Комментарий к Письму Минфина России от 26.04.2018 № 03-07-11/28474.
Бюджетные инвестиции объектов капитального строительства
Об осуществлении бюджетных инвестиций в объект капитального строительства «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова» — реконструкция и реставрация основного здания, г. Санкт-Петербург, в том числе проектирование»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2020 г. № 2045
МОСКВА
Об осуществлении бюджетных инвестиций в объект капитального строительства «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова» — реконструкция и реставрация основного здания, г. Санкт-Петербург, в том числе проектирование»
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.06.2021 № 960, от 09.08.2021 № 1316)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Осуществить в 2021 — 2023 годах бюджетные инвестиции за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в проектирование, реконструкцию и реставрацию объекта капитального строительства «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова» — реконструкция и реставрация основного здания, г. Санкт-Петербург, в том числе проектирование» (г. Санкт-Петербург, Театральная площадь, дом 3, литера А; мощность, подлежащая вводу, — 31234, 45 кв. метра, срок ввода в эксплуатацию — 2024 год) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1316)
2. Установить, что государственным заказчиком указанного в пункте 1 настоящего постановления объекта является публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», застройщиком — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова». (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2021 № 960)
3. Публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства — главному распорядителю средств федерального бюджета, Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета работ по проектированию, реконструкции и реставрации объекта, указанного в пункте 1 настоящего постановления, с распределением согласно приложению. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2021 № 960)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства Российской Федерацииот 9 декабря 2020 г. № 2045 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 9 августа 2021 г. № 1316)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ предполагаемой (предельной) стоимости проектирования, реконструкции и реставрации объекта капитального строительства «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова» — реконструкция и реставрация основного здания, г. Санкт-Петербург, в том числе проектирование» и общего (предельного) объема бюджетных инвестиций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджетав его проектирование, реконструкцию и реставрацию по годам реализации инвестиционного проекта
(тыс. рублей, в ценах соответствующих лет)
Предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства
в том числе проектные и изыскательские работы
Общий (предельный) объем бюджетных инвестиций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
в том числе проектные и изыскательские работы
1 Включая бюджетные инвестиции в размере 1874374, 5 тыс. рублей, осуществленные в 2012 — 2019 годах Министерством культуры Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 — 2018 годы) «, в том числе в проектные и изыскательские работы в размере 389514, 9 тыс. рублей, а также 3116000 тыс. рублей, предоставленные в 2020 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации, в том числе на проектные и изыскательские работы в размере 222945, 9 тыс. рублей.
2 Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета может быть уточнен в рамках формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджетные инвестиции — средства из государственного бюджета на развитие проектов . Порядок предоставления бюджетных инвестиций при финансировании государством госзаказов. … Бюджетные инвестиции это средства, привлеченные из государственной казны для реализации важных проектов . Государство выступает не только в качестве регулятора инвестиционной деятельности в РФ. Оно также является и активным инвестором. Существует множество проектов , которые могут быть реализованы только с помощью федеральных средств. … Особенно важно в сфере строительства . Нужно полное технико-экономическое обоснование. Проект может быть краткосрочным и долгосрочным.
О расчетах с бюджетом по НДС при получении бюджетных инвестиций на приобретение работ по строительству и реконструкции объектов ОС
В комментируемом письме рассмотрена следующая ситуация.
Налогоплательщик (АО) ведет строительство и реконструкцию объектов, в том числе реставрационные работы, подрядным способом. Инвестирует работы департамент городского имущества. Бюджетные инвестиции являются взносом в уставный капитал АО при его увеличении (платой за акции дополнительного выпуска, переданные в собственность города).
Налогоплательщику (АО) потребовалось уточнение:
применяются ли требования п. 2.1 ст. 170 НК РФ, если бюджетные инвестиции предоставлены ему в IV квартале 2017 года, а выполнение работ подрядчиками будет осуществлено в 2018 году;
можно ли включить НДС в первоначальную стоимость объекта ОС в целях исчисления налога на прибыль организаций?
Четкого ответа (как, к сожалению, это часто бывает) Минфин не дал. Так что будем разбираться вместе.
О вычете НДС
Начнем с вычетов НДС и для полноты картины число возможных ситуаций увеличим.
Итак, норма п. 2.1 ст. 170 НК РФ начала действовать 01.01.2018. Субъекты естественных монополий норму п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ применяют с 01.01.2019 (п. 5.1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ). В соответствии с ней (абз. 1) суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ по приобретениям (товарам, работам, услугам, объектам ОС и НМА, имущественным правам) за счет бюджетных средств (субсидий и/или бюджетных инвестиций), вычету не подлежат.Это правилоприменяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, с последующим увеличением уставного фонда ГУП (МУП) или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц (абз. 2).
Но налогоплательщика интересовал иной случай: он обозначил, что бюджетные инвестиции предоставлены ему в IV квартале 2017 года, а работы будут приняты в 2018 году.
К сведению: подход финансового ведомства к схожей ситуации изложен в Письме от 20.07.2017 № 03-07-11/46139. Здесь Минфин подчеркнул, что если заранее известно, что товары (работы, услуги), приобретаемые с 01.07.2017 (начало действия очередных правок в гл. 21 НК РФ, касающихся субсидий. С 01.07.2017 на основании пп. 6 п. 6 ст. 170 НК РФ обязанность восстанавливать суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком, распространяется на случаи получения из бюджетов всех уровней (и субъектов РФ, и местных бюджетов) субсидий на возмещение затрат (включая НДС), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате НДС по товарам, ввозимым в РФ) на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, будут оплачены за счет бюджетных средств, то НДС к вычету не принимается.
Заявить вычет НДС, предъявленного подрядчиками по работам, принятым в 2018 году, налогоплательщик не вправе, и основанием тому является п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Кстати, с начала текущего года специалисты финансового ведомства акцентировали внимание на действии этой нормы уже не раз (см. письма от 25.04.2018 № 03-07-11/28036, от 19.04.2018 № 03-07-10/26407, № 03-07-10/26413).
Обратите внимание: положения п. 2.1 ст. 170 НК РФ в полной мере распространяются на дочерние общества юридического лица, являющегося прямым получателем бюджетных средств, если такие средства внесены им в уставный капитал «дочек». Например, в Письме от 19.04.2018 № 03-07-10/26420 подчеркнуто:поскольку дочерние общества юридического лица, в уставный (складочный) капитал которых внесены средства, ранее предоставленные юридическому лицу в виде бюджетных инвестиций, капитальные вложения в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, и (или) приобретение объектов недвижимого имущества осуществляют за счет бюджетных средств, суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет данных средств, к вычету у данного дочернего общества не принимаются.
В этом же письме акцент сделан и на том, что субъекты естественных монополий в 2018 году нормы п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ неприменяют. А вот на их «дочек» (застройщиков, не имеющих указанного статуса) это положение не распространяется.
И наконец, третья ситуация (именно на ней Минфин счел нужным остановиться в комментируемом письме): если организация в 2018 году получает бюджетные инвестиции из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных до 2018 года работ по строительству и реконструкции объектов ОС, суммы НДС по таким работам, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (абз. 6 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Объекты капитального строительства , созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций , или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций , закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или.
Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег
Износ основных фондов за 2018-2020 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?
Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.
Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.
Определение
Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда мы задаем встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.
Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.
И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).
Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:
- собственная прибыль,
- амортизация,
- заемные средства,
- эмиссия акций и облигаций,
- средства вышестоящих организаций.
В Бюджетном кодексе дано следующее определение.
Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):
- здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
- линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
- некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.
Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации.
Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.
На что тратим бюджетные деньги
Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).
Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:
- увеличения стоимости активов государства;
- повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
- восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
- снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.
В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:
- Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
- Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
- Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
- Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
- Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.
Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.
Порядок получения государственной помощи
Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.
Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.
Государственные контракты заключаются на:
- проектные и изыскательские работы,
- строительство,
- реконструкцию,
- реставрацию,
- техническое перевооружение,
- приобретение объекта.
Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:
- Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
- Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.
Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.
Соглашение обязательно должно содержать:
- цель инвестирования;
- объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
- наименование объекта, его мощность;
- срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
- права и обязанности сторон сделки;
- ответственность;
- порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).
Заключение
На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Будем рады, если в ближайшие годы что-то изменится.
При реставрации объектов капитального строительства следует учитывать норму пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ. В соответствии с ней реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр таких объектов , проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения). … В IV квартале 2017 года общество получило бюджетные инвестиции на реставрацию объекта культурного наследия в сумме 50 млн руб.
- http://government.ru/docs/all/131452/
- https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/956158.html
- https://quasa.io/ru/media/chto-takoe-byudzhetnye-investicii-celi-i-poryadok-predostavleniya-gosudarstvennyh-deneg