Что относится к военным преобразованиям петра 1 строительство флота

Содержание

Анализ реформаторской деятельности Петра Великого. Суть реформ: создание боеспособной армии, мощного военно-морского флота — почти что из ничего. Сухопутная страна превратилась в могучую морскую державу. Плеяда полководцев. Роль Петра I в истории России.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.02.2009
Размер файла 22,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение 3
  • §1. Становление флота 4
  • §2. Победа флота 7
  • Заключение 14
  • Список используемой литературы 15

Введение

В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет большое значение для нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое воздействие на весь склад общества и дальнейший ход событий. Военная реформа не теряет своей актуальности и сегодня.

ЧЕГО ПЁТР ПОНАБРАЛСЯ В ЕВРОПЕ — История России для «чайников» — 33 выпуск

В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но все сходятся в одном — это был один из наиважнейших этапов истории России. В подготовке реферата мне помогли труды Молчанова Н.Н., Павленко Н. и других авторов.

Основная часть состоит из двух параграфов. В §1 рассмотрено начало крупномасштабного строительства флота в России. §2 посвящен проведению и результатам военной реформы в области флота.

Хронологические рамки реферата — конец XVII — начало XVIII вв.

Территориальные рамки реферата — Россия: Москва, Петербург (о-ва Янни-Сари, Котлин), Балтийское море, Воронеж, эпизодически Голландия, Англия, Австрия.

Цель реферата — проанализировать проведение военной реформы Петра I в области флота.

§1. Становление флота

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. — М.: Международные отношения, 1990. — с. 88-89

Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. — М.: Международные отношения, 1990. — с.15 Одной из основных проведенных реформ была военная реформа, а именно строительство флота.

История России. Лекция 22. Реформы Петра Первого | History Lab

Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков — по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной.

Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордони др. А среди русских постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавших впоследствии блестящую политическую карьеру: А.М. Головин, братья П.М. и Ф.М. Апраксины, А.Д.Меньшиков.

С их помощью Петр устраивал маневры “потешных“ войск, которые проводились в селе Преображенском. Особое внимание уделялось Петром становлению российского мореплавания.

В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые «потешные полки» — Семеновский и Преображенский. Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг.

Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым «кумпанствам» (компаниям) — объединениям светских и духовных землевладельцев. Уже в мае 1692 г. на Переславском озере был спущен на воду его первый “потешный“ корабль, построенный при участии самого царя. В 1694 г. во время настоящего морского похода, устроенного царем, впервые был поднят российский красно-сине-белый флаг. За петровскими “военными забавами” скрывалась далеко идущая цель: борьба за выход России к морю.

Коренные преобразования армии начались в 1698 г., когда стали распускаться стрелецкие и создаваться регулярные полки. Они формировались на основе рекрутской повинности, введенной в 1705 г. Сначала брали по одному рекруту с 20 дворов, а с 1724 г. раскладку рекрутов стали вести в соответствии с числом душ мужского пола, положенных в оклад.

В итоге с 1699 по 1725 гг. было проведено 53 набора в армию и на флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную военную службу. И если в 1699 г. было фактически создано помимо двух гвардейских 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г. Петровская армия была доведена до 52 пехотных полков.

После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100- тысячная армия состояла из 42 пехотных и 35 драгунских полков. Однако новая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу правления Петра составляло 130- тысячную армию из трех родов войск — пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс.- в ополчении, и свыше 105 тыс.- в казачьих частях. Буганов В.И. Петр Великий и его время. — М.: Наука, 1989. — с.112

Наряду с созданием регулярной армии проходило строительство военно-морского флота, жизнь и деятельность которого определял “Морской устав “. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. Еще в 1701 г. Петр I мечтал, что у него здесь будет 80 больших кораблей, Спешно вербовали экипаж и в 1703 г. Лодейнопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая русская эскадра, появившаяся на Балтийском море. А в 1705 году приступила к строительству кораблей Адмиралтейская верфь в самом Петербурге. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике.

В это время Россия располагала военно-морским флотом, но он состоял не из тех кораблей, которые могли совершать наступательные операции в открытом море. Для этого необходимы были линейные корабли, вооруженные многими десятками пушек различных калибров. Таких кораблей в русском флоте насчитывались единицы, хотя мелких судов, предназначенных для каботажного плавания и оборонительных операций, было в избытке. Единственная верфь в стране, выпускавшая корабли крупных размеров, — Адмиралтейская — не могла в ближайшие годы пополнить Балтийский флот необходимым количеством судов.

Был еще один способ комплектования флота новыми боевыми кораблями — приобретение их за границей. Ради ускоренного создания флота Петр не пренебрегал и этим способом.

§2. Победа флота

На 4 ноября 1696 года было назначено заседание Боярской Думы, к которому Петр подготовил записку с названием: «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова». Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1: «. воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий, о чем надобно положить не испустя времени: сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать?». Дума постановила такой приговор: «Морским судам быть. «.

Читайте также:  В каком документе отражаются результаты авторского надзора за строительством

Всем жителям московского государства необходимо было участвовать в постройке кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости и торговые люди обязаны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег.

С этой целью положено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине с двора. Количество снаряженных таким образом судов также было определено. Их приказано было выстроить 80, а еще 80 государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены. Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в соседних пристанях.

Дело судостроения шло довольно успешно. В 1698 году были построены требуемые суда. Азовская победа привела ко многим переменам в России.

Кроме того, Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу. Позже, в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян.

Поручив управление страной князю Федору Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, посольство выехало 2 марта 1697 года из Москвы. Посольство назвали «великим» из-за его многочисленности. Его возглавляли три посла: Лефорт, Головин и Возницын. В числе волонтеров находился Петр Михайлов — под такой фамилией значился царь.

Посольство сопровождал многочисленный обслуживающий персонал: священники, лекари, переводчики, хлебники. В месте с солдатами охраны общая численность составляла 250 человек, а обоз насчитывал 1000 саней.

Посольство направилось в Голландию. Путь туда пролегал через Курляндию, Бранденбург, Германию. Повсюду в их честь устраивали торжественные приемы, а Петру иногда не удавалось сохранить инкогнито.

В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения Голландии — город Сардам. Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд посольства в Амстердам, где было достигнуто соглашение о том, что волонтеры будут обучаться кораблестроению на верфи Ост-Индской компании. Конец августа и начало сентября прошли в освоении премудростей кораблестроения. 9 сентября был заложен фрегат «Петр и Павел», который в середине ноября был спущен на воду. В выданном царю аттестате корабельным мастером Полем было засвидетельствовано, что «Петр Михайлов, находившийся в свите великого московского посольства. был прилежным и разумным плотником. ; кроме того, под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил так основательно, что может, сколько мы сами разумеем, в том и другом упражняться».

Но царю было мало одной практики. Он решает посетить «владычицу морей» Англию, где он мог изучить ремесло инженера-кораблестроителя. В январе 1698 года Петр прибывает в Лондон. Там Петр работал на верфях, осматривал предприятия, побывал в Оксфордском университете, несколько раз съездил в Гринвичскую обсерваторию и на монетный двор.

Так одна из задач посольства была выполнена: волонтеры постигли азы кораблестроения. Большие трудности пришлось преодолеть при закупке оружия и найме специалистов. Тем не менее, удалось приобрести 10 тысяч ружей, 5 тысяч мушкетов, 3200 штыков, корабельные припасы и прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов, а также боцманы, шлюзные мастера и т.д. Но главная задача посольства не была выполнена: Голландия отказалась вступить в войну с Турцией на стороне России.

Великое посольство отправляется в Вену, чтобы предотвратить возможность заключения сепаратного мира австрийцев с османами и достижения согласия продолжать войну с ними. Однако и это не удалось. Австрия уже вела переговоры о мире с Османской империей.

У Петра теплилась надежда склонить к продолжению войны Венецию, но тревожные вести из Москвы разрушили все его планы. Царю пришлось возвратиться в Россию.

К весне 1699 года из-за границы возвратились все волонтеры. Они прибыли в Воронеж, где их назначили на корабли, готовящиеся к Керченскому походу. В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на корабле «экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно». Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем, то здесь ученики показывают свою полную несостоятельность.

В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему императору из Москвы: «из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и Германию, только четверо выдержали экзамен, сделанный самим государем в Воронеже. Остальным 68 представлено или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счет, или возвратить выданные на поездку деньги». Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов, князь А. Голицын, Ф. Плещеев. Другим же наука не далась.

Международная ситуация все больше осложнялась. И вот наступило то, чего все ждали: Россия вступила в войну со Швецией. Нужно сказать, что начало этой войны было неудачным для русских. Катастрофа под Нарвой в 1700 году заставила шведов думать, что Россия слаба и не может оказать достойного сопротивления. Но они заблуждались: поражение не сломило Петра, наоборот, он начал готовиться к войне с еще большим рвением.

Шведский флот начал вторжение. Первые битвы русских кораблей с неприятелем произошли на озерах. В августе 1702 года 30 русских кораблей под командованием Александра Меньшикова нанесли на Ладожском озере поражение шведской эскадре, состоящей из 9 крупных судов. Два шведских корабля были сожжены, один потоплен, два захвачены в жестокой абордажной схватке. За эту победу офицеры получили золотые медали с цепями, а солдаты золотые награды поменьше и без цепей.

Это поражение не остановило шведов. На Чудском озере появилась крупная шведская эскадра. В 1704 году произошло сражение, в ходе которого русскими кораблями было захвачено 13 неприятельских судов, а избегшую этой участи яхту «Каролус» взорвали сами шведы. В 1702 году Петр 1 взял Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 году Ниеншанц — крепость в устье Невы, что позволило русским выйти сначала в реку Неву, а затем в Финский залив.

Первая победа русского флота в Балтийском море была одержана в устье Невы. На следующий день после взятия Ниеншанца Петр 1 внезапно атаковал подошедшие на помощь осажденной крепости с грузом продовольствия и десантом шведские суда «Гедан» и «Астрильд». Оба корабля были взяты на абордаж при непосредственном участии царя и А. Меншикова.

Через несколько дней на острове Янни-Сари было заложено основание Санкт-Петербурга. С моря новая крепость была защищена трехъярусными батареями, возведенными у острова Котлин.

Создание мощного российского флота послужило началом овладения всем морем. В 1710 году при участии морских сил были освобождены Выборг, Рига, о. Эзель, Ревель. В 1713 году со взятием Гельсингфорса шведы были окончательно выбиты из Финского залива.

Итак, Балтийский флот набирал силу. Своему детищу царь уделял исключительной внимание, он частый гость главной базы русского флота, расположенной на острове Котлине. Там он проводил целые недели, усматривал смотры, учебные сражения, упражнял офицеров и матросов в выполнении морских команд.

К летней кампании 1714 года Балтийский флот настолько окреп, что вооружил Петра уверенностью в способности его помериться силами со шведами на море. Флот насчитывал 15 линкоров, вооруженных 42-74 пушками каждый, 5 фрегатов с 18-32 пушками и 99 галер. Указом Петра 1 от 16 ноября 1705 года на кораблях были впервые организованы полки морской пехоты.

Четвертого июня 1719 года в сражении со шведами в Эзельском проливе русским флотом под командованием капитана второго ранга Н.А. Сенявина была одержана первая победа без абордажа, с использованием одних орудий.

В июле 1720 года русский гребной флот под командованием М. Голицына заманил шведские корабли в шхеры у острова Гренгам. В ходе решительной абордажной атаки русские одержали вторую блестящую морскую победу над шведским флотом. Во время сражения было захвачено 4 шведских фрегата с 104 пушками и 400 моряками. Эта победа ускорила подписание Ништадского мира 1721 года, положившего конец Северной войне.

Читайте также:  Что означает кредиты на строительство

К концу первой четверти 18 века Россия стала одной из сильнейших морских держав. 13 января 1720 года Петром 1 был издан первый морской устав.

Издание в России Морского Устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот. Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он прежде всего учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов Отечества.

От европейских флотов флот Петра отличался, прежде всего, тем, что вначале он состоял в основном из гребных судов, различных по размерам и вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после победы под Полтавой в России началось интенсивное строительство линкоров. Только они могли обеспечить России господство в Балтийском море.

С завоеванием Прибалтики флот получил удобные незамерзающие порты. Для обороны новой столицы — Петербурга на острове Котлин строится мощная крепость — Крондштадт.

К 1725 году русский флот на Балтике был одним из сильнейших флотов. Он имел 48 линкоров и фрегатов , 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 тысяч человек. С 1716 года на флоте появились гардемарины — выпускники открытой в 1700 году «Школы математических и навигационных наук».

Сухопутная страна, три десятилетия назад не имевшая ни одного военного корабля, превратилась в могучую морскую державу, располагавшую самым мощным флотом на Балтийском море. Флот надежно защищал морские рубежи России, в том числе и столицу империи — Петербург.

Главные итоги военных реформ Петра Великого:

— создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;

— появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

— создание мощного военного флота;

— гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

Заключение

Петр I пришел к своему идеалу государственного устройства — военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека — капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели. Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер.

Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Нельзя не признать — Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

Результаты военных реформ Петра сводятся к следующему: создание сильной регулярной армии, создание мощного военно-морского флота — почти что из ничего.

Список используемой литературы

1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. — М.: Наука, 1989. — 192 с.

2. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. — М.: Культура, 1990. — 658 с.

3. Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России // Знание — сила. — 1990. — № 8-9. с. 12-18.

4. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. — М.: Международные отношения, 1990. — 448 с.

5. Павленко Н. Петр Великий: PRO ET CONTRА // Наука и жизнь. — 1992. -№2. с. 10-15.

Подобные документы

История восхождения Петра на трон. Стрелецкий бунт и борьба с царевной Софьей. Военная реформа как первоочередное преобразовательное дело Петра I. Создание регулярного военно-морского флота. Значение реформ Петра, противоречия его преобразований.

реферат [30,7 K], добавлен 26.10.2011

История Российского государства. Реформа вооруженных сил. Создание регулярного военно-морского флота. Радикальное изменение системы военного управления. Точка зрения К. Валишевского на военные реформы Петра I.

реферат [18,9 K], добавлен 19.10.2002

Создание военно-морского флота в России. Разработка военных уставов в период правления Петра I. Переход к регулярной армии; рекрутские наборы. Приспособление армии к новым историческим условиям в период укрепления феодально-абсолютистского государства.

реферат [41,0 K], добавлен 22.12.2009

реферат [58,8 K], добавлен 12.12.2012

Предпосылки петровских реформ. Реформы Петра I. Военная реформа. Cоциальные и экономические реформы. Административная реформа. Реформа в области культуры и быта. Церковная реформа. Итоги реформ.

Преобразования Петра Великого, его роль в судьбе России.

реферат [27,7 K], добавлен 22.02.2005

Историографический анализ реформаторской деятельности Петра I в сфере государственного управления. Характеристика новых институтов власти: Сената, Коллегии. Методы осуществления реформ и их нацеленность на превращение России в военно-промышленную державу.

курсовая работа [124,8 K], добавлен 09.02.2012

Исторические условия в которых проходила деятельность личности Петра I и характеристика общественного строя того времени. Вклад преобразователя в создание в государстве армии, флота и промышленного производства. Юридическая сила петровских реформ.

Источник: otherreferats.allbest.ru

Содержание военной реформы Петра I

Петр I с самого детства изучал военное дело и мореходство. Кроме того, он анонимно проходил обучение судостроению у голландских мастеров. Отмечая очевидные недостатки российских вооруженных сил того времени, Петр, применяя полученные знания и опыт, планировал полностью реорганизовать царскую армию: от принципа набора до руководства. Военные реформы стали делом жизни сначала царя Петра Алексеевича, а затем и императора Петра I. Их значимость для военных успехов России в XVIII веке невозможно переоценить.

Военная реформа, осуществленная Петром I, носила комплексный характер. Одним из основных достижений стало создание военно-морского флота. Петр вел борьбу с непотизмом и кронизмом в армейских структурах, его задачей было формирование вооруженных сил по критериям таланта и трудолюбия, а не происхождения. Большая работа была проделана и в образовательной сфере: открывались специализированные военные и морские учебные заведения, разрабатывались учебные материалы.

Однако для достижения успехов были принесены серьезные жертвы. Ниже приведена сводная таблица положительных и отрицательных аспектов реформы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

«Плюсы» «Минусы»
Создание боеспособной регулярной армии Дальнейшее закрепощение крестьян
Создание военно-морского флота Ухудшение жизни простых горожан и крестьян
Создание в России военно-промышленного комплекса Появление развитого бюрократического аппарата и коррупции
Создание системы военного образования Повышение налогов

Содержание военной реформы

Основание и строительство военно-морского флота

Причиной решения о необходимости постоянного военного флота стал опыт азовских походов 1695-1696 годов, в ходе которых построенные наскоро корабли, лодки и плоты внесли большой вклад во взятие османской крепости. Кроме того, долгосрочной целью Петра и его последователей было получение выхода в Черное море, а для этого необходимо было обеспечить оборону Азова и завладеть Крымом или, по крайней мере, Керчью. Все это привело к принятию Боярской думой постановления «Морским судам быть…» 30 октября 1696 года, ставшем первым законом о флоте в России. С этого момента началось строительство Азовской флотилии.

В связи с основанием Санкт-Петербурга в 1703 году, а также необходимостью защищать северные границы страны, в 1703-1704 годах закладываются Олонецкая, Адмиралтейская, Лужская и другие верфи и начинается стремительное строительство Балтийского флота. Также в 1722 году во время персидского похода, целью которого было проложить для российских купцов торговый путь из Индии через Персию, Грузию и Астрахань, откуда товары должны были распространяться по всей России, в Европу, было построено 200 транспортных судов для перемещения пехоты.

4 ноября того же года указом Петра I в Астрахани был основан военный порт и начато строительство военной Каспийской флотилии для закрепления успехов похода и удержания влияния в море.

Формирование регулярной армии

В 1691 году Петром I были сформированы два «потешных» полка: Семеновский и Преображенский. В 1694 году они, а также другие военные части принимали участие в Кожуховском походе – военных учениях, целью которых была оценка боеспособности действующей армии. Результаты учений, опыт азовских походов, а также насильственное подавление стрелецкого бунта в 1698 году привели Петра I к мысли о необходимости роспуска всех старых полков (за исключением тех, кому царь доверял безоговорочно) и реорганизации вооруженных сил.

Уже в 1699 году был издан указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей», в соответствии с которым объявлялся первый рекрутский набор, в том числе на добровольной основе. В результате на службу было принято около 40 тысяч человек, разделенных на 27 пехотных и два кавалерийских полка. С 1705 года рекрутские наборы стали регулярными (вводилась рекрутская повинность) и служили цели формирования постоянной обновляемой боеспособной армии.

Читайте также:  Захватка в дорожном строительстве это

Принципы рекрутской повинности

  • распространялась на все сословия и классы населения;
  • служба в армии являлась обязательной для всех дворян;
  • общины должны были предоставлять указанное количество рекрутов (от 20 до 35 лет);
  • служба пожизненна;
  • размер повинности, время и порядок набора утверждались перед каждым набором.

Военное образование

Масштабные преобразования Петра I требовали подготовки новых кадров во всех областях. Так, азовские походы продемонстрировали эффективность взаимодействия флота и артиллерии при осаде прибрежных крепостей. В связи с этим уже в 1698 году начали открываться пушкарские школы, а в 1701-1702 годах – навигационные и артиллерийские школы в Москве (первым подобным учреждением была Школа математических и навигацких наук, открытая 25 января 1701 года; в ней проходили подготовку будущие артиллеристы, инженеры, моряки армии и флота).

Без внимания Петра I не осталась и военная медицина. В 1707 году при Московском сухопутном госпитале была открыта первая в России госпитальная школа. В 1716 году был открыт Санкт-Петербургский сухопутный госпиталь; изначально при нем было всего несколько учеников, а непосредственно медико-хирургическая школа была основана только в 1733 году.

Для ускорения развития системы военного образования (в том числе и медицинского) в Россию приглашались иностранные специалисты. Их целью было создание системы, аналогичной европейской.

В 1721 году указом Петра I были учреждены гарнизонные школы при каждом полку армии. Целью таких школ являлось обеспечение начального образования для детей солдат и унтер-офицеров, а также их обучение основам артиллерии, инженерного дела и других военных наук. Таким образом, гарнизонные школы также отчасти решали задачу поддержания численности состава регулярной армии.

Развитие оборонной промышленности

Задумки Петра I, связанные с модернизацией вооружений, также требовали не только финансовых вложений, но и создания соответствующих производственных мощностей. Так, в 1702 году в Олонецкой губернии (Карелия) были заложены одни из первых металлургических заводов (Олонецкие горные заводы). На этих заводах производились пушки, ядра, ружья, холодное оружие, якоря и другие изделия из черных металлов, которые шли на оснащение армии и флота.

В 1712 году в Туле открылся старейший российский оружейный завод (сейчас является частью Ростеха). К 1720 году завод уже выпустил более двадцати двух тысяч ружей. В 1721 году было начато строительство Сестрорецкого оружейного завода со всей сопутствующей инфраструктурой, включая плотину, дворец, гавань и церковь. Завод, охватывающий полный цикл производства, выпускал все от гвоздей и якорей до холодного и стрелкового оружия. Благодаря запуску Сестрорецкого завода была окончательно решена проблема вооружения армии.

Структуризация и организация армии

В рамках реформы государственного управления были созданы два органа централизированного управления сухопутной армией и военно-морским флотом: Адмиралтейств-Коллегия (1717 год, среди первых девяти коллегий) и Военная Коллегия (1719 год).

В 1720 году был принят Морской устав, стандартизировавший принципы организации и вводивший единые законы для всего российского военно-морского флота. Тематически устав охватывал пять наиболее значимых аспектов функционирования флота:

  • обязанности высшего руководства флота;
  • взаимоотношения служащих разных чинов и рангов, отличительные знаки;
  • обязанности всех остальных чинов;
  • поведение на корабле;
  • наказания за проступки.

Кроме того, Петра I беспокоил вопрос соотношения военных, гражданских и других чинов. В связи с этим на основе французского, прусского, шведского и датского опыта была составлена и введена в действие Табель о рангах, регулировавшая отношения между служащими в разных сферах. Сущность документа сводилась к тому, что государственные служащие, имевшие в соответствии с Табелью соотносящиеся ранги, не могли претендовать на какие-либо привилегии относительно друг друга и вышестоящих чинов.

Исключениями были военные ранги, которые признавались вышестоящими относительно любых других, а также князья императорской крови, которые имели преимущество относительно остальных служащих. В остальном же Табель о рангах частично сокращала социальные разрывы между сословиями, давая возможность любым свободным людям за счет личных умений и способностей добиться больших успехов, независимо от их происхождения.

Итоги военной реформы

  1. Создание «с нуля» военно-морского флота численностью около 30 тысяч человек.
  2. Создание регулярной армии численностью около 300 тысяч человек.
  3. Проведена модернизация вооружений.
  4. Введены стандарты обмундирования.
  5. Разработаны и введены в действие Воинский и Морской уставы.
  6. Создана система специального военного образования: открыты пехотные, морские, артиллерийские, инженерные и медицинские школы.
  7. Заложены основы военно-промышленного комплекса, полностью удовлетворяющего потребности армии и флота.

Историческое значение военной реформы

В ретроспективе преобразования оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие вооруженных сил Российской Империи и ее военные успехи во второй половине XVIII века. Многие из петровских реформ в том или ином виде дожили до сегодняшнего дня, например, регулярное обновление армии. Ниже приведен перечень наиболее значимых с исторической точки зрения последствий военных реформ Петра I:

Источник: wiki.fenix.help

Создание военно-морского флота при Петре 1

Создание военно-морского флота при Петре 1 стало одним из ключевых событий его царствования, которое продолжалось с 1689 по 1725 год. В начале правления он получил опыт строительства кораблей на Плещеевом озере, а затем последовало строительство судоверфи на Дону в Воронеже и строительство фрегатов в Архангельске. Однако основным флотом петровского периода стал Балтийский.

Пётр I и кораблестроение

Ещё в период регентства царевны Софьи у Петра I появился интерес к судостроению и кораблям. В 1688 году плавал по реке Яуза на старом английском ботике.

Пётр I

Рис. 1. Пётр I.

В том же году он уехал из Москвы в Переяславль-Залесский на Плещеево озеро, где построил свою первую небольшую судоверфь. Датой создания русского флота можно считать 20 октября 1696 года, когда боярская дума принимает постановление царя, которое начиналось со слов «Морским судам быть…».

К 1696 году в царстве Русском было построено некоторое количество судов по причине похода на турецкую крепость Азов. В нём приняли участие следующие корабли:

  • 1300 стругов;
  • 23 галеры;
  • 4 брандера;
  • 2 линейных корабля.

Местом строительства кораблей стало Адмиралтейство в Воронеже. Из Дона корабли выходили в Азовское море. Азовский флот был ликвидирован после поражения Петра I в Прутском походе 1711 года.

В 1702 году было построено два фрегата на верфи в Архангельске. По «Государевой дороге» их перетащили из Белого моря в Онежское озеро.

До царствования Петра I в России был небольшой опыт судостроения. В 1636 году иностранные специалисты построили галеру «Фредерик», которая совершила плавание от Нижнего Новгорода до Каспийского моря, где села на мель и была брошена. В 1667 году датские специалисты селе Дединово под Коломной построили фрегат «Орёл», но вскоре он был захвачен и сожжён казаками Степана Разина.

Флот при Петре I

Рис. 2. Флот при Петре I.

Строительство флота на Балтийском море

Особое значение для дальнейшей истории России имел построенный в рамках военной реформы Петра I балтийский флот. В 1702–1704 годах шло строительство галер на реках Луга и Сясь вблизи театра боевых действий Северной войны со Швецией.

В 1703 году был основан Санкт-Петербург, и он же стал главной базой балтийского флота до 1723 года, то есть до переноса в Кронштадт. В 1721 году война со Швецией завершилась подписанием Ништадтского мирного договора, и новые базы военно-морского флота разместились в портовых городах на присоединённых территориях — Выборг, Ревель, Рига.

На момент смерти императора Петра I, то есть к началу 1725 года, русский флот состоял из 130 парусных судов. В это число входили:

  • линейные корабли — 36;
  • фрегаты — 9;
  • брандеры — 5;
  • шнявы — 3;
  • вспомогательные суда — 77.

Помимо этого, был создан и гребной флот в составе 396 судов, в том числе:

  • галер и скампавей — 253.
  • бригантин — 143.

Высшим органом управления флотом стала созданная в 1718 году Адмиралтейств-коллегия. В 1720 году был составлен морской устав. Первым адмиралом флота стал Фёдор Апраксин. Первые военные победы русского флота относятся к 1714 и 1720 годам, разгром шведов под Гангутом и Гренгамом.

Судоверфи к концу царствования Петра I были в следующих городах: Воронеж, Казань, Архангельск, Олонец, Астрахань, Санкт-Петербург. Всего в Российской империи было 24 верфи. Офицеры военно-морского флота набирались из числа дворян, а матросы, наоборот, из простонародья, как и рекруты. Служба была пожизненной. Местом обучения офицеров стала Навигационная школа основанная в Москве в 1701 году.

Гангутская битва

Рис. 3. Гангутская битва.

Что мы узнали?

Кратко о рождении российского военно-морского флота можно сказать, что это было важным событием в эпоху петровских реформ. К 1725 году русский флот был сильнейшим на Балтийском море. Интересную информацию для детей об этом событии можно оформить в виде доклада или реферата.

Источник: obrazovaka.ru

Рейтинг
Загрузка ...