Реально устройство склада всегда связано с индивидуальным проектированием и изготовлением несущих конструкций для хранения и транспортировки грузов. На современном рынке складских услуг выигрывает тот, кто может обеспечить наилучшие условия сохранности и переработки груза, то есть тот, кто лучше оснащен. Поскольку в нашей стране предприятия – организаторы складских работ зачастую являются отнюдь не собственниками, а лишь арендаторами складских помещений, выбор тех или иных средств механизации напрямую зависит от конструктивных особенностей здания (сооружения), на территории которого расположен склад. Бывает так, что многие из арендуемых помещений не приспособлены для установки тяжелого грузоподъемного оборудования с машинным приводом, должного обеспечить обслуживание всей площади склада (прокладка подкрановых путей и т. п.). Здесь на помощь и приходят средства малой механизации.
К средствам малой механизации погрузочно-разгрузочных работ можно отнести следующие механизмы, устройства и приспособления, кроме машин (машина – это совокупность деталей и механизмов, конструктивно объединенных в единую систему, исполнительные механизмы которой приводятся в движение от источника энергии любого происхождения, кроме мускульной силы человека.):
Применение средств малой механизации, 1976
![]() |
Мобильный подъемный стол с рольгангом г/п 1 т и высотой подъема до 1330 мм |
• любые грузоподъемные механизмы малой производительности с ручным приводом грузоподъемностью до 5 т, включая шестеренные и червячные тали (тельферы), монтажно-тяговые механизмы, лебедки, домкраты, подъемники;
• навесные грузозахватные приспособления, включая гравитационные захваты, где захват происходит под действием силы тяжести самого груза, (например, клещевые), стропы разных типов (канатные, цепные, текстильные), грузовые траверсы;
• грузозахватные приспособления на вилы погрузчиков (съемные траверсы на зажимах, платформы, крюковые стрелы);
• напольные колесные средства транспортировки и подъема грузов, перемещаемые вручную (платформенные тележки; вилочные гидравлические тележки, тележки-штабелеры);
• мобильные перегрузочные устройства;
![]() |
• консольные краны напольные или настенные с ручным приводом;
• рольганги и роликовые дорожки;
• уравнительные столики с ручным приводом;
• пандусы или переходные мостики (аппарели);
• несущие средства пакетирования (поддоны плоские, стоечного и ящичного типов) и др.
О таких средствах механизации подъемных работ, как ручные лебедки, тали и прочие монтажно-тяговые механизмы, мобильные перегрузочные мосты, наш журнал уже довольно подробно рассказывал. (См., например, статьи «Средства малой механизации» («СиТ» № 9, 2004 г.), «Docking Systems: перегрузка без проблем» («СиТ» № 8, 2004 г.).
Средства малой механизации в строительстве
![]() |
Устройства для перевозки и опрокидывания мусорных контейнеров и бочек |
Строп (от голл. strop, буквально – петля) является наиболее простым устройством, применяемым при транспортировке и подъеме грузов. Как видно из названия, это грузозахватное приспособление представляет собой одну или несколько петель, выполняемое обычно из каната (канатный строп) или цепи (цепной строп) в одну или несколько ветвей и часто снабженное на конце крюком, скобой, кольцом и т. п. В качестве стропов используют также текстильные ленты, сетки, полотнища и др. Строп с автоматически действующим захватом называется автостропом.
Он служит для зачалки-расчалки грузов в труднодоступных местах и находит применение для захвата контейнеров, пакетов и др. В нашей стране чаще используются стропы подешевле, сделанные из металлических канатов, а за рубежом обычно применяют более дорогие, зато и более безопасные цепные и текстильные стропы. Они не пачкают и не ранят руки острыми концами порванных проволок, и при их обрыве вероятность получить травму значительно меньше. На отечественном рынке присутствует большое количество этой продукции и зарубежных, и отечественных производителей. В силу простоты изготовления многие российские компании занимаются простой сборкой стропов из комплектующих.
![]() |
Тележка с системой роликов для перегрузки и транспортировки поддонов с грузом в очень ограниченном пространстве. Строительная высота всего 70 мм |
Для перегрузки «проблемных» грузов, например, гибких длинномерных изделий, грузов со смещенным центром тяжести, применяют различные грузовые траверсы, изготавливаемые по индивидуальным проектам. Это позволяет оптимизировать погрузочно-разгрузочные процессы, одновременно использовать имеющуюся грузоподъемную технику и учесть особенности груза или способа его складирования. Например, пруток при строповке только стропами на крюк крана имеет большой прогиб, поэтому при его перегрузке обойтись без грузовой траверсы невозможно, даже при наличии козлового крана с большой высотой подъема крюка. Использование траверсы позволяет производить захват груза стропами одновременно в нескольких местах и равномерно распределить нагрузку.
На открытых площадках и в помещениях, где невозможно установить кран, на помощь приходят мобильные перегрузочные устройства (МПУ). Это напольные, ручные конструкции мостового типа на колесных опорах грузоподъемностью до 5 т и высотой подъема крюка до 5 м. МПУ могут заменять кран-балки (краны мостовые однобалочные).
![]() |
Устройства для транспортировки грузов компании Georg Kramp GKS-Perfekt |
Эти устройства применяют и при загрузке длинномерных грузов в 40-футовые контейнеры. Погрузку длинномера в контейнер проводят с использованием одновременно двух и более МПУ, установленных на направляющие. По окончании погрузки МПУ выкатывают на открытую площадку, и они готовы к следующему циклу работ. С их помощью можно разгружать автотранспорт на открытых площадках, не оборудованных кранами, а также обслуживать колесную технику для штабелирования грузов на поддонах (вилочные погрузчики и проч.).
Мобильные перегрузочные устройства, грузовые траверсы, в том числе на вилы погрузчиков, захваты, пирамиды для перевозки и хранения панельных и листовых материалов и другие устройства индивидуального изготовления (конструкции фирмы «НИДЭКС») изготавливают ООО «Бекеронжилсервис» (Москва), ЗАО «АГ-Профиль» (Московская обл., г. Ступино) и другие производители.
Консольные краны напольные и настенные с ручным приводом предназначены для работы с грузами небольшой массы и малых габаритных размеров. Используются для перемещения груза от одного рабочего места к другому.
Однако, наверное, самым популярным средством малой механизации являются тележки. На складах применяют множество моделей тележек – двухколесные ручные, напольные опрокидывающиеся, гидравлические с подъемными вилами грузоподъемностью 0,5. 3,0 т, платформенные четырехколесные, тележки-штабелеры.
Грузовые ручные тележки оснащены съемными или жестко закрепленными приспособлениями, обеспечивающими устойчивость различных грузов. Тележки для перемещения бочек, медведки снабжены специальными предохранительными скобами и имеют приспособления для защиты рук в случае падения или смещения грузов с тележки. На наиболее простых моделях – два колеса, но есть и другие варианты, например для перевозки по лестнице с двумя вращающимися блоками колес по три колеса в каждом. Некоторые компании (например, «Наш металл», ТФН, обе – Москва) предлагают и конструкции-трансформеры, которые путем несложных манипуляций можно из двухколесных превратить в четырехколесные.
![]() |
Грузовые четырехколесные тележки грузоподъемностью до 50 кг применяют для перемещения отдельных легковесных грузов, тележки грузоподъемностью 0,25. 1,0 т – для перемещения отдельных грузов или мелких штучных грузов на поддонах или в таре. При перемещении грузов массой более 300 кг передние колеса ручных тележек должны быть управляемыми.
При выполнении работ с тарными и штучными грузами используют разные виды тары-оборудования и специализированные грузозахватные ограждения (сетчатые борта) или приспособления, исключающие падение грузов.
Тележки с подъемной платформой или подъемными вилами с ручным или ножным гидравлическим рычажным приводом подъема груза применяют для внутрискладских перемещений грузов в таре размерами 800х600 и 600х400 мм. Вилочные тележки (и аналогичные им конструкции, например для перевозки бумажных и др. рулонов) имеют очень большое число модификаций и различаются длиной и шириной вил, числом роликов, материалами, из которых изготовлены корпус, колеса и ролики. Некоторые модели тележек комплектуют электронными весами и принтерами этикеток. Различают также модели традиционного типа (высота подъема около 190 мм) и модели с высоким подъемом вил – до 800 мм, которые можно использовать в качестве рабочего стола при комплектовании заказов.
Близки по конструкции тележки-штабе
леры (или ручные гидравлические штабелеры). Максимальная грузоподъемность разных моделей находится в пределах 0,5. 2,0 т, высота подъема груза не превышает 2 м. Гидравлические тележки и штабелеры производят практически все компании, специализирующиеся на производстве техники для штабелирования грузов. Из зарубежного оборудования наиболее популярны модели из Германии (фирмы Pfaff, Jungheinrich и др.), Швеции (ВТ), Финляндии (Rocla), Польши (Lema), Чехии (Belet), изделия болгарских производителей.
![]() |
Большое количество недорогих гидравлических тележек поставляют в нашу страну из Китая. Например, широкий ассортимент недорогого, но качественного оборудования предлагает китайский концерн NOBLELIFT, дилерами которого на территории России является компания «Транслайт».
Отечественных производителей этой продукции значительно меньше. Тележки гидравлические «Тура» Т-25, штабелеры гидравлические «Тура» Т-1015 и Т-1030 производят на оборонном предприятии «Уралгидравлика» (Свердловская обл., г. Лесной), тележки PПП-25 00 (г/п 2,5 т) – на калининградской фирме «Балтийский силач». Тележки с подъемными вилами ТВ-2, тележки грузовые ТГ-0.5 и др., тележки-штабелеры ТШ-16-10 выпускает ОАО «ОМЗ «Транспрогресс» (Московская обл., г. Орехово-Зуево).
Интересные и разнообразные специализированные устройства для перемещения грузов вручную, в том числе транспортировки и разворота тяжелого оборудования (до 200 т), выпускает немецкая компания Georg Kramp GKS-Perfekt. Некоторые модели оснащены гидравлическим приводом подъема.
Рольганг (от нем. rollgang), иначе – роликовый конвейер, это устройство для транспортировки штучных грузов. Оно состоит из системы цилиндрических или дисковых роликов (реже – шариков), по которым груз перемещается под действием собственного веса (при наклонном расположении системы), с помощью двигателя или подталкиванием вручную.
![]() |
Помимо того, что роликовые конвейеры применяют как самостоятельное транспортное средство, роликовые дорожки используются как составная часть так называемых гравитационных (роликовых) стеллажей, подъемных столов и тележек. При кажущейся простоте конструкции неприводные рольганги или рольганги с гидроприводом достаточно разнообразны и могут быть выполнены с регулируемой высотой, поворотными, с роликами из нержавеющей стали или пластика, специальными – для перемещения пакетированных грузов, стекла и хрупких грузов, высокоточными (для технологических операций) и т. д. Протяженность и ширину конструкций обычно определяет заказчик. В нашей стране рольганги и роликовые дорожки разных типов разрабатывают и производят такие компании, как, например, «Максстор», «Фруктонад групп», НПП «Конвейер» (все – Москва).
Телескопические и мачтовые подъемники с механическим приводом применяют для транспортировки и подъема грузов в узких проходах, при монтаже потолков, вентиляционных систем и др. В нашей стране наиболее известны устройства компаний Genie Industries (США) и UpRight (США–Ирландия). Популярностью пользуются и модели серии ПГ, которые выпускает ижевский электромеханический завод «Купол».
Выбирая из очень кратко и неполно перечисленных нами средств малой механизации, важно помнить, что они не только помогут не перегружать перекрытия этажей вашего склада, но и сэкономят дефицитную площадь, а также деньги, зачастую совсем немалые.
Подъемная тележка плюс платформа
![]() |
Оборудование тележек с подъемными вилами въездной рампой, рабочей платформой и устройством предохранения груза от скатывания с целью обеспечения возможности сборки, обслуживания и ремонта небольших изделий типа газонокосилок, сварочных аппаратов, небольших двигателей и т. д. значительно расширяет технологические возможности этих устройств. Платформа из рифленого алюминиевого листа с небольшой откидной рампой (250х800 мм) позволяет легко переместить груз непосредственно на платформу тележки, а затем выполнять операции с ним на нужной высоте.
Въездная рампа одновременно выполняет функции устройства предохранения от скатывания. Рабочая платформа размерами 1200х800 мм и максимальной грузоподъемностью 400 кг выполняется независимой от тележки. Рабочий подводит тележку под площадку платформы и фиксирует ее на тележке. Подобным образом без затруднений можно снова разделить платформу и тележку.
Эта конструкция создана специалистами компании Grusе (ФРГ), которая помимо электроприводной техники выпускает и большое число средств малой механизации с ручным (гидравлическим) приводом.
Источник: sitmag.ru
Что относится к средствам малой механизации в строительстве это
Средства малой механизации предусматривают машины, механизмы, приспособления и механизированный инструмент, используемые рабочими, производящими монтаж, ремонт и другие работы. По роду применяемой энергии они могут быть электрическими, пневматическими и пороховыми.
Наиболее широкое применение для выполнения различных технологических операций находят ручные электрические машины и механизмы: сверлильные и шлифовальные машины, электрогайко и шуруповерты, молотки, перфораторы и бороздоделы.
Преимущества пневматических машин: простота конструкции; незначительная масса инструмента; допустимость перегрузки; высокие надежность и безопасность работ. Однако применение таких машин возможно там, где имеются источники сжатого воздуха.
В пороховых инструментах используется энергия, получаемая в результате взрыва образуемого при горении пороха в патроне. К ним относятся: строительно-монтажные пистолеты ПНЦ52-1; пороховые оправки ОДП-6 для забивки стальных дюбелей; ударная колонна УК-6 для пробивки отверстий в железобетонных панелях и др. Широкое применение пороховых инструментов обусловлено: высокой производительностью труда по сравнению с другими видами инструмента; возможностью использования независимо от наличия электрической или пневматической энергии; небольшими массой и размерами; возможностью выполнения монтажа электрооборудования сразу же после пользования этим инструментом.
Рис. 3.3. Ручной пресс РМП-7М:
1 — откидная скоба; 2 — рейка;.3 — корпус; 4 — рычаги; 5 — трос; 6 — ручка; 7 — барабан; 8 — зубчатый сектор
В электромонтажном производстве и при ремонте электрооборудования широко применяют ручные механизмы и инструменты специального назначения, изготовляемые в виде индивидуальных наборов или наборов для бригады. Наборы комплектуются оптимальным подбором инструмента для выполнения определенных видов работ и размещаются в специальных футлярах или сумках, удобных для транспортирования и переноски.
Наборы выпускаются для выполнения следующих работ: общего характера (набор инструмента электромонтажника) — НЭ; для кабельных — НКИ-3; на линии — ИН-8МА; для монтажа вторичных цепей коммутации — НК; для паяльных — НСП-1 и др. Разнообразные инструменты выпускаются для работы с проводами и кабелями: секторные ножницы НС (рис. 4.1) для перерезания проводов и кабелей; инструмент МБ-1М (рис. 4. 2) для снятия резиновой, пластмассовой и хлопчатобумажной изоляции и перерезания жил кабелей сечением до 6 мм’2; кабельный нож НКП-2 для продольной и поперечной резки пластмассовых, резиновых и свинцовых оболочек кабелей; прессы гидравлические ПГЭ-20 и ПГР-20М; ручные механические РМП-7М (рис. 4.3) и пресс-клещи ПК1 для соединения и оконцевания жил проводов и кабелей способом прессования; пресс-ножницы ручные для перерезания сталеалюминиевых проводов сечением до 500 мм2; универсальные клещи КУ-1 для перекусывания, вырезания пленки, снятия изоляции, закручивания колец и зачистки жил па проводах любых марок и др.
Выполнение работ на высоте вызывает определенные затруднения в связи с ограниченностью пространственных зон и повышенной опасностью. Для таких работ должны применяться специальные устройства (табл. 4.1).
Механизмы для подемно-транспортных работ
Для часто выполняемых погрузочно-разгрузочных и такелажных работ целесообразно предусматривать стационарно устанавливаемые подъемные и транспортные средства: монорельсы, электротельферы, козловые краны, подъемники и другие, что во время монтажа и ремонта не всегда осуществимо. В этих случаях для вертикального и горизонтального перемещений грузов применяют лебедки, тали и домкраты.
Лебедки по роду привода подразделяют па ручные, электрические и унифицированные. При выборе лебедок учитывают максимальное тяговое усилие и длину каната, обеспечивающие их перемещение. Во время работы лебедки должны быть надежно закреплены.
Тали отличаются простотой конструкции, надежностью в работе и небольшими габаритами, что позволяет использовать их в самых разнообразных условиях.
Наличие в реечных домкратах нижней лапы позволяет производить подъем грузов с низким расположением опорных поверхностей.
Грузоподъемность винтовых и реечных домкратов, применяемых для монтажа электрооборудования, составляет 2,5—10 т. Грузоподъемность гидравлических домкратов составляет до 200 т, поэтому они применяются для подъема и такелажа тяжеловесного оборудования — силовых трансформаторов, синхронных машин и др.
Для крепления груза, к крюку подъемного механизма применяют стропы. Основные конструкции стропов приведены на рис. 4.4. Диаметр каната строп определяется по условиям обеспечения прочности каната. Разрывное усилие каната Р должно превышать расчетное усилие в нем с учетом коэффициента запаса прочности К, устанавливаемого нормативными документами: P?SK, где S — усилие (Н), зависящее от
расположения трека и числа ветвей стропа (рис. 4.5),
т — масса поднимаемого груза, кг; g — ускорение свободного падения,
м/с2; а. — угол между вертикально опущенной осью и ветвью стропа (см. рис. 4.5); п — число ветвей стропа; Кн — коэффициент неравномерности нагрузки на ветви стропа. При двух ветвях Кн принимается равным 1, при количестве от четырех до восьми — 0,75. При малых углах наклона усилия в стропе значительно возрастают, поэтому они должны выбираться такой длины, чтобы угол а не превышал 45°.
Источник: studbooks.net
Средства малой механизации и инвентарь
К средствам малой механизации относятся простейшие механизмы и приспособления, которые хотя и имеют не очень большую производительность, но дешевле сложных, высокопроизводительных машин.
Номенклатура средств малой механизации обширна, зачастую эти средства не изготовляются в массовом порядке, а на отдельных предприятиях в единичных экземплярах по инициативе работников, занимающихся погрузочно-разгрузочными операциями.
Среди средств малой механизации имеются такие, которые как бы повторяют в упрощенном виде сложные и высокопроизводительные грузоподъемные механизмы промышленного производства. Например, ручные вилочные тележки сравниваются с автопогрузчиками, небольшие простейшие краны с козловыми и мостовыми кранами и т. д.
Роликовые ломы (рис. 13) применяются при работе с тяжеловесными штучными грузами для перемещения их на небольшие расстояния. Роликовый лом на изогнутом конце имеет неподвижную ось с двумя роликами, укрепленными на подшипниках качения. Сверху на изогнутом конце лома, выполненном в виде лопатки, сделана насечка, препятствующая соскальзыванию груза. На один лом допускается нагрузка до 1 т.
Шарнирный лом-аншпуг служит для передвижения вагонов по фронту проведения погрузочно-разгрузочных работ на небольшие расстояния. При работе лом опирается опорной призмой о рельсы, заклинивается между рельсом и бандажом колеса вагона, а при поднятом рычаге упирается в бандаж колеса шарнирной колодкой.
Роликовые конвейеры применяют для горизонтального перемещения груза. Они состоят из рамы с укрепленными свободно вращающимися роликами. Конвейеры бывают стационарные и передвижные в виде легких переносных секций, устанавливаемых на переносных опорах. Секции изготовляются прямолинейными и криволинейными; сочетание их в конвейерной линии позволяет изменять направление движения груза. Длина одной секции составляет 2,0 — 2,5 м, ширина — 0,6 — 0,8 м.
Лотки предназначены для спуска по наклонной плоскости, а также для погрузки на автомобили грузов в ящиках, тюках и кипах, находящихся на втором или третьем этаже склада.
Лотки изготовляют из досок, оббиваемых для уменьшения трения железом. Угол наклона лотка составляет 35 — 45°. Груз по лотку перемещается под действием собственного веса.
Домкраты применяют для подъема тяжеловесных грузов на небольшую высоту при установке грузов на катки или тележки.
Домкраты бывают реечными, винтовыми и гидравлическими. Реечный домкрат представляет собой коробку, в которой помещена стальная зубчатая рейка, имеющая снизу загнутый в виде лапы конец, а сверху — опорную подушку. Реечные домкраты изготовляют грузоподъемностью от 1 до 12 т высотой подъема 350 — 450 мм.
Винтовые домкраты имеют более простую конструкцию и обладают свойствами самоторможения. Грузоподъемность винтовых домкратов достигает 30 г, а высота подъема груза — 240 — 370 мм. Сейчас широко применяются домкраты грузоподъемностью 2,5 т с нижней захватной лапой. В нижнем «положении лапа находится на высоте 40 мм от поля, ход лапы составляет 300 мм.
Гидравлические домкраты выпускают грузоподъемностью до 200 т. Основными узлами домкратов являются цилиндр с клапанами, поршень и ручной плунжерный насос. Масло перекачивается насосом, накачивается в цилиндр и поднимает поршень вместе с грузом. Поршень опускается в исходное положение при открывании перепускного клапана, позволяющего регулировать скорость спуска.
Ручные тележки относятся к средствам малой механизации, которые применяют главным образом для перемещения грузов в пределах погрузочной площадки на расстояние, не превышающее нескольких десятков метров.
Непременным условием для применения ручных тележек является наличие твердого и строго горизонтального покрытия на пути движения тележки. При этом условии усилие, необходимое для передвижения тележки, обычно не превышает 1 — 2% от веса перемещаемого груза. Встречающиеся на пути неровности осложняют работу с тележкой. Преодоление попутных подъемов резко увеличивает усилие, требующееся для передвижения тележки.
Если грузопоток на погрузочной площадке имеет одностороннее направление, некоторым участкам пути, на котором предстоит работать тележкам, придают небольшой уклон в направлении движения с грузом (спуск). Однако таким устройством пути злоупотреблять не рекомендуется, так как это может привести к чрезмерному нарастанию скорости тележки.
На складах широко применяют двухколесные ручные тележки, называемые медведками. Рама медведки изготовлена из углового железа или из труб. Колеса могут иметь металлический или обрезиненный обод.
Грузоподъемность медведок составляет 300 — 500 кг, а собственный вес — 50 — 60 кг.
На рис. 14, а показана ручная вилочная тележка с гидравлическим подъемником. Тележка состоит из рамы с подъемными вилами, на концах которых смонтированы ролики, гидравлического насоса, приводимого в действие рукояткой, и двух передних поворотных колес. При помощи системы рычагов ролики соединены с подъемным устройством. Для подъема и опускания вил в гидравлическом узле предусмотрен установочный рычаг, переводимый в положения «подъем», «спуск» и в нейтральное.
Высота подъема вил составляет 125 мм.
Для подъема груза вил тележки устанавливают под поддон и приводят в действие гидравлический подъемник. В поднятом положении груз транспортируют в пределах склада, доставляют в кузов автомобиля или разгружают из кузова, если уровень грузовой площадки склада совпадает с уровнем пола кузова автомобиля.
Для опускания вил с грузом нажимают на рычаг гидравлического цилиндра, открывая тем самым клапан цилиндра, рабочая жидкость при этом медленно вытекает из цилиндра.
Усилие, которое необходимо приложить для подъема груза и перемещения тележки с грузом, не превышает 10 — 15 кг.
Время подъема или опускания поддона с грузом не превышает 6 сек. Ручные вилочные тележки иногда называют транспаллетами. Грузоподъемность их составляет от 0,5 до 1,0 т.
Ручные вилочные погрузчики предназначены для погрузки и разгрузки штучных грузов, а также грузов в пакетах и на поддонах.
Распространены и ручные вилочные погрузчики с приводом рабочего органа от гидравлического домкрата или от ручной лебедки.
На рис. 14, б показан ручной вилочный погрузчик с гидравлическим домкратом 1, обеспечивающим подъем вил 5 на высоту 1500 мм.
Ручной гидравлический насос приводится в действие рукояткой 2. Горизонтальное перемещение груза осуществляется при наклонном положении погрузчика. Грузоподъемность погрузчиков составляет от 200 до 1000 кг, высота подъема грузов на вилах — 1,5 — 2,0 м.
Переносные ручные подъемники (рис. 15) применяют при погрузке бочек, ящиков и других тарно-штучных грузов на автомашины непосредственно с площадки, расположенной на уровне земли. Собственный вес подъемника 55 кг, его грузоподъемность 500 кг, высота подъема груза 1,37 м, усилие на рукоятке 4 кг, а габаритные размеры составляют: длина в рабочем состоянии 2,1 м, ширина 0,37 м.
Переносная разгрузочная ступенька (рис. 16) ускоряет и облегчает выгрузку из автомашин сыпучих и кусковых грузов. Она представляет собою трамплин, имеющий с двух сторон наклонные съезды. Ступенька изготовлена из досок сечением 50X240 мм, длиной 8500 мм, соединенных поперечными брусками сечением 450Х Х240 мм, длиной 720 мм. Рабочий без значительных усилий выгружает из автомашины 3 т сыпучих грузов за 5 — 6 мин.
Наборные лебедки применяют при выгрузке круглого леса из полувагонов. Обычно две лебедки устанавливают на борту полувагона со стороны, противоположной выгрузке. Лебедка (рис. 17) грузоподъемностью 0,5 г состоит из барабана 1 с ручным приводом, закрепленным в нижней части вертикальной стойки 2. Верх стойки оборудован направляющим канатным блоком 3.
Двое рабочих, находящихся в штабеле леса в полувагоне, укладывают Г-образные балки 4, по одной у каждого конца штабеля так, чтобы балки одним концом опирались на борт полувагона, а другим на штабель. Затем сматывают канты с барабанов лебедок и укладывают их поверх штабеля на расстоянии не ближе 0,5 м от концов бревен. После этого при помощи лома накатывают бревна на канаты и соединяют кольца 5 балок крюками 6 канатов. Рабочие, находящиеся на земле, вращая рукоятки лебедок, наматывают канаты на барабаны. При этом балки поднимаются вместе с бревнами, которые скатываются по слегам на землю.
Переходные (переездные) мостки укладывает для перекрытия зазора между полом вагона и рампой склада. При совпадении уровней пола и рампы пользуются плоскими мостками. Если разница в уровнях значительная (250 — 400 мм), устанавливают так называемые двух-панельные мостки. Длина каждой панели 1800 мм, а ширина 1700 мм. Настил мостка выполняют из рифленых стальных листов толщиной 5 — 6 мм.
Сходни, или трапы, используют в том случае, если пол склада расположен на уровне головки рельса и ниже, а также при укладке грузов в штабеля высотой более 2 м. Сходни изготовляют из досок толщиной не менее 60 мм и не ниже II сорта. С нижней стороны доски сходней скрепляют планками с интервалом не более 50 см. По концах сходни оборудуют металлическими крюками для захвата за дверной рельс крытого вагона. Уклон сходней должен быть не круче 1/3. Если длина сходней более 3 м, под них подставляют козлы.
Лестницы служат для подъема рабочих на громоздкие и высокие грузы. Стойки лестницы, помимо ступенек, должны быть скреплены между собой стяжными болтами диаметром 6 мм, расположенными на расстоянии не более 2 м. Ступеньки врезают в стойки сквозными шипами. На нижние концы стоек надевают металлические заостренные наконечники, а при работе на бетонных или асфальтовых площадках — резиновые наконечники.
Слеги (покаты) применяют при выгрузке из вагонов круглого леса и других катно-бочковых грузов. Их изготовляют из бревен диаметром не менее 15 см, не ниже
II сорта. При перемещении тяжеловесных грузов используют слеги большего диаметра. К верхним концам слег при помощи болтов крепят крючки для захвата за дверной рельс вагона. Слеги могут быть одинарными и двойными. Одинарные слеги устанавливают при перемещении длинномерных грузов, двойные — при перемещении короткомерных.
Приспособление для закрывания люков полувагонов (рис. 18, а) состоит из коленчатого рычага 1, упорного валика 2 диаметром 40 мм и длиной 150 мм, двух крюков 3 и 4, выполненных из стального прута диаметром 12 мм, и кольца 5. Короткий крюк 4 используют для закрывания крайних люков полувагона, а длинный 3 — для всех остальных.
В том или другом случае один из крюков накидывают на планку люкового запора, после чего упорный валик 2 подводят под низ открытого люка. Нажав на конец второго плеча, рычаг / поднимают, а затем закрывают люк. Закрытие люков этим приспособлением происходит сверху вниз, что дает возможность дополнительно использовать для подъема люка вес человека. Подъем люков может быть осуществлен даже в случае завала габаритного размера.
Если произошел перекос или. изгиб люка, его закрывают при помощи приспособления (рис. 18,6), состоящего из лапы 6, скобы 8 и гайки 7. Приспособление навешивают лапой на запорную планку и регулируют общую длину подвески за счет вращения скобы вокруг хвостовика лапы. Затем в скобу пропускают лом и нажимают на свободный конец лома сверху вниз. Если перекос люка значительный, эту операцию повторяют снова, но с другой стороны люка.
Ручные тали и полиспасты применяют для подъема и опускания тяжеловесных грузов. Они представляют собой соединение нескольких подвижных и неподвижных блоков, огибаемых канатом или цепью.
Тали бывают с червячной и шестеренчатой передачами. Таль с червячной передачей или червячная таль (рис. 19) состоит из обоймы 1, в которой помещены червяк 4 и червячное колесо 2, отлитое заодно с цепной звездочкой 8, подвешенное на цепи подвижного блока 6 с крюком, тормоза 7 и двух цепей (тяговой и грузовой). Тяговая цепь 5 находится в зацеплении с колесом 3, посаженным на конце червяка.
Подвижной блок с крюком поднимают вращением тяговой цеди колеса с червяком; при этом одновременно вращается червячное колесо с цепной звездочкой и грузовая цепь, находящаяся в зацеплении с этой звездочкой,
перетягивается и поднимает блок с крюком. Груз удерживается в поднятом положении фрикционным тормозом и храповым механизмом с собачкой. Спуск груза обеспечивается вращением червяка в сторону, противоположную подъему.
Червячные тали изготавливают грузоподъемностью до 10 г, высотой подъема груза 3 м. Скорость подъема груза составляет 0,12 — 0,6 м/мин, а вес талей колеблется от 40 до 410 кг.
Шестеренчатые тали выпускают грузоподъемностью от 0,1 до 20 г. Они имеют меньший вес и более высокую скорость подъема (от 0,15 до 3,15 м/мин).
Принцип действия шестеренчатой тали аналогичен рассматриваемому выше. При помощи тяговой цепи вращают тяговое колесо, расположенное на конце вала; на другом конце этого вала имеется шестерня, находящаяся в зацеплении с двумя одинаковыми шестернями планетарной передачи. Грузовая цепная звездочка, вращаясь, перетягивает грузовую цепь и поднимает или опускает подвешенный на этой цепи блок с крюком.
Червячные и шестеренчатые тали подвешивают к козлам, балке и т. п. Для горизонтального перемещения груза таль подвешивают к передвигающейся по монорельсу тележке. Грузоподъемность выпускаемых тележек не превышает 5 т.
Источник: www.soyuzproektstroy.ru
2.3. Средства малой механизации и подъемно-транспортные средства
К средствам малой механизации и подъемно-транспортным средствам относятся подъемники, тали, тельферы, домкраты и тележки, предназначенные для обеспечения подачи к рабочему месту и от него предметов труда.
Подъемно-транспортные механизмы следует применять в случае подъема предметов труда и оснастки весом более 100 Н.
В курсовом работе необходимо подобрать средства малой механизации и подъемно-транспортные средства, указать тип этих средств, привести их основные характеристики, описать их назначение.
3. Пространственная организация рабочего места
Пространственная организация рабочего места – это расположение оборудования, технологической и организационной оснастки, предметов труда и самого работающего на рабочем месте.
Планировка должна обеспечивать наиболее удобное взаимное расположение оборудования, оснастки, предметов труда и самого работающего, что должно привести к исключению из трудового процесса лишних движений, ведущих к быстрой утомляемости работающих и потерям рабочего времени.
На рисунке 2 в качестве примера приведена планировка участка ремонта топливной аппаратуры.
Рисунок. 2 — Планировка участка ремонта топливной аппаратуры
/ — стеллаж; 2 — барабаны с самонаматывающимся шлангом для воздуха; 3 — пистолеты для обдува деталей воздухом; 4 — верстаки; 5 — приспособление для сборки-разборки карбюраторов; 6 — приспособление для сборки-разборки топливных насосов; 7 — ларь для обтирочных материалов; 8 — ящик для мусора; 9 — подъемно-поворотный стул; 10 — конструкторский стол; // — приспособление для шлифовки плоскостей разъема топливной аппаратуры; 12 — технические весы с разновесом 200 г; 13 — установка для проверки карбюраторов и топливных насосов; 14 — газоанализатор; 15 — ванна для мойки деталей
По существующим нормам на каждого работающего должно приходиться не менее 4,5 кв.м производственной площади.
Планировка размещения оборудования начинается с определения величин горизонтальных проекций оборудования и оснастки, их суммирования с последующим умножением полученной суммы на коэффициент отношения площади участка, на котором оказывается услуга (см. табл.3), к этой сумме и добавлением к полученному результату величины n*4,5, гдеn -число работающих на производственном участке [2].
Таблица 3. Отношение площадей помещений к суммарной площади горизонтальной проекции устанавливаемого технологического оборудования
Помещения для работ слесарно-механических, электротехнических,
Помещения для работ агрегатных, шиномонтажных и малярных
Помещения для работ сварочных, термических, жестяницких, кузовных
Помещения для работ кузнечно-рессорных, деревообделочных и ацетилено-газогенераторнаых
Склады запасных частей и агрегатов, инструментов. резины, смазочных
и обтирочных материалов
Расположение технологического оборудования и организационной оснастки должны обеспечивать свободный доступ обслуживания, удобное и безопасное передвижение людей.
Оптимальная рабочая зона при позе «сидя» — 600-1200 мм по высоте, 500 мм по глубине и 550 мм по фронту от центра сиденья. При позе «сидя» должно быть предусмотрено пространство для ног: высота – 600 мм, ширина – 500-600 мм, глубина – 450-550- мм.
Рабочая поза «стоя» применяется при работах, требующих большого количества движений с размахом более 1000 мм по фронту, 300 мм в глубину, 400 мм от поверхности рабочей зоны и усилия в 100-200 Н.
Все материальные элементы рабочего места подразделяются на предметы постоянного и временного пользования и в зависимости от этого располагаются в зонах досягаемости.
Кроме горизонтальной планировки размещения оборудования и оснастки для получения пространственной организации рабочего места в проекте необходимо представить их проекции на стены, у которых они располагаются с указанием высоты.
Планировка и проекции технологического оборудования и оснастки на стены участка должны выполняться в масштабе 1:50.
Источник: studfile.net
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Средства малой механизации и механизированный инструмент должны быть легкими по весу, малогабаритными, портативными, безопасными и надежно действующими в работе и должны содействовать повышению продуктивности труда монтажников. [3]
Средства малой механизации являются существенным фактором для облегчения тяжелого физического труда работающих в кузнечных цехах и для увеличения производительности труда и безопасности работы. При значительном эффекте средства малой механизации не требуют больших затрат на изготовление и установку и доступны кузницам любого масштаба. Первостепенное значение средства малой механизации приобретают на вспомогательных работах, затраты времени на выполнение которых, как правило, определяют производительность кузнечного оборудования. [4]
Средства малой механизации — это приспособления и инструменты, облегчающие выполнение производственных задач. Как правило, решение любой производственной задачи состоит из двух частей: подготовительных мероприятий и непосредственного выполнения поставленной задачи. Часто подготовительные мероприятия занимают времени больше, чем выполнение самой задачи. [5]
Средства малой механизации являются эффективными, если они удовлетворяют следующим требованиям. [6]
Средства малой механизации зачислялись на баланс и становились собственностью строительных управлений и участков; нередко при выдаче со склада новых механизированных инструментов их сразу же списывали как малоценное имущество. [7]
Средства малой механизации были изъяты из ведения строительных трестов ( управлений) и переданы управлениям механизации трестов Мосстроймеханизация с тем, чтобы последние передавали механизированные инструменты строителям на договорных началах в аренду. В управлениях механизации были организованы участки малой механизации, имеющие в своем составе штат слесарей-инструментальщиков, слесарей-сборщиков, ремонтников и электриков, а также машину технической помощи. [8]
Средства малой механизации в Глчвмосстрое. [9]
Средства малой механизации — ремонт С. [10]
Средства малой механизации в совокупности с прогрессивной технологией помогают вскрыть неиспользованные резервы производства. Примером может служить ленинградский Кировский и Уральский турбомоторный заводы. Здесь создан комплекс новой универсальной оснастки, позволившей значительно снизить трудоемкость изготовления выпускаемых машин. [11]
Средства малой механизации включают в себя всевозможный инструмент, облегчающий ручной труд. [12]
Средства малой механизации подразделяют на электрифицированные, пневматические, моторизованные, гидравлические и пороховые. Некоторые инструменты приводятся в действие мускульной силой рабочего. Незначительные масса и габаритные размеры, низкая стоимость средств малой механизации позволяют еще шире внедрять их при монтаже сооружений связи. [13]
Средства малой механизации подразделяют на электрифицированные, пневматические, моторизованные, гидравлические и пороховые; некоторые инструменты приводятся в действие мускульной силой рабочего. Эти средства применяют там, где условия производства работ не позволяют использовать мощные, крупногабаритные машины или их использование нерентабельно, где объемы работ небольшие и они территориально разбросаны. Незначительные масса и габариты, небольшая стоимость средств малой механизации позволяют еще шире внедрять их на монтаже сооружений связи. [14]
Какие средства малой механизации применяют при рытье котлованов, заготовке, сборке и установке опор, а также при монтаже проводов. [15]
Источник: www.ngpedia.ru