На территории Российской Федерации, подтверждение соответствия продукции установленным нормам и её стандартизация выполняется такой организацией как центр метрологии и сертификации. Деятельность данной организации регламентируется и осуществляется на основании действующих нормативных актов российской законодательной системы, которые регламентируют процессы сертификации и стандартизации продукции или услуг, устанавливающих требования по защите прав потребителей и правил технического регулирования.
Центр метрологии и сертификации – юридически зарегистрированная организация, состоящая на учёте в налоговых органах, аккредитованная Росстандартом России. Такие организации имеются почти в каждом краевом или областном центре: в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и т.д.
Основные функции центра метрологии и стандартизации
На данные центры возложены такие функции:
- проведение стандартизации качества товаров и услуг, согласно законодательству России в сфере стандартизации. Стандартизация может быть обязательной и добровольной.
- унификация и стандартизация документов,
- актуализация законодательной нормативной базы в сфере стандартизации,
- согласование Технических условий на товар, услугу и их регистрация.
Центр метрологии и сертификации осуществляет деятельность, связанную с:
- аккредитацией продукции в системе ГОСТ Р,
- аккредитацией служб метрологических,
- метрологической экспертизой,
- обеспечением метрологическим,
- аттестацией рабочих мест,
- проверкой средств измерений,
- ремонтом измерительных средств.
При обращении в центр метрологии и сертификации, изготовитель, продавец продукции может получить исчерпывающую консультацию по любому вопросу, связанному со стандартизацией продукции и установлением соответствия её характеристик нормам законодательства, а так же получить помощь в проведении процедуры в этой сфере.
Реальная наука #21. Центр стандартизации и метрологии РБ.
Применение систем стандартизации
Центр метрологии и сертификации осуществляет стандартизацию продукции по определённым схемам, установленным законодательством. Их можно разделить на две основные категории: обязательные и добровольные. После проведения процедуры стандартизации продукции, услуги, заявителю выдаётся документ, который удостоверяет соответствие товара установленным для него нормам. Если законодательно для определённого товара процедура стандартизации не предусмотрена, то можно пройти её на добровольной основе. Уже давно известно, что наличие сертификатов соответствия на товар положительно влияет на его конкурентоспособность и увеличение объёма продаж.
Какие документы нужно предоставить
Для стандартизации товара в центр метрологии и сертификации необходимо предоставить заявку установленного образца, и пакет документов, перечень которых зависит от вида продукции.
Для продукции производства отечественного нужно предоставить:
Я работаю в ЦСМ!
- идентификационный код предприятия (ИНН),
- устав организации,
- ОГРН,
- свидетельство о собственности производственных помещений или договор об их аренде,
- реквизиты организации.
Для продукции импортируемой, которая поставляется в соответствии с контрактом:
- ОГРН,
- ИНН,
- реквизиты организации заявителя,
- контракт на поставку товара,
- устав предприятия.
Для подтверждающего документа на импортного производителя:
- реквизиты организации-заявителя,
- полное подробное описание товара.
Подтверждающий документ, который выдает центр метрологии и сертификации на продукцию, может иметь срок действия от одного года до трёх лет, в зависимости от схемы проведения стандартизации.
Источник: polotest.ru
Что такое цсм в строительстве
Центр социализации молодёжи
Источник: http://www.adm.samara.ru/content/3/3/1481?printable
Центристский союз Молдовы
Источник: http://www.regnum.ru/allnews/188193.html
центр семейной медицины
Источник: http://wwwold.aiha.com/russian/pubs/win99/borowitz.cfm
центр стандартизации и метрологии
центр стандартизации, метрологии и сертификации
Примеры использования
цементосмесительная машина;
цементно-смесительная машина
в маркировке, строительство
цельное сухое молоко
центральный склад металлопроката
ОАО
входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг»
г. Тверь, организация
Источник: http://www.rosbalt.ru/2007/08/31/410110.html
Словарь сокращений и аббревиатур . Академик . 2015 .
Полезное
Смотреть что такое «ЦСМ» в других словарях:
ЦСМ — цементосмесительная машина Центр стандартизации и метрологии … Словарь сокращений русского языка
Тверской ЦСМ — ТЦСМ Тверской центр стандартизации, метрологии и сертификации ФГУ http://www.tverstandart.ru/ г. Тверь ТЦСМ Источник: http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=13475 … Словарь сокращений и аббревиатур
Томский ЦСМ — ТЦСМ ТЦСМиС Томский центр стандартизации, метрологии и сертификации http://www.tcsms.ru/ г. Томск ТЦСМ Источник: http://www.tcsms.ru/?q=metrologia … Словарь сокращений и аббревиатур
Чувашский ЦСМ — ЧувЦСМ Чувашский ЦСМ Чувашский центр стандартизации, метрологии и сертификации организация, Чувашия … Словарь сокращений и аббревиатур
Приморский ЦСМ — ПЦСМ Приморский центр стандартизации и метрологии Приморский центр стандартизации, метрологии и сертификации http://csm.vladivostok.ru/ морск. ПЦСМ Источник: http://www.logistic.ru/news/2006/11/14/23/80368.html … Словарь сокращений и аббревиатур
Тест цвето-социометрический — (ЦСМ). П. В. Яньшин. Предназначен для изучения комплекса социально психол. параметров группы, структуры группы, индивидуальных аттитюдов членов группы, индивидуально психол. особенностей членов группы. Социально психол. параметры и структура… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Центристский союз Молдовы — молд. Uniunea Centristă din Moldova, UCM Лидер: Михай Петраке Дата основания: 15 мая 2000 Штаб квартира: Кишинёв … Википедия
Тарлев, Василий — Председатель Центристского союза Молдовы Председатель Центристского союза Молдовы, председатель организационного комитета общественной организации Друзья России в Молдавии . Бывший премьер министр Республики Молдавия (2001 2006 и 2006 2008). В… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Тарлев, Василий Павлович — Василий Павлович Тарлев молд. Vasile Tarlev … Википедия
Маков, Павел — Павел Маков Дата рождения: 1958 год(1958) Место рождения … Википедия
Источник: sokrasheniya.academic.ru
Что такое цсм в строительстве
По запросу цсм нашлось 72 сокращения:
«Центр строительной механизации»
«Центр современных мансард»
центральный склад металлопроката
ОАО
входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг»
г. Тверь, организация
центр семейной медицины
Центр социализации молодёжи
центр стандартизации и метрологии центр стандартизации, метрологии и сертификации
Центристский союз Молдовы
цельное сухое молоко
цементосмесительная машина; цементно-смесительная машина
в маркировке, строительство
Томский центр стандартизации, метрологии и сертификации
Чувашский центр стандартизации, метрологии и сертификации
Приморский центр стандартизации и метрологии Приморский центр стандартизации, метрологии и сертификации
Тверской центр стандартизации, метрологии и сертификации
центр стандартизации, метрологии и сертификации
центр социальных и маркетинговых исследований
в названии организаций
Новгородский центр стандартизации и метрологии-Новотест
г. Великий Новгород, организация
Цимлянский судомеханический завод
организация, Ростовская обл.
Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны Российской Федерации
центр судебно-медицинской экспертизы
Научно-исследовательский и проектный институт ценообразования строительных материалов и технологий
организация, Санкт-Петербург, техн.
центр системного мониторинга и оперативного управления
Воронежский центр стандартизации, метрологии и сертификацииии
г. Воронеж, организация, техн.
Московский научно-практический центр спортивной медицины
Москва, образование и наука, организация, спорт
Центр системы мониторинга рыболовства и связи
гос., организация, связь
централизованная система массовых библиотек
библ., образование и наука
Комсомольский-на-Амуре центр стандартизации, метрологии и сертификации
Карельский центр стандартизации, метрологии и сертификации
Кировский центр стандартизации, метрологии и сертификации
Красноярский центр стандартизации и метрологии
Краснодарский центр стандартизации и метрологии Краснодарский центр стандартизации, метрологии и сертификации
Кемеровский центр стандартизации, метрологии и сертификации
Кольский испытательный центр строительных материалов и изделий
центр социологических и маркетинговых исследований
Региональный центр содействия менеджерам
Центр стратегических международных исследований
Пермский центр стандартизации и метрологии Пермский центр стандартизации, метрологии и сертификации
главный врач «Центра скорой и неотложной медицинской помощи»
Российский центр судебно-медицинской экспертизы
ФГУ «РЦСМЭ Росздрава»
с 13 марта 1995
Калининградский центр сертификации и метрологии
Тамбовский центр сертификации и мониторинга продукции и услуг
г. Тамбов, организация
Тюменский центр стандартизации, метрологии и сертификации
Алтайский центр стандартизации, метрологии и сертификации
Архангельский центр стандартизации, метрологии и сертификации
Хабаровский центр стандартизации и метрологии
Новосибирский центр стандартизации, метрологии и сертификации
аттестационный центр сварочных материалов
Украинский республиканский центр метрологии и стандартизации
Центр содействия международной защите
межрегиональная общественная организация
с 1999: российское отделение МКЮ
Камчатский центр связи и мониторинга
г. Петропавловск-Камчатский, Камчатская обл., организация, связь
учебный центр семейной медицины
Центр совершенствования методов разработки нефтяных месторождений
при Академии наук РТ
ООО
г. Казань, образование и наука, организация, энерг.
Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации
центр сертификации медицинских изделий
АНО «ЦСМИ ВНИИМП»
мед., образование и наука
региональный объединённый информационно-координационный центр системы местного самоуправления в субъекте Российской Федерации
центральный объединённый информационно-координационный центр системы местного самоуправления Российской Федерации
система объединённых информационно-координационных центров системы местного самоуправления Российской Федерации
Центральный совет монгольских профсоюзов
Центральная судебно-медицинская лаборатория
центральная станция механизации агротехники хлопководства
Украинский центр стандартизации и метрологии
Российско-Американский центр семейной медицины
Отдел внешных церковных сношений Московской патриархии
Научно-исследовательский центр строительного материаловедения Госстроя СССР
образование и наука, СССР
Международный центр стандартизации и метрологии
Ленинградское специализированное строительно-монтажное управление
Краснодарский городской центр скорой медицинской помощи
г. Краснодар, мед.
Европейский центр средств массовой информации
государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации
Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ
Москва, образование и наука, РФ
Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации материалов и веществ Госстандарта России
образование и наука, РФ
Башкирский центр сертификации и метрологии
Если среди найденного нет сокращения, которое вы искали, а вам известно значение, добавьте его, пожалуйста, в словарь.
Источник: sokr.ru
Что такое цсм в строительстве
Информация о мерах, принимаемых Ростест-Москва по предупреждению распространения коронавирусной инфекции
Информация о мерах, принимаемых Ростест-Москва по предупреждению распространения коронавирусной инфекции
На пути к точности и качеству: от Поверочных палаток торговых мер и весов — к Государственным региональным центрам стандартизации, метрологии и испытаний
Единство измерений – непременное, базовое условие функционирования государства. Самые точные, самые совершенные измерительные приборы беспомощны, а измерения бессмысленны, если в стране не сформирована, как часы, работающая Метрологическая служба.
Без высокоэффективной метрологии невозможна ни одна сфера деятельности, будь то промышленное производство и сельское хозяйство, контроль безопасности и качества продукции, торговля, здравоохранение и фармакология, метеорология и экология, транспорт и строительство, учет ресурсов (воды, газа, нефти, электроэнергии), наука и образование, коммуникации, обеспечение безопасности населения и обороноспособность государства…
Единство измерений в масштабах, которых не знает ни одна другая страна мира – от Калининграда до Владивостока, от Махачкалы до Мурманска – осуществляет Росстандарт, 90-летие которого мы отмечаем в 2015 году.
Важнейшую роль в системе Государственной метрологической службы играют Федеральные бюджетные учреждения — Государственные региональные центры стандартизации, метрологии и испытаний (далее ЦСМ), которые являются ключевыми звеньями в цепи передачи точности с вершин государственных эталонов к рабочим средствам измерений.
ПОВЕРОЧНЫЕ ПАЛАТКИ. НАЧАЛО ПУТИ
Говоря о сегодняшнем дне Системы ЦСМ, нельзя не вспомнить, как все начиналось.
Датой рождения нынешней Системы государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта принято считать 1899 год. Именно в этом году, на исходе ХIХ века, было принято решение о начале создания в Российской империи, как тогда говорили, «сети» государственных территориальных поверочных учреждений нового типа, крестным отцом которых стал автор этой реформы — основоположник современной отечественной метрологии Д.И. Менделеев.
Основания для радикального реформирования организации в стране поверочного дела были. Газеты писали: «Употребление неверных измерительных приборов – у нас общераспространенное явление. Употребление неточных, а часто и вовсе неверных весов не ограничивается окраинами и глухими местностями: явление это довольно обыкновенно в практике частных промышленных и торговых заведений… Если поэтому у нас в обращении почти нет верных мер и весов, то это происходит далеко не только от злого умысла торговцев, но в большей степени от неудовлетворительной организации поверочного дела».
Первыми опорными точками разворачиваемой в огромной стране сети поверочных учреждений стали поверочные палатки торговых мер и весов, открытые в сентябре — ноябре 1900 г. в Санкт Петербурге, Москве, Варшаве и Нижнем Новгороде.
В 1901 г. метрология утверждается в Харькове, Туле, Нахичевани, Ростове-на-Дону, Муроме. В 1902 г. поверочные палатки начинают работать в Киеве, Одессе, Вильно, Екатеринодаре, Риге, Казани, Саратове, Екатеринославле, Екатеринбурге и Уфе.
Всего за 1900 — 1906 гг. было создано 25 поверочных палаток, последние пять из которых в 1905-1906 гг. в Ярославле, Курске, Астрахани, Тифлисе и Баку.
Свою метрологическую деятельность новые учреждения начали с поверки и клеймения торговых гирь и весов, мер длины, сыпучих и жидких тел и станков для дров, а также с надзора за находящимися в обращении мерами и измерительными приборами.
О том, сколь высокое значение придавалось государством поверочной деятельности, свидетельствует строгость квалификационных требований, которые предъявлялись Главною палатой мер и весов к набираемому персоналу.
Чтобы стать поверителем, соискателям должности предстояло успешно пройти испытания (как тогда называли экзамены), которые должны были подтвердить, что ими в полной мере освоены правила, инструкции, приемы и способы поверочной деятельности, установленные квалификационной программой, утвержденной собственноручно Министром финансов С.Ю. Витте. Только успешно подтвердившие свою компетенцию удостаивались статуса поверителя, что подтверждало подписанное Управляющим Главною палатой мер и весов Свидетельство: «Сим удостоверяется, что (имярек), практически ознакомившийся с основными метрологическими приемами, при испытании обнаружил знания, предоставляющие ему право быть поверителем в местных поверочных палатках».
Поверителям по статусу была предоставлена возможность беспрепятственного доступа во все ревизуемые фабрики и учреждения, а чинам полиции вменялось в обязанность оказывать им необходимое содействие. Виновные в нарушении Высочайше утвержденного Положения о мерах и весах подвергались уголовному наказанию.
Начатая реформа достаточно быстро дала заметный результат: число мер и весов, поступавших на поверку, стало увеличиваться, а количество забракованных мер, напротив, постепенно уменьшаться.
Так, например, в 1914 г. из 60 тысяч мер и измерительных приборов, поступивших на поверку в Петроградскую палатку, забракованными оказались 57,5 тысяч, а заклеймено было только 2,5 тысячи. При повторной поверке из 28 тысяч уже было забраковано всего лишь немногим более тысячи, а 26,9 тысяч были признаны соответствующими новым нормативам и прошли клеймение. В Министерстве финансов были более чем удовлетворены получаемыми результатами.
За реформу «проголосовало» и население: обыватели при покупке мер и весов быстро сориентировались и стали отдавать предпочтение тем, правильность которых была подтверждена клеймом поверочной палатки, а покупая товары, требовали показать, что те отпускаются с применением правильных, клейменных мер и весов.
Поверочное клеймо на весах и мерах, как хорошая реклама, стало двигателем торговли!
Мы чтим вклад Д.И. Менделеева в российскую метрологию, помним предшественников. Во всех ЦСМ, вышедших из поверочных палаток, сформированы исторические экспозиции, в которых представлены документы той эпохи, а также измерительные приборы, служившие когда-то образцовыми мерами, эталонами.
СИСТЕМА ЦСМ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Системная деятельность по стандартизации в нашей стране была начата в 1925 году, когда Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был создан Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Закономерно, что начало государственной стандартизации было положено в преддверии и в порядке подготовки к индустриализации, старт которой был дан пятилетним планом 1928-1933 г.г. Вывести экономику страны, истощенной, обескровленной революциями, гражданской войной, интервенциями, из состояния хаоса и наладить массовое товарное производство, можно было только опираясь на системообразующий фундамент общегосударственной стандартизации с едиными подходами, терминами, типоразмерами, нормами и др.
И стандартизация, безусловно, сыграла важную роль в восстановлении промышленности. Одно из подтверждений тому в том, что именно в тот период рождается, говоря сегодняшним языком, слоган — «Стандартизация – столбовая дорога прогресса!». В этих словах отражено отношение общества того времени к стандартизации и тем возможностям, которые открывает этот вид деятельности для упорядочения, организации и рационализации производства, повышения производительности труда.
В эти годы различные предприятия и учреждения, осознав значение метрологии, по собственной инициативе начинают обращаться в поверочные палатки с просьбой о поверке приборов и инструментов, которые тогда не подлежали обязательной поверке и клеймению — для измерения размеров в машиностроении, для контроля температурного режима, для измерения расхода и потока пара, газа, воды и других жидкостей, для испытания механических свойств материалов, твердости металлов и т.п.
В поверочных палатках крупных промышленных центров начинает проводиться факультативная (необязательная) поверка широкой номенклатуры приборов, главным образом, промышленного применения.
В их числе — пирометры, термоэлектрические и оптические, технические термометры, гальванометры, добавочные сопротивления, шунты, магазины сопротивлений, мосты, потенциометры, фазометры, частотомеры, счетчики реактивной энергии, приборы Шора, Роквелла, Бринелля, тахометры, счетчики оборотов, секундомеры, скобы, резьбовые, конусные и угловые калибры, штангенциркули, микрометры и многие другие.
Одновременно некоторые поверочные палатки в факультативном порядке выполняли юстировку универсальных микроскопов, оптиметров, машин для испытания материалов, а также поверку и исправление схем включения электрических счетчиков, измерительных трансформаторов и других приборов на распределительных щитах отдельных фидеров.
Предприятия и организации, по просьбе которых велись эти работы, получали аттестаты, где указывались поправки на результаты измерений, которые необходимо было вносить при использовании конкретных приборов. Это стало подготовительным этапом к введению обязательных поверок измерительных приборов новых видов.
Но «столбовая дорога прогресса» оказалась вымощенной ухабами, неожиданными развязками и тупиками. Отношение государства и общества к стандартизации в разные периоды менялось, и часто — с точностью до наоборот! От возвеличивания, ни много ни мало, в «приводной ремень научно-технического прогресса» до приклеивания на этапе перестройки в 80-е годы ярлыка аж «тормоза» того же самого прогресса.
А были периоды, когда стандартизация отступала на второй, а то и третий план общественного интереса, и, не привлекая к себе излишнего внимания, без шума и пыли, делала свое дело. А именно — служила инструментом организации производства, выполняя по определению присущие ей функции: обеспечение единства измерений, совместимости и взаимозаменяемости, установление разного рода норм и требований.
Во второй половине 30-х годов было не до стандартизации. В результате худо-бедно работающая система вместо того, чтобы совершенствоваться в качестве инструмента организации производства, по сути, разного рода реформированиями, в том числе децентрализацией, была доведена до состояния упадка. Упадка, опасно дезорганизовавшего промышленность.
Реанимировать систему стандартизации в режиме «скорой помощи» пришлось с переводом экономики на военные рельсы. Насколько это удалось, выяснилось в 1944 году, когда В. Емельянов, в то время руководитель Всесоюзного комитета стандартов, докладывал И. Сталину о достигнутых результатах — об эффективности стандартизации в экономии материалов, снижении трудоемкости и повышении производительности. И, судя по тому, что по выходу из кабинета Верховного главнокомандующего глава ведомства не только не был репрессирован, но даже остался в должности, И. В. Сталин счел, что дела в стандартизации не так уж плохи и она сыграла свою роль в создании оружия победы.
Действительно, применение стандартного инструмента и оснастки дало промышленности экономию многих сотен тонн инструментальной стали. На 36,7% было сокращено число контрольно-измерительных операций при приемке артиллерийских стандартов. Расширена взаимозаменяемость узлов и деталей, сокращены типы машин, приборов и инструментов.
Стандартизация конструкторской и технической документации в судостроении сделала возможной организацию производства взаимозаменяемых механизмов и изделий. Как результат, выпуск отдельных типов малых кораблей к 1943 году вырос по отношению к началу войны на 300%. Производственный цикл с 90 дней сокращен до 30!
Система государственной стандартизации, просуществовавшая вплоть до смены социально-экономических эпох и перехода к экономике, основанной на рыночных принципах развития, начала складываться в 60-е годы под руководством доктора технических наук, профессора Василия Васильевича Бойцова, к тому времени возглавившего Госстандарт СССР и руководившего ведомством вплоть до 1985 года.
На Бойцовский период истории Росстандарта пришелся пик развития Системы ЦСМ, в которые постепенно начали преобразовываться их предшественники – лаборатории госнадзора. Это была не просто смена «вывески». Центры стандартизации и метрологии, как когда-то поверочные палатки, были учреждениями «нового типа»: на них была возложена задача оказывать предприятиям практическую помощь в их деятельности по улучшению качества выпускаемой ими продукции.
И надо сказать, они с этой задачей довольно успешно справлялись. Достаточно быстро центры сумели стать в своих регионах заметными, авторитетными и влиятельными организациями. Не столько благодаря официальному надзорно-контрольному статусу, сколько признанию предприятиями той реальной поддержки, которую они начали им оказывать в работе по качеству средствами метрологии и стандартизации.
Именно ЦСМ стали основными проводниками технической политики Госстандарта, направленной на повышение качества продукции методами стандартизации, и таких ее инструментов, как:
- Системы стандартов: «Государственная система стандартизации» (ГСС), Единая система технической документации (ЕСТД), Единая система конструкторской документации (ЕСКД) и др
- государственная аттестация продукции по категориям качества
- разработка и практическое внедрение заводских, отраслевых и территориальных систем управления качеством продукции
- государственная приемка продукции
- сертификация продукции
Это был период, когда все явственнее становилось то, что возможности дальнейшего преимущественно экстенсивного пути развития советской экономики исчерпываются. Интенсификация виделась, прежде всего, как тогда говорили, в коренном повышении качества, которое было ахиллесовой пятой ориентированной на количество, на «вал» нерыночной плановой экономики.
При этом отсутствие в нашей стране рынка с его «гримасами» идеологически преподносилось как «историческое завоевание социализма, избавляющее нас от лихорадящих мир капитализма кризисов перепроизводства». Мол, централизованное планирование и распределение позволяет точно рассчитывать и удовлетворять потребности в тракторах, детских сосках, чулках-носках и т.д., и нам потому не приходится разбазаривать ресурсы на производство излишних товаров. Народу втолковывали, что слишком дорогой и неоправданной роскошью для «общенародной» экономики было бы добиваться качества товаров, как при капитализме, конкуренцией, заведомой избыточностью товарного производства: продукции должно производиться ровно столько, сколько ее нужно стране. И того качества, которое нужно!
На самом же деле страна пребывала в режиме постоянного кризиса перепроизводства, причем, не конкурентоспособной, а именно некачественной, никому не нужной продукции. В условиях острейшего и хронического дефицита всего и вся, главным показателем эффективности экономической деятельности предприятия был «Его величество Вал», объем выпускаемой продукции, и страна, с энтузиазмом выполняя и перевыполняя план, работала не на потребителя, а на. «склад»!
«План любой ценой» выполнялся ценой. качества! Рекордные выпуски бракованной, некондиционной, недоброкачественной продукции не решали проблему ее дефицита, а лишь усугубляли острейшую нехватку самых необходимых товаров.
РАВНЕНИЕ НА ГОСТ
В этой ситуаци и выход виделся лишь в одном направлении – от ЦСМ все большего и большего «ужесточения дисциплины стандарта». Принуждения производителя работать качественно жесткими административно-командными методами. «Строгого спроса за качество»! ГОСТы давали такую возможность. Стандарты были обязательны от корки до корки, и на каждом стандарте было начертано: несоблюдение преследуется по закону, вплоть, до уголовной ответственности! И, бывало, преследовали…
Спрос инспекторов госнадзора ЦСМ за качество должен был быть не только дотошным, строгим, но и требовал очень высокой квалификации. Поэтому штат ЦСМ принципиально формировался не из числа «столоначальников» , а специалистами, досконально знающими производство, способными вникнуть в суть дела и вести с производственниками профессиональный диалог. Ветеран Ленинградского ЦСМ вспоминала: «Мы только своим знанием завоевывали себе авторитет».
В 70-80-е годы становится очевидным, что кроме кнута в виде санкций и репрессий к бракоделам за несоблюдение стандарта, нужен и пряник – экономические стимулы. Но чтобы включить экономические рычаги, нужен «приводной ремень» — механизм оценки качества.
Но как в условиях тотального дефицита, когда потребителю что ни дай – тот счастлив, оценить качество? Центры стандартизации и метрологии привлекаются к проведению государственной аттестации продукции по категориям качества. По сути, на их плечи ложится основная работа с предприятиями. Квалифицированные специалисты оказывают им информационную помощь, консультируют, помогают правильно составить необходимую документацию, участвуют в определении технического уровня номинируемой на Знак качества продукции и подтверждении стабильности ее производства.
Продукция высшей категории качества (уровня лучших отечественных и зарубежных аналогов) отмечается почетным Знаком качества и получает право на реализацию по более высокой цене. Так же начинает стимулироваться производство новых видов продукции: новинки маркировались так называемым «индексом Н». Предприятиям, отраслям и регионам даже спускался план по удельному весу продукции, подлежащей аттестации по высшей категории качества. Срыв плана грозил неудачникам большими выволочками в верхах и лишением годовых премий.
О том, что этот механизм работал, говорит тот факт, что и в наше время, спустя многие десятилетия, в другую социально-экономическую эпоху, люди вспоминают «почетный пятиугольник» не только с сарказмом, говорят о полезности и сегодня иметь вызывающие доверие потребителя ориентиры и маркеры качества.
«Кнут и пряник» со временем дополнились разработкой программ качества и комплексных систем управления качеством. Такие программы и системы создавались на предприятиях, в регионах, отраслях.
Саратовская система, Львовская, Днепропетровская, Московская, Ярославская. Горьковская… И координаторами и методистами этой деятельности в регионах были ЦСМ.
Удивительно, но методы системной комплексной стандартизации, рожденные на советских оборонных предприятиях и призванные компенсировать отсутствие рыночных механизмов качества, оказались прекрасным к ним дополнением и стали прототипом распространенных сегодня во всем мире систем менеджмента качества.
Если шла борьба за качество, то должен был быть и штаб. В регионах «Штабами точности и качества» стали называть ЦСМ, которые осуществляли госнадзор за соблюдением стандартов, оказывали практическое содействие предприятиям в подготовке к аттестации продукции, в разработке систем управления качеством, осуществляли методическое руководство созданием заводских, отраслевых и территориальных комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП).
Но, как выяснилось, даже самые умные системы бессильны в отсутствие на предприятиях элементарного порядка, элементарной трудовой дисциплины. Так зародилась «спасительная» идея госприемки, по примеру ВП (военной приемки), ковавшей никем и никогда неоспариваемое качество советского оружия.
ЦСМ формируют предложения по предприятиям, на которых целесообразно введение государственной приемки продукции, отрабатывают схемы этой работы, подбирают, готовят и консультируют кадры, которым будет доверено от имени государства (Государственная приемка!) осуществлять надзор за качеством работ и приемку готовой продукции.
Но даже такая отчаянная акция жесткой эпохи укрепления дисциплины генсека Андропова, как учреждение госприемки, не дала сколько-нибудь существенного результата.
Хотя делалось многое: утверждалась трудовая и исполнительская дисциплина, ужесточался технический контроль, производства оснащались необходимыми контрольно-измерительными приборами и испытательными стендами, отрабатывались принципы управления производством, разрабатывались и внедрялись регламенты на выполнение технологических операций, устанавливался контроль за качеством управления процессами производства, четкостью его ритма работы…
Вектор был задан верно, но от наведения порядка нельзя ожидать сиюминутного эффекта. Это необходимое, но недостаточное условие качественной работы.
Госприемка по существу стала последним и по всем статьям проигранным боем в борьбе за качество. Именно госприемка со всей очевидностью продемонстрировала обреченность попыток найти сколько-нибудь эффективные заменители рыночным мотиваторам качества, стала поводом всерьез и настойчиво говорить о необходимости перехода к рыночной экономике. Справедливости ради скажем, что мероприятия, не формально, не для галочки проведенные предприятиями в сотрудничестве с госприемкой, многим из них помогли с меньшими потерями пережить вхождение в рынок.
С переходом к рынку стандарты перестали быть обязательными, государственный контроль качества канул в лету. Предполагалось, что рынок, товарное изобилие, конкуренция «сами по себе» все быстро расставят по местам, станут эффективной мотивацией к повышению качества продукции. Контроль качества выпускаемой продукции, мол, должны осуществлять не грозные контролеры, а сами ее производители. Которые, якобы, больше чем кто-либо в условиях рынка заинтересованы в качестве своей продукции.
Что получилось, известно. Отделы технического контроля стали сокращаться и даже упраздняться по логике: качество контролируется рублем! Спросом. Стала хиреть заводская метрология, в то время как точные измерения – основа
технического контроля качества… Никак не защищенный рынок захлестнул вал фальсификата и контрафакта.
ЗАЩИТНАЯ ДАМБА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
В начале 90-х, когда на настежь распахнутый перестройкой российский рынок со всех концов света хлынул поток недоброкачественной продукции, на базе ЦСМ были созданы первые, тогда еще государственные органы по сертификации. Нет сомнений в том, что эта деятельность ЦСМ помогла навести определенный порядок на рынке и заложить основы региональных систем защиты здоровья и жизни потребителей от недоброкачественной продукции.
В ФБУ «Ростест-Москва» сохранилось благодарственное письмо мэра Москвы Ю.М.Лужкова, который писал: «Сотни москвичей избежали беды благодаря компетентности и принципиальности ваших экспертов!».
Переход к рынку стал тяжелым испытанием для Росстандарта, для ЦСМ. По мере продвижения страны к рыночной экономике государственная система стандартизации стала подвергаться все более острой критике. И это было естественно: какова экономическая модель – таковой должна быть и стандартизация. Система стандартизации, созданная под командно-административную и планово-распорядительную экономику, никак не отвечала реалиям рынка.
Начался поиск новой модели стандартизации, и этот крайне болезненный процесс, как для учреждений Росстандарта, так и для экономики страны в целом, затянулся на долгие годы.
«Капитаны производства», сформировавшиеся в эпоху административно-командных принципов управления, привыкли к тому, что к соблюдению стандартов и метрологических требований их обязывает главным образом «карающий меч» госнадзора. Вполне естественно, что либерализацию государственного метрологического надзора и снижение его объемов многие руководители истолковали как начало некоей вольницы: быстро было подсчитано, что каждое из 3,5 миллионов предприятий инспектор госнадзора посетит лишь один раз в… 13 лет! В результате, те, кто видели мотивацию к метрологии лишь в госнадзоре, не замедлили существенно ограничить деятельность по метрологическому обеспечению производства.
Инвестиции в метрологию — это инвестиции в качество. В завтра! Это не короткие деньги. Чтобы оценить эффективность этих вложений, нужно быть руководителем, связывающим свое преуспевание со своим предприятием в длительной перспективе. Временщикам, руководившим предприятиями в тот переходный, «мутный» период, это было не нужно.
ЦСМ в полной мере ощутили экономический пресс затянувшегося и не всегда логичного формирования новой системы технического регулирования к началу «нулевых», когда сводить концы с концами становилось все тяжелее. Высокой квалификации специалистам даже психологически было крайне тяжело работать с ощущением невостребованности, ненужности их знаний, опыта, информации.
С другой стороны, было очевидно, что нет в мире ни одной успешной рыночной экономики без четкой и авторитетной стандартизации, без метрологии. Без системной работы по качеству! Но понадобились еще долгие годы и неимоверные усилия, прежде чем Росстандарт и вместе с ним ЦСМ начали обретать свое место в системе координат рыночной экономики.
НОВАЯ ИСТОРИЯ
Этап реальной адаптации ЦСМ к рыночной экономике начался, когда ответственность за дальнейшую судьбу этих организаций взяли на себя руководители нового поколения, профессионально сформировавшиеся в рыночную эпоху и способные по новому, с позиций менеджмента взглянуть на стоящие проблемы.
Новые времена требовали выработки новой концепции взаимоотношений с предприятиями регионов. Ее можно свести к следующей программе действий: мы в рынке, и мы не можем ждать, когда предприятия сами осознают, что соблюдение метрологических норм — важнейшее условие качества и непременное условие конкурентоспособности. То есть требование рынка!
Такой подход требовал ломки привычного сознания, отношения к работе. Если раньше перед метрологическими организациями стояла проблема «в максимально возможной степени удовлетворить потребности народного хозяйства в метрологическом обеспечении», то теперь главная проблема сводилась к другому — формировать такие потребности.
Понимая, что рыночное продвижение услуг по метрологии связано с тем, как скоро предприятия осознают инновационность метрологического обеспечения производства и окупаемость требуемых затрат, метрологи пошли «в народ». ЦСМ провели в регионах масштабные информационные кампании.
На семинарах, в личных контактах, на переговорах, при каждом удобном случае метрологи разъясняли, что предприятия без метрологии будут просто-напросто не в состоянии перейти на принципиально новые документы в статусе закона РФ – технические регламенты, формулирующие нормы безопасности к параметрам продукции и базирующиеся на измерениях. Как следствие, их производственная деятельность будет квалифицироваться, как не соответствующая требованиям российского законодательства.
Одновременно была начата структурная реформа, с учетом особенностей региональных экономик переориентировавшая ЦСМ на направления деятельности, наиболее востребованные в условиях перехода экономики на инновационный путь развития: «Метрология оценки качества пищевой продукции», «Метрология ресурсосбережения», «Метрология и энергоэффективность», «Метрология промышленной безопасности», «Метрология и здоровье человека», «Метрология цифрового телевидения» и др.
В целях организационно-технического обеспечения вышеназванных направлений деятельности центрам предстояла большая и чрезвычайно затратная работа по модернизации эталонной и испытательной базы, освоению и внедрению большой номенклатуры современного эталонного оборудования, ротации, омоложению и профессиональной переподготовке кадрового состава.
Впервые в формат профессиональной подготовки сотрудников ЦСМ было введено ознакомление с основами маркетинга, менеджмента, мониторинга рынка, формирования ценовой политики применительно к деятельности в области испытаний и метрологии.
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Сегодня Система ЦСМ демонстрирует высокий технический уровень эталонной и испытательной базы. Все центры работают на уровне, отвечающем метрологическим потребностям предприятий обслуживаемого региона.
Однако жизнь не стоит на месте. Год от года требования к точности возрастают все стремительнее. Если раньше в среднем жизненный цикл эталона составлял 10-15 лет, то сегодня нужды передовых промышленных технологий, обороны, развития экономики требуют, чтобы эти сроки были сокращены вдвое – до 5-7 лет. Соответственно необходимо подтягивать всю цепь передачи размера единицы, в том числе, вывести на новую ступень метрологический потенциал ЦСМ — звеньев, связывающих госэталоны и рабочие СИ.
И этот процесс – забег человека к точности — бесконечен. При этом принципиальная особенность метрологии в необходимости обеспечения ее опережающего развития по отношению к приборостроению. Производители, дистрибьюторы и пользователи новейших средств измерений должны быть уверены в том, что ЦСМ сумеют предоставить возможность качественного метрологического обслуживания измерительных приборов, без которого невозможно их широкое применение, в частности, использование в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Для этого метрологам надо заблаговременно сформировать информацию об объектах и видах измерений, о требуемых точностных характеристиках, о необходимом программном обеспечении.
В этих целях центры увязывают планы своего технического развития с теми, для кого они работают, с ведущими предприятиями региона, определяют целевые индикаторы своего развития, ориентируясь на прогнозные потребности основных потребителей метрологических услуг.
В формате этой деятельности ЦСМ совместно с отечественными и зарубежными приборостроительными фирмами и их дистрибьюторами проводят семинары с презентацией перспективных образцов измерительной техники, проведением мастер-классов, обсуждением возможностей их метрологического обслуживания
Понятно, что региональные центры не могут все, как один, быть оснащены самым дорогостоящим оборудованием, что называется, на все случаи жизни. В этом и нет объективной необходимости. Необходимо, чтобы потребности экономики в точности оптимальным образом удовлетворяла Система ЦСМ в целом.
Поэтому модернизация центров осуществляется в соответствии с единой стратегией развития Государственной метрологической службы, одна из целей которой — оптимизация системы метрологического обслуживания.
Доказала свою эффективность межрегиональная координация деятельности ЦСМ в масштабе федеральных округов. Взаимодействие центров по горизонтали позволяет в округах (а они у нас по размерам с десяток иных зарубежных стран!) сформировать метрологическую инфраструктуру, при которой выполнение задачи оперативного и качественного метрологического обеспечения предприятий достигается при минимальных совокупных затратах. Это становится возможным благодаря продуманной и согласованной специализации региональных ЦСМ с учетом возможностей имеющейся у них эталонной базы, интересов их основных партнеров и логистики
Решение задач, поставленных Росстандартом перед государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний на ближайший период и перспективу, обуславливают необходимость последовательно продолжать выход на новые уровни метрологических возможностей.
Одновременно важно глубже осваивать применительно к метрологии и испытаниям технологии маркетинга, логистики и иных направлений, обеспечивающих повышение производительности труда и коэффициента использования оборудования, снижение затрат на единицу продукции. Все это должно помочь в максимальной степени противостоять давлениям на тарифы и поддержать ценовую конкурентоспособность оказываемых услуг.
В настоящее время рынок, в том числе, рынок средств измерений, переживает сложный период, обусловленный кризисной ситуацией, осложняемый внешнеполитическими факторами. Но даже в условиях снижения импорта СИ и, и как следствие, снижения спроса на метрологические услуги, центрам удается удержать, а некоторым даже нарастить объемы выполненных работ.
В последние годы предприятиями Системы ЦСМ значительно расширены метрологические возможности за счет внедрения нового эталонного оборудования, и, соответственно, увеличена номенклатура обслуживаемых СИ. Растет перечень предлагаемых услуг. В прошлом году целый ряд центров сумел получить лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующих излучений, освоить техническое обслуживание и ремонт изделий медицинской техники, в том числе, такой сложной, как компьютерные томографы, и др.
Привлечь новые объемы работ помогает развитие парка передвижных поверочных лабораторий и специализированных автотранспортных средств, позволяющих проводить метрологическое обслуживание средств измерений по месту их эксплуатации.
Все это стало возможным благодаря правильно выбранным приоритетам модернизации эталонной базы и выверенной тарифной политике. И правильно выстроенным отношением с партнерами. В частности, оказывая консалтинговые услуги, помогая производителям средств измерений и их потребителям найти друг друга, мы стремимся содействовать импортозамещению в приборостроении – в сфере, имеющей определяющее значение для инновационного развития страны.
Выполняя рекомендации Росстандарта по принятию мер к обеспечению открытости и информирования о своей деятельности общества, ЦСМ для популяризации значения стандартизации, испытаний и метрологии используют все возможные коммуникации с обществом и СМИ, активно работает над расширением своего присутствия в социальных сетях сети Интернет.
Участвуя в статусе экспертной организации в представительных конкурсных программах, специалисты центров популяризируют значение стандартизации, метрологии и испытаний для обеспечения, контроля и подтверждения безопасности и качества продукции и услуг.
Источник: www.rostest.ru