Зачастую люди, желающие оформить документацию относительно земельного надела, по причине трудоемкости этого процесса попадают в тупик. Процедура достаточно длительна по времени, а пакет необходимых документов зависит от того, какие бумаги есть у владельца изначально. В связи с этим появилось такое явление как самозахват участка.
[contents]
Что это
Под самовольным занятием земельного надела в стране подразумевают действия, способные подтвердить использование определенного надела по факту. В таком случае отсутствует решение органов власти, местной администрации, согласно которому надел передается в собственность, аренду либо оформляется бессрочное постоянное пользование земельным участком.
Рассматриваемое понятие имеет тонкую границу с таким явлением, как «землеотвод», что значит выделение определенной части территории, которая имеет четко установленные координаты и границы. В ситуации, когда имеется этот отвод человек, имеет возможность перейти к процедуре оформления документации относительно надела и получить государственный акт установленной формы.
Как узаконить самовольную постройку?
Стоит отметить, что на территории страны достаточно большое количество участков, на которых располагаются строения и объекты, не подтвержденные отводом.
Такие участки получают наименование самозахваченных территорий, что подпадает по нормы административного законодательства и влечет применение к нарушителю штрафных санкций.
Зачастую в качестве объекта захвата выступают наделы, которые относятся к бесхозным, при этом имеют смежные границы с участком лица, желающего занять их. В результате можно сказать, что захват имеет своей целью увеличение собственных территорий за счет незаконного установления новых границ.
В некоторых ситуациях человек не осознает того, что использует участок земли, который ему не принадлежит. Также случает и такое, что лицо использует меньший надел, чем ему принадлежит.
Признание права на ЗУ
Причинами вышеназванных явлений выступает то, что самозахват произошел давно, выясняются такие моменты, когда возникает необходимость совершения различного рода сделок с земельным участком (ЗУ). Случается и такое, что результатом совершенного захвата становится причинение вреда лицу, владеющему участку на законных основаниях.
Когда возникает ситуация с неузаконенной постройкой, то решить проблему намного проще, так как требуется оформить необходимую документацию, уплатить штраф и можно продолжать использовать строение. Если же дело касается земли, то случаи рассматриваются намного сложнее, и зачастую переходят в судебное разбирательство.
Рассматриваемые действия относятся законодателем к статье 7.1 КоАП РФ, что говорит о том, что они являются административными правонарушениями, за что закон предусматривает наказание в виде штрафных санкций.
Размер штрафа зависит от того, какая категория земель была присвоена – это могут быть ЗУ, принадлежащие муниципалитету либо участки, относящиеся к лесным, водным объектам, местам залежей полезных ископаемых и прочее – тогда сумма будет намного больше.
Также следует иметь в виду, что каждый надел имеет владельца, если на вопрос с юридической стороны. В ситуации, когда ЗУ не находится в собственности граждан, организаций, а также не относится к землям муниципалитета – значит правом собственности обладает государство.
Данное правило устанавливается в земельном законодательстве.
К самозахвату принято относить действия:
- увеличение собственной территории за счет выноса забора, произведенного самовольно;
- постройка новых строений;
- складирование своего имущества на чужой территории.
Согласно нормам гражданского законодательства устанавливается, что все сделки, связанные с недвижимым имуществом, должны пройти обязательную процедуру регистрации в государственном органе – Росреестре. Процесс проводится в соответствии с принятым порядком.
Оформление ЗУ в собственность через Росеестр
Когда происходит отчуждение земельного надела, в том числе путем продажи, его дарения – также требуется прохождение обязательной регистрации. Устной договоренности в данном случае недостаточно.
В качестве исключения рассматривается соглашение аренды, субаренды, переуступка прав аренды, а также договоры, безвозмездного пользования на определенный срок. В этих случаях срок не должен устанавливаться более 1 года. Иначе соглашение также подлежит регистрации.
Ответственность
В главном законе государства – Конституции, имеется статья 35, которая гласит о защите частной собственности, от каких бы то ни было посягательств. Также стоит отметить, что лишиться правомочий на собственность можно только по решению, вынесенному судебным органом.
Допускаются ситуации, когда земля изымается в государственных целях, однако происходит это после того, как совершено предварительное возмещение изъятого надела. Права владельцев участков защищаются на законодательном уровне. В частности статье 209 Гражданского кодекса.
Штраф за самовольное занятие ЗУ
В статье 218 речь идет о способах, применяемых при отчуждении, чем является купля-продажа, меня, дарения. В случае, когда они проведены согласно закону. Залог земельного участка сюда не относится, так как права таким образом не отчуждаются.
Когда отчуждение производится посредством другого способа – это значит, что относится действие к понятию самозахвата и подлежит наказанию в соответствии с законом.
В статье 1107 говорится о том, что лицо, которое без необходимых на то основания сберегало имущество, либо получило надел в других случаях – имеет обязанность по возмещению реальному владельцу доходов, извлеченных в результате использования. Также это могут быть доходы, которые получены лицом с момента, когда он узнал о том, что способ его обогащения носит незаконный характер.
Для этого требуется подать иск в судебный орган, обратиться необходимо по месту, где располагается ЗУ являющийся предметом спора. Судом рассматриваются факты:
- правомерной принадлежности лицу, подавшему иск;
- факт реального нахождения участка во владении ответчика;
- показания свидетелей;
- добросовестность владения чужой собственностью.
Стоит отметить, что в ситуации, когда собственник на протяжении долгого периода времени отсутствовал на участке, при этом отсутствует оформленный добровольный отказ от надела либо такое решение вынесено судье – это не может быть рассмотрено в качестве основания для передачи земли другому человеку.
Согласно Постановлению Правительства, принятому в 2003 году под номером 580 – допускается признание надела бесхозным. Процедура производится органами муниципалитета. Также указывается, что отказ от правомочий собственности на участок выражается в виде оформленного в письменной форме заявления.
Инструкция по легализации
На федеральном уровне в 2004 году был принят закон, который предусматривает возможность надлежащим образом провести регистрацию по отношению участков, которые были захвачены. В данном случае речь идет о дачных участках, которые находятся в собственности муниципалитета или государства, а не частного лица. Получается, что надел должен находиться в использовании только одного человека, который им фактически владеет.
Стоит отметить, что такие добавочные территории придется выкупить у государственных органов, но при этом цена будет намного ниже той, что установлена на рынке.
Оформление
Процедура оформления производится посредством прохождения нескольких шагов:
- Изначально происходит оплата штрафов.
- Далее лицо обращается в Государственный кадастр для того, чтобы узнать имеются ли сведения относительно захваченного надела в реестрах. В ситуации, когда сведений об участке в государственном органе нет, значит, и проблемные моменты отсутствуют.
После совершения указанных действий допускается возведение на присоединенном ЗУ различного рода сооружений, строительство зданий. Собственник имеет полномочия на занятие перепланировкой, использовать ландшафтный дизайн и прочее.
Вся документация относительно надела должна храниться в надежном месте, использование таких документов требуется при проведении различного рода сделок с участком, чем может быть купля-продажа, дарение. Также акты потребуются при решении спорных вопросов с лицами, проживающими по соседству, к примеру, сервитут земельного участка.
Когда на участке имеются строения, которые носят капитальный характер, то процедура в значительной степени усложняется. В подобных случаях правомочия собственника по отношению к постройке устанавливается на основании решения судебного органа. Также требуется установление определенного рода прав, чем может быть наследственные правоотношения, бессрочное владение.
Стоит обратить внимание на то, что процедура подачи заявления на надел, где располагается самовольная постройка, не регулируется нормами земельного законодательства.
Единственное на что может рассчитывать собственник- это то, что в процессе проведения межевых работ строение не будет замечено. В противном случае лицо, которое возвело постройку, будет обязано снести ее.
Штрафные санкции и правовые последствия
За захват земельных участков, произведенный самовольно, в законодательстве устанавливаются штрафные санкции. В 2015 году в законы внесены коррективы, согласно которым эти суммы возрастаю в значительной степени. Результатом внесения изменений стало то, что размер штрафа стал зависеть от стоимости надела, прописанной в кадастре. Выражается он в процентном отношении.
Говорится, что размер штрафа для физических лиц равняется от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости, но не может быть менее 5000 рублей. Если нарушение совершено организацией – штраф увеличивается от 2 до 3 процентов и составляется не менее 10 тысяч рублей.
Когда кадастровая цена не известна, что значит, не определена – штрафы начисляются в фиксированных суммах. В таком случае граждане отвечают в пределах от 5000 до 10000 рублей, а юридические лица – от 100 000 до 200 000 рублей. Если занят был не весь участок, а лишь его часть, то размер штрафа рассчитывается пропорционально занятой доле.
Если речь идет о нецелевом использовании наделов, то штрафы устанавливаются такие:
Когда не установлена кадастровая стоимость:
- для граждан – 10 000 до 20 000 рублей;
- для организаций – от 100 000 до 200 000 рублей.
Когда нарушение совершается повторно, это влечет за собой увеличение размера штрафов.
Степень, в которой измеряются правовые последствия, которые следуют за захватом участка – находится в зависимости от того, какой тип надела захвачен. Если захвачены государственные земли либо земли, находящиеся в запасе – подразумевается, что вред причиняется государству. В этой ситуации человек, который, не имея законных оснований, захватил землю, обязан вернуть такую территорию. Выполнение данного действия обязательно.
Согласно нормам Кодекса об административных нарушениях РФ подобная ситуация влечет для виновного применение административной, а также имущественной ответственности. Если произошел захват земли, в отношении которой не имеется правоустанавливающей документации – предполагается наложение на виновного административного штрафа.
Если в соответствии с законодательной базой за использование конкретного участка не устанавливается требование по оформлению правоустанавливающей документации – тогда самовольное занятие в его отношении не будет рассматриваться как совершение правонарушения.
В этой ситуации каких-либо правовых последствий самовольный захват не несет для лица.
Согласно земельному законодательству для захватчика не предусматривается возмещений потраченных денежных средств относительно процедуры освоения ЗУ. Это значит, что после того, как участок возвращается его законному владельцу – лицо, захватившее землю, не имеет прав требовать компенсации за работы, которые проводились на земле для ее приведения в надлежащий вид, сооружению построек и прочее.
Судебная практика
В настоящее время в Российской Федерации достаточно широко развита судебная практика по рассматриваемой категории дел. Самозахваты совершаются лицами с различными целями, основные из которых – возведение дачных, жилищных и прочих построек.
Более острой данная проблема является для Крымского федерального округа. Власти региона принимают меры по возращению незаконно захваченных земель у населения. Также по решению судебного органа производится снос незаконно возведенных строений.
Если сосед забрал участок
Если возникает ситуация, когда лицо, проживающее по соседству, без наличия к тому законных оснований занимает участок того, кто имеет правоустанавливающие документы относительно земельного надела – пострадавший имеет право подать исковое заявление в судебный орган.
К иску требуется приложить документацию, подтверждающую наличие прав собственности относительно участка, также необходимо оплатить государственную пошлину в установленном законодателем размере.
Заявление подается в судебную инстанцию в трех экземплярах. У суда имеется обязанность по передаче искового лицу, выступающему в качестве ответчика. При этом стоит иметь в виду, что свидетельство, подтверждающее наличие прав собственности, не должно передаваться никому.
Когда сосед по случайности захватил часть земельного надела, изначально требуется уведомить его об этом в письменной форме. Когда сосед игнорирует поступившее письмо либо отказывается возвращать надел собственнику- у последнего возникает право на подачу искового в суд.
Стоит учесть, что лица, выполняющие председательские функции в СНТ не могут ни при каких обстоятельства распоряжаться заброшенными наделами, так как не являются их собственниками. Для того чтобы иметь возможность избежать спорных ситуаций по отношению ЗУ требуется иметь оформленную надлежащим способом документацию.
Каждый случай самозахвата является уникальным, в связи, с чем решение о возможности его легализации принимается в индивидуально порядке. Каждый раз необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в законодательных актах.
Источник: oprave.com
Статья 7.9 КОАП РФ. Самовольное занятие лесных участков
Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Комментарии к ст. 7.9 КОАП РФ
Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1»
Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Колоколов А.В. Колоколова М.Д. Липатов Э.Г.
Свечникова И.В. Чаннова С.Е.
В ст. 7.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Цель статьи — защита права государственной собственности на леса, а также защита прав лиц, получивших лесные участки в аренду, безвозмездное постоянное (бессрочное) пользование.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны права собственности на лесные участки и установленный порядок пользования ими (Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2018 N 306-АД17-16711 по делу N А72-2654/2017).
Предметом правонарушения являются лесные участки. Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Правоотношения по использованию лесов являются общественно значимыми, базирующимися на принципах, указанных в ст. 1 Лесного кодекса РФ, в том числе на принципе использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, что обеспечивается установленными законом правилами лесопользования и запретом на использование лесных участков без законных оснований.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ).
В силу ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются:
1) для осуществления работ по геологическому изучению недр;
2) разработки месторождений полезных ископаемых;
3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее — линейные объекты);
5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;
6) осуществления рекреационной деятельности;
7) осуществления религиозной деятельности.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в ст. 9 Лесного кодекса РФ, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ использование лесов может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.
Согласно ст. 43 Лесного кодекса РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со ст. 21 ЛК РФ.
Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 43 Лесного кодекса РФ. Для выполнения работ по геологическому изучению недр в отношении лесных участков может быть установлен сервитут.
Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Например, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.06.2017 N Ф02-2686/2017 по делу N А78-11089/2016 отмечается: «. является правомерным вывод судов, что участок лесного фонда в квартале 112, выделе 18, Удоканского участкового лесничества Чарского лесничества использовался ОАО «РЖД» 27.06.2017 без документов, предусмотренных действующим законодательством (договора аренды лесного участка), то есть самовольно.
В результате самовольного использования лесного участка обществом нарушены ст. ст. 9, 43 Лесного кодекса Российской Федерации, пункты 2, 3 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод судов о том, что ОАО «РЖД» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.9 КоАП».
Таким образом, в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов на землях лесного фонда пользователь обязан оформить соответствующие документы на участки.
Пунктом 1 ст. 62 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 названной статьи на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 19 ноября 2013 г. N 6557/13, следует, что данная норма не устанавливает каких-либо самостоятельных, специальных способов восстановления нарушенных прав. Такой способ защиты нарушенных прав и законных интересов правообладателей земельных участков, как возложение обязанности по освобождению земельного участка от незаконно возведенных на нем строений, может быть применен только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (ст. ст. 222, 304 Гражданского кодекса РФ.
На основании ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в самовольном занятии лесных участков, т.е. активных действиях, состоящих в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени и других условий. В частности, оно может состоять в эксплуатации ресурсов, удалении лиц, имеющих право там находиться, и т.п.
Исходя из разъяснений, данных в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ», под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке. Например, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 N 15АП-6892/2017 по делу N А32-40341/2016 указано, что «под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, при отсутствии на то правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования или аренды на данный участок».
Использованием лесных участков без специальных разрешений могут быть признаны активные действия, нарушающие установленные правила использования лесных участков, к которым, в частности, можно отнести:
неразрешенное проведение работ по корчеванию, т.е. удаление пней, кустарника, деревьев с корнями ручным (вручную, с помощью лаг, лебедок после подколки и подрубки корней), огневым (выжиганием), взрывным, механическим (с помощью тракторных корчевателей) способами;
строительство, т.е. возведение, сооружение (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и проч., дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п.;
устройство открытых и закрытых складов, т.е. размещение на поверхности земли лесоматериалов, техники, оборудования, горюче-смазочных материалов, тары или оборудование стоянок для транспорта.
В Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 по делу N А29-68/2017 указано: «. использование лесных участков в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов без предоставления названных участков возможно только путем выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан и проведения работ, установленных п. 8 Правил N 223.
Таким образом, с учетом того, что спорные лесные участки использовались ООО «Газпром трансгаз Ухта» не для расчистки охранной зоны трубопровода, а для снятия почвенного покрова при производстве ремонтных работ линейного объекта (нитки газопровода Пуньга — Ухта — Грязовец), общество обязано было оформить все разрешительные документы в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ.
Неоформление заявителем указанных документов перед началом использования лесов свидетельствует о самовольном занятии вышеназванных лесных участков».
Обязательным условием применения данной нормы является отсутствие специального разрешения на проведение этих работ на лесных участках.
Надлежащим является разрешение на проведение отдельных видов работ, возведение сооружений (производственных, хозяйственных, бытовых), прокладку лесных дорог и иных элементов лесной инфраструктуры и т.п. в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного или бессрочного пользования лесным участком.
После 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами (ст. 14.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченного в соответствии со ст. ст. 81 — 84 Лесного кодекса РФ органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам — в аренду, безвозмездное пользование.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Так, согласно ст. 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Отметим, что судебная практика исходит из того, что отсутствие факта государственной регистрации заключенного и исполняемого в соответствии с условиями заключения договора не может являться основанием для признания занятия лесного участка самовольным (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 N 09АП-39406/2013 по делу N А40-91262/13).
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Так, дело было передано на новое рассмотрение, поскольку суд не исследовал обстоятельства занятия ответчиком спорного земельного участка. В частности, отмечено, что «. бремя доказывания факта самовольного занятия земельного участка в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на Комитет, в то время как именно КХ «Золотые петушки», настаивающее на том, что у него имеются правовые основания для использования данного земельного участка, должно было представить такие доказательства» (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2017 N Ф05-21828/2016 по делу N А41-19229/2016).
Административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст. 7.9 КоАП РФ, является длящимся (см., например, решение N 21-62/2017 от 25 января 2017 г. по делу N 21-62/2017).
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может быть признано малозначительным (см., например, решение N 12-196/2016 12-9/2017 от 21 февраля 2017 г. по делу N 12-196/2016).
лесопользователи, т.е. граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению установленного порядка управления лесным фондом;
иные лица, которые ведут хозяйственные работы в лесах (см., например, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 N 19АП-1302/2017 по делу N А36-9267/2016).
При определении субъективной стороны подходы судебной практики разделились. В одних случаях суды исходят из того, что субъективная сторона выражается в форме умысла или неосторожности (см., например, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 N 07АП-4340/2016 по делу N А02-174/2016). В других случаях отмечается, что субъективная сторона характеризуется прямым умыслом (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.04.2009 N Ф03-1263/2009 по делу N А16-1/2009).
Обязанность доказывания принятия мер для соблюдения требований законодательства при использовании участка лесного фонда возлагается на субъекта правонарушения.
В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.03.2016 N Ф04-478/2016 отмечается: «Поскольку ЗАО «Турсунт» не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства при использовании участка лесного фонда, а также подтверждающих невозможность своевременного оформления правоустанавливающих документов на него в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, арбитражные суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», обоснованно сочли доказанным наличие в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ. Тот факт, что договор аренды заключен на лесной участок, местонахождение и границы которого были определены обществом самостоятельно исходя из имеющейся у него информации о залежах песка, а также неоднократное проведение арендодателем проверок исполнения договорных обязательств, в ходе которых не было обнаружено нарушений, не свидетельствуют об отсутствии его вины в совершении вменяемого правонарушения».
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Источник: rulaws.ru
Самозахват земельного участка: ответственность, штраф и требования
Какова ответственность при самозахвате земельного участка? Какие именно действия оцениваются в таком ключе? Какие формы ответственности применяются? На что рассчитывать человеку, захватившему участок? Имеются ли способы решения проблемы, например, приобретение земли на законных основаниях?
Права на землю
Прежде чем разбираться с ответственностью при самозахвате земельного участка, следует выяснить, что это такое? Граждане обладают целым перечнем прав, на которые они вправе претендовать. Это:
- аренда;
- сервитут;
- наследуемое владение;
- собственность.
Все они объединены одним фактором – юридическим основанием. Во всех случаях присутствует или договор или решение органов власти о передаче земельного участка. Может случиться, что решения принимались, но по каким-то причинам оформление прав не было завершено. Люди в нашей стране в силу негативного отношения к государству склонны пренебрегать формальными правилами. В случаях частичного присутствия комплекта документов ответственность при самозахвате земельного участка не предусматривается.
Граница нарушений
Считается, что гражданин вышел за рамки закона, когда он владеет участком, не имея на руках договора (если дело касается частной собственности либо акта органа власти о передаче земли).
Обладание правами на земельный участок основано на целом алгоритме действий:
- заинтересованное лицо подает документы в муниципалитет (или иной орган, ответственный за распоряжение участками);
- на документы дается ответ и принимается распоряжение уполномоченного органа;
- заключается договор либо принимается решение о передаче участка в собственность;
- производится регистрация права.
Достаточно получить хотя бы разрешение от соответствующего органа, иначе гарантирован самозахват земельного участка и ответственность за это.
Если же участок был занят, а затем распоряжение все же получено, ситуация рассматривается с иной точки зрения.
Почему государство так реагирует?
Во-первых, государство стремится ввести гражданский оборот в пределы или границы, в которых каждый сможет себя чувствовать защищенным. Во-вторых, дело касается налогов – незаконное использование в какой-то мере затрагивает, прежде всего, интересы казны. Во-третьих, незаконное использование приводит к иным последствиям, например, нарушение экологических стандартов – и далее к ухудшению качества земли. Никто не будет оспаривать значимость и ценность пахотных или лесных земель.
Если затрагиваются охранные зоны (участки, отведенные под объекты электроэнергетики), речь идет о безопасности нарушителя и других людей.
Имущественные последствия
Рассмотрим гражданско-правовые нюансы нарушения. С чем столкнется нарушитель? Ответственность за самозахват земельного участка предполагает:
- нельзя провести какую-либо сделку, передать по наследству, т. к. не возникает никаких прав на такой земельный участок;
- не возникает прав собственности на возведенные строения (объекты капитального строительства);
- в любой момент собственник вправе потребовать участок обратно, сроки исковой давности на подобные требования не распространяются;
- возникает обязанность устранить все следы своей деятельности, в частности, снести все строения без компенсации за них;
- извлечение прибыли дает право собственнику потребовать ее у незаконного владельца.
Особенность ответственности за самовольный захват земли – все убытки полностью ложатся на плечи захватчика. Например, если собственник потратил средства на снос объектов на участке или на приведение участка в порядок из-за нарушений правил пользования. На его счет относятся и расходы на судебные разбирательства.
Административные санкции
Нормы КоАП применяются в первую очередь к захватчику. Во-первых, они закрепляют официальное подтверждение факта нарушения закона, а во-вторых, служат стимулом к исправлению ситуации.
Какой штраф налагается на нарушителя? В основу расчетов ложится кадастровая стоимость земельного участка:
- граждане выплачивают штраф в размере до 1,5%, но не менее 5000 руб.;
- должностные лица организаций выплачивают штраф в размере 2%, но не менее 20 000 руб.;
- организация, несущая ответственность за самовольное занятие земельного участка, может выплатить штраф в размере не менее 100 тыс. руб.
Если участок не внесен в кадастр
Какие предусмотрены законом штрафы и ответственность за самозахват земли, если участок не поставлен на учет и соответственно не имеет кадастровой цены? В этом случае:
- штраф, накладываемый на граждан, составляет от 5 до 10 тыс. руб.;
- должностные лица организаций выплачивают штраф в размере от 20 до 50 тыс.;
- организации выплачивают от 100 до 200 тыс. руб.
Предприниматели выплачивают штрафы в том же размере, что и организации.
Если захватывается часть участка, занесенного в кадастр, то размер штрафа исчисляют пропорционально цене незаконно занятой части.
Процедура привлечения к ответственности
Чиновники муниципалитета или иной орган в зависимости от полномочий, выявив нарушение, составляют акт, затем административный протокол (чаще всего полиция). К делу приобщаются объяснения виновного лица, истребуются выписки из реестра прав на недвижимость. Затем дело передается в органы земельного контроля, и начальник управления рассматривает дел, назначая штраф.
Если захвачен дом
Привлекают за самозахват земли или дома? КоАП затрагивает действия, касающиеся лишь земельного участка. В УК предусмотрена ответственность за незаконное проникновение при отсутствии согласия проживающего лица.
Если там никто не живет, то применяются нормы о выселении лица, которое не приобрело законных оснований для проживания в доме. Если объект не введен в эксплуатацию, он не может считаться приемлемым для проживания и граждане подлежат выселению, как из аварийного или непригодного для проживания объекта.
Какие меры могут приниматься?
Под самозахватом понимаются действия разного характера. Например, выстроен забор вокруг участка общего пользования, и доступ к нему фактически ограничен. Достаточно лишь убрать часть заграждения.
Если же участок заняли под строительство, объект сносит или захватившее участок лицо, или власти. Второй вариант более дорогой, исполнители склонны завышать цены.
Освобождение земельного участка
Органы муниципалитета или земельного контроля вправе издать предписание об освобождении участка от его имущества либо объектов незаконного строительства.
Если виновное лицо не выполняет предписания и отказывается освободить участок, в суд подается иск. Принимается решение, обязывающее выполнить требования органов власти или собственника участка, если им являются человек или организация. В основу ложатся материалы дела о привлечении к административной ответственности. Гражданский иск в суд – это главное, чем грозит самовольное занятие земельного участка.
Возможна ли уголовная ответственность?
В РФ пока нет соответствующего положения в УК об ответственности за самозахват. В то же время, если совершено деяние, подпадающее под нормы кодекса, участок отберут, используя несколько иные формулировки: участок приобретен на денежные средства, добытые преступным путем. Сюда включается мошенничество, использование поддельных или подложных документов и т. д.
Самозахват земель, как с ним будут бороться дальше? Пока что имеющихся инструментов ответственности достаточно.
Как узаконить самозахват земельного участка?
Если собственник – физическое лицо или организация, заключается договор аренды или купли-продажи, в случае их согласия. Если согласия нет, то проблем не избежать.
Если же земли принадлежат государству, надо действовать в общем порядке.
Подать заявление на приобретение в собственность с чертежом границ (предусмотрен специальный бланк). Муниципалитет дает объявление, и если желающих приобрести данную землю в течение месяца не найдется, то дается согласие на приобретение ее гражданином в собственность. Описанный путь труден из-за нежелания чиновников выделять землю для граждан, и они вынуждены обращаться в суды.
Еще один способ – приобретение участка по кадастровой стоимости, если он граничит с участком заявителя. Земля при этом должна быть бесхозной (не находиться в собственности частного лица).
Нужно отметить, что на земельные участки не распространяются положения о приобретательной давности.
Можно попробовать добиться получения земельного участка взамен квартиры, если заявитель числится в очереди лиц, нуждающихся в жилье.
В заключение
Самозахват – это завладение земельным участком без разрешения собственника (частное лицо или государство). Закон предусматривает административную ответственность в виде штрафов. Среди имущественных последствий называют отсутствие каких-либо прав на участок и на то, что будет на нем построено. Кроме санкций, собственник вправе подать в суд иск об освобождении земельного участка.
Пути узаконивания владения предусматриваются земельным законодательством:
- приобретение на бесплатной основе, если ранее обратившийся гражданин уже не приватизировал бесплатно землю;
- купля-продажа на аукционе или без него, если это предусмотрено законом.
В законе немало путей решения проблемы, и придется потратить немало времени, чтобы найти путь, подходящий в конкретной ситуации.
Источник: businessman.ru
О чем нужно знать владельцам земельных участков, ставшим жертвой «захватчиков»
Каждый земельный участок на территории РФ принадлежит конкретному собственнику, который не только пользуется землей, но и отвечает за сохранность земельного надела и эксплуатацию его по целевому назначению. Если земля не находится в собственности у граждан или организаций, то владельцем территории является государство или муниципальные органы власти. Попытка юридических или физических лиц использовать в своих целях чужой земельный участок без приобретения официального права на владение или временное пользование — самовольный захват от земли, который является административным преступлением. Существует несколько эффективных законных способов, которыми собственник самозанятой территории может восстановить свои права и получить компенсацию за понесенный ущерб.
Самовольный захват: определение в законодательстве
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) определяет самовольное занятие земельного участка, как неправомерный захват и использование этой недвижимости лицами, не имеющими на нее законных прав (статья 7.1 КоАП РФ). К самозахвату отнесены следующие действия:
- нарушение границ собственного участка земли, установленных межевым планом: вынос построенного здания или ограждения на территорию прилегающего соседнего;
- постройка на участке любых зданий или установка конструкций, а также применение земли под хранение (складирование) имущества без предварительного оформления правоустанавливающей документации;
- использование земли для сельскохозяйственных целей (садоводство, огород, дачное хозяйство) или для коммерческой деятельности без оформления разрешительных документов, а также после окончания срока его действия;
- иные незаконные действия, из-за которых собственник участка не может полноправно пользоваться своей недвижимостью.
Случается, что человек, использующий не принадлежащую ему землю, даже не подозревает, что совершает административное преступление. Особенно это касается «стихийных» огородов и дачных наделов, которые возникли на неэксплуатируемой территории сельхозназначения или арендаторов, своевременно не продливших договор с собственником земли. Рассмотрим, какие последствия могут ожидать «захватчика», вольно или невольно нарушающего чужое право собственности.
Ответственность за самозахват: гражданская, административная, уголовная
Нередко правонарушители пытаются самовольно захватить и застроить землю в надежде, что со временем удастся оформить эту недвижимость на себя. Но, как показывает практика, легально получить чужой участок без согласия собственника невозможно, а захватчику рано или поздно приходится нести ответственность за нарушение закона. Прежде всего стоит помнить о гражданско-правовых последствиях:
- Невозможность законно пользоваться участком земли, осуществлять на нем строительство (застройку), использовать его в коммерческих целях и проводить сделки с самозанятым участком.
- Обязанность нарушителя покинуть самозахваченную территорию по требованию собственника, а также возместить причиненный вред и провести за свой счет все работы, позволяющие вернуть участку состояние, пригодное для дальнейшего использования земли (статья 76 ЗК РФ). К таким видам работ относятся: снос нелегальных построек, очистка от загрязнений, восстановление ограждения и межевых знаков.
- Обязанность компенсировать владельцу убытки и выплатить собственнику сумму, аналогичную полученной от участка прибыли.
Важным условием является то, что сам правонарушитель не имеет права претендовать на возмещение понесенных убытков, например, на возмещение ему стоимости нелегальных построек на самозахваченном участке (статья 222 ГК РФ).
Одновременно с вышеперечисленными последствиями за несанкционированную эксплуатацию занятой территории нарушителю будет грозить административное наказание — денежный штраф. Размер взыскания зависит от того, кем является правонарушитель. К ответственности за самозахват могут быть привлечены:
- граждане, то есть физические лица, не занимающие государственную должность и не являющиеся индивидуальным предпринимателем;
- должностное лицо — представитель органов власти, занимающий должность в государственных организациях;
- юридические лица или индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ, штраф налагается в сумме, равной определенному проценту от кадастровой стоимости нелегально занятой земли:
- для рядовых граждан — штраф в размере от 1 до 1,5%, но в сумме не менее 5 тысяч рублей;
- на должностных лиц — от 1,5 до 2%, но не менее 20 тысяч рублей;
- на юридических лиц или предпринимателей — от 2 до 3%, но не менее 100 тысяч рублей.
Для ситуации, когда кадастровую стоимость занятой территории определить невозможно, законом указаны следующие размеры штрафных взысканий:
- для физического лица — от 5 до 10 тысяч рублей;
- для должностного лица — от 20 до 50 тысяч рублей;
- для предпринимателя или юридического лица — от 100 до 200 тысяч рублей.
Если нарушителю удалось доказать, что нелегально эксплуатировалась только часть участка, штраф при расчете от кадастровой стоимости занятой земли будет меньше. В такой ситуации сумма, на которую его могут штрафовать, высчитывается пропорционально площади самовольно захваченной части.
Особо тяжелые последствия наступают, если в процессе проверки выяснится, что самозанятие участка было связано с преступлением. Факты мошенничества и незаконных операций по обороту недвижимости станут основанием для уголовного дела и привлечению нарушителя к ответственности.
Законные способы восстановить право на недвижимость
Всех собственников земельных участков закон наделяет полномочиями по восстановлению и защите прав, нарушенных при самозахвате (статьи 59, 60 ЗК РФ). На свое усмотрение законный владелец может предпринять действия по выдворению «захватчика» со своей территории самостоятельно или с привлечением контролирующих и судебных органов:
- Самозащита (статья 14 ГК РФ). Под этим термином понимаются самостоятельные активные действия собственника недвижимости, в том числе применение физической силы. Например, демонтаж или перенос ограждения, установленного с нарушением границ соседних участков (подробнее о том, как определить границы земельного участка). Важно, чтобы при этом действия пострадавшего владельца недвижимости не выходили за рамки законов.
- Жалоба в надзорные органы. Обращаться потребуется в отдел Росреестра, который обязан контролировать законность регистрации и использования подведомственных ему земельных участков. По заявлению инспектора Росреестра проведут проверку и составят протокол, на основании которого будет начато административное разбирательство. Помимо этого, контроль могут осуществлять органы Россельхознадзора и Росприроднадзора.
- Направление требования правонарушителю. Передача официального письма с требованиями прекратить совершение незаконных действий по использованию земли обязательно должна быть зафиксирована и иметь подтверждение. Например, требование может быть отправлено по почте заказным письмом. Одновременно собственник земли может дополнить письмо претензией о возмещении ему ущерба, полученного в результате самовольного занятия участка.
- Обращение в суд (статьи 301, 304 ГК РФ). Следующий шаг после отказа или игнорирования требования собственника участка к правонарушителю — подача искового заявления в суд. Вместе с восстановлением нарушенного права на участок земли, в иск могут быть включены требования о компенсации ущерба и выгоды, упущенной из-за невозможности пользоваться участком.
Важное условие для рассмотрения гражданского иска — владелец участка должен представить документы, подтверждающие его права на данную недвижимость.
В пакет документов собственника должны входить:
- правоустанавливающая документация — основание для получения прав на недвижимость (свидетельство о вступление в наследство, решение муниципалитета о передаче участка земли или договор, подтверждающий приобретение собственности);
- правоподтверждающие документы: свидетельство Росреестра о госрегистрации прав на землю, выписка, кадастровый паспорт.
Если в процессе подготовки к судебному разбирательству выяснилось, что одного из указанных документов не хватает, необходимо оформить всю недостающую документацию до того, как начнут рассматривать иск.
Пример из судебной практики о возвращении захваченного участка
Наиболее ярким примером судебных разбирательств, связанных с самовольными захватами земли, могут служить многочисленные иски между участниками садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), пытающимися легализовать свое право собственности на участки. Сложность подобных дел в том, что документы на садовые участки, полученные много десятилетий назад, не всегда оформлены в соответствии с действующими нормами закона или отсутствует межевой паспорт, позволяющий отделить границы участка от земель соседа по даче или от общих территорий товарищества.
Пример из судебной практики
Соседние участки СНТ, находящиеся в муниципальной собственности, были получены гражданами А. и В. в конце 80-х годов при вступлении в товарищество. По состоянию здоровья А. несколько лет не мог посещать садовый участок, при этом являлся членом СНТ и регулярно оплачивал все взносы. В этот период А. воспользовался правом, предусмотренным пунктами 3, 4 статьи 39.5 171-ФЗ от 23.06.2014, и обратился в органы исполнительной власти, чтобы получить и узаконить право собственности на полученный участок.
После смерти А., его сын Б. вступил в наследство на участок, но обнаружил, что часть его территории самовольно захвачена В. и отделена забором. Гражданин В. сообщил, что считает свои действия законными, так как документы СНТ, определяющие границы участков, были утрачены во время пожара и при установке ограждения В. был вынужден приблизительно определить границы своей территории. После направления требования и предъявления правоустанавливающих документов, гражданин В. согласился на перенос ограждения в соответствии с границами участков, но при условии, что ему компенсируют затраты на общий забор и стоимость сарая, построенного на занятой территории.
Собственник самозанятого участка счел поставленные условия незаконными и обратился в районный суд с исковым заявлением с просьбой обязать гражданина В. освободить участок и демонтировать незаконную постройку. В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ, суд вынес решение о восстановлении нарушенного права собственности на земельный участок и в полном объеме удовлетворить исковые требования. Гражданин В. воспользовался правом оспорить решение суда, подав апелляционную жалобу. После рассмотрения апелляции, суд вынес определение сохранить решение суда 1-й инстанции без изменения.
Приведенный пример явно доказывает, что любые действия правильно начинать только после согласования с собственником земли. Отсутствие документов на земельный участок не является основанием для эксплуатации чужой недвижимости в своих интересах.
Источник: lawowner.ru