Своеобразным прототипом и предшественником счетной палаты была камер-коллегия, созданная при Петре Первом по настоянию Петра Аксенова. Именно он ввел ведомость прихода/расхода денег из казны.
Что такое счетная палата РФ?
Сегодня Счетная палата РФ — это орган независимого финансового контроля (аудита) РФ, который следит за своевременным исполнением доходных/расходных статей, заложенных федеральным бюджетом
Главный нормативный акт, определяющий деятельность счетной палаты является ФЗ-№41 «О счетной палате РФ», принятый еще в 2013 году, Конституция РФ и другие законодательные акты. Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию РФ.
Структура счетной палаты состоит из:
- Председателя
- Его заместителя
- Аппарата счетной палаты
- 12 аудиторов, каждый из которых отвечает за отдельную сферу деятельности. Аудиторы переизбираются каждые 6 лет.
Аппарат счетной палаты насчитывает свыше 1000 сотрудников, которые трудятся в разных департаментах (отделениях) этого органа: департамент внешних связей, аудита федерального бюджета, управления делами, департамент кадров и т.д.
Ряд нарушений выявила Счетная палата Дагестана в отчетах по реализации нацпроектов
Функции и задачи счетной палаты Российской Федерации
К основным функциям счетной палаты можно отнести:
- Контроль за исполнением статей федерального бюджета. То есть, счетная палата следит и проверяет, в какие сроки расходуются деньги, по назначению ли они расходуются, соответствует ли объем расходуемых средств той цифре, что указана в бюджете и т.д. Аналогичная ситуация происходит с доходными статьями бюджета. Счетная палата все проверяет и анализирует. Проверка производится по представленным документам и отчетам.
- Определяет эффективность и целесообразность расходования бюджетных средств. То есть, счетная палата следит за тем, насколько эффективно расходуются средства бюджета страны, насколько правильно и своевременно это происходит. Проверка производится по представленным документам и отчетам.
- Оценивает обоснованность статей доходов и расходов различных проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. То есть, счетная палата перепроверяет все расчеты, представленные разработчиками тех или иных проектов, внесенных в бюджет РФ. Она проверяет, насколько обоснованы эти расчеты, насколько они правдивы и соответствуют действительности.
- Анализирует выявленные отклонения от изначальных сумм, заложенных федеральным бюджетом в тот или иной проект. Часто бывает такое, что в бюджете на проект заложена одна сумма, а в итоге расходуется совершенно другая — перерасход. Счетная палата следит за такими отклонениями и проводит их анализ, насколько обоснован тот или иной перерасход.
- Отчитывается перед Советом Федерации о том, как исполняется федеральный бюджет, о результатах проводимых проверок и контрольных мероприятий относительно расходования бюджетных средств. Каждый год счетная палата готовит отчет и представляет его Совету Федерации.
Из вышеуказанной можно сделать вывод, что основная функция счетной палаты — контроль за исполнением федерального бюджета.
Кого может проверять Счетная палата России?
Надзорная функция счетной палаты распространяется на все органы госаппарата, компании и юридические лица, которые так или иначе используют бюджетные средства и/или государственную собственность. На орган возложены контрольные функции:
- За банковской системой России, в том числе, за действиями Банка России
- За кредитными средствами
- За внутренним и внешним долгом РФ
По каким причинам можно обратиться в счетную палату?
На официальном сайте счетной палаты ведется статистика по темам поступивших запросов. Если верить статистике, то чаще всего обращения граждан, организаций и объединения граждан касаются жалоб относительно расходования бюджетных средств.
Например, органы местного самоуправления вашего города заключили договор с коммерческой организацией на осуществление работ по укладке и ремонту дорожного покрытия. Договор был заключен напрямую с дорожной компанией без предварительного тендера и экспертиз по расходованию бюджетных средств. Любой человек или организация может обратиться в счетную палату для проверки законности заключения такого договора.
Чаще всего в счетную палату обращается для просьбы проверки законности договора по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, бюджетов муниципальных образований, обеспечения жильем граждан, сферы образования и т.д.
На официальном сайте счетной палаты можно оставить предложение, обращение или жалобы. Текст обращения должен быть не более 10000 символов. С помощью функции «Прикрепить» пользователь может приложить к тексту различные документы в электронном формате, которые подтвердят доводы, изложенные в обращении/жалобе.
На обращения, полученные в электронном формате, счетная палата отвечает электронным письмом по адресу, указанному для обратной связи.
Источник: xn—-7sbc4airdi7c.xn--p1ai
Что такое Счетная палата
Счетная палата России проводит аудиторские проверки и выявляет факты коррупции. Это помогает улучшить как законодательство, так и ситуацию в стране. Чем еще занимается эта структура?
Счетная палата принимает непосредственное участие в улучшении законов, касающихся бюджета. И, конечно, помогает бороться с коррупцией
Экскурс в историю
У многих в нашей стране до сих пор нет четкого представления о том, чем занимается Счетная палата (СП). Некоторые назовут фамилию Кудрина (действующего председателя СП с 2018 года), другие подумают об абстрактных подсчетах.
Чтобы каждый гражданин РФ понимал, чем занимается этот государственный орган, с 2020 года ведется активная просветительская работа. Основной упор – на позиционирование в социальных сетях. Стратегия развития рассчитана до 2024 года.
Но Счетная палата – далеко не новое ведомство. Необходимость в нем появилась еще в XVIII веке после прихода к власти Петра I. До него государственная казна почти не контролировалась, и новый правитель решил навести порядок, введя строгий учет доходов и расходов (аудит) бюджета государства.
Изначально контролем казенных денег занимался Счетный приказ. Позднее был преобразован в Ближнюю канцелярию, но полноценным контролем казны эти ведомства не занимались.
И только в 1718 году удалось объединить все контролирующие структуры в одну. Идейным вдохновителем выступил Петр Лукич Аксенов, предложивший создать Камер-коллегию.
Камер-коллегия занималась не только учетом поступлений в казну и управлением некоторыми хозяйственными отраслями. Коллегия учредила по всей Москве того времени валы и заставы, служившие таможенными пунктами для контроля ввоза в город разной продукции и последующего обложения их налогами.
В 1742 году появился Камер-Коллежский вал, позднее объединивший множество улиц в кольцо, которое стало официальной границей между городом и уездом.
История создания Камер-коллегии и Счетной палаты в датах:
Дата
Событие
Примечание
Аксенов ввел ведомости для учета доходов и расходов, которые нужно было подавать царю еженедельно для строгой отчетности и контроля
Аксенов также ввел единые формы для записи отчетов
Учреждено ведомство – Государственный контроль Российской империи
Принципы разработал реформатор Михаил Сперанский, контроль осуществлялся на правах министерства за всеми государственными ведомствами
Организована Центральная контрольная коллегия
В том же году была переформирована в Народный комиссариат госконтроля
Ведомство реорганизовано в Рабкрин (Нарком рабоче-крестьянской инспекции)
До 1922 года руководил Сталин
Преобразовано в Комиссию советского контроля СССР
Снова возвращается ведомство – Комиссариат государственного контроля
В 1946 году было переформировано в одноименное Министерство
Создана комиссия при Совете министров
За весь период существования претерпела немало изменений
Образован Контрольно-бюджетный комитет
Существовал 2 года, его курировали правительство, затем Госдума
14 января 1995 года
Создана Счетная палата
СП не зависит ни от одного из ведомств РФ, даже от тех, в которых проводит проверку, но подотчетна Совету Федерации и Государственной Думе.
В Совкомбанке можно оформить кредит наличными на любые цели до 3 млн рублей со ставкой 6,9%. Выберите удобную программу и рассчитайте ежемесячный платеж на кредитном калькуляторе. Деньги нужны срочно? Достаточно паспорта и любого второго документа. Нужна крупная сумма? Вы можете взять кредит под залог автомобиля или недвижимости.
Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение. Есть доставка!
Аудиторы поднимут каждый документ и найдут любое нарушение, о чем вправе сообщить в соответствующие органы
Что такое Счетная палата РФ
В 1995 году СП исполняла функции подконтрольной структуры финансового мониторинга. На тот момент полномочия регулировались Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ. В 2013 году на смену ему пришел Федеральный закон № 41-ФЗ, который расширил функционал и сферу влияния палаты.
Сегодня это высший орган внешнего государственного аудита (контроля).
СП — это автономный аудитор, который проводит обзор и дает оценку расходования полученных из государственного бюджета средств, а также использования госимущества. СП также осуществляет аудит доходов, поступающих в казну.
В рабочие процессы СП во время проводимого аудита не имеет права вмешиваться и влиять на решения ни одно ведомство, а деятельность должна продолжаться при любых обстоятельствах, даже при роспуске Госдумы. Вынесенные решения в результате проверок не могут оспариваться в суде.
Аудиторские проверки выявляют нарушения на миллиарды рублей ежегодно. Рекордсменом в этом антирейтинге стал «Роскосмос»: в 2017 году в госкорпорации выявили нарушений на 785, 5 млрд рублей, в 2018 году ущерб составил 50 млрд рублей, в 2019 году – 30 млрд рублей
Функции Счетной палаты
СП контролирует расход средств из казны государства и мониторинг результатов по факту работы власти. Иными словами, орган вправе проверить каждый полученный от правительства и потраченный рубль (также из запасов внебюджетных госфондов) и дать оценку результатам выполнения заявленных властями целей и задач по развитию страны.
На сегодняшний день функционал ведомства существенно пополнился новыми пунктами:
- опирается на свой мониторинг и определяет целесообразность использования собственности государства;
- выявляет слабые стороны и нарушения при эксплуатации федерального имущества и вносит предложения для улучшения ситуации (в частности, СП выяснила, что в 2021 году ФСИН России не узаконила права собственности на 2315 объектах недвижимого имущества общей площадью почти 2,04 млн кв. м и 27 земельных участков площадью 88,67 млн кв. м);
- оценивает обоснованность выдачи льгот и субсидий и их целевое использование (фермеру придется вернуть государству выданные деньги, если проверка выявит нецелевое использование субвенции) ;
- определяет правдивость отчетов по освоению годового бюджета (в 2021 году выявлено 473 факта при проведении бухгалтерского учета и отчетности);
- контролирует движения внутри Центробанка (своевременное распределение денег из бюджета);
- обнаруживает коррупционные схемы и в границах поля своего воздействия ликвидирует их.
За 2021 год СП завершила 346 мероприятий, по результатам которых было выявлено 4 253 нарушений на общую сумму 1 541,4 млрд рублей. 36 материалов было отправлено в правоохранительные органы, было возбуждено 20 уголовных и 70 административных дел.
СП обеспечивает бюджет России в полном объеме, чтобы сохранить независимость, в том числе и финансовую.
Зачем откладывать деньги долгие месяцы, если можно получить желаемое прямо сейчас? Возьмите кредит по ставке 6,9% в Совкомбанке, оформите услугу «Гарантия минимальной ставки», и мы вернем все проценты по истечении срока кредитования. Для этого расплачивайтесь Халвой каждый месяц и не допускайте просрочек по кредиту. Оставить заявку вы можете в два клика, а деньги мы зачислим на карту либо отправим курьером.
Длительность проверки аудиторов зависит от сложности деятельности проверяемых. В среднем она длится от одной до четырех недель
Структура
СП является многоступенчатым самостоятельным аппаратом, которым руководит председатель. Его назначают депутаты Госдумы после внесения кандидатуры Президентом России.
И глава ведомства, и все ключевые работники палаты назначаются на 6 лет.
- Председатель. По закону он не имеет права занимать пост более двух сроков подряд. Налаживает работу всего органа, предоставляет доклады Совфеду, выступает от имени палаты в других странах (например, на заседаниях ИНТОСАИ — International Organization of Supreme Audit Institutions, или Международной организации высших органов аудита). Глава СП не может быть родственником президента или членов правительства, депутатом, не имеет права заниматься иной работой, приносящей дополнительный доход (кроме исключений, указанных в ФЗ).
- Зампред СП. По закону не имеет права занимать пост более двух сроков подряд. Выполняет рабочие обязанности главы, если тот отсутствует. Зампред не может быть родственником президента или членов правительства, депутатом, также не имеет права заниматься иной работой, приносящей дополнительный доход (кроме исключений, указанных в ФЗ).
- Аудиторы. Назначаются Госдумой и Совфедом (по 6 человек) на 6 лет. Каждый из аудиторов курирует определенное направление сферы проверок СП, самостоятельно налаживает его работу, не может занимать должность более двух сроков подряд.
Полномочия
Область аудита СП распространяется на все организации, которые получают деньги из казны России или пользуются недвижимостью государства. В том числе Счетная палата на законных основаниях имеет право провести аудит Центрального банка РФ.
В случае выявления нарушений или потенциальных рисков СП вправе от своего имени направить руководству проверяемой организации предписание с рекомендациями по исправлению ситуации. Если они не будут исполнены, СП имеет все основания обратиться в правоохранительные органы или попросту заморозить счета организации.
С 2017 года Минсельхоз стал уменьшать общее количество дотаций регионам. Например, три субсидии (на оказание несвязанной поддержки, повышение продуктивности в молочном скотоводстве и единая) были трансформированы в две (компенсирующую и стимулирующую).
Счетная палата в 2021 году проверила эффективность мер поддержки в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства, проведя аудит в Чувашской Республике, Волгоградской и Новосибирской областях. Ведомство выяснило, что оба вида материальной поддержки покрывают одни и те же расходы. СП предложила сократить количество выплат, объединив некоторые, для более результативного расходования денег из федерального бюджета.
В ходе проверки трех регионов СП выявила финансовые нарушения на 1,1 млрд рублей, больше половины из которых классифицируются как «неэффективное использование средств федерального бюджета». О факте неправомерных действий СП проинформировала Генеральную прокуратуру для дальнейших разбирательств.
Также для СП открыт доступ к отчетности и закрытым базам данных. В рамках своей работы вправе проверить ход выполнения федеральных целевых программ, а в случае выявления нарушений обратиться в компетентные органы.
На работу Счетной палаты практически невозможно повлиять, а проводимый ею аудит может коснуться любое ведомство России для определения фактов коррупции и ее распространения.
Источник: sovcombank.ru
Развернутый комментарий к отчету Счетной палаты о ситуации с ценообразованием в строительстве
Развернутый комментарий к отчету Счетной палаты о ситуации с ценообразованием в строительстве
«В представленном плане не были обозначены конечные цели и задачи реформы, а также не определены конкретные целевые показатели и сроки их достижения. Предусмотренные мероприятия не могли обеспечить одномоментный переход на ресурсный метод с 2022 года. В ходе мероприятия подтвержден факт недостаточности собранной информации о ценах на строительные ресурсы во ФГИС ЦС. Так, сведения для включения в систему представили только 32 % включенных в перечень юридических лиц. Система содержит информацию о стоимостных характеристиках только по 13 % позициям классификатора строительных ресурсов»
Аудитор Счетной Палаты РФ Светлана Орлова
«Принципиальные изменения произойдут во втором квартале 2022 года, а в целом результат этой работы, наверное, увидим только в 2023 году»
Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин
Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве — основа эффективного расходования бюджетных средств на проектирование и строительство различных объектов.
В принципе, ничего нового (почти все предсказуемо и прогнозируемо, мы об этом писали ранее). На контрасте с отчётом 2018 года — все углы и проблемы сгладили по максимуму, пожурив уж совсем за очевидное. Давайте разберём подробно.
Публикация отчета Счетной палаты о ситуации с ценообразованием без внимания к действительным проблемам ценообразования в стройке вызывает негативную реакцию коллег. Отчет не в полной мере отражает проблемы ценообразования в стройке,«сглаживает» все острые углы и не отвечает на обоснованные вопросы профессионалов стройки.
Событие не рядовое, информации к обсуждению и анализу много.
Невнимание и замалчивание проблемных тем могут привести к негативным последствиям с достоверностью цен, проблемами с реализацией национальных проектов и отсутствием положительной динамики в этих важных вопросах.
В тоже время, коллеги не очень внимательно читали отчет Счетной палаты о ситуации с ценообразованием. Иначе, откуда столько негативных эмоций, основанных именно на его содержании и выводах?
Не первый год держа руку на пульсе, наш скромный эпикриз: отчет Счетной палаты составлен с искренней заботой о состоянии дел, с отличными шансами и прогнозами на ремиссию пациента.
По большому счету, в нём — история о том, как за 3 года из дерьма вытащили ценообразование, отряхнули и помыли… Но все почему-то смотрят на наполнение ФГИС ЦС, на цифры, которые вообще ничего, уже по традиции, не говорят.
Нынешний отчет как по стилю, так и выводам сильно отличается от предыдущей редакции 2018 года, когда действительно было все плохо. После — сменилась команда, ценообразованию была выписана индульгенция. Чувствуется и невидимая рука вице-премьера Марата Хуснуллина, который даёт шансы команде и её отстаивает, а аудиторы написали отчет «с уважением».
Кто в курсе КАК работают проверяющие (мы имеем практический опыт, были в свое время по обе стороны — проверяемых и проверяющих), знают главное: любой контролёр должен что-то найти и написать, это аксиома! ЧТО напишет — зависит от настроя ревизора и задания. Немаловажные факторы, требующие подготовки со стороны проверяемого: как примешь команду, наладишь с ними контакт и найдешь подход, КАКИЕ данные предоставишь, так в дальнейшем и пройдет проверка. Счетную палату и коллег-проверяющих приняли хорошо. А задания топить не было.
Таким образом, при детальном, вдумчивом прочтении отчета о состоянии дел с ценообразованием видно, что аудиторы написали именно то, что увидели, «как есть» без прикрас, в тоже время не сгущая краски: то что им дали [показали] в виде статистики. Вообще, складывается впечатление, что отчет писали тесно и совместно с Минстроем и Главсгосэкспертизой, заглядывая в телеграм-канал «Просто о сметах».
Выражаясь проще, «бросили косточку» в виде очевидных недостатков (о которых знают все: сметное сообщество, Минстрой и ГГЭ). Из косяков вытащили самое очевидное, за что и ругать то в принципе уже все устали. А СМИ и подхватили.
Что, никто не говорил ранее про низкую наполняемость ФГИС ЦС? В тоже время, согласно отчета, система развивается и даже как-то интегрируется с другими ведомствами.
А вот что пишутпро ИАС ЦС, концепцию создания рабочих мест для сторонних разработчиков элементных сметных норм, рабочие Кабинеты пользователя и достигнутые цели, в т.ч. разработки для:
расчета укрупненных и единичных индексов изменения сметной стоимости строительства;
формирования расчетно-аналитических моделей с возможностью выбора методологических подходов и способов расчета;
агрегированного расчета и анализа текущих сметных цен по данным, полученным из различных источников, а также автоматизированного подбора и формирования параметров расчета;
создания модуля автоматического сбора данных ценовых предложений из открытых источников в сети «Интернет» для подсистемы мониторинга.
Самое главное, что мы поняли: не ФГИСом единым будет измеряться реформа. И фундамент, краеугольный камень — не он! Да, он нужен, но это всего лишь один из инструментов сбора информации и основной инструмент ее подачи.
Соломки, конечно, всё равно подстелили (мы писали об этом неоднократно: и про План и возможную ненаполняемость ФГИС ЦС в дальнейшем, и про отсрочку запуска ресурсного метода, и про индексы с базами, и рейтинги со «светофорами»).
«Сроки окончательного перехода на ресурсную модель не установлены и будут определяться с учетом наполнения ФГИС ЦС информацией о текущих ценах строительных ресурсов».
Что имеем в итоге: и волки сыты, и овцы целы — в Счетной Палате фактически согласились, что ситуация… кардинально поменялась в лучшую сторону, указав на видимые всем недостатки (которые всем очевидны и никто не оспаривает).
Согласно отчета пациент бодр: «налажена системная работа, организован контрольвыполняемых мероприятий и достижения целевых показателей, на регулярной основе, ключевые показатели эффективности» и т.д. Бюджетные деньги не потратили, т.к. ФАУ«Главгосэкспертиза России» использует для финансирования реформы остатки накопленных собственных средств 273,50 млн рублей (152,92 млн рублей — в 2021 году; 120,58 млн рублей — в 2022 году, весь План расходов — здесь.
А значит — антибиотики отменить, капельницу оставить, пилюли принимать до конца года.
Смысла менять команду и курс сейчас нет, крайне необходимо довести начатое до конца 2021 года, а потом и до промежуточной отсечки – II квартала 2022 года. Все это есть в перечне рекомендаций. И глобальных изменений теперь точно ждать не стоит. Предсказуемо всё «придержат» под соусом«без шоков и резких изменений».
Хорошо это или плохо? Время покажет. Но в который раз что-то сломав, построить было бы совсем проблематично. Сообщество устало от бега на месте, импровизации на ходу и переливания из пустого в порожнее. Декларации о сделанном — только одно и тоже сплошь и рядом, а на самом деле — мы опять в начале пути.
Составляем и утверждаем план.
Все меняем, а что все-то? Все так и осталось: базисно-индексный метод и ресурсный!
Из-за тормозов с реформой и недостоверных стоимостей отрасль не развивается, а выживает. Это мнение профессионального сообщества, которому порядком поднадоели эти «трели».
В подготовке отчета не участвовали представители профессионального сообщества и регионов. Ранее аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова обещала это сделать широким кругом участников с ответами на вопросы специалистов, которые работают на рынке. А получился такой внутренний диалог.
Систему нужно критиковать.
Но критики в отчете Счетной палаты для знающих людей — минимум.
Хотели бы мы, чтобы в отчет попали другие данные, предложения и факты? Конечно! Мы об этом еще напишем.
Более 100 человек в структуре Минстроя и Главгосэкспертизы занимаются вопросами ценообразования и сметного нормирования в строительстве:
- Департамент ценообразования и ресурсного обеспечения в строительстве Минстроя РФ — 15 сотрудников.
- ФАУ «Главгосэкспертиза России» — 100 сотрудников трех профильных структурных подразделений
Счетная палата в своём отчете прямо указывает на проблемы наполнения ФГИС ЦС и отсутствие мотивации производителей предоставлять данные:
«О достижении целей создания ФГИС ЦС в настоящее время говорить преждевременно, что объясняется незаинтересованностью производителей в размещении данных на платформе и неудобством ее использования. Нынешнее состояние и низкая динамика наполнения ФГИС ЦС показывают, что необходимы дополнительные стимулы для наполнения системы. Кроме того, ограничена информация о текущем состоянии проводимого мониторинга цен строительных ресурсов, ходе информационного наполнения ФГИС ЦС, статистике работы зарегистрированных в системе организаций и т. п.»
Удивительно, но никто не обратил внимание, что Правилами мониторинга строительных ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ № 1452 от 23 декабря 2016 г., не предусмотрена публикация цен поставщиков в системе.
Предложений внести изменения в Постановление правительства, чтобы исправить ситуацию, предусмотрев публикацию цен Производителей и Поставщиков в системе как дополнительный стимул её наполнения — нет.
Нормативные затраты на разработку и (или) актуализацию сметных норм для ФАУ «Главгосэкспертиза России»на 2021 год составляют 517 946,79 рубля за норму.
В среднем срок разработки сметной нормы составляет 1,5 года.
Требуется решение ряда вопросов, препятствующих системной работе по наполнению ФСНБ новыми нормами, среди которых:
отсутствие государственного финансирования работ по сметному нормированию и, как следствие, незначительное количество инициаторов разработки сметных норм среди государственных органов власти, в том числе субъектов РФ
сложность подбора площадок строительства для проведения нормативных наблюдений или отсутствие своевременного доступа специалистов-нормировщиков к таким площадкам
Ау, где у нас НОСТРОЙ? Хватит болтать, давно пора работать!
Все регионы отчитались о создании региональных центров по ценообразованию, но во многих субъектах не удалось создать полноценные центры компетенций с обеспеченным финансированием.
В настоящее время многое зависит от работы региональных органов власти, в том числе и во взаимодействии с поставщиками и производителями по вопросам регистрации во ФГИС ЦС и предоставления информации о цене. Но фактически мы заменяем один ручной труд по мониторингу ресурсов региональным центром на ручной труд поставщика по предоставлению данных о цене продаваемых им ресурсов. В связи с этим предлагается рассмотреть возможность перевода ФГИС ЦС в режим торговой площадки, на которой производители и покупатели могут заключать сделки.
Про рост цен на стройматериалы
- невозможность (затруднение) исполнения заключенных контрактов;
- существенный рост себестоимости жилья (низкомаржинальных проектов), что может привести к остановке строительства и увеличению количества обманутых дольщиков».
Отмена баз ТЕР и ФЕР с отраслевыми
Судя по картинке из отчета Счетной палаты, после выпуска новой Федеральной базы в уровне цен 2021 года и перехода на ресурсную модель, буду отменены базы ТЕР и отраслевые единичные расценки.После публикации цен во ФГИС ЦС юридически перестанут действовать ТЕР и ФЕР. Их даже отменять не надо это сделает буква закона. Будет только ГЭСН.Исключение — только база ТСН-Москва, т.к. есть закон об особом статусе.
Научно-экспертный совет по ценообразованию при Минстрое РФ
Из отчёта Счетной палаты о положении дел с ценообразованием в стране и налаженной системной работе, мы смогли, наконец-то узнать: чем занимается Научно-экспертный совет по ценообразованию и сметному нормированию при Минстрое (стр.35-37).
НЭС является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, созданным с целью выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию нормирования и ценообразования в области строительства. Общее количество членов НЭС — 20.
Аудиторы поленились проверить информацию о составе Совета, деятельности, решениях и протоколах заседаний в публичном пространстве. На сайте Минстроя РФ по прежнему — ни слова об этом. Да и Елена Сиэрра, уже давно не является председателем этого важного совещательного органа (видимо, это такой тонкий троллинг, а заодно и привет от старой команды всем нам). Только мы неоднократно обращались в Минстрой за разъяснениями, получая отписки.С объективностью аудиторов как-то нехорошо вышло, да и открытость ведомства после этого — так себе.
Про обучение сметчиков и специалистов ценообразования
- Каким образом связана эта работа по бесплатными обучающим семинарам (!?) и этот рисунок 6?
- Почему, когда спрашиваем про бесплатные мероприятия – в ответ высылают список Платных?
- Почему тему одного бесплатного вебинара натягивают в качестве ответа про что-то из другой оперы? Цинично и неуважительно выставлять в качестве обучающего семинара с ответами на вопросы в области ценообразования и сметного нормирования совершенно другое.
На закуску
Ниже — мнение-комментарий неравнодушного специалиста к Отчету Счетной палаты о ситуации с ценообразованием в стройке. Прислано в редакцию Telegram-канала «Просто о сметах».> Для тех, кто зрит в корень.
Про План реформы и наполняемость ФГИС ЦС
«Кто только не рассказывает на каждом углу про это низкое наполнение и про «всё пропало» , истерика в СМИ, что ФГИС ЦС содержит информацию о стоимостных характеристиках только по 13% позиций КСР, что сведения о ценах на строительные ресурсы для включения в ФГИС ЦС представили только 32% включенных в перечень юридических лиц. Вначале, получается, сделали кривой план, потом подумали и переделали – поправились.
Что же, в текущей ситуации это скорее хорошо, чем плохо. Лучше заранее поправиться в своих планах, нежели упарываться в попытках исполнить неисполнимое с соответствующим результатом. Хотя и этот вариант не без греха, но по нему можно и нужно работать.
Если бы не это решение, отчет Счетной Палаты мы бы сейчас читали совершенно в ином ключе, а именно: все провалили, ничего не реализовали и т.п. Переход на описанный в отчете Счетной палаты ресурсно-индексный метод и есть по сути своей ресурсный метод.
Вот о чем говорит Счетная палата мелким шрифтом — раньше «регулировали» стройку индексом на СМР, теперь делают все открыто и наглядно. Никаких «инструментов тонкой настройки» при такой модели ценообразования в принципе не предусматривается.
Не нравится цена на ресурс – дай правильную, не нравится норматив – актуализируй, хочешь индексы – дай цены по региону, нужна укрупненка – разрабатывай. Надо отдать должное, такой свободы в нормотворчестве никогда ранее не было и вряд ли будет впредь, потому что со временем открученные гайки начнут закручивать обратно, ибо история циклична, а эффективнее плановой экономики ничего еще не придумали.
«Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая» – гласит народная пословица. Так, во всяком случае, сейчас себя позиционируют реформаторы-ценообразователи, а Счетная палата им вторит. Хорошо Счетная палата выдрессировала Минстрой и ГГЭ, раз о проблемах и их причинах те пишут сами, предоставляя возможность их просто копировать.
Если поставлена задача раздуть смету – грамотный сметчик ее раздует на нужную сумму и не важно каким нормативами он будет пользоваться, равно как и наоборот, если требуется срезать – любая экспертиза найдет где. Власти оставили за собой только функцию арбитра, Минстрой с ГГЭ пишут как и что можно делать, а дальше все отдают на откуп пользователям системы.
Не в количестве дело, а в качестве – для стройки не имеют значения наличие и правильность цен по большинству ресурсов. Бетон, арматура, металлоконструкции (для промки и мостов), кирпич, сборные ЖБИ, асфальт и инертные (для дорог) – вот ресурсы, которые составят 80% стоимости материалов по любой крупной стройке. То есть, наличие текущих цен по ним запустит тот ресурсный метод, который сейчас продвигают ГГЭ с Минстроем. Всю оптимизацию и экономию бюджетных средств нужно искать в проектных решениях, а не в нормативах». Полная версия — по ссылке.
Информационно-аналитическая система ценообразования в строительстве Главгосэкспертизы России
Мнение-комментарий к Отчету Счетной палаты — прислано неравнодушным подпиcчиком канала: «Разработка ИАС наравне с ФГИС была предусмотрена у реформаторов «два вице-премьера назад» — в самых первых планах реформы, утвержденных Д.Н. Козаком. Уже тогда понимали, что нужны инструменты для сбора и обработки информации и это должны быть два разных, но взаимосвязанных инструмента.
Выходит, что пока все внимание было приковано к ФГИС и проблемам его наполнения, ГГЭ для себя создала рабочую информационную систему и судя по реакции Счетной палаты – неплохую. Глубина идеи и открывающихся перспективных возможностей прослеживается даже по таким скудным обрывкам информации, которые мы видим в отчете.
А проверяющие видимо наблюдали, что-то уже воочию… Если Минстрой и ГГЭ пойдут таким путем это может стать самым существенным преобразованием в сметном нормировании за время реформы, потому что позволит любому желающему разрабатывать нормы на удобном и работоспособном софте (иначе Счетная палата его бы не нахваливала), так еще и с доступом к нему из любой точки мира, что в условиях ковидной удаленки особенно актуально. Да и в целом отказ от бумаги в пользу цифры тема актуальная – 21 век на дворе все-таки.
А какой вал предложений по актуализации действующих норм посыплется в Минстрой и ГГЭ – вообще страшно представить! Передача такого механизма в массы будет событием, сравнимым с новым уровнем цен не иначе!
Если верить тому, чем ГГЭ делится в информационном поле по теме ИАС ЦС, то это система, в которой считается все: начиная с цен отдельных ресурсов и заканчивая ресурсно-технологическими моделями [РТМ] для укрупненки, там же делаются нормы и расценки, там же считаются индексы, ведутся все базы данных, в общем, вся деятельность ГГЭ. Наверное, и на обращения ответы там же готовятся — без участия специалистов, искусственный интеллект по определенным словам набирает шаблонные абзацы и фразы, расставляя их по алфавиту!
Иного объяснения шаблонным ответам Минстроя и ГГЭ во всяком случае не вижу». Полная версия — по ссылке. НОСТРОЙ, и кто там еще «топил» за новые нормы? Срочно в ГГЭ! Чтобы: подключили/дали доступ. Берите, учитесь, организуйте, начинайте делать.
Хватит популизма.
Источник: www.all-smety.ru
Просчет Счетной палаты
Вправе ли Счетная палата субъекта РФ осуществлять функции строительного надзора и контроля и проводить строительную экспертизу выполнения работ по государственному контракту в рамках осуществления мероприятий по контролю целевого и эффективного использования бюджетных средств?
Счетная палата субъекта не имеет права осуществлять функции строительного надзора и контроля и проводить строительную экспертизу выполнения работ по государственному или муниципальному контракту при условии, что заказчик принял работы в полном объеме и без претензий.
Строительные организации, выполняющие работы по государственным и муниципальным заказам часто сталкиваются с такой проблемой: Счетные палаты субъектов РФ в рамках проведения контрольных мероприятий вынуждают органы государственной власти выставлять дополнительные требования и претензии исполнителям работ, т.е. тем самым строительным организациям. При этом, как повод используются доводы о некачественности работ или завышении стоимости. Такие доводы формируются со ссылкой на мнение сотрудника Счетной палаты о полноте, стоимости и качественности выполнения строительных работ.
О том, является ли мнение сотрудника Счетной палаты экспертным в терминах действующего законодательства РФ, и пойдет речь в этой статье.
Рассмотрим же мы его на примере одного из попавших мне в руки дел.
Так 28 мая 2010 года между Комитетом по инвестициям в области строительной деятельности Администрации города Тобольска (далее по тексту – «Истец», «Заказчик»), Государственным бюджетным учреждением Тюменской области «Управление автомобильных дорог» (далее по тексту – «Предприятие») и Закрытым акционерным обществом «Аэродромдорстрой» (далее по тексту – «Подрядчик», «Ответчик») заключен Муниципальный контракт №10-КИС/10 на выполнение работ по объекту: «Ремонт проспекта Менделеева.
В соответствии с условиями Контракта Подрядчик принимает на себя реализацию инвестиционного проекта: «Ремонт проспекта Менделеева в г. Тобольске» (далее по тексту – «Работы»).
Согласно п.2.1 Контракта и Протоколу комиссии №1/АО-24-10 от 11.05.2010 г. стоимость Работ по Контракту составила 155 561 684,00 (сто пятьдесят пять миллионов пятьсот шестьдесят одна тысяча шестьсот восемьдесят четыре) рубля 00 копеек, включая НДС.
04 апреля 2012г. между Заказчиком, Предприятием и Подрядчиком подписано Соглашение о расторжении Муниципального контракта №10-КИС/10 от 28.05.2010 г. на выполнение работ.
В соответствии с Соглашением о расторжении, Контракт был расторгнут по взаимному согласию сторон и определена стоимость выполненных по Контракту Работ в размере 149 068 890,16 (ста сорока девяти миллионов шестидесяти восьми тысяч восьми ста девяносто) рублей 16 копеек, включая НДС.
Работы по Контракту, выполненные Подрядчиком, Заказчиком и Предприятием приняты в полном объеме, претензий не имеется, что подтверждается следующими документами:
• Соглашением о расторжении;
• Справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3;
• Актами о приемке выполненных работ.
Заказчик произвел оплату выполненных Подрядчиком Работ в полном объеме, что подтверждается материалами дела № А40-49092/13.
В апреле 2012г. Счетной палатой Тюменской области было проведено контрольное мероприятие: целевое назначение и эффективность использования бюджетных средств, выделенных в 2009-2011г.г. на сферу жилищно-коммунального хозяйства Комитета по инвестициям в области строительной деятельности г. Тобольска.
По результатам вышеуказанного контрольного мероприятия Счетная палата Тюменской области составила следующие документы:
• Акт № 91 от 28.04.2012г. по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования администрацией г. Тобольска бюджетных средств, выделенных в 2009-2011г.г. на сферу жилищно-коммунального хозяйства» на объекте – комитет по инвестициям в области строительной деятельности администрации г. Тобольска;
• Акт контрольного осмотра от 27.04.2012г., составленный представителем Счетной палаты Тюменской области Е.Н. Катковой.
В соответствии с данными актами Счетная палата Тюменской области якобы выявила факт некачественного выполнения следующих работ по Контракту на общую сумму 1 449 400,00 (один миллион четыреста сорок девять тысяч четыреста) рублей:
• Устройство газонов на площади 217 кв. м. на сумму 61 800,00 рублей;
• Устройство тротуаров из гранитной плитки на площади 48 кв. м. на сумму 501 400 рублей;
• Устройство асфальтобетонного покрытия на площади 6 кв. м. на сумму 3 500 рублей;
• Установка консольных стальных опор уличного освящения в количестве 8 штук на сумму 847 200 рублей;
• Установка торшерных стальных опор уличного освящения в количестве 1 штуки на сумму 35 500 рублей.
В чем заключается некачественность работ Счетная палата и Заказчик так и не указали. В Акте №91 от 28.04.2012г. указано только завышение стоимости по Контракту в части данных работ.
29 мая 2013г. Заказчик подал и исковое заявление к Подрядчику о взыскании 1 449 400,00 (одного миллиона четырех сот сорока девяти тысяч четырехсот) рублей по Контракту.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 29 мая 2013 года по делу № А 40-49092/13 принято исковое заявление Комитета по инвестициям в области строительной деятельности Администрации г. Тобольска (далее по тексту – «Заказчик», «Истец») с ЗАО «Аэродромдорстрой» (далее по тексту – «Подрядчик», «Ответчик») о взыскании денежных средств в размере 1 449 400 (один миллион четыреста сорок девять тысяч четыреста) рублей и возбуждено производство по делу.
Может ли быть исковое заявление Истца удовлетворено?
На мой взгляд, исковое заявление Истца не обосновано и не подлежит удовлетворению по следующему основанию:
Истец сделал вывод, что на основании ст. 748 Гражданского кодекса Российской Федерации и Информационного письма ВАС РФ № 51 наличие акта приемки работ, подписанного Заказчиком, не лишает последнего права предъявить возражения по объему и стоимости работ. При этом Истец указал, что в соответствии со ст.ст.157 и 266 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту – «БК РФ») у Счетной палаты Тюменской области имеются полномочия определения качества уже принятых без замечаний Работ и без наличия соответствующей квалификации.
Согласно п. 4 ст. 748 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.
На основании ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ), строительный контроль (далее по тексту – «Контроль») проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Следовательно, при выполнении Работ по Контракту осуществление строительного надзора является обязательным для Заказчика в силу ст. 53 ГК, то есть в силу закона.
Таким образом, п.4 ст. 748 ГК РФ подлежит применению только в совокупности со ст. 53 ГрК РФ, и в данном деле п.4 ст. 748 не применим.
В процессе выполнения и приемки Работ по Контракту, недостатков обнаружено не было, что подтверждается материалами дела. Работы по Контракту выполнены в полном объеме и приняты без замечаний, что подтверждается Документами о выполнении работ и материалами дела А40-49092/13.
Следовательно, Подрядчик имеет право ссылаться на то, что Заказчик обязан осуществлять надзор и контроль за выполнением Работ по Контракту.
Законом Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области» от 22 сентября 2011г. не предусмотрено проведение Счетной палатой Тюменской области строительных экспертиз и функций строительного надзора.
В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ), нецелевым использованием бюджетных средств, является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Документами, обосновывающими то, что бюджетные денежные средства были направлены на достижение результатов, в данном случае «Ремонт проспекта Менделеева (от ул. Ремезова до проспекта Комсомольский) в г. Тобольске», применения коэффициентов и несение затрат при строительстве, являются акты приемки работ по унифицированной форме КС-2, КС-3. Данные документы к Контракту подписаны без замечаний, а Работы приняты.
Следовательно, Счетная палата Тюменской области не имеет права осуществлять функции строительного надзора и контроля и проводить строительную экспертизу выполнения Работ по Контракту.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – «Закон о госэкспертизе»), заключение по вопросам, требующих специальных знаний в области науки, техники и ремесла, может давать только эксперт.
Как следует из материалов дела, строительная экспертиза проведена не была, следовательно, специалист Счетной палаты Тюменской области, не являющийся аккредитованным экспертом, не уполномочен был давать заключение в Акте контрольного осмотра от 27.04.2012 г. по выполненным Работам в рамках Контракта. Акт контрольного осмотра от 27.04.2012 г. не является заключением эксперта в терминах действующего законодательства РФ.
Надо заметить, что практика полна аналогичных примеров. При рассмотрении подобных дел суд обычно принимает сторону строительной организации (Подрядчика). Подобную практику необходимо учитывать всем строительным организациям, работающим с государственным или муниципальным заказчиком.
В качестве еще одного примера, когда суд принял сторону строительной организации можно привести дело № А70-3639/2012 от 18.01.2013 г., рассмотренное ФАС Западно-Сибирского округа.
Источник: taxpravo.ru