«Хмм… правдивого архитектора… А что, такие бывают? – спросите вы и подумаете. — Врет, поди! Сейчас будет нам рассказывать очередную концепцию „бла-бла-бла.2.0“. Знаем, плавали, видали мы „витающих в небесах архитекторов“ и их умозрительные конструкции».
И будете правы: нормальный «пацанский» архитектор — человек очень занятой, и времени писать статьи у него, как правило, нет… Но! Бывает, что настает момент – и желание человека поделиться опытом, рассказать о своих удачах и сложностях миру настолько высоко, что и время находится, и присущий нашему брату-технарю страх публичных высказываний отступает. К тому же коллеги по цеху давно призывали меня начать подобную деятельность.
Стартовать я решила с темы несколько общего характера – ИТ-архитектуры в целом. Почему бы сразу не перейти непосредственно к деталям, которые наиболее занимают читателей технических блогов?
Ответ прост: уж больно много вопросов, трактовок и кривотолков возникают вокруг работы и задач архитекторов. И чтобы двигаться дальше, нужно выстроить некую «общую систему координат» — некую отправную точку.
5 правил современного дома. Советы архитекторов. Дизайн интерьера и строительство
За время моей работы сложилось некое «видение» происходящего, которым хотелось бы поделиться и обсудить с коллегами.
- Что такое архитектура?
- Что такое целевая архитектура?
- Что такое архитектурные стандарты и фреймворки и зачем они нужны?
- Кто заказывает архитектуру, какие у нашего заказчика могут быть желания и потребности, высказанные и невысказанные?
- Какую архитектуру можно назвать хорошей архитектурой?
- Зачем нужны архитекторы? Какова их роль? Чего от них ожидать и почему?
- Когда компании нужно вкладываться в архитектуру? Что будет, если этого не делать?
Что такое архитектура?
Итак, начнем «от печки» — попробуем дать определение этому понятию.
Не только архитекторы, но и древние философы обращали внимание на терминологию в своих беседах с досточтимыми правителями государств:
«Если имя неправильно (не соответствует сущности), то слово противоречит делу, а когда слово противоречит делу, то дело не будет исполнено, а если дело не будет исполнено, то церемонии и музыка не будут процветать, а если церемонии и музыка не будут процветать, то наказания не будут правильны, а когда наказания будут извращены, то народ не будет знать, как ему вести себя. Поэтому для благородного мужа необходимо, чтобы он непременно [мог назвать правильные имена вещей с тем, чтобы] сказанное исполнить и чтобы в словах его не было ничего бесчестного (недобросовестного)»
/Конфуций «Суждения и беседы»/
И все-таки я не стану приводить все возможные, замечательные по своей полноте, оригинальности и глубоким смыслам, определения термина «архитектура». Да и нет такой задачи — дать идеальное определение (если это вообще возможно). Главное – это понять суть предмета.
Архитектура, Градостроительство и Гражданское строительство — Обзор специальностей
А знаете… я вообще не стану приводить определение. По крайней мере, прямо сейчас. Сделаю это позже.
Даже в такой строгой науке, как математика, как говаривал мой педагог из универа, век идеальных определений давно прошел:
«Не помнишь определение из учебника – и не надо. Попробуй пойти от примеров – и таким образом выстроить понятие».
Итак, Архитектура… Да, именно подобные картинки помещаются частенько на титульный лист архитектурной ИТ-концепции и становятся символом («логотипом») архитектурных подразделений крупных компаний.
Конечно, первое, что приходит на ум – это связь с известной всем областью строительства. Архитектура зданий, сооружений, городов – сфера хорошо известная и имеющая давнюю историю.
Справедлива ли аналогия?
Безусловно! Более чем!
Известны целые исследования на эту тему – например, статья Пата Хелланда «Метрополис».
- красота, образ эпохи, эстетическое восприятие;
- удобство и комфорт использования, соответствие целевому назначению;
- технологичность, точность проектных чертежей;
- инфраструктурные /инженерные компоненты (коммуникации, система водо- и электроснабжения);
- безопасность, устойчивость, надежность;
- следование отраслевым стандартам качества
- восприятие человеком;
- технологический аспект.
Абсолютно уместной выглядит аналогия: для того, чтобы построение ИТ-систем и комплексов завершалось успешно – нам так же, как и в строительстве, необходимо задумываться и решать этот набор архитектурных вопросов – прежде, чем бросаться «кодить» или «фигачить».
И отталкиваться при этом надо… Правильно – от назначения.
- Зачем мы это делаем?
- Какие проблемы и задачи есть сейчас? Кого это затрагивает? В чем это выражается? Что будет, если их не решать?
- Как может выглядеть наша «картинка будущего», когда мы это сделаем?
- Каким образом это затронет людей, которые сейчас работает и будет работать с этим функционалом?
- Как это затронет другие системы? Как поменяются информационные потоки внутри компании?
- Кому, как и когда должна быть доступна порождаемая при этом информация? Как она будет соотноситься с другой информацией, генерируемой компанией?
- Какой набор шагов (проектов) мы должны сделать – чтобы прийти к желаемому результату?
- Сколько это будет стоить? Какие есть альтернативы?
- Нам раньше доводилось делать нечто подобное? Что мы хотим взять из этого опыта? Что хотим попробовать сделать иначе? Почему?
- Возможно, кто-то это уже делал? Как они это делали? Какие результаты получили? С какими проблемами столкнулись?
- Мы в это идем, потому что нам это даст…
«Вижу цель – не вижу препятствий» или Что такое целевая архитектура?
Есть такая известная во всех крупных компаниях тема – “целевая архитектура”, мифическая и таинственная, почти как любовь: “Все о ней говорят, но мало кто ее видел” /Ларошфуко/
Стало быть, целевая архитектура должна ответить, прежде всего, на вопрос – зачем мы это делаем. Т.е. она обозначает цель, смысл нашей деятельности. И лишь затем мы задумываемся и решаем — каким образом мы будем этого достигать, за счет каких технологий, на каких платформах.
Прежде чем бросаться отвечать на вопрос «как» (делать, внедрять систему, платформу и т.д.) убедитесь, что ответили на вопрос «зачем».
Все просто! И если этого простого (и вроде бы очевидного, не так ли?) шага не сделать, а броситься бегом строить схемы и кодить, кодить, кодить… то есть большой шанс, что этот труд потом улетит в корзину! И в результате посетит и вас, и вашу команду, и ваших заказчиков великая печаль. Задавайте себе этот вопрос не в конце, а вначале своего “забега”.
Как задавать подобные вопросы? Когда и при каких обстоятельствах?
Сформулируем более строго: в рамках каких процессов, кто и когда ставит подобные вопросы, а также кто обязан найти на них ответы, понятные всем участникам.
Четко напрашивается, по крайней мере, один вывод: этими вопросами необходимо озадачиться до точки старта проекта. И даже до момента его инициации. “Но как же так?” – может возникнуть вопрос: “Мы же уже давно привыкли, что вся деятельность ИТ осуществляется в рамках проектов, а в случае гибких методов – в рамках спринтов”.
Вот тут начинается интересное… Послушаем, что говорят на эту тему “ведущие собаководы” ИТ-отрасли — т.е. организации, создающие и распространяющие разного рода стандарты и референсные практики.
Так, OpenGroup на этот счет выпустила недавно концепцию IT4IT. Операционная модель ИТ, которая там представлена, включает в себя набор четырех базовых «цепочек создания ценностей» (VAD). Одна из них – “Strategy to portfolio”, в рамках которого и формируется “портфель проектов”, отталкиваясь от того, что мы хотим видеть (целевое видение) и от ситуации as-is (текущая архитектура). Таким образом, через ИТ-стратегию и портфель проектов выстраивается мостик к нашей желаемой «картинке будущего».
/Самое время спросить себя о том, а как у нас в компании принято формировать «портфель проектов»? Как порождаются проекты? На каком этапе к этому процессу подключают архитекторов? Кто принимает решение о запуске проекта? /
Таким образом, правильным выглядит такой путь:
Сперва целевая архитектура… Точнее, сперва бизнес-стратегия, потом целевая архитектура, которая ее поддерживает, далее — стратегия ИТ, которая отражает переход от текущего состояния к целевой, и, наконец, в соответствие со ИТ-стратегией – формирование портфеля проектов.
Вот почему архитекторы на предприятии так упорно говорят о целевой, о необходимости соответствия проектов ее руслу, о необходимости фиксации отклонений (временных и обходных решений) и т.д. Это их прямая обязанность. Это их работа. И это их ответственность. И для них важно, чтобы разговоры об архитектуре не носили бесконечный характер, а завершались вполне определенным delivery – и определенными (зафиксированными решениями).
Часто ли так происходит?
Да нет, конечно… В нашу стройную систему вмешивается господин Хаос. Точнее люди, которые сами его создают, осознанно или неосознанно. Однако выбирать не приходится – и нам тоже надо как-то существовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах – неопределенности, несогласованности, неразберихи и т.д.
Попробуем разобраться, как все происходит, и что с этим можно сделать.
О целевой архитектуре (как и о любви) можно говорить бесконечно… И поэтому, важно зафиксировать некое видение – получить «картинку будущего». Либо несколько вариантов – несколько «картинок».
Почему важно фиксировать? Казалось бы, очевидный вопрос, но как ни странно, много копьев ломается вокруг этого.
Потому как – целевая архитектура – это наша «опора из будущего». Представьте – какой возникнет хаос в нашем портфеле проектов, если она все время будет меняться?
Кто занимается подобной проработкой и отвечает за качество результата? Конечно, ИТ-архитектор – это его зона творчества, влияния и ответственности. При этом он общается с большим количеством людей, собирает и обрабатывает множество информации, изучает существующие аналоги, что-то пробует. И наконец, предлагает некое целостное решение – архитектурную концепцию. Она и представляется на дальнейшее обсуждение и утверждение как целевая архитектура – сперва в очень общем плане – как концепция или видение.
Когда целевое видение появилось, нужно постараться сделать так, чтобы все влиятельные лица (их принято называть «стейкхолдерами») увидели в ней некую ценность для себя и пришли к согласию относительно нее. Таким образом, критерием останова этого «увлекательного занятия» по обсуждению архитектурных концепций будет сокращение замечаний от принимающих решения людей до некого допустимого минимума.
Как и в любом споре, в процессе архитектурных дебатов людей частенько захлестывают эмоции. Что нам важно? Важно с одной стороны, не упустить какого-либо ценного замечания, возможности или потребности. А с другой стороны – направить процесс в конструктивное русло. Т.е. необходимо все суждения переводить в конкретику.
Иными словами, требовать обоснования – как от докладчика, представившего вариант архитектуры на рассмотрение, так и от вопрошающего. Уровень «нравится – не нравится» — не лучший способ выстроить подобный процесс, т.к. он слабо результативен.
Хорошим способом является подход, в процессе которого некое предлагаемое решение «проверяется на устойчивость» — вопросы из серии «что будет если…». Взгляд на 360 вокруг этой темы.
Для упорядочения деятельности по принятию подобных коллегиальных решений в крупных компаниях используют практику «архитектурных комитетов». К участию в них привлекаются люди, которых это в той или иной степени коснется – от бизнеса до ответственных за ИТ-инфраструктуру и сопровождение систем. И концепции проходят утверждение там. Далеко не всегда этот процесс на практике выглядит оптимально и результативно. Но других вариантов пока не придумали.
- не привлекать к участию лишних людей;
- допускать к обсуждению замечания в рамках своей компетенции (зоны принятия решений и ответственности);
- приводить только аргументы, четкие и конкретные;
- иметь ясные критерии выноса вопросов на всеобщее обсуждение и понимание модели/формата этих обсуждений;
- четко модерировать собрание – придерживаться установленных правил и избегать «базара» (ввести и закрепить правило – в один момент времени говорит только один человек).
Есть примеры лучших организационных практик – о том, как выстраивать архитектурные процессы, когда и что выносить на коллегиальные обсуждения на комитетах, как подавать и обрабатывать замечания и т.д. И существуют компании, где подобные процессы воплощены в жизнь. Но даже лучшие референсные практики работать не будут, если у людей нет изначального настроя договориться, а в компании не поддерживается атмосфера взаимного уважения и доверия друг к другу.
Здесь может возникнуть вопрос, что делать, если действительно такого настроя в данный момент не прослеживается? Можно ли его поменять?
Во-первых, необходимо увидеть и осознать проблему, приостановить дискуссию непосредственно по теме встречи, т.к. когда люди «сели на эмоции» уровень аргументации, логических доводов перестает работать.
Второй шаг – постараться увидеть позитивное намерение человека, который возражает, как нам может казаться, весьма странно – например, переводит фокус внимания к другой больной для него теме, уводит в сторону и т.п. И увидеть свою собственную приверженность, если вас это, в свою очередь, начинает раздражать. Если мы вовремя «поймали момент», и страсти еще не накались, успели «нажать на паузу», осознать и мысленно сформулировать это, то нас уже сложнее будет «выцепить на эмоцию» — уже хорошо.
Третий шаг – «возвращаем» человеку его же намерение, но в позитивной формулировке. Таким образом, ему не просто сказали, что «я тебя слышу», а его реально услышали и дали обратную связь. Хорошо бы это также записать и пообещать вернуться к этому важному и острому вопросу позже. И попросить разрешения продолжить встречу.
Острота спадает, конструктивный настрой остается.
Конечно, это не так просто. Легко написать — трудно сделать. Нужен опыт и тренировка в коммуникациях и переговорах. Эта тема весьма обширна, и раскрыть ее здесь не получится, только слегка наметить и создать уверенность, что такие подходы точно есть, они рабочие, и при желании их можно найти, изучить и проработать на практике (лучше с помощью опытного наставника).
Словом, мы приходим к выводам, что архитектурная практика – это фактически часть корпоративной культуры, модель принятия решений, общий стиль существования организации и взаимодействия сотрудников внутри нее.
Иными словами, уровень управления ИТ-архитектурой и стратегией – одна из составляющих уровня зрелости компании в целом, которая показывает ее способность к устойчивости и развитию.
Замечу, что «зрелость» по отношению к компании не определяется ее размером или ее возрастом. Бывают довольно крупные компании, которые не отличаются высоким уровнем зрелости: т.е. не стремятся «понять себя» — свой бизнес, своих сотрудников, свои цели. А стратегические инициативы часто носят формальный характер.
В то время как есть стартапы, в которых люди довольно быстро приходят к выводу, что например, одного классного кодинга (если говорить про ИТ-сферу) не достаточно – необходима некая организующая и направляющая сила.
И тому есть реальный примеры. Недавно моего друга-архитектора пригласили поучаствовать в подобном проекте, в котором уже работают хорошие разработчики, работают с драйвом и интересом, на новых технологиях и т.п. И при этом говорят: «как-то странно выходит – кодим-кодим, но как-то… не понятно, к какому результату мы движемся».
Иными словами, компания может на раннем этапе прийти к достаточно высокому уровню зрелости, что повышает ее шансы быть успешной. А, кроме того, и возможно, даже более важно – повышает уровень удовольствия работать в такой компании.
Сейчас много пишут о том, что банкам грозит конкуренция с ИТ-компаниями. И руководители банков начинают спешно перестраивать практики управления под ИТ – внедряют гибкие методы, покупают ИТ-стартапы и т.д. Но это их не сделает ИТ-компаниями. Почему? Потому что не будут в банках работать люди, которые работают в google или amazon. Это не «их формат».
И дело тут не в формальных методах управления разработкой и ведения проектов. Сравните подходы к условиям работы, взаимоотношениям в этих компаниях, способам ведения бизнеса и т.д. В чем разница? Это компании разной культуры, разного «способа жизни». Банк – не ИТ-компания, и никогда ей не будет. (Также как и ИТ-компания никогда не будет банком).
Так почему бы банкам… не оставаться банками, исследуя и развивая свои сильные качества? (А они у них, бесспорно, есть, в т.ч. и в ИТ.) Вместо того, чтобы бросаться из крайности – в крайность: то передаем ИТ на аутсорсинг как непрофильную обеспечивающую деятельность, то готовимся к конкуренции с ИТ-компаниями.
И это имеет прямое отношение к вопросу зрелости.
Зрелая компания, какого бы размера, возраста, уровня капитала, географии она не была, к какой бы отрасли она не относилась – знает «себя», видит «свое будущее», понимает свой бизнес, слышит своих сотрудников. И стремится найти и выстроить свой путь развития, а не слепо копирует и примеряет на себя чей-то чужой…
Вспоминая сказку про «Золушку» — как бы ни хотелось выйти замуж за принца, не стоит пытаться отрезать себе пятку, пытаясь влезть в чужую хрустальную туфельку.
У каждой компании свой талант, своя тема. Осознанный подход к развитию архитектуры учитывает специфику компании, задачи, проекта, их уникальность.
Архитектурные стандарты и фреймворки
Теперь настало время обратиться к стандартам. И следуя, заветам мудрого Конфуция, дать ясные определения интересующих нас понятий, чтобы «церемония и музыка» процветали, а «сказанное» было исполнено.
По части ИТ-архитектуры существует несколько детально проработанных стандартов.
Прежде всего, это ISO/IEC 42010: 2007, где можно обнаружить следующее определение:
Архитектура — это фундаментальные концепции или свойства системы, состоящей из элементов, связей между ними и внешним окружением, а также принципы ее разработки и развития.
- формальное описание системы или детальный план системы на компонентном уровне как руководство к ее реализации;
- структура компонентов, их взаимосвязей, принципы и стандарты, которым следует руководствоваться в процессе проектирования и развития системы.
Почему я стала говорить об определениях в контексте фреймворков? Что означает само по себе понятие «фреймворк»?
Фреймворк определяет методологию решения задачи определенного класса. От слова «метод» — повторяемый подход, применение которого приводит к предсказуемым результатам.
В чем их ценность фреймворков? В том, что однажды найденное, быть может, случайно, удачное решение осознается и применяется далее в подобных ситуациях. При этом фреймворк не диктует решение досконально и полностью, оставляя, так называемые, «точки расширения».
- генерализация (обобщение опыта) – с одной стороны;
- адаптация (локализация референсных практик к конкретной ситуации, проблеме, компании) – с другой стороны.
Неслучайно требование «адаптивности» все чаще звучит по отношению и ИТ организации. Порой это приводит к неоправданно завышенным ожиданиям – получить возможность решения совершенно разных задач «из одной коробки». Это не всегда оправданно.
Есть более эффективный путь – использовать компонентную архитектуру, не перегружая инструменты и технологии несвойственным и избыточным для них функционалом. Такой вариант гораздо прозрачнее и устойчивее в применении. Но он также требует и затрат – уже не достаточно лишь узкого знания некой одной системы – требуется объединить множество систем, интегрировать в единый ИТ-ландшафт.
И роль ИТ-архитектора, его задача – как раз помочь в этом процессе. Он не принимает решений единолично, он собирает и представляет информацию таким образом, чтобы то было понятно многим людям в компании – от бизнеса до инженеров – т.е. подготавливает почву для принятия коллегиального решения. Это не значит, что он не должен обладать технологическими знаниями – как раз наоборот – практика работы с технологиями – один из ключевых аспектов его деятельности. Но как будет показано далее, далеко не единственный.
Итак, ключевой смысл архитектуры и ключевые задачи архитекторов – это определение состава компонентов, их ответственности и взаимосвязи, отталкиваясь от конкретной прикладной задачи, которую мы решаем.
На мой взгляд, это вполне достойная миссия, требующая различных фокусов внимания и разносторонних компетенций – как технологических и системных, так и коммуникативных и организационных.
Завершая тему с определениями, приведу еще одно, от компании Oracle, которое, как мне показалось, очень хорошо отражает суть и глубину предмета:
Архитектура – метод и организующий принцип, которые согласуют функциональные задачи и стратегии бизнеса с ИТ-стратегией и планом исполнения.
Кто наш заказчик и какие у него могут быть желания, высказанные и невысказанные
Как и у любого исполнителя, решающего поставленную кем-то задачу, у архитектора есть… правильно – тот, кто ее поставил – т.е. Заказчик! Кто может быть таким заказчиком и как может выглядеть «процесс заказа архитектуры» — зависит от принятых в конкретной организации подходов по организации ИТ-процессов и может стать темой для отдельной дискуссии.
Как бы то ни было, у Заказчика есть, прежде всего, некая потребность, которую ему нужно «закрыть». И у него также могут быть свои идеи и свое «видение» на этот счет, которые ему тоже может быть интересно воплотить.
Например, работая в одном банке, я получила такой заказ – «… а также хотелось бы, чтобы архитектура хранилища была такова, чтобы хранилище исполняло как оперативную, так и аналитическую функцию… короче – нужно хранилище real time!»
Это меня немного озадачило, т.к. это довольно нетипичное и трудновыполнимое требование для систем подобного класса, но как говорится, задача поставлена – надо выполнять. В результате возникла концепция, немного отличавшаяся от первоначальной – не “real time”, а “just-in-time” (идея была заимствована от знаменитого принципа организации производства в компании «Тойота» — «точно во время»). Таким образом, изначальное требование было несколько смягчено и более реалистично с точки зрения технического воплощения, а Заказчик при этом остался удовлетворен тем, как было учтено его изначальное «видение».
Таким образом, какой бы формальной и строгой ни выглядела наша сфера деятельности, нам необходимо знать и даже «чувствовать» Заказчика, его желания и потребности, его опасения и даже некий негативный опыт. И нам нужно уметь представить концепцию решения таким образом, чтобы ему захотелось «купить» данный продукт – т.е. чтобы представленная «картинка будущего» в конце концов (быть может после ряда обсуждений и дискуссий) совпала с его ожиданиями – и ему захотелось двигаться, вкладываться в этом направлении.
Необходимо отметить еще одну, на мой взгляд, немаловажную деталь. Помимо требований, высказываемых Заказчиком в явном виде, всегда есть набор «умолчательных» требований — те, что подразумеваются, но в явном виде не говорятся.
Профессионал всегда держит в поле зрения всю свою область, он контролирует ситуацию, он знает больше и глубже об этом, чем его клиент. Иначе клиент бы к нему не обращался. И он должен всегда помнить, что он профессионал, и у него есть ответственность.
Так, вышедший недавно на экраны фильм «Эверест» очень конкретно показывает, к каким трагичным последствиям могут привести ситуации, когда профи слепо следует «хотелкам» клиента.
Здесь всплывает еще один «заезженный» термин – клиентооринтированность.
Да, безусловно, знать, понимать, уважать внутреннего клиента необходимо. Но ответственность за результат всегда несет исполнитель. И более профессионально – отказать клиенту в чем-то, даже пойти на конфликт, нежели позволить случиться событиям, последствия которых могут быть фатальными.
И снова обратимся к области строительства и ремонта, всем знакомой и наглядной. Любой уважающий себя специалист – сантехник или электрик – не станет ни под каким-бы то ни было давлением со стороны клиента реализовывать проект с нарушениями технических норм. И приведет четкие аргументы.
Так почему же в ИТ должно быть иначе? Возможно, последствия будут не так драматичны. Но если мы можем с достаточной уверенностью сказать о рисках – нужно о них сказать. Это будет честно и уважительно по отношению к своему клиенту-заказчику.
Заказчик может себе позволить жить сегодняшним днем, всевозможными «квиквинами», увлекаться то одной супер-инновацией, то другой, быть захваченным тенденциями и модными трендами, которые так умело представляют технические маркетологи на всевозможных конференциях и событиях от вендоров ИТ-индустрии.
Архитектор же, оставаясь профессионалом «с холодным носом» должен уметь смотреть на 3, 5, 10 шагов вперед. И более того – уметь переключать взгляд своего клиента в будущее. Пытаясь прийти к совместному пониманию, к совместной картине реальности, к которой хотелось бы прийти в обозримый период, которой хотелось бы следовать и вкладывать усилия по ее воплощению.
Архитектура – это про будущее…
Именно в этом контексте далее во 2й части статьи я поставлю странный вопрос: «что такое хорошая архитектура?» Впрочем, он не выглядит таким уж странным с учетом всего вышесказанного. Т.к. он акцентирует внимание на неких «скучных» вещах, которые, однако, уберегут нашу систему, нашего клиента от нежелательных сценариев дальнейшего развития.
Источник: habr.com
Что такое архитектурное строительство
Архитектура (architecture)- искусство и техника проектирования зданий не имеющая ничего общего со строительными работами. Архитектура- это эстетическое и в то же время утилитарное искусство. Эти два аспекта неразделимы, и их соотношение варьируется варьируется в разных работах. Архитектурные сооружения могут быть как просто декоративные, так и определенного предназначения.
Многие ошибочно относят термин архитектурное проектирование к просто архитектурному разделу проекта размывая таким образом, различия между Архитектурным и Архитектуро-строительным проектированием. А они есть!
Архитектурное проектирование- это творческий процесс, в результате которого создается образ будущего строения.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Архитектурное проектирование регулирует федеральный закон N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в РФ”
“Федеральный закон N 169 регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества”
Тем не менее, архитектурное проектирование, а именно сам архитектурный проект, не является обязательным и в большинстве случаев требуется только Заказчику, для дальнейшего проектирования.
Требования к архитектурному проекту могут устанавливаются в местных органах самоуправления и комитетах по архитектуре. Обычно это относится к проектам, разрабатываемых на исторических и других охраняемых территориях.
Так же могут проводится общественные слушания.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Архитектурная деятельность – профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции (далее – документация для строительства), авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов;
Архитектурное решение – авторский замысел архитектурного объекта – его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте;
Архитектурный проект – архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора;
Архитектурный объект – здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта;
Архитектурно-планировочное задание – комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
ВИДЫ АРХИТЕКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
1. Эскизный проект. Стадия ЭП
2. Объемно-планировочное решение. Стадия ОПР
3. Предпроектная подготовка. Стадия ПП
Стадию “Проектная документация”, в соответствии с определением, можно было бы отнести к архитектурному проекту, так как она также необходима для разработки документации для строительства. Но согласно ст 48 Градостроительного кодекса, это уже архитектурно-строительное проектирование.
ПРОЦЕСС АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЯ
Процесс создания архитектурного проекта самая интересная часть в работе архитектора. Как и любой другой творческий процесс, рождается путем бесконечного поиска идеальной композиции и “золотого сечения”. На стадии разработки “проектной” и “рабочей” документации творчества становится все меньше и меньше, до тех пор пока не превращается в бесконечную рутину корректировок проекта.
Каждый этап работы, как правило, должен быть согласован с заказчиком.
Это первый этап начала работы над архитектурным проектом. На этом этапе Заказчик обязан предоставить всю необходимую информацию для проектирования. А архитектор должен ее проанализировать. Дать рекомендации заказчику по недостающим данным. Съездить на участок, на котором планируется строительство.
На участке архитектор оценить градостроительную ситуацию, сильные и слабые стороны участка, доминантные точки.
В соответствии с исходными данными, главнейшим их которых является ГПЗУ, архитектор должен сформировать пятно застройки. Учитывая все ограничения по участку, такие как %-застройки, красные линии, сервитуты, необходимые проезды и подъезды к участку. И конечно же композиционное решение, от которого в будущем зависит комфортная городская среда.
На этом этапе архитектор разрабатывает функциональную взаимосвязь блоков и частей здания(й). Планировку помещений и их функциональную взаимосвязь.
Состав помещений определяется на основании задания на проектирование и технологические требования, включая нормы СНиП, СП и СанПиН.
На этом этапе, используя собранные и наработанные данные создается образ будущего. Это наиболее творческая часть процесса. Рисуется множество эскизов, фор-эскизов. На бумаге от руки и используя компьютер.
В зависимости от требований Заказчика или согласующих органов архитектурные проект оформляется под маркой ЭП или ОПР. Стадию ПП практически не используют уже.
Делаются дополнительные графические материалы, например вписывание проектируемого объекта в окружающую застройку и т.п.
Проекты оформляются либо в альбомы А3 формата (стадии ЭП и ОПР) либо на формируются композиции на планшетах, если проект подготавливается для конкурса или общественных слушаний.
Источник: arch-shop.ru
Что такое архитектура
Архитектура – она же Зодчество – это совокупность зданий, сооружений и иных построек, которые формируют материальную среду обитания человека. Архитектура как специальность – это искусство проектирования и постройки зданий и сооружений.
- Что такое архитектура
- Какие качества нужны архитектору
- Что такое дизайн архитектурной среды
До начала XX века создавали здания и сооружения люди двух специальностей – «архитектор-художник» и «инженер-строитель». На самом деле учили их примерно одному и тому же, но было тонкое разделение акцентов. Инженер-строитель – это архитектор с уклоном в строительную физику. Архитектор-художник – это строитель с уклоном в изящные искусства. В XX столетии строитель и художник окончательно объединились; впрочем, именно так и было до наступления Возрождения.Архитектура как специальность — в самом общем виде — делится на искусство проектировать и строить здания (сооружения) и на искусство градостроительное (проектирование и строительство районов, поселков, городов, мегаполисов, агломераций).
Архитектура как совокупность зданий — тоже в самом общем виде – имеет достаточно четкое разделение по функции, которую выполняет здание или сооружение. Здания и сооружения бывают жилые, общественные, промышленные и транспортные. Жилые здания делятся на особняки, многоквартирные дома, общежития и казармы.
Общественные – это школы, больницы, административные здания, вокзалы, стадионы, парковые постройки, театры, цирки. Промышленные здания и сооружения – заводы, фабрики, склады. Транспортные – мосты, тоннели, развязки, автостоянки и т.д.
Архитектуру можно также рассматривать и как процесс. Архитектурный замысел часто бывает обусловлен конкретным заказом или условиями конкурса (исключения в наше время сравнительно редки). Замысел воплощается в проект: планы, разрезы, поясняющие рисунки и генеральный план.
После принятия заказчиком проект разворачивается в комплект инженерно-строительной документации, необходимой для строительства. Начинается строительство, и на этом этапе архитектор осуществляет авторский надзор. И, наконец, последний этап – сдача здания в эксплуатацию.
Источник: www.kakprosto.ru
Доклад-сообщение «Архитектура»
Архитектура — наука, занимающаяся проектированием и последующим строительством объектов и зданий для организации пространства и комфортной жизнедеятельности людей. Этот термин также означает комплекс сооружений, созданных человечеством на протяжении всей его истории. Русское понятие зодчество — синоним слова архитектура и может употребляться наравне с ним.
При разработке любых сооружений важно учитывать три компонента: польза, прочность и красота. Именно эти требования должны учитываться в градостроительстве. Главная задача этого направления в архитектуре — грамотно распланировать и застроить города и жилые места, чтобы они гармонично сочетались с окружающей природой.
Стили архитектуры
На протяжении истории формировались разные архитектурные стили, и связано это с прогрессом в жизни общества. Изобретение новых видов техники и строительных материалов, усложняющаяся экономика, стремление людей к открытиям, познанию нового, вера в Бога, — всё это накладывало свой неповторимый отпечаток на тот или иной стиль.
Поэтому у каждого направления в зодчестве есть общие черты, характерные особенности, позволяющие объединить их в группы. Рассмотрим несколько наиболее ярких и интересных стилей.
Романский стиль
Один из наиболее ранних стилей в архитектуре, процветавший в 10–12 веках в странах Европы. В это время зарождаются и развиваются феодальные государства, что влечёт за собой массовое строительство и приводит к росту архитектуры и искусства.
Этот исторический период характеризуется большим количеством войн, поэтому и отличительные черты романского стиля — массивность, монументальность, прочность, незыблемость. Воюющим государствам были нужны оборонительные сооружения, и это нашло воплощение в строительстве крепостей, укреплённых монастырей и замков.
- мощные каменные стены;
- узкие, маленькие окна;
- наличие главной башни — донжона;
- сооружения имеют вид простых геометрических форм: кубы, цилиндры;
- минимальное количество наружной отделки;
- возведение зданий на возвышенности, доминирование над местностью;
- простота конструкций.
Памятники романской архитектуры в большом количестве находятся во Франции, которая в ту эпоху была центром культуры, науки, искусства. Здесь преобладают храмы и монастырские комплексы, сохранились также и замки-крепости. Например: церковь Сен-Мартен де Вик, замок Венсен (Франция).
Готический стиль
В 13–14 веках на смену тяжеловесному романскому стилю пришла лёгкая и невесомая готическая архитектура. Название происходит от слова готы. Так называли племена варваров германского происхождения.
Это течение в архитектуре настолько отличалось от приземистых романских сооружений, что поначалу люди не принимали его, называя готическим, то есть варварским.
В этом стиле выделяют три этапа:
- Ранняя готика (начало 13 века).
- Высокая или зрелая готика (конец 13 века).
- Пламенеющая или поздняя готика (14–начало 15 века).
Несмотря на то, что своё название это искусство получило от германских племён, настоящего расцвета оно достигло во Франции.
Родоначальником готического зодчества называют французского аббата Сугерия. Ему принадлежит идея перестроить в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени под Парижем. Этот храм и является первым образцом ранней готики в Европе.
- наличие устойчивого каркаса;
- вытянутые арки и порталы имеют форму стрел;
- лёгкость и невесомость конструкции;
- устремлённость вверх, к Богу;
- большое внутреннее пространство;
- круглые окна с витражами на библейские сюжеты;
- ажурные, резные фасады.
Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам де Пари известен во всём мире не только благодаря произведению Виктора Гюго. Это ещё и прекрасный пример готической архитектуры. Его строительство велось на протяжении ста лет. Высота собора–35 метров, и в нём без труда может поместиться двенадцатиэтажный дом.
Стиль барокко
Стиль барокко возник в конце 16 века в Италии. Этим словом португальские моряки называли жемчужины неправильной формы.
Главным желанием придворных архитекторов того времени было восхищать, удивлять, производить впечатление. Поэтому дворцы, соборы, построенные в барочном стиле, отличаются особой пышностью, помпезностью, лоском.
- фасады зданий криволинейны, пластичны, плавно перетекают друг в друга;
- обильное использование декора: лепнина, роспись, скульптуры, колонны;
- акцент на прилегающие территории: оформление парков, садов фонтанами, скульптурами, прудами; единство здания и парка.
Памятники в стиле барокко есть и в России. Пример тому — Эрмитаж, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
Стилей в архитектуре гораздо больше и каждый из них индивидуален, неповторим. Прогресс общества, развитие науки и техники накладывали свой отпечаток на то или иное направление зодчества, придавая ему яркий колорит и самобытность.
Источник: spadilo.ru
Архитектура зданий и сооружений: основы и классификация
Архитектура – раздел искусства, направленный на проектирование и построение зданий и сооружений. Сооружение – это все, что искусственно создано для выполнения различных потребностей человечества. Здание – надземное строение, которое имеет внутреннее пространство и предназначено для какой-либо деятельности или проживания человека. Иные подземные, наземные и подводные сооружения называются инженерными. Они нужны для выполнения технических задач: создания мостов, тоннелей, дорог.
Данная статья отчасти основана на учебнике Вильчик по архитектуре зданий и сооружений.
Итак, архитектура содержит несколько свойств:
1. Материальная среда. В этом значении применяется для удовлетворения нужд общества, то есть: построение домов, предприятий, офисов, образовательных и развлекательных заведений.
2. Искусство. В первую очередь, это исторические и современные сооружения, которые оказывают эмоциональное действие на человека.
Основы архитектуры зданий и сооружений
При проектировании и создании строений необходимо соблюдать несколько требований:
- функциональная целесообразность;
- соответствие объема социальным нуждам;
- комфортное заполнение помещения людьми;
- беспрепятственная эвакуация;
- обеспечение хорошей видимости и слышимости;
- формирование эстетических представлений людей;
- гармония с окружающей средой;
- техническая целесообразность и экономичность.
Все эти аспекты важны, но есть и главное требование к архитектуре зданий и сооружений: быть полезными и удобными.
Разновидности строений
Классификация архитектуры зданий и сооружений подразумевает 3 вида:
1. Гражданские. К ним относятся постройки жилого и общественного назначения, целью которых является обслуживание потребностей людей.
2. Промышленные. Это сооружения, в которых хранится промышленное оборудование и происходит трудовая деятельность.
3. Сельскохозяйственные. Строения для содержания животных, выращивания культур, а также хранения продукции.
Жилые и общественные постройки
1. Жилые здания. При их проектировании особое внимание уделяется проветриванию и инсоляции (то есть облучению солнечными лучами). Исходя из этого, располагают окна, форточки, вытяжную вентиляцию с естественной тягой.
Жилые здания классифицируются в зависимости от длительности проживания на:
- длительное (квартирные дома);
- многоквартирные секционные здания (набор из торцовых и рядовых секций);
- многоэтажки городского типа (многосекционные, коридорные, галерейные);
- дома усадебного типа.
- временное (общежития).
Общежития строят для:
- студентов;
- молодых специалистов;
- молодых семей.
В общежитии есть помещения для культурного, медицинского обслуживания и проживания. Более подробная планировка зависит от конкретного типа строения.
2. Краткосрочные (гостиницы и отели).
3. Общественные постройки.
Архитектура общественных зданий и сооружений подразумевает социальное обслуживание населения. Кроме того, в них размещают различные административные единицы.
Архитектура гражданских зданий и сооружений подразделяется на несколько видов в зависимости от назначения:
- торговые (магазины, торговые комплексы);
- учебные (школы и детские сады);
- административные;
- транспорта и связи (вокзалы, телевизионные центры);
- лечебно-профилактические (поликлиники, санатории, больницы);
- культурно-просветительные (театры и музеи).
Планировка населенных пунктов
Территория делится на зоны:
- жилая (центр, районы и микрорайоны);
- производственная;
- ландшафтно-рекреационная (леса и парки).
Санитарные и противопожарные нормы (СНиП – 1.07.01-89 “Планировка и застройка городских и сельских поселений») требуют соблюдения разрывов – расстояний между торцами зданий и окнами. Также есть и другие виды гражданских построек:
- Крупнопанельные здания монтируются из заготовок больших плоскостных частей стен, перекрытий и других конструкций.
- Бескаркасные (с поперечными и продольными несущими стенами) более просты в строительстве и чаще применяются в массовом жилищном строительстве.
- Каркасные (состоят из стоек и ригелей) в основном используют для сооружений общественного назначения.
- Крупноблочные (стены состоят из больших камней, блоков из керамзитобетона или ячеистого бетона весом до 3 тонн) постройки.
Промышленные строения
Для успешной реализации архитектуры промышленных предприятий, зданий и сооружений необходимы конкретные данные об особенностях объекта. А именно:
- географические (климат, топографическая съемка территории, гидрогеологические и инженерно-геологические данные);
- технологические (это основной фактор для принятия архитектурных, санитарных и инженерных решений):
- габаритная высота стационарного оборудования;
- количество работников;
- информация о внутрицеховом транспорте;
- план расстановки технологического оборудования;
- возможности строительной организации.
Такие здания проектируются на основе унифицированных габаритных схем (производственные сооружения для различных отраслей промышленности) и типовых пролетов (размещение технологически родственных производств). Объемно-планировочные параметры:
Сетка колонн – сумма расстояний между колоннами в продольном и поперечном направлении.
Архитектура промышленных зданий и сооружений включает в себя:
1. Одноэтажные строения. Такой вид в промышленности встречается чаще всего. Он предназначен для рабочих процессов с горизонтальными схемами производства, которое подразумевает эксплуатацию крупногабаритного оборудования. Делятся на:
a) каркасные (это система колонн, которая связана с покрытием) — наиболее распространены;
b) с неполным каркасом (есть опоры: колонны, кирпичные столбы);
c) бескаркасные с наружными несущими стенами и утолщениями (пилястры);
d) шатровые строения не имеют наружных стен и вертикальных опор. Опорой служит непосредственно фундамент.
2. Многоэтажные. Строят для промышленных сооружений с вертикальной технологической схемой или тех предприятий, которые используют легкое оборудование (пищевая, легкая промышленность). Бывают с полным и неполным каркасом, с несущими стенами.
Типы многоэтажных построек:
- производственные;
- лабораторные;
- административно-бытовые.
Ограждающие части покрытия промышленных сооружений могут состоять из:
- пароизоляции;
- листовой и рулонной кровли;
- несущего настила;
- защитного слоя из мелкозернистого гравия или песка с битумной мастикой;
- теплоизоляции;
- цементной или асфальтовой выравнивающей стяжки.
Покрытия изготавливают из железобетонных ребристых плит. Они могут быть утепленными или холодными. Это зависит от температурного режима самого помещения.
Сельскохозяйственные здания и сооружения
Такие строения призваны обслуживать различные отрасли данной сферы. Классификация их по назначению следующая:
1. Животноводческие (коровники, конюшни, свинарники, овчарни).
Это широкогабаритные здания (более 35 м). Они проектируются прямоугольными, без перепада высот и с унифицированными пролетами конкретного направления. Если ширина здания не больше 27 метров, кровлю укладывают из волнистых асбестоцементных листов. Для больших зданий используют мастичные или рулонные материалы.
2. Птицеводческие (инкубаторы и птичники).
3. Культивационные (теплицы и парники, оранжереи). Это застекленные постройки с искусственно созданными климатическими условиями. Они позволяют выращивать овощи, цветы и рассаду.
4. Складские (хранилища зерна и овощей, склад минеральных удобрений). Хранилища различаются в зависимости от способа хранения:
- бункерные;
- закромные;
- напольные.
Это неотапливаемые помещения прямоугольной формы без естественного освещения и чердаков. Имеют каркасные или несущие стены.
5. Для ремонта техники и переработки продукции сельского хозяйства (мельница, сушилки для зерна). Требования к сельскохозяйственным зданиям:
- архитектурные (соответствие внешнего вида конструктивной основе постройки);
- функциональные (полное удовлетворение назначения сооружения при полном соблюдении санитарно-гигиенических и других норм эксплуатации);
- технические (создать здание устойчивым, долговечным и прочным, с огнестойкими конструктивными элементами);
- экономические (сокращение расходов на строительство при помощи уменьшения затрат труда и сроков).
Основные типы сооружений кратко представлены ниже.
1. В зависимости от объемно-планировочных решений:
- одноэтажные (павильонные, сблокированные с крупной сеткой колонн);
- многоэтажные (для содержания птицы и скота). Планировка зависит от условий содержания животных. Постройки имеют естественное освещение с воздушной системой отопления.
2. По особенностям пространственного расположения несущих конструкций:
- каркасные (рамные и стоечно-балочные);
- с неполным каркасом;
- бескаркасные (с наружными стенами из камня или кирпича).
Наиболее распространены сельскохозяйственные постройки:
- рамные из клееной древесины;
- железобетонные с безраскосными фермами;
- со стенами из легкобетонных панелей и плитами покрытия;
- из металлодеревянных ферм и арок, а также из железобетонных колонн;
- со стенами и покрытиями из металлических листов и утепленных асбестоцементных панелей.
Большепролетные здания и сооружения
Об архитектуре зданий и сооружений дается определение большепролетных зданий и сооружений. Учебник Н. П. Вильчик информирует: это вид сооружений, в которых перекрытие происходит только большепролетными несущими конструкциями (более 35 метров). Архитектура большепролетных зданий и сооружений классифицирует строения в зависимости от материала на:
- металлические;
- железобетонные;
- сталежелезобетонные.
Одноэтажные сооружения чаще всего применяют для обустройства предприятий тяжелой промышленности.
- равномерность освещения;
- меньшая стоимость;
- выгодное строительство при использовании слабых грунтов.
- немалые расходы в процессе самой эксплуатации;
- теплопотери из-за пространства;
- большая площадь застройки участка земли.
Наиболее экономичными считаются размеры пролетов от 10 до 30 метров. При необходимости возможно их увеличение до 50 метров.
Выбирая расположение станков и сетку колонн, нужно учесть разворот производственных транспортных средств. В среднем это радиус 1,6 – 2,92 метра внутри помещения и 2,5 – 5,44 – снаружи.
Высота внутри здания больше всего зависит от габаритов подъемного крана (1,6 -3,4 метра).
Учебник по архитектуре большепролетных зданий и сооружений также описывает, что для проектирования одноэтажной постройки очень важно обеспечить достаточный воздухообмен. Этого можно достичь с помощью хорошо подобранных калориферов и вентиляционных приборов (дефлекторов и окон).
Многоэтажные большепролетные постройки имеют свои особенности.
- верхнее покрытие и перекрытия выполняют из бетона или пустотелых камней;
- каркас изготавливают из стальных элементов с внутренней огнеустойчивой облицовкой, а также железобетонных конструкций;
- лестничные клетки, торцовые стены и рамные конструкции принимают на себя ветровые нагрузки;
- облицовка кирпичом, покрытая цементным раствором с армированной проволочной сеткой, обеспечит защиту от огня стальным прокатным профилям. Также для этой цели можно использовать устройство защитного слоя из торкрет-бетона.
Основная функция несущих элементов – восприятие нагрузок.
Разделяют 5 видов несущих активных систем:
- По форме (арки и ванты). Это криволинейные структуры из напряженных жестких или гибких элементов.
- По вектору. Внешние нагрузки уравновешиваются внутренними усилиями сжатия и растяжения, которые появляются в жестких частях пространственных и плоских решеток.
- По сечению (балки, панели, рамы). Конструкции работают преимущественно на изгиб. Внешние нагрузки компенсируются напряжениями, которые возникают в поперечных сечениях.
- По поверхности (складки и оболочки). Восприятие внешних нагрузок происходит за счет растяжения, сжатия и среза.
- По высоте (высотные здания каркасного и ствольного типа).
Эта классификация была составлена Хайно Энгелем, автором учебных материалов по строительству для студентов образовательных учреждений.
Грунт
Говоря об архитектуре зданий и сооружений, нельзя обойти вопрос проектирования оснований. Для этого используется почва или горная порода – грунт. Он представляет собой систему со многими компонентами, которая имеет свойство со временем изменяться. В зависимости от своего природного состояния грунт бывает двух типов:
1. Естественный. Он способен выдержать нагрузку в своем натуральном виде.
2. Искусственный. Это материал, который дополнительно уплотняют, так как в своем природном состоянии он не обладает нужной несущей способностью. Осадка грунта – равномерное изменение, деформация основания здания. Просадка — неравномерное изменение грунта вследствие его уплотнения, деформации структуры почвы от различных внешних нагрузок.
Допускать такие явления, как просадки, категорически нельзя, ведь они влекут за собой повороты фундамента, вызывают его разрушение. Поэтому установлены определенные нормы величины осадок. Они колеблются в диапазоне от 80 до 150 мм. Требования для оснований строений следующие:
- хорошая несущая способность;
- малая равномерная сжимаемость;
- отсутствие увеличения объема при замерзании влаги (такой процесс называется пучением);
- исключение растворения и размывания грунтовыми водами;
- недопущение просадок и оползней;
- отсутствие ползучести.
- песчаные;
- крупнообломочные;
- глинистые;
- насыпные;
- лессовые;
- скальные.
Учебная литература
Существует множество учебников по архитектуре гражданских и промышленных предприятий, зданий и сооружений. Вот некоторые из них:
1. Учебник Н. П. Вильчик «Архитектура зданий и сооружений» содержит общие сведения обо всех видах строений. Рассматривает проектирование конструкций гражданских, промышленных и сельскохозяйственных зданий, а также их реконструкцию. Издан в 2005 году в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
2. Учебник Е. Н. Белоконева «Основы архитектуры зданий и сооружений»
Содержит краткие сведения об истории, проектировании зданий и конструкций.
Архитектура большепролетных зданий и сооружений подробно рассмотрена в учебнике А. Н. Зверева «Большепролетные конструкции покрытий общественных и промышленных зданий». Используются и другие пособия:
- А. В. Демина, “Здания с большепролетными покрытиями».
- Ю. И. Кудишин, Е.И. Беленя, “Металлические конструкции».
- И. А. Шерешевский, “Конструирование гражданских зданий».
Эти учебники по архитектуре зданий и сооружений предназначаются для студентов колледжей и вузов по природоохранным и строительным направлениям, а также для строительных компаний и индивидуальных застройщиков.
Формы построек
Геометрия в архитектуре зданий и сооружений играет очень важную роль, ведь от нее напрямую зависит надежность и долговечность всего строения.
До сих пор самыми прочными по форме считаются египетские пирамиды.
Именно форма правильной четырехугольной пирамиды обеспечивает наибольшую устойчивость.
Стоечно-балочная система является самой древней в геометрии архитектуры зданий и сооружений. Она состоит из стержневых несущих частей, которые могут быть расположены вертикально (колонны и столбы) и горизонтально (специальный брус, который работает на поперечный изгиб под силой вертикальных нагрузок).
Каркас состоит из колонн и ригелей, которые объединены жесткими горизонтальными дисками и вертикальными связями.
Изменение архитектуры зданий и сооружений происходит в согласовании проекта о реконструктивных работах. При их проведении возможна трансформация материалов и пластики внешних элементов, а также создание и уничтожение оконных и дверных проемов, установка наружных технических средств, остекление лоджий и балконов.
Реконструктивные работы выполняют в целях улучшения эксплуатационных качеств помещений.
Архитектура гражданских и промышленных зданий и сооружений связана с огромными финансовыми тратами. Их можно уменьшить несколькими способами:
- облегчение конструкции;
- оптимальный метод строительства;
- соответствующий выбор материалов.
Расположение жилых и производственных зон
Требования к местоположению жилой территории:
- неветреная сторона;
- расположение выше по течению рек и рельефу местности;
- нахождение отдельно от промышленной зоны через озелененную полосу не менее чем на 50 метров.
- производственная зона должна находиться с подветренной стороны (по отношению к жилой), ниже по течению рек и рельефу.
Деятельность в сфере архитектуры осуществляется в соответствии с рекомендациями Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике. Они касаются состава архитектурно-планировочного задания на проектирование и строительство зданий, сооружений и их комплексов.
Это задание относится к документам, которые являются основанием для получения разрешения на постройку. Помогает регулировать и контролировать инвестиционную строительную сферу и землепользование.
Основания для выдачи архитектурно-планировочного задания:
- заявка заказчика;
- обоснование инвестиций;
- решение органа исполнительной власти;
- комплект документации, удостоверяющий право собственности на земельный участок.
Главной задачей архитектуры гражданских и промышленных зданий и сооружений является компактность застройки, удобная связь с дорогами и другими производственными комплексами.
Источник: fb.ru