Что называется блоком в строительстве

Современная строительная индустрия давно уже не ограничивается традиционными технологиями и предлагает потребителям все новые материалы. В частности, для возведения коттеджей. Привычные кирпичи и дерево не всегда удовлетворяют запросы будущих домовладельцев. Постоянно растущая стоимость квалифицированного ручного труда побуждает их обращаться к стеновым блокам – ведь они существенно сокращают трудозатраты на кладку стен.

По своему назначению стеновые блоки разделяются на две группы: для возведения стен малоэтажных зданий и для устройства внутренних перегородок. Самыми значительными их достоинствами являются:

  • сокращение сроков строительства – скорость укладки определенного объема строительной конструкции в 4-5 раз выше по сравнению с кирпичом;
  • уменьшение толщины стен при сохранении всех эксплуатационных параметров;
  • увеличение полезной площади здания;
  • экономия раствора до 60%, ввиду уменьшения общей площади швов;
  • снижение нагрузки на фундамент – масса несущих стен уменьшается в 1,5 раза;
  • уменьшение общей сметной стоимости на возведение стен.

Разумеется, не все виды стеновых блоков обладают подлым перечнем перечисленных достоинств. Некоторые их недостатки мы будем отмечать в каждом конкретном случае.

Керамический блок против Газоблока. Что выбрать?

Как основные можно определить следующие физико-технические характеристики строительных блоков:

  • прочность на сжатие. Определяется уровнем нагрузки, при которой материал разрушается. Чем он выше, нем выше несущая способность изделия;
  • теплопроводность. Снижение этого показателя улучшает теплоизоляционные свойства ограждающих стен, что дает возможность сэкономить на их толщине;
  • паропроницаемость. Способность материала пропускать микрочастицы пара, «дышать»;
  • вес. Больший вес блоков предопределяет и более массивный фундамент, а это ведет к удорожанию строительства.

Прежде чем выбрать определенный строительный материал для будущего дома, внимательно ознакомьтесь со всеми его характеристиками. Их обязан предоставить продавец. Мы же даем краткую информацию о видах стеновых блоков и надеемся, что это поможет вам сделать совой выбор.

Блоки из пенобетона

струкутура пенобетона

Материалом для производства пеноблоков служит облегченный ячеистый бетон. Получают его в результате отвердевания вспененной бетонной смеси. Наличие в ней пузырьков воздуха обеспечивает материалу хорошие теплоизоляционные свойства.

Пенобетонные блоки для стен недороги, удобны при укладке, долговечны и прочны; немаловажным свойством является также и высокая огнеупорность. Из них можно монтировать несущие стены домов – до трехэтажных включительно, что вполне удовлетворяет большинство застройщиков. А также устраивать армированные и неармированные перегородки, стеновые панели, балконные ограждения и заборы.

В общем, это практичный материал, отличный во всех отношениях. И не зря он столь популярен в частном строительстве. Единственным, пожалуй, его недостатком является хрупкость, невысокая устойчивость на излом. Поэтому дом из ячеистого бетона должен стоять на крепком фундаменте и должен быть обеспечен надежной водоотводной системой.

АРБОЛИТ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Полистирольные блоки

структура полистиролбетона

Процесс производства этого вида отличается от получения пенобетона тем, что в бетонный раствор вводят специальное полимерное вещество – полистирол. Он придает строительному материалу легкость и некоторую эластичность, которая помогает ему выдерживать деформационные нагрузки в течение всего срока службы. Кстати, срок этот почти рекордный! Полистирольные блоки для стен могут успешно «трудиться» более 100 лет.

Если добавить к этому превосходную звукоизоляцию и способность удерживать тепло, морозостойкость и легкость обработки, то создается образ идеального материала. Но, как говориться в таких случаях, – увы! Есть и у него изъян – высокая стоимость.

Газосиликатные блоки

Газосиликат – тоже ячеистый бетон. В смесь из кварцевого песка, цемента, извести и воды добавляют алюминиевую пудру в качестве газообразователя.

После вспенивания в автоклаве и последующего отвердения масса содержит в себе пузырьки газа, которые придают материалу, такие свойства как низкий объемный вес, высокую паропроницаемость, точные линейные размеры, морозоустойчивость.

коробка из газосиликатных блоков

Бетон из газосиликата в 1,5-3 раза легче воды, поэтому с ним удобно работать. Он поддается всем видам обработки – пилится, фрезеруется, сверлится, штробится и т.д.

Газосиликатные блоки в силу различной своей плотности (от 350 до 700 кг/м³) имеют широкий спектр применения: от стенового материала до теплоизоляционно-конструкторского. При возведении стен используются изделия плотностью 500 кг/м³ и выше. Однако следует учесть низкую несущую способность блоков данного вида. При возведении стен жилых домов (1-2 этажа) из таких блоков необходимо применять армирование – через 2-4 ряда кладки (в соответствии с проектными расчетами). Кроме того, арматура устанавливается и в углах зданий.

Низкая стоимость и уже перечисленные качества привлекают внимание застройщиков к современному строительному стеновому материалу из газосиликата.

Стены из керамзитобетонных блоков

Керамзитный наполнитель

Керамзит, гранулированная вспененная и обожженная глина, известен давно. Многие десятилетия он был основным теплоизоляционным материалом для перекрытий. Недорогой и легкий, он обладает достаточно высокой прочностью. А также способностью впитывать и отдавать влагу, чем зарекомендовал себя отличным регулятором влажности.

Керамзитобетонные блоки делают на основе керамзита, заполняя его цементным раствором. Получаются превосходные стеновые блоки для возведения малоэтажных домов. Их фактурная поверхность такова, что нет необходимости в дополнительной внешней отделке фасадов.

Стены из этого вида блоков практически вечны и вполне обходятся без какого-либо ухода. Повышенная пористость не позволяет блокам из керамзитобетона конкурировать, например, с тяжелыми бетонами. Но никто ведь и не заставляет застройщиков класть из них фундаментные стены или возводить многоэтажки. Речь идет о коттеджах! А для них керамзитобетонные блоки – отличный материал.

Газобетонные блоки

Газобетон отлично пилится ножовкой

Отличаются от блоков из обычного бетона отсутствием щебня и повышенной пористостью. Ну, и, естественно, более низким удельным весом. Легко обрабатываются. Хорошо пилятся обыкновенной ножовкой, что позволяет получать из блоков стандартного размера изделия любой конфигурации. Иногда это бывает очень удобно.

Их особенностью является повышенная (по сравнению с другими видами блоков) способность поглощать влагу. Поэтому после окончания кладки из газобетонных блоков стены нужно тщательно просушить принудительной вентиляцией, а затем защитить их отделочным слоем. В дальнейшем стены будут оставаться сухими.

Новая керамика для стен

Керамические блоки как стеновой материал являются продуктом высоких технологий. В Европе они появились относительно недавно, но успели уже завоевать определенный и стабильный сегмент в производстве стеновых материалов. Их популярность особенно заметна в Восточной Европе, где после известных политических событий строительство частных домов стало развиваться бурными темпами.

И это не удивительно. Достоинства керамики нового поколения столь убедительны, что даже относительно высокая стоимость не останавливает застройщиков. Какими же качествами обладают керамические блоки, и каким образом они достигаются?

Рассмотрим это несколько подробнее. Если говорить о технологии производства керамических блоков, то внешне она та же, что, что и у красного кирпича: формовка, сушка, обжиг. И сырье то же – глина.

Однако есть две существенные детали, определяющие высокие теплоизоляционные свойства материла – наличие тщательно рассчитанных пустот в объеме готового изделия и пор в его структуре. Поры появляются в результате выгорания мелких древесных опилок, добавленных в глиняную массу. Оплавленная поверхность пор и их замкнутый объем предопределяют резкое замедление теплообменных процессов. Пустоты же образуются в Фомах специальной конфигурации и устроены так, чтобы не было сквозного прохождения теплопотоков.

пустотные керамические блоки

О пустотах следует уточнить. Дело в том, что сквозные щели существенно увеличивают теплопроводность стеновых керамических изделий. Рчь идет о так называемых «мостиках холода». Расположение же пустот в монолитной массе керамических блоков настолько рационально (благодаря компьютерным разработкам), что они снижают теплопередачу намного эффективнее, чем это достигается в обычных пустотных кирпичах.

Это очень важное качество, потому что главным условием предназначения стенового материала является его способность удерживать тепло в жилых помещениях. А теплопроводность крупноформатных керамических блоков составляет всего 0,16-0,21 Вт/м°С.

Основные параметры: плотность – 750-800 кг/м³, пустотность – 50%, водопоглощение – 13-17%, морозоустойчивость более 25 циклов. Самые популярные типоразмеры: 500×248×248 мм, 440×248×238 мм, 380×248×238 мм. Самый крупный на данный момент керамический блок заменяет по объему 15 стандартных кирпичей. В то же время он из-за соей пустотности весит не более 21 кг. Скорость возведения стен такими блоками в несколько раз превосходит скорость кирпичной кладки.

И еще. Существует прямая зависимость между теплопроводностью и прочностью на сжатие: чем ниже коэффициент теплопроводности материала, тем ниже и величина его прочности. Первый показатель производители стремятся уменьшить, а второй – увеличить. В сбалансированности этих параметров и заключается их задача. Так вот, главное преимущество керамических блоков и есть хорошее сочетание указанных физических величин: прочность на сжатие М100 – М150 при теплопроводности 0,16 Вт (м°С).

Стыковые стороны блоков имеют специальную ребристую форму и при кладке образуют пазогребневое соединение, в котором не используется раствор.

Расход раствора на кладку, таким образом, уменьшается в 3-4 раза, однако необходимость оштукатуривания стен остается, причем с двух сторон.

Читайте также:  Учет строительства автомобильных дорог

Керамические блоки – экологически чистые изделия, обладающие прекрасными характеристиками по влаго- и теплообмену. Стены из них всегда сухие, и условия для биологической коррозии отсутствуют.

Источник: shikremont.ru

Конструкции из сборных железобетонных объемных блоков

Объемный блок — это пространственная конструкция, изготовленная в заводских условиях, которая имеет заданную прочность, жесткость и устойчивость. Объемно-блочное строительство позволяет уменьшить количество монтажных элементов, а значит, монтажных и транспортных операций на строительной площадке; изготовить объемные блоки размером на комнату в заводских условиях на более высоком качественном уровне и с меньшими затратами труда; значительно уменьшить трудоемкость за счет отделочных работ, монтажа и устройства инженерного оборудования. Однако объемно-блочное строительство имеет и свои недостатки, связанные с необходимостью разработки новой конструктивной схемы; сложностью производства, транспортировки и монтажа объемных блоков; ограниченностью архитектурно-планировочных решений зданий.

Объемные элементы используют при строительстве жилых домов, гостиниц, пансионатов и других зданий с одинаковой комнатной структурой. Объемные блоки, изготовленные из монолитного железобетона в виде перевернутой вниз коробки (к которой затем присоединяют плиту пола), называют условно «колпак»; «Стакан» представляет собой ячейку, накрытую сверху плитой-потолком; «Лежачий стакан» — изготавливают в виде ячейки без передней стенки, куда потом монтируется внешняя панель.

 Объемные блоки

Рис. 1. Объемные блоки типа: а — «колпак»; б — «стакан»; в — «лежачий стакан»; 1 — плита пола; 2 — плита-потолок; 3 — внешняя панель

По назначению объемные блоки изготовляют следующих типов: блок-комнату для спальни, общей комнаты, спальни с коридором. Внешняя стена этих блоков может иметь лоджию или балкон (рис. 2. а).

Лестничный блок состоит из двухмаршевой лестницы с площадками и стволом мусоропровода (рис. 2 б).

Кухонно-санитарный блок изготавливают со встроенным инженерным оборудованием для размещения санитарного узла, кухни, передней (рис.2 в).

Кровельный блок выполняют в виде двух поперечных диафрагм с отверстиями, перекрытыми утепленной кровельной панелью и парапетного панелью извне (рис. 2 г).

Рис. 2. Объемные блоки

Рис. 2. Объемные блоки типа: а — блок-комната; б -лестничный блок; в — кухонно-санитарный блок; г — кровельный блок

Железобетонные монолитные блоки подразделяют на блоки размером на комнату и блоки размером на группу помещений.

В зависимости от формы объемные блоки бывают — прямоугольные, косоугольные и криволинейные.

По характеру восприятия нагрузок объемные блоки бывают несущие (воспринимают нагрузку от верхних и передают их на нижние блоки или другие опорные конструкции) и ненесущие (воспринимают только собственный вес и полезные нагрузки на блок).

Несущие блоки определяют расчетную схему блочной и блочно-панельной конструктивных систем здания, а ненесущие — основным элементом заполнения блочных систем с несущим остовом.

Несмотря на небольшую номенклатуру объемных блоков, из них проектируют здания различной этажности, с разными архитектурно-планировочными решениями.

Источник: saitinpro.ru

13. Здания из объемных блоков

Объемными блоками называются крупные железобетонные коробки, представляющие отдельные помещения или квартиры и изготовляемые в завод­ских условиях (рис. 13.1). При изготовлении блоков в заводских условиях выполняют также все работы по отделке и внутреннему оборудованию поме­щений. Объемные элементы применяют для возведения жилых домов, гостиниц, пансионатов и других зданий с одинаковой комнатной структурой.

Изготовленные на заводе объемные блоки, полностью подготовленные к эксплуатации, доставляют специальными транспортными средствами на строи­тельную площадку, где их монтируют (рис. 13.2). Опыт строительства зданий из объемных блоков показывает, что можно достичь значительного повышения качества строительных работ, сокращения стоимости строительства и расхода материалов, повышения производительности труда и сокращения сроков монтажа на строительной площадке по сравнению с крупнопанельными примерно в 5—6 раз. При этом около 85% всех работ по возведению здания переносится в заводские условия. В настоящее время строительство зданий из объемных блоков перешло из стадии массового экспериментирования к массовому поточному строительству.

По способу изготовления объемные блоки бывают составные из отдельных панелей и монолитные (рис. 13.3). Составные блоки изготовляют из крупно­размерных панелей и делят на каркасные и бескаркасные. Каркасные блоки состоят из каркаса (стоек и ригелей), навесных панелей и плит полов. Бес­каркасные собирают в специальных кондукторах из отдельных панелей и затем соединяют между собой путем сварки закладных деталей.

По конструктивной схеме дома из объемных блоков условно подразделяют на три типа: блочные, панельно-блочные и каркасно-блочные (рис. 13.4).

При блочной схеме дома состоят из отдельных блоков, устанавливаемых рядом и друг на друга. Эта схема наиболее индустриально, так как позволяет большую часть работ перенести в заводские условия. Недостатком этой схемы является наличие двойных внутренних стен и перекрытий, т. е. неоправданный расход материалов.

При панельно-блочной схеме наряду с блоками применяют панели, которые позволяют получать однослойные стены. Для этой схемы характерным является необходимость производства более половины отделочных работ на строительной площадке.

Каркасно-блочные схемы представляют собой сочетание каркаса из стоек и ригелей и объемных блоков, опирающихся па каркас. Учитывая то, что каждый блок воспринимает незначительные нагрузки, их можно изготовлять из легких материалов. Однако для зданий с этой схемой характерным является увеличение числа монтажных элементов, причем резко отличаются по своей массе и габаритам. Учитывая изложенное, наиболее предпочтительными являются блочные схемы.

13.2. Конструктивные решения объемных блоков

По размерам и массе объемные блоки можно разделить на три группы.

Мелкие объемные блоки, к которым относят санитарно-технические блоки-кабины, имеющие широкое применение в строительстве многоэтажных зданий.

Объемные блоки средней величины размером на комнату (блок-комната) имеют следующие габариты: размеры в плане от 2,4×4,8 до 3,6×6 ми массу от 5 до 10 т и более. В этих блоках-комнатах размещаются жилые комнаты, спальни, кухни, лестница или комбинации: спальня + коридор, кухня + санузел + прихожая и др.

Крупноразмерные объемные блоки размером на две комнаты или на квартиру (рис. 13.1) имеют размеры в плане по ширине от 2,4 до 6 м и по длине 8—10 м и более. Масса их зависит от размеров и колеблется от 15 до 25 т.

Характер статической работы блоков и их конструкции зависят от способа опирания блоков друг на друга. Применяют следующие способы опирания объемных блоков (рис. 13.5): по четырем углам, по двум коротким сторонам, по двум длинным сторонам, по периметру. Наибольшее распространение получил первый способ, так как в этом случае обеспечивается надежность передачи усилий, имеется возможность хорошего доступа к каждой из четырех опор.

Блоки между собой крепят с помощью сварки закладных деталей. Чаще всего для зданий из объемных блоков устраивают столбчатые сборные фундаменты.

Источник: studfile.net

Блок – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово блок? Пытаешься разобраться, что такое блок? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «блок» в словарях русского языка

Блок это:

блок — многозначный термин, фамилия и топоним.

1.приспособление в виде колеса с желобом по окружности, через который перекинута веревка, канат, цепь и т.п., предназначенное для подъема тяжестей. отт. Такое приспособление, предназначенное для подъема и опускания занавесей, абажуров и т.п.

2.Приспособление, обычно снабженное пружиной и служащее для плотного закрывания входной двери. II м.

1.механизм, конструкция, комплект чего-либо и т.п., состоящие из нескольких однородных частей.

2.Помещение или строение, а также ряд помещений или строений какого-либо назначения, являющиеся частью бытового, производственного и т.п. комплекса.

3.Конструктивный элемент здания, используемый в современном индустриальном строительстве как готовая часть сооружения.

4.Плита из естественного или искусственного камня определенных размеров и определенной формы, используемая в строительстве.

5.Часть какого-либо технического устройства, прибора и т.п., состоящая из множества элементов и предназначенная для выполнения определенной технической задачи. III м.

1.совокупность чего-либо как единое целое; комплекс, пакет. отт. Набор, комплект однородных предметов; упаковка.

2.Объединение государств, партий, организаций и т.п. для совместных действий. IV м.Защитный прием в спортивных играх с мячом, заключающийся в преграждении пути мячу или игроку команды противника. V м.

1.Пост управления блокировочными устройствами — светофорами и семафорами — на определенном участке железной дороги; блокпост I

2.Здание, помещение, где располагается такой пост; блокпост I

I. ( фр. bloc) соглашение, объединение государств, партий, общественных организаций или групп для совместных действий. II. ( англ. block)
1) часть подъемного механизма в виде колеса с желобом по окружности обода для троса, каната или цепи, а также простейший подъемный механизм, содержащий такую часть;
2) в строительстве — конструктивный элемент здания, напр, объемный б. — монтажный элемент, часть объема строящегося здания в виде отдельной комнаты, сантехнической кабины, целой квартиры и т. п.;
3) стапельный б., доковый б. — то же, что кильблок ;
4) шлюпочный б. — деревянная подставка, на которой устанавливаются шлюпки на палубе судна, мелкие суда на берегу и т. д.;
5) горн, при открытой разработке — часть уступа, разрабатываемая самостоятельными горнотранспортными средствами; при подземной разработке — часть месторождения (в пределах этажа) в виде прямоугольных участков, образующих самостоятельные выемочные участки;
6) полигр. подобранные по порядку и скрепленные (сшитые или склеенные) листы книги, подготовленные к вставке в переплет или обложку (книжный б.);
7) узел машины, состоящий из нескольких одинаковых частей, напр. б. цилиндров в двигателе внутреннего сгорания, шпиндельный б. в многошпиндельных станках.

Читайте также:  Освещенность что это в строительстве

1. м.
1) а) Приспособление в виде колеса с желобом по окружности, через который перекинута веревка, канат, цепь и т.п., предназначенное для подъема тяжестей. б) Такое приспособление, предназначенное для подъема и опускания занавесей, абажуров и т.п.
2) Приспособление, обычно снабженное пружиной и служащее для плотного закрывания входной двери.

2. м.
1) Объединение государств, партий, организаций и т.п. для совместных действий.
2) Механизм, конструкция, комплект чего-л. и т.п., состоящие из нескольких однородных частей.
3) а) Конструктивный элемент здания, используемый в современном индустриальном строительстве как готовая часть сооружения. б) Помещение или строение, а также ряд помещений или строений какого-л. назначения, являющиеся частью бытового, производственного и т.п. комплекса.
4) Плита из естественного или искусственного камня определенных размеров и формы (в строительстве).
5) Часть какого-л. технического устройства, прибора и т.п., состоящая из множества элементов и предназначенная для выполнения определенной технической задачи.

3. м. Защитный прием в спортивных играх с мячом, заключающийся в преграждении пути мячу противника или игроку команды противника.

4. м. То же, что: блокпост.

муж. , мор. калитка, векша, векошка; колодка с проемом и каточком; две деревянные щеки, между коими вставлен на оси (нагель) кружок, каточек, аюшка (шкив) с пазом (кип) по ребру, для тяги через него снасти, веревки. | В нашем быту также зовут блоком каточек, вставленный на оси в косяк или стойку. Блоки бывают одношкивные, двушкивные и пр.

Остропленый блок, оплетенный, обогнутый стропом, мочкою, для укрепы. Гакаблок, переносный, с крюком, для закладки за рым (кольцо) или обух (проушину). Блок со свитнем, с хвостом, для закладки обвоем. Канифасили канибаксблок, окованный и с прорезанною щекою, для вкладки снасти срединою, без продёвки конца. Катблок, для подъема якоря на кран-бал, для взятия якоря на кат.

Вообще, блоки принимают названия своих снастей: марса-фал-блок, грот-марса-брас-блок и пр. Из двух блоков (обычно одношкивного и двушкивного) снуются тали, беги, тяга. | Принимая произвольно чужее слова, у нас иногда говорят блок в знач. большого каменного отломка; это каменище, кабан, отесок (если отесан), толща, брусище; а деревянный: кряж, стул, чурбан, обрубок, отрубок, притесок. | В сахарном производстве стул, стол на чурбане, на стояле, где сахар выбивается из льяка, формы. Блокарь, блочник, блоковщик муж. или блоковый мастер, векошник, калитчик. Блочный шкив, аюшка, каток. Блоковая, блокарня жен. мастерская, где работают блоки, калиточная, векошная.

1 приспособление для подъема тяжестей, состоящее из колеса с закрепленной осью, с желобом по окружности и перекинутого через него каната или другой гибкой тяги блок 2 деталь, обычно сложная, используемая как готовая часть сооружения, механизма, изделия Дверной б. Стеновой шлакобетонный б. блок 2 соглашение, объединение государств, партий, организаций, группировок для тех или иных совместных действий Политический б. блок 2 В ручных играх с мячом: блокирование спортсмена в момент завершающего удара Ставить б. блок 2 часть сооружения, механизма, изделия, представляющая собой группу отдельных функционально объединенных элементов, частей Б. цилиндров. Б. электропитания.

(нем. Block, голл. blok),
1) часть устройства, механизма, прибора и т. п., представляющая собой совокупность функционально объединенных, часто однотипных элементов, частей (напр., блок цилиндров, блок питания телевизора)…
2) Конструктивный сборный элемент или изделие, обычно заводского изготовления, применяемые в современном индустриальном строительстве (напр., блок объемный, стеновой, оконный). — деталь в виде колеса с желобом по окружности для нити, цепи, каната. Применяют в машинах и механизмах для изменения направления действия силы (неподвижный блок), для получения выигрыша в силе или пути (подвижный блок). — книжный , листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплетную крышку или обложку. — Александр Александрович (1880-
1921) , русский поэт. Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме»,
1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (
1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-
08), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-
16), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-
13) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-13; цикл «Ямбы», 1907-14; поэма «Возмездие», 1910-
1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-
16). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (
1918), публицистике. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией.БЛОК Александр Александрович [16 (
28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7 августа 1921, Петроград], русский поэт. Семья. Детство и образованиеОтец, Александр Львович Блок, — юрист, профессор права Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова (во втором браке Кублицкая-Пиоттух) — переводчица, дочь ректора петербургского университета А. Н. Бекетова и переводчицы Е. Н. Бекетовой.Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений — ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово. В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл «Ante Lucem» (1898-
1900) и в сборник «За гранью прошлых дней» (
1920), а также цикл «Через двенадцать лет» (1909-
14). После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1898 на юридический факультет петербургского университета, однако в 1901 перешел на историко-филологический факультет (окончил в 1906 по славяно-русскому отделению). Среди профессоров, у которых учился Блок, — Ф. Ф. Зелинский, А. И. Соболевский, И. А. Шляпкин, С. Ф. Платонов, А. И. Введенский, В. К. Ернштедт, Б. В. Варнеке. В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне.Творческий дебют Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-

01. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» (1903, №
3) состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (название предложено В. Я. Брюсовым) в 3-й книге альманаха «Северные цветы». В марте 1904 начинает работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме» (1904, на титульном листе —
1905). Традиционная романтическая тема любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство.

Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.).Участие в литературном процессе 1905-09 «Стихи о Прекрасной Даме» выявили трагическую неосуществимость «соловьевской» жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений в собственной «призванности» и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»), поставив поэта перед необходимостью поиска иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия.

В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина.

Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах («Вопросы жизни», «Весы», «Перевал», «Золотое Руно»), альманахах, газетах («Слово», «Речь», «Час» и др.), выступает не только как поэт, но и как драматург и литературный критик (с 1907 ведет критический отдел в «Золотом Руне»), неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы. Все более многообразными становятся контакты в литературно-театральной среде: Блок посещает «Кружок молодых», объединявший литераторов, близких к «новому искусству» (В. В. Гиппиус, С. М. Городецкий, Е. П. Иванов, Л. Д. Семенов, А. А. Кондратьев и др.). С 1905 посещает «среды» на «башне» Вяч. И. Иванова, с 1906 — «субботы» в театре В. Ф. Комиссаржевской, где В. Э. Мейерхольд поставил его первую пьесу «Балаганчик» (
1906). Актриса этого театра Н. Н. Волохова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены книга стихов «Снежная Маска» (
1907), цикл «Фаина» (1906-
08); ее черты — «высокая красавица» в «упругих черных шелках» с «сияющими глазами» — определяют облик «стихийных» героинь в лирике этого периода, в «Сказке о той, которая не поймет ее» (
1907), в пьесах «Незнакомка», «Король на площади» (обе
1906), «Песня Судьбы» (
1908). Выходят сборники стихов («Нечаянная радость», 1907; «Земля в снегу»,
1908), пьес («Лирические драмы»,
1908). Блок публикует критические статьи, выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе («Россия и интеллигенция», 1908, «Стихия и культура»,
1909). Проблема «народа и интеллигенции», ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл «На поле Куликовом» (
1908), соединяют образы родины и любимой (Жены, Невесты), сообщая патриотическим мотивам особую интимную интонацию. Полемика вокруг статей о России и интеллигенции, в целом отрицательная их оценка в критике и публицистике, все большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 к постепенному разочарованию в результатах публицистической деятельности.Кризис символизма и творчество 1910-17 Периодом «переоценки ценностей» становится для Блока путешествие в Италию весной и летом

Читайте также:  Как применяются осадочные горные породы в строительстве

1909. На фоне политической реакции в России и атмосферы самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью становится высокое классическое искусство, которое, как он вспоминал впоследствии, «обожгло» его в итальянской поездке. Этот комплекс настроений находит свое отражение не только в цикле «Итальянские стихи» (
1909) и неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства» (1909-
20), но и в докладе «О современном состоянии русского символизма» (апрель
1910). Подводя черту под историей развития символизма как строго очерченной школы, Блок констатировал окончание и исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного пути и необходимость «духовной диеты», «мужественного ученичества» и «самоуглубления».

Получение наследства после смерти отца в конце 1909 надолго освободило Блока от забот о литературном заработке и сделало возможным сосредоточение на немногих крупных художественных замыслах. Отстранившись от активной публицистической деятельности и от участия в жизни литературно-театральной богемы, он с 1910 начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие» (не была завершена). В 1912-13 пишет пьесу «Роза и Крест». После выхода в 1911 сборника «Ночные часы» Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (т. 1-3, 1911-
12). С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателя как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий «миф о пути». При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-

21. В 1921 Блок начал подготовку новой редакции, однако успел закончить только 1-й том. Каждое последующее издание включает в себя все значительное, что создавалось между редакциями: цикл «Кармен» (
1914), посвященный певице Л. А. Андреевой-Дельмас, поэму «Соловьиный сад» (
1915), стихи из сборников «Ямбы» (
1919), «Седое утро» (
1920).С осени 1914 Блок работает над изданием «Стихотворения Аполлона Григорьева» (
1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. 7 июля 1916 был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском.

После Февральской революции 1917 Блок возвращается в Петроград и входит в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов. Материалы следствия были им обобщены в книге «Последние дни императорской власти» (1921, вышла посмертно).Философия культуры и поэтическое творчество в 1917-21 После Октябрьской революции Блок недвусмысленно заявляет о своей позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками» — «Может и обязана», напечатав в январе 1918 в левоэсеровской газете «Знамя труда» цикл статей «Россия и интеллигенция», открывавшийся статьей «Интеллигенция и революция», а через месяц — поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

Позиция Блока вызвала резкую отповедь со стороны З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, Г. И. Чулкова, В. Пяста, А. А. Ахматовой, М. М. Пришвина, Ю. И. Айхенвальда, И. Г. Эренбурга и др. Большевистская критика, сочувственно отзываясь о его «слиянии с народом», с заметной настороженностью говорила о чуждости поэмы большевистским представлениям о революции (Л.

Д. Троцкий, А. В. Луначарский, В. М. Фриче). Наибольшие недоумения вызвала фигура Христа в финале поэмы «Двенадцать». Однако современная Блоку критика не заметила ритмического параллелизма и переклички мотивов с пушкинскими «Бесами» и не оценила роли национального мифа о бесовстве для понимания смысла поэмы. После «Двенадцати» и «Скифов» Блок пишет шуточные стихи «на случай», готовит последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создает вплоть до

1921. В то же время с 1918 наступает новый подъем в прозаическом творчестве. Поэт делает культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы — Вольной философской ассоциации («Крушение гуманизма» — 1919, «Владимир Соловьев и наши дни» —
1920), в Школе журнализма («Катилина» —
1918), пишет лирические фрагменты («Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника»), фельетоны («Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати»). Огромное число написанного связано со служебной деятельностью Блока: после революции он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу.

В сентябре 1917 становится членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 сотрудничает с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 переходит в Большой Драматический театр. Одновременно становится членом редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, с 1920 — председателем Петроградского отделения Союза поэтов. Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Однако острое несоответствие между представлениями поэта об «очищающей революционной стихии» и кровавой повседневностью наступающего тоталитарного бюрократического режима приводило к все большему разочарованию в происходящем и заставляло поэта вновь искать духовную опору. В его статьях и дневниковых записях появляется мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на нее посягнуть, были высказаны в речи «О назначении поэта» на вечере памяти А. С. Пушкина и в стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль
1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.В апреле 1921 нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа Блок скончался. В некрологах и посмертных воспоминаниях постоянно повторялись его слова из посвященной Пушкину речи об «отсутствии воздуха», убивающем поэтов.Сочинения:Собрание сочинений. М.; Л., 1960-

3.Литература:Жирмунский В. М. Поэзия Александра Блока. Пб.,

1922.Мочульский К. В. Александр Блок. Париж,

1947.Минц З. Г. Лирика Александра Блока. Тарту, 1965-

4.Максимов Д. Е. Поэзия и проза Александра Блока. Л.,

1981.Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. Л.,

1986.Д. М. Магомедова — (Bloch) Жан Ришар (1884-
1947) , французский писатель и общественный деятель. Участник «Кларте». В книгах «… и компания» (
1917), «Сибилла» (
1932) утверждал историческую обреченность класса собственников. Книга очерков «Испания! Испания!» (
1936) о Гражданской войне в Испании. Драма «Тулон» (1943, опубликована в
1944).

1. м.
1) а) Приспособление в виде колеса с желобом по окружности, через который перекинута веревка, канат, цепь и т.п., предназначенное для подъема тяжестей. б) Такое приспособление, предназначенное для подъема и опускания занавесей, абажуров и т.п.
2) Приспособление, обычно снабженное пружиной и служащее для плотного закрывания входной двери.

2. м.
1) Объединение государств, партий, организаций и т.п. для совместных действий.
2) Механизм, конструкция, комплект чего-л. и т.п., состоящие из нескольких однородных частей.
3) а) Конструктивный элемент здания, используемый в современном индустриальном строительстве как готовая часть сооружения. б) Помещение или строение, а также ряд помещений или строений какого-л. назначения, являющиеся частью бытового, производственного и т.п. комплекса.
4) Плита из естественного или искусственного камня определенных размеров и формы (в строительстве).
5) Часть какого-л. технического устройства, прибора и т.п., состоящая из множества элементов и предназначенная для выполнения определенной технической задачи.

3. м. Защитный прием в спортивных играх с мячом, заключающийся в преграждении пути мячу противника или игроку команды противника.

4. м. То же, что: блокпост.

(англ. block) (ж.-д.). Первая часть составных слов, обозначающая: блокировочный, или указывающая на то или иное отношение к блокировке, напр. блок-аппарат, блок-пост, блок-перегон (перегон, на к-ром действует данный блок-аппарат).

1. Соглашение политических партий и группировок для борьбы с общим противником (полит.). Предвыборный блок.

2. Объединение, группа чего-н. (спец.). Преобладающим типом застроек является блок из двухквартирных домов.

3. Скрепленные вместе листы бумаги, напр. стопка отрывного календаря, все листы книги в отличие от обложки или переплета и т. п.

блока, м. (англ. block) (мех.). Простая машина для подъема тяжестей с помощью веревки (цепи, ремня), перекинутой через укрепленное на высоте колесико с желобком по окружности. Поднимать что-н. блоком.

Источник: vslovarike.ru

Рейтинг
Загрузка ...