КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА / COMPLEX SAFETY OF BUILDING / КОМПЛЕКСНАЯ ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА / COMPLEX INTERNAL SECURITY OF BUILDING OBJECT / КОМПЛЕКСНАЯ ВНЕШНЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА / COMPLEX EXTERNAL SAFETY OF BUILDING OBJECT / СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА / SYSTEM OF AN ESTIMATION OF ECOLOGICAL SAFETY OF BUILDING
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Большеротов А.Л.
Комплексная безопасность строительства является приоритетным направлением научных исследований в НИУ МГСУ. Система комплексной безопасности строительства находится в стадии формирования. В статье обосновываются некоторые основы формирования этой системы.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Большеротов А.Л.
Критерии, концепции и принципы формирования системы оценки экологической безопасности строительства (соэбс)
Методологические подходы и интерпретация математических моделей оценки экологической безопасности строительства
Безопасность жизни и здоровья в зимнее время | Классные часы и ОБЖ #16 | Инфоурок
Концентрации недвижимости — основной социально-экономический фактор воздействия на экологию окружающей среды
STRUCTURE OF COMPLEX SAFETY OF BUILDING
Complex safety of building is a priority direction of scientific researches in NSI MGSU. The system of complex safety of building is in a formation stage. In article some bases of formation of this system are proved.
Текст научной работы на тему «Структура комплексной безопасности строительства»
СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
STRUCTURE OF COMPLEX SAFETY OF BUILDING
В.И. Теличенко, А.Л. Большеротое
V. I. Telichenko, A.L. Bolsherotov
Комплексная безопасность строительства является приоритетным направлением научных исследований в НИУ МГСУ. Система комплексной безопасности строительства находится в стадии формирования. В статье обосновываются некоторые основы формирования этой системы.
Complex safety of building is a priority direction of scientific researches in NSI MGSU. The system of complex safety of building is in a formation stage. In article some bases of formation of this system are proved.
Безопасность строительства является актуальной проблемой сегодняшнего дня. Особенно актуальна эта проблема в условиях плотно застроенных урбанизированных территорий городов. Взаимодействие и взаимозависимость различных факторов в таких условиях требует комплексного подхода к проблеме безопасности строительства, причём увязанной с другими проблемами городов. Это в первую очередь транспортная проблема — основной источник загрязнения окружающей среды, проблема жилищно-коммунального комплекса, экологическая проблема и прочее. Строительство в данном случае является основой развития территорий, градообразующим фактором и в то же время первопричиной и основой многих проблем урбанизированных территорий.
Не менее важна проблема комплексной безопасности строительства отдельных обособленных объектов.
Пожарная безопасность зданий и сооружений
В любом случае подход к оценке безопасности строительства должен быть комплексным, системным, взаимоувязанный с окружающей инфраструктурой и природной средой.
С одной стороны строительный объект является основным техногенным элементом, с другой стороны сам строительный объект является предметом заботы о его сохранности и безопасности для его пользователей. В связи с этим, безопасность строительного объекта следует разделить на два разнонаправленных, но взаимосвязанных вектора воздействия, на две взаимосвязанные части, это комплексная внутренняя безопасность строительного объекта и комплексная внешняя безопасность объекта (рис. 1.).
Внутренняя безопасность строительного объекта, это в первую очередь вопрос надёжности и качества строительных конструкции, надёжность инженерных систем и оборудования. Кроме того, это вопросы безопасности, такой как пожарная безопас-
ность, взрывобезопасность, сейсмостойкость, безопасность в чрезвычайных ситуациях (внутренние аварии, внешние техногенные и природные катастрофы, социальная напряжённость, общественные беспорядки, терроризм, вооружённые конфликты), экологическая безопасность (применяемых материалов, внутренних помещений и его инженерных систем, организационных, технологических, конструктивных, технических решений).
Внешняя безопасность строительного объекта, это в первую очередь безопасность для окружающей среды — экологическая безопасность. Кроме того, это безопасность строительного объекта для окружающей инфраструктуры (зданий, сооружений, конст-рукций), для внешних коммуникаций (подземных, надземных, транспортных и т.д.), для имущества граждан (жилища, гаражи, машины и пр.), для качества жизни и здоровья граждан при пожаре, взрыве, обрушениях (по разным причинам: землетрясения, цунами, сели, обвалы, подвижки почвы, разливы водных объектов, техногенные катастрофы, терроризм и т.д.). Практически всё то же, что и для внутренней безопасности обитаемых людьми объектов, но с определённой корректировкой, если строительный объект не используется напрямую для проживания и производственной деятельности -например, инженерные конструкции, инженерно-технические сооружения, автономные производства, коммуникации и т.д.
К вопросам безопасности строительства следует отнести также его энергоэффективность, как условие общегосударственной энергоэффективности, стратегической безопасности и независимости.
Важным аспектом проблем комплексной безопасности строительства, в частности экологической, является то обстоятельство, что на разных этапах жизненного цикла строительного объекта, проблемы его безопасности будут разные. Разными будут и методы обеспечения безопасности.
На предпроектной стадии вопрос безопасность строительного объекта это оценка вариантов экологически безопасного размещения объекта, не ухудшающего, в связи с появлением объекта, экологической обстановки в районе застройки и в районах нахождения объектов поставщиков ресурсов и утилизаторов продуктов жизнедеятельности объекта. Комплексная безопасность объекта на этом этапе ограничивается правовой экспертизой, экспертизой местоположения объекта и экологической оценкой.
Экологическая оценка в этом случае является интегрирующей, так как всё что касается качества жизни и здоровья населения относится к вопросам экологии (в соот-
Комолексная безопасность строительства
Рис. 1. Структура комплексной безопасности строительства
ветствии с формулировкой Экологической доктрины РФ от 2002г., однако, следует сделать поправку к формулировке: «плюс сохранность живой природы»).
Если строительный объект соответствует критериям легитимности и безопасности на предпроектной стадии оценки, то этого достаточно для перехода к оценке комплексной безопасности объекта на стадии проектирования.
Проектная стадия является основой комплексной безопасности. От качественных решений, принятых при проектировании зависит безопасность объекта на стадии строительства и на стадии эксплуатации.
При проектировании должно обеспечиваться решение практически всех проблем внутренней и внешней безопасности: от безопасности применяемых строительных материалов и технологий, до безопасности трансграничного воздействия объекта строительства.
После проектирования и прогнозной оценки комплексной безопасности строительного объекта переходим к следующему этапу жизненного цикла объекта — к непосредственному строительству. На этом этапе комплексная безопасность — это точное выполнение безопасных проектных решений, а также проверка достоверности прогнозных оценок безопасности, сделанных при проектировании. В основном безопасность на этом этапе обеспечивается методами инспектирования и контроля. В настоящее время вопросами инспектирования строительных объектов на стадии строительства занимаются более десятка специализированных организаций. Исключение составляет экологическая безопасность, контроль которой не осуществляется ни одной организацией, что существенно, в итоге, сказывается на комплексной безопасности строительного объекта в целом и во время строительства и во время его эксплуатации.
Самая продолжительная стадия жизненного цикла строительного объекта, это стадия эксплуатации. Характерной особенностью этой стадии является то, что эксплуатация начинается максимально безопасного объекта, а с течением времени, по мере старении и износа объекта и его составляющих, безопасность строительного объекта снижается по всем направлениям. Для поддержания должного уровня безопасности строительного объекта необходимо непрерывно отслеживать техническое состояние объекта и восстанавливать его при необходимости до максимально безопасного уровня.
Такие функции, как правило, выполняет управляющая организация. Однако без внешнего контроля качества и своевременности восстановительных работ не обойтись. Это связано с тем, что собственник объекта недвижимости не охотно вкладывает средства в капитальный ремонт, модернизацию и реновацию объекта. Зачастую проще продать объект или ликвидировать его, чем вкладывать в него деньги и обеспечивать его безопасность — это известная экономическая формула финансового успеха.
Поэтому комплексная безопасность строительного объекта на этой стадии жизненного цикла объекта строительства может быть обеспечена только в том случае, когда все нити управления безопасностью будут находиться в одних независимых руках. Когда любое решение по безопасности будет анализироваться в совокупности со всеми направлениями безопасности. К примеру, при строительстве Останкинской телебашни рассматривался вопрос об её устойчивости при любой возможной силе землетрясения и при любом теоретически возможном напоре ветра, но в то же время (при абсолютно безопасном конструктивном решении, с точки зрения разрушения и падения конструкции) была предусмотрена зона отчуждения вокруг башни радиусом более 500 метров (которая постепенно необдуманно снижается за счёт недавних построек, но недавний пожар на телебашне подтвердил всё же необходимость наличия зоны отчуждения).
Централизация подхода к обеспечению экологической безопасности на всех стадиях жизненного цикла строительного объекта необходима и для того, чтобы уйти от узкопроблемного, ведомственного подхода к безопасности, не ориентированного на параллельные проблемы и необходимый общий позитивный результат. Наиболее логичным было объединить все проблемы безопасности строительства под флагом идеи комплексной экологической безопасности. Именно понятие экологической безопасности, как уже отмечалось выше, является интегрирующим для проблем безопасности, так как в итоге, любой аспект безопасности сводится к откорректированной нами формулировке Экологической доктрины РФ — обеспечение качества жизни, здоровья населения и сохранение живой природы.
Таким образом, на основе проведённого анализа и исследований в области оценки экологической безопасности, в области управления экологической безопасностью, предлагается ввести интегрирующее понятие комплексной безопасности строительства понятие — «система оценки экологической безопасности строительства» (СОЭБС).
СОЭБС — это структура управления оценкой экологической безопасности, включающая: информационное обеспечение, организационно-управленческий механизм, механизм оценки и принятия решений, механизм контроля и механизм принятия решений при угрозе отклонения показателей системы от заданных.
Система оценки экологической безопасности строительства — это система учёта множества разнородных факторов строительства, воздействующих на окружающую среду и система классификации интегрированного состояния окружающей среды под воздействием строительства с учётом её эмерджентности.
Информационная составляющая системы является её основой. Она состоит из множества звеньев, связанных друг с другом и объединённых единой целью. Каждое информационное звено выполняет свою локальную задачу. Несколько звеньев упорядоченных по какому-то потоку образуют информационную цепочку. Полное множество звеньев, взаимосвязанных между собой в общем информационном потоке составляют информационное поле.
Содержание информационного поля — это экологический диагноз оцениваемой системы безопасности.
Обязательным принципом организации СОЭБС должно быть вневедомственное и вне территориальное построение структуры системы ОЭБС, без привязки к административному делению субъектов РФ. Это дополнительный шанс избежать административного давления при несовпадении интересов экологической безопасности и интересов участников строительства.
При разработке структуры системы ОЭБС необходимо исследовать компоненты системы, определить их количественные и качественные параметры, а также исследовать и определить взаимосвязь всех компонентов структуры при функционировании системы ОЭБС.
В качестве основных компонентов СОЭБС определим следующие:
(Продолжение в следующей статье).
1. Теличенко В.И. Комплексная система экологической безопасности строительства / В.И. Теличенко, А.Л.Большеротов // Жилищное строительство: журн. — М., 2010, № 12. С.2-5.
2. Теличенко В.И. Концентрации недвижимости — основной социально-экономический фактор воздействия на экологию окружающей среды/ В.И. Теличенко, А.Л.Большеротов // Вестник МГСУ: журнал. — М., 2010. №4. Т.1- C.63-67.
3. Теличенко В.И. Классификация уровней безопасности и качественного состояния экосистем. Часть 1. Естественные экосистемы/ В.И. Теличенко, А.Л.Большеротов // Промышленное и гражданское строительство: журн. М., 2010, № 12.
С.52-54.
4. Большеротов АЛ. Система оценки экологической безопасности строительства /АЛ. Большеротов // — М., Изд-во АСВ, 2010. 216с. ISBN 978-5-93093-757
5. Большеротов А.Л. Научные основы и подходы к формированию системы оценки экологической безопасности строительства (СОЭБС) /АЛ. Большеротов // Жилищное строительство: журн. — М., 2011, № 7. С.44-47.
1. Telichenko V. I. Complex system of ecological safety of building / V.I.Telichenko, A.L.Bolsherotov//Housing construction: magazine — M, 2010, № 12. P.2-5.
2. Telichenko V. I. Concentration of the real estate — the basic socio-economic factor of influence on ecology of the surrounding circle / V.I.Telichenko, A.L.Bolsherotov//Bulletin MGSU: magazine. — M, 2010. №4. T.1- P.63-67.
3. Telichenko V. I. Classification of levels of safety and a qualitative condition of ecosystems. A part 1. Natural ecosystems / V.I.Telichenko, A.L.Bolsherotov//Industrial and civil building: magazine -M, 2010, № 12.P.52-54.
4. Bolsherotov A.L.System of an estimation of ecological safety of building/A.L. Bolsherotov //- -M., Publishing house ASV, 2010. 216 p. ISBN 978-5-93093-757
5. Bolsherotov A.L.Scientific bases and approaches to formation of system of an estimation of ecological safety of building (SEESB)/A.L. Bolsherotov//housing construction: magazine. — M., 2011, № 7.P.44-47.
Ключевые слова: комплексная безопасность строительства, комплексная внутренняя безопасность строительного объекта, комплексная внешняя безопасность строительного объекта, система оценки экологической безопасности строительства.
Key words: complex safety of building, complex internal security of building object, complex external safety of building object, system of an estimation of ecological safety of building.
Соавтор статьи д.т.н., профессор Теличенко В.И. член Редакционного совета журнала «Вестник МГСУ»
Источник: cyberleninka.ru
Гайд по безопасности при посещении строительного объекта
В сегодняшней заметке рассмотрим основные требования безопасности при посещении объекта строительства.
Строительная площадка — это место повышенной опасности. На строительной площадке задействованы различные машины и механизмы (землеройные, подъемно-транспортные и т.д.), производятся различные виды работ (электросварочные, работы на высоте, погрузочно-разгрузочные и т.д.), в том числе повышенной опасности. Все это делает строительную площадку местом, при посещении которого необходимо уделять особое внимание собственной безопасности.
Во время строительства объекта его могут посещать различные комиссии, сотрудники заказчика и другие должностные лица, которые не связаны с производственной деятельностью объекта, но в тоже время им какое то время необходимо находиться на нем.
Для таких лиц проводиться инструктаж по соблюдению требований безопасности при посещении объекта строительства. Ниже мы рассмотрим, требования о которых необходимо проинструктировать посетителей площадки строительства.
Вот эти требования:
- Опасные факторы строительной площадки
- Основные требования безопасности
- Что запрещено при посещении объекта
Опасные производственные факторы строительной площадки
Ниже я приведу примерный перечень опасных факторов строительной площадки, а также меры по минимизации влияния данного фактора
- Падение при движении — не отвлекайтесь и не отвлекайте других, не спешите при ходьбе, смотрите под ноги.
- Падение с лестниц — держитесь руками за поручни, наступайте на каждую ступень лестницы, не отвлекайтесь, не спешите.
- Поражение электрическим током — запрещается дотрагиваться до электрических кабелей, проводов, электроинструмента.
- Электросварочные работы — в целях защиты органов зрения запрещается смотреть на сварочную дугу. Приближаться к таким местам запрещено.
- Движущийся транспорт — строго следуйте маршруту движения в составе организационной группы и соблюдайте требования сопровождающего лица.
- Зоны проведения земляных работ — не приближайтесь ближе 2 метров к краю траншеи, котлована, выемки грунта. Не заходите за защитное ограждение.
- Зона проведения погрузочно-разгрузочных работ — запрещено находиться в опасных зонах проведения погрузочно-разгрузочных работ в момент перемещения грузов.
- Зона проведения работ на высоте — запрещено находиться в зонах проведения работ на высоте, где есть повышенный риск падения предметов, инструментов или монтируемых конструкций
- Контакт с дикими животными — запрещено контактировать с диким животными ввиду опасности травмирования и заражения опасными заболеваниями.
Основные требования безопасности при посещении объекта строительства
Как я уже написал выше, строительная площадка — это объект повышенной опасности, в связи с чем необходимо соблюдать требования приведенные ниже
- При передвижении на автотранспорте обязательно используйте ремень безопасности
- При передвижении по проезжей части внутри объектовых дорог держитесь левой стороны
- При передвижении по скользким, мокрым и неровным поверхностям соблюдайте осторожность
- На территории строительства необходимо находиться в защитной каске и сигнальном жилете
- Перемещение по строительной площадке следует выполнять с сопровождающим лицом
- Обращайте внимание на требования сопровождающего лица, касающиеся мер безопасности при посещении объекта, продолжительности его посещения и маршрута передвижения по нему.
- Обходите на безопасном расстоянии обозначенные и огражденные опасные зоны.
- Курение на территории объекта строительства разрешается только в специально оборудованных для этого местах
- Сообщайте о любых ситуациях, которые могут привести к угрозе жизни и здоровью работников
- Соблюдайте требования пожарной безопасности: не пользуйтесь открытым огнем
- Соблюдайте личную осторожность при посещении объекта
На территории строительного объекта запрещается:
- прикасаться к электрическим проводам и кабелям, инженерному оборудованию, в том числе электротехническому
- приближаться к движущимся грузоподъемным машинам и механизмам, строительной техники
- приближаться ближе 2 метров к траншеям, котлованам
- заходить в зоны проведения погрузочно-разгрузочных работ и земляных работ
- проходить в местах не предназначенных для прохода, и за внешнее ограждение
- находиться на строительной площадке без средств индивидуальной защиты
- покидать сопровождающих лиц и самовольно передвигаться по территории строительной площадки
- употреблять алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества
- подкармливать бродячих и диких животных и приближаться к ним, дразнить и специально привлекать внимание
Вывод
Применение приведенных выше правил могут помочь вам избежать ненужных происшествий/инцидентов при посещении строительной площадки различными лицами.
Дополнительно можно оформить данные правила в качестве памятки и выдавать ее на руки все кто посещает ваш объект.
Источник: help-ot.ru
Особенности безопасности труда во время строительных работ
Организация охраны труда при строительстве аэродромов и аэропортов является чрезвычайно сложной из-за специфики выполняемых работ, особенно в условиях действующего аэропорта.
Профилактика таких опасных и вредных факторов, как значительная высота над уровнем земли, повышенный уровень шума, электромагнитные излучения Скапа ных антенн, снижена или повышена температура воздуха рабочей зоны, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, очень затрудняется из-за нестационарности рабочих мест.
Весь строительную площадку — это рабочее место, которое состоит из целого комплекса передвижных рабочих мест. Говорить о стационарные рабочие места во время строительства можно лишь условно, поскольку в зависимости от этапов строительства условия и в большинстве случаев места работы меняются постоянно. Например, при строительстве дома меняется его высота и соответственно высота над уровнем земли многих рабочих мест. Протяженность ВПП составляет 4000-4500 м. Для сооружения такой полосы нужно приготовить и уложить примерно 300 000 м 3 бетона, организовать для обеспечения производственно-технологических и хозяйственных нужд строительства, тушения пожаров, питья и санитарно-гигиенических нужд подачу 500-1000 м3 воды в сутки . Для этого приходится прокладывать временные и постоянные водопроводы. Поскольку строительные работы обычно не ведут одновременно на всей протяженности полосы, необходимо организовывать места отдыха работников по мере удлинения строящейся полосы.
Электроснабжение требует подведения временных линий электропередач, что существенно снижает электробезопасность. И если строительство ведут в условиях действующего аэропорта, при постоянном воздействии на работников шума авиационных двигателей, электромагнитных излучений и продуктов сгорания авиационного топлива, то приходится принимать дополнительные профилактические меры по обеспечению безопасности труда.
Рассмотрим характерные мероприятия по безопасности труда при строительстве, содержания и ремонта аэродромов. Земляные работы в зоне действующих подземных коммуникаций следует выполнять только с помощью и под непосредственным руководством прораба или мастера, а в охранной зоне кабелей, находящихся под напряжением, или действующего газопровода, кроме того, — под наблюдением работников электро- или газового хозяйства. При обнаружении взрывоопасных материалов земляные работы в этих местах следует немедленно прекратить до получения разрешения соответствующих органов.
Рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками без крепления в наскальных и незамерзших почвах выше уровня грунтовых вод и при отсутствии вблизи подземных сооружений допускается на глубину не более 1 м — в насыпных, песчаных и крупнообломочных грунтах; 1,25 м — в супесях; 1,5 м — в суглинках и глинах.
Грунт, извлеченный из котлована или траншеи, следует разместить на расстоянии не менее 0,5 м от бровки выемки.
Перед началом производства земляных работ на участках с возможным патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники, кладбища и т.п.) необходимо иметь разрешение соответствующих органов.
Крепления стенок котлована и траншей глубиной до 3 м должно быть, как правило, инвентарным, а не кустарным. Крепления стенок выемок глубиной более 3 м выполняют по утвержденному индивидуальному проекту.
В случае устройства неинвентарных креплений стойки следует забивать в грунт на расстояние не менее 1,5 м и применять доски толщиной не менее 50 мм, распорки по вертикали ставить не реже чем через 1 м.
При установке креплений их верхняя часть должна выступать над бровкой выемки не менее чем на 15 см. Устанавливать крепления необходимо в направлении сверху вниз по мере разработки выемки на глубину не более 0,5 м.
Разработку креплений следует выполнять в направлении снизу вверх по мере обратной засыпки выемки.
Разработка роторными или траншейными экскаваторами в связных грунтах (суглинках, глинах) траншеи с вертикальными стенками без крепления допускается на глубину не более 3 м. В местах, где требуется пребывание рабочих, следует устраивать крепления траншей или откосов. В случае механического ударного пидпушування почвы не допускается нахождение людей на расстоянии ближе 5 м от мест пидтрушування. Разрабатывать фунт способом «подкоп» запрещается.
Безопасность труда при выполнении каменных работ выдвигает ряд требований. Во время переноса и подачи на рабочее место грузоподъемными кранами кирпича, керамических камней и мелких блоков следует применять поддоны, контейнеры и Грузозахватные оборудования, исключает падение груза при подъеме. Уровень кладки после каждого переноса средств подмащивания должен быть выше уровня рабочего настила или перекрытия не менее чем на 0,7 м. В противном случае необходимо применять предохранительные пояса. Отверстия в стенках при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) следует загораживать, если расстояние от уровня настила вниз отверстия меньше 0,7 м.
Не допускается кладка наружных стен толщиной до 0,75 м в положении «стоя на стене». При толщине стены более 0,75 м разрешается выполнять жения со стены, применяя предохранительный пояс, закрепленный с помощью специального страховочного устройства.
Во время выполнения бетонных и железобетонных работ опалубку, которую применяют для возведения монолитных железобетонных конструкций, изготавливают и применяют в соответствии с утвержденным проектом выполнения работ.
При установке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устраивать только после закрепления нижнего. Разборка опалубки выполняют (после достижения бетоном заданной прочности) с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций (по перечню, установленному проектом) — с разрешения главного инженера.
Заготовку и обработку арматуры выполняют в специально предназначенных для этого и соответственно оборудованных местах.
При выполнении работ по заготовке арматуры необходимо: отгораживать места, предназначенные для подготовки арматуры; во время резки станками арматуры (длиной менее 0,3 м) применять приспособления, которые предупреждают их разлет; закрывать щитами торцевые части стержней арматуры в местах общих проходов, имеющих ширину менее 1 м.
Во время электропрогрева бетона зона выполнения работ должна иметь защитное ограждения, световую сигнализацию и знаки безопасности.
Сигнальные лампы принадлежит включать так, чтобы при их перегорании подача напряжения прекращалась.
На площадке, где ведутся монтажные работы, не допускается выполнение других работ и нахождение посторонних лиц. Не допускается выполнение монтажных работ на высоте в открытых местах при скорости ветра 15 м / с и более, при гололедице, грозе или тумане, по которому исчезает видимость в пределах фронта работ.
Работы по перемещению и установке вертикальных панелей и конструкций с большой парусностью при скорости ветра 10 м / с и более следует прекращать. Под элементами конструкций и оборудования, которые монтируются, к установке их в проектное положение и закрепления находиться людям запрещается.
Для выполнения монтажных работ необходимо составить порядок обмена условными сигналами между лицом, руководящим монтажом, и машинистом крана. Все сигналы подает только одно лицо (бригадир, такелажник-стропальщик и другие), кроме сигнала «Стоп!», Который может подавать любой работник, заметив явную опасность.
Навесные металлические лестницы высотой более 5 м загораживают металлическими дугами с вертикальными перемычками и надежно прикрепляют к конструкции или оборудования. Подъем рабочих по навесных лестницам на высоту более 10 м допускается тогда, когда лестницы оборудованы площадками отдыха через каждые 10 м. Кроме того, такие лестницы должны быть оборудованы устройствами для закрепления предохранительного пояса.
Монтаж лестничных маршей и площадок зданий (сооружений), а также грузопассажирских строительных подъемников осуществляют одновременно с монтажом конструкции здания. На смонтированных лестничных маршах немедленно устанавливают ограждения.
В процессе монтажа металлоконструкций из листового материала принимают меры против его самовольного свертывания.
При перемещении конструкций или оборудования расстояние между ними и выступающими частями смонтированного оборудования или других конструкций должно быть по горизонтали не менее от 1 м, по вертикали — 0,5 м, а при монтаже оборудования с использованием домкратов принимают меры, исключающие их перекос или опрокидывания. Очистка элементов конструкций, подлежащих монтажу, от грязи и льда выполняют до их подъема. Во время перерывов в работе оставлять поднятые элементы конструкций и оборудования на весу не допускается.
Монтаж узлов оборудования и звеньев трубопроводов и воздуховодов вблизи электрических проводов (в пределах расстояния, равная наибольшей длине узла или звена, которые монтируются) выполняют при снятом напряжении. Если снять напряжение невозможно, работы выполняют по наряду-допуску, утвержденным в установленном порядке.
Во время выполнения отделочных работ подмостки, которые применяют для штукатурных или малярных работ, в местах, под которыми ведут другие работы или есть проход, должны иметь настил без зазоров.
Для просушки помещений зданий и сооружений, возводимых если невозможно использовать системы отопления, применяют воздухонагреватели. При этом запрещается обогревать и сушить помещения жаровнями и другими устройствами, выделяют в помещение продукты сгорания топлива. Малярные смеси следует готовить, как правило, централизованно. При их изготовлении на строительной площадке используют помещения, оборудованные вентиляцией, не допускающей превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Места, над которыми выполняют работы со стеклом, ограждают. Подъем и перенос стекла к месту его установки выполняют с использованием соответствующих безопасных приспособлений или в специальной таре.
Переносные лестницы перед эксплуатацией испытывают статической нагрузкой, прикладывают к одному из ступеней в середине пролета лестницы, находящейся в эксплуатационном положении. В процессе эксплуатации деревянные лестницы испытывают каждые полгода, а металлические — один раз в год.
Не допускается пользоваться открытым огнем в радиусе 50 м от места применения и складирования материалов, содержащих легковоспламеняющиеся или взрывоопасные вещества. Лакокрасочные, изоляционные, отделочные и другие материалы, которые выделяют взрывоопасные и вредные вещества, разрешается хранить на рабочих местах в количествах, не превышающих сменную потребность.
Стеклянные сосуды с кислотами и щелочами переносят обязательно двое рабочих. Эти сосуды вместе с корзиной следует поместить в специальный деревянный ящик с ручками или переносить его на специальных обрешетованимы носилках с отверстием посередине, в которые сосуд входит вместе с корзиной на 2/3 высоты (кроме перемещений его на короткие расстояния и по лестнице).
Готовить малярные смеси, в нарушение требований инструкции завода-изготовителя, а также применять растворители, на которых нет сертификата с указанием о характере вредных веществ, не разрешается.
В местах применения нитрокрасок и других лакокрасочных материалов, которые образуют взрывоопасную пару, запрещаются действия с применением огня или вызывающие возникновение искр. Электропровод в этих местах должна быть во взрывобезопасном исполнении или отключенным.
Допускать рабочих к выполнению кровельных работ разрешается после осмотра прорабом или мастером совместно с бригадиром исправности несущих конструкций кровли и ограждений. При выполнении работ на кровле с уклоном более 20 ° рабочим следует применять предохранительные пояса. Места закрепления предохранительных поясов указывает мастер или прораб.
Размещать материалы на кровле допускается только в местах, предусмотренных проектом производства работ, с принятием мер против их падения, в том числе и под действием ветра. Выполнение кровельных работ во время гололеда, тумана, который закрывает видимость в пределах фронта работ, грозы и ветра скоростью 15 м / с и более не допускается.
Элементы и детали кровель (в частности компенсаторы в швах, защитные фартуки, звенья водосточных труб, сливы, свесы) следует подавать на рабочие места в заготовленном виде. Заготовка указанных элементов и деталей непосредственно на крыше не допускается.
Во время выполнения изоляционных работ (гидроизоляционных, теплоизоляционных, антикоррозионных) с применением огнеопасных материалов, а также материалов, выделяющих вредные вещества, следует обеспечить защиту работников от воздействия вредных веществ, а также от термических и химических ожогов.
Использовать в работе битумные мастики с температурой выше 180 ° С не допускается.
Котлы для варки и разогрева битумных мастик оборудуют приборами для замера температуры мастики и крышками, которые плотно закрываются. Попадание в котел льда и снега (воды) недопустимо. У варочного котла размещают средства пожаротушения — ящики с песком и огнетушители. Во время выполнения работ с применением горячего битума несколькими рабочими звеньями расстояние между ними должно быть не менее 10 м.
Во время приготовления грунтовки, состоящей из растворителя и битума, расплавленный битум вливают в растворитель.
Температура битума при этом не должна превышать 70 ° С. Вливать растворитель в расплавленный битум не допускается.
При проведении изоляционных работ внутри закрытых помещений обеспечивают их проветривания и местное освещение от электросети напряжением не выше 12 В с арматурой во взрывобезопасном исполнении.
Рабочие с заболеваниями кожи или дыхательных путей и глаз к работе по укреплению грунтов цементом, известью и химическими примесями не допускаются. Если у рабочих, занятых на этой работе, проявляются раздражения кожи и дыхательных путей, то их следует немедленно перевести на другую работу. Лиц, работающих с химическими веществами, снаряжают респираторами, резиновыми сапогами и спецодеждой с пылезащитный ткани.
Растворы готовят в открытых сосудах, оборудованных механическими мешалками, загрузочными устройствами и насосами для их перекачки. Сосуды ограждают решеткой (решетками), чтобы исключить травматизм работников.
В случае химического ожога глаз водорастворимыми веществами (известью, сернокислым или едким натрием, хлористым кальцием и т. Д.) Необходимо хорошо промыть глаза водой, после чего обратиться в медпункт.
Требования безопасности труда при укрепления грунтов органическими вяжущими веществами такие же, как и для укрепления минеральными. Дополнительно следует соблюдать основные правила техники безопасности при работе на автогудронаторы. Во время подогрева вяжущего материала в цистерне автогудронатора запрещается разжигать горелки, если жидкость покрывает жаровые трубы слоем составляет менее 20 см (на стоянке) и, если цистерна заполнена полностью, не дает свободного объема для расширения вяжущих материалов . При разливе битума Битумовоз рабочим запрещается находиться ближе 10 м от распределительной трубы.
Требования безопасности труда при строительстве асфальтобетонных покрытий должны учитывать свойства их смесей (горячих, теплых или холодных) и средств механизации, применяемых. К работе на них допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие удостоверение на право управления машинами и прошли медосмотр и все виды инструктажа по технике безопасности. До начала работ по строительству покрытий необходимо обозначить и в опасных зонах оградить строительную площадку, установить пути передвижения транспорта и пешеходов. Рабочие, обслуживающие машины, укладывают и уплотняют асфальтобетон, должны иметь установленный для этого спецодежду, спецобувь и рукавицы для работы с горячими материалами.
В случае затрудненного выгрузки смеси из автомобилей-самосвалов нельзя подниматься в кузов, а помогать выгрузке смеси скребками или лопатой с ручкой длиной не менее 2 м, находясь на земле. Во избежание ожогов при загрузке бункера смесью из автомобиля-самосвала, находиться вблизи его боковых стенок запрещается.
При одновременной и совместной работы двух или нескольких самоходных машин (составителей асфальта, катков), следующих одна за другой, дистанция между ними должно быть не менее 10 м. Инструмент для обработки асфальтобетонного покрытия из горячей смеси должен постоянно подогреваться в специальном сосуде. Использовать для этой цели очага запрещается. Нельзя выполнять обработку (затирки пористых мест) перед катком, который движется.
В месте проведения работ должны находиться передвижные вагончики для укрытия людей в случае непогоды.
При строительстве цементобетонных покрытий нельзя чистить стенки бункера при перемещении укладчиком бетона.
Нарезку швов в затвердевшем бетоне надо выполнять только в защитных очках.
Рабочих, занятых приготовлением и разогревом мастик, заливкой швов и нанесением пленкообразующих материалов, обеспечивают спецодеждой. Засыпку материалов в котел выполняют с противоположной видтопкы стороны и не более, чем на 2/3 объема котла.
Чтобы избежать вспенивания, переливания и воспламенения массы, разогревается, материалы должны быть сухими. Для ликвидации возможных спалахувань в месте проведения работ должны быть ящики с песком и огнетушители. Битум, который вспыхнул, тушить водой запрещается.
При работе с электроприборами одевают диэлектрические перчатки и боты. Вибраторы через каждые полчаса выключают на 5-10 мин для охлаждения. Смеси цемента и бетона с приложениями хлористых солей имеют повышенную электропроводность, что
вызывает необходимость более пристального контроля за работой электроинструмента и оборудования.
Безопасность труда при строительстве монолитных предварительно напряженных покрытий требует, чтобы натяжения арматуры выполняли под руководством специально назначенного лица. Между обоими концами захватки устанавливают телефонную связь. Перед каждым включением средств натяжения арматуры подают звуковой сигнал и поднимают красный флажок.
Работников, осуществляющих натяжения арматуры или находящихся на бетоноукладочных машинах, отгораживают сетками от натягиваемый или натянутых струн. Ходить по натянутым струнам и бить по ним твердыми предметами запрещено. Во время натяжения прядовои, пучковой и стержневой арматуры рабочие должны находиться сбоку от домкратов.
Особое внимание работников необходимо обратить на предотвращение возможных травм во время перемотки проволоки. Зону его перемотки ограждающих и перед ней устанавливают предупредительные знаки. В процессе перемотки нельзя прикасаться к проводу руками и находиться вблизи катушек, которыми заканчивается разматывания. Перед включением устройства для перемотки необходимо проверить его надежность и после этого подать сигнал для включения.
Нарезку швов в затвердевшем бетоне выполняют только в защитных очках, а продувку швов — в респираторе. Нельзя регулировать и передвигать нарезчик во время вращения дисков, а также работать при незафиксированном положении дисков.
Безопасность труда требует особого внимания при проведении работ по герметизации швов. К ним допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальный инструктаж и аттестацию.
Приготовление, разогрева мастик и заливки швов рабочие выполняют в одежде, состоящий из хлопчатобумажного комбинезона, брезентового фартука, резиновых сапог и брезентовых рукавиц.
Работы по содержанию аэродромов выполняют с помощью специальных машин: поливочно-моечных, подметально-уборочных, пескоразбрасывателей и разбрасывателей химических реагентов, уборочных машин и машин для поддержания аэродрома в рабочем состоянии в зимний период. Наибольшей опасностью как для водителей этих машин, так и для окружающих является их повышенный шум. Особенно это касается тепловых и ветровых машин.
Во время работы аэродромных машин не рекомендуется находиться в зоне их работы.
Подробно требования безопасности труда водителей при эксплуатации спецмашин изложены в Правилах [41].
Источник: studbooks.net