1.1. Типовая технологическая карта разработана на устройство внутренних монолитных стен из керамзитобетона в монолитном 16-этажном жилом доме с использованием крупнощитовой опалубки «Гражданстрой». Наружные стены толщиной 400 мм на этаже выполнены до устройства внутренних стен и в данной карте не рассматриваются.
Высота этажа 3,0 м, размер здания 32,00 ´ 16,00 м, керамзитобетон М-200.
1.2. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:
1.3. Выполнение работ предусмотрено в две смены при температуре наружного воздуха выше 0 °С.
1.4. В данной технологической карте приняты два варианта укладки бетона:
с помощью башенного крана с поворотной бадьей;
автобетононасосом СБ-126А с распределительной стрелой.
1.5. При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются в зависимости от конструктивного и планировочного решения здания количество захваток и направление ведения работ; объёмы работ; конструкция применяемой опалубки, а также средства механизации, исходя из их наличия и технических данных.
Основы бетонных работ за 4 минуты
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
2.1. Армирование стен.
2.1.1. Армирование стен осуществляется установкой арматурных каркасов с креплением их между собой отдельными стержнями и вязкой узлов. Установка арматуры в конструкцию производится согласно рабочим чертежам.
2.1.2. В состав работ по армированию стен входят: разметка мест расположения каркасов; установка фиксаторов для создания защитного слоя; установка арматурных каркасов; вязка соединений каркасов; сварка каркасов.
2.1.3. До начала монтажа арматуры необходимо тщательно проверить соответствие опалубки проектным размерам и качество её выполнения; подготовить к работе такелажную оснастку, инструменты; очистить арматуру от ржавчины; закрыть проемы в перекрытиях щитами или поставить временное ограждение.
2.1.4. Поступившие на строительную площадку арматурные стержни укладывают на стеллажах в закрытых складах рассортированными по маркам, диаметрам и длинам; сетки хранят свернутыми в рулоны в вертикальном положении. Плоские сетки и каркасы должны лежать штабелями в зоне действия крана на заготовленных прокладках и подкладках. Высота штабеля не должна превышать 1,5 м. Ширина прокладок должна быть не менее 150 мм, а толщина — не менее 50 мм.
2.1.5. Арматуру к месту установки подают башенным краном КБ-405.2.
Плоские и пространственные каркасы массой до 50 кг подают к месту монтажа краном в пачках и устанавливают вручную, а массой более 50 кг — краном. Отдельные стержни подаются к месту монтажа пучками.
2.1.6. Для временного крепления арматурных каркасов к опалубке используются струбцины.
2.1.7. Для образования защитного слоя бетона между арматурой и опалубкой устанавливаются фиксаторы с шагом 1,0 — 1,2 м в шахматном порядке.
2.1.8. К установке арматуры приступают после монтажа опалубки с одной стороны стены.
2.1.9. Работы по установке арматуры выполняют звеном из 3-х чел.:
арматурщик-электросварщик 4-го разряда — 1
арматурщик 3-го разряда — 1
такелажник 2-го разряда — 1
2.2. Монтаж и демонтаж опалубки.
2.2.1. До начала производства опалубочных работ должны быть осуществлены следующие подготовительные работы:
оборудована площадка для приёма опалубки;
завезены на объект опалубка, оснастка, приспособления, инструмент, материалы и смазка для покрытия палубы щитов;
подготовлены основания мест установки опалубки (разбивка осей стен, нивелировка поверхности перекрытий, очистка перекрытия от мусора).
2.2.2. Опалубку следует хранить в соответствии с ГОСТ 15150-69. При этом элементы опалубки должны быть упакованы или сложены по маркам в штабеля на деревянных подкладках. Высота штабеля не должна превышать 1,0 — 1,2 м.
Длительное хранение осуществляется в закрытых помещениях или под навесами.
2.2.3. Сборка опалубочных панелей из отдельных унифицированных щитов крупнощитовой опалубки производится на стройплощадке по сборочным чертежам.
При сборке опалубочных панелей отдельные щиты соединяются с помощью шпонок, замков и шпилек. Опалубочные панели соединяют струбцинами.
При монтаже опалубки противостоящие щиты или панели соединяют стяжками, монтируемыми с шагом 1800 мм на двух уровнях по высоте.
2.2.4. Подача опалубочных панелей и отдельных щитов осуществляется краном КБ-405.2 с помощью двухветвевого стропа.
2.2.5. Опалубка стен устанавливается в два этапа: сначала монтируется опалубка одной стороны стены на всю высоту этажа, после установки арматуры монтируется опалубка второй стороны. Порядок монтажа опалубочных панелей дан на листе 4.01.01.60-10.
2.2.6. Дверные проемообразователи следует устанавливать одновременно с установкой опалубки второй стороны стены. Проемообразователь выполняют по чертежу 2567.50.000СБ ЦНИИОМТП, изменяя толщину его на 160 мм.
Работы по установке дверных проёмообразователей ведут в следующей последовательности:
стропуют проёмообразователь за монтажные петли и подают к месту установки;
устанавливают проёмообразователь на место и фиксируют его распорками;
крепят проёмообразователь к опалубочной панели с помощью болтов и расстроповывают.
2.2.7. Демонтаж опалубки разрешается производить только после достижения бетоном требуемой прочности согласно пункту 9.13 СНиП III -15-76. Распалубка и загрузка конструкций должны производиться после испытания контрольных образцов, подтверждающего достижение бетоном необходимой прочности.
2.2.8. После каждого оборота опалубки на захватке необходимо: провести осмотр монтажных частей; очистить поверхности палубы и другие места от налипшей бетонной смеси скребками и металлическими щётками; нанести смазку на поверхности палубы; проверить и нанести смазку на винтовые соединения.
Составы защитных смазок для покрытия палубы приведены в табл. 1.
2.2.9. Смазки типа эмульсионных наносят распылителем СО-20В или с помощью валика, масляные — кистью, консистентные — растиранием. Расход смазок на 1 м 2 поверхности палубы составляет: эмульсионных 200 — 300 г, масляных 150 — 200 г, консистентных — до 30 г.
2.2.10. Работы по демонтажу проёмообразователя выполняют после демонтажа опалубочной панели с одной стороны стены в следующем порядке:
раскрепляют и снимают болты, крепящие проёмообразователь к опалубочной панели;
снимают вторую опалубочную панель и стропуют дверной проёмообразователь за монтажные петли;
выбивают клин верхнего замка проёмообразователя и снимают упор;
машинист крана слегка отводит проёмообразователь в сторону, после чего поднимает и подаёт на место очистки и смазки.
2.2.11. Работы по монтажу и демонтажу опалубки стен выполняются звеном из 5-ти чел.:
строительный слесарь 4-го разряда — 2
строительный слесарь 3-го разряда — 2
такелажник 2-го разряда — 1.
Защитные смазки для нанесения на поверхность палубы
ЭКС (эмульсол кислый синтетический по ТУ 38-101536-80)
Вертикальные, горизонтальные поверхности форм при температуре смазки 50 — 55 ° С
Насыщенный раствор извести при 50 — 55 ° С
Горизонтальные поверхности форм
Насыщенный раствор извести при 50 — 55 ° С
групп ММО и МИО по
Поверхности деталей, невидимые в условиях эксплуатации
Поверхности изделий, к качеству которых предъявляются повышенные требования при температуре смазки 60 ° C
2.3. Бетонирование стен.
2.3.1. В состав работ по бетонированию входят: подача бетонной смеси на место укладки (1-й вариант — с помощью башенного крана и бадьи для бетона, 2-й вариант — автобетононасосом СБ-126А с распределительной стрелой); укладка бетонной смеси; уплотнение бетонной смеси.
2.3.2. До начала бетонирования необходимо очистить опалубку от мусора и налипшего цементного раствора; проверить и опробовать оборудование, инвентарь и приспособления; проверить и принять по акту все конструкции и их элементы, закрываемые в процессе бетонирования.
2.3.3. При использовании для укладки бетонной смеси автобето нонасоса необходимо обеспечить:
фронт работ для выполнения принятого картой темпа укладки бетонной смеси;
подготовку резервного фронта работ по укладке бетонной смеси, выгруженной из автобетоносмесителей, в случае аварийной или непредвиденной остановки бетононасоса;
оборудование стоянки автобетононасоса водозаборными устройствами для его промывка, подготовку места слива отходов после промывки;
своевременное оформление необходимых документов на получение с заводов легкобетонной смеси заданной характеристики и объёмов.
2.3.4. Легкобетонные смеси, предназначенные для бетонирования монолитных конструкций, должны к моменту укладки отвечать следующим требованиям:
обеспечивать затвердевшему бетону в указанные сроки требуемые физико-механические свойства (прочность, среднюю плотность, водонепроницаемость) морозостойкость и т.п.);
обеспечивать легкому бетону в эксплуатационных условиях заданные теплофизические свойства;
иметь степень расслоения не более 5 % и отклонение от заданной подвижности не более — 1 см;
содержать в единице объёма уплотненного бетона заданное объёмное или весовое количество исходных материалов.
Применяемые для бетонирования смеси на пористых заполнителях должны обладать свойствами, обеспечивающими требуемый режим их транспортировки, укладки, подачи, уплотнения и обработки по заданной технологии. При назначении исходного состава легкобетонной смеси необходимо учитывать изменение её свойств в зависимости от технологических параметров и температурно-влажностных условий производства бетонных работ.
Состав монолитного бетона рекомендуется подбирать согласно «Руководству по подбору составов конструктивных легких бетонов на пористых заполнителях» (М., Стройиздат, 1975).
2.3.5. Транспортировка легкобетонной смеси.
Для транспортировки легкобетонных смесей с завода следует использовать только специальный автотранспорт — автобетоносмесители и автобетоновозы. Эти средства позволяют уменьшить потерю под вижности легкобетонных смесей в пути транспортировки и исключать влияние погодных условий на качество доставляемой смеси.
Продолжительность транспортировки готовой легкобетонной смеси в автобетоносмесителях в зависимости от начальной подвижности смеси и температуры окружающего воздуха не должна превышать 45 — 60 мин. при использовании водонасыщенных заполнителей и 30 — 40 мин. — сухих. При большей продолжительности транспортировки используют сухие или частично приготовленные легкобетонные смеси.
При загрузке в автобетоносмеситель частично приготовленной бетонной смеси на заводе вводят 2/3 воды затворения, а остальное количество воды добавляют в барабан автобетоносмесителя за 15 — 20 мин. до выгрузки. Перемешивание бетонной смеси происходит 10 — 15 мин. при скорости вращения барабана 8 — 12 мин -1 . Затворение сухой бетонной смеси и перемешивание компонентов осуществляется в автобетонесмесителе в пути следования за 25 — 30 мин. до прибытия на объект. При использовании водонасыщенных пористых заполнителей последовательность загрузки материалов в бетоносмесительный барабан следующая: водонасыщенный пористый заполнитель, плотный песок, а затем цемент. Перед подачей воды затворения сыпучие материалы перемешиваются 3 — 5 мин. Воду затворения вводят из водяного бака автобетоносмесителя при вращении барабана со скоростью 6 — 10 мин -1 . Продолжительность перемешивания для получения однородной легкобетонной смеси 15 — 20 мин.
Автобетоновозы используют для транспортировки готовой легкобетонной смеси на расстояние до 15 км. Перед выгрузкой смеси в бетоноукладочное оборудование для восстановления ее однородности требуется дополнительное перемешивание. Для этой цели применяют специальные смесители — перегружатели.
В данной карте рассмотрена транспортировка легкобетонной смеси автобетоносмесителями.
Необходимое количество автобетоносмесителей определяют расчетом в зависимости от дальности перевозки и интенсивности бетонных работ. Пример расчета дан в приложении 2.
2.3.6. Подача легкобетонной смеси по схеме «кран-бадья» (вариант 1).
Чтобы избежать расслоения легкобетонных смесей, их следует выгружать в переносные бункере непосредственно из автобетоносме сителя и подавать к месту укладки без нарушения структуры. При бетонировании вертикальных конструкций высота выгрузки легкобетонной смеси из бункеров не должна превышать 1,5 м. Чтобы избежать трудоемкую операцию по ручной перекидке бетона, буккера нужно разгружать в нескольких точках. Бетонную смесь укладывают слоями на всю высоту стены толщиной не более 250 мм. Перерывы в укладке бетона между слоями не допускаются.
При транспортировке бетонной смеси автобетоновозами или автомобилями-самосвалами и отсутствии смесителя-перегружателя рекомендуется применять специальные бункера с вибропитателем и винтовым конвейером. Интенсивность выгрузки бетонной смеси регулируется изменением скорости вращения винтового конвейера, установленного в нижней части бункера. Преимущество данного оборудования состоит в том, что бетонную смесь перед укладкой в опалубку перемешивают, что позволяет повысить однородность и частично восстановить подвижность укладываемой легкобетонной смеси.
2.3.7. Подача и укладка легкобетонной смеси с помощью автобетононасоса (вариант 2).
Для подачи керамзитобетонной смеси по второму варианту используют автобетононасос СБ-126А.
Подача бетонной смеси к месту укладки осуществляется по следующей схеме: автобетононасос — бетоновод — распределительная стрела — гибкий распределительный рукав. Распределительная стрела устанавливается на перекрытии и соединяется с автобетононасосом магистральным бетоноводом.
Для обеспечения удобоперекачиваемости керамзитобетонной смеси по трубам целесообразно применять смеси на водонасыщенном заполнителе. Наибольшая крупность заполнителя не должна превышать 20 мм.
Установка бетононасоса на строительной площадке должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить достаточное пространство маневрирования автобетоносмесителей, хороший обзор рабочей зоны. Автобетононасос устанавливается на выносные опоры для устойчивого его положения в работе.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу насоса, у бетононасоса одновременно должны заходиться два автобетоносмесителя.
Перед началом работ по перекачиванию бетона в приёмный бункер бетононасоса необходимо подать «пусковой раствор» (цементное молоко) в количестве 150 — 200 л, включить насос и 2 — 3 раза, выпол нить цикл нагнетания и реверсирования. Для этого рекомендуется применять раствор состава Ц: П = 1:1 или 1:2 подвижностью 8 — 10 см по конусу СтройЦНИЛа. Объём раствора следует назначать из расчёта 50 л на каждые 10 м трубопровода диаметром 100 мм и 80 л — диаметром 125 мм.
В случае вынужденных перерывов в подаче в приёмном бункере бетононасоса должно оставаться не менее 250 л легкобетонной смеси для её периодического подкачивания в бетоновод и реверсирования. Продолжительность перерывов не должна превышать 30 мин. В жаркую погоду или при использовании цемента с ускоренными сроками схватывания перерывы нужно свести до минимума.
При перерывах более 30 мин. следует выкачать оставшуюся в бетонопроводе смесь и очистить бетононасос и трубопровод. Не следует стремиться продавить образовавшуюся пробку за счет повышения давления. Это ведет к дополнительному обезвоживанию легкобетонной смеси и увеличению размера пробки. Необходимо переключить бетононасос на реверсирование и попытаться отсосать легкобетонную смесь в бункер насоса.
2.3.8. Уплотнение легкого бетона.
Бетонные смеси на пористых заполнителях по сравнению со смесями на плотных материалах обладают повышенным трением, меньшей средней плотностью, большим сопротивлением сдвигу и большой склонностью к расслоению, особенно под воздействием вибрации. Для уплотнения легкобетонной смеси эффективно применять высокочастотные глубинные вибраторы (ИВ-66, ИВ-67, ИВ-75). Минимальная продолжительность вибрирования из-за повышенного внутреннего трения и сопротивления сдвигу принимается несколько большая по сравнению со смесями на плотных заполнителях. Радиус действия вибратора при уплотнении легкобетонной смеси на 10 — 15 % меньше, чем при виброобработке равноподвижных тяжёлых бетонных смесей.
Максимально допустимую продолжительность виброуплотнения легкобетонных смесей рекомендуется назначать в пределах 15 — 20 с для смесей с осадкой конуса (ОК), равной 10 — 12 см, и 30 — 40 с — с — ОК, равной 3 — 4 см.
При использовании в бетонных смесях предварительно водонасыщенных пористых заполнителей виброобработка легкого бетона может быть уменьшена на 20 — 25 %. В этом случае радиус действия вибратора достигает паспортных значений. Толщина слоя обрабатыва емого бетона принимается 20 — 25 см.
Признаками окончательного уплотнения являются: прекращение оседания бетонной смеси; появление бетонного молока на её поверхности и прекращение выделения, пузырьков воздуха.
Особенно тщательно следует уплотнять бетонную смесь непосредственно у стенок опалубки, проёмообразователей и вкладышей, в углах стен.
2.3.9. При выдерживании уложенного бетона в начальный период его твердения необходимо:
поддерживать температурно-влажностный режим, обеспечивающий нарастание прочности бетона;
предохранять твердеющий бетон от ударов, сотрясений и других механических воздействий;
производить периодический полив бетона водой в течение первых дней твердения;
осуществлять при необходимости тепловую обработку уложенного бетона в целях ускорения его твердения и оборачиваемости опалубки.
2.3.10. Работы по укладке бетонной смеси выполняются звеном в следующем составе:
при подаче краном:
бетонщик 4-го разряда — 1 чел.
бетонщик 2-го разряда — 2 чел.
при подаче бетононасосом:
машинист бетононасоса 5-го разряда — 1 чел.
помощник машиниста 4-го разряда — 1 чел.
строительный слесарь 4-го разряда — 1 чел.
бетонщик 4-го разряда — 2 чел.
бетонщик 2-го разряда — 2 чел.
2.4. Указания по технике безопасности.
2.4.1. При производстве работ необходимо строго соблюдать правила СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» и инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации оборудования. При установке и работе грузоподъемного крана руководствуются требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» Госгортехнадзора СССР.
2.4.2. При укладке бетонной смеси бетононасосом следует выполнять требования раздела 7 «Руководства по укладке бетонных смесей бетононасосными установками» (ЦНИИОМТП).
2.4.3. При работе в ночное время должны быть достаточно освещены стоянка автобетононасоса и места укладки бетонной смеси, дороги, проходы в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85.
2.4.4. Запрещается производить монтаж опалубочных панелей при скорости ветра 10 м/с и более.
2.5. При производстве бетонных работ в зимних условиях должны быть разработаны специальные технологические карты, в которых приводят:
способ и температурно-влажностный режим выдерживания бетона;
данные о материале опалубки с учётом требуемых теплоизоляционных показателей;
данные о пароизоляционном и теплоизоляционном укрытии неопалубливаемых поверхностей;
схемы размещения и подключения электропроводов и электронагревателей, требуемая электрическая мощность, напряжение, сила тока, сечения и длины проводов;
сроки и порядок распалубливания и загружения конструкций;
ожидаемые величины прочности бетона;
схемы размещения точек, в которых следует измерять температуру бетона и наименование приборов её измерения.
2.6. Пооперационный контроль качества по устройству монолитных стен выполняют в соответствии с требованиями СНиП III -15-76 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные».
Допускаемые отклонения при установке опалубки, арматуры, укладке бетона, а также отклонения в размерах и положении выполненных конструкций не должны превышать величин, указанных в таблицах СНиП III -15-76, если допуски специально не оговорены в проекте.
Основные положения оценки качества работ установлены «Инструкцией по оценке качества строительно-монтажных работ» СН 378-77.
Источник: znaytovar.ru
Бетонирование монолитных стен: технология, организация работы и техника безопасности
БЕТО́ННЫЕ РАБО́ТЫ, комплекс строительных работ, выполняемых при возведении бетонных и железобетонных конструкций и сооружений. Б. р. включают в себя следующие осн. процессы: приготовление бетонной смеси, её транспортирование на строительную площадку, подачу смеси к месту укладки и собственно бетонирование, т. е. укладку смеси в опалубку, уплотнение и создание необходимых условий для твердения бетона («уход» за бетоном).
Все о бетонных работах
Производство бетонных и железобетонных работ в разных объемах осуществляется на частных строительных площадках и на тех, что ведут строительные компании. Правильное выполнение работ на каждом этапе — основа формирования прочной, надежной и долговечной монолитной конструкции. Технология бетонных работ предусматривает нюансы, которые следует учитывать при их выполнении.
Что такое работы с бетоном?
Работа с бетоном — технологическая последовательность подготовительных и основных операций, в результате которой формируются монолитные конструкции, используемые в целях строительства зданий.
Что входит в работы с бетоном?
Бетонные и железобетонные работы включают следующие виды подготовительных операций:
- разработку проекта и плана проведения работ;
- расчеты материалов и конструкций;
- разметку площадки, планировку;
- разработку грунта;
- формирование котлована;
- забутовку дна, трамбовку, первичную гидроизоляцию геотекстилем;
- формирование усиливающей «подушки»;
- разработку графика бетонных работ и пр.
К основным бетонным работам в строительстве относятся:
Приготовление смеси и доставка
Компоненты бетона выбранных фракций проверяются на отсутствие примесей, пыли. Весь объем песка и гравия промывается (при необходимости). Марка свежего цемента должна обеспечить марочную прочность бетона. Объем (масса) компонентов для приготовления раствора требуемой марки определяется по специальным таблицам. Изменением состава, соотношения фракций компонентов формируются бетоны с плотностью 300 — 4500 кг/м3, которые обеспечивают прочность 1,5 — 80 МПа.
Вода в нужном объеме добавляется в предварительно перемешанную смесь компонентов в последнюю очередь. После затворения состава в бетон воду добавлять нельзя. Раствор для больших близко размещенных площадок в нужном объеме производится заводами строительных компаний (по параметрам заказа обеспечиваются подбор, автоматическое дозирование и замешивание составляющих). При больших расстояниях доставки смесь готовится в передвижных бетоносмесителях (во время движения сухой состав перемешивается), композиция затворяется за 15 мин. до прибытия машины на объект.
Для приготовления небольших объемов смеси используются ручные инструменты или средства малой автоматизации (бетономешалка, перфоратор с насадкой). В зимних условиях для сокращения времени твердения применяются цементы высоких марок (от М300 и выше), которые быстро твердеют, и в смеси вводятся добавки, поднимающие морозостойкость всего объема. Время доставки смеси определяется лабораторией.
Вместе с тем предельное время перевозки от завода компании до площадки — от 45 минут ( 20 град.) до 1,5 часа ( 5 град.). Когда временной интервал превышает 90 мин, в смесь вводятся добавки, замедляющие твердение и схватывание, пластификаторы. Готовую бетонную смесь необходимо залить в опалубку в течение 1-го часа после приготовления.
Подготовка и установка опалубки, распалубка
Бетонные и железобетонные работы предваряет формирование опалубки. Площадка освобождается от мусора, строительных материалов. Выбирается для применения съемная (несъемная) опалубка, вид материала (дерево — доски, брус, влагостойкая фанера, металл, железобетон, полимеры — пенополипропилен, стеклотекстолит и пр.). Прочность и жесткость формы опалубки обеспечивается метизами: стяжками, болтами, резьбовыми шпильками (шаг 100 – 200 см) в зависимости от масштабов и типа конструкции. Внешние стороны опалубки подпираются распорками.
Внутренние размеры опалубки, ее форма на всех уровнях должны соответствовать проекту (допуски не должны превышать 2 мм на 1 м. п.). Элементы тщательно подгоняются, герметизируются пеной. Форма внутри должна быть чистой, с гладкими стенками. Их можно проложить полиэтиленом, а также смазать водным раствором из мыла и керосина (мыло-масло) или отработкой машинного масла.
Опалубка должна легко разбираться при демонтировании с возможностью повторного применения. Она аккуратно демонтируется после достижения бетоном 70 – 80% марочной прочности (в оптимальных условиях через 7 – 12 суток). Если конструкция имеет несущую опалубку длиной больше 8 м., распалубка проводится при наборе 100% прочности. Ненагруженным конструкциям достаточно набрать прочность 0,2 — 0,3 мПа (по результату лабораторных испытаний или приобретению бетоном светлого оттенка).
Армирование
Металлические стержни формируют объемную ячеистую конструкцию, которая состоит из прутков, пересекающихся под прямым углом. К применению допускаются специальные виды стали. Шаг укладки варьируется от 100 до 400 мм в зависимости от результатов расчетов. Диаметр применяемых стержней рассчитывается и лежит в пределах от 8 до 16 мм. Арматурная структура размещается в опалубке на 20 – 30 мм выше ее дна и на 20 – 30 мм ниже ее верхнего среза.
Так создается защита арматуры от коррозии. В точках пересечения стрежни соединяются сваркой (точечной, дуговой), пластиковыми фиксаторами или вязальной проволокой. Метод соединения зависит от типа нагрузки, воспринимаемой конструкцией. Армирование потребует использования для 1 м3 бетона 70 – 120 кг металлической арматуры.
Укладка и уплотнение смеси
Бетонная смесь подается к месту заливки по виброжелобам, пневмонагнетателями, бетоноподъемниками, бетононасосами, транспортерами или тачками и ведрами. Количество перегрузок бетонного раствора должно сводиться к минимуму. Способ укладки определяется пластичностью, густотой и жесткостью состава. Смесь предпочтительно укладывать за один проход, если это невозможно, создаются вертикальные и горизонтальные рабочие швы.
Последующая доливка производится до начала схватывания смеси либо через 3 – 4 дня (интервал достаточный для твердения состава). Максимальная высота укладки 20 – 50 см, если слоев несколько — толщина должна быть различной. Направление укладки раствора выбирается одно во всех слоях. Высота падения состава в опалубку не должна превышать 2–х метров. Каждый слой разравнивается и трамбуется, как и завершающий, который выравнивается по верхнему срезу опалубки.
Вибротрамбованием удаляется из бетона воздух, и он размещается во всех участках формы. Время вибровоздействия — до 40 сек., а шаг перестановки инструмента — 20 – 50 см (с перекрытием зон). Жесткие составы трамбуются дольше. Касаться устройством арматуры и опалубки при работах недопустимо.
О необходимости завершения свидетельствует появление «бетонного молочка» вдоль стенок опалубки. Плиты перекрытий подлежат бетонированию одновременно с балками. Последние заполняются раствором в два слоя при высоте больше 0,5 м. Если площади перекрытий превышают 30 м2, создаются деформационные швы.
Уход за бетоном
Монолитным бетонным конструкциям при температуре 20 град. обеспечивается медленное равномерное испарение влаги укрытием влагоемкими материалами, пленками и регулярным увлажнением (круглосуточно вначале каждые 3 – 4 часа и позже реже). Такой режим на площадке начинается через сутки после заливки и поддерживается 7 – 10 суток, обеспечивая набор прочности до 70% за 28 суток. Камень также может покрываться составами, образующими пленку, которые удерживают влагу в материале.
Монолитный бетон укрывается от солнечных лучей. Температура 5 град. предполагает прекращение увлажнения. При низких и отрицательных температурах уложенная смесь разогревается электрическим методом (электрообогрев, электропрогрев), укрывается палатками, прогревается паром. Нагрев материала обеспечивается до 70 град. При работе необходима сохранность конструкции от сотрясений и ударов, перепадов температуры.
Обработка поверхностей
Свежая уложенная поверхность бетона сначала разравнивается правилом. Затем площадь обрабатывается гладилкой, которая формирует первичную идеально ровную поверхность раствора. Движения гладилкой во взаимно перпендикулярных направлениях убирает лишнее «бетонное молочко» с поверхности.
Затем после 3 – 4 дней твердения бетон окончательно разглаживается затирочными вертолетами, которые формируют идеально гладкие поверхности путем инструментального уплотнения бетонной поверхности. Вертолеты втирают в массив бетонной поверхности материалы верхних слоев стяжки.
Черновая обработка начинается через 4 – 20 часов после укладки раствора, окончательная — через 10 – 14 часов после черновой.
Другое
Доставленный на площадку объем смеси должен иметь паспорт бетона (класс, время производства, характеристики). В строительстве отдельные процессы регламентируются технологическими картами. Качество контролируется отбором проб с рабочих участков и их испытанием. Контролируют работу с арматурой и уход за бетоном.
Как работать с бетоном правильно?
Строительство предполагает точное выполнение регламентов всех видов работ на площадке. Это касается не только технологических приемов и способов, не менее важны правила безопасного выполнения операций. Практически все работы требуют внимания, знаний и устойчивых навыков деятельности.
Технология работ с бетоном не является трудной, когда правильно применяются приемы и методы, подобраны требуемые параметры элементов смеси.
Формы для заливки
Вариант формы для изготовления из бетона садовой дорожки.
Для изготовления плитки, фасадного камня, брусчатки используют промышленные формы.
Они дорогие, поэтому для собственных нужд изготовляют самодельные из гибкого пластика. На долговечность форм влияет вид материала и толщина.
Если отливают крупные изделия (сваи, бордюры, столбы), сбивают деревянную опалубку из досок, фанеры. Перед использованием дерево хорошо смачивают водой. Если необходимо много однотипных небольших изделий, этот способ тоже применяют.
В некоторых случаях форму делают в земле. В ямы насыпают песок, сильно увлажняют, заливают бетоном. Поверхность разравнивают, прикрывают пленкой, до полного схватывания смачивают водой.
Трафареты для камня или плитки можно создать из любых материалов, даже из детских формочек или посуды. Чтобы отлить кольцо, берут старые шины, подходящие по размеру.
Для одноразовой формы используют пенопласт. Из него вырезают заготовку, заливают бетоном. Чтобы извлечь изделие, форму придется сломать. Зато из материала создают самые немыслимые конфигурации.
Бетонные работы: основные этапы
Бетонные работы – это то, без чего не может обойтись сегодня любая стройка. Специалисты выделяют несколько этапов в операциях такого рода, первый из которых обозначается как подготовительный. Некоторые источники считают его второстепенным, однако профессионалы полагают, что он играет важную роль, т.к. включает в себя проведение планировочных работ, землеустройства, а также изготовление опалубок или форм (для выполнения дорожек, например).
Бетонные работы второго этапа представляют собой замес бетонной смеси, в ходе которого отдельно смешиваются песок и цемент, и отдельно перемешивается гравий нужного размера (при необходимости). Далее смесь насыпается слоями – слой гравия, слой цементно-песчаной смеси, после чего слои тщательно смешиваются (гарцуются). Затем полученную массу соединяют с водой.
Если работы не имеют большого масштаба, то воду можно добавлять из лейки, крупномасштабные же требуют бетономешалки. Нужно учитывать, что при увлажнении бетонная масса уменьшается в объеме. Так, из кубического метра сухой смеси может получиться около 0,6 куб. метра бетона.
Если бетонные работы проводятся в индивидуальном порядке, то нужно учитывать, что бетон может впитывать дополнительную влагу во время дождя или подсыхать на солнце, поэтому третий этап — укладку — нужно проводить сразу же после приготовления. Бетон укладывается слоями не более 20 см, каждый из которых разравнивается и уплотняется трамбовками. Это нужно для предотвращения образования воздушных пустот. Чтобы деревянная опалубка не впитывала воду, ее нужно увлажнить где-то за три часа до укладки, а доски, из которых она сделана, должны быть плотно подогнаны друг к другу во избежание вытекания раствора. Самый последний слой бетона хорошо выравнивают, используя доску и уровень для выверки.
Бетонные работы, выполняемые из литой массы (высокого уровня подвижности), проводят с использованием погружных вибраторов, которые удаляют из бетона пузырьки воздуха, препятствуя образованию ячеистости.
Отметим, что с укладкой последнего слоя работы с бетоном не заканчиваются. Теперь ему нужно дать затвердеть при строго определенной температуре и влажности для того, чтобы придать нужную долговечность и прочность. Считается, что если массе не дать правильно сформироваться, то она будет трескаться, выветриваться, плохо проходить цикл заморозки-оттаивания. Для сохранения воды в растворе применяются специальные пленки или герметики. Также нужно следить за положительной температурой в зоне укладки, т.к. морозы вызывают повреждения бетона от промораживания.
Стоимость бетонных работ зависит от их объема: одну цену запросят за формирование пола, другую – за возведение стен, третью – за сооружение лестницы и т.д. На стоимость обычно влияет площадь, обычной единицей измерения которой является квадратный метр, а также сложность операций. Расценки на бетонные работы часто устанавливаются для каждой стадии работ – начиная от демонтажа каких-либо предыдущих конструкций до защиты возведенного фундамента или другого сооружения от атмосферных осадков.
Как подготовить поверхность для заливки
Технологический процесс начинается с подготовки поверхности. Проводятся земляные работы, объем которых зависит от вида будущей конструкции. На следующем этапе устраивают дренаж, чтобы отводить влагу. Это двухслойная подсыпка из песка и щебня средней или мелкой фракции. Слои хорошо уплотняются.
Чтобы раствор не растекался, устанавливают опалубку. Используют любой плоский материал. Для изготовления дорожек криволинейного профиля применяют листы пластика. Конструкцию устанавливают по краям площадки, траншеи, закрепляют брусками, вбитыми в землю. Опалубка определяет контуры будущего изделия.
На этапе подготовки к заливке устраивают гидроизоляцию. Она необходима, чтобы влага из почвы не проникала в бетон, а жидкость из раствора не уходила в грунт. Используют полиэтиленовую пленку, рубероид или гидроизол.
Дальше приступают к укладке арматуры, которая придает конструкции прочность. Используется металлическая сетка из проволоки диаметром 6 мм и больше. Размер сварных ячеек — не меньше 100×100 мм. Укладывают листами внахлест. Вместо сетки армируют прутками сечением от 8 мм, которые связывают между собой.
Бетонные работы: виды, основные этапы и стоимость материалов и расценки на услуги
Мероприятия по заливке бетона являются довольно сложным, а также трудоемким процессом. От соблюдения технологии выполнения и качества самого бетона зависит надежность строительных работ в целом.
Бетон представляет собой строительный материал, который получается в результате формирования, а также последующего затвердевания бетонной смеси. Как правило, бетонная смесь включает в себя цемент и воду, причем в них добавляются различные виды наполнителей. К наполнителям можно отнести щебень, гравий, а также гальку.
С каждым годом область применения бетона расширяется. Данный факт объясняется наличием таких преимуществ этого материала, как:
- долговечность;
- прочность и надежность;
- сопротивление воздействиям внешней среды;
- возможность выполнения любой отделки;
- возможность воплощения практически любых дизайнерских фантазий.
Виды бетонных работ
Бетонные работы применяют при строительстве сооружений различного назначения. Можно выделить следующие:
- Сооружение фундамента. Фундамент — это основание любого сооружения, от качества его заливки зависит долговечность всего строящегося здания, равномерность его усадки, а также отсутствие различных трещин и сколов в конструкции. Фундамент может быть выполнен как ленточным способом, так и монолитным. Ленточный фундамент представляет собой армированную бетонную полосу, проходящую по всему периметру сооружения. Монолитный — плита на песчаной подушке. Последний вид фундамента является универсальным, он отлично подходит для неустойчивых почв.
- Сооружение колонн. Оно представляет собой установку труб вертикального типа по периметру здания. Они устанавливаются для наилучшей жесткости, а также прочности сооружения. Бетонные колонны монолитного типа возводятся быстро и сокращают в значительной степени расходы на все строительство.
- Сооружение стен. Может проводиться двумя основными способами: с применением монолитного бетона, с применением облегченного раствора (пенобетона, полистиролбетона или керамзитобетона).
- Сооружение полов. Это могут быть полы как жилых, так и производственных помещений. В ходе составления проекта сооружения, нужно обязательно учесть несущую способность, вид бетона, толщину бетонной плиты, а также тип армирования.
- Сооружение отмостки. Строят с целью защиты фундамента помещения от проникновения поверхностной воды. Основным качеством такого вида покрытия является устойчивость к размыванию, а также его водонепроницаемость.
Как видно, бетонные работы составляют существенную часть любого строительства. Все, конечно, зависит от индивидуальных предпочтений: это может быть не только фундамент, но и полы и стены.
Основные этапы бетонных работ
Условно технологию такого вида строительных работ можно разделить на пять основных этапов:
- транспортировка материала;
- подготовительные мероприятия (опалубочные);
- подача и прием смеси;
- уход за бетоном;
- распалубливание.
Первый этап очень важен, ведь в итоге необходимо получить раствор, отвечающий всем нормам и стандартам. Так, при транспортировке следует исключить попадание атмосферных осадков в раствор бетона, а также прямых солнечных лучей, потерю цементного молока и не допустить нарушение однородности.
Второй этап включает в себя работы по выбору бетонной смеси, материала опалубки, а также подготовку опалубки для подачи бетонного раствора. От данного этапа зависит практически весь остальной процесс бетонирования.
Третий этап заключается в правильной технологии подачи-приема бетонной смеси. Здесь важно следить за температурой подаваемого бетона, а также равномерностью его распределения по всему периметру опалубка. Данный этап должен занимать не менее полутора-двух часов.
Уход за бетоном представляет комплекс мероприятий, благодаря которым бетон должен принять правильное состояние. Можно выделить несколько правил ухода:
- поливка бетона каждые 3 часа;
- укрытие его влагоемким материалом;
- сохранение оптимальной температуры;
- ограничение от всевозможных сотрясений и ударов.
Последний же этап, как правило, проходит на 7−10 сутки после заливки бетонной смеси. К распалубливанию можно переходить лишь после достижения 80% проектной плотности бетона.
Составляющие стоимости бетонных работ
Исходя из этапов выполнения данного типа строительных работ, можно выделить составляющие стоимости бетонных работ:
- транспортировка бетона;
- изготовление каркасов из арматуры;
- сооружение опалубки;
- укладка, а также уплотнение бетона;
- уход за бетоном;
- распалубка.
В среднем, бетонные работы могут занимать довольно внушительную стоимость от всего строительства. Так, в зависимости от того, какое сооружение планируется построить, такой вид работ может составлять до 50% стоимости строительства.
Расчет стоимости бетонных работ
Расценка таких строительных работ напрямую зависит от подсчета, причем досконального, прочностных характеристик сооружения из бетона, внешних факторов, а также используемых материалов. Каждый этап данного вида строительных работ имеет свою стоимость. Для расчета конечной стоимости бетонных работ необходимо суммировать все их виды. Причем в этом случае будет сказываться целый ряд факторов.
Факторы, влияющие на конечную стоимость:
- Вид бетонных работ. В зависимости от необходимого типа бетона, площади заливки, а также устройства определенного объекта (фундамент, пол или перекрытие) будет рассчитана конечная стоимость бетонных работ (расценки).
- Вид заливки. В этом случае учитывается выбор той или иной заливки: ленточной, свайной, монолитной.
- Период проведения бетонных работ. Так, например, летом конечная стоимость будет в разы меньше. Этот факт обусловлен тем, что летом отсутствует необходимость в прогреве готового бетона, то есть сокращается ряд пунктов по уходу за раствором.
Правильно рассчитанные, а также качественно выполненные конструкции из бетона имеют очень высокую прочность и устойчивость. Кроме того, они обладают еще и долговечностью.
Уплотнение залитого бетона
Бетонный раствор в процессе смешения в бетоносмесителе и заливки насыщается пузырьками воздуха. Кроме того, в процессе работы такой материал может утратить свою равномерность. Для устранения этих недостатков используются специальные устройства, предназначенные для уплотнения бетона — вибраторы. Они воздействуют на залитую смесь вибрацией, что приводит к удалению пузырьков воздуха и пустот из толщи бетона. Вибрация способствует также равномерному распределению частиц материала в его толще, что придает бетону монолитность и однородность.
Бетонные работы
Бетонные работы включают следующие основные процессы: приготовление бетонной смеси, доставку её на строительную площадку, подачу, установки арматуры, устройства опалубки и бетонирования конструкций. Приготовление бетонной смеси обычно осуществляют на бетонных заводах либо в передвижных бетоносмесительных установках. Доставка бетонной смеси к строительному объекту производится, как правило, автотранспортом. Помимо автомобилей-самосвалов, применяют специально оборудованные для перевозки бетонной смеси бетоновозы; для дальних расстояний — автобетоносмесители. Подача бетонной смеси осуществляется ленточными транспортёрами, бетононасосами, бетоноподъёмниками, пневмонагнетателями, виброжелобами [19].
Характерными причинами несчастных случаев при производстве бетонных и железобетонных работ являются: расположение рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,3 м и более, движущиеся машины и передвигаемые ими предметы, шум и вибрация, обрушение опалубки, распалубливание конструкций до достижения бетоном необходимой прочности, аварии поддерживающих опалубку лесов, отсутствие заземления электромеханизмов, отсутствие ограждений [8].
К самостоятельной работе бетонщиком допускаются лица, достигшие 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие обучение безопасным методам и приемам производства работ и инструктажи по безопасности труда и имеющие удостоверение на право работы бетонщиком.
До начала работы рабочие места и проходы к ним необходимо очистить от посторонних предметов, мусора, грязи, а в зимнее время — от снега и льда и посыпать их песком. Находиться в опасной зоне работы подъемных механизмов, а также стоять под поднятым грузом запрещается.
Включать машины, электроинструменты и осветительные лампы можно только при помощи пускателей рубильников. Аварийное освещение на участках бетонирования железобетонных конструкций должно обеспечивать освещенность 3 лк, а на участках бетонирования массивов — 1 лк на уровне укладываемой бетонной смеси.
Во избежание поражения током запрещается прикасаться к плохо изолированным электропроводам, неогражденным частям электрических устройств и т.п. При работе с электроинструментом бетонщик должен пройти обучение и иметь I квалификационную группу по технике безопасности.
Перед пуском оборудования следует проверить надежность ограждений во всех открытых вращающихся и движущихся частях. При обнаружении неисправности механизмов и инструментов, с которыми работает бетонщик, а также ограждений, необходимо прекратить работу и немедленно сообщить об этом мастеру.
Электрофицированный инструмент, а также питающий его электропровод должны иметь надежную изоляцию. При получении электроинструмента следует путем наружного осмотра проверить состояние изоляции провода. Во время работы с инструментом надо следить за тем, чтобы питающий провод не был поврежден.
Приступая к работе, бетонщику следует надеть предусмотренную нормами спецодежду, при этом волосы следует убрать под головной убор, застегнуть обшлага рукавов или затянуть их резинкой.
При подаче бетонной смеси конвейером его верхний конец следует располагать над грузоприемной площадкой на длину не менее 0,5 м. При скольжении ленты подбрасывать между лентой и барабаном песок, глину, шлак и другие материалы запрещается. Для этого необходимо остановить конвейер и вызвать дежурного слесаря [20].
Очищать ролики и ленту конвейера от прилипшего бетона, а также натягивать и укреплять ленту конвейера можно только при выключенном электродвигателе. При этом на пускателе необходимо вывесить предупредительную надпись: «Не включать — работают люди!», а предохранители снять. Снимать предохранители может только электромонтер. Переходить через конвейер следует по специальным мостикам с перилами.
При подъеме бетонной смеси кранами необходимо проверить надежность крепления бадьи или контейнера к крюку крана, исправность тары и секторного затвора. Расстояние от низа бадьи или контейнера в момент выгрузки до поверхности, на которую происходит выгрузка, не должно быть более 1 м.
При доставке бетона в автосамосвале необходимо соблюдать следующие правила:
- при выгрузке в бункер распределителя необходимо предварительно поставить самосвал на ручной тормоз и подать звуковой сигнал;
- в момент подхода самосвала все рабочие должны находиться на обочине, противоположной той, на которой происходит движение;
- запрещается подходить к самосвалу до полной его остановки, стоять у бункера укладчика и находиться под поднятым кузовом в момент разгрузки самосвала;
- поднятый кузов следует очищать от налипших кусков бетона совковой лопатой или скребком с ручкой длиной не менее 2-х метров; нельзя ударять по днищу кузова снизу. При очистке кузовов автосамосвалов от остатков бетонной смеси работникам запрещается находиться в кузове транспортного средства [19].
Эстакада для подачи бетонной смеси автосамосвалами должна быть оборудована отбойными брусьями. Между отбойными брусьями и ограждениями должны быть предусмотрены проходы шириной не менее 0,6 м. На тупиковых эстакадах должны быть установлены поперечные отбойные брусья.
При подаче бетонной смеси по виброхоботом необходимо, чтобы звенья виброхоботов присоединялись к страховочному канату, вибраторы были надежно соединены с хоботом, а нижний конец хобота был закреплен, причем прочность закрепления следует систематически проверять. Во время выгрузки бетонной смеси запрещается находиться под виброхоботом.
Перед началом укладки бетонной смеси в опалубку необходимо проверить:
- крепление опалубки, поддерживающих лесов и рабочих настилов;
- крепление к опорам загрузочных воронок, лотков и хоботов для спуска бетонной смеси в конструкцию, а также надежность крепления отдельных звеньев металлических хоботов друг с другом;
- состояние защитных козырьков или настила вокруг загрузочных воронок.
При устройстве сборной опалубки стен, ригелей и сводов необходимо предусматривать устройство рабочих настилов шириной не менее 0,8 м с ограждениями. Опалубка перекрытий должна быть ограждена по всему периметру. Все отверстия в рабочем полу опалубки должны быть закрыты. При необходимости оставлять эти отверстия открытыми их следует затягивать проволочной сеткой.
Для защиты работников от падения предметов на подвесных лесах по наружному периметру скользящей и переставной опалубки следует устанавливать козырьки шириной не менее ширины лесов.
При необходимости поверхность уплотнённого бетона может заглаживаться бетоноотделочными машинами. В случае совместной работы бетоноукладочной и бетоноотделочной машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м; до остановки машин запрещается находиться между ними, в темное время суток необходимо следить за исправностью светильников. Светильники должны хорошо освещать площадку управления, переходные мостики и все рабочие органы. При необходимости освещения большей площади на машине надо установить дополнительный прожектор.
На площадке управления бетоноукладочной и бетоноотделочной машины должна быть установлена аптечка, термоизолированный бачок для питьевой воды и огнетушитель.
При низких температурах наружного воздуха подогревать двигатель открытым огнем запрещается. Прогрев двигателя должен производиться горячей водой с температурой не менее 90°, а картер заправляться маслом, подогретым в специальной маслогрейке до температуры 130-150°.
В местах работы бетоноотделочной и бетоноукладочной машин должны быть вывешены плакаты с предупреждающими надписями и знаки, ограничивающие или запрещающие движение транспорта и пешеходов.
Уплотнение бетонной смеси — важнейший процесс бетонных работ. В зависимости от вида бетонируемой конструкции применяют внутренние (погружаемые в бетонную смесь), поверхностные (уплотняющие смесь сверху) и иногда наружные (прикрепляемые к опалубке) вибраторы.
До начала работы корпус электровибратора должен быть заземлен. Общая исправность электровибратора проверяется путем пробной работы его в подвешенном состоянии в течение 1 минуты, при этом нельзя упирать наконечник в твердое основание. Для питания электровибраторов (от распределительного щитка) следует применять четырехжильные шланговые провода или провода, заключенные в резиновую трубку; четвертая жила необходима для заземления корпуса вибратора, работающего при напряжении 127 или 220 В. Включать электровибратор можно только при помощи рубильника, защищенного кожухом или помещенного в ящик. Если ящик металлический, он должен быть заземлен. Шланговые провода необходимо подвешивать, а не прокладывать по уложенному бетону.
Перемещать вибратор за шланговый провод или кабель при его перемещении запрещается. При обрыве проводов, находящихся под напряжением, искрении контактов и неисправности электровибратора следует прекратить работу и немедленно сообщить об этом мастеру [8].
Работа с вибраторами на приставных лестницах, а также на неустойчивых подмостях, настилах, опалубке и т.п. запрещается. При работе с электровибраторами необходимо надевать резиновые диэлектрические перчатки и боты.
Перемещать вибратор вручную во время работы разрешается только при помощи гибких тяг. При продолжительной работе вибратор необходимо через каждые полчаса выключать на пять минут для охлаждения. Во время дождя вибраторы следует укрывать брезентом или убирать в помещение.
Для уменьшения шума при работе виброагрегата необходимо систематически проверять плотность всех креплений. Во время работы следует пользоваться антифонами-заглушками, которые эффективно ослабляют шумы высоких частот. Для защиты от общей вибрации необходимо использовать специальную обувь с виброгасящей подошвой [21].
Разравнивание бетонной смеси и отделку верхней поверхности изделия необходимо выполнять только со специальных железобетонных пассивно-виброизолированных площадок. Запрещается находиться и производить какие-либо работы на сырой бетонной массе во время работы виброплощадки, а также поправлять (удерживать) монтажные петли, утеплять в массу бетона каркасы или концы арматуры.
Для предупреждения заболевания виброболезнью необходимо:
- устраивать десятиминутные перерывы после каждого часа работы с проведением комплекса гимнастических упражнений, что улучшает кровообращение и способствует отдыху для переутомленных групп мышц;
- не допускать нахождения рабочих под воздействием вибрации более 50% рабочего времени.
Бетонщики, работающие с химическими ускорителями твердения бетона, обязаны пройти специальный инструктаж по безопасному обращению с химикатами, а также медицинское освидетельствование. Следует помнить, что хлористый кальций, применяющийся в качестве ускорителя схватывания и твердения бетона, опасен для кожи, а хлорная известь и ее водные растворы являются сильными окислителями, способными выделять газообразный хлор.
Готовить хлорированную воду следует в отдельном помещении, находящемся на расстоянии не ближе 500 м от жилых зданий.
При работе с хлористым кальцием или при применении хлорной извести и хлорированных смесей необходимо использовать респиратор и резиновые перчатки [22]. Использовать хлористый кальций в качестве ускорителя можно только в разведенном виде. При разведении раствора вручную следует пользоваться черпаками с длинными рукоятками.
На участках электропрогрева запрещается нахождение людей и выполнение каких-либо работ за исключением измерения температуры. В зоне работ по электропрогреву обязательно должна иметься сигнальная лампочка, расположенная на видном месте и загорающаяся при включении тока на участке. Прогреваемые участки бетона должны быть ограждены, а в ночное время хорошо освещены.
При бетонировании на плохо освещенных участках, разрешается пользоваться переносными лампами напряжением не более 12 В. Ограждения устанавливают на расстоянии не менее 3 м от границы участка, находящегося под напряжением. На границах участка следует вывесить предупредительные плакаты и надписи: «Опасно! Ток включен». Перед бетонированием следует убедиться в том, что прогреваемый участок не находится под током [8].
При производстве электропрогрева необходимо работать в диэлектрической резиновой обуви и таких же перчатках; инструмент должен иметь изолированные рукоятки.
Перед выгрузкой бетонной смеси бетонщик обязан удостовериться в правильности расположения арматуры и электродов. Расстояние между электродами и арматурой должно быть не менее 5 см. Бетонную смесь необходимо выгружать очень осторожно, не сдвигая электроды. Работники, укладывающие бетонную смесь на поверхности, имеющей уклон более 20 °C, должны пользоваться предохранительными поясами.
Место натяжения арматуры необходимо оградить и установить щиты с предупреждающей надписью «Арматура натянута». Запрещается стоять на участках натяжения арматуры перед домкратами и возле мест закрепления концов арматуры, а также ходить по натянутой арматуре.
Контроль в процессе бетонирования
Контроль — важная составляющая процесса бетонирования стен, имеющая место на всех его этапах: от подготовительного до окончательной приемки бетонных и железобетонных конструкций.
Так, качество бетонной смеси в первую очередь контролирует строительная лаборатория, которая заносит всю имеющуюся информацию в журнал бетонных работ. На самом объекте контроль ведется по таким направлениям:
- контроль качества материалов для приготовления бетонной смеси, правильность подбора ее состава в соответствии с проектом производства работ;
- испытание контрольных образцов бетона при выборе состава смеси (на сжатие и др. параметры);
- готовность транспортного, бетоносмесительного и другого оборудования к производству работ;
- контроль за состоянием опалубки, лесов, арматуры в процессе укладки смеси;
- качество доставленной смеси (проверка подвижности не реже 2-х раз в смену) и соблюдение правил ее выгрузки, распределения;
- соблюдение необходимой толщины слоев, режима уплотнения бетона и правил устройства рабочих швов;
- качество бетона в готовой конструкции, его водонепроницаемость, фактическая прочность, морозостойкость и другие параметры, указанные в проекте;
- контроль качества поверхностей, наличия проемов, каналов и отверстий;
- деформационные швы, их наличие и правильность;
- допустимость отклонения конструкций по СНиП 3.03.01–87.
Журнал бетонных работ ведется на объекте посменно, а записи в нем делаются на постоянной основе в процессе выполнения всех работ вплоть до их завершения и приемки готовой конструкции. Качество бетона дополнительно отражается в актах приемки.
Микрокремнезем
Это аморфный порошок микроскопической фракции. Его вводят в бетонный состав вместе с пластификатором. Цель его применения заключается в заполнении пространства между более крупными частицами. В результате снижается пористость, повышается плотность, а также водонепроницаемость. Технология применяется в производстве дорожных покрытий, делая их долговечней при эксплуатации в любой неблагоприятной среде.
Применение микрокремнезема без пластификаторов не имеет смысла.
Источник: dzgo.ru
Технология производства бетонных работ
Мероприятия по заливке бетона являются довольно сложным, а также трудоемким процессом. От соблюдения технологии выполнения и качества самого бетона зависит надежность строительных работ в целом.
Бетон представляет собой строительный материал, который получается в результате формирования, а также последующего затвердевания бетонной смеси. Как правило, бетонная смесь включает в себя цемент и воду, причем в них добавляются различные виды наполнителей. К наполнителям можно отнести щебень, гравий, а также гальку.
Виды бетонных работ
Бетонные работы применяют при строительстве сооружений различного назначения. Можно выделить следующие:
- Сооружение фундамента. Фундамент — это основание любого сооружения, от качества его заливки зависит долговечность всего строящегося здания, равномерность его усадки, а также отсутствие различных трещин и сколов в конструкции. Фундамент может быть выполнен как ленточным способом, так и монолитным. Ленточный фундамент представляет собой армированную бетонную полосу, проходящую по всему периметру сооружения. Монолитный — плита на песчаной подушке. Последний вид фундамента является универсальным, он отлично подходит для неустойчивых почв.
- Сооружение колонн. Оно представляет собой установку труб вертикального типа по периметру здания. Они устанавливаются для наилучшей жесткости, а также прочности сооружения. Бетонные колонны монолитного типа возводятся быстро и сокращают в значительной степени расходы на все строительство.
- Сооружение стен. Может проводиться двумя основными способами: с применением монолитного бетона, с применением облегченного раствора (пенобетона, полистиролбетона или керамзитобетона).
- Сооружение полов. Это могут быть полы как жилых, так и производственных помещений. В ходе составления проекта сооружения, нужно обязательно учесть несущую способность, вид бетона, толщину бетонной плиты, а также тип армирования.
- Сооружение отмостки. Строят с целью защиты фундамента помещения от проникновения поверхностной воды. Основным качеством такого вида покрытия является устойчивость к размыванию, а также его водонепроницаемость.
Как видно, бетонные работы составляют существенную часть любого строительства. Все, конечно, зависит от индивидуальных предпочтений: это может быть не только фундамент, но и полы и стены.
Бетонирование конструкций
Технология бетонирования зависит от типа возводимой конструкции.
Для подачи бетона на небольшие расстояния или спуска в котлован используется виброжелоб, принцип работы которого основан на перемещении бетона под действием силы тяжести и вибрации. Виброжелоб используется при высоте опускания бетона до 10 м. Подача бетона в конструкцию, расположенную в котловане ниже уровня земли, осуществляется по виброжелобу, установленному с углом наклона 5–30°.
Бетонирование небольших по объему конструкций, расположенных на большой высоте, производится при помощи стрелового крана и поворотной или неповоротной бадьи.
Поворотная бадья представляет собой сварную емкость, состоящую из жесткого корпуса, затвора и рычага. Корпус может быть выполнен в виде «туфельки» что позволяет загружать бадью, когда она находится в горизонтальном положении. Бадья стропуется за петли на боковой плоскости, благодаря чему она в процессе подъема плавно переводится из горизонтального положения в вертикальное. В таком положении она не только перемещается, но и разгружается путем раскрытия рычагом затвора в нижней части корпуса. При опускании бадьи под загрузку она плавно принимает горизонтальное положение с загрузочным отверстием сверху.
Неповоротная бадья также представляет собой сварную емкость, но в отличие от поворотной бадьи она подается под загрузку и разгрузку в вертикальном положении.
При больших объемах бетонирования, а также при бетонировании труднодоступных конструкций используется бетононасос. Бетононасос бывает стационарный, прицепной или самоходный. Бетононасос представляет собой строительную машину для перекачки бетона от приемного бункера к бетонируемой конструкции. Радиус действия бетононасоса по горизонтали может составлять 300 м, а по вертикали – 100 м.
Перемещение бетона от бетононасоса к бетонируемой конструкции происходит по бетоноводу. Бетоновод состоит от отдельных звеньев. Звенья и колена бетоновода соединяются при помощи быстроразъемных замков с натяжными клиньями и резиновыми уплотнителями.
Бетоновод прокладывается сразу до наиболее удаленного места конструкции и по мере бетонирования постепенно разбирается. Для распределения бетона используется гибкий рукав, а для спуска бетона вниз гибкий хобот.
При строительстве монолитных высотных зданий в основном используются стационарный бетононасос с вертикальным бетоноводом, по которому поступает бетон на монтажный горизонт. С одной стоянки стационарного бетононасоса бетонируется несколько этажей здания, после чего при помощи монтажного крана бетононасос может быть перемещен на другую стоянку.
При возведении малоэтажных монолитных зданий, а также при бетонировании фундаментов в котловане используется автобетононасос с полноповоротной распределительной стрелой, установленной на базе грузового автомобиля. Автобетононасос используется для подачи бетона как по вертикали, так и по горизонтали. По стреле, состоящей из нескольких шарнирно сочлененных частей, проходит бетоновод с шарнирами-вставками в местах сочленений стрелы, заканчивающийся гибким распределительным рукавом. Автобетононасос имеет загрузочный бункер, насос и раздаточную стрелу.
Перед началом бетонирования бетоновод смазывается, прокачивая через себя пусковой цементный раствор. После окончания бетонирования бетоновод промывается водой под давлением. Длительные остановки бетононасоса при производстве работ не допускаются. При перерыве более 30 минут бетоновод должен быть опорожнен, очищен и промыт во избежание образования пробок.
Перед бетонированием конструкции выполняется комплекс мероприятий по подготовке опалубки, арматуры, поверхности ранее уложенного бетона и основания. Бетонирование производится в опалубочную форму или на естественное основание. Перед началом бетонирования оформляются акты на скрытые работы, в том числе на подготовку основания, гидроизоляцию, опалубку и армирование.
Подготовка перед бетонированием включает:
- Подготовку опалубки, проверку отметок, геометрических размеров, вертикальность и герметичность
- Подготовку арматуры, правильность установки, надежность закрепления, обеспечение защитного слоя
Непосредственно перед началом бетонирования очищенные бетонные поверхности промываются и просушиваются, а поверхность опалубки смазывается. Опалубка и поддерживающие ее конструкции тщательно осматриваются, проверяется надежность установки и крепления.
Проверяется арматурный каркас, местоположение, диаметр стержней, расстояние между ними, защитный слой. Арматурные стержни для надежного сцепления с бетоном очищаются от грязи и ржавчины.
Перед бетонированием непосредственно на грунтовое основание с него удаляется растительные слои органического происхождения, а сухой несвязный грунт увлажняется. Переборы грунта заполняются песком и уплотняются. Готовность основания перед бетонированием также оформляется актом.
Укладка бетона осуществляется таким образом, чтобы обеспечивалось монолитность, физико-механические показатели и однородность бетона, надлежащее его сцепление с арматурой и полное заполнение пространства опалубки без пустот.
Главное правило бетонирования заключается в укладке слоев бетона таким образом, чтобы каждый последующий слой был уложен до начала схватывания предыдущего. Этим исключается необходимость устройства рабочего шва бетонирования.
Бетонирование небольших в плане конструкций ведется сразу на всю высоту без перерыва. Большие конструкции бетонируются горизонтальными слоями сразу по всей площади. Слои должны быть одинаковой толщины без разрывов с последовательным направлением укладки в одну сторону во всех слоях.
При приготовлении, транспортировке и укладке бетон находится в рыхлом состоянии, частицы заполнителя расположены неплотно и между ними есть свободное пространство, заполненное воздухом.
Для получения качественного бетона важен не только состав смеси, но и выбранный способ уплотнения. Основной и наиболее распространенный способ это виброуплотнение бетона.
Виброуплотнение бетона уменьшает силу сцепления между частицами заполнителя, благодаря чему частицы приходят в колебательное движение и бетон лучше распределяется в опалубке и заполняет ее, включая пространство между арматурными стержнями.
В строительстве применяются глубинные, наружные и поверхностные виброуплотнители. Область применения различных видов виброуплотнителей зависит от размера и формы бетонируемой конструкции, степени ее армирования и требуемой интенсивности бетонирования.
Глубинные виброуплотнители являются наиболее эффективными. Они применяются при бетонировании балок. колонн, фундаментов, стен и других массивных конструкций. По мере бетонирования слоев глубинный виброуплотнитель переставляется с одной позиции на другую. Глубинный виброуплотнитель должен погружаться в ранее уложенный слой бетона для лучшего уплотнения стыка между ними. Шаг перестановки глубинного виброуплотнителя составляет не более полуторного радиуса его действия.
Наружные виброуплотнители применяются при бетонировании густоармированных колонн и стен. Они закрепляются с наружной стороны опалубки, через которую передают колебания бетону.
Поверхностные виброуплотнители используются при бетонировании плоских конструкций (плит перекрытий, полов и др.). Они устанавливаются на уплотняемую поверхность и передают колебания через рабочую площадку. Уплотнение производится непрерывными полосами с перекрытием на 10-20 см.
Каждому типу виброуплотнителей присуща своя эффективная зона уплотнения бетона, характеризуемая для глубинных и наружных – радиусом действия, а для поверхностных – толщиной уплотняемого слоя.
Визуально продолжительность виброуплотнения может быть установлена по следующим признакам:
- Прекращение оседания бетонной смеси
- Приобретение однородного вида, горизонтальности поверхности
- Появление на поверхности цементного молока
При необходимости устройства перерыва в бетонировании конструкции выполняется рабочий шов – плоскость стыка между затвердевшим и свежеуложенным бетоном. Рабочий шов является ослабленным местом, поэтому он должен устраиваться в местах, где стык не может отрицательно повлиять на прочность конструкции.
Рабочий шов допускается при бетонировании:
- Колонн
- Балок больших размеров
- Плоских плит
- Ребристых перекрытий
- Отдельных балок
- Массивов, арок, сводов, бункеров, мостов и т.д.
Рабочий шов в балках и плитах образуется в виде вертикального среза. Бетонирование возобновляется после набора прочности ранее уложенного бетона не менее 1,5 МПа. Для надежного сцепления бетона в рабочем шве поверхность ранее уложенного бетона тщательно обрабатывается.
Кромка схватившегося бетона очищается от цементной пленки, обнажается крупный заполнитель, промывается и продувается поверхность стыка. Особенно тщательно подготавливаются выпуски арматуры, которые очищаются от раствора. Очищенная поверхность стыка перед началом бетонирования покрывается цементным раствором, имеющим такой же состав как укладываемый бетон. Месторасположение рабочего шва в бетонируемой конструкции должно быть согласовано с авторами рабочей документации.
Основные этапы бетонных работ
Условно технологию такого вида строительных работ можно разделить на пять основных этапов:
- транспортировка материала;
- подготовительные мероприятия (опалубочные);
- подача и прием смеси;
- уход за бетоном;
- распалубливание.
Первый этап очень важен, ведь в итоге необходимо получить раствор, отвечающий всем нормам и стандартам. Так, при транспортировке следует исключить попадание атмосферных осадков в раствор бетона, а также прямых солнечных лучей, потерю цементного молока и не допустить нарушение однородности.
Второй этап включает в себя работы по выбору бетонной смеси, материала опалубки, а также подготовку опалубки для подачи бетонного раствора. От данного этапа зависит практически весь остальной процесс бетонирования.
Третий этап заключается в правильной технологии подачи-приема бетонной смеси. Здесь важно следить за температурой подаваемого бетона, а также равномерностью его распределения по всему периметру опалубка. Данный этап должен занимать не менее полутора-двух часов.
Уход за бетоном представляет комплекс мероприятий, благодаря которым бетон должен принять правильное состояние. Можно выделить несколько правил ухода:
- поливка бетона каждые 3 часа;
- укрытие его влагоемким материалом;
- сохранение оптимальной температуры;
- ограничение от всевозможных сотрясений и ударов.
Последний же этап, как правило, проходит на 7−10 сутки после заливки бетонной смеси. К распалубливанию можно переходить лишь после достижения 80% проектной плотности бетона.
Бетонные работы,
работы при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций и сооружений из цементного бетона. (Б. р. при производстве сборного железобетона см. в ст.
Железобетонные конструкции и изделия
). Б. р. включают следующие основные процессы: приготовление бетонной смеси, доставку её на строительную площадку, подачу, распределение и уплотнение смеси в форме (
опалубке
), «уход» за твердеющим бетоном, контроль качества Б. р. В СССР к 1975 объём Б. р., выполняемых при возведении промышленных и гражданских зданий и сооружений из монолитного бетона и железобетона, достигнет примерно 150—160 млн.
м3
в год. На крупных гидротехнических сооружениях объём укладываемого бетона составляет 5 — 7 млн.
м3
.
Приготовление бетонной
смеси
обычно осуществляют на бетонных заводах либо в передвижных бетоносмесительных установках. Применяют также инвентарные (сборно-разборные) заводы, оборудование которых может размещаться в укрупнённых блоках, транспортируемых на ж.-д. платформах или автоприцепах. Производительность бетонных заводов и установок, выпускаемых в СССР, от 5 до 240
м3/ч.
В состав бетонных заводов входят устройства для приёма компонентов бетона из транспортных средств, склады цемента и заполнителей, устройства для подачи материалов со складов в расходные бункеры, расходные бункеры, дозировочное и смесительное отделения. По характеру технологического процесса различают бетонные заводы цикличного действия (
рис. 1
), на которых приготовление и выдача бетонной смеси ведутся последовательно отдельными порциями, соответствующими ёмкостям
бетоносмесителей
, и заводы непрерывного действия, когда основные технологические операции производятся одновременно и готовая смесь поступает непрерывным потоком. Основные технологические процессы на бетонных заводах — дозирование, смешение компонентов бетонной смеси и транспортно-складские операции — автоматизированы.
Материалы с автоматизированных складов цемента и заполнителей подаются по сигналам датчиков уровня материала в соответствующем расходном бункере. Автоматические дозаторы по заданной рецептуре отвешивают необходимые порции каждого компонента (на заводах цикличного действия) или выдают поток материалов заданной производительности (на заводах непрерывного действия). Компоненты перемешиваются в бетоносмесителях. Управление всеми технологическими процессами осуществляется оператором дистанционно с центрального пульта. Существуют также заводы-автоматы, приготовляющие бетонную смесь после опускания (шофёром бетоновоза) в программно-считывающее устройство перфокарты или жетона, содержащих код требуемого состава и количества смеси.
Доставка бетонной смеси
к строительному объекту производится, как правило, автотранспортом. Помимо автомобилей-самосвалов, применяют специально оборудованные для перевозки бетонной смеси
бетоновозы
; для дальних расстояний — автобетоносмесители, загружаемые на бетонном заводе сухими составляющими смеси и перемешивающие их с водой в пути либо по прибытии на стройку. В автобетоносмесителях можно транспортировать и готовую бетонную смесь. Если разгрузка бетонной смеси из кузова автомобиля непосредственно в опалубку невозможна, то смесь разгружают в бадьи, которые затем перемещаются к месту бетонирования кранами (автомобильными, гусеничными, башенными и др.).
Подача бетонной смеси осуществляется ленточными транспортёрами, бетононасосами
, бетоноподъёмниками, пневмонагнетателями, виброжелобами. Подача и распределение бетонной смеси при бетонировании фундаментов под строительные конструкции и оборудование промышленных зданий осуществляются также самоходными
бетоноукладчиками
, оборудованными поворотными ленточными транспортёрами. При строительстве дорог распределение бетонной смеси по ширине бетонируемой полосы производится преимущественно бетоноукладчиками, передвигающимися по рельс-формам. Перспективны безрельсовые бетоноукладчики со скользящими формами и автоматическим выдерживанием отметок бетонируемой полосы.
Уплотнение бетонной смеси
— важнейший процесс Б. р., обеспечивающий плотное заполнение смесью всех промежутков между стержнями арматуры и между арматурой и опалубкой с целью достижения требуемой прочности, водонепроницаемости и морозостойкости бетона. Основной способ уплотнения — вибрирование бетонной смеси — принудительное воздействие на смесь колебательных импульсов большой частоты, при котором она приобретает подвижность (текучесть) и уплотняется под действием собственного веса. Вибрирование позволяет применять т. н. жёсткие и малоподвижные бетонные смеси, экономить цемент и получать бетоны высокой прочности. В зависимости от вида бетонируемой конструкции применяют внутренние (погружаемые в бетонную смесь,
рис. 2
), поверхностные (уплотняющие смесь сверху) и иногда наружные (прикрепляемые к опалубке)
вибраторы
. На крупных объектах гидротехнического строительства используют пакеты мощных вибраторов, перемещаемые механизированным способом. При необходимости поверхность уплотнённого бетона может заглаживаться бетоноотделочными машинами (
рис. 3
).
«Уход» за бетоном состоит в создании необходимого для твердения уплотнённой бетонной смеси температурно-влажностного режима и в защите бетона от сотрясений, ударов и т.п. Эффективные методы «ухода» за бетоном — укрытие его поверхности защитной полимерной плёнкой или нанесение водно-битумной эмульсии, лака этиноль и др. составов, препятствующих испарению влаги. Горизонтальные поверхности после укладки бетона можно также покрывать песком или опилками при периодическом их увлажнении.
Б. р. при возведении тонкостенных конструкций (например, резервуаров, оболочек и т.п.) иногда выполняют методом набрызга бетонной смеси сжатым воздухом, применяемым также для исправления дефектов бетонирования, при усилении и восстановлении бетонных и железобетонных конструкций (см. Торкретирование
). В ряде случаев повышение прочности бетона и ускорение процесса его твердения в начальном периоде достигаются вакуумированием, т. е. отсосом из бетонной смеси избыточной воды и воздуха после укладки и уплотнения смеси в опалубке. Для этого забетонированную поверхность закрывают щитами с вакуум-полостями, покрытыми фильтрующим материалом. В результате разрежения, создаваемого в вакуум-полости вакуум-насосом, щиты прижимаются к поверхности бетона, из бетона в полость отсасывается вода, а частицы цемента задерживаются фильтром.
Специальный метод ведения Б. р., т.н. раздельное бетонирование, заключается в нагнетании цементно-песчаного раствора в заранее уложенный в опалубку щебень (гравий) через установленные в нём трубы или специальные инжекторы. Этот метод целесообразен при бетонировании густоармированных конструкций, в труднодоступных местах. Для возведения подводной части доков, шлюзов, опор мостов, глубоких фундаментов и др. сооружений без водоотлива применяют подводное бетонирование. Основные методы его — метод вертикально перемещающейся трубы (ВПТ), состоящий в том, что бетонная смесь подаётся под воду по трубе (диаметр 200—300 мм
)
,
нижняя оконечность которой, во избежание размывания смеси водой, погружена в укладываемую массу бетона, и метод «восходящего раствора», представляющий собой разновидность раздельного бетонирования.
Контроль качества Б. р.
включает изготовление бетонных образцов на месте работ, хранение их в условиях, близких к производственным, и испытание образцов на прочность. При специальных требованиях к бетону образцы испытывают на водонепроницаемость, морозостойкость и пр. Для контроля плотности и прочности бетона применяют «неразрушающие» методы испытаний — склерометрические, ультразвуковые и радиоизотопные. Помимо этого, проводят регулярную проверку соответствия техническим условиям качества составляющих бетон материалов, точности дозирования, подготовки конструкций к бетонированию, правильности ухода за бетоном, сроков снятия опалубки и т.д.
В СССР, в отличие от зарубежных стран, Б. р. широко ведутся не только в летних, но также и в зимних условиях. Методы зимнего бетонирования подразделяются на т. н. безобогревные (методы «термоса» и «термоса с противоморозными добавками»), применяемые преимущественно при бетонировании массивных конструкций, и методы с искусственным прогревом (электропрогрев, паропрогрев), используемые при возведении тонкостенных конструкций.
Возможно также сочетание указанных методов. При методе «термоса» твердение бетона, приготовленного из подогретых материалов, происходит после укладки бетонной смеси в обычную или утеплённую опалубку за счёт тепла, выделяемого цементом при твердении. Требуемой прочности бетон достигает прежде, чем он охладится до 0°С.
Для ускорения твердения и увеличения срока остывания бетона часто перед укладкой бетонную смесь дополнительно разогревают до 50—70°С, пропуская через неё электрический ток. Противоморозные добавки (хлористый кальций, поваренная соль, поташ, нитрит натрия и др.), снижая температуру замерзания бетона, позволяют в определённых условиях укладывать смесь и обеспечивать твердение бетона без последующего обогрева при температуре воздуха ниже 0°С.
При искусственном прогреве до температуры 40—90 °С ускоряются твердение бетона и достижение им требуемой прочности. При паровом прогреве бетона пар подаётся в окружающее бетон пространство или в каналы в опалубке. Электропрогрев может осуществляться пропусканием электрического тока через тело твердеющего бетона, для чего на поверхности или внутри бетона устанавливают специальные металлические электроды. Наряду с этим используются различные электронагреватели, в частности вмонтированные в опалубку, а также индукционные нагреватели, вызывающие нагрев стальной опалубки и арматурного каркаса.
В отдельных случаях Б. р. ведут в местных отапливаемых тепляках: переставных (секционных), катучих (по горизонтали) или скользящих (по вертикали).
Совалов И. Г., Бетонные работы, 2 изд., М., 1952; Непорожний П. С., Возведение крупных бетонных и железобетонных гидротехнических сооружений, К., 1958; Миронов С. А., Теория и методы зимнего бетонирования, 2 изд., М., 1956; СНиП, ч. 3, разд. В, гл. 1 и 2. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные. Правила производства и приёмки работ, М., 1967; Скрамтаев Б. Г., Лещинский М. Ю., Испытание прочности бетона в образцах, изделиях и сооружениях, М., 1964.
И. Г. Совалов, Ю.Г. Хаютин.
Составляющие стоимости бетонных работ
Исходя из этапов выполнения данного типа строительных работ, можно выделить составляющие стоимости бетонных работ:
- транспортировка бетона;
- изготовление каркасов из арматуры;
- сооружение опалубки;
- укладка, а также уплотнение бетона;
- уход за бетоном;
- распалубка.
В среднем, бетонные работы могут занимать довольно внушительную стоимость от всего строительства. Так, в зависимости от того, какое сооружение планируется построить, такой вид работ может составлять до 50% стоимости строительства.
Расчет стоимости бетонных работ
Расценка таких строительных работ напрямую зависит от подсчета, причем досконального, прочностных характеристик сооружения из бетона, внешних факторов, а также используемых материалов. Каждый этап данного вида строительных работ имеет свою стоимость. Для расчета конечной стоимости бетонных работ необходимо суммировать все их виды. Причем в этом случае будет сказываться целый ряд факторов.
Факторы, влияющие на конечную стоимость:
- Вид бетонных работ. В зависимости от необходимого типа бетона, площади заливки, а также устройства определенного объекта (фундамент, пол или перекрытие) будет рассчитана конечная стоимость бетонных работ (расценки).
- Вид заливки. В этом случае учитывается выбор той или иной заливки: ленточной, свайной, монолитной.
- Период проведения бетонных работ. Так, например, летом конечная стоимость будет в разы меньше. Этот факт обусловлен тем, что летом отсутствует необходимость в прогреве готового бетона, то есть сокращается ряд пунктов по уходу за раствором.
Правильно рассчитанные, а также качественно выполненные конструкции из бетона имеют очень высокую прочность и устойчивость. Кроме того, они обладают еще и долговечностью.
Классификация и виды бетона.
Бетон получают смешиванием вяжущего вещества (обычно цемент), мелкого (песок) и крупного (щебень или гравий) заполнителя, воды и в случае необходимости специальных добавок. Плотность бетона в затвердевшем состоянии колеблется от 2200 кг/куб.м до 2500 кг/куб.м. При выборе вида, марки, класса бетона для конструкций инженер руководствуется расчетами, нормами и рекомендациями. Полный цикл набора прочности бетоном составляет 28 дней, при нормальных условиях — температура до 20 градусов и влажность не менее 80-90%. Для того чтобы понять эти обозначения рассмотрим основные характеристики бетонных смесей:
Источник: bbpi.ru