(Br.) — сокращенное обозначение при ботанических названиях имени Брауна (Александр, часто и А. В.), или Brown (Роберт, часто и R. В.), при зоологических названиях имени Брема (Христиан-Людвиг).
Периодические издания:
• Самарский Вестник, 1890-х гг
Псевдоним: Бр.
Настоящее имя: Борисов Евгений Иванович
Периодические издания:
• Заря;
• Труд;
• Одесский Вестник, 1880-х гг
Псевдоним: Бр.
Настоящее имя: Браудо Евгений Моисеевич
Периодические издания:
• Музыкальный Современник, 1915-17
Псевдоним: Бр.
Настоящее имя: Брояковский Серапион Серапионович
Периодические издания:
• Духовная Беседа, 1914
Псевдоним: Бр.
Настоящее имя: Брусянин Василий Васильевич
Периодические издания:
• Современный Мир, 1914
Псевдоним: Бр.
Настоящее имя: Брыкин Н.
Периодические издания:
• Петроградская Правда, 1923
Псевдоним: Бр.
Настоящее имя: Герсон Александр Максимович
Как сделать акты формы КС2, КС3 из локальной сметы
См.: Бруттов, Кассий
Периодические издания:
• Будильник, 1886, № 27, 33, 35, 43; 1887, № 11; 1888, № 7
Псевдоним: Бр.
Настоящее имя: Патараки Сергей Александрович
Периодические издания:
• Стрекоза, 1895
Источник: slovaronline.com
Бр это расшифровка в строительстве
«Балканская русистика»
уголь бурый рядовой
бюджетная роспись
буровой раствор
братья
броненосец
Банк развития
быстродействующий реактор
баллонное расширение
биологическая разведка
броня; броневой; бронированный
бронзовый
брак; бракованный
блок роликовый
бензин-рафинат
боевой разъезд
бюро ремонта
брошюра
блок распределения
Большая разница
береговая радиостанция
планктонная сеть Богорова-Расса
бактериологическая разведка
брикетированный
британский
бригадир
бригада
балансирующий рынок
эскадренный броненосец
Белая работа
брод
белорусский рубль
блок реле
«брейн-ринг»
брусок
большой родничок
болевая реакция
Красные бригады
бактериологическая разведка; биологическая разведка
ближняя разведка
барометрический регулятор
биореактор
брошированный
бульвар
Башкирская республика
белок-регулятор
брутто
бронебойно-разрывной
баллистическая ракета
боевой режим (режим) боевой работы
баррель
Транслитерация: BR
перевод: Ванная комната
перевод: С Наилучшими Пожеланиями
перевод: Рецензия На Книгу
перевод: Отчет Об Ошибке
перевод: Нижний Правый
перевод: Коэффициент Разветвления
перевод: Голубой Хребет
перевод: Банановая Республика
перевод: По Запросу
перевод: Биосферный Заповедник
перевод: Британская Железная Дорога
перевод: Бейб Рут
перевод: Лучший Ответ
перевод: Берлингтон Ресурсов
перевод: Базовая Ставка
Видео по этой аббревиатуре:
Свободные доменные имена в зоне РФе:
БрМастер, БрДом, Бр-Новый, Бр-Онлайн, БрЦентр, Бр-24, Бр-Мастер, БрСтрой, Новый-Бр, Бр-Центр, БрСервис, БрОнлайн, Бр-Маркет, Бр-Сервис, БрПлюс, Бр-Дом
Случайное сокращение: «автотрасса»
Случайное сокращение: «Главкультпросвет»
Случайное сокращение: «МДЦО»
Случайное сокращение: «ОКБП»
Случайное сокращение: «ДСЕ»
дворец спортивных единоборств детале-сборочная единица детали и сборочные единицы; детали и сборочные единицы; детале-сборочная единица .
Случайное сокращение: «МИГУП»
Случайное сокращение: «КНИПИ»
Случайное сокращение: «Охотскрыбвод»
Охотское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства .
Случайное сокращение: «НИИТЗИ»
Случайное сокращение: «КСНО»
брикетированный
белок-регулятор
уголь бурый рядовой
боевой разъезд
планктонная сеть Богорова-Расса
броненосец
буровой раствор
блок роликовый
броня; броневой; бронированный
брутто
Красные бригады
брошюра
броневой
большой родничок
баллонное расширение
бактериологическая разведка; биологическая разведка
Башкирская республика
белорусский рубль
Большая разница
брод
бронзовый
бюро ремонта
блок реле
бронебойно-разрывной
брусок
братья
биореактор
биологическая разведка
брак
барометрический регулятор
береговая радиостанция
брак; бракованный
британский
Банк развития
брошированный
быстродействующий реактор
бульвар
эскадренный броненосец
«брейн-ринг»
«Балканская русистика»
бензин-рафинат
бригада
блок распределения
броня
баррель
Белая работа
бракованный
балансирующий рынок
бронированный
бюджетная роспись
баллистическая ракета
боевой режим (режим) боевой работы
ближняя разведка
болевая реакция
бригадир
Транслитерация: br.
перевод: Ванная комната
перевод: С Наилучшими Пожеланиями
перевод: Рецензия На Книгу
перевод: Отчет Об Ошибке
перевод: Нижний Правый
перевод: Коэффициент Разветвления
перевод: Голубой Хребет
перевод: Банановая Республика
перевод: По Запросу
перевод: Биосферный Заповедник
перевод: Британская Железная Дорога
перевод: Бейб Рут
перевод: Лучший Ответ
перевод: Берлингтон Ресурсов
перевод: Базовая Ставка
Видео по этой аббревиатуре:
Свободные доменные имена в зоне РФе:
БрДом, БрСтрой, Бр-Мастер, БрПлюс, Бр-Онлайн, БрОнлайн, БрСервис, БрМастер, Бр-Новый, Бр-Дом, Бр-Центр, Бр-Сервис, Бр-24, Новый-Бр, Бр-Маркет, БрЦентр
Источник: xn--80aaacaguz3eevm.xn--p1ai
Бортовой камень дорожный, садовый бордюр ГОСТ 6665-91.
Для понимания, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части . Так чем отличается поребрик от бордюра?
Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки
Размерами или формой они примерно одинаковые. Технология производства одинаковая, часто производители называют их бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Когда поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. А когда часть блока выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик.
То есть, зависит от глубины установки бордюрного блока.
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
4.1. Камни перевозят транспортом любого вида в соответствии с требованиями ГОСТ 9288 и «Техническими условиями погрузки и крепления грузов».
Камни в открытых вагонах и на грузовых автомобилях следует перевозить в пакетах контейнерах по ГОСТ 20259 или на поддонах по ГОСТ 18343 с перевязкой их стальной лентой по ГОСТ 3560 или проволокой по ГОСТ 3282, обеспечивающих жесткую фиксацию и сохранность камней.
4.2. Запрещается погрузка камней навалом и разгрузка их сбрасыванием.
4.3. Камни следует хранить на складе готовой продукции рассортированными по маркам в штабелях или пакетах высотой до 2 м.
4.4. Камни в штабелях должны быть уложены на деревянные прокладки толщиной не менее 30 мм по ТУ 400-1-225 или прокладки из других материалов, обеспечивающих сохранность камней, расположенные по вертикали одна под другой на расстоянии 0,2 длины камня от торца. Нижний ряд камней следует укладывать на поперечные прокладки шириной не менее 80 мм.
Виды бордюров по стандарту
Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам.
Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.
Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу
По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки.
Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.
Стандартные виды бордюрных камней
Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:
- Прямые: БР — рядовые;
- БУ — с уширением;
- БУП — с прерывистым уширением;
- БЛ — с лотком; Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.
Условные обозначения
При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.
Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91
Пример маркировки и ее расшифровка:
- БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
- БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).
Размеры бордюров по ГОСТу
Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.
Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь
Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.
Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.
Вес бордюрного камня
Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.
Вес бордюра зависит от его размеров
Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.
Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Испытание камней нагружением для контроля их прочности и трещиностойкости проводят по ГОСТ 8829.
Схема и положение камня при испытании приведены на черт. и в табл. .
Максимальная ширина раскрытия трещин при испытании на прочность и трещиностойкость не должна превышать 0,2 мм.
Испытание камней нагружением проводят после достижения камнями прочности на сжатие в 28-дневном возрасте.
3.2. Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180 или ГОСТ 17624, или ГОСТ 22690.
При изготовлении камней по способу вибропрессования, приводящему к изменению состава бетона, принимают поправочный коэффициент к прочности бетона контрольных образцов, устанавливаемый экспериментально в соответствии с требованиями ГОСТ 10180. При этом поправочный коэффициент следует принимать не менее 1.
3.3. Морозостойкость бетона определяют по ГОСТ 10060.0 — ГОСТ 10060.4 или ГОСТ 26134 при насыщении образцов бетона камней перед испытанием 5 %-ным водным раствором хлорида натрия.
При этом допускается снижение прочности на сжатие бетона образцов не более чем на 5 % и потеря их массы не более чем на 3 %.
3.4. Водопоглощение бетона камней определяют по ГОСТ 12730.3.
3.5. Удобоукладываемость бетонной смеси определяют по ГОСТ 10181.
3.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси с воздухововлекающими добавками контролируют по ГОСТ 10181.
3.7. Контроль сварных арматурных изделий следует проводить по ГОСТ 10922 и ГОСТ 23858.
3.8. Силу натяжения арматуры, контролируемую по окончании натяжения, измеряют по ГОСТ 22362.
3.9. Размеры и положение арматурных изделий в камне, толщину защитного слоя бетона до арматуры следует определять по ГОСТ 17625 или ГОСТ 22904.
При отсутствии необходимых приборов допускается определение указанных параметров вырубкой борозд и обнажением арматуры камня с последующей заделкой борозд и мест обнажений арматуры мелкозернистым бетоном или бетоном, из которого изготовлен камень.
3.10. Размеры, отклонения от прямолинейности и перпендикулярности камней, ширину раскрытия технологических трещин, размеры раковин, наплывов и околов бетона следует проверять методами, установленными ГОСТ 26433.0 и ГОСТ 26433.1.
Длину криволинейных камней измеряют по верхнему краю выпуклой стороны, а отклонение профиля лицевой поверхности от номинальной кривизны проверяют шаблоном.
Нестандартные размеры бордюров
Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.
Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы
Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным лекалам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Они имеют прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера.
Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Такие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:
- 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
- 390*190-90 и массой около 15 кг;
- 500*240*35, вес 9 кг.
Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно
В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый.
Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.
Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой
Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:
- длина от 70 см до 2 метров,
- ширина — от 80 мм до 200 мм,
- высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).
Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.
О видах бордюрного камня
Поскольку предусмотрено 5 типовых исполнений бордюрного камня в соответствии со спецификацией, производители выпускают следующие декоративные дорожные элементы:
- Дорожный. исходя из названия, этот вид камня самый распространенный и предназначен для оформления границы дорожного полотна.
- Магистральный. Камень имеет ряд общих характеристик с дорожным бордюром, но предназначен для укладки на магистральных автотрассах.
- Тротуарный. Декоративный элемент предназначен для оформления граничащих участков в садовых и парковых зонах.
- Садовый бордюр. Это разновидность тротуарного, отличие – материал длиннее своего аналога.
- Газонный. Предназначен для оформления газонов, декорирования клумб. Материал имеет малый вес.
При проектировании дорожного полотна указывается маркировка и тип бордюрного камня, предназначенного для конкретно взятого участка.
Инструкция по установке
Речь пойдет об установке газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку. Неважно чем вы планируете замостить дорожку — брусчаткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик. То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и самого грунта с другой стороны. В этом случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.
Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой
Порядок работ
Итак, вот какой порядок установки бордюра:
- Рисуете дорожку на земле. Для этого используйте плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпан песок. Один уголок срезан, получается тонкая струйка песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
- Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
- Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше. Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками
Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто.
Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.
Особенности и тонкости
Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны.
Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут.
Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.
Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать
Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею.
Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.
Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите.
Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.
Сырье и материалы, использующиеся при производстве камней
Бетонный бордюрный камень может быть произведен из:
- мелкозернистого бетона;
- тяжелого бетона.
Бордюры, произведенные из бетона
Бордюры, имеющие длину 1000 мм, производятся из мелкозернистого бетона. Технология изготовления — вибропрессование. Допускается применений других технологий, позволяющих обеспечить требуемые свойства изделий.
Для изготовления камней длиной 3000 и 6000 мм применяется тяжелый бетон, обязательно армирование.
Состав бетона для бордюра:
- В качестве вяжущего вещества могут применяться: портландцемент без добавок, портландцемент с добавками минерального происхождения (не более пяти процентов), портландцемент марок от 400, в составе которого не должно содержаться более 5% MgO и более 8% Сa3Al.
- Заполнителями могут быть: пески (обогащенные и фракционированные), щебень (из графия, натурального камня или доменного шлака). Модуль крупности песка — от 2,2 (для мелкозернистого бетона) и от 2 (для тяжелого). В качестве крупного заполнителя не должны использоваться зерна крупнее 20 мм.
Используется щебень, имеющий марку прочности на сжатие от 1000 и морозостойкости — от F200.
- Для снижения себестоимости производство допускается применение других ингредиентов: шлаков, золошлаковых смесей, золы-уноса.
- Водоцементное соотношение не может превышать 0,4.
Добавки
Все применяющиеся при производстве бордюров добавки не должны ухудшать эксплуатационные характеристики продукции.
- Ускорить затвердевание мелкозернистого бетона можно при помощи хлористого кальция или нитрит-нитрат-хлорид кальция (не более 3% от массы вяжущего).
- В качестве пластификаторов допускается использование лигносульфонатов (до 0,3% от массы вяжущего).
- Смола нейтрализованная воздухововлекающая, мылонафт, асидол, кремнийорганические составы ГКЖ применяются для воздухововлечения.
- Также используются газообразующие добавки и разжижители.
Технический лигносульфонат
Материалы для армирования
Железобетонный бордюр армируется арматурной сталью.
Расход арматуры для изготовления одного камня
- горячекатаная класса А-IV или А-V и термомеханически и термически упрочненная класса Ат-IV или Ат-V — для использования в качестве напрягаемой арматуры;
- горячекатаная класса А-III или А-I и проволока класса Вр-I — для применения в качестве ненапрягаемой арматуры.
Для изготовления петель используется горячекатаная арматура (ее диаметр 0,6…1,2 см), произведенная из стали ВСт3сп2 или ВСт3пс2
Пример армирования некоторых разновидностей камней
Источник: dzgo.ru
Бордюр дорожный: виды, маркировка, применение и производство
Строительство дорог применительно к населенным пунктам можно считать законченным, если установлено разграничение между тротуаром и проезжей частью, которое производится с помощью бордюра дорожного. Также в комплекс строительных мероприятий по созданию транспортной инфраструктуры входит создание ландшафтного дизайна, включающего в себя озеленение придорожных территорий.
Функции
Под бордюром дорожным следует понимать изделие, разделяющее тротуар и проезжую часть, что позволяет обеспечить:
- безопасность пешеходов;
- формирование границ дорожного полотна;
- возможность облицовки тротуаров плиткой или их асфальтирования;
- декоративное оформление дорожек в парковых зонах города и на придомовых территориях частных землевладений.
Для изготовления рассматриваемого изделия используют прочные материалы, например, применяют бетонную смесь, а конечному продукту придают стандартизированные размеры и формы.
Виды: тротуарные и дорожные бордюрные камни
Согласно назначению, основными видами являются:
- Тротуарный
- Дорожный.
Элементы, отделяющие газон, пешеходную зону от проезжей части, подвергаются значительным механическим нагрузкам, поэтому имеют большие габариты, в сравнении с теми, что используются исключительно в пешеходной зоне. Дорожный камень защищает территорию, граничащую с шоссе.
С помощью бордюра оформляются сады, парки, газоны, отграничиваются велосипедные дорожки. Его назначение – сохранение четких границ всех элементов городского ландшафта: клумб, дорожек.
Применение бордюра
- Дорожный, характеризуемый как бетонный сборный, – продукт серого цвета, имеющий шероховатую поверхность. Лицевая сторона данного бордюра отличается тем, что на ней нанесена своеобразная ватерлиния, которая служит ограничительной чертой подъема сточных вод. В соответствии с ГОСТом 6665-91 дорожный бордюр должен иметь длину 1 000 мм, высоту 300 мм и ширину 150 мм.
- Магистральный – бортовой камень с наклонным профилем, что позволяет коммунальным службам производить уборку проезжей части более комфортно. Обычно такой бордюр укладывается в населенных пунктах, но не редки случаи его использования при строительстве магистралей за городом. Длина магистрального бордюра составляет – 1 000 мм, ширина – 180 мм, ширина – 300 мм.
- Радиусный – находит свое применение на тех участках дороги, где проезжая часть закругляется без превышения радиуса в 10 м. Длина изделия может доходить до 1 000 мм при условии, что она не будет меньше 780 мм, ширина – 300 мм, высота – от 300 до 320 мм.
- Имеющий скошенный профиль – бордюр, устанавливаемый в местах заезда транспортных средств на тротуары, а также там, где наличествуют парковки.
Виды бордюров по стандарту
Вообще, правильно говорить о видах бортовых камней. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров, пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона или железобетона (армированный бетон), которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения.
Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.
Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу
По стандарту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от погодно-климатических условий. Как ни странно, но для среднеюжных районов требуется более высокая марка, чем для северных. Дело в том, что более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости.
В таком климате за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Так что минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.
Стандартные виды бордюрных камней
Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:
- Прямые: БР — рядовые;
- БУ — с уширением;
- БУП — с прерывистым уширением;
- БЛ — с лотком;
Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи (профили)
По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.
Условные обозначения
В маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.
Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91
Пример маркировки и ее расшифровка:
- БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
- БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).
Размеры бордюров по ГОСТу
Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.
Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь
Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.
Маркировка | Длина , мм | Ширина , мм | Высота, мм | |
БР 100 | 1000 | 300 | 150 и 180 | Есть еще БР 100.20.80 — с шириной 20 см и высотой 80 см, его обычно называют садовый |
БР 300 | 3000 | 300 и 450 и 600 | 150 и 180 и 200 | |
БР 600 | 6000 | 300 и 450 и 600 | 150 и 180 и 200 | |
БУ 300 | 3000 | 290 и 320 | 300 | Ширина в маркировке проставляется по «подошве» |
БУП 300 | 3000 | 290 и 320 | 300 | Ширина измеряется в самой широкой части |
БУП 600.30.32 | 6000 | 320 | 300 | |
БЛ 300 | 3000 | 680 и 930 и 1180 | 320 | Ширина измеряется в самой широкой |
БВ 100 | 1000 | 150 и 180 | 300 | |
БК 100 | 1000 | 180 и 200 | 300 | Радиус скругления для БК 5 — 5000мм для БК 8 — 8000мм для БК 12 — 12000мм для БК 15 — 15000 мм |
Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.
Вес бордюрного камня
Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.
Вес бордюра зависит от его размеров
Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.
Марка бордюра | Масса, кг | Марка бордюра | Масса, кг | Марка бордюра | Масса, кг |
БР 100.30.15 | 100 | БР 600.20.-А-IV (A-V) | 760 | БЛ300.32.118 | 1690 |
БР 300.30.15 | 320 | БР 100.20.8 | 40 | БВ 100.30.15 | 100 |
БР 600.30.15-A-IV | 640 | БУ 300.30.29 | 400 | БВ 100.30.18 | 120 |
БР 100.30.18 | 120 | БУП 300.30.29 | 340 | БК 100.30.18.5 БК 100.30.18.8 БК 100.30.18.12 БК 100.30.18.15 | 120 |
БР 300.30.18 | 380 | БУ300.30.32 | 470 | БК 100.30.21.5 БК 100.30.21.8 БК 100.321.12 | 140 |
БР 600.30.18-A-IV | 770 | БУП300.30.32 | 410 | Камень-аппарель | по проекту |
БР 300.45.18 | 580 | БУП300.30.32-A-IV | 790 | ||
БР 600 45.18-A-IV (A-V) | 1170 | БЛ300.32.68 | 1050 | ||
БР 300.60.20 | 880 | БЛ300.32.93 | 1370 |
Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.
Из чего изготавливают дорожный бордюр
- Железобетон – в качестве основы берется арматура из стали и мелкозернистый бетон, польза применения которого заключается в целом ряде преимуществ: долговечность, устойчивость к воздействиям механического характера, а также малая восприимчивость к избыткам влаги и перепаду температур.
- Вибропрессованная бетонная смесь – при производстве используют виброформы, что гарантирует получение прочного изделия, находящего свое применение в городах, так как такой бордюр долговечен и способен минимально реагировать на перепады температур и влажность.
- Гранит – материал плотной структуры, обеспечивающий производство сверхпрочного бордюра, который практически не впитывает влагу, обладает предельной стойкостью к истиранию, способен выдерживать любые колебания температурного режима, но отличается высокой ценой.
Как выбрать подходящий тротуарный бордюр
Для оптимального выбора БК необходимо учесть следующие моменты:
- Рассчитать высоту основания под БК и прибавить 10-20 см на установку. Полученная сумма даст требуемую высоту изделия;
- Вычислить общую длину бордюра. К значению периметра ограждаемого участка необходимо добавить 10% «про запас». Запасливость поможет в случае неизбежных поломок при транспортировке, погрузке-разгрузке, монтаже и т.п.;
- При покупке БК у продавцов необходимо требовать сертификаты качества и соответствия российского образца. Сертификат не должен быть просрочен.
Укладка
При строительстве дорог укладка шоссейного бордюра производится с помощью специальной техники. Что касается частного землевладения в виде тех же садовых участков, то здесь установка бордюра зачастую производится силами самих хозяев. Для понимания этого процесса разобьем его на несколько основных этапов:
- произвести разметку территории с помощью колышков и веревки, натягиваемой вдоль лини будущей установки бордюра;
- выкопать траншею, глубина которой должна быть не многим больше высоты бордюра при соблюдении ширины от 300 до 400 мм;
- утрамбовать дно траншеи, уложить песок в один слой и снова повторить утрамбовку;
- подготовить смесь цемента, песка, мелкого щебня и воды с соблюдением пропорции 1:2,5:2:2;
- произвести укладку готовой смеси на дно траншеи и установить бордюр.
Технология укладки тротуарного бордюра на бетон и на тротуарную плитку
При обустройстве тротуаров и автодорог бордюрные камни укладываются на бетонную подушку. Эта технология подходит для мощения грунтов, подверженных сезонным вспучиваниям и проседаниям. Из практики дорожного строительства выработались следующие рекомендации, отвечающие на вопрос: «Как правильно установить тротуарный бордюр»:
- Перед установкой с помощью шнура, натянутого на колышки, выставляют линию монтажа с лицевой стороны БК, которая обращена к дорожному покрытию. На колышках ставятся метки уровня грунта и бетонного основания;
- Подготавливается траншея (приямок) под укладку БК. Глубина траншеи должна быть такой, чтобы после монтажа бордюра верхний край был вровень с уровнем плитки, либо возвышался на несколько сантиметров (поребрик);
- Грунт основания уплотняется с помощью трамбования. Ширина траншеи должна быть на несколько сантиметров больше ширины БК;
- Создается щебеночный слой (размер фракции — 20-30 мм). Толщина слоя — 10-15 см. Если нет близкорасположенных грунтовых вод, то щебень можно заменить на песок;
- Далее укладывается цементно-песчаная или бетонная подушка толщиной 10-15 см. Цемент марки М400, щебень — мелкофракционный. Раствор или бетон заливается по частям, по мере установки БК;
- Бортовые камни ставятся на бетонную подушку, выводятся на нужный уровень, помеченного натянутым шнуром. Для подгонки уровня применяется молоток с резиновым покрытием или киянка;
- Пространство между лицевой частью БК и тротуарной плиткой заполняется бетоном. Обратная сторона засыпается грунтом;
- Швы между отдельными БК заливаются цементным раствором.
Конечно, установить бордюр тротуарный своими руками не требует наличия особенных знаний и профессиональных навыков. Все работы на своем подворье можно выполнить даже в одиночку, используя садовый БК. Если возраст и здоровье хозяина участка позволяют выполнять такие тяжелые, рутинные операции, то физической нагрузкой он будет обеспечен по полной программе. В противном случае лучше обратиться в фирму, выполняющую работы по благоустройству территории и ландшафтному дизайну.
Стоимость
Стоимость бортового камня, имеющего такие размеры, как 1000x300x150, зависит от его вида. При этом средние цены за одно изделие по Москве следующие:
- бортовой бетонный – 215 руб.;
- дорожный – 240 руб.;
- радиальный – от 255 до 280 руб.
Содовые образцы данной продукции можно купить за 240 руб. с учетом того, что они будут несколько меньше: 1000x200x80 – по сравнению с вышеприведенным примером.
Покупать как сам бордюр, так и бордюрный камень рекомендуем у производителей. Например, бордюрный камень от можно заказать на странице https://plifort.org/bordyur-dorozhnyj/.
Общие требования, предъявляемые к бортовым камням
ЖББК в соответствии с ГОСТ 6665-91 должны отвечать следующим требованиям:
- Каждое стандартное изделие имеет прямоугольную форму, скос с одной стороны и шероховатую поверхность.
- Погрешность габаритных размеров может составлять порядка 0,6 или 1,0 см (по длине в зависимости от протяженности изделия); 0,4, 0,5 или 0,6 см (по высоте); 0,4 или 0,6 см (по ширине). Отклонения в плане перпендикулярности торцевых и прилежащих к ним поверхностей могут быть около 0,4 или 0,5 см (это зависит от высоты камня).
- При производстве изделий используют материалы исключительно высокого качества. Это касается и цемента (марка М500), и гранитной крошки, и песка, и воздухововлекающих добавок. Только так можно добиться высоких показателей по износостойкости, прочности, долговечности, а также устойчивости к значительным нагрузкам механического характера и разнообразным внешним факторам.
На заметку! Для камней, имеющих длину 1,0 метр, используют мелкозернистый бетон; а изделия, протяженность которых составляет 3,0 и 6,0 метров, производят из тяжелого бетона.
- Производство изделий происходит способом вибрационного прессования (полусухого) с помощью специального оборудования.
- Класс бетона, который определяется в зависимости от прочности на сжатие, должен быть либо В30, либо В22,5.
- Не допускается наличие трещин на поверхности изделия. Исключение составляют едва заметные поверхностные раковины, имеющие длину до 5 см и ширину около 0,01 сантиметров (не более). Количество трещин на 1 квадратном метре поверхности камня не должно быть больше, чем 5 штук.
- Касательно морозостойкости марка бетона предусмотрена следующая: F300 (для районов с температурами окружающего воздуха ниже -45 градусов), F200 (от -15 до -45 градусов включительно), F150 (от -5 до -15), F100 (от 0 до -5).
- Цвет изделий предусмотрен только серый (причем, равномерный по всей глубине).
Важно! Окраска бордюра в какой-либо цвет является нарушением.
- Бордюрный камень должен быть закреплен надежным образом. Поэтому его заглубляют на ⅔ высоты изделия в целом.
- Для удобства погрузки/выгрузки и монтажа бордюрных блоков, имеющих значительный вес, предусмотрены специальные петли.
- Изделия должны иметь низкую гигроскопичность, чтобы в процессе кристаллизации воды они сохраняли свою целостность и не разрушались. Так, водопоглощение для камней из мелкозернистого бетона должно быть порядка 6%, а из тяжелого всего 5%.
- Армирование обязательно для изделий, имеющих длину от 3 метров и больше.
- Для магистральных дорог высота бордюрного камня должна составлять 45 см, а для внутриквартальных проездов – 15/18 см.
Производство
Для изготовления бордюра дорожного в основном используют бетон так называемых тяжелых марок, что соотносится с применением армирования. В последнем случае предполагается использование стальных каркасов, на создание которых идет арматура AIII и AI, а также арматурная проволока BpI. В целях повышения прочности арматуры могут применять стальные изделия, прошедшие термическую обработку.
Непосредственно сам процесс производства бордюра дорожного основывается на следующих видах работ:
- готовят бетонную смесь (имеющую состав, зависящий от предназначения бортового камня), которую затем перемешивают;
- добавляют по необходимости пигменты, придающие ту или иную окраску изделиям;
- разливают смесь по формам, имеющим разнообразную конфигурацию, например, квадрат или полукруг, что также зависит от предназначения конечного продукта;
- запускают процесс формовки с помощью использования метода вибропрессования;
- после этого изделия поступают в специальные камеры для просушки;
- готовые бордюры извлекаются из форм.
Особенностью бортового камня является то, что каждый его экземпляр дополняется монтажными петлями, упрощающими погрузочно-разгрузочные работы.
Самостоятельное изготовление поребрика
Бывае так, что не устраивает дорогая цена, форма или длина готовых бордюров, поэтому можно их сделать самостоятельно. В строительных магазинах продаются специальные формы для заготовки поребриков. Для производства самодельной формы потребуется ДВП или фанера, скрепленные винтовыми зажимами.
Важно правильно приготовить бетонный раствор. Идеальный раствор состоит из цемента, песка и гравия в соотношении 1:1:2. При добавлении воды важно учесть, что раствор должен быть суховатым.
Если изделие большое, то потребуется армирование. В заранее приготовленные формы заливается раствор до самого верха и оставляется на сутки. Через 23 часа уже можно снимать опалубку. Главное в этом процессе — аккуратность, дабы не повредить изделие. Потом бордюры должны хорошо высохнуть, тогда их можно устанавливать.
Дорожные бордюры не раз спасали жизни людей, в новостных лентах можно найти много историй, подтверждающих необходимость установки поребриков. Даже современные архитекторы нашли свое вдохновение в этих каменных изваяниях. В Санкт-Петербурге даже установили памятник поребрику. Автором стал Вячеслав Бухаев. Данный памятник стал символов дружбы между Москвой и Санкт-Петербургом.
Таким образом, можно сказать, что современный мир оценил необходимость бордюров. Производство развивается, скоро не понадобится и рабочая людская сила: все будут делать машины.
Критерии качества
Их довольно много. Проверяют следующие параметры изделий:
- марку цемента, которая была использована для приготовления раствора;
- материал, из которого произведено армирование;
- прочность сварных соединений;
- невосприимчивость к резким температурным скачкам;
- точность габаритных размеров;
- трещиностойкость;
- категорию поверхности камня;
- класс бетона касательно его прочностных характеристик при сжатии;
- ширину раскрытия раковин и трещин;
- водопоглощение камней (в процентном отношении к массе изделия);
- толщину бетонного слоя, уложенного до арматуры и выполняющего защитную функцию;
- объем воздуха, который был вовлечен в раствор вместе с добавками;
- соответствие марки бетона (в плане морозостойкости) погодным условиям того региона, в котором использованы изделия.
Важно! Если при выборочном контроле обнаружены камни, не соответствующие ГОСТ-у, то всю партию принимают поштучно. Причем, каждое изделие проверяют именно на те показатели, по которым были обнаружены отклонения от нормативного документа.
Потребитель, оформивший заказ на изготовление бортовых камней, имеет полное право потребовать документ соответствия изделий ГОСТ.
Транспортировка и хранение
Бортовые камни перевозят разнообразным транспортом в контейнерах, на поддонах или в пакетах. Единственное условие – изделия должны быть перевязаны проволокой или стальной лентой, которая бы обеспечила должную фиксацию блоков и их полную сохранность.
Важно! Грузить камни навалом и разгружать их путем сбрасывания запрещено.
Хранить изделия следует в штабелях (высотой до 200 см) с деревянными (или выполненными из других материалов) прокладками (толщина каждой – не менее 3,0 см) на складе готовой продукции.
Источник: lesprom-08.ru