, морского и речного транспорта, метрополитена и объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства в порядке убывания их значимости — первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
Критериями категорирования объектов транспортной инфраструктуры являются:
- Степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства (далее по тексту АНВ) в деятельность объектов транспортной инфраструктуры применительно к отдельным видам транспорта, которая определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства на территории Российской Федерации за период последних 12-ти месяцев до момента категорирования.
- Возможные последствия совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры применительно к отдельным видам транспорта, которые определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людях, о возможном материальном ущербе.
Регламентов, инструкций, правил получения застройщиком (субъектом транспортной инфраструктуры) статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства на территории Российской Федерации нет. Возможность получение такой информации вызывает сомнения…
Зависимость категории ОТИ от количественных показателей о возможном количестве погибших или получивших вред здоровью людях и возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде определены Приказом (показатели приведены в редакции Приказа).
Объектам присваиваются категории в зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людях (таблица 2).
Вид транспорта/категория | Первая | Вторая | Третья | Четвертая | Пятая |
Автомобильный транспорт | Более 50 | От 30 до 50 | От 10 до 30 | До 10 | нет |
Дорожное хозяйство | Более 50 | От 30 до 50 | От 10 до 30 | До 10 | нет |
Воздушный транспорт | Более 2000 | От 500 до 2000 | От 100 до 500 | От 40 до 100 | До 40 |
Железнодорожный транспорт | Более 50 | От 26 до 50 | От 11 до 25 | До 10 | нет |
Морской и речной транспорт | Более 300 | От 100 до 300 | От 25 до 100 | До 25 | нет |
Городской наземный электрический транспорт | Более 50 | От 30 до 50 | От 10 до 30 | До 10 | нет |
Метрополитен | Более 100 | От 50 до 100 | От 10 до 50 | До 10 | нет |
Еще один тип категории объектов присваивается в зависимости от количественных показателей о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде (таблица 3).
Вид транспорта/категория | Первая | Вторая | Третья | Четвертая | Пятая |
Автомобильный транспорт | Более 100 млн | От 60 млн до 100 млн | От 20 млн до 60 млн | До 20 млн | Нет |
Дорожное хозяйство | Более 1 млрд | От 500 млн до 1 млрд | От 100 млн до 500 млн | До 100 млн | Нет |
Воздушный транспорт | Более 500 млн | От 250 млн до 500 млн | От 100 млн до 250 млн | От 10 млн до 100 млн | Менее 10 млн |
Железнодорожный транспорт | Более 100 млн | От 50 млн до 100 млн | От 10 млн до 50 млн | Менее 10 млн | Нет |
Морской и речной транспорт | Более 500 млн | От 250 млн до 500 млн | От 20 млн до 250 млн | Менее 20 млн | Нет |
Городской наземный электрический транспорт | Более 100 млн | От 60 млн до 100 млн | От 20 млн до 60 млн | До 20 млн | Нет |
Метрополитен | Более 15 млн | От 15 млн до 10 млн | От 10 млн до 5 млн | До 5 млн | Нет |
Проблема определения категории заключается также в том, что Приказ определяет только количественные показатели (критерии) возможных последствий совершения акта незаконного вмешательства. Методик, рекомендаций по расчету количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людях, о возможном материальном ущербе в результате совершения акта незаконного вмешательства нет.
Приказ определяет, что отнесение объекта транспортной инфраструктуры к одной из категорий осуществляется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. Методик Федеральных агентств по видам транспорта по расчету последствий совершения акта незаконного вмешательства в открытом доступе нет.
Кроме того, ни в Приказе, ни в других нормативных документах не указывается, как влияют сведения о месте проведения строительных работ, сведения о технических и технологических характеристиках проектируемого объекта транспортной инфраструктуры на категорию объекта.
Таким образом, застройщик вынужден самостоятельно разработать методику расчета последствий совершенного акта незаконного вмешательства, методику расчета возможного числа погибших (пострадавших), методику расчета возможного материального ущерба ОТИ и ущерба окружающей природной среде.
Предположим, застройщик, совместно с проектировщиком, разработал такие методики. Застройщик (субъект транспортной инфраструктуры) установил предварительную категорию строящегося объекта транспортной инфраструктуры — ТРЕТЬЯ. Строительство ОТИ завершилось, компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности по «своим» методикам определил, что объекту должна быть присвоена ПЕРВАЯ категория… И что, снова проектирование, снова реконструкция, снова финансовые затраты?
Для решения данной проблемы, как минимум, должна быть разработана и утверждена Минтрансом России и/или Федеральными агентствами по видам транспорта модель нарушителя. Совершенно очевидно, что последствия АНВ в результате подрыва взрывного устройства мощностью 100 грамм в тротиловом эквиваленте и подрыва взрывного устройства мощностью 10 килограмм в тротиловом эквиваленте будут иметь существенные различия для ОТИ разных видов транспорта.
Для установления предварительной категории строящегося ОТИ необходимо разработать модель нарушителя, методику расчетов последствий АНВ, методику расчетов материального ущерба и т.п.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ СТРОЯЩЕГОСЯ ОБЪЕКТА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Одной из трудностей в вопросе обеспечения транспортной безопасности ОТИ на стадии проектирования является то, что Постановление и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы транспортной безопасности, предусматривают только общие требования к проектированию. При этом правила проектирования и правила оценки достаточности оснащения ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в указанных документах отсутствуют.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 № 29 определяет, что проектируемый объект транспортной инфраструктуры должен полностью соответствовать требованиям по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающим уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры.
Исходя из требований Постановления, проектировщик должен определить:
- конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и ее частей (секторов);
- конфигурацию и границы предполагаемых критических элементов объекта транспортной инфраструктуры;
- места расположения на ОТИ контрольно-пропускных пунктов (постов), мероприятия по предотвращению несанкционированного доступа (перемещения) на объект транспортной инфраструктуры физических лиц, транспортных средств, грузов, иных материально-технических объектов, фактически разработать инструкцию о пропускном режиме;
- место расположения и техническое оснащение поста (пункта) управления обеспечением транспортной безопасности;
- полный состав и места размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности. Исходя из требований Постановления, на этапе проектирования необходимо провести в полном объеме оценку уязвимости проектируемого объекта.
Разработанный проект объекта транспортной инфраструктуры должен пройти этап экспертизы. Однако организации, уполномоченные проводить экспертизу проектной документации, не являются компетентными органами в области транспортной безопасности. Полученное положительное экспертное заключение на проектную документацию не гарантирует, что компетентный орган в области транспортной безопасности после завершения строительства не укажет на необходимость внедрения дополнительных мер по обеспечению транспортной безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектирование объектов транспортной инфраструктуры требует новых подходов. Существующая нормативно-правовая база в области транспортной безопасности требует от проектной организации специальных знаний.
В условиях отсутствия методик, рекомендаций по реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 № 29 проектной организации необходимо уже сейчас разработать соответствующие внутренние регламенты.
Необходимо учитывать, что требования к проектированию — это только начальный этап нормативного регулирования вопросов оснащения объектов транспорта и транспортных средств системами безопасности. Впереди принятие правил сертификации оборудования,установление единого протокола мониторинга…
Источник: vashtvmir.ru