Церковь Святого Ива в Ла Сапиенца, Рим. Спроектирован архитекторомФранческо Борромини и построен в1642-60 гг. Прекрасный образецитальянской архитектуры барокко.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?См.: Определение ст.См. Также: Виды искусства.
Содержание Определение: что такое архитектура барокко? • Барокко Идея здания • Наземные Планы • Архитектура барокко в волнообразных Motif • Хранилища, арки, контрфорсы • Барокко Концепция строительного дизайна: Архитектурные скульптуры • Архитектурное Манипулирование света • Волнообразные ордена Архитектура • итальянского барокко архитектуры • французской архитектуры барокко • Архитектура немецкого барокко • Архитектура испанского и португальского барокко • Градостроительство • Внутренний дизайн интерьера • Архитекторы барокко
Архитектурные ресурсы- архитектура, история.- Глоссарий архитектуры.
Базилика Святого Петра Рим.Папа Александр VII поручилБернини в 1655 году украситьсобор Петри, площадь и подходы.
Интерьер базилики четырнадцатисвятых помощников, Бад-Стаффельштайн, Бавария.Спроектированный Бальтазаром Нойманом, он былпостроен в 1743-72 годах. Прекрасный образецнемецкой архитектуры позднего барокко.
Что такое Барокко?
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВАПодробнее о направленияхи стилях в искусстве см.: История искусства.Хронологический справочник поключевым событиям в развитииизобразительного искусства во всем мире можнонайти на странице History of Art Timeline.
Определение: что такое архитектура барокко? – Характеристики Для архитектуры барокко характерно то, что, хотя примеры можно найти почти по всей Европе и Латинской Америке, они заметно различаются от одной страны к другой. Как же тогда все они обозначаются одним термином? Отчасти для удобства, чтобы резюмировать искусство целого периода одним словом, но в основном из-за их общего эстетического происхождения.
В Испании термин «барокко» первоначально обозначал жемчужину неправильной, причудливой формы, тогда как в Италии он означал педантичный, искаженный аргумент, не имеющий большого диалектического значения. В конце концов он стал синонимом экстравагантного, уродливого, ненормального, необычного, абсурдного и неправильного почти во всех европейских языках; и в этом смысле критики восемнадцатого века применили его к искусству предыдущего века, которое, как им казалось, явно обладало такими характеристиками. (Краткий обзор см.: Искусство барокко.)
Во второй половине XIX века швейцарский критик Генрих Вольфлин и его последователи придали этому слову более объективное значение. По-прежнему обращаясь к религиозному искусству XVII и начала XVIII веков они определили как барокко те произведения, в которых прослеживались определенные особенности: использование движения, будь то фактическое (изогнутая стена, фонтан со струями воды, навсегда меняющими форму) или подразумеваемое (фигура, изображаемая совершающей энергичное действие или усилие); попытка изобразить или предположить бесконечность (проспект, тянувшийся до горизонта, фреска, создающая иллюзию безграничного неба, фокус с зеркалами, которые меняют перспективы и делают их неузнаваемыми); важность, придаваемая свету и его эффектам в концепции произведения искусства и в конечном воздействии, которое оно произвело; вкус к театральным, грандиозным, сценографическим эффектам; и тенденция игнорировать границы между различными формами искусства и смешивать архитектуру, живопись, скульптуру, и так далее.
Архитектура 17 века Барокко
Как и в архитектуре эпохи Возрождения , два самых популярных типа архитектурных комиссий в эпоху барокко включали либо церкви, либо дворцы. В своих различных версиях они соответственно включали соборы, приходские церкви и монастырские здания, а также городские и загородные особняки и, прежде всего, королевские дворцы, последние из которых особенно характерны для того периода. В дополнение к таким отдельным зданиям, архитектура барокко также характеризовалась тем, что теперь известно как градостроительство: расположение городов в соответствии с заранее определенными схемами и создание больших парков и садов вокруг важных резиденций.
Идея здания в стиле барокко Здание можно представить по-разному: как совокупность наложенных друг на друга этажей (нынешняя позиция); или больше похоже на скульптуру (теория греческой архитектуры ); как ящик, ограниченный стенами правильной формы (в понимании архитекторов эпохи Возрождения); или как скелетная структура, то есть структура, образованная – согласно готической концепции – различными структурами, необходимыми для ее поддержания. Архитекторы в стиле барокко понимали его как единую массу, которая должна быть сформирована в соответствии с рядом требований. Словесное описание форм эпохи Возрождения могло сопровождаться рисованием воображаемых прямых линий в воздухе воображаемым карандашом; но человек, описывающий барокко, более склонен имитировать форму воображаемой массы из мягкой пластмассы или глины. Короче говоря, для архитекторов в стиле барокко здание было своего рода большой скульптурой.
Источник: gallerix.ru
Стиль барокко в архитектуре
Художественный стиль барокко зародился в конце 16 века в Италии. Историю названия связывают с португальскими моряками, которые словом barocco обозначали бракованные жемчужины неправильной формы. Итальянцы охотно переняли термин, объединив им вычурные и странные проявления нового культурного течения.
Возникновение барокко связывают с угасанием эпохи Ренессанса: отказавшись от представлений о классической гармонии и строгом миропорядке, творцы сосредоточились на борьбе разума и чувств. Отныне в центре их внимания – силы стихий, экспрессия, мистицизм.
В течение 17-18 веков барокко в архитектуре, искусстве и музыке широко распространилось по Европе и Америке, пришло в Россию. Расцвет стиля совпал с укреплением абсолютных монархий, освоением колоний, усилением католицизма. Логично, что и в градостроительстве он проявился масштабностью и монументальностью.
Характерные черты барокко
Торжественную, сложную, богато декорированную стилистику использовали при возведении городских дворцов, резиденций, монастырей. Архитектурные решения придворных зодчих подчинены одной идее: удивлять и восхищать.
Форма
Главной особенностью барокко является создание искривленного пространства, где плоскости и объемы – криволинейны и перетекают друг в друга, в планах преобладают эллипсы и прямоугольники.
В дизайне фасадов широко используется раскреповка, когда часть стены выставляется чуть вперед или наоборот заглубляется вместе со всеми элементами. Получается чередование выпуклых и вогнутых секций с эффектом пространственной иллюзии. Еще более выразительной фасадную композицию делают всевозможные эркеры, башни и балконы.
Ордер
Отличительный признак барочных зданий – сознательное нарушение пропорций в античной ордерной системе.
Части ордера (база, антаблемент, капитель) растягиваются, накладываются друг на друга, скручиваются; прежде гармоничная структура (соразмерная человеку) приобретает массивность и рваный ритм.
Внешний и внутренний декор
К основным чертам барокко относят также чрезмерное украшательство, дававшее немало поводов для обвинений в безвкусице.
Стены практически исчезают под лепниной, росписью, резными панелями, скульптурами, колоннами, зеркалами. Стремление к гигантизму проявляется в тяжеловесной мебели, огромных шкафах, лестницах. Если говорить о барокко кратко, то это стиль излишеств. За счет чередования освещенных и затененных зон, настраиваемого бокового освещения мастера создавали оптические эффекты расширения пространства. Золотистые, голубые, розовые цвета задавали торжественную атмосферу.
Связь с окружающим пространством
Наше описание стиля барокко было бы неполным без акцента на союз построек с прилегающей территорией: городской площадью, парком, садом. Это была прогрессивная тенденция, здания стали восприниматься единым целым с ландшафтом: отныне фонтаны, скульптурные композиции, разбитые дорожки и газоны – полноправная часть дворцовых ансамблей.
Архитектурные элементы барокко
- Барочные фасады активно оформляют колоннами, объемным крупным рельефом, фронтонами лучкового типа.
Богато отделанные наличники обязательно оснащены замковым камнем. Окна выполняются в виде овалов, полусфер, прямоугольных проемов. Вместо колонн для поддержки балочных перекрытий, балюстрад и сводов крыши устанавливают статуи кариатид и атлантов.
- Монументальные скульптурные композиции – один из характерных элементов стиля.
Поза и выражение лица мифологических и библейских фигур передают эмоциональное напряжение, драматизм сюжета, что отвечает концепции сложного устройства мира и человеческих страстей.
- Традиционные барочные орнаменты включают арабески, гирлянды, раковины, картуши, цветочные вазы, рога изобилия, музыкальные инструменты.
Каждая деталь пышно обрамлена. В связке исторически близких стилей барокко, рококо и классицизма первый существенно выделяется любовью к чрезмерному декору. Эту черту подхватит затем рококо, сделав больший акцент на изящество и утонченность.
- Одна из особенностей архитектурного барокко – активное использование в фасадном дизайне маскаронов (маска в виде человеческого лица или морды животного, расположенных анфас).
Изготавливали их из камня и гипса, размещали над входной дверью, оконными проемами, арками. У каждой маски свой характер: спокойный, устрашающий, комический. Тематические маскароны выбирали в соответствии с профилем заведения: на суд вешали изображения богини правосудия, львиные головы, на театр – драматических персонажей, на церковь – ангелов и детей.
Стиль барокко в Италии
В каждой из стран новый архитектурный стиль проявился под влиянием политических, социальных и культурных условий. В этом плане можно говорить о национальных видах барокко: итальянском, французском, испанском, немецком, английском, русском.
В мировом наследии итальянское барокко считается первоисточником и вдохновителем. Ведущую роль в развитии архитектуры взял на себя Ватикан. Католическая церковь в 16 веке начинает активное строительство храмов и соборов, причем не столько внушительных по масштабу, сколько величественных и эмоционально заряженных по оформлению.
В числе первых создали знаменитую церковь Иль-Джезу, проект Джакомо Бароцци да Виньола. В дизайне главного фасада сочетаются несколько ордеров. Широкие волнообразные волюты по бокам связывают оба фасадных яруса, такое решение стало хрестоматийным для церквей этого периода.
Крупнейшие итальянские архитекторы барокко17 века – Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Гварино Гварини, Карло Райнальди. На весь мир известна площадь Святого Петра в Риме – проект Л.Бернини, где колоннада создает искусственную перспективу и зрительно увеличивает размеры собора.
Французское барокко
Основные характеристики барокко во Франции проявились больше во внутреннем убранстве, в фасадной же отделке доминирует классицизм.
Яркий образчик такого подхода – Версальский дворец, спроектированный Луи Лево и Жюлем Ардуэн-Мансаром. Барочная тема в дизайне фасада обозначена только скульптурами, которые экспрессивностью форм контрастируют с прямой геометрией здания.
Пышное барочное убранство преобладает в дворцовых интерьерах, особенно в залах Войны и Мира, Зеркальной галерее.
Французские архитекторы соединяют барокко и классицизм в оформлении городских особняков, загородных резиденций. Художественная фантазия уступает ведущую роль строгости форм. Основные зодчие периода – Жак Лемерсье, Франсуа Мансар, Луи Лево.
Замковая архитектура переходит от традиционных четырехугольных в плане крепостей к ансамблям из центрального здания и боковых крыльев, с подъездными путями и окультуренными садами. Объемы упрощаются, на фасаде сокращается число лепнины, становятся скромнее размеры – таковы примеры барокко в оформлении замков Во, Монморанси, Шане, Мэзон-Лафитт.
Архитектура Испании, Португалии и Латинской Америки
Наиболее явно направление барокко проявилось в работах испанских братьев Чурригера (17-18 век), их творчество даже получило собственное название – чурригереско.
Фасады и интерьеры изобилуют пышными украшениями и перенасыщены деталями: изломанными фронтонами, волнообразными карнизами, завитками, гирляндами, балюстрадами. Самое известное здание такого барокко – Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела.
Другая часть испанской архитектуры развивалась под влиянием итальянских и французских традиций. Характерный пример – Королевский дворец в Мадриде, построенный по подобию Версаля зодчими из Италии: Филиппо Юварра, Джованни Саккетти, Франческо Сабатини. По-классически строгие фасады сочетаются здесь с великолепным барочным убранством интерьеров.
Португальские дворцы в стиле барокко входят в мировое культурное наследие:
- Фасад дворца Райо (проект Андре Соареша) обильно украшен лепниной, за счет многообразия форм создается эффект динамичности.
- Самый большой в стране королевский дворец Мафра объединяет базилику, грандиозную библиотеку и францисканский монастырь.
- Дворец Матеуш (проект итальянца Николау Насони) имеет статус Национального монумента Португалии, вокруг разбит парк с мраморными скульптурами.
Распространившись в Новый Свет, барочный стиль завоевал сторонников от Аргентины до Мексики. Типичные примеры – соборы в Таско и Мехико, перегруженные декором, с гипертрофированными угловыми башнями.
Русское барокко
В российской империи архитектурный стиль развивался особым путем. Взяв за основу традиции русского зодчества, он обогатился во времена Петра Первого западноевропейскими канонами. Высшая точка пришлась на середину 18 века, когда на Западе уже шел отказ от пышности в пользу строгости классицизма.
Особенности барочного стиля в России:
- Архитектурные планы и объемные композиции отличаются простотой и более четкой структурой.
- Основной материал для фасадной отделки – штукатурка с гипсовыми деталями, а не камень, как на Западе. Поэтому идет больший акцент на орнаментальную лепку и цветовые решения.
- Здания русского барокко выполнены в ярких и контрастных красках (голубых, белых, желтых, красных, синих), покрыты позолотой, сложные кровли изготовлены из белой жести. В комплексе создается праздничный, мажорный характер.
В развитии отечественного зодчества принято выделять несколько исторических этапов.
Московское барокко конца 17 века
Сюда входят направления, названные по фамилиям покровителей.
Характерные черты нарышкинского стиля барокко: симметрия, ярусность, центричность, белые детали на красном фоне. Здесь объединяются техника древнерусского деревянного и каменного строительства с европейской готикой, маньеризмом, ренессансом. В таком виде спроектирована знаменитая многоярусная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Голицынское направление использует во внутреннем убранстве только барочный декор. Архитектурное достояние – церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.
Строгановские постройки имеют пятиглавый силуэт (традиционный для русского храма). Барочный декор здесь чрезвычайно насыщенный и детализированный. Примером служит Смоленская церковь в Нижнем Новгороде.
Петровское барокко на рубеже 17-18 веков
При Петре I в России работают иностранные архитекторы, которые передают европейский опыт отечественным мастерам. Немец Андреас Шлютер создает Грот в Летнем саду Петербурга. Иоганн Готфрид Шедель, тоже из Германии, руководил строительством дворца Меньшикова на Васильевском острове, в Ораниенбауме, Стрельне, Кронштадте. В проектах присутствует барочная торжественность, а вот стены выполняются плоскостными, без искривленных иллюзий.
Первый русский архитектор, получивший официальное образование, – Михаил Григорьевич Земцов. Работая в стиле русского барокко, он спроектировал и построил Аничков дворец, летние резиденции, парковые павильоны в Санкт-Петербурге, дворец в Ревеле, участвовал в возведении колокольни в комплексе Петропавловской крепости.
Барочная архитектура середины 18 века
В эпоху правления императрицы Елизаветы (1740–1750-е годы) наступает период зрелого барокко, его называют елизаветинским. В это время творят Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевакинский.
Укрепить престиж императорской и дворянской власти призвано строительство монументальных комплексов: дворцов, соборов, монастырей, загородных резиденций. Дворцовые апартаменты планируются по принципу анфилад, залы внутри украшены золоченой резьбой, лепкой, зеркалами, наборным паркетом. Обстановка исключительно парадная.
Достигший апогея барочный стиль в России этого времени связан с работами Бартоломео Франческо Растрелли. Его авторству принадлежат Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь, Строгановский, Воронцовский и Зимний дворцы.
Архитектурный стиль барокко просуществовал в российском государстве недолго. На исходе 18 века на смену роскошеству и чрезмерности пришла рациональная красота классицизма. Зато созданные за это время дворцовые ансамбли по сей день восхищают масштабом замысла и великолепием убранства. Архитектура Петергофа, Царского села и Санкт-Петербурга – источник вдохновения для современного барокко, реализованного в частных загородных особняках. Здесь по-прежнему ценятся сложные формы и необычайная декоративность.
Современное барокко
Для ярых поклонников стиля, желающих иметь собственный современный барочный дом, мы предлагаем посмотреть готовые проекты домов в стиле барокко, реализованные в архитектурном бюро ТопДом Арт.
Источник: www.topdom.info
Эпоха (стиль) Барокко — как это было и как отразилось в искусстве
Стиль барокко сложно перепутать с чем-то другим.
Его главная цель — привлечь внимание, сделать так, чтобы обыватели ахнули и поразились. Барокко не приемлет скромности и такта.
*Посольская лестница Зимнего дворца в Петербурге
Это стиль грандиозный, нарочито витиеватый, стремящийся к украшательствам. Любите дорого-богато? Значит, барокко — это ваш стиль.
Барокко — это.
Слово барокко в русский язык пришло из итальянского, где barocco означает «странный, причудливый».
В свою очередь, в итальянском языке слово появилось благодаря португальским морякам, которые называли жемчужины с изъянами или неправильной формы perola barroca. Вслед за жемчугом так стали говорить обо всем грубом, несовершенном, фальшивом.
Стиль барокко возник на закате эпохи Ренессанса (это когда было?) в конце XVI века, но сам термин, его именующий, появился с запозданием, только в XVIII веке, и имел негативную коннотацию.
Барокко — это упадок культуры, барочное — это грубое, дисгармоничное. Так пренебрежительно оценивали эпоху упадка Возрождения в XVIII веке сторонники классицизма, считающие отступление от собственных правил дурновкусием.
В конце XIX века взгляды на барочную культуру изменились. Швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин в 1888 году в работе «Ренессанс и барокко» выделил барокко в отдельный стиль в изобразительном искусстве, отмежевав его от Возрождения и классицизма (это что?).
Причем барокко он рассматривал не просто как направление, пришедшее на смену Ренессансу, а как принципиально иное мироощущение.
«Благодаря рафинированному наслаждению жизнью и пребыванию в аффектированном состоянии, люди перестали воспринимать умеренное и негромкое».
Г.Вёльфлин, «Ренессанс и барокко»
*Генрих Вёльфлин (1864–1945)
Эпоха Барокко
«Распалась связь времен. Зачем же я связать её рождён!»
Уильям Шекспир, «Гамлет», 1600–1601 гг.
Эпоха Барокко — время, пришедшее на смену Ренессансу.
Менялось мировоззрение, происходил перелом в понимании человеком своего места в мире. Идеалы гуманизма (что это?) с его антропоцентрическими взглядами, когда человек был центром мироздания, сменяются осознанием всей трагической противоречивости человеческой личности с ее страстями, пороками, вечной борьбой с собой и окружающим миром.
Временные рамки эпохи Барокко неоднородны — в разных регионах Ренессанс развивался и умирал по своим законам, поэтому и барочное мировоззрение приходило ему на смену постепенно: где-то раньше, а где-то, например, в России и Восточной Европе, позже.
Эпоха Возрождения началась в Италии, и барокко зародилось здесь же. Расцвет эпохи связан с кризисом (это как?) прежних возрожденческих идей, слишком многое изменилось в мире, чтобы культура никак не отреагировала на эти изменения.
На человека XVII века валятся шокирующие открытия, как из рога изобилия: Галилей доказал, что Земля вращается вокруг Солнца, Антони ван Левенгук разглядел в микроскоп микроорганизмы, Джордано Бруно предположил, что Вселенная бесконечна, а великие географические открытия раздвинули привычные горизонты — все это полностью сломало представление об устройстве мира.
В строчках английского поэта того времени Джона Донна (1572–1631) удивительно тонко передано мироощущение человека эпохи Барокко:
«Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звёзд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас».
(1610 г.)
*Телескоп Галилео Галилея
Человек вдруг становится ничтожно мал перед лицом огромной Вселенной, теряется точка опоры, приходит осознание своей беспомощности.
Эпоху Барокко отличают три основных мировоззренческих идеи, которые определяют барочный стиль:
- «Трагический гуманизм» — человек живет в постоянном конфликте с собой и с окружающим миром. Отсюда присущие стилю барокко драматизм, эмоциональность, хаос и стремление к иррациональному.
- Мир построен на антиномиях — неразрешимых противоречиях: человек и природа, идеальное и реальное, разум и эмоции, жизнь и смерть. Отсюда тяга барокко к контрастам, гротеску (это как?), дисгармонии, иносказаниям и аллегориям (это как?).
- Красота выше природы, цель искусства — облагораживать действительность. Отсюда нарочитое великолепие, избыток декора, нарядность.
Стилю барокко присущи контрастность, насыщенность событиями и страстями, напряженность конфликтов, сложная символика. Барокко — это величие напоказ, симбиоз (это что?) реальности и иллюзий, театральность жестов и эмоций.
«Мир барокко — мир, в котором нет покоя».
Иван Бунин
Барокко сосуществовал с Классицизмом, по сути, являясь его антиподом.
В Италии различают три периода развития барочного стиля:
- Раннее барокко, появившееся как реакция на маньеризм (конец XVI – начало XVII века);
- Зрелое барокко (1630–1660-е годы);
- Позднее барокко (конец XVII – начало XVIII века).
На закате эпохи в XVIII веке во Франции появился новый стиль рококо, который иногда называют высшей степенью искусства барокко.
Стиль Барокко в архитектуре
Стиль Барокко зародился прежде всего в архитектуре.
Католической церкви, ослабленной Реформацией (это когда было?), требовалось утвердить свою силу и мощь. Величественные, поражающие зрителя архитектурные ансамбли и внутреннее убранство соборов работали на создание образа сильной церкви.
С другой стороны, светская власть также нуждалась в утверждении своего могущества, поэтому и абсолютная монархия (это как?), и республики (что это за форма правления?) использовали стиль Барокко в градостроительстве.
Основные черты барочной архитектуры:
-
Создание искривленного пространства, выпукло-вогнутые фасады, пространственные иллюзии, обилие эркеров, башенок, балконов, ниш.
Стиль барокко в интерьере можно узнать по обилию лепнины, чередованию света и тени, оптическим иллюзиям, расширяющим пространство, монументальной мебели.
Стиль Барокко в архитектуре разных стран формировался под влиянием самобытных национальных факторов, поэтому различают итальянское, французское, испанское, немецкое, русское барокко.
- Итальянцы — флагманы стиля.
- Французы осторожно соединяли строгость классицизма и буйство барокко, давая волю последнему преимущественно в оформлении интерьеров.
- Испанское барокко шагнуло за пределы Европы в Латинскую Америку, а фамилия братьев-архитекторов Чурригера стала названием особого направления в барочном стиле — чурригереско — перенасыщенного множеством деталей.
Самые знаменитые архитекторы, работавшие в стиле барокко: Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, братья Чурригера, Филиппо Юварра, Михаил Земцов, Бартоломео Франческо Растрелли.
Барокко в живописи
Живопись Барокко необычайно динамична и экспрессивна. На первый план выходят темы человеческих страданий, борьбы непримиримых начал: добра и зла, наслаждений и кары, жизни и смерти, любви и ненависти.
При этом наряду с традиционными библейскими и мифологическими сюжетами распространены и сцены из жизни знати, и парадные портреты, и даже пейзажи.
Барочная живопись тесно связана с оформлением интерьеров. Художникам заказывалась роспись дворцовых апартаментов (это как?), внутреннее оформление церквей, серии батальных полотен, потолочные фрески.
*Потолочные фрески Пауля Трогера, Аббатство Мельк, Австрия
Вслед за переменами в восприятии мира и космоса меняется и пространство в живописи.
Эффекты перспективы, оптические иллюзии, контрасты масштабов и колористических решений, даже само построение композиции по диагональным линиям работают на новое восприятие пространства, которое теперь не делится на планы, а становится единым и необъятным. Картина воспринимается как фрагмент, выхваченный из бесконечности.
*«Распятие Святого Петра», Караваджо, 1601 г.
Одна из самых характерных особенностей стиля барокко в живописи — динамичность. На этот эффект работают разнообразные контрасты света и тени, цветов, образов.
Самые известные художники барокко — Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Эль Греко, Диего Веласкес, Ян Вермеер.
Барокко в музыке
Эпоха Барокко — это расцвет светской инструментальной музыки и рождение первых оркестров. В это же время в Италии были написаны первые оперы (это что?), ставшие популярнейшим музыкальным жанром всех времен и народов.
Автором первой в мире оперы называют композитора Якопо Пери. Самое первое произведение этого жанра «Дафна», написанное в 1597 году, не сохранилось, а вот вторая опера «Эвридика», поставленная впервые в 1600 году, дошла до наших дней.
Не только светская музыка процветала в эпоху Барокко. В Германии пишет музыку для церкви великий Иоганн Себастьян Бах (1685–1750), произведения которого входят в золотой фонд мирового музыкального наследия.
Для музыки барокко характерны:
- пульсирующий ритм;
- контраст темпов;
- неожиданные переходы;
- танцевальные ритмы;
- оркестровая музыка.
Самые знаменитые композиторы эпохи — Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель.
Послесловие
К стилю барокко можно относиться по-разному. Кто-то считает его чрезмерным и безвкусным, кто-то немеет в восхищении.
Одно можно сказать определенно, барокко — это яркое пятно в истории мирового искусства. Барочные произведения, сооружения и интерьеры ошеломляли людей XVII века и продолжают ошеломлять нас уже в XXI веке.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Мне очень нравится барокко в архитектуре, не зря же мы восхищаемся Зимним дворцом. В залах Эрмитажа забываешь обо всем — гуляю пока уже с ног валюсь. А еще меня восхищает барочная живопись в оформлении интерьеров.
Этот стиль хорошо смотрится в музеях, опере, других общественных строениях развлекательного характера. Там барокко выглядит ярко и создает праздничное настроение. А вот в обычной квартире такой дизайн совершенно неуместен.
Источник: ktonanovenkogo.ru
Барокко в архитектуре
4 марта 2018
В конце эпохи Возрождения зародился новый стиль – барокко – эмоциональный, витиеватый, с большим количеством декоративных элементов. Название появилось не сразу и формулировалось на основании наблюдений за развитием нового стиля. Барокко в архитектуре характеризовали странность, причудливость, вычурность, излишество. Именно такое впечатление складывалось у людей того времени.
_
Новый на тот момент стиль проявлялся постепенно, начиная с Италии, и в течение двух столетий завоевал всю европейскую часть, даже обосновался в архитектуре Центральной и Южной Америки. А возник он с лёгкой руки Лоренцо Бернини (1598–1680), итальянского архитектора, который был очень разносторонней личностью, увлекался многими видами искусств, что и нашло отражение в барокко.
Дома больших размеров, украшенные колоннами, изобилие декоративных элементов, статуй… На публику, привыкшую к строгим чертам позднего Возрождения, барокко производило неожиданное и сильное впечатление. Возникнув в конце XVI, в течение двух веков – с XVII по XVIII – барокко в архитектуре захватил добрую половину мира.
_
Пышная отделка, внезапная смена геометрических элементов, использование световых эффектов были сродни революции в архитектуре. Одним из ярких примеров служит церковь Иль-Джезу в Ватикане, построенная Джакомо Бароцци да Виньола. Большой вклад в развитие стиля внёс и знаменитый Микеланджело Буонаротти, на исходе своей карьеры приняв участие в постройке Ватикана вместе с Виньола.
Отличительные черты стиля: большое количество скульптур, орнаментов, массивные колонны и глубокие тона золотого, розового и голубого оттенков. Эти принципы украшения использовались внутри и снаружи зданий, как в интерьере, так и в экстерьере. Впервые появились широкие улицы и проспекты, пришедшие на смену тесным средневековым переулкам. На стенах стали использоваться большие и яркие живописные панно, вместо тусклых гобеленов, украшавших холодные стены замков.
Барокко в ландшафтном дизайне
Одним из самых знаменитых зданий, построенных в стиле барокко во Франции, стал Версальский дворец с его знаменитым парковым комплексом. Сложные очертания и изобилие геометрических элементов использовались и в ландшафтном дизайне – при организации садов и скверов, потайных уголков для пикантных свиданий и встреч. Августейшие особы всего мира вдохновлялись Версалем, следуя моде, с воодушевлением брались за реорганизацию своих резиденций и постройку новых дворцов.
Пышное и непредсказуемое барокко, однако же, характеризовалось единством архитектуры и прилегающих территорий, в данном случае парков. Они логически продолжают друг друга и немыслимы по отдельности. Парковые ансамбли изобиловали фонтанами и водоёмами, здесь же осуществлялись театральные постановки на открытом воздухе, запускались великолепные фейерверки, атмосфера играла яркими красками, унося зрителей в мир фантазий, чему немало способствовала окружающая архитектура и причудливо оформленные деревья.
Разновидности стиля барокко
В каждой покорённой стране этот стиль преобразовывался в нечто новое и самобытное, порождая вариации с дополнениями, к примеру, в виде ярко окрашенных стен и новых, ещё более неожиданных архитектурных элементов. Самыми крупными ответвлениями позднего барокко стали Сицилийское, Московское, Казацкое, Виленское, Сарматское.
_
С распространением барокко в архитектуре в каждом из городов появлялись и новые черты, присущие конкретному месту, которые становились опознавательными знаками – как отпечатки пальцев у человека, хотя архитектура в целом сохраняла стилевое единство. Одним из таких знаковых архитектурных объектов того времени у нас стал Петергоф, а самой знаменитой фигурой – Франческо Растрелли.
В конце концов, после множества трансформаций, барокко плавно перетекло в более утончённую версию, получившую название «стиль рококо».
ЭТНОМИР: музей под открытым небом
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Этнографический парк-музей «ЭТНОМИР» – уникальное пространство диалога культур, территория путешествий, открытий, вдохновения, образования и любви.
В ЭТНОМИРе на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Помимо этнодворов, музеев, мастерских и других культурных объектов вы найдёте в парке развитую инфраструктуру и сервис. К услугам посетителей 11 уникальных этнических отелей – избы, мазанки, юрты, чумы, гималайский и непальский дома и даже индийский дворец.
Источник: ethnomir.ru