410 Бюджетные инвестиции 411 Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность в рамках государственного оборонного заказа 226 Прочие работы, услуги 296 Иные расходы 310 Увеличение стоимости основных…
Минфин о применении Порядка № 209н
С 2019 года государственные (муниципальные) учреждения руководствуются Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н, правила применения которого зачастую вызывают вопросы. Основываясь на разъяснениях Минфина, постараемся ответить на некоторые из них и приведем корреспонденции счетов.
Приобретение пломбы-наклейки для опечатывания помещения
В соответствии с положениями ГОСТ 31282-2004 «Межгосударственный стандарт Устройства пломбировочные. Классификация», введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 16.06.2005 № 158-ст, пломбировочные устройства – это персонально идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения.
В силу данного определения пломбы-наклейки соответствуют критериям признания их в качестве материальных запасов, поэтому подлежат учету на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции № 157н).
Согласно п. 11.4 Порядка № 209н (в редакции Приказа Минфина РФ от 13.05.2019 № 69н) материальные запасы отражаются на соответствующих подстатьях статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по их целевому (функциональному) назначению. В связи с этим расходы на приобретение пломбы-наклейки в целях опечатывания помещения учреждения здравоохранения следует отражать по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ (см. Письмо Минфина РФ от 04.07.2019 № 02-08-05/49558).
Пример 1.
Аптечная организация (бюджетное учреждение) закупила пломбы-наклейки в целях опечатывания помещения у иной нефинансовой организации. Расходы произведены по коду вида финансового обеспечения (КВФО) 2.
В учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приняты к учету закупленные пломбы-наклейки
2 105 36 346
2 302 34 734
Произведена оплата поставщику
2 302 34 834
2 201 11 610
забалансовый счет 18(КВР 244 / подстатья 346 КОСГУ)
Приобретение строительных материалов для ремонта
В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н на счете 0 105 34 000 учитываются все виды строительных материалов:
силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица);
лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера);
строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой);
металлоизделия (гвозди, гайки, болты, скобяные изделия);
санитарно-технические материалы (краны, муфты, тройники);
электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы);
химико-москательные (краска, олифа, толь) и другие аналогичные материалы.
Как уже было отмечено, отражение расходов на приобретение строительных материалов будет зависеть от их экономического содержания и целевого (функционального) назначения. В частности, как сказано в Письме Минфина РФ от 02.07.2019 № 02-08-05/48683, по следующим подстатьям КОСГУ отражаются расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление):
строительных материалов в целях строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, на текущий ремонт здания), – 344 «Увеличение стоимости строительных материалов»;
строительных материалов для ремонта движимого имущества – объектов нефинансовых активов (например, на ремонт мебели) – 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
Пример 2.
Больница (бюджетное учреждение) закупила металлоизделия для ремонта мебели и краску для ремонта процедурного кабинета. Расходы произведены по КВФО 2.
В учете учреждения будут составлены следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приняты к учету закупленные металлоизделия для ремонта мебели
2 105 34 346
2 302 34 734
Принята к учету краска, закупленная для проведения текущего ремонта
2 105 34 344
2 302 34 734
Выплата ветеринарам компенсации на оплату коммунальных услуг
Нормативными актами субъектов РФ для медицинских и ветеринарных специалистов могут быть установлены компенсации на оплату коммунальных услуг. Например, Постановлением Правительства Курганской области от 21.08.2017 № 295 предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации таких расходов:
специалистам государственных учреждений Курганской области, входящих в систему государственной ветеринарной службы РФ, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и в рабочих поселках (поселках городского типа), городах районного подчинения на территории Курганской области;
ветеринарным специалистам государственных учреждений Курганской области, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, и ветеринарным специалистам государственных учреждений Курганской области, вышедшим на пенсию.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н, а также Порядком № 209н указанные операции отражаются следующим образом (см. Письмо Минфина РФ от 25.06.2019 № 02-08-10/46467):
1) в отношении ветеринарных специалистов, проживающих и трудящихся по основному месту работы в сельских населенных пунктах и в рабочих поселках (поселках городского типа), городах районного подчинения на территории данного субъекта:
по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;
по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ;
2) в отношении ветеринарных специалистов, вышедших на пенсию:
по виду расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств»;
по подстатье 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» КОСГУ.
Возмещение работникам затрат, связанных с командировками
При направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возместить ему командировочные расходы, в том числе на проезд, наем жилого помещения и суточные (ч. 1 ст. 168 ТК РФ).
Порядок отражения расходов, связанных с выплатой денежных средств командируемым работникам, установлен п. 49.5 Порядка № 132н и п. 10.1.2, 10.2.6 Порядка № 209н.
В силу указанных норм расходы (операции) по возмещению работнику учреждения затрат, связанных с его командированием, отражаются по коду вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и подстатьям:
212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» – суточные;
226 «Прочие работы, услуги» – иные расходы, связанные со служебными командировками (проезд, проживание и другие затраты работника в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя).
Однако, как отмечает Минфин, если подотчетные суммы выдаются командированному работнику на закупку соответствующих услуг, расходы на их оплату, осуществляемые согласно требованиям законодательства РФ о закупках, следует отразить (Письмо от 05.07.2019 № 02-05-10/50755):
по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;
по подстатьям КОСГУ, которые отвечают экономическому содержанию осуществляемых операций.
Выплата компенсации за использование автомобиля в служебных целях
При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих ему, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием (ст. 188 ТК РФ). Размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора, составленным в письменной форме.
В соответствии с Порядком № 209н расходы на компенсацию за использование личного автомобиля для служебных целей следует отражать по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ (см. Письмо Минфина РФ от 21.06.2019 № 02-08-05/46146).
Пример 3.
Больница (бюджетное учреждение) выплачивает своему работнику компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях. Расходы производятся по КВФО 2.
В учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена компенсация за использование автомобиля
2 109 80 222
2 302 22 737
Выплачена компенсация работнику из кассы учреждения
2 302 22 837
2 201 34 610
Расчеты по удержаниям из зарплаты работников
Такие удержания производятся только в случаях, предусмотренных ст. 137 ТК РФ и иными федеральными законами (в частности, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Основаниями для удержания из зароботной платы могут быть:
1) распоряжения работодателя (например, для погашения ущерба в пределах среднего месячного заработка);
2) исполнительные документы (например, для погашения задолженности по алиментам, иным судебным искам, предъявленным работнику);
3) заявления работников (например, для перечисления профсоюзных взносов, погашения кредита).
Для учета расчетов по удержаниям из зарплаты работников различных периодических платежей для безналичного перечисления применяется счет 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» (п. 273 Инструкции № 157н). Учреждение ведет аналитический учет по счету 0 304 03 000 в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе получателей удержанных сумм и видов удержаний.
Операции по удержаниям из заработной платы отражаются по дебету счета 0 302 11 830 и кредиту счета 0 304 03 730.
При этом необходимо помнить, что в соответствии с п. 15.3, 16.3 Порядка № 209н статья 730 (830) «Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализирована подстатьями 731 (831), 732 (832), 733 (833), 734 (834), 735 (835), 736 (836), 737 (837), 738 (838), 739 (839).
Установка пожарной сигнализации в медицинском учреждении
Как указано в Письме Минфина РФ от 21.06.2019 № 02-08-10/ 46506, при принятии к учету пожарной сигнализации нужно исходить из установленных в учетной политике способов ведения бухгалтерского учета основных средств при их приобретении, создании и монтаже, функциональной и экономической направленности производимых расходов с учетом требований ФСБУ «Основные средства» (п. 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
При этом чиновники отметили, что расходы, производимые в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов, в том числе в объекты основных средств, при их приобретении, строительстве, модернизации (дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением работ, которые впоследствии повлияют на стоимость основного объекта и будут отражены на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», следует относить на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.
В связи с этим расходы по установке (расширению) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации) пожарной сигнализации, в том числе обустройству тревожной кнопки, а также на работы по ее модернизации, осуществляемые в рамках капитального ремонта в целях капитальных вложений, отражаются:
по коду вида расходов 243 «Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»;
по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.
Вместе с тем аналогичные расходы, осуществляемые в целях реализации бюджетных инвестиций, включенные в сводный сметный расчет стоимости капитального строительства, нужно отражать в рамках подгруппы 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» по кодам видов расходов:
407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;
414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» соответственно.
В перечисленных случаях также применяется подстатья 228 КОСГУ.
Расходы, связанные с работами и услугами в целях реализации требований пожарной безопасности, установленных ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (например, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты), не формирующими капитальные вложения, относятся:
на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» или 243 «Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»;
Сопоставительная таблица кодов КВР и КОСГУ на 2020 год. Что изменилось с 2020 года. … Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа. 222. Транспортные услуги. … Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. 222. Транспортные услуги.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства косгу
410 Бюджетные инвестиции
Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность в рамках государственного оборонного заказа
Прочие работы, услуги
Увеличение стоимости основных средств
Увеличение стоимости непроизведенных активов
Увеличение стоимости материальных запасов
(в ред. Приказа Минфина России от 27.12.2017 N 255н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность
Прочие работы, услуги
Увеличение стоимости основных средств
Увеличение стоимости непроизведенных активов
(в ред. Приказа Минфина России от 27.12.2017 N 255н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа
Арендная плата за пользование имуществом
Прочие работы, услуги
Налоги, пошлины и сборы
Увеличение стоимости основных средств
Увеличение стоимости непроизведенных активов
Увеличение стоимости материальных запасов
(в ред. Приказов Минфина России от 27.12.2017 N 255н, от 03.05.2018 N 94н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности
Арендная плата за пользование имуществом
Прочие работы, услуги
Налоги, пошлины и сборы
Увеличение стоимости основных средств
Увеличение стоимости непроизведенных активов
Увеличение стоимости материальных запасов
(в ред. Приказов Минфина России от 27.12.2017 N 255н, от 03.05.2018 N 94н)
Например, расходы в рамках капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства ) на установку (расширение) единых … основных средств, в целях применения классификации операций сектора государственного управления являются расходами для целей капитальных вложений. Расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем в здании, введенном в эксплуатацию, в случае, если только часть работ будет принята к учету для включения (формирования) в стоимость объектов основных средств, отражаются как текущие расходы (226).
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства косгу
В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением субсидии на капитальные вложения в соответствии с СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.
Получение субсидии
Согласно ст. 78.2 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее – субсидии на капитальные вложения).
Основанием для предоставления субсидии служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).
Затраты за счет субсидии на капитальные вложения влекут последующее увеличение стоимости недвижимого имущества на праве оперативного управления учреждений (п. 1 ст. 78.2 БК РФ).
Доходы учреждения в виде субсидии на капитальные вложения отражаются по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 162 КОСГУ. Это установлено п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), п. 9.6.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н).
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), в автономных учреждениях – по инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Операции с субсидиями на капитальные вложения учитываются по коду финансового обеспечения 6.
Доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 федерального стандарта «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – СГС «Доходы»). Основанием служит соглашение (п. 93 инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н).
Признание доходов текущего года, корректировка показателей
Доходы будущих периодов признаются доходами текущего года по мере реализации условий предоставления субсидии в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) (п. 40 СГС «Доходы», п. 158 Инструкции № 174н, п. 186 Инструкции № 183н).
Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя. Допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.
Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора», подразделе «Методический кабинет».
Если учредитель решит формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.
Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета о достижении целевых показателей показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут корректироваться. Учредитель направляет учреждению извещение (ф. 0504805) с корректирующими бухгалтерскими записями. Такие записи не считаются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по субсидии.
Возврат субсидии
Не использованный в текущем финансовом году остаток субсидии на капитальные вложения бюджетные и автономные учреждения должны перечислить в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ). Однако по решению учредителя этот остаток средств может использоваться учреждением в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели.
После представления отчетности учреждению может быть предъявлено требование по возврату субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидий, факта невыполнения условий предоставления субсидий). Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.
Возврат субсидии на капитальные вложения прошлых лет в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка № 85н, п. 14.1 Порядок № 209н).
Типовые корреспонденции по учету субсидий на капитальные вложения
Структура номера счета для отражения операций в бухгалтерском учете определена п. 21.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н.
Номера счетов 205 62, 401 10, 401 40, 504 00, 507 00, 508 00 формируются так:
- в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
- в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения (коды ЦСР должны здесь отражаться, в частности, при операциях по субсидиям на реализацию национальных проектов, программ);
- в разрядах 15 – 17 – код видов доходов 150.
Номер счета 303 05 формируется так:
- в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
- в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
- в разрядах 15 – 17 – КИФ 610 (если на счете отражается задолженность перед бюджетом по возврату субсидии прошлых лет), код видов доходов 150 (если планируется подтверждение потребности в средствах без возврата в бюджет).
По счетам аналитического учета счета 201 00 «Денежные средства учреждения» в разрядах 1 – 17 номера счета ставятся нули.
Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет субсидии на капитальные вложения
В целях формирования сведений о денежных обязательствах для представления в ГИИС «Электронный бюджет», СУФД, другие внешние системы денежное обязательство, принятое на сумму аванса, сторнируется после исполнения поставщиком (исполнителем) условий договора. При этом в момент поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг денежное обязательство принимается на всю сумму согласно выставленным документам. Подробно об отражении в программе операций по принятию денежных обязательств см. здесь.
1 Согласно п. 200 Инструкции № 183н сумма уменьшений сметных назначений по доходам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 507 00 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 504 00 способом «красное сторно».
2 Соответствующие изменения планируется внести в пп. 97, 186 Инструкции № 183н.
3 Бухгалтерские записи следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н, п. 5 Инструкции № 183н.
4 Соответствующие изменения планируется внести в п. 133 Инструкции № 174н, п. 161 Инструкции № 183н. Проекты приказов размещены на сайте Минфина России во вкладке «Документы», подразделе «Проекты», а также на федеральном портале проектов нормативных правовых актов: https://regulation.gov.ru/.
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
основных средств, в виде поступлений бюджетных инвестиций на строительство , реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства , приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, биологических ресурсов и др.; нематериальных активов — приобретение (создание) программного обеспечения иных результатов интеллектуальной деятельности , признаваемых объектами учета нематериальных активов и приравненные к ним средства индивидуализации, в…
- https://www.audit-it.ru/articles/account/buhaccounting/a6/994309.html
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148920/a2b7f3c10d7e3ffb9d1df112e13fd883cb76be29/
- https://its.1c.ru/db/content/newsclar/src/469146.htm