Чьи полномочия строительство школ

Позиция Комитета по вопросу распределения полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и сельских поселений по решению вопросов местного значения в части приема уведомлений о сносе объектов капитального строительства (самовольной постройки)

Относительно разграничения компетенции по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения между муниципальными районами и сельскими поселениями.

Относительно финансирования деятельности органов местного самоуправления по обращению с животными без владельцев.

О праве органов местного самоуправления осуществлять строительство приюта для животных без владельцев за счет средств местного бюджета.

Об установке дорожных знаков на придомовой территории

Какие органы уполномочены устанавливать плату за наем муниципального жилого помещения?

Если в поселении отсутствует нотариус, кто в поселении вправе совершать нотариальные действия?

Может ли быть ли возвращена в реестр муниципального имущества дорога местного значения, проданная ранее акционерному обществу путем её изъятия для муниципальных нужд без внесения изменений в Генеральный план муниципального образования?

Про кадровый голод в образовании, строительство школ и мастерских для студентов колледжей

Обязаны ли органы местного самоуправления осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев?

Каковы полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды? Проведение выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также осуществление организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде относятся к обязанностям или правам органов местного самоуправления?

В какой орган местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Водным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вправе обратиться заявитель для предоставления муниципальной услуги по принятию решения об использовании донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.

Является ли создание муниципального казенного предприятия в сфере фармацевтической деятельности (производство, реализация, хранение и т.д. лекарственных средств) деятельностью органов местного самоуправления, направленной на решение вопросов местного значения – создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа, а также по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств?

Вправе ли представительный орган местного самоуправления наделять полномочиями функциональный орган администрации муниципального образования, входящий в её структуру, на выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства?

Обязан ли представительный орган местного самоуправления утвердить функциональный орган, непосредственно наделенный полномочиями в области градостроительной деятельности, строительства?

ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА: МЭРИЯ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛ

Как разграничиваются между муниципальными районами и поселениями в их составе полномочия по организации досуга и обеспечению населения услугами организаций культуры?

Необходимо ли осуществлять первичные меры пожарной безопасности органами местного самоуправления городских поселений и за счет средств какого бюджета?

Каков порядок содержания имущества общего пользования, а также использования земельных участков общего назначения, расположенных в границах садоводства или огородничества?

Обязательно ли закрепление в уставе муниципального образования вопроса местного значения по организации охраны общественного порядка на территории муниципального района, муниципального, городского округа муниципальной милицией?

Вправе ли сельские поселения осуществлять полномочияпо решению вопроса местного значения муниципального района по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО на территории сельского поселения, а также проводить в рамках кадастровых работ формирование земельных участков под контейнерные мусорные площадки и должны ли приобретаться мусорные контейнеры для их установки в местах (площадках) накопления ТКО за счет средств местного бюджета?

Допускается ли нормами Федерального закона №131-ФЗ передача законами субъектов Российской Федерации сельским поселениям части вопроса местного значения, установленного для городских поселений (или части полномочий по его решению), в том числе части вопроса местного значения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанного в п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ?

Каковы особенности разграничения полномочий между органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов по решению вопросов местного значения, идентично сформулированных в 131-ФЗ? (на примере ВМЗ по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера)

Каков порядок осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района в сфере обращения с отходами в случае, если в состав муниципального района входят только территории поселений и нет межселенных территорий, а соответствующий вопрос местного значения закреплен законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями?

Обладают ли органы местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля и может ли в их собственности находиться муниципальный жилищный фонд?

Какова компетенция органов местного самоуправления в вопросе создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов?

Относится ливопрос создания подразделений пожарной охраны к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопроса местного значения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности? Обязаны ли органы местного самоуправления сельских поселений создавать подразделения пожарной охраны?

Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 года № 984 отменены выписки из домовых книг. Зачем это сделано и уполномочен ли какой-либо орган выдавать их в настоящее время?

Тождественны ли понятия «площадки для выгула животных» и «места для выгула домашних животных», применяемые в законодательных актах Российской Федерации? Каков порядок установления границ мест для выгула домашних животных, а также установления мер административной ответственности за несоблюдение правил выгула домашних животных?

Выдача разрешение на полеты над населенными пунктами не предусмотрена статьями 14 – 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ. Является ли это делегированным государственным полномочием и к компетенции какого вида муниципальных образований относится?

К компетенции органов местного самоуправления какого уровня – муниципальных районов или поселений – относится регистрация трудовых договоров и понижение брачного возраста?

Если законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями закреплен вопрос местного значения по организации благоустройства их территорий, но не упомянуты полномочия, предусмотренные статьей 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ, к чьей компетенции они будут относиться и нужно ли дополнять закон субъекта Российской Федерации этими полномочиями?

Является ли утверждение муниципальных программ профилактики нарушения требований муниципальных правовых актов (программ профилактики правонарушений) обязанностью или правом органов местного самоуправления?

Относится ли осуществление контроля в сфере благоустройства к полномочиям органов местного самоуправления?

За счет какого бюджета бюджетной системы Российской Федерации следует финансировать осуществление транспортировки в морг невостребованных и (или) неопознанных тел умерших (погибших) при назначении судебно-медицинской экспертизы (патологоанатомического исследования)?

К компетенции какого органа власти субъекта Российской Федерации либо местного самоуправления отнесен вопрос определения порядка организации и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках? Какова последовательность действий со стороны органов местного самоуправления после получения заявления от заинтересованного лица (проведение аукциона либо предоставление разрешения)?

Вправе ли представительный орган сельского поселения принять решение о приобретении за счет средств муниципального дорожного фонда, образуемого в составе соответствующего местного бюджета, специальной техники (в том числе грейдера), необходимой для проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения?

К какому уровню публичной власти (органам государственной власти или органам местного самоуправления) относится полномочие по захоронению тел невостребованных умерших, а также по перевозке тел умерших при назначении судебно-медицинской экспертизы (патологоанатомического исследования)? Каков порядок финансового обеспечения указанного полномочия?

Обязаны ли органы местного самоуправления поселений создавать специализированную службу по вопросам похоронного дела и в какой организационно-правовой форме?

Какой орган обязан исполнять судебное решение, вынесенное в отношении органа местного самоуправления, в случае передачи соответствующего вопроса местного значения (полномочия) в ведение иного органа местного самоуправления или органа государственной власти?

Органы местного самоуправления какого уровня – сельских поселений или муниципальных районов осуществляют постановку на учет бесхозяйных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, находящихся на территории сельских поселений?

К полномочиям органов местного самоуправления какого уровня относится выдача градостроительных планов земельного участка с 1 июля 2017 года?

Обязаны ли органы местного самоуправления оказывать поддержку личным подсобным хозяйствам, в том числе оказывать услуги на платной или бесплатной основе по покосу травы, вывозу сена и дров с их территорий?

Каков порядок установления режима функционирования «чрезвычайной ситуации» и участия в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в границах сельского поселения?

Относится ли после 1 января 2017 года предоставление сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности к полномочиям органов местного самоуправления?

Допускается ли передача на основании соглашений между органами местного самоуправления муниципального района и поселений в его составе осуществления всех полномочий по одному или по нескольким вопросам местного значения?

Каков порядок обращения с твердыми коммунальными отходами и определения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориях частных домовладений?

Какой орган местного самоуправления уполномочен заключать соглашения о передаче полномочий?

Какова компетенция органов местного самоуправления муниципальных образований в части осуществления мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных? Возможно ли установление и исполнение высокодотационными муниципальными образованиями расходных обязательств, обеспечивающих решение вопросов, предусмотренных ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ, в том числе на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных?

Можно ли при передаче органами местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района (или наоборот) осуществления части своих полномочий по соглашениям между ними одновременно передавать имущество, необходимое для осуществления таких полномочий, в собственность?

Читайте также:  Какие профессии относятся к строительству 2 класс

Обладают ли муниципальные образования полномочиями по оказанию поддержки субъектам сельскохозяйственного производства (в том числе малым формам хозяйствования, осуществляющим деятельность на территории муниципалитетов)?

Имеют ли муниципальные образования полномочия по оказанию поддержки сельскохозяйственного производства? (В том числе малым формам хозяйствования, осуществляющим деятельность на территории муниципалитетов).

Можно ли при передаче органами местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района (или наоборот) осуществления части своих полномочий по соглашениям между ними одновременно передавать имущество, необходимое для осуществления таких полномочий, в собственность?

В чем заключается решение вопросов местного значения в сфере обращения с отходами?

К полномочиям органов местного самоуправления какого уровня (сельского поселения или муниципального района) относится утверждение проекта планировки и проекта межевания в отношении территории сельского поселения?

Относится ли к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения обеспечение жильем молодых семей?

В связи с отнесением Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки к вопросам местного значения муниципального района просим разъяснить применение во взаимосвязи положений ст. 24, 28 ГрсК РФ и ст. 14, 28 Федерального закона № 131-ФЗ в части проведения публичных слушаний, а именно: органы местного самоуправления какого муниципального образования (сельского поселения или муниципального района) должны проводить публичные слушания по вышеобозначенным вопросам градостроительной деятельности?

Правомерно ли возложение на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ликвидации несанкционированных свалок) с участков, находящихся на землях участкового лесничества филиала государственного казенного учреждения, если собственник отходов не установлен?

Какова граница компетенции органов муниципального района при решении вопроса местного значения «осуществление мер по противодействию коррупции в границах сельского поселения»?

Возможно ли предоставление сельским поселениям права самостоятельно принимать решение об осуществлении иных вопросов местного значения в случае отсутствия соответствующего решения субъекта Российской Федерации? Возможно ли сохранение за муниципалитетами отчислений от налога на доходы физических лиц по нормативу 10 процентов после перераспределения полномочий в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 136-ФЗ?

Уполномочены ли органы местного самоуправления выдавать гражданам справку о составе семьи?

Вправе ли органы местного самоуправления муниципального района исполнять полномочия поселения по решению вопросов местного значения, переданные им в соответствии с заключенными соглашениями, в случае если органы местного самоуправления поселения приняли решение о досрочном расторжении указанных соглашений?

Допускается ли заключение соглашений между органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов о передаче друг другу осуществления полномочий, закрепленных за ними согласно ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации в порядке перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации?

Глава муниципального района оформил нотариальную доверенность главе сельского поселения в составе района на совершение действий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Законно ли это?

Вправе ли органы местного самоуправления устанавливать правила содержания домашних животных?

К компетенции каких муниципальных образований относится создание и финансирование аварийно-спасательных служб?

В каких муниципальных образованиях должны создаваться единые дежурно-диспетчерские службы (в рамках системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)?

Правомерно ли установление в правилах благоустройства территории муниципального образования требований к содержанию территорий, не являющихся территориями общего пользования, обязательных для собственников земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных на таких территориях?

Обязано ли муниципальное образование осуществлять освещение земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, за счет средств местного бюджета?

В каких случаях и в каком порядке должно осуществляться секретное делопроизводство в муниципальных образованиях – поселениях?

Вправе ли муниципальный район иметь в собственности жилищный фонд социального использования в случае, если он наделяется отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

Относится ли создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств к полномочиям органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности?

Вправе ли органы местного самоуправления муниципального района заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, водящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений на межселенных территориях?

Обязаны ли органы местного самоуправления муниципальных районов создавать межведомственные комиссии по уничтожению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров?

В настоящее время участились случаи, когда органы прокуратуры обращаются в суд с исковыми заявлениями, в которых просят признать незаконным бездействие администраций сельских поселений и обязать их принять меры по трудоустройству граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде обязательных или исправительных работ. Является ли обязанностью органов местного самоуправления трудоустройство граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ?

Относится ли к компетенции органов местного самоуправления обеспечение перевозки тел умерших в патологоанатомические бюро и морги?

Как разграничиваются полномочия в сфере библиотечного обслуживания между муниципальными районами и поселениями? Правомерна ли частичная передача поселениям имущества библиотек (зданий, оборудования) при сохранении в районной собственности библиотечного фонда?

В Федеральном законе № 131-ФЗ и иных законах, определяющих полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, не указывается какой орган местного самоуправления – представительный или исполнительно-распорядительный обладает правом исполнять те или иные полномочия. Депутаты представительного органа вмешиваются в деятельность местной администрации и принимают решения по вопросам местного значения. Глава местной администрации считает, что депутаты превышают свои полномочия, поскольку решение вопросов местного значения, если иное не установлено федеральными законами, является полномочием исполнительного органа. Кто прав – депутаты или глава?

Определения многих вопросов местного значения поселений и муниципального района имеют тождественное или очень близкое значение. Можно ли разграничить решение вопросов местного значения в указанных случаях между муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав, законом субъекта Российской Федерации или уставом муниципального образования? Если разграничить нельзя, то для органов какого муниципального образования решение подобных вопросов местного значения является обязательным, а для какого необязательным?

При определении полномочий органов местного самоуправления в Федеральном законе № 131-ФЗ используются формулировки «создание условий», «организация», «обеспечение», значение которых остается неясным.

Источник: komitet4.km.duma.gov.ru

Статья 8 ГрК РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий;

7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений;

9) заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

10) принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов;

3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;

7) принятие решений о развитии застроенных территорий;

8) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

9) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов;

10) заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

11) принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Комментарии к ст. 8 ГрК РФ

1. В комментируемой статье устанавливаются предметы ведения и полномочий органов местного самоуправления в области градостроительства.

Согласно Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Читайте также:  Материал применяемый для строительства дорог

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

2. Объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности зависит от конкретного вида органов местного самоуправления:

во-первых, на уровне поселений;

во-вторых, на уровне муниципальных районов;

в-третьих, на уровне городских округов.

Определение видов муниципальных образований дается в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2006 г.) (подробнее см. комментарий к ст. 18).

Статья 8 устанавливает широкий круг полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Во-первых, подготовка и утверждение документов территориального планирования. Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Во-вторых, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования. Местные нормативы градостроительного проектирования должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории). Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.

В-третьих, утверждение правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

В-четвертых, утверждение документации по планировке территорий. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляет уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение.

Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

В-пятых, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.

В-шестых, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности — систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

3. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч. 1 и 3 были дополнены новыми пунктами. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области градостроительной деятельности было также отнесено принятие решений о развитии застроенных территорий.

Источник: zknrf.ru

Строительство детских садов и школ: законодательство и практика Текст научной статьи по специальности «Право»

ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 600 / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЗАСТРОЙЩИКА / PRESIDENTIAL DECREE № 600 / SOCIAL INFRASTRUCTURE / CONSTRUCTION OF SOCIAL INFRASTRUCTURE / THE OBLIGATIONS DEVELOPER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирсанов Андрей Романович

В статье исследуется вопрос, кто должен строить объекты социальной инфраструктуры , неизбежно возникающий при реализации государственных жилищных программ и другом массовом строительстве жилья. Автор рассматривает полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, обязательства строителей жилья. Приходит к выводу, что необходимо сотрудничество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и застройщиков, причем отношения бизнеса и государства должны строиться на партнерстве и равноправном диалоге.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кирсанов Андрей Романович

CONSTRUCTION OF KINDERGARTENS AND SCHOOLS: LAW AND PRACTICE

The article examines the question of who should build a social infrastructure that inevitably arise in the implementation of public housing programs and other mass housing construction. The author examines the powers of the executive authorities of the Russian Federation and local self-government, the obligations of Home Builders. It comes to t he conclusion that cooperation of the executive authorities of the Russian Federation, local authorities and developers, and the business relationship and the state should be based on equal partnership and dialogue.

Текст научной работы на тему «Строительство детских садов и школ: законодательство и практика»

Строительство детских садов и школ законодательство и практика А.Р. Кирсанов доцент кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук (г. Москва)

Вот уже третий год весной мы вспоминаем инаугурационные указы Президента Российской Федерации В.В. Путина. Среди них особое место занимает Указ от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Президент России поставил тогда триединую задачу:

1) добиться снижения стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса;

2) создать для граждан Российской Федерации возможность улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;

3) до 2020 года предоставить 60 процентам российских семей, желающим улучшить жилищные условия, возможность проживания в доступном и комфортном жилье.

Сегодня проблема строительства жилья экономического класса находится в центре внимания федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Подтверждением этому служат Федеральная целевая программа «Жилище», государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», программа «Жилье для

российской семьи» 1 и соответствующие программы, принятые в субъектах Российской Федерации.

При реализации государственных жилищных программ и при любом другом массовом строительстве жилья все острее встает вопрос: кто должен строить детские сады и школы? Эта острота обусловлена рядом обстоятельств, в том числе:

• снижение платежеспособного спроса граждан на новостройки;

• снижение доходности инвестиционно-строительных проектов, реализуемых застройщиками;

• проблемы наполнения государственных и муниципальных бюджетов.

Для ответа на вопрос, кто должен, обратимся к законодательству Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются:

• договоры и иные сделки;

• решения собраний в случаях, предусмотренных законом;

• акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

Программа «Жилье для российской семьи» реализуется в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 1278.

• судебные решения, установившие гражданские права и обязанности;

• другие предусмотренные законом основания.

Сам факт строительства жилья застройщиком не является основанием возникновения у него юридической обязанности строить детские сады и школы. Не являются таким основанием и проекты планировки территории и проекты комплексной застройки.

Таким образом, ни названные, ни иные документы, не относящиеся в соответствии с законом к числу оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, не могут являться основанием возникновения обязательств застройщика по строительству объектов социальной инфраструктуры.

Обязательства застройщика по строительству объектов социальной инфраструктуры могут быть предусмотрены, например, заключенным с ним инвестиционным контрактом. Другим примером может быть договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, если в нем содержится обязательство застройщика обеспечить строительство объектов социальной инфраструктуры в соответствии с проектом планировки территории и передать эти объекты в государственную или муниципальную собственность (статья 46.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Читайте также:  Функции инженера технадзора в строительстве

Итак, обязательства застройщика по строительству объектов социальной инфраструктуры могут быть предусмотрены договором или иным документом из числа перечисленных в статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. В том случае предъявляемые к застройщику требования органа исполнительной власти или органа местного самоуправления по строительству детских садов и школ законны и обоснованы.

Здесь может возникнуть следующий вопрос: какие же обязательства несет застройщик, в частности, перед участниками

долевого строительства? Его обязательства перед участниками долевого строительства по заключаемым им договорам долевого участия сводятся к следующему:

1) принять от участника долевого строительства денежные средства;

2) использовать полученные от участника денежные средства в целях возмещения затрат, необходимых для строительства (создания) квартиры и общего имущества многоквартирного дома, а также на оплату услуг застройщика;

3) осуществить строительство многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией;

4) обеспечить ввод многоквартирного дома в эксплуатацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

5) направить участнику долевого строительства сообщение о завершении строительства и о готовности квартиры к передаче;

6) передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям;

7) передать участнику долевого строительства документы для государственной регистрации его права собственности на принятую квартиру.

После выполнения указанных обязательств перед участником долевого строительства у застройщика остаются только гарантийные обязательства на срок, установленный договором, но не менее чем пять лет.

Перейдем к следующему вопросу: может ли застройщик, не имеющий юридических обязательств по строительству объектов социальной инфраструктуры, построить их на добровольных началах?

Этот вопрос тесно связан с другим вопросом: вправе ли застройщик использовать денежные средства, полученные от

участников долевого строительства, на строительство детских садов и школ?

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 214-ФЗ) денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, подлежат использованию застройщиком, по общему правилу, только для строительства (создания) многоквартирных домов в следующих целях:

1) строительство (создание) многоквартирных домов в соответствии с проектной документацией или возмещение затрат на их строительство (создание);

2) возмещение затрат на приобретение, в том числе оформление, права собственности или права аренды, права субаренды на земельные участки, на которых осуществляется строительство (создание) многоквартирных домов;

3) возмещение затрат на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий для строительства (создания) многоквартирных домов, а также на проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в случае, если проведение такой экспертизы является обязательным;

4) строительство систем инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения (технологического присоединения) многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения, если это предусмотрено соответствующей проектной документацией;

5) возмещение затрат в связи с внесением платы за подключение (технологическое присоединение) многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Как видим, расходование денежных средств, полученных от участников долевого строительства, на строительство детских садов и школ законом не предусмотрено.

Мало того, использование застройщиком денежных средств на цели, не предусмотренные частью 1 статьи 18 Закона № 214-ФЗ, считается нецелевым использованием денежных средств участников долевого строительства (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 03-03-06/1/31306).

Еще один вопрос из практики: может ли застройщик построить объект социальной инфраструктуры и, не имея других оснований, передать его в государственную или муниципальную собственность по договору пожертвования?

Для ответа на вопрос о последствиях такой передачи для застройщика нам придется обратиться к налоговому законодательству. Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поскольку пожертвование — это акт благотворительности, а не экономически оправданные затраты, то, соответственно, стоимость пожертвованного недвижимого имущества облагается налогом на прибыль. Таким образом, расходы застройщика, понесенные им на строительство детского сада или школы, увеличиваются на сумму налога на прибыль. Можно ли в этом случае ожидать снижения стоимости жилья экономического класса на 20 процентов, предусмотренного упомянутым Указом Президента Российской Федерации?

Есть еще один вариант решения проблемы обеспечения жителей объектами социальной инфраструктуры — строительство детских садов и школ, которые не будут переданы по договорам пожертвования в публичную собственность и останутся в частной собственности. Такой вариант

предполагает передачу построенного объекта в аренду коммерческому оператору, который организует работу детского сада или школы. Но здесь возникает другой вопрос: обязаны ли граждане, обремененные обязательствами по кредитным договорам, оплачивать еще и пребывание своих детей в детских садах и обучение в школах? Ответ на этот вопрос дает Конституция Российской Федерации, которая гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Это и понятно, поскольку согласно Конституции Российской Федерации наше государство социальное и его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Вернемся к вопросу, кто должен строить детские сады и школы.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся создание образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации (статья 8), а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (статья 9).

Как мы отмечали, острота вопроса о том, кто должен строить детские сады и школы, обусловлена в том числе проблемами на-

полнения государственных и муниципальных бюджетов.

Проблема бюджетов публично-правовых образований для современной России не новая. И возможное решение проблемы строительства объектов социальной инфраструктуры может показаться новым только потому, что хорошо забыто старое. Вспомним постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 года № 265. Тогда Правительство России рекомендовало органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в соответствии с их компетенцией предусматривать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов финансирование строительства объектов социального и коммунально-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального и среднего общего образования, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также иных объектов, строительство которых связано с реализацией указанными органами полномочий по вопросам, относящимся к их ведению. А при невозможности финансирования строительства — осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке выкуп указанных нами инфраструктурных объектов, построенных за счет средств юридических лиц, осуществляющих реализацию проектов.

Одновременно юридическим лицам, осуществляющим реализацию проектов, при выкупе органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления объектов инфраструктуры Правительство России рекомендовало предоставлять им отсрочку и (или) длительную рассрочку оплаты стоимости приобретаемых объектов.

Разговор с застройщиками о строительстве детских садов и школ с позиций административных, а не правовых — путь не только неправильный, но и опасный. Снижение объемов строительства жилья экономического класса — это потеря рабочих мест;

масса граждан, неудовлетворенных своими жилищными условиями; снижение инвестиционной привлекательности. В условиях кризиса это опасно вдвойне.

Сегодня речь должна идти о сотрудничестве органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и застройщиков. Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года сказал именно об этом: «Все мы хотим одного — блага России. И отношения бизнеса и государства должны строиться на философии общего дела, на партнерстве и равноправном диалоге».

1. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600.

2. О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» : постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 404.

3. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 404 : постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 1278.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный за-

кон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.

6. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ.

7. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 03-03-06/1/31306.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ.

9. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 5 октября 1 993 года № 1 633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации».

10. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

11. Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства (вместе с Положением об отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства) : постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 года № 265.

12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
Загрузка ...