Чем надзор отличается от контроля в строительстве

Содержание

В чем отличие строительного контроля, проводимого Заказчиком, от технического надзора Заказчика?

Похожие вопросы

Чем надзор отличается от контроля

Определяется условиями договора.

Отличие строительного контроля

Может ли вознаграждение за услуги технического надзора (строительного контроля) быть фиксированным? Какой нормативный документ регламентирует деятельность технического надзора? Как вообще можно рассчитать сумму договора? Заранее благодарна.

Основные задачи, функции, права и обязанности Технического надзора (Строительного контроля) регламентируют:

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Статья 53;

Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (вместе с «Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»);

Что такое СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ и какую Пользу он Дает?

«СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», раздел 7;

Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;

Приказ Госстроя РФ от 25.02.1999 N 39 «О повышении квалификации специалистов, осуществляющих контроль за качеством строительства объектов»;

Распоряжением № 1047-р от 21 июня 2010 года Председатель Правительства РФ утвердил перечень ГОСТ и СНиП, применение которых обязательно для обеспечения безопасности зданий и сооружений. В этот перечень входят как нормативные документы в полном объеме, так и отдельные части некоторых документов.

Строительный контроль и технический надзор

Добрый день! Да, лицензия в данном случае — потребуется.

Какая уголовная ответственность у инженера строительного контроля (Технического надзора), подписавшего Акты на скрываемые работы?

Какая уголовная ответственность у инженера строительного контроля (Технического надзора), подписавшего Акты на скрываемые работы? Какой срок действия возможности его привлечения к суду после этого и максимальное наказание? Спасибо!

Добрый вечер! Сначала нужно ознакоится с делом. Глобальная Юридическая Компания, всегда рада помочь, если ответ для вас не раскрыт пишите в личные сообщения.

Смотря, что будет вменяться инженеру .

Как быть, если заказчик хочет удержать денежные средства?

Фирма А (застройщик) заключила договор на аренду земельного участка с администрацией. Фирма Б (инвестор) хочет инвестировать денежные средства для строительства на этой земле автомойки. Надо будет заключать инвестиионный договор. В градостроительном кодексе назван участник строительства — заказчик — это лицо, которое на основании договоа уполномочено застройщиком для организации строительства, технического надзора и контроля за ведением работ. Если застройщик совмещает функции заказчика, то он именуется заказчиком-застройщиком.

Зачем нужен строительный контроль и что такое технический надзор

Валентина, заказчик и подрядчик — это две стороны договора подряда. В одном лице они никак не могут быть. Это противоречит сути договора подряда.

С уважением, Шуклин Юрий Дмитриевич.

Осуществление строительного надзора

Хочу открыть ИП для осуществления технического надзора (строительного контроля) в строительстве. Подскажите пожалуйста, подлежит ли данная деятельность лицензированию и сколько стоит лицензия? И нужно ли вступать в СРО?

То, чем Вы хотите заниматься, — это полномочия государственного органа — Госстройнадзора.

Возможна ли солидарная ответственность технического заказчика (который осуществлял строительный контроль,

Возможна ли солидарная ответственность технического заказчика (который осуществлял строительный контроль, в том числе принимал работы) и подрядчика перед заказчиком?

После оказания всех услуг и выполнения работ при обнаружении заказчиком недостатков в работах.

Все зависит от условий договора, причин недостатков, иных условий имеющих юридическое значение.

Необходимость приказа на выполнение работ вне территории предприятия

Директор государственного предприятия (Заказчик) заключила договор со сторонним частным предприятием (Исполнителем) о предоставлении смотровой ямы для контроля технического состояния автотранспорта Заказчика перед выездом на линию и по возвращении с линии, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Услуги по предоставлению ямы Исполнителем по контролю технического состояния автотранспорта Заказчика проводить ежедневно с 05-30 до 07-30 с 16-30 до 18-30 часов.

Контроль технического состояния автотранспорта Заказчика проводить своими силами (Заказчика) и средствами с использованием оборудования и инструментов согласно договору.

Выполнить услуги в полном объёме, и обеспечить сохранность автотранспорта Заказчика, находящихся на территории Исполнителя во время проведения контроля технического состояния.

Мне, как механику Заказчика, отказываются выдать хотя бы простую копию Договора о предоставлении смотровой ямы Исполнителя. Директор предлагает на основании устного указания заставлять подчиненных мне водителей размещать автотранспорт на смотровой яме Исполнителя.

Скажите, пожалуйста, если я распоряжусь выполнять осмотр автотранспорта в отсутствие официального приказа Заказчика, какие правовые последствия вызовет травмирование персонала и какова мера моей ответственности перед травмированным в описанной ситуации?

С уважением, Виктор.

В соответствии со ст.62 ТК РФ вы имеете право получить документы связанные с вашей работой.

Поэтому напишите в двух экземплярах письменное заявление под регистрацию вашему работодателю в котором сошлитесь на указанную статью и попросите выдать вам на руки копию договора о предоставлении смотровой ямы для безопасного и законного выполнения работ в 3-х дневный срок вам обязаны выдать. Если нет смело жалуйтесь прокурору района и в трудовую инспекцию

Директор вправе давать и устные указания. Тем более это исходит из условий договора на техосмотр. Транспорт должны напавлять на смотровую яму исполнителя. Сам же договор касается заказчика, тем не менее напишите ему заявление выдать Вам его копию. Договор хранится у юриста или в бухгалтерии, ознакомиться Вы можете.

Вы вправе устно сказать водителям о том, чобы они предоставляли транспорт исполнителю. Приказ заказчика не обязателен. Что касается травмирования — это не Ваша ответственность. А Вашего руководства. И службы охраны труда. Вы механик и исполняйте свои обязанности согласно должностной инструкции, ст.8 ТК РФ.

Тогда к Вам вопросов не возникнет.

[quote]ТК РФ Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О безопасности дорожного движения»,ст.17,18

Источник: www.9111.ru

Технадзор и строительный контроль. Отличия технического надзора от строительного контроля

«Инжиниринговая Компания «2К» предлагает свои услуги по осуществлению технического надзора за строительством. Благодаря обширному опыту и высокой квалификации наших специалистов мы можем гарантировать качественное выполнение работ, соответствие возводимых сооружений государственным требованиям и проектной документации, соблюдение сроков и бюджета проекта. Технический надзор в строительстве организуется с целью оптимизации работы подрядных организаций, обеспечения соответствия сроков и качества выполненных работ, а также пресечения необоснованного роста бюджета проекта. Технадзор в строительстве позволяет пресечь любые отклонения от регламента выполнения технических работ.

Технадзор является элементом строительного контроля, направленного на соблюдение проектного и технического плана, а также на рациональное и максимально эффективное использование строительного материала. Строительство представляет собой трудоемкий процесс, в котором инвестор без профессиональной помощи не может в полной мере контролировать все процессы реализации проекта. В таких обстоятельствах помощь квалифицированных специалистов становится незаменимой.

Организация технического надзора позволяет держать под контролем ход строительства, расходование капитальных вложений, соблюдение подрядной организацией всех требуемых законодательством стандартов и норм, а также устанавливаемых самим Заказчиком особенностей возводимого объекта.

Проведение технического надзора обеспечит Вам уверенность в успешном завершении начатого проекта за счет регулярного и независимого контроля всей необходимой документации, качества и стоимости используемых материалов, соответствия применяемых технологий заявленным, а также другим немаловажным аспектам строительства.

«Инжиниринговая Компания «2К» имеет большой опыт оказания услуг технического надзора за счет привлечения высококвалифицированного персонала, применения современных технологий и методик, а также отлаженного механизма осуществления контроля, который позволяет при необходимости уверенно отстаивать интересы Заказчика в суде.

Читайте также:  Сколько затопило деревень при строительстве братской гэс

Технический надзор за строительством обогатительной фабрики «Северная» в г.Кемерово, финансово-технический надзор строительства торгово-развлекательного комплекса с многозальным кинотеатром (площадь 10 000 кв.м.), финансово-технический надзор производства автомобилей Ssang Yong для ООО «Соллерс — Дальний Восток» — это примеры лишь некоторых из многих реализованных Компанией проектов, выбранные с целью — показать способность Компании профессионально выполнять свои функции в различных сферах строительства и производства.

Во всех предыдущих реализованных проектах нами успешно предоставлялись следующие услуги по техническому надзору :

  • участие в переговорах с Подрядной организацией при обсуждении графика производства работ, проектной документации и технологии производства работ;
  • консультационная помощь Заказчику в выборе субподрядных организаций для выполнения специальных работ;
  • осуществление независимого технического надзора за выполнением строительно-монтажных и ремонтно-отделочных работ в соответствии с проектной документацией;
  • осуществление контроля качества выполненных работ в соответствии с действующими строительными нормами и техническими условиями;
  • осуществление контроля выполнения сроков, предусмотренных Договором строительного подряда;
  • осуществление контроля за применяемыми Подрядчиком строительными материалами согласно проектно-сметной документации;
  • технический надзор за своевременным устранением недостатков и дефектов, выявленных при проверке работ;
  • осуществление приемки завершенных этапов строительства на соответствие требованиям СНиП и ГОСТ;
  • осуществление контроля наличия и правильности ведения исполнительной документации;
  • участие в освидетельствовании скрытых работ, гидравлических испытаниях и подписании соответствующих актов;
  • участие в приемке законченного строительства или ремонта объекта.

Для осуществления технического надзора назначается не менее двух экспертов, которые осуществляют проверку объекта на каждом этапе строительства, что позволяет избежать непредвиденных обстоятельств при сдаче объекта. Все посещения экспертов, осуществляющих технический надзор, записываются в журнале посещений, а в случае выявления нарушений все сделанные замечания заносятся в журнал предписаний Подрядчику. Регулярный контроль над процессом строительства позволяет Заказчику требовать от Генерального подрядчика строгого выполнения всех обязательств и предписаний, а в случае их несоблюдения отстаивать свои интересы в суде.

Наша Компания имеет Свидетельство об аттестации Лаборатории неразрушающего контроля, что является необходимым условием для ведения технического надзора .

Доверяя «Инжиниринговой Компании «2К» , Вы полагаетесь на надежного, прогрессивного и профессионального партнера, готового отстаивать Ваши интересы в целях реализации задуманных Вами проектов.

Описание: Десятиминутный фильм «Инжиниринговой Компании «2К» рассказывает о методах технического надзора и строительного контроля, функционировании используемой аппаратуры и действиях инженеров на строительном объекте. Данный фильм позволяет своими глазами проследить за работой специалистов «Инжиниринговой Компании «2К».

Что представляет собой технический надзор в строительстве? Речь идет о комплексе экспертно-проверочных мероприятий. Его цель — обеспечить точное соблюдение условий проекта. В частности, это относится к срокам, стоимости, объемам и качеству, согласно которым должна быть проведена работа. Технический надзор в строительстве проводится также и в отношении используемых материалов.

Финансовые проверочные мероприятия

Речь в этом случае идет о совокупности корректирующих и контролирующих методов. Выполнение оценки осуществляется на протяжении всего строительного процесса. В данном случае основная цель — свести к минимуму возможные риски. Также осуществляется контроль использования средств инвесторов.

Особенности экспертных проверочных мероприятий

Технический надзор в строительстве (СНиП устанавливает необходимые требования) является неотъемлемой частью процесса возведения или реконструкции сооружений. Экспертно-оценочные мероприятия начинаются от этапа разработки проекта и заканчиваются окончательной сдачей объекта.

Обязанности технического надзора в строительстве

К задачам мероприятий можно отнести обеспечение следующего:

Главные проблемы

Как было выше сказано, регламентирует технический надзор в строительстве СНиП. При помощи оценочных мероприятий можно избежать следующего:

Область применения

Функции технического надзора в строительстве распространяются на различные категории зданий. Обобщенно можно определить следующие типы:

  1. Гостиничные центры.
  2. Жилые комплексы.
  3. Бизнес-центры.
  4. Жилые здания.
  5. Торгово-развлекательные центры.
  6. Промышленные сооружения и здания.

Дополнительная область применения

Технический надзор в строительстве распространяется на сооружения и здания, которые расположены на подземном уровне. Прежде всего это касается ремонта, реконструкции и возведения. К таким объектам можно отнести следующие:

Специалисты

За осуществление технического надзора в строительстве отвечает особая группа. Она назначается в соответствии с требованиями к проекту. В группу входят специалисты различных профилей, среди них:

  1. Инженер-проектировщик.
  2. Специалист по составлению сметной документации и ее анализу.
  3. Инженер систем кондиционирования и вентиляции.
  4. Специалист сантехнической сферы.
  5. Инженер электрических сетей.
  6. Специалист по общестроительным работам.

Задачи специалистов

Инженер технического надзора в строительстве должен выполнять следующее:

Особенности документации

В процессе проведения оценочных мероприятий специалисты заполняют «Журнал технадзора». Его ведение является непременным условием деятельности соответствующего специалиста. Данный журнал представляет собой важнейший документ, касающийся ремонта и строительства квартиры. Все замечания и требования вносятся в него представителем группы.

Журнал представляет собой определенную форму отчетности перед заказчиком. С помощью нее ошибки могут быть выявлены на любом этапе строительства. Как правило, они допускаются в процессе проведения ремонтных работ.

Взаимодействие заказчика и оценщика

Функции специалиста по техническому надзору могут существенно расширяться. Это осуществляется по желанию заказчика. Прежде всего, подразумевается экономическое сопровождение ремонта. Речь идет об оптимизации и анализе представленных строительных смет. Немаловажная составляющая успешного ремонта — правильность составления последних.

Подобные взаимоотношения сторон четко прописаны в законе, также регламентирующем технический надзор в строительстве (ТКП). В соответствии с этим подрядчик обязуется предоставить заказчику необходимую информацию еще до заключения договора. Это относится к предлагаемым работам, их особенностям и видам, а также стоимости и форме оплаты. Также подрядчик в обязательном порядке должен сообщить заказчику (по его просьбе) другие сведения, которые относятся к договору, если они имеют значение по характеру работы.

Современные реалии

На практике очень часто наблюдается следующая ситуация: изначально заявленная стоимость ремонта существенно отличается от конечной суммы, с которой вынужден расстаться заказчик по завершении работ. Как правило, перерасход материалов и непредвиденные затраты указываются в качестве основных причин несоответствий.

Специалист по технадзору обязан участвовать в При этом еще до начала ремонта должна быть рассчитана окончательная стоимость работ. То же самое относится к контролю соответствия используемых материалов, которые обязательно отражаются в плане заранее. Также специалист должен строго следить за графиком выполняемых работ. Данная функция является очень важной.

В сущности, она является единственной гарантией того, что строительный процесс закончится в соответствии с запланированным сроком. В настоящее время в перепланировку, обустройство и ремонт квартиры приходится вкладывать значительные средства.

По этой причине дополнительных проблем в виде ошибок при составлении проектной документации или сметы, недобросовестности строительной организации и конфликтов с соседями не хочется никому. На практике средства, которые затрачиваются на технический надзор в строительстве, оправдывают себя в полной мере. Таким образом, владелец квартиры защищен от лишних рисков. Когда проект будет закончен, специалист участвует в сдаче завершенного объекта. Очень часто случается так, что заказчик решает привлечь специалиста по технадзору уже после того, как возникла спорная ситуация с подрядчиком. В таком случае обязательно должна быть проведена

Романов Антон Геннадьевич,

Эти два похожих друг на друга словосочетания часто ошибочно считают синонимами. На самом деле это не так, и разница между вышеуказанными понятиями существует. Какая именно — попробуем разобраться в настоящем материале.

Важно добавить: СРО функцией технического надзора не обладает. Оно только лишь выдает допуски. Поэтому технический надзор — это удел исключительно государственных органов.

Эти органы не только принимают готовые объекты, но и выдают разрешение на строительство. Без такого разрешения ничего строить в нашей стране нельзя.

В свою очередь, государственным органом не является и осуществляется привлечёнными заказчиком независимыми специалистами.

Такие специалисты выполняют полный спектр работ, направленных на достижение соответствия фактического качества и характеристик строящегося объекта требованиям, заложенным в Спектр выполняемых ими работ обширен, он включает в себя полный цикл контроля подготовительных работ, идущих перед началом самого строительства. Далее контролю подлежит весь процесс строительства. А после него сотрудники контролирующей организации совместно с заказчиком выполняют работы по сдаче объекта в эксплуатацию органам государственного технического надзора.

Работ много и они различные, поэтому в большинстве случаев осуществляет широкий круг узконаправленных высококвалифицированных специалистов различного профиля. Среди них должны быть геодезисты, конструкторы, архитекторы, проектировщики, сметчики и другие.

Обо всех работах, которые выполняют вышеуказанные специалисты, в одной статье рассказать сложно.

В кратком перечне можно разложить на шесть пунктов:

  • Контроль непревышения суммы стоимости работ, заложенной в проектно-сметной документации. Отдельно стоит выделить контроль цены, применяемый в процессе строительства материалов, привлечения необходимого количества сотрудников и установления уровня оплаты их труда.
  • , т. е. качества выполнения работ и применяемых материалов. Работы оцениваются согласно СНИПам, а материалы — по документам, которые отражают их свойства.
  • заявленного и фактического объёмов работ и строительных материалов. И контроль остатка количества неиспользованных материалов.
  • . Вместе с ним — контроль внесения изменений в документацию. Особенно изменений, способных повлиять на стоимость строительства.
  • Работы, направленные на уменьшение стоимости и продолжительности строительства путём нахождения самых оптимальных проектных решений и эффективной организации труда.
  • Поддержание постоянных взаимоотношений с подрядной организацией для защиты интересов заказчика.

Выходит, два разобранных нами понятия дополняют друг друга, ведь без качественного строительного контроля сдать объект будет или очень сложно или вовсе не получится. Разница этих понятий заключается в том, что технический надзор проверяет качество, а строительный контроль его обеспечивает.

Законодательно понятия технического и строительного контроля регламентируются статьями № 52 и № 53 главы № 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Только сейчас действует скидка на выезд инженера технадзора!
ВМЕСТО 10 000 р = 7 500 р *
Успейте оформить заявку!

* стоимость может отличаться в зависимости от площади, сложности работ и удаленности объекта.

Мы предлагаем:

  • Информирование Заказчика о ситуации на объекте строительства
  • Контроль и надзор качества выполняемых строительно-монтажных работ
  • Контроль объема выполняемых работ
  • Контроль применения качественных материалов и их хранение.
  • Контроль наличия и правильности ведения исполнительной документации
  • Контроль сроков выполнения работ

Услуги технадзора актуальны для:

ПРИ ВЕДЕНИИ НАШИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА:

  • построено более 10 000 кв.м. частной недвижимости
  • построено более 250 000 кв.м. коммерческой недвижимости
  • отремонтировано более 50 000 кв.м.

Для чего необходим технический надзор

Рынок строительства жилья развивается достаточно быстро и является привлекательной нишей для новых компаний. Однако стремление к получению быстрой прибыли от продажи различных объектов иногда негативно отражается на качестве готовых и сданных в эксплуатацию зданий.

Операционный надзор заказчика за строительством позволяет избежать многих проблем.

  • Организация-застройщик не всегда ответственно подходит к выполнению работ, завышает их стоимость, так как зачастую нацелена именно на скорейшее получение дохода от своей деятельности и отнюдь не озабочена надлежащим качеством строительства или авторского ремонта.
  • В деятельности опытных и стабильных строительных компаний, также иногда встречаются серьезные недочеты. Бывают случаи, когда в здании, которое отстроено серьезной фирмой с отличной репутацией, при обследовании выявляются грубые нарушения технологии строительных работ, которые приводят к снижению как эксплуатационных характеристик, так и длительности срока службы.
  • Если строительные работы велись с незначительным нарушением технологического процесса, недостатки и изъяны постройки могут обнаружиться не сразу, а по истечение достаточно длительного времени.
  • Иногда организация допускает настолько серьезные нарушения в процессе возведения здания, что это может привести к глобальным проблемам впоследствии – разрушению несущих конструкций построенного объекта или их ослаблению.

К тому моменту, как будут выявлены нарушения и станут заметны их последствия, компания-застройщик уже может покинуть рынок и исчезнуть в неизвестном направлении. Соответственно, отвечать за допущенные нарушения будет некому.

Чтобы избежать подобных ситуаций, ущерб от которых может быть несоизмеримо высок, следует своевременно осуществлять операционный и технический надзор в строительстве. Процедура поможет выявить все нарушения в процессе ведения строительства здания и снизить риск негативных последствий несоблюдения правил ведения застройки.

Когда и где проводится

Строительный контроль и технический надзор — мероприятия, с проведением которых удается гарантировать:

  • качество стройработ и их соответствие нормативам отрасли;
  • использование строительных материалов, оговоренных авторским проектом;
  • соответствие смете — стоимость работ не завышается;
  • соблюдение графика работ.

Эксперта, осуществляющего строительный технический надзор, можно приглашать на любом этапе возведения сооружения, однако чаще всего это делают при составлении проектно-сметной документации. В таком случае удается сэкономить около трети средств, затрачиваемых на строительство. Это яркое подтверждение финансовой целесообразности заказа услуги технического надзора в строительстве.

Проведение технического надзора в строительстве, а также при капитальном ремонте, реконструкции и реставрации зданий актуально для таких объектов:

  • сооружения промышленного назначения;
  • бизнес-центры;
  • фонд культурного наследия;
  • жилые дома;
  • апарт-комплексы;
  • гостиницы и так далее.

Выполняемые задачи

Контроль качества строительных работ позволяет решать следующие задачи:

  • Оптимизация издержек — мониторинг объемов работ, счетов и соблюдения бюджета позволяет достичь экономии в пределах 20%.
  • Обеспечение качества — за счет контроля соблюдения технологий и нормативов, использования хороших стройматериалов (испытания образцов в лаборатории, проверка сертификатов, условий хранения) и квалифицированного труда.
  • Предотвращение/оперативное выявление нарушений посредством контроля процесса ведения документации
  • Осуществление своевременной сдачи сооружения — соблюдению сроков способствуют проверки на всех стадиях выполнения работ и оперативное устранение отставаний от плана. Строительный контроль заказчика за строительством позволяет добиться 99%-й вероятности ввода объекта в эксплуатацию в срок.

Виды контроля

Контроль строительных объектов включает в себя такие виды работ:

  • проверка соблюдения технологии возведения зданий и строительных нормативов;
  • контроль условий хранения стройматериалов на складах;
  • проверка документации, составляемой по результатам лабораторных испытаний;
  • выборочный анализ точности размещения конструктивных элементов;
  • мониторинг соблюдения предписаний проверяющих инстанций;
  • подписание актов соответствия;
  • завершающая авторская оценка объекта — проверяется соответствие готового здания проекту, строительным нормативам, законодательству.
Читайте также:  Как оформить документы на строительство балкона на первом этаже

Проблемы, которых можно избежать при проведении технадзора

  • Контроль строительных объектов позволяет предотвратить либо своевременно выявить и устранить различные недочеты. Это могут быть случайные ошибки или преднамеренные нарушения, касающиеся самого здания (трещины, неравномерная осадка и даже обрушение). Такие проблемы связаны с несоблюдением технологии строительства.
  • Еще одна проблема, которую удается устранить, выполняя мониторинг зданий и сооружений при строительстве, — необоснованное завышение бюджета. В большинстве случаев смета, составленная подрядчиком, превосходит реальную стоимость строительных работ на 30-40%.
  • Нередко поиск и выявление нарушений при возведении зданий различного назначения затрудняются из-за неграмотного ведения техдокументации. Ведение технического надзора за строительством позволит нивелировать этот риск, исключить отступление от проекта и обеспечить прозрачность всех мероприятий, что важно как на этапе проверок госинстанциями, так и при эксплуатации готовых объектов техническими службами.
  • В числе проблем, которые помогает решить технадзор строительства объекта, стоит также назвать экологическую. Он позволяет предотвратить ущерб, который был бы нанесен окружающей среде при использовании некачественных стройматериалов в обход сметы.
  • Также один из ключевых моментов — решение проблемы снижения рентабельности проекта. Технический контроль в строительстве позволяет оптимизировать расходную часть без компромиссов с качеством строительства.

Вовремя выявленные нарушения помогут принять необходимые меры для их оперативного устранения.

Этапы проведения технического надзора

Организация строительного контроля предполагает прохождение нескольких последовательных этапов:

  • мониторинг качества ведения работ;
  • определение точности реализованных задач;
  • соответствие применяемых в процессе строительства материалов существующим нормативным документам.

Экспертиза и надзор специалистов позволяет выявить любые технические ошибки как в сметной документации, так и в самом процессе ведения застройки.

Результаты

Осуществление строительного контроля позволяет исключить дефекты, которые будут обнаружены нашими профессионалами во время проведения различного рода исследований качества работ. Они будут занесены в предписание, согласно которому строительные работы могут быть приостановлены до полного устранения всех недочетов и замечаний.

По результатам проверки предоставляются исчерпывающие отчеты, которые служат доказательной базой в конфликтных ситуациях, в том числе в судебных инстанциях.

Услуги «СтройЭкспертНадзхор»

Технический и операционный контроль качества строительно-монтажных работ — своего рода гарантия выполнения заказчиком обязательств заявленного качества, в полном объеме и в установленные сроки. Доверить такую работу стоит сторонним экспертам. В таком случае не придется отвлекаться от профильных задач. Вы сможете сэкономить время и исключить риск ошибок.

Комиссия, осуществляющая авторский и технический надзор за строительством, состоит, как правило, из специалистов, которые разбираются как в общестроительных мероприятиях, так и в электротехнических работах. Отслеживают наши профессионалы и оборудование вентиляционных систем, кондиционирование и сантехнические работы. Анализу будет подвергнут весь спектр осуществляемых в здании работ, что позволит вам гарантировать качество сданного объекта и не допустить каких-либо проблем в будущем.

Источник: uristol.ru

Отличие контроля от надзора в административном праве. Чем отличается строительный контроль и технический надзор

Участники строительного процесса проводят регулярные проверки объекта на предмет соответствия авторскому замыслу, техническим нормам, экологической безопасности, соблюдения техники безопасности и тд. Общероссийский официальный сайт размещает информацию о выборе поставщика, который окажет услуги по строительному контролю и технадзору объекта. Авторский надзор, строительный контроль и технический надзор – в чем разница?

Что входит в технический надзор

Генподрядчики при проведении строительных работ проводят проверки контроля качества, обращаясь к независимым экспертам. Независимая экспертиза – это распространенная практика получения объективных данных о работах на строительном участке. Компания «Экспертсистема» обладает навыками проведения технического надзора и поможет решить задачи, с которыми сталкивается Заказчик при строительстве.

Какие задачи решает технадзор

  • обеспечение качества выполняемых работ;
  • соответствие проектной документации, соблюдение сметы;
  • гарантия соблюдения сроков сдачи проекта;
  • контроль применяемых в строительстве материалов.

Специалисты по строительному контролю «Экспертсистемы» имеют образование, позволяющее делать расчеты и давать экспертные заключения отдельных видов работ. Качество теплоизоляции, подключение к канализации, вентиляционные системы, отопление, электричество – правильное функционирование систем зависит от добротной работы строителей и своевременного выявления недочетов. На практике нередко работы проводятся с нарушением технологии, к сдаче готовится откровенный брак. Технический надзор или строительный контроль выявляет нарушения, дает предписания для устранения.

Выполняемые работы специалистами технадзора:

  • контроль качества работ (соблюдение технологий, стандартов);
  • контроль выполнения работ, утвержденных проектом;
  • выявление нарушений в плане хранения, складирования строительных материалов, оборудования, инструментов;
  • проверка отчетов о выполненных работах, сверка с фактическим объемом работ;
  • контроль сроков выполнения работ, согласно календарному плану;
  • анализ предоставленных смет;
  • проверка наличия сертификатов, документов на строительные материалы, инструменты, технику;
  • участие в государственной приемочной комиссии;
  • взаимодействие с организацией-проектировщиком;
  • проверка устранений выявленных нарушений;
  • контроль ведения всей документации, изменений к ней.

Технический контроль и строительный надзор проводится с применением технических средств, визуального, документального, лабораторного анализа для успешной сдачи готового объекта в эксплуатацию.

Что говорит закон о техническом надзоре

Согласно Градостроительному кодексу, организации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта должны проводить строительный контроль с целью проверки качества, соответствие проекту, регламентов технических работ, а про «технадзор» в кодексе не упоминается. Законодательство не дает отдельного определения технического надзора и технического контроля, все экспертизы на строительном участке объединены понятием «строительный контроль», в чем разница между этими понятиями?

В одном из пояснений Ростехнадзора говорилось, что надзор может быть только государственным, а контроль обеспечивает Заказчик строительства. Хотя с точки зрения семантики это слова-синонимы, надзорными органами считались государственные структуры, а контролирующими – коммерческие. Заявление долго обсуждалось специалистами, но к 2014 году понятия технический надзор и строительный контроль стали замещать друг друга.

До 2007 года организации проводили экспертизы, используя руководства от Ростехнадзора, с 2010 года вступили в силу новые нормативы, в которых понятие технадзора нет. В настоящее время технадзор является частью строительного контроля, проводится Заказчиком строительства самостоятельно, либо с помощью привлечения сторонних организаций (если у Заказчика нет необходимых знаний и навыков, либо он желает получить независимую оценку).

Виды строительного контроля

Строительный контроль – это комплекс мероприятий с привлечением экспертов для точного соблюдения условий проекта. В зависимости от уровня привлеченных специалистов, порядка и целей экспертизы, надзор бывает внешним и внутренним.

  • федеральные органы исполнительной власти (управление Ростехнадзора);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ (службы строительного надзора).

Чтобы провести технический контроль или строительный надзор, Заказчик (Инвестор), обращается к независимым экспертам, которые дадут заключение о соответствии объекта утвержденным ПСД и ПОС.

Чем отличается от ? Формально можно сказать, что строительный контроль – это комплекс мероприятий, проводимых на всем этапе строительства специалистами подрядчика, Заказчика, а также независимыми экспертами (коммерческие структуры, СРО, государственные органы, авторы проекта). Следовательно, технический надзор – это мероприятия, которые проводятся Заказчиком или Инвестором с целью проверки соответствия работ (материалов, конструкций, изделий), утвержденных проектом.

В специализированной литературе часто обсуждается вопрос, чем отличаются строительный контроль и технический надзор. Согласно публикациям, технический надзор проводится Заказчиком, а строительный контроль упоминается в контексте проверок, проводимых госорганами. Несмотря на то, что Градостроительный кодекс назвал все контрольные процедуры «строительным надзором», специалисты строительной сферы под «техническим надзором» подразумевают независимую экспертизу, проводимую Заказчиком, а «строительным контролем» – комплекс проверок на всем этапе строительства (авторский, технический, государственный, входной).

законности применительно к конкретной ситуации).

Контроль и надзор — два универсальных средства обеспечения законности в государственном управлении. Контроль и надзор обладают признаками пресекательных и принудительных мер административного воздействия.

Об их различиях и сходных чертах в науке административного права существует серьезная дискуссия.

Итак, контроль представляет собой систему наблюдения за деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности. Надзор же заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства.

Контроль является средством обеспечения законности, применяемым в отношении подведомственных объектов вышестоящими органами государственного управления. Осуществление контроля предполагает возможность оперативного вмешательства контролирующего субъекта в деятельность подконтрольного. Контрольные процедуры ставят своей целью не только выявление соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права, но также и оценку рациональности, разумности, эффективности осуществляемых действий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, т.е. непрерывно, а также и выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий.

Надзор же осуществляется, как правило, в отношении неподконтрольных субъектов, не связан с вмешательством в деятельность поднадзорного субъекта, и имеет своей целью исключительно выявление правонарушений в деятельности поднадзорных субъектов. Надзор осуществляется выборочно, он не может и не должен быть текущим, чтобы не вызывать длительных сбоев в деятельности поднадзорных субъектов.

Сущность контроля заключается:

1) в наблюдении за функционированием соотв.

Под. контр. объекта

2) в получении объективной и достоверной информации о состоя-нии законности и дисциплины

3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины

4) в выявлении причин и условий, способствующих правонаруше-нию

5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, винов-ных в нарушении законности и дисциплины.

1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности.

2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.

Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.

3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.

Различный контроль: текущий, предварительный и последующий.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную дея-тельность подконтрольного не допускается.

Различают 2 вида надзора:

Термины контроль и надзор приняты для обозначения идентичный понятий. Различается их применение: надзор в отличие от контроля осуществляется над объектами, которые не подчинены органам его осуществляющим. Другими словами функции надзора могут выполняться только органами государства и направлены на соблюдение законодательства в той или иной области деятельности (административный надзор).

Каково соотношение понятий «Контроль» и «Надзор», в чем их отличие?

Контроль — атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических.

В системах социального управления контроль — это важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.

  • 1. Наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации — изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.
  • 2. Анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов.
  • 3. Принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений.
  • 4. Учета конкретных нарушений, определения их причин и условий.
  • 5. Выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других — обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

Внешний контроль за государственной администрацией осуществляется извне всеми иными государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой.

По времени осуществления различаются контроль предварительный (при лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.

Используя разные критерии, необходимо различать контроль сплошной и выборочный, фактический (инвентаризация) и документальный, внутриведомственный и межведомственный. Проверки могут проводиться по месту нахождения субъекта, осуществляющего контроль, и по месту нахождения проверяемых лиц, материальных ресурсов, сооружений, природных объектов.

Во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают, правовыми актами представляют им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, ограничение контроля до надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за последствия.

Надзор — это ограниченный, суженный контроль, он ограничивается только проверкой законности. В России существует три типа надзора:

  • 1. Прокурорский надзор — специфический видгосударственной деятельности, распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.
  • 2. Административный надзор — это надведомственный, специализированный, систематический контрольгосударственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.

Административный надзор с одной стороны является средством административного воздействия, видом исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой стороны является частью государственного надзора, средством обеспечения режима законности. Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей. И не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий, и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:

за неопределенным числом субъектов, а точнее за всеми теми, кто обязан соблюдать общие противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Читайте также:  Схема строительства из сип панелей

Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия — надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.

Таким образом, получается, что в процессе контроля проверяется законность и целесообразность деятельности, а надзор ограничивается только проверкой законности. То есть надзор — это суженный контроль.

контроль надзор проверка законность

«Контроль» и «надзор» – основне черты, различие и взаимосвязь в праве

Кравченко Вадим Вадимович,

соискатель кафедры Конституционного права УкраиныХарьковского национального университета «Юридическая академия им. Ярослава Мудрого».

Контроль и надзор – это те явления, которые присущи многим процессам, которые происходят в обществе и государстве. Через проверки, наблюдения, сопоставления контроль и надзор дают оценку подконтрольного объекта, что позволяет сделать выводы и осуществить действия, которые исправят или улучшат его состояние. Контроль и надзор – это те явления, которые необходимы для существования и развития общества, эффективного функционирования государства. В современных условиях становления суверенного и демократического государства (как в России так и Украине), в переходных условиях трансформации государственного строя, все больше значимости приобретают контрольно-надзорные механизмы. Контрольная и надзорная формы юридической деятельности формируют динамику преобразования постсоветских стран на демократические и правовые государства, что является одним из факторов, который способствует формированию гражданского общества.

Вопрос о контроле и надзоре является чрезвычайно актуальным, еще и потому что наше государство отходит от патерналистской концепции, и происходит, в сущности, изменение парадигмы: от государства, которое «опекает» общество, к государству, которое функционирует в его интересах, а именно обеспечивает нормальное функционирование и развитие гражданского общества, то есть осуществляется переход от мелочной регламентации и постоянного вмешательства в дела общества к минимальному, опосредованному влиянию на него.

В то же время следует согласиться с В. Е. Чиркиным о том, что контроль и надзор, безусловно, необходимы, но должна существовать мера, предел такой деятельности. Недостаточность контроля может привести к игнорированию интересов государства, к снижению авторитета государственной власти. С другой стороны, чрезмерный контроль со стороны высших органов государственной власти может приводить к потере самостоятельности других органов власти, нарушения прав человека и гражданина, вмешательства в «жизнь» институтов гражданского общества .

Сравнивая понимание категорий «контроль» и «надзор», можем увидеть много общего, ведь определение надзора дается через контроль и наоборот. В обычном понимании значения слов «надзор» и «контроль» совпадает — это наблюдения или постоянное наблюдение с целью присмотра, проверки за кем (или чем) ни будь, за соблюдением каких-то правил.

Также почти все исследователи констатируют, что государственный контроль и надзор имеют общие черты. К их числу В.В. Гошуляк относит:

1) объектом надзора и контроля является законность в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления коммерческих и некоммерческих организаций;

2) наблюдение и контроль заключаются в постоянном и систематическом наблюдении за деятельностью поднадзорных и подконтрольных организаций;

3) органы контроля и органы надзора применяют в пределах своей компетенции определенные меры принуждения;

4) цель надзора и контроля общая – утверждение в обществе и государстве законности и правопорядка .

Однако доминирующим является подход, согласно которого контроль и надзор различаются. При этом различие проводится по целому ряду признаков. По мнению В.П.

Беляева, сущность контроля заключается в проверке соответствия результатов заданным параметрам, его целям, в том, что уполномоченные органы и лица выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям и нормативным правовым актам, поставленной перед ними задачей, и непосредственно принимают меры по устранению «отклонений» и привлечения виновных к ответственности. Сущность надзора В.П. Беляев видит в обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направляется на предупреждение, выявление и пресечение нарушений закона в целях обеспечения верховенства закона, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. «Надзор в отличие от контроля не содержит административных функций» .

Вмешательство в оперативную деятельность подконтрольного органа и право самостоятельно привлекать виновных к правовой ответственности и является, по мнению В. Гаращука, основными отличием контроля от надзора .

1) между органом, осуществляет надзорную деятельность, и наблюдаемым субъектом отсутствуют отношения-непосредственной подчиненности (подведомственности);

2) надзорный орган не имеет права на оперативную административно-хозяйственную и иную деятельность, а также издавать распоряжения о необходимости устранения выявленных нарушений;

3) орган, осуществляющий надзорную деятельность, не вправе отменять незаконный правовой акт, применять меры дисциплинарной ответственности к определенным лицам;

4) в процессе осуществления контроля может проверяться целесообразность и эффективность совершенных мер, а при осуществлении надзора – только законность совершенных управленческих действий или принятых нормативных правовых актов;

5) для наблюдения – проведение таких проверок по мере необходимости, в случае выяснения нарушений положений нормативных правовых актов;

6) субъекты контрольной деятельности имеют право оперативного вмешательства в осуществляемую деятельность, а надзорный орган вправе лишь констатировать выявлены нарушения требований законности .

Нормативно вопрос о разграничении этих понятий не решен, поскольку законодатель в некоторых случаях допускает неточности, называя контрольные полномочия контролирующих органов наглядом29. В сфере контрольно-надзорной деятельности отделяют два вида надзора: прокурорский и административный .

Анализируя порядок реализации полномочий по осуществлению прокурорского надзора в контексте Закона Украины «О прокуратуре» в редакции от 01.12.2012 приходим к выводу, что прокуратура ставит вопрос об устранении выявленных ею нарушений законодательства путем внесения представления и постановления. Фактически исключены по новой редакции закона протест и предписание прокурора «передали свои функционально-целевые полномочия» представлению и концептуальных изменений в этом смысле не произошло. Ведь прокурор вносит представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих; ставит вопрос о привлечении лиц к предусмотренной законом ответственности; возмещение ущерба, отмене нормативно-правового акта, отдельных его частей или приведения его в соответствие с законом, прекращение незаконных действий или бездействия должностных и служебных лиц. В случае же выявления в деянии должностного лица или гражданина признаков административного правонарушения прокурор выносит мотивированное постановление об инициировании привлечения лица к административной ответственности.

Следует отметить, что представление вносится субъекту, непосредственно допустил нарушения, или субъекту которому подчинены структурные подразделения и который компетентен, решать вопросы, указанные в документе прокурорского реагирования, поскольку прокуратура лишена такого самостоятельного права и по результатам рассмотрения представления оно может быть отклонено, что не лишает прокуратуру права дальнейшего обжалования в суд. На этом примере хорошо прослеживается суть различия контроля от надзора. В рамках того же ведомственного контроля, подчиненный, подконтрольное звено, орган, учреждение и др. в определенных пределах в случае допущения ошибки в работе, может самостоятельно ее исправить или дать указание органу или учреждения, которое ее допустила для самостоятельного исправления, корректировки и т. д.

При осуществлении контроля в случае необходимости его обеспечения принудительным механизмом выступает в большинстве случав дисциплинарная ответственность. В случае с надзором, который наиболее широко представлен органами прокуратуры, вносятся специфические по своей сути документы реагирования с требованием устранения и недопущения выявленных нарушений, а также инициирования вопроса привлечения виновных лиц к дисциплинарной, административной, а то и уголовной ответственности. По мнению многих ученых, последняя должна применяться исключительно судом, а не прокурором.

Вместе с тем, несмотря не это, важным остается, что прокуратура, осуществляя свои функции, не устанавливает общих правил поведения, как это делают органы государственного управления, к которым и относятся органы контроля (в том числе и специализированного), не занимается повседневной организаторской работой по наведению порядка на подконтрольных объектах. Показательной, для понимания различия надзора от контроля является и диспозиция ч. 2 ст. 19 Закона Украины «О прокуратуре», которая запрещает прокуратуре вмешиваться в хозяйственную деятельность и подменять органы ведомственного управления и контроля.

Что касается административного надзора, то он осуществляется не только в рамках государственного управления, но и в соответствии со ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления реализуется деятельностью местных властей, направленную на обеспечение соблюдения законности и конституционных предписаний, а также за надлежащим выполнением порученных местными властями .

По мнению Ю. Панейко административный надзор за самоуправляющимися органами должен охватить как легальность, так и целесообразность деятельности самоуправляющихся органов .

Не имеет единой точки зрения среди ученых и относительно соотношения понятий «конституционный надзор» и «конституционный контроль». По мнению И. П. Ильинского и Б. В. Щетинина не следует отделять эти категории, поскольку конституционный контроль и конституционный надзор имеют одинаковую цель: осуществление контроля за соответствием конституции текущего законодательства. Осуществляется этот контроль высшим представительным органом, кроме того, в нем принимают участие и другие государственные органы, в том числе органы прокурорского надзора . На наш взгляд к деятельности по проверке на конституционность актов текущего законодательства следует использовать термин «конституционный контроль».

Некоторые ученые наоборот выделяют конституционный надзор, осуществляет прокуратура. На наш взгляд это недопустимо, ведь надзорные полномочия органов будут тогда распространяться и на деятельность Конституционного Суда Украини, Решения которого согласно Конституции Украины являются обязательными. Это подтверждается предложениями некоторых ученых о предоставлении Генеральному прокурору Украины возможности вносить возражения на решение Суда, которые должны подлежать обязательному рассмотрению и мотивированному реагированию .

Анализируя вышеизложенное, считаю, что контроль и надзор следует рассматривать как не тождественные категории. К признакам контроля относится: в процессе контроля деятельности контролируемого проверяется не только на соответствие закону, но и исходя из дисциплины, нравственности, целесообразности и необходимости присущей той или иной сфере деятельности; контролирующий наделен правом изменять решения контролируемого; контролирующий орган или должностное лицо имеет право давать обязательные указания, касающиеся текущей деятельности контролируемого объекта (органа). Надзор же, в свою очередь, характеризуется следующими главными признаками: исключительно может осуществляться лишь узким кругом специальных субъектов, обладающих публично-правовыми властными полномочиями и механизмами воздействия (прокуратура и прокурорский надзор, органы МВД осуществляющие административный надзор) на объекты, непосредственно организационно не подчиненные этим органам, и использовать специфические только им присущие «рычаги влияния» (документы реагирования, в том числе уголовно-правового характера), без права непосредственно вмешиваться в ход хозяйственной и иной деятельности поднадзорного объекта.

1. 1.Чиркин В.Е. Контрольная власть [Текст] // Государство и право. – 1993. – № 4. – с. 10-18.

2. 2.Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном пра­ве России [Текст]. – М.: Альфа-М, 2005. – 352 с.

3. Студе­никина М.С. Государственный контроль в сфере управления Проблемы надведомственного контроля [Текст] / Студеникина М.С. — М.: Юрид. лит., 1974. — 160 c.

4. Беляев В. П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики [Текст]. Дисс.д.ю.н. – С.: СГАП, 2006. – 436 с.

5. Гаращук В. М. Контроль и надзор в государственном управлении [Текст]. – Х.: Фолио, 2002. – 176 с.

6. Общее административное право [Текст] / П од ред. Старилова. – Воронеж: Из-во Воронежского университета, 2007 г. – 848 с.

7. 7. Тонков Е.Е. Модернизация юридических форм государственной деятельности [Текст]: монография. – М.: Юрлитинформ, 2011. –– 256 с.

8. Закон Украины «О прокуратуре» от 05.11.1991 № 1789-XII в редакции 01.12.12.

Понятие контроля и надзора

1. Контроль и надзор являются государственными функциями.

2. Контроль и надзор проводятся субъектом (гос. органом).

3. Контроль и надзор осуществляются путём проверок.

4. По итогам осуществляются некие управленческие действия в отношении проверяемого объекта.

5. При проверке изучаются наборы параметров объекта и его деятельности.

6. Контроль и надзор исходят из заранее установленных целевых параметров проверяемого объекта и его деятельности.

Отличия содержания от контроля

Главный признак, по которому две этих функции различаются заключается в том, что, в случае осуществления контроля обязательна подчинённость проверяемого проверяющему; при надзоре — напротив, обязательным является независимость и самостоятельность проверяемого по отношении к проверяющему.

Кроме того, принципиальные отличия между контролем и надзором состоят в следующем:

1. Функция контроля является более широкой, чем функция надзора, так как помимо проверки исполнения законодательства, при контроле, в силу подчинённости объекта, проверяется ещё и исполнение текущих управленческих распоряжений.

2. При осуществлении процедуры контроля существует возможность прямого оперативного вмешательства в деятельность подконтрольного объекта, а при надзоре такая возможность отсутствует.

3. Цель контрольных процедур состоит не только в выявлении соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права , но также и в оценке эффективности осуществляемой деятельности. Надзор же осуществляется исключительно с целью выявления правовых нарушений в деятельности поднадзорных объектов.

4. Для контроля характерна плановость проверочных мероприятий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, то есть непрерывно, а также выборочно в ходе специальных контрольных мероприятий. Надзор же не может и не должен быть текущим, чтобы не вызвать длительных сбоев в деятельности поднадзорных объектов.

5. В случае проведения контрольных мероприятий по итогам проверки могут осуществляться как прямые, так и косвенные меры воздействия на объект проверки. В случае же надзорных — только косвенные.

Контроль — это государственная функция наблюдения за деятельностью и осуществления корректировки поведения подконтрольных объектов в целях достижения соответствия этой деятельности нормам права и целям деятельности, осуществляемым уполномоченными органами власти в отношении органов гос. власти, территориальных органов и организаций, находящихся в административном или имущественном подчинении у уполномоченного органа.

Надзор — это гос. функция проверки соблюдения закона надзорным объектом с последующим инициированием проведения процедуры привлечения его к юр. ответственности за нарушение законодательства, осуществляемой уполномоченным органом гос. власти в отношении органов гос. власти, местного самоуправления, неопределённого круга юр. и физ. лиц, независимо от ведомственной подчинённости и формы собственности, не находящихся в подчинении у уполномоченного органа.

Источник: www.glonass46.ru

Рейтинг
Загрузка ...