Подборка наиболее важных документов по вопросу Благоустройство территории объект капитального строительства нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Что понимается под благоустройством территории?
Прежде чем перейти непосредственно к вопросам учета названных расходов, определимся с понятием «благоустройство территории». Согласно п. 36 ст. 1 ГрК РФ это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная:
В соответствии с п. 3.12, 3.2 СП 82.13330.2016 объектами благоустройства являются территории различного функционального назначения, на которых проводятся мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Правила благоустройства территории устанавливают органы местного самоуправления, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) — органы госвласти субъектов РФ (пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2, п. 1.1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
Методические рекомендации по подготовке соответствующих правил на муниципальном уровне утверждены Приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр. В этом документе приводится перечень объектов и элементов благоустройства, раскрываются основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению.
объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства ), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) … Актуализированная редакция СНиП III-10-75" под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Благоустройство территории объект капитального строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Благоустройство территории объект капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Благоустройство территории объект капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из решения ФАС: Ограждающая конструкция — забор в силу градостроительного законодательства не является объектом капитального строительства «. На основании вышеизложенных положений Комиссия приходит к выводу, что Договор, представленный Заявителем в качестве документа, подтверждающего соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 2 (2) приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 99, предусматривающий выполнение работ по монтажу ограждающих конструкций (забора) и благоустройству территории заказчика, не является договором (контрактом) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, поскольку не предусматривает предусмотренных работ на объекте капитального строительства, так как, ограждающая конструкция — забор, в силу градостроительного законодательства, не является объектом капитального строительства.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Благоустройство территории объект капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Последние изменения: Дополнительные требования к участникам по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2022) Минфин разъяснил, чем может подтверждаться опыт работ по строительству некапитальных объектов, благоустройству территории.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Трапезников В.А.)
(«Проспект», 2020) В извещении о проведении аукциона, кроме сведений, указанных в подп. 1 — 3, 6 — 9 п. 10 ст. 38.1 настоящего Кодекса, должны быть указаны: 1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере земельного участка; 2) цена выкупа земельных участков, указанных в п. 5 ст. 30.2 настоящего Кодекса и предназначенных для жилищного и иного строительства, в расчете на единицу площади; 3) начальная цена предмета аукциона (начальная цена права на заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства); 4) размер арендной платы за земельный участок, предназначенный для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на единицу площади и порядок ее изменения; 5) способы обеспечения обязательств по комплексному освоению земельного участка в целях жилищного строительства и их объем; 6) максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; 7) максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи; 8) максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
Нормативные акты: Благоустройство территории объект капитального строительства
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 14.07.2022) Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020) В силу п. 1 ст. 30.2 ЗК РФ (далее — в редакции до 1 марта 2015 г.) земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Подборка наиболее важных документов по вопросу Благоустройство территории объект капитального строительства нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. … Благоустройство территории объект капитального строительства . Подборка наиболее важных документов по запросу Благоустройство территории объект капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Благоустройство территории : Биотуалеты КОСГУ.
Расходы на благоустройство территории: как отразить в учете?
Порядок отражения в учете расходов на благоустройство территории зависит от вида выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом соответствующего контракта (договора). На какие КВР и статьи КОСГУ они могут быть отнесены? Как отразить такие расходы в бухгалтерском учете? Надо ли облагать объекты благоустройства налогом на имущество? Ответы на эти вопросы – далее.
Понятие «благоустройство территории»
Благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная (п. 36 ст. 1 ГрК РФ):
на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;
на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;
Объектами благоустройства являются территории различного функционального назначения, на которых проводятся мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, по устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленные на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка (п. 3.12, 3.2 СП 82.13330.2016, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 № 972/пр).
Правила благоустройства территории устанавливают органы местного самоуправления, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) – органы госвласти субъектов РФ (пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2, п. 1.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Исполнение этих правил возлагается на всех без исключения владельцев, пользователей имущества и земель, в том числе на государственные (муниципальные) учреждения.
В рамках благоустройства территории могут проводиться следующие работы:
уборка территории от грязи, мусора, снега, льда, их вывоз и утилизация;
озеленение (разбивка газонов, цветников, клумб, посадка саженцев);
ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки);
возведение различных видов ограждений, установка беседок, скамеек, фонтанов, различных архитектурных форм, фонарей уличного освещения;
обустройство игровых, детских, спортивных, танцевальных площадок;
ремонт памятников, обелисков и др.
Выбор КВР и статьи КОСГУ
В настоящее время правила применения КВР и статей КОСГУ регулируются Порядком № 85н и Порядком № 209н соответственно.
В силу положений Порядка № 85н расходы на благоустройство территории следует относить на КВР:
243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» – если расходы осуществляются в рамках капитального ремонта;
244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» – если благоустройство проводится в рамках текущих расходов и включает в том числе выполнение работ по расчистке территорий, приобретение расходных материалов, объектов малых архитектурных форм (фонарей, скамеек, урн и т. д.), осуществление работ по их установке, а также работ по созданию (строительству) иных некапитальных строений, сооружений;
407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» – если расходы осуществляются бюджетными и автономными учреждениями, 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» – если расходы осуществляются казенными учреждениями в целях капитальных вложений в объекты капстроительства государственной (муниципальной) собственности.
Согласно положениям Порядка № 209н в зависимости от экономического содержания расходов, осуществляемых в целях благоустройства, их следует отражать в учете (см. письма Минфина РФ от 25.02.2021 № 02-05-10/13814, от 15.05.2020 № 02-08-10/40908, от 13.09.2019 № 02-08-05/70775):
по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ – при создании объектов основных средств (асфальтовых дорожек, различных архитектурных форм, спортивных, детских площадок, ограждений и т. п.), приобретении объектов наружного освещения (фонарей), скамеек, урн с учетом стоимости их установки (если таковая осуществляется поставщиком исходя из условий договора на их покупку);
по соответствующим подстатьям статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ – при покупке материальных запасов для благоустройства территорий. Например, приобретение стройматериалов (песка, щебенки, плитки) для ремонта тротуара необходимо относить на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов», семян, рассады, грунта для посадки растений – на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов», материалов для целей капвложений – на подстатью 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»;
по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ – при оплате работ и услуг, произведенных и оказанных в целях содержания, ремонта, обслуживания, поддержания и (или) восстановления функциональных и пользовательских характеристик уже имеющихся объектов (ремонт фасадов зданий, восстановление дорожного покрытия, очистка территории учреждения от грязи, мусора, покос травы, стрижка кустарников и т. п.);
по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ – при оплате работ, услуг, не связанных с ремонтом и не формирующих капвложения (разбивка клумб, высадка рассады, цветов и др.);
по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ – при оплате услуг и работ, формирующих капвложения (услуги и работы, оказываемые и осуществляемые для целей капитальных вложений в нефинансовые активы, например по установке (монтажу) основных средств, высадке саженцев многолетних насаждений).
Особенности учета расходов на благоустройство
Рассмотрим на примерах особенности учета отдельных видов расходов на благоустройство территории.
Капремонт фасада здания
Пример 1.
В ходе реализации мероприятий по благоустройству территории автономным учреждением культуры был заключен с подрядчиком контракт на проведение работ по капитальному ремонту фасада здания на сумму 1 200 000 руб. Размер аванса по контракту составил 360 000 руб., сумма окончательного платежа – 840 000 руб. Расходы по оплате работ произведены за счет целевой субсидии, выделенной из областного бюджета. Согласно учетной политике они относятся к общехозяйственным.
Работы выполнены в полном объеме, сторонами подписан акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103).
Расходы по оплате заключенного с подрядчиком контракта на проведение работ по капитальному ремонту фасада здания необходимо отразить по КВР 243 в увязке с подстатьей 225 КОСГУ.
Согласно Инструкции № 183н указанные операции должны быть оформлены в бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Перечислен аванс подрядчику |
5 206 25 564 |
5 201 11 610 |
360 000 |
Отражена стоимость выполненных работ по капитальному ремонту фасада здания на основании акта (ф. 0504103)* |
5 109 80 225 |
5 302 25 734 |
1 200 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс |
5 302 25 834 |
5 206 25 664 |
360 000 |
Произведен окончательный расчет с подрядчиком |
5 302 25 834 |
5 201 11 610 |
840 000 |
* Информацию о капремонте здания следует отразить в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), открытой на объект недвижимого имущества.
Возведение спортивной площадки
Пример 2.
Бюджетное учреждение культуры и отдыха (парк) заключило с подрядчиком контракт на выполнение работ по возведению (строительству) на его территории многофункциональной спортивной площадки на сумму 1 800 000 руб. Оплата работ произведена за счет средств субсидии на цели осуществления капитальных вложений.
Построенная спортивная площадка принята к учету как отдельный инвентарный объект недвижимого имущества (код ОКОФ 220.41.20.20.900). Срок ее полезного использования – 15 лет (180 мес.).
В соответствии с учетной политикой учреждения амортизационные отчисления по указанному объекту признаются прямыми затратами и относятся на себестоимость оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Для начисления амортизации применяется линейный метод.
Расходы на оплату работ по возведению спортивной площадки – объекта капитального строительства, произведенные бюджетным учреждением, необходимо отразить по КВР 407 в увязке со статьей 310 КОСГУ.
На основании Инструкции № 174н в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражены вложения в объект основных средств – спортивную площадку |
6 106 11 310 |
6 302 31 734 |
1 800 000 |
Погашена задолженность перед подрядчиком |
6 302 31 834 |
6 201 11 610 |
1 800 000 |
Отражен перевод капвложений на возведение спортивной площадки с кода вида деятельности 6 на код вида деятельности 4 |
6 304 06 832 |
6 106 11 310 |
1 800 000 |
4 106 11 310 |
4 304 06 732 |
||
Принята к учету спортивная площадка в составе основных средств по факту государственной регистрации прав на нее |
4 101 12 310 |
4 106 11 310 |
1 800 000 |
Отражено увеличение расчетов с учредителем в сумме балансовой стоимости поступившего недвижимого имущества |
4 401 10 172 |
4 210 06 661 |
1 800 000 |
Отражено ежемесячное начисление амортизации в течение всего срока эксплуатации спортивной площадки |
4 109 60 271 |
4 104 12 411 |
10 000 |
Уборка территории
Пример 3.
Казенное учреждение культуры заключило с физическим лицом договор гражданско-правового характера (ГПХ) на очистку его территории от грязи и мусора. Вознаграждение по договору в размере 20 000 руб. выдано из кассы учреждения. Вычеты по НДФЛ физическому лицу не предоставляются.
Расходы по оплате заключенного с физическим лицом договора ГПХ на очистку территории от грязи и мусора необходимо отразить по КВР 244 и подстатье 225 КОСГУ.
На основании Инструкции № 162н указанные операции должны быть оформлены в бюджетном учете с применением следующих корреспонденций счетов:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Начислено вознаграждение физическому лицу по договору ГПХ |
1 401 20 225 |
1 302 25 737 |
20 000 |
Удержан НДФЛ с суммы вознаграждения |
1 302 25 837 |
1 303 01 731 |
2 600 |
Начислены страховые взносы: |
|||
– на ОМС |
1 401 20 225 |
1 303 07 731 |
1 020 |
– на ОПС |
1 401 20 225 |
1 303 10 731 |
4 400 |
Выдано вознаграждение физическому лицу из кассы учреждения |
1 302 25 837 |
1 201 34 610 |
17 400 |
Установка скамеек и урн для мусора
Пример 4.
Автономное учреждение культуры в целях благоустройства своей территории приобрело у поставщика металлические скамейки и урны для мусора на сумму 72 000 руб. Работы по их установке оплачивались по отдельному договору, заключенному с подрядчиком на сумму 8 000 руб.
Все расходы произведены учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (не облагаемой НДС).
Комиссией учреждения принято решение учитывать скамейки и урны в составе основных средств на счете 2 101 36 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный – иное движимое имущество учреждения».
В соответствии с учетной политикой учреждения амортизационные отчисления по указанным объектам не формируют себестоимость услуг, оказываемых учреждением, они относятся на финансовый результат текущего финансового года.
Расходы на приобретение скамеек и урн следует относить на статью 310 КОСГУ, а оплату работ по их установке – на подстатью 228 КОСГУ. Указанные затраты отражаются по КВР 244.
В бухгалтерском учете должны быть сформированы следующие корреспонденции счетов:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражены капвложения в объекты основных средств (скамейки и урны) |
2 106 31 310 |
2 302 31 734 |
72 000 |
2 302 28 734 |
8 000 |
||
Перечислены денежные средства: |
|||
– за поставленные скамейки и урны |
2 302 31 834 |
2 201 11 610 |
72 000 |
– за выполненные работы по их установке |
2 302 28 834 |
2 201 11 610 |
8 000 |
Приняты к учету объекты основных средств (скамейки и урны) в сумме фактических вложений |
2 101 36 310 |
2 106 31 310 |
80 000 |
Начислена амортизация* |
2 401 20 271 |
2 104 36 411 |
80 000 |
* В примере исходим из того, что стоимость одного объекта превышает 10 000 руб. и при выдаче его в эксплуатацию амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости.
Обложение объектов благоустройства налогом на имущество
В силу ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств.
Государственные (муниципальные) учреждения рассчитывают и уплачивают налог на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости облагаемого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).
Обратите внимание: порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленный ст. 378.2 НК РФ, на объекты недвижимого имущества, принадлежащие государственным (муниципальным) учреждениям на праве оперативного управления, не распространяется (см. письма Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386, от 31.03.2020 № 03-05-05-01/25436, от 25.03.2020 № 03-05-05-01/23473).
Не облагаются налогом на имущество организаций:
любое движимое имущество (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ);
имущество, которое не является объектом налогообложения на основании п. 4 ст. 374 НК РФ (например, земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы));
льготируемое имущество учреждения (п. 2 ст. 372, ст. 381 НК РФ).
На основании ст. 130 и 131 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, водные и воздушные суда и иные объекты. При этом вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется (например, машины и оборудование, наземные транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и иные объекты).
Кроме того, согласно ст. 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство объекта и на ввод его в эксплуатацию (ст. 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).
В то же время в силу ст. 135 ГК РФ по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи.
По мнению Росреестра (см. Письмо от 20.10.2020 № 11-9273-АБ/20), оборудование, которое неразрывно связано физически или технологически с капитальным сооружением, зданием или земельным участком, с момента присоединения к соответствующей недвижимости становится ее составной частью, при этом данное оборудование не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
Таким образом, созданные в ходе выполнения работ по благоустройству территорий объекты недвижимого имущества подлежат обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.
Что касается элементов благоустройства, неразрывно связанных с объектами капстроительства или земельными участками, например малых архитектурных форм (фонарей, скамеек, урн и т. д.), заасфальтированной площадки, покрытого гравием земельного участка, они этим налогом не облагаются (см. письма Минфина РФ от 25.02.2021 № 02-05-10/13814, от 04.02.2020 № 03-05-05-01/6848, от 14.02.2020 № 03-05-05-01/10366, от 01.04.2020 № 03-03-07/26051).
В статье рассмотрены особенности учета отдельных видов расходов, которые имеют место при благоустройстве территорий учреждений культуры. В зависимости от вида выполняемых работ соответствующие расходы подлежат отражению:
при проведении капитального ремонта фасада здания – по КВР 243 и подстатье 225 КОСГУ;
при возведении (строительстве) на территории бюджетного учреждения спортивной площадки, учитываемой в качестве объекта недвижимости, – по КВР 407 в увязке со статьей 310 КОСГУ;
при уборке территории от грязи и мусора – по КВР 244 и подстатье 225 КОСГУ;
при приобретении скамеек, урн и оплате работ по их установке в рамках отдельных договоров – по статье 310 КОСГУ (в части расходов на покупку указанных объектов) и подстатье 228 КОСГУ (в части затрат на их установку) в увязке с КВР 244.
Элементы благоустройства, являющиеся неотъемлемой частью капитального сооружения, здания или земельного участка, не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов недвижимости, поэтому облагать их налогом на имущество организаций не нужно.
Могут ли в рамках благоустройства территории создаваться объекты капитального строительства ? В силу пп. 10 ст. 1 ГрК РФ объектами капитального строительства являются: здание, строение, сооружение; объекты , строительство которых не завершено ( объекты незавершенного строительства ). … статья 310 КОСГУ – строительство , приобретение, реконструкция объектов благоустройства , относящихся к объектам основных средств; статья 340 КОСГУ – приобретение строительных материалов, саженцев многолетних насаждений (посадочного материала) однолетних и многолетних насаждений, других расходных материалов.
- https://api.nnov.ru/chto-ponimaetsya-pod-blagoustrojstvom-territorii/
- http://www.consultant.ru/law/podborki/blagoustrojstvo_territorii_obekt_kapitalnogo_stroitelstva/
- https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/1034779.html?SECTION=account&SUB_SECTION=assets&SECTION_NUMBER=8&NUMBER=1034779