Товарный битум представляет собой смолоподобную органическую массу черного или цвета, твердую или пластичную в зависимости от окружающей температуры.
Битумы могут быть природными и искусственными. Первые, по сути своей, представляют залежи сырой нефти, которая, выйдя на поверхность и вступив в реакцию с атмосферой приобрела свойства окаменелой битумосодержащей массы. Природный битум добывают шахтным или карьерным способом.
После сепарации массы на органическую и минеральную, битумы транспортируют для дальнейшей обработки и придания товарных свойств, с использованием необходимых добавок, согласно стандартам. Вторые являются продуктом переработки нефтеотходов, таких, как гудроны и асфальты, это основа битума. В стационарных условиях нефтехимических предприятий после технологической обработки и внесения добавок получают товарный продукт.
Технические характеристики битума и химический состав регламентируются ГОСТ.
Битум строительный
Битум горюч. При горении выделяет черную копоть, которая токсична для человека и губительна для окружающей среды. В составе копоти остатки углеводородов, формальдегиды и металлические включения. На всех этапах работ и транспортировки требуется соблюдение мер пожаробезопасности.
Перевозка битума, в современных условиях по дорогам, производится специальной автотехникой в жидком состоянии термоизолирующими цистернами с поддержанием температуры груза 180 градусов Цельсия. В качестве груза может перевозиться только жидкий битум. Температура битума строго соблюдаемая величина, выгрузка производится самосливом, в случае затвердевания наполнителя дальнейшая эксплуатация цистерны невозможна. Транспортировка осуществляется в соответствии с требованиями к грузам категории «опасный груз», с соблюдением требований ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов), с маркировкой транспортного средства, соответствующей грузам третьего класса опасности.
Для удобства транспортировки и складирования выпускается битум твердый. Такой материал сохраняет свойства твердости и хрупкости при температуре окружающей среды. Расфасованный битум удобен во многом, не требует особых условий перевозки и сохранности, но его необходимо растапливать на месте проведения работ, что затрудняет и удлиняет технологический процесс.
Состав битума
В самом отдаленном приближении, битум содержит порядка 85 процентов углерода, по 10 процентов водорода и кислорода, 3 процента серы и до одного процента азота. Продукт имеет широкое разнообразие, многоуровневую классификацию и представляют собой сложную смесь углеводородистых, нафтеновых, сернистых, метановых, кислородных и азотистых соединений. Требования к содержанию по химическому составу на битум
Свойства битума
Битумы абсолютно водонепроницаемы. Этим качеством человек пользуется с каменного века оборудуя кровли, изготавливая посуду, используя, как связующее в строительстве и отделке, применяя при мумификации Морозоустойчивы.
Битум строительный ГОСТ. Битумы нефтяные кровельные. Свойства и показатели битума.
Битумы не критичны к воздействию кислотных, щелочных и солевых растворов, но чувствительны к растворителям на основе бензина, ацетона, бензола.
Для отнесения к тому или иному виду материал подвергают испытанию на: температуру размягчения и хрупкость; растяжимость; вязкость и глубину пенетрации; температуру вспышки, степень прилипания к поверхности металла и прочие.
Плотность битума определяют специальным прибором — пикнометром для твердых и сыпучих материалов согласно
битума определяют согласно методике изложенной в битума исследуется аппаратом дуктилометр в соответствии
Применение битума
Области применения материала: строительство и ремонт дорог, гидроизоляция и влагозащита, обустройство кровель, изготовление кровельных и материалов, производство асфальта, домостроение и строительство производственных объектов, защита от коррозии и изоляция коммуникаций и трубопроводов, и подобные.
В настоящее время появились технологии сжигания гудронов и битумов в качестве топлива, что позволяет заменить использование мазута и удешевить процесс.
Виды битума
В зависимости от назначения, технических и потребительских свойств предусматривается классификация битума.
Битум дорожный
В зависимости от времени года в дорожном строительстве применяют вязкий битум, в летний период, и жидкий, в зимний.
Вязкие дорожные битумы имеют температуру вспышки от 65 до 120 °С при температуре вспышки 368 °С. Используются для прокладки и ремонта дорожных покрытий.
Жидкие дорожные битумы изготавливают путем добавки в вязкие, специальных растворителей. Используются, преимущественно, при укладке и ремонте дорожного покрытия в условиях отрицательных температур, а при положительных для оснований асфальтового покрытия и в строительных работах.
Для жидких битумов существует градация на класс битума, в зависимости от скорости формирования структуры. Их три: быстрогустеющие (БГ), среднегустеющие (СГ) и медленногустеющие (МГ).
Кровельный битум
В соответствии с названием, используются для пропитки кровель, заливки швов и стыков, а также в изготовлении кровельных материалов. Отличается повышенной степенью прилипания к металлу и камню. Температура вспышки — 240 °С, самовоспламенения — 300 °С.
Строительный битум
Применение битума в строительстве чрезвычайно востребовано. Такой материал имеет разновидности, обладает широким диапазоном свойств: водогазонепроницаем, пластичен, устойчив к высоким температурам, радиации и воздействию химических соединений.
Температура вспышки 220–240 °С, воспламенения 368 °С.
Модифицированные битумы
Для изготовления материалов используют категории битумов со специальными качествами. Они (качества) достигаются применением модифицирующих добавок, таких как резина, полипропилен, другие, в зависимости от цели. Например, для придания материалам повышенной стойкости к температурам, плотности, вязкости, эластичности.
Минеральный битум (или масса)
Для придания специальных качеств, таких как повышенная прочность к напряжению сдвига, или устойчивость к солнечному свету, или повышенная упругость, или долговечность, в битум могут добавляться различные минеральные порошки.
Марки битума
В зависимости от качественных характеристик битумам присваиваются марки.
Дорожные битумы делятся на марки.
БНД (битум нефтяной дорожный) производится пяти марок: БНД 40/60; 60/90; 90/130; 130/200; 200/300.
БН (битум нефтяной) производится четырех марок: БН 60/90; 90/130; 130/200; 200/300.
Марки строительных битумов: БН 50/50; 70/30; 90/10.
Битумы нефтяные кровельные выпускаются трех марок: БНК 40/80; 45/90; 90/30.
Битумы нефтяные изоляционные имеют марки: ; ; .
Цифры после аббревиатуры отображают степень вязкости и иные показатели, как растяжимость и температура размягчения, согласно ГОСТ.
Источник tkrusspb.ruБитум это что в строительстве
Битум – незаменимая составляющая строительства. Благодаря своим уникальным характеристикам, битум надежно закрепился в строительной промышленности. Его практичность, долговечность и дешевизна не оставляют ни единого шанса альтернативным стройматериалам.
Характеристики битума
Битум – это асфальтоподобный материал, полученный искусственным образом. Является итоговым продуктом переработки натуральных битумов, остатков после обработки угля, нефти, сланцевых смол и торфяных экстрактов.
В зависимости от составляющих и характеристик различают несколько разновидностей битума:
- Природный/натуральный битум – является побочным материалом при добыче нефтепродуктов из разнообразных горных пород. Характеризуются высокой устойчивостью к воздействию кислот, щелочей, воды.
- Строительный битум – продукт нефтяной перегонки и смешивания с разнообразными строительными компонентами (остатками маслопроизводства, асфальтом и пр.). Для работы с кровельными материалами и для высотных работ обычно используется битум марки БНК 45/180, БНК 45/90, БНК 90/40 или БНК 90/30. Характеризуются высокой устойчивостью к намоканию и воздействию высоких температур. По сравнению с кровельными битумами, строительные имеют большую сопротивляемость возгоранию.
- Дорожный битум – самый востребованный вид битумов. Основные марки дорожного битума: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200 и БНД 200/300. Характеризуется большим коэффициентом пенетрации (проникновения в среду). Битумы с большими показателями пенетрации актуальны для северных районов, с меньшими – для южных.
Характеристики битумов постоянно изменяются и совершенствуются. Так, для того чтобы улучшить качества этого стройматериала, в него добавляют различные искусственные добавки, которые направленно усиливают те или иные характеристики. Как правило, такие химические ингредиенты позволяют повысить сопротивление резким перепадам температур, холоду или жаре.
Основные характеристики, по которым можно оценить качество битума:
• показатели температуры по хрупкости,
• показатели температуры по размягчению,
Соответственно, химические добавки для битумов направлены на улучшение этих характеристик. Цена битума напрямую зависит от качества и целевого применения стройматериала. Оптимизированные марки, устойчивые к большим нагрузкам и обладающие хорошей растяжимостью, будут стоить дороже. Как правило, все необходимые показатели отражены на маркировке битума.
Применение битума
Разновидность битума определяет сферу его применения в строительстве.
Природный битум
Сегодня строительный или дорожный битум пользуется большой популярностью. Но не смотря на очевидное превосходство искусственного битума в массовом строительстве, натуральный или природный битум активно применяется в других промышленных отраслях.
Натуральный битум с особыми характеристиками (неокисленный состав) очень популярен для строительства дорог в западных странах. Неокисленный качественный битум можно производить только на оборудовании нового поколения. На Западе имеется масса подобных производств, чем и объясняется разница в востребованности природного битума на территории постсоветского пространства и в западных странах. Прочувствовать эту разницу может каждый автомобилист, сравнив качество дорожного полотна.
Дорожный битум
Дорожный битум прекрасно зарекомендовал себя при работе в самых тяжелых и неблагоприятных условиях. Он отлично выдерживает большие нагрузки, что и делает его идеальным материалом для строительства дорожного покрытия. Он широко применяется в изготовлении асфальтобетона и асфальта.
В качестве составляющего асфальтных покрытий, дорожный битум выполняет функцию связующего компонента, удерживая все ингредиенты вместе. Благодаря его отличительным характеристикам щебень, речной песок и остальные ингредиенты асфальтовой смеси образуют прочную однородную массу.
Плотность битума разделяет его на два вида:
Вязкий битум актуален в роли вяжущего средства для строительства или ремонта дорог. Жидкий битум используется для увеличения сезона постройки дорожного покрытия.
Качество и долговечность дорожного покрытия во многом зависит от характеристик дорожного битума и степени его соответствия нормам ГОСТа. Использование высококачественных материалов значительно повышает сроки эксплуатации дорог, позволяет избежать появления трещин, выбоин и подобных дефектов. Купить битум высокого качества можно у завода-производителя или у прямых поставщиков.
Строительный битум
Без строительного битума не возможна ни одна работа по заливке фундамента, кровельные или ремонтные манипуляции. Строительный битум получается в процессе переработки нефти и бывает двух видов: твердый и жидкий.
- Твердую разновидность битума удобно транспортировать, но она требует разогрева на месте проведения строительных работ. Размягчение твердых слитков осуществляется при помощи специального оборудования – битумоварок. Температура битума должна быть довольно высокой, чтобы успешно применять его для строительства кровли или гидроизоляции.
- Жидкий битум требует специальных условий транспортировки – он доставляется на место проведения строительных работ в специальной машине-битумовозе, приспособленной для транспортировки темных нефтяных продуктов. Особенность жидкой разновидности битума в том, что ее необходимо использовать в максимально сжатые сроки. Он применяется для заделки швов на зданиях, изготовления битумных мастик и кровельных работах.
Все виды битумов подходят для качественной гидроизоляции зданий, труб или фундаментов. Это самый дешевый, быстрый и удобный способ обеспечить сооружению долгий срок эксплуатации. Расход битума напрямую зависит от характера работ и характеристик материала. Прежде чем приобрести битум, внимательно ознакомьтесь с его маркировкой.
Источник recn.ruВиды битума, что это такое, область применения
Битум искусственный и природный благодаря своим свойствам нашел широкое применение в различных производствах. Его используют не только для благоустройства дорог, но и в лакокрасочном производстве, в качестве изоляционного материала и герметика.
Битум — что это такое?
Битум (горная смола) – природное или искусственное вещество. Переводится он как «асфальтовый», «горная смола». Он по виду напоминает твердую смолистую субстанцию темно-коричневого или черного цвета. В своем составе он содержит соединения серы, азота, металла, кислорода.
Отличаясь высоким сцеплением с различными покрытиями, он используется в качестве связующего при выполнении строительных и ремонтных работ. Материалы, пропитанные им, становятся нечувствительными к влаге и пару. В воде он нерастворим, но растворяется частично в хлороформе, бензоле и некоторых иных растворителях.
Фракционный (химический) состав и характеристики битума
Органическое вещество собой представляет смесь углеводов и их производных (неметаллических). Порядка 70-87% в нем содержится углерода, 8-12% водорода, 0,5-7% серы, 0,2-12% кислорода и до 2% азота.
В зависимости от происхождения, его плотность колеблется в диапазоне 0,95-1,5 г/ см³, теплоемкость лежит в диапазоне 1,8-1,97 кДж/кг•°С. Хотя использоваться самостоятельно в качестве теплоизоляционного материала он не может, входя в состав строительных смесей, помогает сохранять тепло. Такой состав обеспечивает материалу уникальные свойства.
Технические характеристики и маркировка
Вещество аморфно: являясь материалом твердым, при воздействии температуры (160-200 градусов), битум переходит в жидкое состояние. Им можно пропитывать поверхности, придавая им влагостойкость. При охлаждении, происходит процесс полимеризации, благодаря чему объекты, смоченные битумом, надежно склеиваются, а последний застывает, образуя беспористый непроницаемый слой. Вязкость напрямую зависит от температуры: на холоде он густей очень быстро.
Благодаря хорошим диэлектрическим свойствам, применяется материал также для изоляции.
Битум устойчив к действию агрессивных веществ: щелочей, кислот, солевых растворов, но, как упоминалось, растворяется в ацетоне, бензоле и других растворителях.
Состав
Существует несколько разновидностей битума, но все они включают в свой состав:
- смолы (20-40% от общего объема). Улучшают сцепление с поверхностями;
- масла нефтяные (30-60%). Отвечает за пластичность и вязкость;
- кислоты асфальтогеновые (до 3%). Необходимы для обеспечения липкости покрытия;
- асфальтены (10-40%). Обеспечивают веществу твердость и тугоплавкость.
Классификация битума по происхождению
Технический (искусственный) битум
Искусственный битум (технический) – это вторичный продукт нефтеперегонки. Гудрон, образующийся после отбора из исходного сырья топлива и смазки, подвергают нагреву или продуву, получая эластичный нефтяной битум с высоким показателем теплоустойчивости.
Маркировка используемых в строительстве битумов
Битумы по консистенции классифицируются на:
- твердые – высокопластичные, хрупкие, пластичные;
- вязкие;
- жидкие (ражиженные), получаемые смешиванием битумов вязких с разжижителями (лигроином керосином, мазутов и др.). В зависимости от использованного разжижителя получают те или иные свойства материала. Эта группа подразделяется на битумы средне- и медленногустеющие (СГ и МГ).
Все они используются в строительстве. Для основных работ предпочтительным считается марка БН 50/50, 70/30, 90/10. Для кровельных работ выбирают битумы с температурой воспламенения 240 градусов — БНК 45/90, 45/180, 90/30, которые идеально пропитывают кровлю, наделяя ее влагозащитными свойствами. Для покрытия дорог в работу берут дорожные нефтяные битумы марок БНД 40/50, 90/130 (для асфальтобетонных горячих смесей), 60/90 (для дорожных щебеночных оснований) и 130/200.
Для дорог используются также улучшенные битумы марок БНД –У 70/100 и БНД-У 100/130.
Распространенные стройматериалы на основе битума
Производители сегодня могут предложить огромное разнообразие строительных материалов, изготовленных на основе битума:
- герметики. Составы на основе битума широко используют для гидроизоляции. Они являются надежной защитой от всякого рода протечек. Хорошо зарекомендовали они себя при монтаже мансардных окон, при заделке трещин на бетонных поверхностях и пр.;
- краски, которые обычно имеют темный цвет, что ограничивает их область применения. В то же время они отлично защищают поверхность, контактирующую с водой;
- мастики. Большой популярностью они пользуются при проведении работ по гидроизоляции;
- кровельные материалы. Они обеспечивают высокую устойчивость к повреждениям механического характера за счет верхнего слоя из каменной крошки, и отличную гидроизоляцию благодаря возможности сформировать монолитную водонепроницаемую мембрану при нагревании битумной основы.
Природный битум
К этой группе битумов, доля которых в общем объеме потребления достигает 90%, принадлежат:
- чистый, содержащий не более 10% минеральных примесей;
- асфальтовые породы – известняки и доломиты;
- асфальтиты – высокоплавкие;
- асфальты – смесь из минералов и асфальтного материала.
Состав
Элементарно состав битума включает: углеводород, водород и серу, но потребителю более интересен его состав. В него входят:
- нефтяные масла, придающие пластичность (до 60%);
- смолы, повышающие адгезию (до 40%);
- асфальт-тены, карбены и карбиды обеспечивающие тугоплавкость и твердость (40%);
- кислота асфальтеновая (3%), играющая роль ПВА.
Могут в смеси входить в небольшом количестве и другие компоненты. Чаще ими выступают минеральные добавки.
Как добывают
Добыча битумных пород может быть описана такой общей схемой:
- извлечение породы;
- выделение минеральной и органической составляющей;
- транспортировка и переработка.
Отличие в добыче могут быть связаны с залеганием породы:
- извлекши породу из шахты или карьера наверх, смесь экстрагируют путем варки или применением растворителя, получая эмульсию (шахтный или карьерный способ);
- рудничным методом породу добывают на глубине залегания до 90 м. В ней содержится всего до 10% битума;
- при шахтном дренаже битум выходит наверх самотеком по системе дренажных каналов. Метод хорош для добычи жидкой смеси, глубина залегания которой больше 100 метров;
- скважный внутрипластовый способ добычи заключается в термическом воздействии на породу через пробуренную скважину При этом коэффициент извлечения не превышает 30%, поэтому им пользуются редко. Тем более, что товарным продуктом природный битум не является, поскольку требует дополнительной обработки.
Где применяют
Битум делят по применению следующим образом:
- строительный – применяется для выпуска других материалов, для гидроизоляции, изготовления мастик (маркируется БН);
- кровельный – идет на изготовления мягкой кровли (ондулин и подобная), мягкой черепицы (БНК);
- дорожный – используется для производства асфальтобетона (БНД);
- изоляционный – применяемый для получения гидроизоляционных материалов типа стеклоизол, гидроизол, битумная мастика;
- специального назначения – для электротехнической продукции и лакокрасочного производства.
Химический битум
Этот материал производят из остатков, получаемых в процессе нефтеперегонки, а не добывают. Метод получения снижает стоимость итогового продукта. При этом имеется возможность модификации.
Технология производства
Технологий добычи битума 4:
- Остаточная. Для ее реализации нужны специальные аппараты. Способ получения предусматривает глубоководную отгонку. В результате получают слабовязкий твержый продукт.
- Окисление. Смесь получают повышенной вязкости. Модификация получается устойчивой к нагреву и эластичной в сравнении с природным вариантом.
- Кренинг. Конечный продукт отличается высокой хрупкостью, из-за чего не используется широко.
- Компаундирование – универсальный метод, использующий смешивание остатков, образующихся в результате перегонки нефти. Для получения битума с оговоренными свойствами в качестве добавок используют масла, деготь, легкую нефть.
Элементарный и компонентный состав
Элементарный и компонентный состав искусственного битума не отличается (или имеет минимальные различия) от состава битума природного, несмотря на то, что получают нефтепродукты по разным схемам. В составе битумов есть водород и углерод. В определенном количестве в них присутствуют соединения, содержащие серу, кислород, никель, азот и металлы: железо, никель и другие.
Технические свойства, предопределяющие качество битума, определяются компонентным составом. Входящие в его состав соединения в своей основной массе являются гибридными веществами, что затрудняет проведение анализа. Единственным классом, который выделить возможно в чистом виде, являются парафины. Вещества, входящие в состав, отличаются по растворимости:
- асфалтены растворимы в ацетоне, спирте, эфире и практически не растворяются в бензине;
- кислоты асфальтеновые хорошо растворяются в хлороформе и спирте и плохо в бензине;
- смолы нейтральные легко растворяются в бензоле, нефтяных маслах, хлороформе;
- карбены, являющиеся высокомолекулярными веществами в присутствие серы образуют уплотнительные асфальтены, хорошо растворимые в сероводороде и пиридине
- карбоиды растворяются в органических растворителях.
Способы получения битума
Используя вакуумную технологию переработки нефти, получают битум повышенной твердости с низким показателем вязкости. Крекинговый битум повышенной хрупкости получают, используя метод разложения нефти при высокой температуре.
Для искусственного получения необходимо специальное оборудование, которое позволяет из нефти выделить битум. Имеют в результате переработки торфа, каменного угля или нефти.
Торфяные, добываемые (как понятно из названия) из торфа при помощи органических растворителей, используют в производстве пластмасс, в медицине, в литейной промышленности. Угольные получают из отдельных видов угля, также пользуясь органическими растворителями. Ценностью этого вида является выделение в дальнейшем смол – необходимой составляющей в производстве клеев и лаков, и воска. Обладая повышенной канцерогенностью, этот вид битума применяется в дорожно-строительном деле только после дополнительной обработки. Нефтяные битумы – продукт, являющийся производной переработки нефти.
Природные битумы различают по методу получения:
- пластовые, разрабатываемые карьерным или шахтным способом (входят в состав горных пород);
- поверхностные – не отличающиеся чистой смеси, но не требующие дополнительных затрат на добычу, поскольку находятся на поверхности;
- жильные – особо чистые, содержащие небольшой процент примесей.
Нефтяные дорожные битумы (БНД)
Дорожные нефтяные битумы стали незаменимым материалом для асфальтобетонных горячих смесей, предназначенных для строительства и ремонта автомагистралей, для обработки дорожных щебеночных оснований. В их маркировке присутствует аббревиатура БН, СГ или БНД и цифры, обозначающие температуру размягчения материала и застывания (пениграцию): СГ 40/70 (дорожный жидкий битум), БНД 200/300 (вязкий), БНД-У 100/130 (вязкий улучшенный).
Полимер-битумные композиты (ПБК)
Увеличившейся рост автоперевозок, включая большегрузые, на покрытие дорог оказывает дополнительную нагрузку, из-за чего они быстро приходят в негодность.
Для улучшения их качества применяют асфальтобетонную смесь, достоинством которой является отличное сцепление минеральных материалов с битумом. Чтобы еще улучшить качество битума, в последние годы применяют модифицирующие добавки и полимерно-битумные композиты (ПБК). Последние положительно влияют на физико-механические свойства покрытия. Относятся к ним:
- термопласты (смолы эпоксидные, полиэтилен, этиленвинилацетат, полистирол);
- блоксополимеры стирола и дивинила (ДСТ и СБС);
- эластомеры (каучуки синтетические);
- реактопласты (полиэфирные, карбомидные, синтетические).
Использование полимер-битумных композитных материалов, характеризующихся большой разницей между размягчением и хрупкостью, позволяет работы не прекращать даже при минусовых температурах (до минус 10 градусов)
Битумные эмульсии
Они служат связующим при ведении дорожных работ (ЭБПК-1 и 2, ЭБК – 1), которым обрабатывают поверхность дорог. С не меньшим успехом применяют материал, проводя их холодную регенерацию.
Способы (область) применения
Битум строительный 90/10 в брикетах 25кг
Издавна (с эпохи неолита) битум использовался для изготовления посуды, крепления полудрагоценных камней при создании мозаики, в строительном деле – для изоляции редких пород дерева.
Природный битум сегодня не смог бы покрыть все запросы человечества, поэтому ему на помощь пришел искусственный материал. По-прежнему строительство без него представить невозможно. Из него сооружают фундаменты, трубопроводы, различные сооружения.
Без асфальтобетона, изготовленного на основе битума, мы не имели бы дорог. Сложными, дорогостоящими и с низким сроком службы оставались бы работы по ремонту и устройству кровель.
Электротехническая промышленность тоже не обходится без этого материала, применяемого для электроизоляции. Помимо этого, битум применяют в прецизионном литье, лакокрасочной промышленности, в отделочных работах.
Особенности транспортировки и хранения
Для транспортировки битума служат железно- и автодорожные цистерны, в которые горячий материал заливается способом герметичного налива. Это делается в целях профилактики возможного поражения обслуживающего персонала.
Материал огнеопасен, поэтому емкости проверяют на строгое соответствие ГОСТ.
Хранят битумную смесь в цилиндрических емкостях, которые располагать можно как горизонтально, так и вертикально. При длительном хранении емкости оборудуют подогревом. Качество смеси остается неизменным, если она хранится неподвижно. Если же есть циркуляция, то из-за окислительных процессов, качество может снижаться.
Использование битума в строительстве дорог
Асфальт от бетона отличается повышенной стойкостью, т.е. он менее подвержен деформации. И все потому, что в его основе лежит битум. Чем его больше в составе, тем продолжительнее срок службы покрытия. Так же выручит асфальтовая смесь в случае необходимости провести ямочный ремонт дорог: участок, подлежащий ремонту разогревают, а затем наносят смесь.
Еще одним плюсом дорожного битумного покрытия является возможность его использования практически сразу после укладки и остывания (в сравнении с битумным, требующим на это до 28 дней).
Недостатки битума
Обладая массой положительных свойств, обеспечивших битуму широчайшее использование, материал не лишен недостатков:
Источник centr-fuel.ru