Дороги на дачных и садоводческих территориях должны относиться к категории грунтовых, то есть построенных из природного грунта со специальными добавками или без них. Согласно СНиП их можно изготавливать как с дорожной одеждой низшего класса, так и без таковой вовсе.
По другой классификации грунтовые дороги могут быть улучшенными (профилированными) с добавлением щебня, гравия, шлака и т.д.) и неулучшенными. К последним относятся просёлочные, полевые и лесные дороги. Они накатываются местными жителями непосредственно по грунту, никак не улучшаются и не облагораживаются.
Традиционные способы устройства дороги
Некоторые владельцы домов принимают решение самостоятельно проложить дорогу от основной трассы к своему владению, а другие делают это вместе с владельцами расположенных рядом объектов. Если дорога будет пролегать на пути к участкам соседей, они смогут пользоваться ею, поэтому в любом случае необходимо договариваться с этими людьми.
Строительство дорог 11 этапов.Строительсво дороги с нуля🚧
Далеко не всегда подготовка качественного подъезда к дому связана с огромными затратами денежных средств. Важно лишь проводить все работы в соответствии с действующими нормами.
На этапе подготовки выполняется разметка. В этих целях обычно применяют деревянные колышки и подходящую веревку.
Помните! Для разбивки местности на сектора и участки важно придерживаться указаний из СНиП 2.07.01 — 89.
Далее мы проанализируем, какие варианты устройства автомобильных дорог сегодня используются наиболее часто.
Габариты грунтовой дороги
Геосетка – это плоский армирующий материал, имеющий ячеистую структуру. В его основе используются современные композиты, способные выдерживать высокие продольные и поперечные нагрузки. Геосетка эффективно распределяет горизонтальные внешние усилия, препятствуя расползанию насыпных материалов, входящих в состав автомобильных дорог.
Геосетку рекомендуется применять в комплекте с геотекстилем. Такой подход поможет избежать проникновения верхних слоев дорожного покрытия в грунт основания и укрепить щебеночный (гравийный) слой.
Совместное применение геосетки с геотекстилем позволяет полностью исключить слой песка из конструкции грунтовой дороги. Но 10 см песка между геотекстилем и геосеткой помогут снизить нагрузку на доронит и уж точно не навредят дорожному покрытию. Правильная последовательность дорожного строительства в данном случае будет следующей:
- Снятие растительного слоя и уплотнение грунта.
- Укладка геотекстиля.
- Засыпка геотекстиля песком.
- Укладка геосетки.
- Засыпка дороги гравием, щебнем или другими подходящими материалами.
- Прикатывание верхнего слоя дороги.
При снятии плодородного слоя в этом случае не стоит слишком углубляться. Достаточно будет 15-20 см. Слой щебня тоже не будет превышать 10-ти см.
Некоторые люди при строительстве проселочной дороги на основе геосетки, пытаясь сэкономить, избегают использования геотекстиля, ограничиваясь использованием песка. И вот что по этому поводу думают наши форумчане.
При дальнейшей эксплуатации все равно песок уйдет в землю, геосетка просядет, щебень уйдет… Я так думаю, этот вариант – до первых дождей и интенсивного движения … Я за то, чтобы укреплять геотекстилем.
Строительство дороги с использованием георешетки
Георешетка – это трехмерная композитная структура, выполненная в форме сот. На сегодняшний день она является наиболее перспективной конструкцией, обеспечивающей объемное армирование дорожного грунта. И если вы хотите, чтобы по вашей дороге могли без опасений ездить не только легковые автомобили, но и небольшие грузовики, при ее строительстве нужно использовать прочную георешетку.
Самой оптимальной технологией строительства грунтовой дороги с использованием данного материала является укладка геотекстиля на утрамбованный грунт с последующей установкой георешетки поверх доронита. Большинство производителей рекомендует сразу засыпать решетку щебнем (или аналогичными материалами).
Слой щебня нужно сделать чуть выше решетки. Если высота решетки равна 5-ти см, то толщина щебня должна быть примерно 7 см и так далее. Это, как мы уже сказали, рекомендация производителей. Но наши форумчане с готовностью доработали бы данную конструкцию. Так, пользователь Zack75 считает, что для личных потребностей можно сначала геотекстиль покрыть песком, а уже сверху на эти материалы уложить решетку.
Да, эту мысль вполне можно взять себе на заметку. И даже без песка вы сможете получить весьма прочное и долговечное дорожное покрытие.
Предлагаем ознакомиться Мульчирующее полотно
Если вы хотите получить практические рекомендации относительно самостоятельного строительства грунтовой дороги, а также взять себе на заметку уже существующие наработки наших пользователей, тогда советуем вам посетить тему на форуме, касающуюся строительства и укрепления грунтовой дороги. А принять участие в обсуждении самых популярных дорожных вопросов можно в теме «Земля и имущество общего пользования»
Если вы собираетесь строить небольшую дорогу, можно обойтись элементарным инструментом, таким, как лопата, кирка и лом. Также понадобится тачка для подвоза материалов, рулетка, колья и веревка, чтобы выполнить разметку. Но в том случае, если необходимо построить полноценную дорогу, без спецтехники, конечно же, не обойтись. Придется заказать грузовик, экскаватор и грейдер, также для качественного выравнивания полотна может понадобиться каток.
На подготовительном этапе потребуется:
- выбрать место для прокладки дороги, проложив маршрут;
- выполнить разметку.
При выборе расположения будущей трассы нужно принять во внимание рельеф местности и тип грунта. Выбирайте направления, где расположено небольшое количество препятствий, которые потребуется устранять, меньше всего подверженные размывам. Также стоит позаботиться о том, чтобы ваша дорога пролегала в тех местах, которые не могут потребоваться каким-либо органам местного самоуправления для других целей — иначе велик риск, что однажды вам придется распрощаться участком построенной трассы.
Для того, чтобы сделать разметку, можно установить через каждые 10-15 метров колышки, которые отметят края трассы. По мере проведения работ по строительству трассы нужно будет натягивать между ними веревку. Серьезных изыскательских работ с составлением карты рельефа, как правило, не требуется.
Однако мало построить грунтовую дорогу, соблюдая правильную технологию. Проезжающие по ней автомобили и различные неблагоприятные факторы, такие, как атмосферные осадки, неизбежно будут месяц за месяцем ухудшать ее состояние. В итоге она может совершенно прийти в негодность и стать непроходимой.
Для того, чтобы этого не случилось, дорожному полотну потребуется ремонт, причем делать его лучше регулярно. Другими словами, не стоит ждать, пока оно будет совершенно разбито, чтобы приступать к его восстановлению — лучше раз в месяц выделять немного времени, чтобы привести трассу порядок. Сделать это также можно делать своими руками.
Ремонт дорожного полотна предполагает:
- срез колеи;
- формировку уклона, чтобы на дороге не застаивалась вода;
- чистку кюветов, чтобы вода как можно быстрее уходила с дорожной насыпи.
Вообще ремонт полотна можно произвести разными способами. При этом использовать специальную технику, предназначенную для обслуживания грунтовок, совсем не обязательно. К примеру, грунтовку можно поддерживать в отличном состоянии с помощью тяжелой дисковой бороны — такой ремонт дорожного полотна позволит устранить все неровности не хуже, чем ремонт с использованием бульдозера.
Таким образом дорогу можно будет поддерживать в хорошем состоянии долгие годы с минимальными денежными и временными затратами. В случае, если вы будете регулярно выполнять ремонт полотна, грунтовая дорога, которую вы сделали своими руками, будет верой и правдой служить много лет и даже десятилетий.
Уплотнение грунта
Это наименее затратный вариант решения поставленной задачи, но при этом страдает долговечность. Обычно грунт нуждается в периодическом повторном уплотнении. Данный способ хорошо подходит для небольших переулков и улочек, по которым отсутствует движение тяжелых транспортных средств и техники.
Применять метод можно на плотных и сухих каменистых грунтах или грунтах с плотным песком. Если возле вашего участка расположен глинозем либо рыхлые грунты, уплотнение дороги будет далеко не лучшим решением.
Уплотнение верхнего слоя почвы осуществляют с использованием спецтехники. Сначала с помощью бульдозеров снимают верхний слой грунта и выравнивают различные неровности, а затем используется каток для уплотнения дороги.
Все затраты на реализацию такого проекта идут исключительно на аренду строительной техники.
Как происходит укладка
- Сначала снимается около 25 см почвы – это плодородный слой.
- Укладывается слой геотекстиля.
- Засыпается щебень под трамбовку.
Этот вариант намного экономичнее, чем укладка плит. Кроме того, если по плитам проезжает тяжелая техника, они обычно ломаются, вследствие чего из них начинает торчать арматура, которая пробивает шины.
Дорога из щебня
Почти во всех коттеджных и дачных поселках нашей страны активно используются дороги из щебня. У этого решения есть немало преимуществ. Гравийную дорогу не размывает вода, она выдерживает весьма внушительные эксплуатационные нагрузки, включая редкие проезды грузовой техники. Правильное устройство такой дороги обеспечивает достаточно продолжительный срок её эксплуатации.
Все работы проходят в следующем порядке:
- Сначала снимают верхние слои грунта, ведь они не подходят для обустройства дороги из щебня. Эту задачу выполняют с помощью бульдозера либо грейдера. Толщина удаляемого слоя зависит от ситуации и всегда является индивидуальной, но в среднем — в пределах 200-300 мм.
- Перед тем как обустраивать каждый последующий слой покрытия используется геотекстиль, что делает основание достаточно крепким.
- Далее готовится «подушка» из песка, которая необходима для выполнения дренажной функции. Идеальным решением будет использование крупнозернистого песка. Гладь будущей дороги засыпают минимум 200 мм песка, после чего материал старательно уплотняют.
- На следующем этапе укладывается стартовый слой щебня толщиной 150-200 мм (фракция от 50 до 70 мм). Вместе со щебнем нередко используют бетонный либо кирпичный бой. Затем щебень поливают и уплотняют. Поверх гравия настилают геотекстиль, обеспечивающий дополнительное укрепление щебёночного слоя.
- Затем идёт следующий слой щебёнки, но теперь используется фракция от 20 до 40 мм. С данным слоем проходят те же процедуры, что и с предыдущим.
- Далее задействуется спецтехника — грейдер либо бульдозер, который выравнивает плоскость с учетом требований проекта.
- В конце дорогу посыпают щебнем фракции 5-20 мм, после чего её поверхность снова выравнивается.
Стоимость устройства дороги из щебня длиной 100 м составляет около 30-35 000 рублей. Можно обойтись и меньшей суммой, если положить щебёнку в один слой. Но это решение влечет за собой необходимость в периодическом обновлении дорожного покрытия.
Почему геотекстильная прослойка обязательна?
- Преимущества этого материала наиболее эффективно проявляются в комплексном применении с геоматериалами, которые предотвращают перемешивание гравийной отсыпки с грунтовым основанием, образование колейности и обеспечивают перемещение перевозимых грузов без негативных последствий для дорожного полотна.
- Дорога с гравийным покрытием весной быстро прогревается и освобождается от снега и льда. Кроме того, в условиях интенсивных осадков в теплое время года, на гравийном покрытии не образуются лужи.
- Для реализации этого проекта потребуется бульдозер или грейдер, необходимое количество мелкого, диаметром до 20 мм, очищенного от загрязнений гравия, и рулонный геотекстиль нужной ширины.
Следует иметь ввиду, что в продаже имеется материал шириной до 12 метров, что вполне достаточно для продольной укладки одной полосы. Если ширина геотекстильного полотна не позволяет обработать основание дороги в один проход, используется две или более полосы, с нахлестом не менее 200 мм.
Дорожные плиты
Производители предлагают уже готовые к установке дорожные плиты, выполненные из железобетона. Такая продукция представлена в широком разнообразии размеров, от которых зависит стоимость плит. Это достаточно недешевое удовольствие, однако у него имеются неоспоримые достоинства:
- дорога из плит рассчитана на серьезные нагрузки — возможно движение даже большегрузов;
- такое покрытие не размывает;
- отсутствие риска повреждения (при соблюдении технологии укладки).
Если вам нужна дорога минимальной протяженности — это решение будет наиболее целесообразным. Перед установкой дорожных плит из железобетона осуществляется соответствующая подготовка. Прежде всего, удаляется верхний слой грунта, после чего его уплотняют. Затем обустраивается подушка из песка и укладывается строительная сетка либо геотекстиль.
На следующем этапе наносится щебёнка. Благодаря тому, что основание состоит из нескольких слоев, нагрузка на плиты будет распределяться максимально равномерно, что сохранит их первоначальные характеристики в течение большого срока службы.
Планирование трассы — учитываем второстепенные факторы
При планировании дорожного маршрута не обязательно придерживаться идеально прямого направления, следует учитывать гидрогеологические особенности трассы, специфику природного рельефа местности, холмы, ручьи, заболоченные участки и другие естественные препятствия. Значительно дешевле проложить дорогу в обход препятствия, чем например, строить капитальный мост или вложить средства в осушение достаточно большого участка земли.
Обратите внимание! Бульдозер должен создать выпуклый профиль дороги, чтобы будущее гравийное покрытие имело одинаковую толщину по всей площади, а дождевая или талая влага стекала на обочины. В низинах, для спрямления профиля будущей дороги, возможно потребуется грунтовая отсыпка, использование битум-гравийной гидроизоляции, необходимой для защиты дорожной насыпи от переувлажнения грунтовыми водами.
Разделительный слой из геотекстиля укладывается на спланированное основание без морщин и складок, после чего производиться послойная отсыпка гравия с его периодическим уплотнением любым удобным способом, включая трамбовочное оборудование, специальный каток или виброплиту. Если в вашем распоряжении имеется мелкий и крупный гравий, последний используется в качестве верхнего, финишного слоя.
На основаниях со слабыми и рыхлыми грунтами в качестве армирующего слоя, предотвращающего уход щебня в нижние слои дорожного полотна, рекомендуем использовать полимерную геосетку проверенного бренда.
При соблюдении всех условий строительства, укатанная гравийная дорога может эксплуатироваться на протяжении длительного времени, а также, после некоторой доработки, может стать готовым основанием для укладки более совершенного покрытия — асфальтобетона или бетонных плит.
Плитка и брусчатка
Дороги из этих материалов выглядят наиболее привлекательно. Брусчатка и плитка подходят для обустройства автомобильных проездов различной протяженности. Серьезной разницы между материалами по толщине, конфигурации и палитре цветов нет. Основное отличие — несущая способность.
- Брусчатка. Этот материал способен выдерживать вес грузовиков даже в том случае, если их движение будет регулярным.
- Плитка. Это менее надежное покрытие, которое рассчитано на пешеходов, велосипедистов или легковые автомобили.
Учитывая данные факторы, более предпочтительной для обустройства дороги к частному дому является брусчатка. В идеале нужно использовать брусчатку, изготовленную из цельных камней твердых пород.
Нередко владельцы загородных домов применяют отдельные разновидности брусчатки и в ходе обустройства участков.
Вывод! Помимо самых популярных материалов: асфальта и асфальтной крошки, дороги так же строят используя: уплатненный грунт, щебень и плитку. Выбор всегда остается за Вами!
Источник: halal-eko.ru
Технология строительства дороги из щебня: практические советы
Подготовительный этап
Перед строительством дороги к участку необходимо выполнить разметку территории. Можно воспользоваться обычными колышками и веревкой, которую следует натянуть между ними.
Для правильной разбивки местности нужно придерживаться установленных правил согласно СНиП 2.07.01-89:
- 1) Ширина полосы движения в населенном пункте до групп зданий должна составлять 2,75 метра, минимальное количество полос – 2.
- 2) К отдельно стоящим домам прокладывают второстепенные проезды шириной 3,5 метра в количестве одной полосы.
- 3) Дороги между участками в глубине квартала должны соответствовать ширине 2,75-3,0 метра с устройством пешеходного тротуара 0,9-1,0 метра.
При этом, на однополосных дорогах необходимо обустройство карманов для пропуска встречного потока машин через каждые 75 метров, у фасадов зданий с входом ширину дороги увеличивают до 5,5 метров.
Тупики не должны превышать 150 метров, их необходимо оборудовать поворотом для разворота мусоровозов и пожарных машин.
Границу участка дороги регламентирует СНиП 30-02-97. Согласно документу, расстояние от дома до дороги должно быть не менее 5 метров, этого требуют правила пожарной безопасности. Забор не должен притеснять проезжую часть. Более точное расстояние можно уточнить по градостроительному плану в администрации местности.
www.reddit.com
Бедняк из штата Бихар буквально заставил расступиться горы. Дашратх Манджхи, безземельный житель небольшой деревушки Гехлор, расположенной на севере Индии неподалеку от города Гая, в одиночку прорубил дорогу прямо через скалу. Долгие века местное население вынужденно было прозябать в изоляции из-за особенностей природного ландшафта.
Виновницами бед были горы, которые отделяли поселок от развитого района Вазирганж, где находились школы и больницы. К тому же только там большинство членов общины могли найти хоть какую-то работу. Дашратх не был исключением. Ежедневно ему, как и всем остальным, приходилось добираться по узкой горной тропе к своему рабочему месту, детям — в школу, женщинам — на рынок. Ну а если кто-то серьезно заболевал, то несчастного вынуждены были везти в объезд за 75 км к ближайшему доктору.
Тем же опасным маршрутом пользовалась и его жена Фалгуни, чтобы к полудню принести мужу обед. Но однажды она предстала перед ним вся в слезах и с пустыми руками. Оказалось, преодолевая в очередной раз крутой спуск, она упала и серьезно поранилась, а всю свою поклажу упустила в обрыв. Вскоре после этого случая Фалгуни заболела и скоропостижно скончалась.
Ее просто не успели вовремя доставить в больницу. После этого страшного удара терпению Дашратха пришел конец. Ведь речь шла о любимой женщине, которую он потерял в одночасье.
В 1960 году 26-летний упрямец решил самостоятельно построить короткую, а главное безопасную дорогу через ненавистную гору, чтобы она никому больше не смогла доставлять несчастья. Знал ли он тогда, что на это ему потребуется целых 22 года жизни? Он продал несколько коз — единственное богатство, которым владел, и на вырученные деньги купил молоток, зубило и несколько ломов.
Сначала соседи только посмеивались над ним и называли его сумасшедшим, но позже они оценили благие намерения и упорство своего односельчанина, стали кормить его и даже помогали покупать новые инструменты. Благодаря их помощи Дашратх смог окончательно бросить прежнюю работу и переключился на борьбу с горой. В 1982 году он, наконец, выиграл главную битву своей жизни. Практически голыми руками он выдолбил в скале дорогу длиной в 110 м, шириной в 9,1 м и высотой в 7,6 м. Она до сих пор верой и правдой служит жителям более полусотни забытых богом деревушек, сократив путь между районами Атри и Вазирганж всего до нескольких километров.
После смерти Дашратха в 2007 году от рака в лучшем госпитале Нью-Дели правительство штата Бихар построило два небольших подъездных пути, о которых он так просил еще при жизни. В честь героя учредили и ежегодный двухдневный праздник. По мотивам этой истории индийская кинокомпания сняла художественный фильм о человеке, который разрушил гору во имя любви. Лента под названием «Манджхи — человек горы» («Manjhi — the mountain man») впервые появится на экранах 21 августа.
Дорога для холостяков
Способ 1: уплотнение грунта
Уплотненный грунт – самый бюджетный способ организации проезда, но самый ненадежный: такую дорогу придется периодически уплотнять. Этот вариант устройства подойдет тем улицам, где не ходит тяжелая техника, а на поверхности располагаются плотные и сухие грунты: каменистые, крупный песок. Уплотнение грунта бесполезно на мелких глинах и рыхлых породах.
Уплотнение верхнего слоя почвы осуществляет тяжелая техника:
- Бульдозер разравняет основные неровности и снимет верхний слой;
- Каток уплотнит грунт.
В стоимость дороги, по сути, войдет только аренда техники.
Правовые вопросы, связанные со строительством грунтовой дороги своими руками
Если вы собрались строить грунтовую дорогу, стоит принять во внимание, что соответствии с законодательством Российской Федерации местные администрации обязаны поддерживать дороги в пригодном для использования состоянии.
Поэтому вы можете подготовить обращение в прокуратуру для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления, который не выполняет свои обязанности по поддержанию дорог в надлежащем состоянии. В заявлении укажите, что такое бездействие несет в себе угрозу для здоровья, жизни и имущества граждан:
- возникает угроза неприбытия в случае необходимости полицейских нарядов для защиты правопорядка;
- из-за отсутствия дороги не сможет вовремя доехать скорая для оказания экстренной медицинской помощи;
- а в случае возникновения пожара к постройкам не доедут пожарные.
Таким образом вы сможете рассчитывать на получение компенсации. Из местного бюджета вам будет выплачена часть суммы, необходимая для строительства грунтовки — к примеру, 50%. Также есть вероятность, что вам удастся получить все 100%, но это, как правило, оказывается сложнее и занимает больше времени.
Способ 2: засыпка щебнем
Засыпанная щебнем дорога к даче – вариант часто встречающийся в сельской местности и частных кооперативах. Её не размывает водой, засыпка выдерживает нагрузку даже от нечастого передвижения большегрузов. Полотно будет служить долго, если уложить его по правильной технологии.
Как сделать дорогу:
- Первым делом необходимо снять верхний слой грунта: он самый рыхлый и непригодный для устройства покрытия. Срезают почву грейдером или бульдозером. Толщина слоя определяется индивидуально, в среднем – 20-30 см.
- Выстилка геотекстиля под первый и последующий слои пирога дороги обязательна: он укрепляет основание.
- Переходим к обустройству песчаной подушки: она дренирует поступающую воду и не дает покрытию размыться, изменить форму. Следует выбрать крупный песок, отсыпать на поверхность будущей дороги слой минимум 20 см и хорошо его уплотнить.
- Теперь выкладываем первый слой (10-20 см) крупного щебня фракции 40-70 мм. Сюда можно добавить бой бетона и кирпича. Поливаем, уплотняем его и сверху закрываем геотекстилем или специальной дорожной сеткой. Этого можно не делать, но с ткань лучше держит камни на месте и полотно будет держаться крепко.
- Второй слой щебня помельче (20-40 мм) засыпаем поверх первого и так же поливаем, уплотняем, закрываем геотекстилем.
- Далее загоняем на участок грейдер и выравниваем плоскость полотна по проекту.
- Теперь укрепляем поверхность дороги мелкой щебенкой 5-20 мм и укатываем ее. Она заполнит пространство между крупными частицами и сделает передвижение по полотну комфортным.
Стоимость 100 метров такой дороги выходит около 20-30 тыс. руб. Можно сэкономить и обойтись одном слоем щебня, но такое покрытие постоянно придется обновлять. Его стоимость составит 15 000 руб. за 100 погонных метров.
Материал для отсыпки
Основой для отсыпного материала обычно выступают сыпучие остатки старых дорожных покрытий — например, частицы бетона, асфальта и даже грунт. Практикуется и применение песка со щебнем, но такие варианты обходятся дороже. По совокупности эксплуатационных качеств целесообразнее использовать асфальтовую крошку. Такая отсыпка дорог с дополнением в виде связующего битума после уплотнения обеспечивает влагоустойчивую и прочную основу. Надежность покрытия обуславливается высокой плотностью, но при условии, если применялся качественный пластификатор, и было выполнено трамбование специальной техникой.
К достоинствам асфальтового наполнителя можно отнести и стойкость перед климатическими воздействиями. Мороз и осадки не страшны такой основе. В этом, кстати, заключается главное отличие от традиционных дорожных компонентов. Так, отсыпка дороги щебнем на практике может размываться дождем.
Относится это и к песчаным основам, которые без надлежащей битумной связки служат лишь короткие периоды. Впрочем, есть и у асфальтовых отсыпок недостатки. Под воздействием солнечных лучей возможно расплавление пластификатора и, как результат, смягчение полотна.
Способ 3: дорожные плиты
Это готовые железобетонные изделия. Их выпускают в разных размерах, соответственно, от этого зависит цена. Например, 2П 30.15-10 обладает размерами 3000×1500×160 мм и стоит примерно 6-6500 руб. Дороговато, но такое покрытие плитами имеет ряд плюсов:
- 1) По дороге без ущерба могут ездить автомобили с любой массой;
- 2) Полотно не размывается;
- 3) При правильной укладке плиты не ломаются.
Если предполагается строительство дороги к участку небольшой протяженности, этот вариант оптимален. Стоимость 1 метра, исходя из выбранной нами плиты, получается около 4 тысяч рублей.
Перед укладкой плит срезают грунт, уплотняют его, закрывают геотекстилем и песком, затем щебнем. Такая подушка примет на себя нагрузки и распределит их по всей поверхности плиты, не давая ей сломаться.
В каких случаях применяется отсыпка?
В традиционном варианте отсыпку выполняют на участках, которые не испытывают даже средних нагрузок от транспорта. В частности, практикуется создание таких полотен на подъездных покрытиях за пределами города. Также при помощи этой технологии выполняется широкий комплекс реконструкционных работ. Сама по себе отсыпка является необходимым слоем и в типовых конструкциях, поэтому на участках, где не предъявляются повышенные требования к верхнему пласту, оставляют дорожное покрытие в виде утрамбованной асфальтовой крошки. Что касается использования материала в качестве технологического компонента, то щебень, к примеру, может выступать эффективным дренажным слоем.
Способ 4: Укладка асфальта
Это первое, что приходит на ум, когда заходит речь об устройстве дороги. И правда, это самое прочное и комфортно дорожное покрытие, но при условии плавильной его укладки. В свою очередь, процесс этот весьма трудоемкий, требует применения специального оборудования и материалов.
Перед строительством полотна необходимо получить разрешение хозяина дороги, в случае частного сектора это согласие от администрации поселения.
Доверить строительство асфальта лучше профессионалам, стоимость проведения работ с используемыми материалами и техникой выйдет примерно в 50 тысяч рублей за 100 метров асфальтированного полотна. С соблюдением всех норм процесс займет неделю.
Карты Латвии на русском языке: дороги, города и…
Карта Латвии на русском языке. Подробная карта дорог, городов и курортов на интерактивной спутниковой карте Латвии.
Дорожные покрытия, выполняемые по нормам типовых конструкций, должны соответствовать широкому перечню требований. Покрытие должно быть прочным, долговечным и отличаться оптимальной изоляцией верхних слоев. Однако, не на всех участках есть смысл обустраивать многослойные полотна. Более доступной по цене и оптимальной по характеристикам является отсыпка дорог специальным наполнителем. Правильно подобранная фракция позволит эксплуатировать сформированную основу длительное время без необходимости выполнения регулярного ремонта.
Способ 5: брусчатка и плитка тротуарная
Это эстетичные виды дорожного покрытия, идеально подходят для обустройства подъезда к участку до входной двери.
Если сравнить брусчатку и плиту, можно прийти к выводу, что это примерно одно и то же изделие: нет четкого распределения по форме и толщине, цвету. Основное отличие заключается в несущей способности элементов:
- Плитка подходит для покрытия тротуаров и проездов для легких автомобилей;
- По брусчатке может ездить тяжелая техника, покрытие при этом не портится.
Вывод: для подъезда к территории и между участками целесообразно выбрать брусчатку. Лучше, если она будет вырезана из цельного камня твердых пород. Плитка идеальна для садовых дорожек, придомовой территории и зон отдыха. Владельцы частных домов, выбравшие брусчатку в качестве покрытия дороги до участка, используют ее и для строительства полотна придомовой территории – изделие ничем не уступает плитке по эстетическим свойствам.
Что понадобится для укладки плитки и брусчатки:
- Цементно-песчаный раствор, который можно приготовить прямо на строительной площадке;
- Лопаты штыковые и совковые;
- Болгарка со сменными дисками для пиления бордюра и брусчатки при необходимости;
- Рулетка;
- Гидроуровень;
- Грабли;
- Гладилка для песка, можно заменить доской с приколоченной ручкой;
- Кельмы;
- Молоток резиновый для фиксации брусчатки. Обычный не подойдет.
- Емкость для смешивания компонентов;
- Поливочный шланг с насадкой-дождиком;
- Виброплита для уплотнения грунта и песка.
Построить дорожное покрытие из брусчатки несложно, достаточно придерживаться алгоритма:
- После разметки снимают слой грунта лопатами, сверяя ровность дна уровнем. Необходимо добиться максимально ровной поверхности основания. При строительстве проезда между участками эту работу может выполнить бульдозер.
- При высоком уровне грунтовых вод по краям дополнительно выкапывают траншеи под трубы.
- На подготовленное дно укладывают геотекстиль. Если требуется положить полотна внахлест, он должен составлять 30-50сантиметров. Необходимо, чтобы края траншеи тоже были закрыты.
- Насыпаем на дно песок толщиной 10 см и поливаем его обильно из шланга с насадкой-дождиком. Тщательно утрамбовываем виброплитой несколько раз, каждый раз смачивая песок.
- Закрываем песок геотекстилем и выставляем бордюры, сверяем их ровность.
- Затираем тощим бетоном швы между бордюрами и оставляем застывать.
- Засыпаем щебень фракцией 5-20 мм слоем 10 см и утрамбовываем виброплитой.
- Снова закрываем слой геотекстилем и приступаем к укладке брусчатки или плитки.
- Готовим раствор: 5 частей песка и 1 часть цемента затворяем таким количеством возы, чтобы получилась густая, но подвижная смесь. Выкладываем её на подготовленное основание слоем 4-8 см. Разравниваем граблями.
- Укладываем плитку или брусчатку по схеме или произвольно (зависит от формы изделия). Для соблюдения расстояния используем крестики для швов. Если нужна подрезка, следует произвести ее заранее до выкладки раствора. Каждый элемент пристукиваеи резиновым молотком.
- Послу выкладки дорожки подметаем и проходим по полотну виброплитой.
- Заполнение швов между брусчаткой и плиткой заполняем обычным песком.
Подъезд к участку из брусчатки – дорогое удовольствие, но дорога прослужит не одно десятилетия без потребности в ремонте.
Стоимость дороги определяется ценой материалов, в среднем – до 5 тысяч за квадратный метр.
Восстановление дорог отсыпкой
Если устройство полноценных полотен отсыпкой чаще выполняется асфальтовой крошкой, то в случае ремонта типовых дорожных конструкций все же рекомендуется использовать щебень. При капитальных восстановительных мероприятиях производится полная смена слоев. Отсыпка занимает лишь отдельную часть в таких работах при создании подготовительного пласта.
Щебнем дорожное покрытие обсыпается в несколько слоев. Первым идет пласт крупной фракции, после чего его сменяет мелкозернистое покрытие. Это как раз тот случай, когда отсыпка может идти в сочетании с асфальтобетоном, выступая вспомогательной технологической прослойкой. Если же площадь деформированного участка на дороге не превосходит 25 м2, то вместо отсыпки рекомендуется выполнять стандартный
Как построить проезд через канаву
Случается, что вдоль участка проложены дренажные канавы, и закапывать их никак нельзя. Решением станет укладка в канаву трубы. Как устроить проезд:
- Проводим работы в сухую погоду. На дно ямы насыпаем слой щебня не менее 20 см. Он будет служить дренирующей подушкой, чтобы при смене сезонов грунты не вытолкнули трубу и не меняли ее положения.
- Укладываем трубу из металла или асбестоцемента диаметром не менее 20 мм, чтобы при необходимости ее можно было прочистить от мусора.
- Засыпаем трубу песчано-гравийной смесью и утрамбовываем слой.
- Края трубы бетонируем для фиксации ее положения.
- Засыпаем грунт до нужной отметки, утрамбовываем.
- Оформляем дорожное полотно любым способом.
- Ландшафтный дизайн
Технология отсыпки дороги
Сразу надо отметить, что применение нескольких материалов в одной отсыпке не допускается, кроме особых случаев, предусмотренных проектом. Непосредственно работы производятся от краев основы к середине послойно. При этом следует охватывать всю ширину эксплуатируемой части, в том числе откосные части с грунтом.
Вторичная и дополнительная отсыпка не допускается по причине ее неэффективности. Все последующие включения будут смываться в процессе использования. Однако в некоторых случаях отсыпка дорог предусматривает возможность расширения. После завершения рабочих действий лишний грунт и наполнитель убирается с полотна. Его не обязательно вывозить — при необходимости можно устроить досыпки по обочинам и съездам.
Источник: texnotoys.ru
Бетонная дорога — 5 этапов технологии заливки дорожного полотна
Повсеместное строительство в Европе и США также поднимает дорожный вопрос и у славянских народов, а, между тем, его решением являются бетонные дороги. Обладая высокой прочностью, гладкостью и отражающими способностями, они делают управление транспортным средством легким и приятным. Благодаря распределению нагрузки по большей части основания, снижается прогиб дорожного полотна, при этом расход топлива авто снижается до 20%.
Когда нужны?
Строительство бетонных дорог уместно на взлетных полосах в аэропортах, а также на автодромах, поскольку выдерживают высокие нагрузки. Набережные и прибрежные дороги из бетона выдерживают частые контакты с водой и постоянную влажность. Цементно-бетонное покрытие в местах стоянки транспорта, пешеходных тротуарах и велосипедных дорожек решит проблему ремонтов за счет длительного срока эксплуатации.
Что учитывать при строительстве?
В зависимости от рельефа местности, где строится бетонная дорога, применяется соответствующая технология. Например, строительство магистралей в горной местности предполагает создание некой равнины путем среза холмов и засыпкой впадин, а сквозь горные массивы прокладываются туннели. Через водоемы воздвигаются мосты, а над оврагами сооружаются эстакады. При небольших неровностях в ландшафте укладка автодорог может повторять местный рельеф.
Туннель сооружается в случае необходимости прокладки пути сквозь горный массив.
Для безопасности движения и поддержания определенного темпа скорости при строительстве дорог стремятся избежать крутых поворотов, спусков и подъемов.
Стоимость бетонной дороги в разы выше асфальтной, однако срок службы полностью оправдывает затраченные на строительство средства. К тому же бетонированная дорога при качественной укладке не потребует капремонта как минимум 10 лет с момента сдачи в эксплуатацию. Кроме этого, бетонирование автомагистралей имеет ряд преимуществ по сравнению с асфальтированием:
- Простота приготовления бетонного раствора.
- Заливка полотна занимает немного времени.
- Гладкая и ровная поверхность обеспечивает хорошее сцепление с автошинами.
- Цементобетонное покрытие отличается прочностью, на нем не остаются следы от колеи при высоких нагрузках, как на асфальтированной, и срок службы гораздо дольше.
- Обладает отражающими свойствами, что положительно сказывается на видимости в темное время суток.
Инструменты и материалы
Технология заливки дорог предусматривает использование бетона марки М400. Он довольно прочен, чтобы выдержать нагрузку движения автотранспорта в населенных пунктах. Раствор состоит из таких компонентов: цемент, песок, щебень (соотношение 1:2:5). Для усиления прочности добавляются пластификаторы. Смесь бетона реально сделать своими руками, однако целесообразнее использовать готовый заводской раствор, поскольку даже на маленький участок его потребуется довольно много.
Плиты тоже используются с такой целью, но из строя они выходят гораздо раньше цельного полотна.
Для строительства автомагистралей зачастую используют специальные бетонные плиты. Они подвержены быстрому износу, а монолитное полотно прослужит гораздо дольше. С целью его заливки монтируется опалубка, для создания которой потребуются штыри для установки каркаса, доски от 50 мм толщиной, крепеж и стальные уголки. Кроме этого, понадобится арматура и герметик для гидроизоляции температурных швов.
Подготовительные работы
На определенный для строительства участок наносится разметка. По ней производится выемка грунта. Снимается слой толщиной примерно 50—100 см. Грунт должен быть довольно плотным, это скажется на прочности бетонирования. Для этого он укатывается, а на него подсыпается гравийно-песчаный, а затем и щебневый слой, при этом каждый утрамбовывается по отдельности.
А также на подготовительном этапе укладываются дренажные трубы, которые соединяются в единую систему водоотведения.
Для качественного уплотнения грунт должен быть влажным. Для этого сухая почва смачивается водой, а чрезмерно влажная подсушивается методом рыхления и смешивания с песком или шлаком. Проверяется трамбовка стальным прутом диаметром примерно 10 мм, который должен с трудом входить в грунт на глубину 60—70 см.
Этапы работы
Отвод воды
С помощью желобов с полотна будет отводиться лишняя влага.
Водоотведение повышает срок эксплуатации дорожного полотна. Вода на дороге представляют собой опасность в виде брызг, ухудшающих обзор водителю транспортного средства. Со снижением температуры она превращается в лед, тем самым разрушая покрытие. Во избежание пагубного действия осадков, еще на этапе подготовки грунта создается небольшой наклон дорожного полотна, прокладывается дренажная система, места возможного скопления воды разравниваются. Вдоль дороги обустраиваются желоба или откосы для стока воды в грунт или приемник.
Подстилочный слой
Создание песчаной подушки препятствует появлению трещин и впадин, существенно улучшает дренаж. А также она вбирает в себя избыток влаги, проступающей на поверхность. Подстилочный слой из песка имеет толщину 20—40 см. Засыпается крупными камнями или гравием в случаях, когда грунт накапливает воду и содержит в себе глину или торф.
Камни при этом скрепляются вяжущими средствами, такими как цемент, известняк или золя. Подкладка из геотекстиля защитит от растений.
Сбор опалубки
Перед заливкой материала должна быть установлена опалубка.
Каркас для заливки сооружается исходя из ее высоты. При этом для повышения прочности учитывается необходимость на краях ребер. Доски для опалубки должны быть не менее 50 мм толщиной. После установки они покрываются специальной жидкостью, облегчающей распалубку. Если планируется применение тяжелой вибротехники, для предотвращения деформации опалубку изготавливают из стали.
По внешней стороне короба фиксируются металлическими штырями и выстраиваются в одну линию. При строительстве пешеходных тротуаров или стоянок опалубкой могут быть бордюры.
Заливка дорожного полотна
Любые изделия из бетона, в том числе и дороги, необходимо заливать быстро и непрерывно, препятствуя схватыванию на необработанных участках. С этой целью заранее заготавливается необходимое для строительства количество в полном объеме. При масштабном строительстве зачастую поблизости монтируются мобильные установки для замеса раствора, делается это для сокращения расходов на транспортировку.
Финишный слой раствора должен покрыть армировку.
В среднем толщина бетонированной дороги составляет 12 см. На основание с подсыпкой заливается бетон М200-М300, а на него в два слоя укладывается материал марки М400. Толщина первого слоя варьируется от 30 до 40 мм, поверх него проводится армирование и заливается финишный слой. Сразу после заливки проводится вибропрессование, которое уплотняет покрытие и удаляет из него воздух.
Финишная обработка
Как только бетон наберет примерно половину своей прочности и сможет выдерживать вес человека, он нарезается на сегменты для предотвращения образования трещин. При изменении температуры бетон сжимается или расширяется, поэтому нарезаемые швы получили название температурных. Для защиты от воды они заполняются герметиком. Дополнительная обработка не требуется, когда технология укладки и подготовительные работы были выполнены правильно. В заключение наносятся рельефные разметки и устанавливаются лежачие полицейские.
Источник: znaybeton.ru
От грунта к асфальту: как строят дороги в столице
За пять лет в Москве построили около 400 километров дорог. А до 2035 года только на территории Троицкого и Новомосковского округов планируется проложить еще 600 километров. Дорожные работы проводятся в каждом округе столицы, продолжается реконструкция вылетных магистралей, впереди обновление МКАД. О том, как прокладывают и чем покрывают современные дороги, а также о технологиях, которые могут стать будущим отечественного дорожного строительства, читайте в тексте сетевого издания m24.ru.
История строительства российских дорог
В России дорожная сеть изначально развивалась не так, как в Европе: мощение камнем практически не применялось, поскольку на его добычу уходило слишком много ресурсов и сил. Чаще всего, чтобы построить дорогу, просто осушали местность, где она будет пролегать, и укрепляли места, где будет трудно проехать, деревянным конструкциями.
Началом активного дорожного строительства в России можно считать 1722 год, когда 1 июня был издан сенатский указ о постройке грунтовой дороги, связывающей Петербург с Москвой. Вот только грунтовка суровых погодных условий не выдерживала, поэтому руководители дорожным строительством начали по своей инициативе мостить отдельные участки дороги камнем.
В 1786 году обязательным покрытием стала дорожная одежда капитана Баранова, нижний слой которой состоял из щебня размером «малого куриного яйца», а верхний, толщиной 2–4 дюйма, – из прочного каменного материала. При укатке рекомендовалось употреблять «катки сначала незначительного веса, но увеличивать по мере укатки вес оных».
Битумные дороги появились в России только в 1928 году, когда была разработана первая производственная инструкция по устройству новых покрытий. Тогда же была создана первая классификация автомобильных дорог и составлены технические нормативы для всех их элементов в зависимости от класса проезжей части.
Фото: ТАСС/Виталий Созинов
К тому времени управление дорожным хозяйством также претерпело серьезные изменения. Советская власть в 1925 году ввела для граждан дорожную повинность, обязав жителей прилегающих к важным дорогам деревень и городов отрабатывать на их строительстве определенное количество дней.
В 1936 году было издано постановление правительства о создании постоянных местных бригад, работа которых засчитывалась в общий план трудового участия колхозников. Но основной рабочей силой на строительстве дорог были заключенные.
Одна из самых масштабных программ дорожного строительства в СССР намечалась на третью пятилетку (1938–1942 годов), но ее выполнению помешала Великая Отечественная война. В ходе боевых действий оказались разрушены 91 тысяча километров автодорог, 90 тысяч мостов общей протяженностью 980 километров. При этом план на четвертую пятилетку, принятый в марте 1946 года, не учитывал интересы дорожной отрасли, которая финансировалась по остаточному принципу. Эта проблема сохранялась и на протяжении всех 50-х годов прошлого века.
Фото: ТАСС/Сергей Герасимов
Пик дорожного строительства в СССР приходится на 60–70-е годы. Начинается выделение значительных средств, дорожники получают современную технику. В 1962 году вводится в эксплуатацию МКАД протяженностью 109 километров. С 1959 по 1965 год были построены дороги Кашира – Воронеж, Воронеж – Саратов, Воронеж – Шахты, Саратов – Балашов, Владимир – Иваново, Свердловск – Челябинск и другие.
Интенсивное дорожное строительство продолжалось и в 70–80-е годы. В итоге к 1990 году сеть дорог общего пользования в РСФСР составляла 455,4 тысячи километров.
В последние 12–13 лет в России число автомобилей растет темпами до 10 процентов в год, увеличивается интенсивность движения и автомобильных перевозок. Как следствие – строят новые дороги.
Математическая точность: как проектируют городские трассы
Любая дорога начинается с проектирования, причем современные автомобильные магистрали строят не только на основании чертежей. После того как появляется расчерченный план реконструкции или строительства проезжей части, его превращают в виртуальную модель, и с ее помощью оценивают пропускную способность дороги.
В Институте Генплана используются современные программные комплексы Emme и Cube. В них проектировщики внесли все необходимые данные о городе. Московский регион там разбит на расчетные транспортные районы. По каждому из них в программе собрана как социальная информация – количество жителей в районе, число мест приложения труда, так и транспортные данные – количество полос на дорогах, светофорное регулирование и развязки. Учитывают в расчетах и маршруты общественного и скоростного внеуличного транспорта.
При проектировании на локальном уровне институт использует модель Visum, которая позволяет проверить принятые решения. Она наглядно воссоздает будущую модель дорожного движения.
Особое внимание также уделяется территориям природного комплекса и особо охраняемым природным территориям.
В среднем проект планировки одной трассы занимает до одного года. После этого документ переходит на согласование в департамент транспорта, Центр организации дорожного движения, департамент природопользования и охраны окружающей среды, префектуры и другие ведомства.
Сколько слоев в пироге: из чего создаются дороги
После проектирования проводятся геологические изыскания, которые определяют рельеф территории, состав и свойства грунта, состояние почв, атмосферного воздуха, поверхностных вод и прочие особенности окружающей среды. И уже на основании этих данных разрабатывается план строительства дороги.
- подготовка местности (вырубка деревьев, демонтаж ограждений и др.);
- прокладка или ремонт коммуникаций;
- подготовка основания дороги (устройство слоя из песка, заливка основания из щебня или бетона;
- укладка асфальта;
- благоустройство (нанесение разметки, установка ограждений, дорожных знаков, бордюров, устройство ливневой канализации, освещение дорог и т.п.);
- природоохранные мероприятия (замена окон в расположенных вблизи дороги жилых домах, установка шумозащитных экранов вдоль дороги).
Профессор кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев: «Основание дорожного полотна в последнее время почти не претерпело никаких изменений. Единственное, что можно выделить, – это распространение такого элемента, как геосинтетические материалы. Они укладываются в нижних слоях дорожных одежд и повышают их несущую способность».
Асфальтирование считается одним из главных этапов строительства. На основании дорожного полотна распределяют смесь и утаптывают ее катком. Так дорога приобретает слой износа – поверхность, на которую ежедневно давят своей массой тысячи проезжающих автомобилей. Сколько продержится этот слой, зависит от того, насколько качественной была асфальтовая смесь и насколько профессионально действовали ее укладчики.
Как в Москве строят дороги
Самым популярным материалом для асфальтирования считается асфальтобетон – смешанные вместе щебень, песок, каменная мука и расплавленный асфальт. Помимо этого, покрытия могут использоваться и другие материалы: литой асфальт, щебень, щебень с битумной пропиткой, гравий или пропитанный грунт и др.
Профессор кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев: «Сейчас на строительстве магистралей широко применяются щебеночно-мастичные смеси. Такое покрытие, например, положено на МКАД и на городских шоссе и проспектах».
Асфальтобетоновую начинку выкладывают на земляное основание в несколько слоев. Кстати, именно из-за многослойности дорожного полотна его зачастую называют «дорожный пирог». Количество слоев асфальтирования зависит от предполагаемой транспортной нагрузки.
В нижние слои дорожного полотна кладут крупный щебень, который придает ему прочности, а верхние создают из мелкого камня, чтобы дорога была износостойкой и влагонепроницаемой. Кроме того, благодаря наличию мелкого щебня поверхность дороги получается несколько шероховатой, а это необходимо для того, чтобы шины автомобилей не пробуксовывали.
Город будущего: дороги и навигация
Помимо этого, в дорожном строительстве применяется литой асфальт. Это смесь, приготовленная при очень высоких температурах. Вязкотекучее вещество привозят к месту строительства в специальных контейнерах, сохраняющих температуру, и горячим выливают на место будущей дороги. Полотно, созданное из такого асфальта, выдерживает большие транспортные нагрузки, хорошо противостоит износу и воздействию шипованых шин и противогололедных реагентов. Литое покрытие также поглощает шум.
Профессор кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев: «Литой асфальт был придуман еще в царской России, а затем в начале ХХ века эта технология была утрачена и вернулась к нам уже в 70-е годы как выдающееся достижение немецких дорожников. При этом если за рубежом литые смеси применялись главным образом для устройства покрытий на мостах, эстакадах, то у нас в стране этому материалу отвели достаточно скромную роль – материал для ямочного ремонта в осенне-зимний период. Только в начале XIX века этот материал был оценен по заслугам и применен при устройстве покрытий на мостовых сооружениях. Первым объектом был мост через Волгу близ Саратова.
Вторым объектом, на котором успешно были применены литые смеси, правда уже в соответствии с разработками МАДИ с добавкой серы, стал Крылатский мост в Москве. В настоящее время этот материал нашел широкое применение на мостовых объектах».
Распределяет смесь по дорожному полотну спецтехника – асфальтоукладчик, а затем покрытие утрамбовывает каток. Он делает поверхность дороги ровной и крепкой. Если дорогу нужно дополнительно утрамбовать и сделать асфальт более плотным, то к работе подключают специальные виброкатки.
Технологии будущего: как развивается дорожное строительство в России
Качество российских дорог во многом является результатом сурового климата с широким диапазоном перепадов температуры. Поэтому основные эксперименты в дорожном строительстве идут с более износостойкими материалами. «Летом черное асфальтобетонное покрытие может разогреваться до 75 градусов тепла, а зимой остывает до минус 30 – отечественным дорогам необходимо выдерживать перепад почти в 100 градусов, что неминуемо сказывается на его долговечности», – пояснил Юрий Васильев.
В связи с этим сейчас исследуются различные материалы, которые повышают эластичность дорожного покрытия, среди них смеси битума и резины, битума и серы и полимерные смеси. Дороги с применением резиновой крошки начали строить в Подмосковье уже в 2014 году. Участки с новым покрытием появились на трассах в Подольске и городском округе Домодедово. А битум с серой планируется сделать частью национального стандарта. Если новый ГОСТ утвердят, экспериментальный тип покрытия можно будет укладывать в Москве в массовом порядке.
Источник: www.m24.ru