Цель урока: формирование у учащихся представления о народе как созидателе духовных и материальных ценностей на примере стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».
Задачи:
- Раскрыть перед учащимися особенности эпохи, когда жил и работал Н.А.Некрасов;
- Показать отношение поэта к людям труда и их руководителям;
- Развивать навыки анализа лирического произведения
- Совершенствовать умение учащихся строить монологическую речь.
Образовательные задачи:
- продолжить знакомство с биографией Н.А.Некрасова;
- проверить глубину эмоционального и содержательного восприятия стихотворения «Железная дорога»;
- настроить учащихся на восприятие нового произведения;
- формировать навыки анализа лирического произведения;
- дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о роли пейзажа в художественном произведении;
- совершенствовать умение учащихся строить монологическую речь.
Развивающие задачи:
Андрей Ткачёв «Духовный выбор человека, вызовы современности»
- развивать умения и навыки анализа лирического стихотворения, речь учащихся;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать чувство слова;
- развивать мышление;
- развивать внимание.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сострадания к обездоленному народу, чувство гордости за его духовную силу.
- воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.
Тип урока по ФГОС: урок открытия нового.
Вид урока: урок-путешествие.
Методы: частично-поисковый и репродуктивный.
Формы: коллективная и индивидуальная.
Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, работа по вопросам, анализ стихотворения, эвристическая беседа, словесное рисование.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
- знание истории создания стихотворения «Железная дорога»;
- умение анализировать текст;
- умение выявлять авторскую позицию;
Метапредметные:
- Познавательные:ориентироваться в справочной литературе, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике;
- Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свои достижения на уроке;
- Коммуникативные:строить монологическое высказывание, связно излагать мысли, формулировать и отстаивать свою точку зрения, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Личностные: проявлять готовность к саморазвитию, ценностное отношение к труду. Чувство патриотизма.
Используемые приёмы:
- информационно-коммуникативные;
- проблемного обучения;
- образно-эмоциональные приёмы;
- индивидуальный и дифференцированный подход.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация.
- Фрагменты музыкальных произведений.
- Фрагменты текста.
- Раздаточный материал «Билеты на поезд»
- Видеофрагменты.
Ход урока
Доверься промыслу Божьему! Не получается изменить что-либо в жизни? Мудрость сквозь века
Звучит музыкальное вступление Г.Свиридов «Осень».
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя
На партах лежат строки из стихотворений Н.А.Некрасова («Дед Мазай и зайцы», «Крестьянские дети», «На Волге»)
— Ребята, у вас на партах лежат строки из стихотворений.
— Давайте вспомним, кто автор этих поэтических отрывков? (Николай Алексеевич Некрасов)
Презентация. Слайд 1
Правильно, это строки из произведений Николая Алексеевича Некрасова.
Слово учителя: Некрасов обладал даром большого поэта, он умел чувствовать людское горе, страдание, боль. Тема народа — одна из основных в его творчестве.
Слайд 2
Звучит музыка вместе с гудком.
— Вы когда-нибудь путешествовали по железной дороге? (Это шум поездов, электричек, скопление народа. У многих с железной дорогой связаны приятные воспоминания о путешествии)
Слово учителя: А ведь есть люди, которые строили эту дорогу. Сколько людского труда было вложено.
— Как вы думаете, в каких условиях проходило строительство? (тяжёлые, нечеловеческие условия жизни народа) Ребята, вы правы.
— Попробуйте определите тему нашего урока. (Некрасов «Железная дорога»)
Слайд 3
Слово учителя: Я дополню тему нашего урока «Вот они – нашей дороги строители» (по стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога»)
Шум вокзала. На партах билеты.
Учитель одевает шляпу.
Представьте, что мы с вами дамы и господа XIX века. 1851 год. Каждый из вас получил посадочный билет. Вы — первый вагон, а вы – 2. Мы первые пассажиры по Николаевской железной дороге. Новая железнодорожная ветка Москва – Санкт – Петербург стала сенсацией того времени. Вы сидите в вагоне, наслаждаетесь отдыхом.
И вдруг слышите разговор.
Слайд 4
Дети разыгрывают сценку (напечатать слова и раздать двум ученикам) Во время сценки дети стоят у доски.
Ваня (в кучерском армячке):
Папаша! Кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке)
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душечка!
(разговор в вагоне)
Слово учителя: По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Однажды автор услышал в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав ответ отца, что дорогу эту построил граф Клейнмихель, Некрасов вмешивается в разговор и рассказывает правду мальчику Ване о том, кто является настоящим строителем железной дороги.
Слово учителя: — Предлагаю вам сформулируем цель нашего урока. (Определить, кто построил дорогу)
Учитель: Ребята, а вы заметили, что на папаше — пальто на красной подкладке, такую одежду носили богатые, обеспеченные люди). А вот своего сына он одевает бедно.
— Почему? (хочет показать, что близок народу)
— Спасибо, ребята, присаживайтесь.
Окунёмся в историю.
Учитель: Мерно стучат колёса, но почему – то разговор между отцом и сыном не даёт нам покоя.
В основе стихотворения лежат реальные исторические факты (Текст распечатан на партах).
Слайд 5
Слово учителя: Уважаемые пассажиры. На столе у вас историческая справка. В руках карандаш.
1 группа – пассажиры 1 вагона найдите аргументы, подтверждающие правоту Папаши.
2 группа – пассажиры второго вагона, найдите аргументы противоречащие ему.
3. Работа с текстом
В 1842-1852 годах шло строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Руководить строительством Николай 1 поручил графу Петру Андреевичу Клейнмихелю, деспотичному, жестокому человеку. Граф Пётр Клейнмихель — военный и государственный деятель из немецкого рода. Был адъютантом графа Аракчеева. Благодаря активности и исполнительности получал повышение.
На постройке дороги работали тысячи рабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было бесчеловечное: получали они за тяжёлую работу около трех рублей в месяц, у них не было необходимой одежды и обуви. За малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровье и жизни рабочих.
Отличался яростным, неукротимым характером, преданностью делу. Сотни и тысячи их умирали от недоедания, болезни, холода. Строили дорогу 10 лет. Инженер Панаев, близкий приятель Некрасова писал:«Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать вознаграждения».
— Время работы с исторической справкой закончилось. Первый вагон, представьте ваши аргументы.
— Слово пассажиром второго вагона.
Спасибо, ребята, за работу.
Слово учителя: Некрасов в произведении хотел показать подлинных строителей железной дороги. Давайте попробуем увидеть их глазами поэта, погрузившись в 19 век. Мы продолжаем путешествие по железной дороге. Сделаем небольшую остановку на первой части стихотворения.
— Послушаем первую часть стихотворения (чтение первой части наизусть учителем)
— Какую картину вы увидели за окном? (Прекрасная картина осеннего пейзажа, всё залито волшебным лунным сиянием)
— Какие чувства поэт выразил в этом отрывке? (Поэт восхищается окружающим миром, в природе всё хорошо, царит гармония)
Слово учителя: Лексика создаёт радостное настроение, но есть слово, которое выбивается из этого светлого, умиротворённого ряда.
— Найдите это слово (безобразие).
— Прочитайте всю фразу («Нет безобразья в природе. »)
— О чём она говорит? (Что в природе всё спокойно, хорошо, а вот в мире людей царит несправедливость).
Так ли это на самом деле? Проверим, правильно ли наше предположение.
Слово учителя.…Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою .
Возражая генералу, поэт просит разрешение «показать» Ване правду.
— Почему не «рассказать», а «показать»? (Лучше увидеть своими глазами)
Внезапно преображается лунный пейзаж: в нём всё больше и полнее проступают мрачные, трагические краски.
— Кого мы видим за окном на строительстве железной дороги? (Крестьян, народ)
— Как они здесь оказались? (Голод заставил людей отправиться на заработки). В мире есть царь. Этот царь беспощаден. Голод названье ему.
Слово учителя: Действительно, бедняки искали лучшей жизни, но нашли лишь смерть. Сколько их здесь погибло!
Слайд 6
— Давайте рассмотрим репродукцию картины художника К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»
— Кого вы видите на картине? (… и детей, и взрослых, но все они еле передвигают ноги от тяжести и усталости. Люди передвигаются нескончаемой лентой, которой нет ни конца, ни края. Подрядчик следит за тем, чтобы никто и ничто не нарушало безропотного повиновения этих людей. Перевернутые тачки говорят о том, что хозяева этих тачек погибли. Брошенных тачек много, значит и людей погибло много на этой работе).
— Какие эмоции и чувства у вас вызывает эта картина? (Сочувствие, сострадание, жалость. )
Слово учителя: Тяжелые мысли не дают покоя, но все-таки постепенно под стук колес вместе с Ваней мы погружаемся в атмосферу полусна, полудремоты.
— Ребята, что Ваня увидел во сне? (Сон дает увидеть многое, чего не увидишь в обычной жизни. (Косточки, толпы оживших мертвецов)
— Для чего же сейчас они появились во сне Вани? (рассказать правду о строительстве дороги, напомнить о себе)
— А в каких словах звучит просьба о памяти? (Братья. )
— Какое слово объединяет в стихотворении Некрасова и бедных и богатых людей?
Братья! Вы наши плоды пожинаете…
Слов учителя: Поэт восхищается величием народного труда и славит их «привычку к труду благородную»
— А верит ли поэт, что жизнь народа изменится? Найдите ответ в тексте. («Вынесет все. »)
— Скажите, как учит Некрасов относиться к мужику? (Уважать тружеников, ценить их труд)
Ребята, путешествие у нас долгое. Поэтому сейчас мы с вами сделаем техническую остановку.
- Встаньте, откройте окна (руки развести в стороны).
- Глубоко вздохните раз, два.
- Потянитесь.
- Пройдитесь по перрону.
- Займите свои места.
Учитель. Сон развеялся, страшные картины исчезли. Мы слышим продолжение разговора отца и сына.
— Каким генерал видит народ? Подтвердите словами текста и попытайтесь интонационно выразить его слова. (Он не верит в свой народ. «Не создавать — разрушать мастера. Варвары! Дикое скопище пьяниц!»)
— Какое чувство вы пытались выразить, читая текст? (презрение)
Слово учителя. Генерал с презрением относится к народу, он не верит в народ, в его силу.
— Какую плату получил народ за работу на строительстве железной дороги? (Каждый из строителей не получил денег за свою работу, вместо этого рабочим дали бочку вина и простили долги).
— Обрадовались ли рабочие такому вознаграждению? (Да. Народ малограмотный, он верит в честность и справедливость власти)
— Но почему же тогда в стихотворении соседствуют рядом строки «Мы надрывались под зноем, под холодом» и «любо нам видеть свои труд»? (Рабочие видят результаты своего труда, гордятся этим)
Слово учителя: Генерал доволен смирением народа, который готов работать при любых условиях.
— К чему призывает Ваню лирический герой Некрасова? (Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять. уважать мужика)
— Почему герой, от лица которого идёт повествование, обращается только к Ване? (Ваня – символ молодого поколения, в руках которого будущее России)
— Правильно, поэтому стихотворение носит подзаголовок «Посвящается детям»
— Каким видит будущее автор? Прочитайте. (Вынесет всё . только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе. Сожалеет, что так далеко ещё это светлое время)
Слово учителя: Подведём итог нашего урока: узнали ли мы, кто был истинным строителем железной дороги?
— А могли бы крестьяне построить дорогу без графа Клейнмихеля?
Вывод: Конечно, на строительстве дороги обязательно должен быть руководитель. Только общими усилиями могла быть построена железная дорога.
Слайд 7
— Ребята, совсем недавно был построен мост через Керченский пролив (Крымский мост)Руководил строительством Аркадий Ротенберг. Как вы думаете, он один строил дорогу? (Нет, конечно. Дорогу строили рабочие под руководством инженера)
Попробуем написать синквейн со словом «народ».
1) народ;
2) работает, страдает;
3) трудолюбивый, покорный, бесправный;
4) народ достоин уважения;
5) созидатель.
Ребята, вот мы с вами прибыли на место назначения. На память о нашем путешествии я дарю вам билеты.
Знаете, для меня наше путешествие было особенным. Мне особенно понравилось описание осени (поднимаю билет). А вам? Поднимите билет и расскажите, а что больше всего запомнилось вам?
Сегодня на уроке мне хочется отметить самых активных моих помощников и поставить им пятёрки. Спасибо, ребята, за урок, за вашу активность, за добрые сердца, за помощь и поддержку.
Источник: urok.1sept.ru
К духовной жизни человека относится(-ятся) 1) составление семейного бюджета 2) строительство загородного дома
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Источник: www.soloby.ru
Ветка жизни. Как строили железную дорогу, спасшую Ленинград в блокаду
Снабжение Ленинграда в годы блокады до сих пор исследуют историки по всему миру. К началу 1943 года в осажденном городе оставалось порядка полутора миллионов человек. Не было ни запасов угля, ни продовольствия, ни медикаментов. Поставки автотранспортом не могли полностью обеспечить Ленинград. Нужна была железная дорога. И её построили.
Эта ветка получила название Дорога Победы.
Доставить продукты
…Ленинград к началу Великой Отечественной войны был крупнейшим промышленным центром СССР. Пищевая промышленность в городе тоже была развита, но сельского хозяйства не было никогда. Все продукты в город завозились из центральных областей СССР по железной дороге. Ленинград буквально опутывали железные ветки.
В первые месяцы Великой Отечественной войны город стали отрезать от путей сообщения. Под бомбежки попадали и поезда, везущие ленинградцев в эвакуацию, и медицинские составы.
30 августа 1941 года враг оккупировал Мгу. Именно через этот небольшой городок шли поезда в Волховстрой и Тихвин и оттуда в центральную часть страны.
А вскоре вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады.
Поставки продуктов и топлива стали осуществляться исключительно по вологодскому направлению через Тихвин. Когда в ноябре 1941 года его захватили, в Ленинграде снизили нормы хлеба до критической величины, начались массовые смерти от голода.
На освобождение Тихвина были брошены все силы, и уже в декабре враг был отброшен от города. В Ленинграде почти сразу повысили нормы выдачи хлеба, но логистическая цепь была разорвана. Теперь поезда из центральной части СССР шли через Тихвин до Кобоны. Оттуда по льду Ладожского озера по Дороге жизни грузы доставлялись в Осиновец. Там начиналась Ириновская железная дорога, она вела в осажденный Ленинград.
«На пути по льду Ладожского озера часто встречались торчащие изо льда кузова затонувших грузовиков. Особенно неприятно было ехать по льду, залитому водой, когда не видно ни трещин, ни полыней, в которые могла угодить машина. Поэтому водители оставляли дверцу кабины открытой, чтобы успеть выскочить из нее при провале машины в полынью», — написал в своих воспоминаниях изыскатель Виктор Грязнов.
Рельсы на льду
Когда Ленинград оказался отрезан от всех железнодорожных веток, стало понятно, что автомобильные перевозки по льду Ладожского озера не смогут обеспечить город всем необходимым для выживания. В 1942 году Военный совет фронта и Ставка приняли решение о строительстве железной дороги стандартной колеи по льду Ладоги. Также решено было построить там эстакаду.Трасса длиной 35 километров должна была идти параллельно Дороге жизни.
По воспоминаниям Грязнова, строительство велось с двух берегов озера. К 12 января 1943 года с каждого берега Ладоги было построено восемь километров дороги. Более того, по эстакаде уже ходили поезда, они подвозили к участкам грузы. Но эту эстакаду не достроили.
18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда и появился другой, более быстрый и надежный путь связать осажденный город с Большой землей — решено было построить участок от разъезда Поляны до станции Петрокрепость (Шлиссельбург). Длина этого участка составляла 33 километра. Основной отрезок пути проходил по Синявинским болотам в пяти километрах от линии фронта.
Дорогу Победы бомбили более 1200 раз. Ремонтом участков занимались девушки-кондукторы
«Для укладки трассы мне достался участок в десять километров посреди болота, проходивший по полотну бывшей узкоколейной торфовозной дороги. Нам были даны очень сжатые сроки. Необходимо было под снегом определить середину полотна, проверить линию, разбить пикетаж и пронивелировать её по пикетам», — пишет в своих воспоминаниях Грязнов.
Шпалы и рельсы для новой железной дороги везли прямо с недостроенной эстакады.
У Шлиссельбурга железная дорога проходила через Неву. В первый же день после прорыва блокады Ленинграда здесь начали строить свайно-ледовый железнодорожный низководный мост. Он был временным. Рельсы укладывали прямо на льду. Задача была проста: как можно быстрее открыть движение поездов.
Параллельно было начато строительство высоководного деревянного моста. Грязнов отмечает, что это тоже планировалось как временное сооружение. Из металла здесь были только пролетные строения. Перед Грязновым поставили задачу: обеспечить должные размеры и очертания высоких подходных насыпей к мосту.
Работы велись в сложнейших условиях. Холод, влажность, отсутствие техники и инфраструктуры. В основном на строительных работах были задействованы женщины. Они рубили деревья в лесу, забивали сваи, засыпали камни. Немецкая разведка прекрасно знала о строительных работах.
Стройку каждый день бомбили. Грязнов в своих воспоминаниях пишет, что однажды он стал свидетелем разрыва снаряда, который упал в группу женщин, работавших на засыпке камня под опоры.
Погибших хоронили здесь же, у дороги.
Тем не менее за 17 дней дорога была построена. Еще несколько дней заняли испытания, и 5 февраля 1943 года из Волховстроя в Ленинград отправился первый поезд. Состав с 800 тоннами сливочного масла, прибывший в город 7 февраля, пришли встречать тысячи ленинградцев. До полного освобождения города оставалось около года, но восстановление железнодорожного движения воспринималось как первый шаг к мирной жизни.
Кондукторы и регулировщицы
Правда в том, что дорога была построена чудом и функционировала тоже чудом. В первые дни ветка принимала один-два поезда в сутки. Сама дорога была однопутная, рельсы на низководном мосту были положены на лед, на высоководном сваи были вбиты в лед. Все проектировщики и изыскатели с тревогой ждали весны 1943 года, когда потеплеет.
Между тем, по данным Грязнова, несмотря на немыслимую технологию, ни один поезд не упал с высоководного моста, ни один не провалился под лед на низководной переправе. Проблема была в другом: мост через Неву враг прекрасно видел и бомбил. Когда был достроен высоководный мост, составы перевели на него. Уже на пятый день на мост сбросили бомбы.
Но движение по Дороге Победы не прекратилось. Низководная переправа по льду Невы в начале весны ещё не была разобрана, и поезда пустили по ней.
На участке курсировали паровозы серии Эу, они считались самыми надежными. И, стоит отметить, за все время существования Дороги Победы не было зафиксировано серьезных поломок поездов. Не было и столкновений.
Когда строители и изыскатели ушли с Дороги Победы, вахту приняли железнодорожники. По указанию начальника Октябрьской железной дороги Бориса Саламбекова была организована 48-я паровозная колонна численностью 600 человек. Здесь все было по-военному. Бригады водили поезда караванным методом, по 30 поездов в каждой колонне. Одну ночь все поезда шли в Ленинград, другую — из Ленинграда.
Это позволило значительно увеличить количество составов. Расстояние между поездами было иногда по несколько сотен метров.
На трассе выставили регулировщиц, их называли «живыми светофорами». Хрупкие девушки по 12 часов стояли в лесу с фонарями и регулировали движение, вовремя предупреждали машинистов о разрушениях путей или составов артобстрелами.
Дорогу Победы бомбили более 1200 раз. Поэтому очень часто поезд останавливался в лесу просто потому что рельсы разрушены. Починкой участка занимались кондукторы — тоже в основном девушки. Они же ставили сигнальные фонари, предупреждавшие составы, идущие следом, о вынужденной остановке. После починки участка поезд двигался дальше.
27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден. А 10 марта 1944 года советские войска выбили немецкие подразделения из Мги, и движение поездов в сторону Ленинграда стало осуществляться по привычному маршруту.
Кстати
За год с небольшим, пока функционировала Дорога Победы, по ней прошло свыше шести тысяч поездов. За это время здесь были убиты и ранены больше тысячи восстановителей, движенцев, машинистов, кондукторов.
Сейчас Дорога Победы разобрана. На станции Петрокрепость в память о подвиге железнодорожников установлена стела.
Историки говорят, что в немецких войсках, несмотря на регулярные бомбардировки, поначалу не относились к дороге серьезно. Немецкое командование вначале не верило, что в таких условиях и в такие короткие сроки можно построить железнодорожную ветку, а потом не верило, что участок можно эксплуатировать. Но история показала: невозможное возможно. И эта дорога, построенная на чистом энтузиазме, в значительной мере спасла Ленинград и приблизила его освобождение.
Тем временем
Фото: Наталья Онищенко/РГ
Память о строителях железной дороги увековечили.
25 лет назад на станции Петрокрепость в Ленинградской области заработал музей, его экспозиция посвящена истории Дороги Победы. Большую часть экспонатов передали ветераны-железнодорожники и строители дороги. В экспозиции огромные пилы, которыми девушки валили лес, реконструирована землянка, где жили строители, есть багры, которыми ловили уплывшие бревна и рельсы.
Источник: nstarikov.ru