Что лучше строительство или эксплуатация

каркас быстровозводимого здания

Современные технологии предлагают не один вариант строительства промышленных зданий и сооружений. При выборе застройщика у подавляющей части заказчиков важнейшим условием для принятия решения будет стоимость постройки, и в этом вопросе многие допускают ошибку. Важнейший этап – выбор технологии и сырья для строительства, так как у каждого способа есть свои достоинства и несовершенства.

Потери в качестве строительства и надежной эксплуатации здания при выборе самого экономичного варианта возможны, и это будет ошибка, которая не поддается исправлению. В процессе возведения, когда технология определена, а материалы закуплены, невозможно изменить план постройки, а уже возведенное сооружение не вернуть застройщику. Поэтому, грамотный выбор технологии строительства – решение первоочередное и важнейшее.

Сравнительно недавно в сфере строительства появилась технология быстрого возведения построек различного назначения из прессованных стеновых плит. Ниже описывается подробный разбор легких стальных тонкостенных конструкций, приводится сравнение с ранее хорошо известной и отлаженной технологией возведения зданий из легких металлических конструкций.

Специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Одни из важнейших требований, которые предъявляются к строительству – это надежность и длительный срок службы построек. Эти параметры зависят от качественных характеристик материалов, используемых при постройке. Идеальный вариант – сборка из ЖБ конструкций промышленного изготовления.

Благодаря совмещению сил железа и бетона такие здания надежны, имеют длительный, до 120 лет, срок эксплуатации, пожаробезопасны. Инженерами Советского Союза разрабатывались серии жилых и общественных зданий, складских и производственных комплексов, которые эксплуатируются и сегодня, и «простоят» еще много лет. Но за все время после распада СССР масса заводов по изготовлению железобетонных изделий закрылись, а отечественное строительство не ограничивается типовыми постройками, весьма распространенными в прежние времена.

Сегодня применяются две технологии возведения каркасов зданий из металла – ЛМК и ЛСТК, и обе они становятся все более популярными за счет снижения сроков строительства и экономической выгоды.

лмк

Легкие металлические конструкции, или ЛМК, современными инженерами используются широко и активно улучшаются. Этот надежный способ возведения легких конструкций известен несколько десятков лет и хорошо зарекомендовал себя. Основной используемый материал в данном виде строительства – это горячекатаный металлопрокат. Используется технология при возведении каркасов для промышленных помещений, хранилищ, многоэтажных зданий.

лстк металл

КОГДА лучше начать строительство? ЗИМОЙ или ВЕСНОЙ? Причины. Аргументы. Факты. «Строй и Живи»

Сооружения из легких стальных тонкостенных конструкций, или ЛСТК, были разработаны в середине 20-го века в Канаде, где встала острая необходимость возведения множества малоэтажных жилых домов. Суровые климатические условия страны требовали определенного подхода к строительству, что и стало причиной возникновения технологии ЛСТК. Сегодня же она применяется чаще при возведении небольших частных домов и временных сооружений.

Если сравнивать эти две технологии, то обычно заказчику преподносится информация, что преимущество ЛСТК в экономии 25-50% металла на строительство здания. С одной стороны, утверждение верно, но стоит присмотреться к технологии внимательнее. Уменьшение расхода металла кроется в толщине конструкции. Но с технической точки зрения, при одинаковой сборке ЛМК и ЛСТК способны выдерживать разные степени нагрузки.

Пределы толщины металлопроката для строительства – это 8 — 40 мм, когда оцинкованной стали – 0,7 — 3 мм. При проектировании строений с расстоянием между пролетами более 12 м и высотой более 6 м экономия металла невозможна, так как на каждую отдельную часть всей конструкции приходится постоянный груз собственного веса, переменные нагрузки от осадков и ветра. Для того, чтобы выдерживать эти факторы, все части сооружения должны иметь установленные, высчитанные показатели толщины металла, иначе воздействующая на них нагрузка повредит или, в худшем варианте, разрушит все строение.

На фото изображены последствия снеговых нагрузок на конструкции ЛСТК

лстк погнулсяминусы лсткминусы лстк лстк крыша прогнулась

Шаг рам несущих конструкций при применении ЛМК должен быть от 6 до 12 м. В использовании ЛСТК шаг уменьшается, и не может быть более 3 м. При этом связующих элементов в конструкции ЛСТК должно быть на четверть больше, нежели при применении ЛМК, из-за меньшей жесткости конструктивных элементов.

И так, составная часть металлоконструкции с толщиной проката в 3 мм не может выдержать такую же нагрузку, что и элемент в 20 мм, поэтому заявленная экономия средств неправдоподобна. Кроме того, использование гнутых ЛСТК не дает возможности разумного распределения металла по сечению, поэтому не представляется наиболее легким типом сооружения. При этом в ЛМК свободно используются балки с разным профилем. Самые легкие и полностью соответствующие строительным нормам и правилам РФ строения – это конструкции из сварных балок двутаврового профиля из черного металлопроката.

Читайте также:  Подготовка участка земли к строительству

Для более точного примера, приведем среднюю стоимость строительства каркаса постройки 24*60 м, и 6 м высотой. Средняя цена на оцинкованный профиль – 80 000 руб./т, профиль черного металлопроката – 45 000 руб./т. При использовании технологии ЛСТК вес конструкции составит 44,56 т. При использовании ЛМК – 77 т. Итого:

ЛСТК = 80 000 руб. * 44,56 т = 3 564 800 руб.

ЛМК = 45 000 руб. * 77 т = 3 465 000 руб.

лстк лмк

Говоря об экономии металла на строительство из ЛСТК, маркетологи лишь используют в своих целях недостаточность знаний заказчиков. Исходя из примера видно, что при возведении каркаса промышленного здания с использованием технологии ЛСТК и уменьшении массы конструкции, не снижаются финансовые затраты на строительство, а даже возрастают, хоть и несущественно. Но при этом, снижается надежность всего здания за счет уменьшения возможной нагрузки.

Строения с применением технологии ЛСТК обычно возводятся площадью до 1 500 м 2 . Такие здания не подвергаются обязательному государственному аудиту проектных документов. Поэтому надежность конструкции, по большому счету, зависит только от совести строителей.

Долговечность и прочность здания снижаются из-за экономии на металле. В ЛСТК используются мелкие элементы крепления оцинкованных профилей, и узлы их весьма ненадежны, а при постоянной нагрузке или при ее превышении, например, снеговой, тонкий металл разрывается о крепления, что может привести к разрушению здания.

Если в постройке работает механический манипулятор, его столкновение с опорой конструкции может деформировать или также обрушить все строение. Сооружение ЛСТК обрушается сразу, тогда как ЛМК, благодаря толщине используемого металлопроката, сначала растягивается, а потом обваливается. В случае с ЛМК, при разрушении части покрытия здания, валится только перегруженная часть конструкции, а ЛСТК разрушается полностью.

Стоит отметить также, что отечественные производители ЛСТК часто завышают реальные характеристики металлоконструкций для снижения себестоимости изделий. Слой оцинковки может снижаться с заявленных 275 г/м 2 до 120 г/м 2 . Такая сталь будет окисляться и при воздействии влаги, и от кислорода, находящегося в атмосфере, а несущие способности всей конструкции ослабятся с течением времени. Эксплуатация такого здания опасна для жизни и здоровья людей не только тем, что возможно его обрушение, но и выделением образующейся токсичной окиси цинка. Статистика РФ гласит, что намного чаще происходят аварии зданий, построенных из ЛСТК, нежели из ЛМК.

Из вышеперечисленного следует, что:

  1. Прочность, долговечность и безопасность конструкции из ЛСТК разительно уступает ЛМК.
  2. Экономия металла при использовании ЛСТК до 50%, о которой заявляют производители, нерациональна.
  3. Стоимость возведения каркаса здания из ЛСТК в итоге обходится дороже, чем из ЛМК, хотя производители утверждают обратное.
  4. Каркасы зданий из черного металлопроката надежнее.

Не стоит торопиться принимать решение о технологии строительства быстровозводимого здания. Экономия средств может в итоге больно ударить по карману, а в худшем случае, унести жизни людей, которые будут работать в здании.

Источник: bashstroy.com

Эксплуатация строительной техники — самый сложный вид затрат в структуре стоимости

Опубликованная редакцией нашего интернет-издания статья профессора Павлова А. С., в которой были комплексно обозначены проблемы строительного комплекса с точки зрения системы государственного ценообразования, привлекла внимание профессионального сообщества и вызвала дискуссии среди его представителей.

Одним из наиболее интересных обращений в адрес автора и редакции стало письмо начальника управления производственного нормирования Департамента ценообразования и подрядной деятельности АО «Газстройпром» Соколова Юрия Александровича, затронувшего вопросы определения затрат на привлечение строительной техники как в рамках сметного нормирования и ценообразования, так и в процессах осуществления закупок и непосредственно строительного производства.

С согласия автора мы публикуем оригинальный текст письма, а также подготовленную в качестве комментария статью Александра Сергеевича Павлова.

Александр Сергеевич, добрый день!

Прочел Вашу статью по анализу системных проблем строительного комплекса, где поднимаются проблемы системы нормирования и ценообразования. Позвольте мне немного подробнее изложить свою позицию по выше названным вопросам.

Читайте также:  Правила по от в строительстве статус

Согласен с тезисом, что «для подрядчиков необходима своя, не нормативная, а объективная база данных, вероятно, с отраслевым уклоном». Я бы назвал ее собственной производственной базой предприятия. Пусть она будет называться нормативной именно для этого конкретного предприятия с его особенностями в плане строительного производства, парком машин и уровнем зарплаты, ведь каждое предприятие уникально в своем роде.

Без этого невозможно строить, ремонтировать, реконструировать и т.д., конечно, если мы говорим о более или менее крупных объектах строительства. Были же раньше так называемые местные нормы и расценки – МНиРы, они определяли тогда собственную неповторимость и специфику организации. Вот и настало время вернуть их обратно.

Теперь, что касается нашей современной российской особенности в плане проведения конкурсов и оценки стоимости строительства. Именно оценки строительства, сметы, так как пока мы не построим объект, мы можем оперировать только оценочными расчетами.

Возникает вопрос: как будет подсчитана начальная цена конкурса (первоначальная оценка заказчика), для которой используются НЦС 1 , НЦКР 2 , прейскуранты, другие нормативы? Будет ли она реальна и адекватна сегодняшнему дню? Это уже ответственность исключительно заказчика и его риски.

Однако есть предварительно оглашенная цена заказчика или ее нет, от этого по сути ничего не изменится, если заказчик может в любой момент отказаться от проведения конкурса, в случае, если окончательная цена предложения его не устроит. А вот если он дает ориентир потенциальному подрядчику, то уже подрядчик думает и прикидывает (конечно же, опираясь на свою производственную базу) – как ему уложиться в назначенную сумму и какая может быть прибыль, если начальная цена конкурса его устраивает.

Да, действительно НМЦК (начальная максимальная цена контракта) это уж никак не максимальная и называть ее так некорректно. Но это и не минимальная цена, если мы будем ее рассчитывать по всем имеющимся правилами сметного ценообразования.

Нужно понимать, что понятию «сметная стоимость» присущ принцип усреднения. Так было всегда и должно оставаться и в будущем. Таким образом, сметная стоимость – усредненный показатель стоимости машин и механизмов, трудовых и материальных ресурсов. Есть соответствующие методики, там можно найти и формулы усреднения и статистические методы расчета показателей, и появившийся недавно конъюнктурный анализ цен, который устанавливает ся по минимальным значениям и т.д. Главное – правильно пользоваться имеющимися методиками.

Считаю также, что подрядчику не нужно залезать в глубины расчета сметных нормативов. Например, есть задача построить дом по комплекту рабочей документации, согласовать со всеми заинтересованными организациями и получить все разрешительные документы. Подрядчику дается общая стоимость данной работы за всё. Если он согласен, то зачем подрядчику знать нутро НЦС, по которому рассчитана цена? Пусть разрабатывает свою сметно-нормативную базу и оценивает свои возможности браться за эту работу по предложенной цене или же отказаться от этого предложения.

Теперь по поводу примера о кране с крановщиком из Вашей статьи. Да, есть такое понятие, как чистое (или линейное) время работы машины.

При разработке производственных норм, в данном случае на механизированный процесс, норма проектируется с обязательным построением так называемой гармонограммы исследуемого процесса, цель которой – определить минимально возможную величину технологических и организационных перерывов, а также произвести рационализацию и оптимизацию данного процесса, естественно, с соблюдением норм и правил по технологии производства, охраны труда и безопасности. В этом случае на гармонограмме приводится поэлементная организация исследуемого процесса с определением времени работы машины с ее вынужденными перерывами.

Выявленные на гармонограмме такие перерывы изучаются на предмет их регламентируемости. То есть, если кран с крановщиком простаивает по причине технологического процесса (например, при подвозе груза) – это технологический перерыв. Если же его временный переезд на другую работу не рационален и не эффективен – это перерыв по организационным причинам. Если же перерыв необходим, (это объясняется и показывается в виде расчета с использованием той же самой гармонограммы), то такие перерывы приобретают статус регламентируемых и в обязательном порядке включаются в производственную норму как регламентирующие перерывы.

Отсюда можно сделать вывод – никакого чистого (линейного) времени в норме по машинам быть не должно, а должен исследоваться и соответственно нормироваться весь рабочий день (смена) крана, по крайней мере до получения законченной продукции по тому или иному процессу, в котором он участвует.

Читайте также:  Как брать землю под строительство гаражей

Таким образом, технологические перерывы – это следствие именно технологии производства. Регламентируемые перерывы (понятие более общее и включает в себя в том числе и технологические перерывы) – это следствие как технологии производства, так и организационных особенностей (организации производства). То есть мастер или прораб может и должен так организовать исследуемый процесс, так распределить или расставить машину в смену, что у нее не будет технологических и организационных перерывов или же технологические и организационные (регламентируемые) перерывы будут минимальны!

Из-за незнаний этих вещей проектировщики норм просто игнорируют данные перерывы, что, собственно, и произошло в Методике по разработке сметных норм (приказ Минстроя РФ от 04.09.2019 №509/пр). Там просто нет такой информации.

С уважением,
Соколов Юрий Александрович,
начальник управления производственного нормирования Департамента ценообразования и подрядной деятельности АО «Газстройпром»
г. Санкт-Петербург

В письме Ю. А. Соколова обсуждается интересная тема сметного и производственного нормирования использования строительной техники. Позволю себе на ней остановиться. Это самый сложный вид из прямых затрат в структуре стоимости (имея в виду, что затраты труда и материальных ресурсов обосновываются понятными способами).

Во-первых, марка и даже класс применяемых машин весьма вариабельны. В расценках учитывается, как правило, самый малый (дешевый) из возможных классов техники, подходящей для данной работы. При этом каждая норма рассматривается отдельно, а значит, не всегда учитывается тот факт, что менять технику при переходе от одной конструкции к другой никто не будет. Например, для установки сборных железобетонных колонн производственных зданий весом до 6 т (здесь показателем является именно вес, так как поднимается вес, а не масса) предусмотрено использование гусеничных кранов грузоподъемностью 16 т, весом 8-15 т – 25 т, весом 20-30 т – грузоподъемностью 40 т (таблицы ГЭСН 07-01-011, 07-01-012 и другие). Разница в стоимости машино-смены составляет до 1,8 раза.

Как известно, при выборе крана учитываются наиболее тяжелые, наиболее далеко и высоко расположенные конструкции здания. То есть если часть колонн имеет вес 20 т, а другая часть 10 т, все равно придется применять 40-тонный кран, а если вплотную к месту монтажа подойти невозможно, то и более крупный, может быть, 50-100-тонный. Однако по логике составителей нормативов надо после частичного монтажа один кран убрать (продать?!) и вместо него поставить другой, потом опять менять их местами и т. д. Естественно, никто этого делать не собирается, особенно в случаях с башенными кранами, но в смете останется такая чересполосица, занижающая (как правило) реальную стоимость монтажа.

Во-вторых, машинное время, учитываемое в норме, как правильно отмечает Юрий Александрович, часто не соответствует реальному времени использования машины. И это может происходить именно из-за чересчур оптимистичного подхода к графику работ в технологической карте, или гармонограмме.

Интересна история термина. Известная всем строителям графическая форма календарного плана (график Ганта) была впервые предложена вовсе не американцем Генри Гантом в 1910 г., а польским профессором К. Адамицким в 1896 г. под названием «гармонограф». До сих пор в Польше календарный план называют гармонограммой.

Возьмем для примера норму ГЭСНр-58-7-1. На ремонт 100 м 2 кровли должно быть затрачено 22,35 человеко-часа рабочего времени и 0,15 машино-часа работы подъемника со своим машинистом. Если предположить, что бригада кровельщиков будет состоять из четырех звеньев по два человека, то за смену (8 часов) бригада отремонтирует в среднем 8*8/22,35*100=286 м 2 кровли. А в смете будет учтено только 2,86*0,15*60=26 минут работы подъемника и машиниста за смену! В остальное время, вероятно, нужно быстренько разобрать подъемник, собрать на другом месте и использовать для ремонта другой кровли…

Добавим, что согласно теории массового обслуживания поток заявок на обслуживание (в данном случае на подъем грузов) поступает в значительной степени случайно, и неравномерность потока, а значит, очереди и простои машин неизбежны даже при хорошем планировании.

Полная версия этого материала доступна только зарегистрированным пользователям, пожалуйста, авторизуйтесь.

Источник: smeta-na.ru

Рейтинг
Загрузка ...