Период государственности шумеров охватывает около полутора тысяч лет. До сих пор неясно откуда пришли шумеры — из Египта, Малой Азии или Индии, вытеснив местных жителей (протошумеров). Шумеры поселились в низовьях реки Евфрат, недалеко от впадения ее в Персидский залив.
Население Шумера состояло из знати, общинников, имелись рабы и другие зависимые люди. Огромную роль играли храмы, жречество. Храмы были центрами управления всей жизнью людей. В крупных храмовых хозяйствах было много жрецов, которые специально занимались измерением земельных участков, организовывали прокладку каналов, вели счет собранному урожаю.
Именно храм управлял жизнью городов и деревень, собирал с населения подати, раздавал еду в голодные годы. Люди, объединившиеся вокруг храма, составляли храмовую общину.
На протяжении многих веков Шумер не представлял собой единого государства, области страны были отделены друг от друга протоками Евфрата и болотами. Государственные образования возникли в Шумере в III тыс. до н.э. Соседские общины стали объединятся вокруг храмовых центров, в которых религиозно-идеологическая функция сочеталась с организационно-хозяйственной. Храмовые центры вскоре развиваются в города. Впоследствии в указанных объединениях появляется над общинная администрация, в которую входили главный жрец храма, правитель и совет старейшин.
Шумер и Аккад (рус.) История мировых цивилизаций
Развитию надобщинной администрации способствовала необходимость ведения ирригационных работ (города-храмы связывались сетью каналов). Города строили на вершинах холмов. В каждом городе был укрепленный дворец, в котором находился храм бога города и жили жрецы. Несколько соседских общин входили в условный округ из трех-четырех городов, правитель которых организовывал ирригационные работы.
Всего же таких самостоятельных городов и областей было несколько десятков и между ними всегда шла борьба за влияние. Большинство из них сформировало культовый союз с центром в г. Нипуре. Известными из шумерских городов-государств были Киш, Лагаш, Умма. Первый исторический правитель — лугаль (хозяин) г. Киша. Лугаль не становился жрецом, а был только военным вождем.
В XXVIII веке до н.э. лидерство переходит к Уруку, правитель которого Гильгамеш стал героем литературного эпоса («Сказание о Гильгамеше»).
Шумер и в этот период еще не представлял единого государства, а связи между объединениями городов больше походили на военный союз. Правители этих объединений назывались энси («господин сооружений»), некоторые принимали титул лугаля. Правители видели свою задачу в сохранении старого уклада жизни. Храмы обзаводятся своей собственной администрацией и дружиной. Власть лугаля ограничивалась общинными коллективными органами (советом старейшин).
Главы (энси, лугали) избирались народным собранием либо советом старейшин, что свидетельствовало о пережитках патриархально-родовой демократии. По решению народного собрания они могли быть низложены.
Энеи занимался военными вопросами, разбирал судебные дела, возглавлял работу по ирригации, строительству храмовых, культовых сооружений, городского хозяйства. Он располагал своим дворцовым имуществом и доходами от него. Постепенно его власть становилась наследственной [1] .
История Шумера и Аккада. Первая цивилизация за 24 минуты.
Государственный аппарат у шумеров являл собой отлаженный механизм. Здесь любили строгий учет, порядок, организованность. Неслучайно традиция изображала рядом двух богинь: Нишану (покровительницу законов, справедливости, правды, милосердия) и Нибалу (покровительницу письма и отчетности).
В Шумерском государстве все строго учитывалось, фиксировалось, все деловые документы после регистрации хранились в архивах. Чиновники Шумера превосходно знали систему учета, бухгалтерии, применяя начала алгебры.
В середине III тыс. до н.э. Двуречье заселяется новыми (семитскими по происхождению) народами. Лидер одного из новых городов — Саргон I постепенно подчиняет себе весь Шумер, центром которого становится город Аккад. Произошло объединение шумеров с аккадцами. Было создано Шумеро-Аккадское царство.
Саргон стал именовать себя «царем Шумера и Аккада».
Саргон пытался осуществить политические и административные реформы, которые позволили бы создать систему единоличного правления. У становление единовластия происходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. Опорой Саргона было жречество, он задабривал храмы дополнительными льготами и дарами, установив при этом контроль за храмовыми хозяйствами. В ответ жрецы прославляли царя, внушали подданным мысль о покровительстве его деяний со стороны богов.
Была создана социальная опора единовластию в лице новой знати, которая вытеснила родовую аристократию. Саргон поставил во главе городов-государств своих правителей, заменив наследственных энси. Его власть опиралась на сильную и постоянную армию, вооруженную дальнобойными луками. За службу воины получали земельные наделы из царского фонда.
Значительного подъема Шумеро-Аккадское царство достигло при внуке Саргона I Нарам-Суэне. Он существенно укрепил деспотическую власть, поставив во главе всех городов своих сыновей. При этом он, как и дед, опирался на поддержку жречества, даруя ему многочисленные льготы, возводя храмы. В ответ жречество объявило его «богом Аккада». Успешны были его завоевательные походы, он носил титул «царя четырех стран света».
Однако впоследствии Шумеро-Аккадское государство покорили кочевники, которые правили здесь несколько десятилетий.
Затем вновь произошло возвышение Шумеро-Аккадского царства. Политическая власть перешла к царю Ура — Ур-Намму, который стал основателем III династии Ура. Она правила Шумеро-Аккадским царством 115 лет (конец XXII — начало XX в. до н.э.).
Государственный строй Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура представлял собой классическую восточную деспотию. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носящий титул «царя Ура, Шумера и Аккада». Его власть легитимизировалась религией. Верховного правителя практически обожествляли. Царю воздавались различные почести, был учрежден его культ.
Жречество было подчинено царю.
В управлении страной царь опирался на разветвленный бюрократический аппарат. Города-государства полностью потеряли свою самостоятельность. Вся страна была разделена на округа, которые управлялись назначаемыми царем наместниками (их по традиции называли энси), полностью подчиненными царю. Большую роль в государстве сыграла армия. В этот период была профессиональная армия, состоящая из наемников (кочевников-амореев) и воинов-колонистов, получавших за службу царский надел.
В 2003 году до н.э. ослабленное внутренней междоусобицей оно прекратило свое существование под ударами аморейских племен и эламитов.
Право. Был разработан один из древнейших судебников в мире «Законы Ур-Намму» (XXII в. до н.э.), детально регламентировавший имущественные, трудовые отношения. Охранялись брачно-семейные устои: разрешалось безнаказанно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем составлялся специальный договор.
В законодательстве проводились четкие социальные границы между рабовладельцами и рабами. Так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма своеобразное наказание — промывание рта водой с 1 кг соли. Законы Ур-Намму содержат статьи о вознаграждении за возвращение «человеку» (господину) его беглого раба.
Судопроизводство осуществлялось на основе кодифицированного права. Были созданы царские суды. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы, назначаемые правителем. В общинах сохранялись общинные суды. Законы карали лжесвидетельство в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления.
В XIX веке до н.э. Двуречье представляло собой множество городов-государств, власть вождя — лугаля в которых выражалась в форме ранней монархии. Процесс становления централизованного государства затянулся на столетия.
Затем эта территория попала под власть Вавилона. Вавилонский царь Хаммурапи, победив местных правителей, создал мощную державу. Наступил новый этап в истории Междуречья — этап возвышения и господства Вавилона. Вавилоняне — народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся от слияния шумеров и аккадцев, — стали, таким образом, народом двуязычным 1 . Шумерско-аккадская цивилизация как политическая сила уже не возродилась, однако ее достижения ощущались во всех месопотамских государствах.
Источник: bstudy.net
Вв. до н.э. – Объединение Шумера и Аккада под властью
Из надписи Урукагины (XXIV в. до н. э.) видно, что тяжелая работа по орошению полей, огородов и садов производилась всем населением (рабы, общинники). Свободные общинники отрабатывали повинности на землях, принадлежавших царю или храму, их уделомбыл также тяжелый труд по орошению земли. Как видно из законов Билаламы (XX в. до н. э.), а также из ряда документов, существовали особые чиновники — «управители реки», которые ведали водным хозяйством. Очевидно, каналы были настолько велики, что по ним могли ходить даже большие суда, груженые зерном.
Необходимость проведения крупных оросительных работ, развитие меновой торговли с соседними странами и частые войны требовали централизации административного управления. Судя по надписям XXIV в. до н. э., один чиновник управлял всеми земледельческими работами, прежде всего связанными с искусственным орошением, также в его компетенцию входила раздача земель, выдача сельскохозяйственных орудий, управление продовольственными складами и царской казной.
Уже в конце IV тысячелетии до н. э. на территории Шумера и Аккада возникают древнейшие города — хозяйственные, политические и культурные центры отдельных маленьких государств. Большое значение имел город Ур, который, судя по раскопкам, был значительным центром сильного государства. Религиозным и культурным средоточием всего Шумера издавна считался Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога Энлиля. Известен такжеЛагаш (Ширпурла), ведший постоянную борьбу с соседней Уммой, и наконец, Урук, в котором по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гилъгамеш.
Ур не был единственным богатым и могущественным государством Нижней Месопотамии. Наряду с ними и другие государства вели между собой упорную борьбу за преобладание и господство в Южной, а отчасти и Средней Месопотамии. Таков Лагаш, история которого нам сравнительно хорошо известна.
В середине III тысячелетия до н. э. во главе Лагаша стояли сильные правители, объединившие под своей властью ряд соседних областей. Основы экономической и политической мощи Лагаша были заложены при Ур-нанше, основателе первой исторической династии Лагаша. Ур-нанше прославился своей строительной деятельностью.
На одном сохранившемся рельефе изображен царь, лично участвующий в торжественной закладке храма. Царь сам несет на голове корзину с кирпичами, за ним следуют его родственники, чиновники и слуги. В надписях Ур-нанше описывает постройку храма, сооружение каналов и дары святилищам.
Большого могущества Лагаш достиг при царе Эаннатуме, который вел упорные войны с соседними городами. Эаннатум освобождает Лагаш от господства Киша и присоединяет это аккадское государство. Затем он покоряет Ур, Урук, Ларсу и Эриду, присоединив к Лагашу всю нижнюю часть Месопотамии.
Особенно упорную борьбу вел Эаннатум с соседним городом Уммой. В результате победоносной войны Эаннатум разгромил войска Уша, правителя Уммы, и его союзников и вторгся в пределы Уммы. Эта победа запечатлена на памятнике, получившем название «Стэла коршунов». Древний художник изобразил поле битвы, усеянное трупами врагов, над которыми кружатся коршуны.
В других надписях описываются другие победы Эаннатума, одержавшего верх над царями аккадских городов Киш и Опис, а также над эламскими князьями. С гордостью говорит Эаннатум, что он «покорил Элам, горы, вызывающие удивление, насыпал (могильные холмы). раздробил Эламу голову. Элам был отогнан в свою страну». Таким образом, в эту эпоху шумерское влияние проникает в Среднюю Месопотамию и даже в горную страну Элам.
Военную политику Эаннатума продолжал Энтемена, укрепивший власть Лагаша над Уммой, Уром, Эриду и Ниппуром, а также отразивший нападение эламитов. В одном дипломатическом документе этого времени образно описываются предшествующие дипломатические взаимоотношения и войны между Лагашем и Уммой.
Источник: studopedia.ru
Шумеро-аккадское царство: общественный и государственный строй
Аккадцы жили в Междуречье, к северу от шумеров. Изначально они были кочевниками-скотоводами, но позже стали земледельцами. Основатель Аккадского царства Саргон I Древний (2334–2270 гг. до н.э.) в результате многочисленных войн покорил шумеров и создал крупнейшую в Передней Азии Месопотамскую державу с центром в Аккаде. Саргон I стал именовать себя «царем Шумера и Аккада». Шумеро-аккадское царство возвышалось и достигало гегемонии в периоды двух династий: 1) династии Аккада (2334–2234 гг. до н.э.), начиная с Саргона I; 2) III династии Ура (2112–2003 гг. до н.э.).
В первый период образование централизованного государства Саргоном I дало толчок экономическому развитию, прежде всего земледелию, ремеслам, торговле. В Южной Месопотамии была создана единая ирригационная система, построены дороги, порты, введена единая система мер и весов.
Общественный строй
Шумеро-аккадское царство – типичный образец раннеклассового общества: оно не было структурировано, а процессы классообразования еще не завершены. Родоплеменная организация общества у аккадцев, находившихся на более низкой ступени развития, чем шумеры, подверглась процессу имущественного и социального расслоения.
Постепенно возникает раннерабовладельческое общество, в котором правовой статус социальных групп определяется их близостью к правителю. Границы правового положения были размыты. Господствующий класс рабовладельцев состоял из родовой аристократии, жречества, зажиточных общинников.
Основную массу населения составлял класс свободных производителей – земледельцев и ремесленников. Община переживала процесс имущественного расслоения: одна часть общинников становилась зажиточной, а другая превращалась в безземельных. Вместе с рабами безземельные общинники превратились в класс подневольных зависимых работников.
Государственный строй. Для того чтобы управлять неоднородным в экономическом, социальном, этнокультурном отношениях обществом, Саргону I необходимо было осуществить политическую и административную реформы, которые позволили бы создать систему единоличного правления (восточную деспотию) во главе с царем – шардумом.
Установление единовластия царя- деспота происходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. Опорой Саргона I было жречество, он задабривал храмы дополнительными льготами и дарами, установив при этом контроль над храмовыми хозяйствами. В ответ жрецы прославляли царя, внушали подданным мысль о покровительстве деяний Саргона I со стороны богини Иштар.
Саргон I создал социальную опору единовластию в лице новой служилой знати (царской бюрократии), которая вытеснила родовую аристократию. Он поставил во главе городов-государств чиновников, заменив наследственных энси. Монархическая власть Саргона I опиралась на сильную и постоянную армию, вооруженную дальнобойными луками. За службу воины получали земельные наделы из царского фонда.
Наивысшего подъема Шумеро-аккадское царство достигло при внуке Саргона I – Нарам-Суэн (2236–2200 гг. до н.э.). Он существенно укрепил деспотическую власть, назначив главами всех городов своих ставленников, сыновей, низведя наследственных энси до положения рядовых чиновников. Нарам-Суэн правил, опираясь на поддержку жречества, даруя ему многочисленные льготы, возводя храмы.
В ответ жречество объявило его «богом Аккада». Успешны были его завоевательные походы, он носил титул царя четырех стран света. В последние годы Нарам- Суэн стремился править страной без опоры на храмы, поэтому возникли конфликты со жречеством. Слабостью царства воспользовались кочевники-кутии, которые покорили в 2170 г. Месопотамию и до 2109 г. правили ею.
Во второй период гегемонии Шумеро-аккадского царства политическая власть перешла к царю Ура – Ур-Намму (2112– 2093 гг. до н.э.), который стал основателем III династии Ура. Она правила Шумеро-Аккадским царством 115 лет (конец XXII – начало XX в. до н.э.).
Общественный строй Шумеро-аккадского царства при III династии Ура характеризовался существованием более четко различающихся по своему правовому статусу социальных групп: свободные и рабы.
Господствующее положение среди свободных занимал класс рабовладельцев, который составляли служилая знать, высшее жречество, родовая аристократия, разбогатевшая верхушка общин. Процесс имущественного разорения переживал класс мелких производителей: свободных общинников и ремесленников.
Развитие товарно-денежных отношений приводило к потере ими экономической свободы. В качестве поденщиков и батраков они работали в царском хозяйстве. Разорившиеся ремесленники и крестьяне составляли третью социальную группу – класс подневольных работников и рабов. Класс рабов увеличивался, главным образом, за счет военнопленных.
О широком распространении рабства говорит тот факт, что рабами владели даже люди маленького достатка: пастухи, ремесленники. Царские рабы подвергались нещадной эксплуатации, положение частновладельческих рабов было несколько лучше: они могли иметь семью, имущество, откупиться на волю, обращаться в суд.
Государственный строй Шумеро-аккадского царства в эпоху III династии Ура представлял собой классическую восточную деспотию. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носящий титул царя Ура, Шумера и Аккада. Его власть легитимизировалась религией. Считалось, что ему покровительствует во всех делах верховных бог Баал, царю воздавались божественные почести, был учрежден его культ. Жречество было подчинено царю.
В управлении страной царь опирался на разветвленный бюрократический аппарат. Его возглавлял верховный советник – суккалмах. Города-государства полностью потеряли свою самостоятельность. Вся страна была разделена на наместничества, которые управлялись назначаемыми царем наместниками (их по традиции называли энси), полностью подчиненными царю.
Были созданы царские суды. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы, назначаемые правителем. В общинах сохранялись общинные суды. Судопроизводство осуществлялось на основе кодифицированного права. Был разработан один из древнейших судебников в мире «Законы Ур-Намму» (XXII в. до н.э.), детально регламентировавший имущественные, семейные, трудовые отношения.
Целостность столь обширного государства опиралась на военную силу деспота. В этот период существовала профессиональная армия, состоящая из наемников (кочевников-амореев) и воинов-колонистов, получавших за службу царский надел. В 2003 г. до н.э. ослабленное внутренней междоусобицей Шумеро-аккадское царство прекратило свое существование под ударами аморейских племен и эламитов.
Источник: studme.org