Под капитальным ремонтом объекта недвижимости понимается замена или восстановление строительных конструкций, либо их отдельных элементов. В зависимости от обстоятельств, капремонт может быть плановым или внеочередным, а проводить его может застройщик, либо организации и ИП, заключившие договор строительного подряда. Для проведения ремонта оформляется проектная документация, условия которой должен соблюдать подрядчик. Получите расчет стоимости этой услуги с […]
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.1. До выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации. Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
2.2. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
3.1. Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства или в случае выделения этапов строительства, реконструкции линейного объекта, иных объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, в соответствии с частью 3.3 настоящей статьи индивидуальные предприниматели или юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства (если иное не предусмотрено настоящей статьей), могут привлекаться застройщиком или техническим заказчиком на основании договора строительного подряда на осуществление отдельных этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
3.3. По решению застройщика или технического заказчика этапы строительства, реконструкции линейного объекта, иных объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, могут быть выделены после получения разрешения на строительство объекта путем внесения изменений в проектную документацию соответствующего объекта в порядке, установленном настоящим Кодексом.
4. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» (далее также — органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
5.1. Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 настоящей статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.
5.2. В случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса после получения разрешения на строительство объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня утверждения таких изменений в соответствии с частями 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса направляет их в органы государственного строительного надзора.
5.3. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 — 5 части 5 настоящей статьи, предоставляются застройщиком или техническим заказчиком в форме информационной модели.
6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.
8. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
10. При осуществлении капитального ремонта магистрального газопровода допускается повышение его категории, в том числе влекущее изменение зон с особыми условиями использования территории, установленных в связи с его размещением, при условии, что такое изменение не приводит к включению в границы указанных зон территории, в отношении которой указанные зоны не были установлены до капитального ремонта данного магистрального газопровода.
Комментарий к Ст. 52 Градостроительного кодекса РФ
1. Комментируемая статья содержит требования к осуществлению трех видов деятельности: строительство; реконструкция объектов капитального строительства; их капитальный ремонт. Реконструкция объекта капитального строительства — комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей объекта (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, строения, сооружения, пропускной способности и т.д.) или его назначения.
Ремонт объекта капитального строительства — комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания, строения, сооружения. Различают текущий и капитальный ремонт. Текущий ремонт — ремонт объекта капитального строительства с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей. Капитальный ремонт — ремонт объекта капитального строительства для восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, улучшения эксплуатационных показателей.
Строительство объекта капитального строительства – это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, проводимых на основании разрешения на строительство в целях создания законченного строительством объекта (объекта недвижимого имущества), предназначенного для удовлетворения производственных, потребительских и иных функций.
Законченный строительством объект — объект строительства в составе, допускающем возможность его самостоятельного использования по назначению, на котором выполнены в соответствии с требованиями проектной, нормативно-технической документации и приняты несущие, ограждающие конструкции и инженерные системы, обеспечивающие в совокупности прочность и устойчивость здания (сооружения), защиту от атмосферных воздействий, температурный режим, безопасность пользователей, населения и окружающей среды.
Субъектами осуществления работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта могут выступать любые физические и юридические лица, отвечающие критериям ГК РФ о правосубъектности. Исключением из этого правила являются специальные требования по лицензированию строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, предусмотренные ст.17 Закона о лицензировании.
В 2003 г. проблема лицензирования данного вида деятельности была затронута в Решении Верховного Суда РФ от 2 октября 2003 г. № ГКПИ 03-1073 по делу о признании недействующим абз. 2 пункта 1 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. № 174, в части включения в состав лицензируемого вида деятельности выполнение функций заказчика-застройщика.
Верховный Суд РФ установил, что согласно абз. 2 пункта 1 данного постановления деятельность по строительству зданий и сооружений включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.
Суд не принял во внимание утверждение представителя заявителя о том, что осуществление функций заказчика-застройщика не является деятельностью по строительству зданий и сооружений, поскольку заказчик-застройщик является непосредственным участником строительного процесса, а поэтому его функции правомерно отнесены к деятельности по строительству зданий и сооружений. За истекший год таким заказчикам-застройщикам выдано Госстроем России 4000 лицензий и никто из них этого не оспаривал. Не предусмотрена деятельность заявителя по осуществлению функций заказчика-застройщика в качестве отдельного от осуществления строительства зданий и сооружений вида предпринимательской деятельности и его Уставом. Суд не согласился с тем, что осуществление функций заказчика-застройщика не является деятельностью по строительству зданий и сооружений, а также отметил отсутствие оснований для вывода о том, что Правительством в нарушение требований ст. 17 Закона о лицензировании установлен новый вид лицензируемой деятельности.
2. Предусмотренные комментируемой статьей требования и процедуры носят межотраслевой характер, а потому наряду с ГрК РФ отражаются в нормах гражданского, земельного и жилищного законодательства.
Согласно ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 ГК РФ.
Отношения по строительству объектов недвижимости регулируются договором строительного подряда (ст.740 ГК РФ). Как отмечалось в научной литературе, «предметом договора строительного подряда являются действия подрядчика по постройке определенного объекта недвижимости либо выполнении иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ и в действиях заказчика по принятию их результата и уплате обусловленной цены».
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик (п.1 ст.745 ГК РФ).
3. ЖК РФ предусматривает ряд правовых процедур и предписаний, регулирующих капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений. Под последними понимается жилой дом, его часть; квартира, ее часть; комната (ст.16). Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Представляют интерес следующие положения ЖК РФ.
а) ЖК РФ устанавливает компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося органом управления многоквартирным домом. К его компетенции относятся, в том числе, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме (ст.44). Из этого следует, например, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем реконструкции возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме (п.3 ст.36 ЖК РФ).
б) Согласно ст.4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует вопросы, связанные с ремонтом жилых помещений. При этом к таким жилищным отношениям применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ (ст.8). Содержится в ЖК РФ и ряд требований по проведению капитального ремонта жилого дома. Так, п.2 ст.65 ЖК РФ предусматривает в числе обязанностей наймодателя жилого помещения по договору социального найма осуществление капитального ремонта жилого помещения. В случае не исполнения наймодателем данной обязанности (а по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда), наниматель (гражданин) по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением либо предъявить иные требования, указанные в ст.66 ЖК РФ.
При проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда.
4. Вопросы подготовки земельного участка к строительству регламентируются нормами гражданского и земельного законодательства.
Согласно п.1 ст.747 ГК РФ, заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
ЗК РФ предусматривает две процедуры предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: с предварительным согласованием мест размещения объекта и без предварительного согласования мест размещения объекта (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется после проведения работ по формированию земельного участка, включающих в себя подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
Существуют определенные особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст.30.1 ЗК РФ), а также особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст.30.2 ЗК РФ).
5. В случае, если строящийся (реконструируемый, ремонтируемый) объект капитального строительства попадает под сферу действия ч.1 ст.54 ГрК РФ, необходимо не позднее чем за семь рабочих дней до начала работ направить в орган государственного строительного надзора РФ или субъекта РФ извещение о начале работ с приложением указанных ч.5 комментируемой статьи документов. Распределение полномочий между органами государственного строительного надзора осуществляется в соответствии с чч. 3-4 ст.54 ГрК РФ.
6. Экологические требования на стадии строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта недвижимого имущества предусмотрены, наряду с комментируемой статьей, ГК РФ и Законом об охране окружающей среды. Так, ст.751 ГК предусматривает, что подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ и несет ответственность за нарушение указанных требований. Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ.
Согласно ст.37 Закона об охране окружающей среды, строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 22 августа 2004 г.), при строительстве и реконструкции объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
Наряду с вышеуказанными общими экологическими требованиями в строительстве, в ряде случаев необходимо проведение специальных согласований проектов строительства. Такие согласования проводятся со специально уполномоченными органами исполнительной власти, например, в целях охраны отдельных видов природных объектов от антропогенного воздействия и предусмотрены ст. 65 ЛК РФ (о согласовании мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов), ст. 105 ВК РФ (о согласовании мест строительства хозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние водных объектов) и т.д.
Детальная регламентация экологических требований при строительстве и реконструкции объектов будет осуществляться техническими регламентами, а до их введения в действие — санитарными правилами и нормативами (СанПиНами).
7. Требования ч.6 комментируемой статьи 52 ГрК России об обеспечении безопасности работ для третьих лиц конкретизированы в СНиПе 12-01-2004 «Организация строительства». Не пытаясь его дословно воспроизводить, отметим ряд особенностей обеспечения безопасности третьих лиц на стадии строительства объекта.
а) до начала любых работ строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами ограждают в соответствии с установленными требованиями.
б) в тех случаях, когда строительная площадка расположена на территории, подверженной воздействию неблагоприятных природных явлений и геологических процессов (сели, лавины, оползни, обвалы, подтопление и др.), до начала выполнения строительных работ по специальным проектам выполняют первоочередные мероприятия и работы по защите территории от указанных процессов.
в) при использовании для сноса взрывов, сжигания или иных потенциально опасных методов должно быть выставлено оцепление. О моменте взрыва, сжигания или обрушения должны быть оповещены все лица, находящиеся на строительной площадке, а также юридические (физические) лица — владельцы прилегающих территорий.
8. Обеспечение требований безопасности труда осуществляется в соответствии с ТК РФ (ст.ст.211, 215) и Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями от 20 мая 2002 г., 10 января 2003 г.). Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при строительстве (реконструкции) объектов.
Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии вышеуказанных проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
9. В ч.7 комментируемой статьи 52 Градостроительного кодекса РФ определяются условия и процедуры, допускающие отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации. Как следует из данной нормы, она распространяется на любые объекты без каких-либо исключений, что позволяет сделать вывод о ее коллизии с п.2 ст.8 Закона о промышленной безопасности. Согласно последней норме, отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. В силу приоритетности норм ГрК РФ над нормами иных федеральных законов (ч.2 ст.3 ГрК РФ), при разрешении такой коллизии именно ч.7 комментируемой статьи и следует руководствоваться.
10. Требования ч.8 комментируемой статьи 52 ГрК РФ о необходимости приостановления работ в случаях обнаружения объекта культурного наследия корреспондируют положениям ст.37 Закона о культурном наследии. Согласно указанной статье, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения не указанного в заключении историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Исполнитель работ обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, об обнаруженном объекте.
Соответствующие работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.
В случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия или в случае устранения угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены.
11. Если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ (ст.752 ГК РФ). Порядок консервации объекта капитального строительства может быть установлен нормативным правовым актом РФ, например, постановлением Правительства.
Однако уже сейчас действует ряд специальных требований в области консервации объектов капитального строительства. Так, в силу п.1 ст.8 Закона о промышленной безопасности, одним из обязательных условий принятия решения о консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
Второй комментарий к статье 52 ГрК РФ
1. В правилах комментируемой статьи законодатель определил правовые основы процессов осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, которые включают в себя:
— определение в ч. 1 настоящей статьи статуса правовых норм регулирования строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта;
— обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи обязательности саморегулирования видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (о перечне таких работ см. ст. ст. 6, 47, 48.1, ч. 5 ст. 55.5, ч. ч. 4 и 5 ст. 55.8 ГрК РФ, а также п. 3.1 настоящей статьи);
— регламентацию требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи категорий лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, а также круга их обязанностей и полномочий;
— установление в нормах ч. 3.1 рассматриваемой статьи обязанности лица, осуществляющего строительство, иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства при выполнении видов работ Перечня (см. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864, Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 и письмо Минрегиона России от 27 сентября 2010 г. N 33838-КК/08);
— определение в ч. 3.2 настоящей статьи права привлекать застройщиком (заказчиком) на основании договора иных лиц, осуществляющих отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства;
2. Положениями ч. ч. 4 — 6 комментируемой статьи обозначены обязанности и права застройщика (заказчика):
— подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства в случае привлечения к строительству лиц на основании договора, а также при необходимости обеспечить консервацию объекта капитального строительства;
— за 7 рабочих дней до начала работ направить в орган строительного надзора извещение о начале поднадзорных работ с приложением пяти видов документов (в порядке ч. 5.1 анализируемой статьи застройщик (заказчик) может не прилагать указанные документы с учетом наличия электронного взаимодействия между Ростехнадзором и органом, выдавшим разрешение на строительство);
— привлекать согласно договорам юридические лица для осуществления отдельных этапов строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
— осуществлять работы в соответствии с четырьмя категориями документов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия;
— обеспечивать доступ на территорию строительства представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора; представлять им необходимую документацию; проводить строительный контроль; обеспечивать ведение исполнительной документации; извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков; обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
3. В нормах ч. 7 рассматриваемой статьи установлен запрет на отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, за исключением обозначенного порядка.
В данной связи отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии со ст. 49 комментируемого Кодекса. Изменения, вносимые в документацию на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 комментируемого Кодекса.
Также правилами комментируемой статьи предусмотрены:
1) определение в ч. 8 настоящей статьи порядка приостановления работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;
2) обозначение в нормах ч. 9 комментируемой статьи юридического статуса (об определении нормативного правового акта см. комментарий к п. 8 ст. 1 Кодекса) документов, регулирующих:
— требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции и капитального ремонта;
— состав и порядок ведения исполнительной документации;
— форму и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ;
— порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также порядок консервации объекта капитального строительства (см., например, Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 января 2007 г. N 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» (РД-11-05-2007) ).
———————————
См. также Приказы Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128 и от 31 июля 2009 г. N 667.
Отметим, что документы, обозначенные в ч. ч. 1, 2, 5 настоящей статьи являются сведениями базовых государственных информационных ресурсов, использующихся при предоставлении государственных или муниципальных услуг (исполнении государственных или муниципальных функций) в составе единой системы межведомственного электронного взаимодействия, поэтому представление их заявителем в орган государственного строительного надзора согласно правилам ч. 5.1 комментируемой статьи после 1 июля 2012 г. не обязательно, так как последний может в электронном виде получить необходимые документы у органа, выдавшего разрешение на строительство (подробнее об электронном взаимодействии органов власти и самоуправления см.: ст. 74 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ, распоряжение Правительства от 15 апреля 2011 г. N 654-р, Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697).
Говоря об особенностях практического применения норм комментируемой статьи в сфере государственного (муниципального) заказа, обозначим письмо ФАС России от 7 июля 2011 г. N ИА/26163, в котором территориальным антимонопольным органам указывается, что согласно ч. ч. 3 и 3.1 ст. 52, в соответствии с законодательством о лицензировании, «в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично и, соответственно, установление требования о представлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии являются нарушениями ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 22, ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Капитальный ремонт — ремонт объекта капитального строительства для восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, улучшения эксплуатационных показателей. Строительство объекта капитального строительства – это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, проводимых на основании разрешения на строительство в целях создания законченного строительством объекта ( объекта недвижимого имущества), предназначенного для удовлетворения производственных, потребительских и иных функций.
Капитальный ремонт здания и помещений в 2022 году
Под капитальным ремонтом объекта недвижимости понимается замена или восстановление строительных конструкций, либо их отдельных элементов. В зависимости от обстоятельств, капремонт может быть плановым или внеочередным, а проводить его может застройщик, либо организации и ИП, заключившие договор строительного подряда. Для проведения ремонта оформляется проектная документация, условия которой должен соблюдать подрядчик.
Что такое капитальный ремонт здания
Характеристики объекта капитального строительства могут ухудшаться в результате естественного износа, нарушения правил эксплуатации, воздействия природного характера или при чрезвычайных обстоятельствах. Чтобы устранить угрозу разрушения объекта, восстановить или улучшить характеристики конструкций, проводится капитальный ремонт. Решение о проведении капремонта может приниматься собственник или застройщик, обслуживающая организация, арендатор.
Порядок и основания для проведения ремонта будут отличаться, в зависимости от вида объекта. Например, для многоквартирных домов капремонт проводится в рамках государственной программы, а его финансирование происходит за счет бюджетных средств и взносов жильцов. Специальные нормы предусмотрены для сроков планового капремонта общественных и административных зданий.
Фонд капитального ремонта
Капитальный ремонт простым языком
Даже при использовании качественных материалов и современных технологий строительства, конструкции и оборудование здания не могут сохранять первоначальные характеристики вечно. Ухудшение характеристик, износ и повреждения стен, перекрытий, иных элементов здания может привести к полному или частичному обрушению, создает угрозу безопасности граждан и имущества. Чтобы устранить такие проблемы, собственник должен своевременно провести капитальный ремонт.
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:
Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)
Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
Проведение капремонта может быть связано со следующими обстоятельствами:
- нормативный или естественный износ, когда продление срока эксплуатации объекта зависит проведения планового ремонта;
- необходимость заменить или восстановить поврежденные конструкции и элементы объекта капстроительства;
- принятие решения об улучшении характеристик зданий и отдельных элементов, в том числе при применении более долговечных или современных материалов;
- устранение замечаний надзорных органов, если в ходе проверки выявлено ненадлежащее состояние конструкций.
В зависимости от оснований, проведение капремонта может носить плановый или внеочередной характер. Например, внеочередные или срочные работы могут потребоваться при повреждениях от стихийных бедствий.
Комментарий эксперта. Капремонт может проводиться в производственных, административных, общественных, жилых и иных зданиях. Соответственно, решение о заказе проекта и проведении ремонта будет принимать собственник, уполномоченный государственный орган, эксплуатирующая организация. Также закон возлагает обязанность проведения капремонта на арендатора, если иное не указано в договоре аренды.
Капитальный ремонт юридическим и техническим языком
Законодатель относит капитальный ремонт к одному из видов градостроительной деятельности. Проводится он только на объектах капитального строительства – МКД, общественных и административных зданиях, производственных сооружениях и объектах незавершенного строительства. Не проводятся такие работы на временных постройках, павильонах, киосках и иных аналогичных строениях.
Понятие капитального ремонта объекта капстроительства, а также общие требования к его проведению, закреплено в Градостроительном кодексе РФ. Вот что включает в капремонт статья 1 ГрК РФ:
- замена и (или) восстановление строительных конструкций или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций;
- замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов;
- замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие их показатели элементы, и (или) восстановление указанных элементов.
Комплекс работ, которые предстоит провести застройщику или подрядчику, может существенно отличаться. Поэтому проводится обследование здания и его отдельных элементов, составляются дефектные ведомости и акты, проводятся расчеты. Эти документы и сведения будут учтены при подготовке проекта капремонта, выборе подрядчика и заключении договора.
Комментарий специалиста. Проектная документация на капремонт может предусматривать проведение переустройства и перепланировки, работы на внутренних площадях и фасадах. Точный перечень работ будет зависеть от решения заказчика, фактического состояния объекта.
Чтобы заранее учесть все требования к проведению работ, необходимо быть уверенным в опыте и квалификации проектировщика и подрядчика. Наша компания предлагает полный комплекс услуг по подготовке проекта капремонта, его согласованию в уполномоченных органах (при необходимости).
Чем капитальный ремонт отличается от реконструкции
К видам градостроительной деятельности относится и реконструкция. Она также представляет собой выполнение строительных работ, но связано с изменением параметров и характеристик объекта или его частей. При реконструкции может проводиться увеличение этажности объекта, перестройка и расширение, полная замена и восстановление несущих конструкций.
Реконструкция отличается от капитального ремонта по следующим признакам:
- реконструкция связана с заменой и восстановлением несущих конструкций, тогда как капремонт может проводиться только по их отдельным элементам;
- для проведения реконструкции нужно не только оформить проект, но и получить разрешение на строительство;
- реконструкция может предусматривать изменение основных параметров объекта (этажности, площади и т.д.), тогда как капремонт может только улучшать качество и свойства здания и его конструкций.
Реконструкция также может предусматривать проведение работ по перепланировке и переустройству, поскольку они всегда связаны с изменением характеристик здания или отдельных помещений.
Комментарий специалиста. Для проведения реконструкции не обязательно должно выявляться повреждения, износ или разрушение несущих конструкций. Такое решение может быть принято собственником, запланировавшим изменить вид целевого использования объекта (например, вместо производственного объекта разместить торговые площади), увеличить строительный объем или полезную площадь здания.
Отличие капитального ремонта от текущего:
Отличие капитального ремонта от текущего
Проектирование капитального ремонта – основные разделы
Если проведение капремонта связано с воздействием на несущие конструкции, либо предусматривает замену их элементов, необходимо оформить проектную документацию. Также не обойтись без проекта, если в результате строительных работ будет изменена конфигурация внутренних помещений, места размещения ненесущих перегородок или инженерного оборудования.
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:
Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)
Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
- пояснительная записка;
- схема земельного участка;
- архитектурные решения;
- конструктивные и объемно-планировочные решения;
- работы по отделке, косметическому и текущему ремонту отдельных частей здания или сооружения;
- колористический паспорт, если работы будут осуществляться на фасаде здания;
- перечень данных об инженерном оборудовании и сетях здания, состав инженерных решений (заполняется отдельно по системам водоснабжения и водоотведения, электрообеспечения, газоснабжения и по иным видам инженерных сетей);
- проект организации строительных работ;
- перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности работ, охране окружающей среды;
- смета на проведение ремонтных работ;
- иные разделы, в зависимости от вида объекта и состава предстоящих работ.
Комментарий специалиста. В компании Смарт Вэй вы можете заказать проектную документацию для проведения любых видов строительных работ, в том числе капитального ремонта зданий и сооружений в Москве. Мы обеспечим подготовку документов в максимально сжатые сроки, в строгом соответствии с нормативными сборниками и справочниками.
Проектирование капитального ремонта
Монтаж капитального ремонта – основные этапы
Капитальный ремонт должен проводиться в соответствие с нормами проектной документации. Подрядчиком могут выступать организации или ИП, состоящие в СРО. Обойтись без членства в саморегулируемой организации может только подрядчик, выполняющий работы, чья стоимость не превышает 3 млн. руб. Кроме того, в регистрационных данных подрядчика должны быть предусмотрены профильные виды деятельности по справочнику ОКПД.
В зависимости от условий технического задания и проекта, капитальный ремонт может носить комплексный или выборочный характер. В первом случае, работы будут проводиться на всем объекта. При выборочном ремонте определяются отдельные элементы и конструкции, подлежащие замене и восстановлению. Основные этапы капитального ремонта в 2019 году включают в себя:
- проектирование, согласование сметы и заключение договора с подрядчиком;
- подготовительная стадия – освобождение здания от мебели и техники, демонтаж конструкций и покрытий, подлежащих замене, установление ограждений, отключение от инженерных сетей (при необходимости);
- общестроительные работы – замена и восстановление конструкций, возведение новых перегородок, прокладка новых кабелей и монтаж инженерных коммуникаций, замена оборудования, иные виды работ;
- работы на фасадах, если они предусмотрены проектом – восстановление или замена элементов фасада, отделка и покраска;
- внутренняя отделка помещений, косметический ремонт, обустройство напольного покрытия, монтаж дверей, розеток, иные виды работ;
- подключение здания к инженерным сетям, проведение пуско-наладочных работ;
- проведение осмотра по итогам капитального ремонта с участием заказчика и подрядчика, подписание акта.
Точный перечень работ будет указан в проектной документации. Для выполнения отдельных видов работ может привлекаться заказчик. Например, при освобождении здания и помещений от мебели и техники на собственника может возлагаться обязанность по их транспортировке и хранению.
Совет эксперта. При выборе подрядчика нужно проверить членство в СРО, наличие соответствующих кодов ОКПД и ОКВЭД, отзывы и рекомендации по предыдущим заказам. Также целесообразно проверить реестр недобросовестных поставщиков по Федеральному закону № 44-ФЗ, который размещен в открытом доступе.
Как правильно проводить организацию капитального ремонта
Порядок организации капитального ремонта будет указан в проекте. Для этого проектировщик учитывает положения нормативных актов и справочников, ГОСТ. Например, для определения перечня работ и порядка их выполнения на нежилых объектах применяется Постановление Госстроя СССР № 279 (Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений). К организации капремонта относится:
- обеспечение мер пожарной и строительной безопасности на всех этапах ремонта;
- использование стройматериалов для проведения работ и отделки, указанных в проекте и сметной документации;
- обеспечение мест для складирования стройматериалов и мусора, порядок его вывоза и утилизации;
- условия подключения к инженерным сетям на период проведения работ;
- иные требования, указанные в проекте или нормативных актах.
Организация капремонта возлагается на подрядчика по договору. При отступлении от проекта, нарушения порядка проведения работ, подрядчик будет нести ответственность в рамках договора (в том числе, безвозмездное устранение недоделок, выплата неустойки и т.д.).
Комментарий специалиста. Заказчик вправе предусмотреть в договоре нормы по текущему контролю за выполнением работ. Например, представитель заказчика может присутствовать на объекте, участвовать в подписании актов по отдельным этапам капремонта. Если возникает необходимость в проведении дополнительных работ, необходимо заказать изменения в проектную документацию.
Согласование капитального ремонта
В Градостроительном кодексе РФ отсутствует норма об обязательном согласовании проектной документации на капитальный или текущий ремонт. Поэтому для начала работ на объект достаточно получить проект, который утвердит проектировщик и заказчик. Согласование может потребоваться в следующих случаях:
- если в процессе капремонта проводится переустройство, т.е. изменение мест расположения инженерных сетей и оборудования;
- если будет проведено изменение конфигурации здания или отдельных помещений, т.е. перепланировка (например, если помещение делится за счет установки некапитальной перегородки);
- если в процессе капремонта проводится ремонт фасада, что приводит к изменению его цветового решения, местам расположения отдельных элементов и форм.
В иных случаях проходить процедуру согласования не нужно. Услуги по согласованию, если они требуются по содержанию проекта, могут оказать экспертные организации. Например, в компании Смарт Вэй вы можете заказать не только проект, техническую и сметную документацию, но и воспользоваться услугами по согласованию в уполномоченных органах.
согласование капитального ремонта
Сложности и проблемы в капитальном ремонте
Проектирование и проведение капремонта должно учитывать меры безопасности к выполнению работ. Поэтому нужно внимательно отнестись к выбору проектировщика и подрядчика, соблюдение строительных нормативов и правил. Заказчик может столкнуться со следующими проблемами и рисками:
- неправильное определение перечня и характера работ, когда фактически будет иметь место реконструкция;
- нарушение требований к оформлению проекта и проведению работ на объекте;
- отсутствие у подрядчика или проектировщика полномочий на выполнение работ (например, если подрядчик не состоит в СРО, а также не указал профильные виды деятельности по ОКПД);
- ненадлежащее качество выполненных работ со стороны подрядчика;
- превышение объема работ и показателей сметы.
Указанные нарушения могут повлечь финансовые потери, необходимость устранять недоделки, искать нового проектировщика или подрядчика. Если в ходе строительных работ будет допущено нарушение правил безопасности, можно столкнуться с претензиями надзорных органов.
Совет эксперта. Чтобы избежать указанных проблем и сложностей, рекомендуем заказать проект на капитальный ремонт через компанию Смарт Вэй. Мы гарантируем устранение любых рисков при подготовке и проведении капремонта на любых объекта в Москве, а стоимость наших услуг не превышает средних предложений на рынке.
Сколько стоит проектирование и монтаж капитального ремонта нежилого здания или помещения?
Точная стоимость проектирования и проведение капремонта в 2019 году будет зависеть от множества факторов – вида здания или сооружения, их целевого назначения, объема предстоящих работ, фактического состояния объекта. Поэтому определить и согласовать цену можно только после изучения всех условий технического задания, оценки состояния объекта.
При обращении в компанию Смарт Вэй, вы можете воспользоваться бесплатной консультацией экспертов. На ней будет определен объем и сроки работы, требования заказчика и иные условия сотрудничества. После этого оформляется договор, в котором будет указана точная стоимость работы.
Шаблон технического задания на проектирование и работы по капитальному ремонту
Чтобы оформить проект и провести строительные работы, необходимо подготовить техническое задание. В содержании этого документа заполняются следующие разделы:
- цель проектирования и проведения работ (например, предупреждение преждевременного износа);
- сведения об объекте;
- краткое описание объема капремонта, в том числе порядок проведения подготовительного этапа, сроки работ или отдельных этапов, требования к заключительному этапу, отделке и косметическому ремонту;
- основные технические требования, т.е. ссылка на нормативные стандарты и правила;
- порядок контроля за выполнением работ, приемки после завершения ремонта.
Техническое задание будет включать дефектные ведомости по всему объекту, а также по отдельным частям здания. В них указываются недостатки конструкций или их элементов, подлежащие устранению.
Заказать капитальный ремонт
Заказать проектную и техническую документацию на проведение капремонта вы можете в компании Смарт Вэй. Мы специализируемся на оказании услуг в сфере проектирования и строительства в Москве, обеспечим доскональное соблюдение требований ГОСТ, иные нормативных стандартов и правил. Чтобы уточнить условия сотрудничества с нашей компанией, позвоните по телефонам, указанным на сайте, и запишитесь на бесплатную консультацию.
Опыт работ более 15 лет.
Опубликовано более 500 статей, включая издания — Комсомольская правда, Юрист компании, Коммерсант.
Руководитель технического отдела компании Смарт Вэй с 2013 года.
Статья 52.2. Реконструкции, капитальный ремонт существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством , реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства . Статья 52.2 Градостроительного кодекса РФ. Реконструкции, капитальный ремонт существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством , реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства . Распечатать текст статьи. (введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 276-ФЗ).
- https://www.gradkod.ru/statya-52
- https://smway.ru/kapitalnyiy-remont/