В центре общественно-политической мысли 1960-х — первой половине 1980-х гг. находилась концепция «развитого социализма». Она стала первой крупной ревизией установок III программы партии о возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране.
Концепция «развитого социализма» не разрушала веры в коммунизм, но превращала последний из конкретно- исторической задачи снова в теоретическую. Согласно новой концепции, на пути к коммунизму лежит этап развитого социализма, когда социализм должен приобрести целостность, т.е. гармоническое сочетание всех сторон и отношений — производственных, социально-политических, нравственно-правовых, идеологических.
Впервые концепция была изложена Л.И. Брежневым на XXIV съезде партии в 1971 г., затем дополнялась на двух последующих съездах. Настойчиво о ней говорили М.А. Суслов, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко.
Развитой социализм они рассматривали как неизбежный этап на пути к коммунизму.
Конституция СССР 1977 г.
СССР. Эпоха Брежнева. Кризис развитого социализма
Новый Основной Закон, получивший название Конституция «развитого социализма», принят в Советском Союзе 7 октября. По иронии истории, завершение разработки и введение его в действие пришлись на время, когда «развитой социализм» утратил способности к дальнейшему поступательному развитию.
Работа над проектом закона заняла долгие годы: первый, который должен был заменить Конституцию 1936 г., готовился и обсуждался вскоре мосле окончания Великой Отечественной войны. Однако до принятия новой Конституции дело тогда не дошло. Новые комиссии по ее разработке создавались на XIX и XX съездах партии. На XXII съезде КПСС и 1961 г. принята ее Программа и тогда же руководство партии и страны в очередной раз решило разработать новую Конституцию, которая, как подчеркивал Н. С. Хрущев, «должна быть приведена в соответствие с Программой партии и законодательно закрепить новые формы общественного и государственного устройства нашей страны, соответствующие периоду развернутого строительства коммунистического общества».
В апреле 1962-го Верховный Совет СССР утвердил состав Конституционной комиссии во главе с Хрущевым. В своей работе она исходила из того, что новая Конституция должна обозначить основные черты «периода развернутого коммунистического строительства», показать преимущества нового общественного строя. Одним из ключевых положений нового Основного Закона должен был стать вывод о «перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное государство» и преобразование в этой связи Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов.
Главным направлением развития политической системы было «развертывание общенародной демократии, выражающееся в невиданном росте активности и самодеятельности масс в управлении государством и народным хозяйством, в передаче некоторых функции государственных органов общественным организациям, в усилении общественных начал в деятельности государственных органов». Одновременно предлагалось конституционно закрепить положение о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе. Выдвигалисьдажепредложения записать в Основном Законе, что высшая власть в стране принадлежит коммунистической партии, а фактическое руководство политической и хозяйственной деятельностью в республиках — Центральным Комитетам компартий и первым их секретарем. Высказывались пожелания отразить специальным положением Конституции, что в СССР «идет консолидация различных национальностей в единую коммунистическую нацию», и на этом основании снять графу о национальности из паспортов.
Тема 10. СССР при Брежневе: теория развитого социализма и явление застоя
С отставкой Хрущева и ревизией курса на непосредственное строительство коммунизма направление дальнейшей работы над проектом Конституции, естественно, изменилось. Угроза существованию традиционных наций со стороны грядущей «коммунистической нации» (и беспокойство в национальных республиках на этот счет) была снята записью в резолюции XXIII съезда КПСС, из которой следовало, что советский народ как новая общность многонационален.
Работа над проектом Конституции завершалась в соответствии с указаниями XXV съезда партии (февраль 1976 г.), когда либеральные и технократические тенденции в руководстве страной были прерваны, окончательно возобладала доктрина партийности, формировался жесткий внешнеполитический курс, опиравшийся на развитие военно-промышленного комплекса, ярко выражены персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии. Одновременно пропагандировались тезисы об упрочении ведущей роли рабочего класса, о возрастании социальной однородности общества, расширении прав и свобод граждан (следствие подписания Хельсинского заключительного акта 1975 г.), растущем демократизме, об участии почти каждого взрослого человека в управлении делами своего государства. Все эти противоречия находили отражение и в новом проекте Конституции, авторы которого были вынуждены подчас соединять несоединимое.
Окончательный проект Конституции подготовлен в мае 1977 г. Тогда же он был одобрен пленумом ЦК и вынесен на обсуждение общественности. На октябрь была назначена сессия Верховного Совета для окончательного рассмотрения исправленного и дополненного проекта. 7 октября на внеочередной, седьмой сессии Верховного Совета СССР 9-го созыва Конституция была принята. В ней подчеркивалась преемственность идей и принципов с предшествующими ей Конституциями 1918, 1924 и 1936 гг.
Конституция состояла из преамбулы и девяти разделов: 1. Основы общественного строя и политики; 2. Государство и личность; 3. Национально-государственное устройство; 4. Советы народных депутатов и порядок их избрания; 5. Высшие органы власти и управления; 6. Основы построения органов государственной власти и управления союзных республик; 7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; 8. Герб, флаг, гимн и столица; 9. Действие Конституции и порядок ее применения.
Главной новацией была преамбула, в которой констатировалось построение «развитого социализма» и создание «общенародного государства». Таким образом, «отмирание государства» отодвигалось на неопределенный срок, а приоритетной становилась задача всестороннего укрепления законности и правопорядка. В качестве высшей цели государства называлось построение «бесклассового коммунистического общества». Основой экономической системы Союза ССР признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы — Советы, социальной основой — союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В тексте Конституции появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, статусе народного депутата.
Новая глава (не имевшая аналогов в предыдущих советских Конституциях) трактовала вопросы внешней политики. Подчеркивалось, что она направлена на обеспечение благоприятных международных условий «для построения коммунизма в СССР»; на «укрепление позиций мирового социализма; поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс». Закреплялся принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. На практике эти положения порой вступали в противоречие с обязательствами соблюдения принципа суверенного равенства и прав народов распоряжаться своей судьбой, оправдывали внешнеполитическую экспансию социалистического государства.
Впервые в Основном Законе отражен действительный механизм власти в СССР. Коммунистическая партия называлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» (знамени гая шестая статья). Это узаконение реальной роли партии привело к монопольному контролю партийных организаций за деятельностью предприятий и учреждений. Оно резко повышало значение партийного аппарата по всей властной вертикали, превращало членство в партии и практически обязательное условие для любой служебной карьеры.
На развитие «подлинной демократии» были ориентированы гарантируемые Конституцией новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права — на обжалование действий должностных лиц; судебную защиту от посягательства на честь и достоинство; критику действий государственных и общественных организаций. Впервые в Конституции закреплялись права на охрану здоровья, жилище; пользование достижениями культуры; на свободу творчества. Однако реализация этих прав, так же как и свобод слова, печати, собраний, упиралась во множество действовавших законов и нормативных актов, как и прежде, оставаясь зачастую неосуществимой.
Согласно Конституции, все Советы народных депутатов: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы — составляли единую систему органов государственной власти. Высшим органом государственной власти являлся двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей.
Он правомочен был решать важнейшие государственные вопросы: принятие, изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР. Конституция также закрепила усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра за счет соответствующих прав республик. К концу 70-х годов СССР насчитывал почти 90 центральных министерств и ведомств (в 1924 их было 10, в 1936 — 20).
Новый Основной Закон сохранял положения Конституции 1936 г, о национально-государственном устройстве. Многочисленные предложения, направленные на устранение иерархии национальной государственности (и народов) внутри Союза ССР путем возвращения к традиционному, дореволюционному территориальному принципу административного деления страны, выравнивания статуса республик, перевода отдельных республик из автономных в союзные, в расчет не были приняты.
В то же время само определение Союза ССР как «единого союзного многонационального государства» (ст. 69) свидетельствовало о стремлении усилить федеральные нейтралистские начала. В противоречии с этим находилось закрепленное Конституцией за каждой союзной республикой «право свободного выхода из СССР» (ст. 71), подчеркивание ее суверенности (ст. 75, 80).
Конституция различала среди советских народов «нации и народности», но не давала никаких критериев для такого различения. Это было причиной глухого недовольства среди народов, относимых ко «второму сорту». Конституционные положения, относящиеся к сфере и регулированию национальных отношений, оставались во многом противоречивыми и мало способствовали реальному упрочению государственного единства «новой исторической общности» и сплочению народов страны «в целях совместного строительства коммунизма» (ст. 69).
Таким образом, Конституция СССР 1977 г. окончательно оформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики, узаконила жесткий идеологический контроль партии над обществом, законсервировала взрывоопасные противоречия в национальном вопросе.
Изменения в государственно-политическом руководстве в последние годы правления Брежнева
В 1982 г. партийная структура включала 14 ЦК компартий союзных республик, 6 крайкомов, 150 обкомов, 2 горкома, приравненных к обкомам (Московский, Киевский), 10 окружкомов, 872 горкома, 631 городской райком, 2885 сельских райкомов, 419,7 тыс. первичных партийных организаций. Таким образом, одних только первых лиц в партийной иерархии в начале 80-х годов набиралось (если не считать первичные парторганизации, 80% которых состояли из 3—45 членов партии) 4570 человек.
Однако продвижение наверх уже не было, как раньше, связано с обязательным восхождением по партийной лестнице. Высшая элита страны с 70-х годов начинает все больше воспроизводить себя не за счет выдвиженцев снизу, а путем отбора и подготовки партийных, профсоюзных и комсомольских кадров, дипломатических работников в элитных школах. Таковыми были Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая партийная школа, Высшая школа профдвижения, Высшая комсомольская школа, Дипломатическая академия. Институт международных отношений.
В настоящие бастионы бюрократии превращались министерства и ведомства. К 1985 г. союзный аппарат органов управления министерств и ведомств насчитывал 107 тыс. человек, республиканский — 140 тыс., число работников министерств АССР, краевых, областных управлений и отделов составляло 280 тыс. человек. С 1965 г. министерства были абсолютными монополистами в своей отрасли.
Они распоряжались всеми ресурсами, непосредственно руководили предприятиями и организациями по всей стране. Ежедневно в Москву стекалась информация об итогах работы за прошедшие сутки, о выполнении месячных, квартальных, годовых, пятилетних планов. Сотни командированных направлялись в Москву для организации нужных местам решений; встречный поток направлялся на места для проверок, контроля, ознакомления с делами. Переход к строительству предприятий-гигантов практически во всех отраслях привел к расширению влияния их руководителей. С директорами крупнейших предприятий и производственных объединений считались подчас куда больше, чем с местными партийными и советскими руководителями.
Главной опорой верховной власти в годы брежневского правлении стал ЦК КПСС и особенно его аппарат. Если во второй половине 60-х годов основные решения принимались на пленумах ЦК, то в последующее десятилетие центр властных полномочий все больше смещался в отделы Центрального Комитета. Общая численность ответственных сотрудников аппарата ЦК достигала в те годы 1500 человек.
Пленумы ЦК и съезды партии, хотя и собирались регулярно, стали все больше носить формальный характер, лишь «одобряя» подготовленные аппаратом решения. Механизм пополнения аппарата ЦК и самого Центрального Комитета к концу 70-х годов отлажен до совершенства.
В определенных пропорциях соблюдалось представительство республиканских партийных организаций, краев и областей, военно-промышленного комплекса, деятелей науки и искусства, правоохранительных органов. В ЦК и его аппарате отражались интересы всех властных структур. Такая ситуация стала благоприятной для лоббирования интересов регионов и отраслей. Большой «пробивной» способностью отличались лоббисты военно-промышленного и аграрно-промышленного комплексов, росло значение «мусульманских» местных и центральной элит со свойственной им повышенной корпоративной сплоченностью.
Высший уровень власти в стране представляли, по подсчетам Р. Г. Пихои, около тысячи человек в Москве и около трех тысяч по всему Советскому Союзу. В это число входили руководители аппарата ЦК КПСС, Совмина СССР, крупнейших министерств (обороны, внутренних дел, МИДа), секретари обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик. К этому слою относились министры, заместители министров, члены коллегии министерств и союзных ведомств, высшие представители советского аппарата, армии, КГБ, юстиции, промышленности, науки, пропаганды и культуры, являвшиеся членами и кандидатами в члены ЦК и ЦКК КПСС. На местах к этому перечню добавляются заведующие отделами обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик, директора крупнейших промышленных предприятий, командующие местными военными округами и крупными воинскими частями, начальники управлений КГБ.
Высшее руководство страны к концу 70-х годов выродилось в настоящую геронтократию (власть стариков). Средний возраст входящих в Политбюро (21—22 члена и кандидата в члены), секретарей ЦК (10~ 11) за 1971 —1981 гг.возрос с 60 до 68 лет. «Коллективное руководство» проявляло исключительное внимание к здоровью друг друга.
Приняты были специальные решения об ограничении времени работы членов Политбюро старше 65 лет. Увеличивалась продолжительность отпуска, один день в неделю они могли работать в домашних условиях, по другим дням работу должны были начинать в 10 часов утра и заканчивать в 17 с обязательным перерывом на обед. Брежнев около шести последних лет по медицинскому заключению имел три выходных дня в неделю; врачи требовали для него еще один выходной. По этой причине заседания Политбюро, принимавшие важнейшие политические решения, зачастую длились не более 15—20 минут.
Установленные при позднем Брежневе порядки сохранились до 1985 г. «Можно по-всякому смотреть на возрастной состав Политбюро, — говорил Ю. В. Андропов в 1983 г. — Здесь концентрация политического опыта нашей партии, и поэтому спешная, непродуманная замена людей далеко не всегда может быть на пользу дела». С заменой действительно не спешили. В 1978 г. вместо скончавшегося Ф. Д. Кулакова секретарем ЦК по сельскому хозяйству избрали М. С. Горбачева, первого секретаря Ставропольского крайкома КПСС. Новым кандидатом в члены Политбюро в марте 1976-го стал Г. А. Алиев, первый секретарь ЦК КП Азербайджана, затем (с ноября 1978) — Э. А. Шеварднадзе, первый секретарь ЦК КП Грузии. Погибшего в октябре 1980 г. в автомобильной катастрофе П. М. Машерова на посту кандидата в члены Политбюро заменил новый первый секретарь ЦК КП Белоруссии Т. Я. Киселев, скончавшийся в 1983 г.
В то же время, подчеркивая свою значимость, представители старой гвардии в Политбюро охотно награждали себя всевозможными премиями, орденами и медалями. Л. И. Брежневу к трем «золотым звездам» Героя прибавили еще две — в 1978 и 1981 гг.
Три брошюры воспоминаний генсека («Целина», «Малая земля», «Возрождение»), подготовленные с помощью профессиональных журналистов, отмечены в 1979 г. Ленинской премией по литературе. После перенесенного инсульта речь Брежнева оставалась до конца не восстановленной, однако он регулярно появлялся на телеэкранах буквально до последних дней жизни.
Вопрос о своем преемнике Брежнев склонялся решить в пользу К. У. Черненко. В качестве резервной фигуры рассматривался первый секретарь ЦК КП Украины В. В. Щербицкий. По свидельству В. В. Гришина, незадолго до смерти Брежнев «хотел на ближайшем пленуме ЦК рекомендовать Щербицкого Генеральным секретарем ЦК КПСС, а самому перейти на должность Председателя ЦК партии». В этом случае история пошла бы иным путем, распада СССР могло и не произойти.
«Застой» «развитого социализма» стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые по-прежнему включали госдачи, спецпайки, спецлечение, спецтранспорт и т.п. Однако все эти атрибуты власти нельзя было перевести в личную собственность и передать детям. Стремление к обеспечению безбедного существования родных и наследников в условиях безопасности от преследований и репрессий для номенклатуры, установленной при Брежневе, привело к тому, что и значительной части она не считала обязанной жить по «моральному кодексу строителей коммунизма». В своем кругу, закрытом от общества, и номенклатурной среде утверждались иные нравственные законы.
Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» должности, в элитарный вуз и пр. Было, например, образовано надуманное Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства, которое возглавил свояк Брежнева — К. Н. Беляк.
В 1973 г. было выделено из Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, но вскоре после выхода министра на пенсию (1986) лишь вошло в Министерство сельскохозяйственного и тракторного машиностроения. Ю. Л. Брежнев (сын Л. И. Брежнева) без должных на то оснований стал первым заместителем министра внешней торговли (в 1983г. освобожден Андроповым отдолжности). Зять Брежнева Ю. М. Чурбанов (арестован в 1986 за коррупцию; освобожден из заключения в 1993) в свое время бахвалился, что тесть намеревается сделать его своим преемником на посту генсека. И. Ю. Андропов (сын Ю. В, Андропова) с 1979-го успешно делал карьеру в МИД СССР, в 1984 г. стал послом в Греции.
Наиболее коррумпированными в годы позднего «развитого социализма» были среднеазиатские республики, где взятки чиновникам составляли целую систему. Началось сращивание партийного и государственного аппарата с теневой экономикой. Все это происходило на фоне навязчивой псевдокоммунистической пропаганды, непрерывных праздников и награждений по случаю разных годовщин, юбилеев и успехов в «совершенствовании развитого социализма».
Поиски путей упрочения социализма при Андропове и Черненко
12 ноября 1982 г., через два дня после смерти Л. И. Брежнева, пленум ЦК партии назначил Генеральным секретарем ЦК Ю. В. Андропова. Ему было 68 лет. Многие годы, начиная с июня 1967-го, он был председателем КГБ в ранге кандидата и члена Политбюро. После смерти М. А. Суслова в феврале 1982-го — «главным идеологом партии».
Нетерпимость к инакомыслию, приверженность авторитарному стилю, репутация просвещенного партократа, личная скромность — все эти качества перевесили шансы других претендентов на высший пост. Как нельзя лучше они отвечали и ожиданиям «простого народа»: навести порядок в стране, укоротить привилегии, пресечь мздоимство, повести борьбу с «теневиками». Первые шаги Андропова-генсека не обманули ожиданий. «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, — заявил он в декабре 1982, — но начинать надо именно с нее». Одновременно Андропов дал указание готовить серьезные меры в сфере экономики. В 1983 г. начат широкомасштабный экономический эксперимент в трех республиканских и двух союзных министерствах (Минтяжмаше и Минэлектропроме).
С начала 1983 г. сотрудники КГБ занялись не свойственными им ранее функциями — выявлением нарушителей трудовой дисциплины. Рейдами по магазинам, кинотеатрам, баням и т.п. выявлялись и наказывались те, кому в это время полагалось находиться на работе. Одновременно был дан ход громким «делам» о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией.
Большой масштаб приобрела борьба со злоупотреблениями в торговле. Отдан был под суд и расстрелян начальник Главного управления торговли Мосгорисполкома; следом за ним заключены под стражу 25 ответственных работников московского Главторга, директора крупнейших московских гастрономов, автомобильного магазина. Министра торговли А. И. Струева отправили на пенсию. Потеснены были позиции «хлопковой мафии» и
Узбекистане; добрались до первого секретаря Краснодарского обкома КПСС С. Ф. Медунова, министра МВД Н. А. Щелокова и его заместителя, генерал-полковника Ю. М. Чурбанова, крупно замешанных в коррупции. В итоге член Политбюро Ш. Р. Рашидов, члены ЦК С. Ф. Медунов и Н. А. Щелоков покончили жизнь самоубийством; Чурбанов и многие другие были приговорены к тюремному заключению. На время правления Андропова в Москве сменено более 30% партийных руководителей, на Украине — 34, в Казахстане — 32%.
Страна с напряженным вниманием следила за информационным нововведением, предвосхитившим будущую «гласность». Каждую неделю газеты публиковали сообщение «В Политбюро ЦК КПСС». Опираясь прежде всего на Д. Ф. Устинова и А. А. Громыко, Андропов «омолодил» Политбюро и Секретариат ЦК новыми силами.
В Политбюро введены Г. А. Алиев, ставший первым заместителем председателя правительства СССР Н. А. Тихонова; В. И. Воротников председатель Совмина РСФСР с июня 1983); М. С. Соломенцев (председатель Совмина РСФСР до июня 1483, председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС с мюля 1983). Новым кандидатом в члены Политбюро стал В. М. Чебриков (председатель КГБ). Новыми секретарями ЦК избраны Н. И. Рыжков (зав. экономическим отделом ЦК); член Политбюро Г. В. Романов (первый секретарь Ленинградского обкома партии, отвечающий в Политбюро за координацию работы предприятий военно-промышленного комплекса); Е. К. Лигачев (зав. отделом оргпартработы ЦК).
Большое оживление в обществоведении вызвала статья Ю. В. Андропова «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» (Коммунист. 1983. № 3). Генсек предостерегал «от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма».
Признание противоречий и трудностей «развитого социализма», фраза Андропова «мы не знаем общества, в котором живем», были необходимой предпосылкой для дальнейшего самопознания и возможного реформирования советского общества. Однако «возрождение коммунистического фундаментализма» оказалось недолгим. 9 февраля 1984 г. Ю. В. Андропов, страдавший неизлечимой болезнью почек, скончался.
Некоторое наведение порядка, дисциплины и другие мероприятия, связанные с его именем, дали ощутимый экономический эффект. По официальным данным, темпы роста экономики в 1983 г. составили 4,2% (против 3,1 — в 1982); национальный доход вырос на XI; промышленное производство —- на 4; производство сельскохозяйственной продукции — на 6%.
Андропова на посту генерального секретаря ЦК и председателя Президиума Верховного Совета СССР сменил давний соратник Брежнева К. У. Черненко. Ему в тот момент было 73 года, и у него была тяжелая форма астмы. С 1948 по 1956 г. он работал в Молдавии, там попал в «команду» Брежнева и следовал за ним в ЦК, Верховный Совет; в 1965-м был назначен заведующим Общим отделом ЦК, в 1978 г. стал членом Политбюро. Черненко считался преемником своего друга Брежнева, и после смерти Андропова старшее поколение в Политбюро захотело именно его видеть на посту генерального секретаря.
Приход К. У. Черненко к власти сразу же обернулся отказом от андроповских новаций. Новых назначений в Политбюро и Секретариат ЦК при Черненко не произошло, но на второе место в руководстве вместо Н. А. Тихонова был выдвинут М. С. Горбачев. Борьба за дисциплину была свернута, нити дел о коррупции оборваны на уровне среднего управленческого звена.
Представители партийной и государственной элиты вновь оказались вне всяких подозрений. На время самыми важными стали разговоры о новой Программе КПСС и дискуссия о «стадии развития общества», которую предлагалось именовать не развитым, а развивающимся социализмом. Черненко полагал, что таким образом начиналась работа, придающая «мощное ускорение развитию народного хозяйства».
Знаковым для периода нахождения у власти Черненко стало восстановление в партии решением Политбюро В. М. Молотова в июне 1984 г. Просталинское настроение старой генерации Политбюро при этом было отчетливо выражено Устиновым, предлагавшим восстановить в партии и Маленкова с Кагановичем. По его словам, «ни один враг не принес столько бед, сколькопринес нам Хрущев своей политикой в отношении прошлого нашей партии и государства, а также и в отношении Сталина». С Устиновым согласились было многие, в том числе и «молодые» Горбачев с Романовым.
Идеологические кампании
Событиями, время от времени оживлявшими медленно текущую общественно-политическую жизнь страны, являлись празднования 50- и 60-летия Октября, 100-й и 110-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина, 50- и 60-летия образования СССР. Октябрьская революция была признана «главным событием XX века», СССР — «оплотом мира во всем мире» и гарантом дружбы народов. В юбилейных докладах Л.И. Брежнева и Ю.В.
Андропова утверждалось, что национальный вопрос в СССР «в том виде, в каком он достался нам от прошлого», решен полностью. Со второй половины 1970-х гг. к событиям важной политической значимости были отнесены и дни рождения Л.И. Брежнева. Он официально характеризовался как «великий продолжатель» дела В.И. Ленина, «выдающийся политический деятель» мирового масштаба.
К этому времени в его руках была сосредоточена необъятная власть. С 1977 г. он был не только Генеральным секретарем ЦК КПСС, но и Председателем Президиума Верховного Совета СССР.
Со второй половины 1960-х гг. были приглушены, а затем приостановлены критика культа Сталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период. Был свернут и процесс реабилитации репрессированных.
Не все представители интеллигенции, особенно творческой, шли в фарватере идейно-политической жизни. Некоторые из них, оставаясь на платформе коммунистической идеологии и социалистического реализма, тем не менее, были отнесены к лагерю инакомыслящих и подверглись жестокому давлению партийно-государственного аппарата.
Так, оно отразилось в 1969—70 гг. на журнале «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский. Редакционная коллегия журнала была разогнана, а его главный редактор подал в отставку. В 1970-е гг. инакомыслие вылилось в целое движение, получившее название «диссидентского». Его характерной чертой стал антикоммунизм и антисоветизм.
Не просто критика сталинских преступлений, а борьба с существующим строем в СССР стала его главной задачей. Движение не было единым. В нем прослеживались два основных течения: одно боролось только с перегибами политического строя и коммунистической идеологии, другое же распространяло эту борьбу и на советскую государственность, ставя задачу разрушения СССР. Методы борьбы с ними были разнообразны: ссылка, лагерь, психиатрическая больница, высылка за границу. Многие из них сами стремились на Запад, становясь «невозвращенцами».
Политическую жизнь страны первой половины 1980-х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог страны М.А. Суслов, в ноябре того же года — лидер партии и государства Л.И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС, а через полгода и Председателем Президиума ВС СССР стал Ю.В. Андропов.
В феврале 1984 г. его не стало. На высших постах оказался К.У. Черненко, состояние здоровья которого было не лучше, чем у его предшественников. Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых жизнь почти замирала. В марте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти.
Источник: infopedia.su
«Развитой социализм» заменил обещанный «коммунизм»
Развитой социализм – это высшая ступень развития социалистического общественного строя на этапе его всесторонней зрелости. Развитой социализм предполагал перерастание социализма в коммунизм по мере достижения необходимых условий во всех сферах жизни общества.
Противоречия теории и практики строительства нового общества
Корни государственной идеологии СССР лежат в плоскости марксистско-ленинской теории строительства коммунизма — общества всеобщего благоденствия и справедливости. Согласно этой теории, коммунизм можно построить только через отмирание частной собственности и государства. Практическое строительство социализма в СССР было неразрывно связано с развитием и усилением роли Советского государства, что принципиально противоречило классической теории марксизма-ленинизма о построении коммунистического общества.
Смена ориентиров и корректировка догм
Уже во второй половине 60-х годов стало ясно, что «волюнтаристская» программная установка КПСС — построение коммунизма к 1980 году невыполнима в принципе. Корректировка «коммунистической перспективы» была обозначена уже в 1967 году, в выступлении Л. И. Брежнева на тожественном заседании в честь 70-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Там он объявил о тенденции к консервации политического режима, что стало основой концепции «развитого социализма».
В новой концепции социалистического развития сразу же появились и новые догматические установки и среди них выделялись:
- Теоретическое обоснование перманентного характера обострения идеологического противостояния социализма и капитализма. , как общественно-экономическая формация является закономерным итогом победы социализма в этой борьбе.
- В ходе идеологической борьбы для социализма стоит задача создания индустриального общества, с едиными политическими устремлениями и свободного от национальных и конфессиональных предрассудков.
По сути, такая догматика подспудно переводила идею полного построения коммунистического общества в категорию недостижимых целей. Конечно, официально такую мысль никто не озвучивал, хотя всем было понятно, что «коммунистическая идеология» дала сбой под названием «развитой социализм».
Политические основы «развитого социализма»
В 1977 году была принята новая Конституция СССР. В ней провозглашалось, что государство теперь стало «общенародным социалистическим», а не как прежде «диктатурой пролетариата». Соответственно Советы депутатов трудящихся переименовали в Советы народных депутатов, но реальных полномочий не добавили, по-прежнему все принципиальные проблемы решались в партийных органах. В Конституции появилась статья 6, о руководящей и направляющей роли КПСС в Советском государстве.
Период «застоя» в СССР нашел идеологическое обоснование в концепции «развитого социализма», ставшей скорее бутафорским лозунгом, чем новым содержательным проектом. Это породило противоречия между выдвигаемыми «партией и правительством» лозунгами и реальной действительностью того времени. В острые моменты, что бы хоть как-то сгладить очевидные «нестыковки» выдвигались новые положения, уточняющие концептуальные формулировки. Так, Ю. В. Андропов, ставший в 1982 году Генеральным секретарем ЦК КПСС, вместо умершего Л. И. Брежнева декларировал идею «совершенствования развитого социализма».
Особенности экономического развития
Принцип социализма: «от каждого по способности, каждому по труду». В условиях развитого социализма он дополнился высоким уровнем социальных стандартов обеспечения советских граждан. Всем было гарантированы права на труд (безработицы не было в принципе), жилье, бесплатные медицину и образование (в т. ч. в ВУЗах), право на отдых и т. п. Таким образом, был обозначен момент перехода на более высокую ступень, внутри социалистической стадии развития общества.
Социалистическая экономика имеет в своей основе государственное планирование. Промышленность в целом была разделена на группы:
- Группа «А» — тяжелая промышленность.
- Группа «Б» — легкая промышленность.
Государственные планы определяли приоритеты капиталовложений так, что тяжелая военная промышленность получали «львиную долю» государственных инвестиций. Промышленное производство товаров народного потребления было вторичным и не обеспечивало, в достаточной мере, покупательский спрос населения ликвидными товарами, что породило острую проблему «дефицита».
Возврат к отраслевому управлению экономикой и введение хозрасчета во времена «косыгинских реформ» не смогли разрешить проблему обострения тенденции к углублению «дисбаланса». Отчасти эти незавершенные реформы в значительной мере усугубили его, создав все предпосылки и условия для появления масштабной «теневой экономики». Она то и погубила социалистическое хозяйство, а вместе с ним и Советский Союз в целом.
Источник: histerl.ru
Концепция «развитого социализма»
Марксистская теория, ставшая фундаментом советской государственной идеологии, основывалась на очень простых и широко распространенных представлениях: можно построить справедливое общество, где в отношениях между людьми не было бы корысти, насилия и эксплуатации. Источниками всех этих бед объявлялись частная собственность и государство. Таким образом, путь к идеалу должен был лежать через уничтожение всех признаков государства и через ликвидацию прослойки, обслуживающей государственную власть, — бюрократии.
Однако вся история социализма в СССР вступала в вопиющее противоречие с выводами марксизма об отмирании государства. Со смертью Сталина исчезли последние препятствия для превращения бюрократии из «обслуги» государственной власти в самостоятельную общественную и политическую силу, претендующую на полное овладение этой властью. Положение осложнилось еще и тем, что внутри правящей верхушки произошло выделение отдельных групп на основе различных государственных ведомств и структур. В сознании людей советское государство все больше связывалось не с коммунистическими идеалами, а с интересами бюрократии.
Энергетический заряд, содержавшийся в марксистско- ленинской идеологии, оказался во второй половине 60-х гг. на грани исчезновения. Это проявилось в очевидном спаде массового трудового энтузиазма, росте социальной апатии, все более широком распространении «идейно чуждых» явлений и т.п. Главной задачей в идеологии становится формирование у трудящихся веры в возможности советского строя.
В декабре 1966 г. в главной советской газете «Правда» появилась статья Ф.М. Бурлацкого «О строительстве развитого социалистического общества». Оформлялась новая идеологическая концепция: завершение полного построения социализма (о чем было объявлено на XXI съезде КПСС) знаменует новый длительный период — стадию «развитого социализма», в ходе которой в полной мере реализуются преимущества социалистического строя. Вступление в коммунизм откладывалось на неопределенный срок. В 1967 г. о построении в СССР «развитого социализма» было сказано уже самим Брежневым в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции, а окончательно этот вывод был закреплен на XXIV съезде партии в 1971 г.
Концепция «развитого социализма» призвана была, во-первых, «примирить» фундаментальные положения марксистско-ленинской теории со сложившимися реалиями социализма: сохранение классового деления общества, различных форм собственности, товарно-денежных отношений и, наконец, самого государства с его чиновничьим аппаратом. Во-вторых, обосновать отход от прежних грандиозных проектов (экономическая реформа 1965 г. — один из них) к более спокойному, стабильному развитию. В-третьих, внедрить в сознание граждан, что окружающая их действительность — сама по себе ценность, которая должна приносить удовлетворение и вселять гордость.
Новая Конституция
Новая концепция развития повлияла на законодательство страны. Конституция 1936 г. перестала отвечать поставленным задачам. Например, первая статья Конституции называла СССР «государством рабочих и крестьян», вторая статья говорила о «завоевании диктатуры пролетариата», что никак не увязывалось с декларированием «подлинной» демократии. К тому же в сложившемся образе государственной власти уже практически не было «пролетарских» черт. Необходимо было новое определение политической системы, социальной структуры, характера экономического, межнационального развития СССР.
В феврале 1976 г. на XXV съезде КПСС было решено приступить к практической подготовке принятия новой Конституции СССР. Подготовка велась под лозунгом совершенствования социалистической демократии, и как реальное подтверждение этого с мая 1977 г. было организовано всенародное обсуждение проекта. Проект Конституции был опубликован в газетах, и граждане получили возможность предлагать к нему поправки.
Таким образом, видимость демократического процесса была соблюдена. Окончательный текст Конституции был утвержден 7 октября 1977 г. на сессии Верховного Совета СССР.
Важнейшей статьей в ней стала статья 6, которая гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Это привело к еще большему усилению значения партийного аппарата во всей властной пирамиде, окончательно устанавливало членство в партии как обязательное условие для любой карьеры. Вместе с тем сам факт появления в Конституции особой статьи о КПСС говорил об ослаблении идейного влияния партии. Ранее в формальном закреплении ее роли руководящей силы просто не было надобности.
Государство объявлялось «общенародным», т.е. отныне оно должно было в равной степени представлять интересы всех общественных слоев. Это положение должно было стать обоснованием торжества «подлинной» демократии в Советском Союзе.
По-новому трактовалась сложившаяся в СССР социальная структура: советское общество объявлялось однородным. По-прежнему сохранялись классы — рабочий и колхозное крестьянство и «социальная прослойка» — интеллигенция, но их отличия объявлялись незначительными.
На самом деле советское общество не только не являлось однородным, но его структура становилась все более иерархичной, напоминая некую социальную пирамиду.
Главным признаком социального положения было то, какое место гражданин занимает по отношению к власти. Важнейшее место в характеристике общества «развитого социализма» занимал в новой Конституции вопрос о состоянии и развитии межнациональных отношений. Провозглашалось, что в результате сближения наций и народностей в СССР сложилась «новая историческая общность — советский народ». Но при этом не объяснялось, по каким критериям одни национальности носят конституционный статус нации, а другие — народности, почему одним разрешено иметь государственность в форме союзной республики, другим — лишь автономной, а третьи не имели даже этого.
Источник: studopedia.ru
Урок 15. Политическое развитие в 60-х – 80х гг
Десталинизация (1953-1964) — процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина. Этот процесс привёл к частичной демократизации общественной жизни, называемой «оттепелью».
Ресталинизация — это возврат к сущности сталинизма, который остаётся неизменным: величие государства и социальная справедливость.
Пери́од засто́я или эпо́ха засто́я — пропагандистско-литературное клише, используемое для обозначения периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия так называемого «развитого социализма» — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева.
Диссидентство — несогласие с господствующей официальной идеологией; противостояние существующему режиму, правительству и т. п.; инакомыслие.
Ключевые слова:
Эпоха застоя, десталинизация, ресталинизация, диссиденство.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Горинов М.М.,Данилов А.А., и др.,под редакцией Торкунова А.Д.,10 класс. Ч.2. Издательство «Просвещение» — С. 142-147
Шубин, А.В. От «застоя» к реформам: СССР в 1977–1985 гг. / А.В. Шубин. – М., 2001.
Раздел. Апогей и кризис советской системы 1945-1991гг.
Теоретический материал.
В 50-х гг. XX в. Советский Союз по темпам роста производства и ВВП превзошел все развитые страны мира. За 1953-1954гг. в стране было построено 8070 новых предприятий, введено в действие 714,6 млн. кв. м. жилья. Рост уровня жизни населения вёл к демографическим изменениям, численность населения выросла с 188 до 226,7 млн. человек.
Успехи в космосе ставили страну в авангард мирового научно-технического прогресса. Формировалась новая общественная атмосфера, использовались материальные стимулы к труду. Вместе с тем то, что развитие сельского хозяйства оставалось низким, замедляло рост национального дохода экономики в целом.
В 1956 году на XX съезде КПСС Никита Сергеевич Хрущёв выступил с докладом, в котором развенчал культ личности Сталина. Это вселило надежду на расширение прав и свобод. Уже в первой половине 50-х годов были приняты многочисленные меры, чтобы улучшить условия жизни населения.
В оплате труда городского населения была усилена роль денежной заработной платы в общем объёме реальных доходов, а в деревне были увеличены выплаты по трудодням и снижены налоги на приусадебное хозяйство. Заработная плата в госсекторе была повышена на 35%, удвоен размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращена с 48 до 36 часов. В 1964 г. право на пенсию впервые получили и колхозники, но они все еще не имели паспортов. Рост заработной платы привёл к повышению жизненного уровня и потребления товаров.
Шагом к гражданскому миру в стране стала, проведённая весной 1953 г., частичная реабилитация жертв сталинского террора. В апреле 1954 г. была проведена крупная реорганизация в органах государственной безопасности.
Проводимая Н. С. Хрущёвым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. 14 октября1964 года Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущёва, который в тот момент находился на отдыхе в Пицунде, от должности Первого секретаря ЦК КПСС. А 15 октября указом Президиума Верховного Совета СССР и от должности главы правительства Советского Союза.
Пришедший к власти Л. И. Брежнев выдвинул идею «стабильности кадров». Правительство Брежнева отказалось от принципа регулярного обновления партийной номенклатуры. В составе секретарей ряда партийных комитетов, среди работников советских и хозяйственных органов местного, республиканского, союзного уровней порой десятилетиями не происходило кадровых перемен.
Идея «стабильности» привела к старению кадров. В 1982 г. средний возраст высшего руководства достиг 70 лет. В 1972 году члены политбюро отказались от критики Сталина и обвинили Хрущёва в надругательстве над вождём. Были отменены все нововведения Хрущёва. Совнархозы были заменены отраслевыми министерствами. В середине 1980-х гг. было более 100 министерств и ведомств союзного уровня.
Партийный аппарат контролировал все стороны жизни общества. В 1971г. на XXIV съезде КПСС был изменён устав, было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения, контролировалась деятельность аппарата государственных органов. Стараясь централизовать государственное управление, Л. И. Брежнев не брезговал вмешательством партии в экономику и духовную жизнь народа. В Конституции СССР 1977г. была закреплена руководящая и направляющая роль КПСС.
Для материального обеспечения аппарата была отлажена система льгот, ежегодно затрачивалось до 40 млрд. рублей, что приводило к коррупции.
С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет, создана система противовоздушной и противоракетной обороны, выросла численность авиации и флота. Советский Союз достиг ракетно-ядерного паритета с США.
Нарастание диссидентства привело к укреплению органов госбезопасности. Смена курса в октябре 1964г. привела к потребности более обстоятельного обоснования консервативного внутриполитического курса. Им стала «теория развитого социализма».
Выступая на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967г., Брежнев впервые огласил вывод о построении в СССР развитого социалистического общества, которое оформилось в дальнейшем в концепцию развитого социализма. Концепция включала в себя полную однородность советского общества, что означало решение национального вопроса, отсутствие противоречий в обществе и бесконфликтное его развитие. Хотя в программе КПСС построение коммунизма в СССР датировалось сроками к 1982г. ее реализация была отодвинута на долгие времена. Сложную ситуацию в экономике и обществе власть стремилась смягчить громкими рапортами о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция развитого социализма получила название идеология застоя.
Пришедший к власти в 1982 году Ю.В. Андропов выдвинул идею совершенствования «развитого социализма» и объявил, что это будет длительный исторический период. 7 октября 1977 г. в СССР была принята новая Конституция, в которой официально закреплялось руководящее положение КПСС.
Также Конституция утверждала усилившуюся политическую и экономическую роль союзного центра в ущерб правам республик. Утверждение в Конституции о том, что в Советском Союзе построено развитое социалистическое общество, ничего общего с действительностью не имело.
Главным считалась идея создания бесклассового общественного строя, полным социальным равенством всех членов общества, с единой народной собственностью на средства производства. В Конституции также были закреплены социально-экономические права и свободы: право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище, а так же положения о расширении прав общественных организаций. В целом Конституция 1977г. носила демократический характер. Впервые в Конституцию были внесены международные обязательства СССР. Однако закреплённые в Конституции права и свободы в СССР не соблюдались.
Разбор типового тренировочного задания
1. Филворд — английский кроссворд
Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде фамилии руководителей СССР в 1960-1980 гг.
Источник: resh.edu.ru
Теория развитого социализма
Известно, что вся советская государственная идеология была выстроена на фундаменте, которым являлась марксистско-ленинская теория. В основе теории лежит идея о строительстве справедливого общества, в котором, в отношениях между людьми, исключается корысть, насилие и эксплуатация. Источникам этих негативных явлений было объявлено государство и частная собственность. Для создания идеального общества следовало уничтожить все признаки государства, ликвидировать прослойку, обслуживающую государственную власть, — бюрократию.
Но на практике история создания социализма в СССР противоречила выводам марксизма о постепенном отмирании государства. Принципы марксистско-ленинской идеологии не нашли воплощения в советском обществе. Стало очевидным, что план построения коммунизма к 1980 году в Советском Союзе нереален.
В коллективах трудящихся начала падать рабочая дисциплина и трудовой энтузиазм, увеличился рост социальной апатии, стали распространяться различные «идейно — чуждые» явления. Перед идеологами социализма встала задача — сформировать и укрепить веру в возможности советского строя.
Впервые о новой идеологической концепции было объявлено в одном из декабрьских номеров газеты «Правда» за 1966 год. Фундаментом новой идеологической концепции стало положение о том, что после завершения полного построения социализма наступает период «развитого социализма». Именно в этой стадии в полной мере будут выявлено неоспоримое преимущество социалистического строя. Этот этап предшествует коммунизму, наступление которого теперь переносилось в неопределенное будущее.
Чуть позже, в 1967 году уже Л.И. Брежнев, в своем знаменитом выступлении на торжественном вечере в честь пятидесятилетия Октябрьской социалистической революции, с высокой трибуны озвучил новую линию партии на построение «развитого социализма» в стране. Однако, спустя годы, именно период правления Брежнева будет назван периодом идеологического застоя в стране.
Окончательно новый курс партии был закреплен XXIV съездом партии, состоявшемся в 1971 году. С помощью созданной новой концепции появлялась возможность:
1) соединения идей марксистско-ленинской теории с реалиями социалистического общества. То есть, с одной стороны сохранялось классовое деление общества, различные формы собственности, товарно-денежные отношения, а с другой стороны, сохранялось и само государство, и его чиновничий аппарат;
2) обоснования отхода от прежних грандиозных проектов (например, экономические преобразования 1965 года) к более спокойному и стабильному движению вперед;
3) внедрения в сознание граждан, что окружающая их социалистическая действительность уже является ценностью, достаточной для получения морального удовлетворения и вселения гордости;
Демократические нововведения Н.С. Хрущева отменены как несостоятельные и не имеющие силы. Л.И. Брежневым и его командой была объявлена война «субъективизму» (отрицанию внешнего материального мира) и «волюнтаризму» (когда воля играет ведущую роль в развитии общества). То есть была провозглашена консервация режима и внутренней политики страны. На этом и была воздвигнута вся конструкция «развитого социализма», которая содержала в себе следующие положения:
• теорию усиления и обострения идеологической борьбы капиталистического и социалистического блоков. Одержав победу в этой борьбе, развитое социалистическое общество придет к своей конечной идеологической цели ─ коммунизму;
• скорейшую индустриализацию общества;
• создание однородного общества, исключающего инакомыслие;
•безконфликтное решение национального вопроса;
Новая концепция, по сути, сводилась к консервации режима и перевода идеи строительства коммунизма в категорию недостижимых идей.
Новая Конституция, принятая в 1977 году, провозгласила СССР страной развитого социалистического общества. Вместо государства диктатуры пролетариата СССР стал называться общенародным социалистическим государством.
Важные политические права и свободы, такие как свобода слова, печати, демонстраций и шествий предоставлялись Конституцией гражданам страны, но с оговоркой: «в интересах развития социализма». Эта оговорка давала возможность ограничения применения этих прав в жизни.
Статьей 6 Конституции Коммунистическая партия было дано определение «руководящей и направляющей силы советского общества». Этой статьей закреплялось фактически господствующая роль аппарата партии на всех уровнях общественной жизни.
Однако реальная жизнь населения страны была несравнимо далека от выдвигаемых лозунгов и мало похожа на развитой социализм.
Для сглаживания очевидных противоречий, генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андроповым, в 1982 году была выдвинута новая концепция. Страну ожидал новый, длительный по времени период «совершенствования развитого социализма».
Источник: www.istmira.com