Что такое эксплуатация машин в строительстве

Техническая эксплуатация строительных машин — это комплекс мероприятий, обеспечивающих поддержание машин в работоспособном состоянии, включающих их приемку и ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, хранение и учет по эксплуатации.

Для обеспечения работоспособного и исправного состояния строительных м: шин в течение всего срока их службы в плановом порядке проводят комплекс организационно-технических мероприятий, составляющих систему планово-предупредительного технического обслуживания и ремонтов (ППР).

Техническое обслуживание (ТО), проводимое в процессе эксплуатации машин, предупреждает появление неисправностей и отказов. Различают ТО ежесменное, пери­одическое, сезонное (трех уровней — ТО-1, ТО-2 и ТО-3), а также при хранении и транспортировании, при обкатке, перед началом эксплуатации.

Ежесменное ТО (ЕО) проводится машинистом строительной машины перед на­чалом и в конце рабочей смены. В его состав входят работы по смазке машины, преду­смотренные картой смазки, контрольный осмотр перед пуском в работу рабочих орга­нов машины, ходовой части, системы управления, тормозов, приборов безопасности, освещения.

Спец-сть ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, ДОРОЖНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Периодичные, плановые ТО проводят через определенные промежутки времени, устанавливаемые предприятием-изготовителем. Они включают: очистку и мойку маши­ны, осмотр и контроль состояния деталей, агрегатов, систем электро-, гидро- и пневмо­привода, рабочего оборудования с целью выявления неисправностей и устранения об­наруженных дефектов, крепежные, контрольно-регулировочные и смазочные работы. При проведении ТО-1 в него включаются все работы ЕО, при ТО-2 — все работы ТО-1, а работы ТО-3 совмещают с текущим ремонтом.

Ремонт машин проводят с целью поддержания и восстановления их исправного и работоспособного состояния путем устранения повреждений. Ремонт может быть текущим и капитальным. Различают также плановые, неплановые, аварийные и восстановительные ремонты.

Текущий ремонт выполняется в плановом порядке, а также по потребности со­гласно результатам диагностических осмотров. Его проводят в процессе эксплуатации строительных машин для обеспечения их работоспособного состояния до следующего капитального или текущего ремонта.

Текущий ремонт состоит в замене или восстанов­лении узлов и агрегатов (кроме базовых) с частичной разборкой машины и проведении регулировочных работ. При этом выполняются все виды работ по ТО. Ремонтные рабо­ты включают также сварку, слесарные и станочные работы, нанесение наплавок на из­ношенные поверхности деталей.

Основной метод текущего ремонта — агрегатный, при котором неисправные сборочные единицы заменяют новыми или восстановленными в стационарных условиях. Таким образом, при агрегатном ремонте на машине выполня­ют только демонтаж требующих ремонта сборочных единиц, монтаж и регулировочные работы, благодаря чему сокращается время пребывания машины в ремонте. Агрегатный ремонт требует наличия оборотных агрегатов (обменного фонда) в соответствии с их потребностью при эксплуатации парка машин. Обменный фонд создается за счет покуп­ки, изготовления и сборки новых и восстановления старых узлов и агрегатов.

Специальность: Техническая эксплуатация строительных дорожных машин и оборудования

Капитальный ремонт проводится с целью восстановления работоспособного со­стояния строительных машин и их отдельных узлов с заменой или восстановлением аг­регатов, включая базовые. Капитальный ремонт предусматривает восстановление тех­нико-экономических параметров машин и проводится на специализированных заводах или базах механизации. Основанием для его проведения являются следующие призна­ки: повреждение базового узла (детали) — станины, рамы, несущего кузова, устранимое только путем полной разборки машины; необходимость замены двух и более сложных агрегатов — двигателя, сложных редукторов, коробок перемены передач и др. Различают обезличенный (агрегатный — см. выше) и необезличенный капитальные ремонты. При необличенном ремонте отремонтированные узлы и детали устанавливают на ту же машину.

Источник: studfile.net

Эксплуатация строительных машин, транспортных средств, производственных механизмов

Согласно пункту 7.1.1. СНиП 12-03-2001 строительные машины, транспортные средства, производственное оборудование (машины мобильные и стационарные), средства механизации, приспособления, оснастка (машины для штукатурных и малярных работ, люльки, передвижные леса, домкраты, грузовые лебедки и электротали и другое), ручные машины и инструмент (электродрели, электропилы, рубильные и клепальные пневматические молотки, кувалды, ножовки и так далее) должны соответствовать требованиям государственных стандартов по безопасности труда, а вновь приобретаемые — иметь сертификат соответствия требованиям безопасности труда.

Так, например, СанПиН 2.2.2.540-96.

Запрещена эксплуатация вышеуказанных средств механизации без ограждающих устройств, блокировок, систем сигнализации, предусмотренных их конструкцией, и иных средств коллективной защиты работающих.

Эксплуатация строительных машин должна производиться в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов.

Эксплуатировать грузоподъемные машины и иные средства механизации, подконтрольные органам Госгортехнадзора Российской Федерации, следует с учетом требований нормативных документов, которые утверждены этим органом.

Средства механизации, которые вновь приобретены, арендованы либо после капитального ремонта, и неподконтрольны органам государственного надзора, могут быть допущены к эксплуатации после их освидетельствования и опробации лицом, ответственным за их эксплуатацию.

Машины, транспортные средства, производственное оборудование и иные средства механизации следует использовать по назначению и применять в условиях, которые установлены заводом — изготовителем.

Организации либо физические лица, которые используют машины, транспортные средства, производственное оборудование и иные средства механизации, обязаны обеспечить их работоспособное состояние.

Перечень неисправностей, при наличии которых запрещена эксплуатация средств механизации, определяется в соответствии с документацией завода — изготовителя этих средств.

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и иных средств механизации нужно производить после остановки и выключения двигателя (привода), исключив возможность случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, допускаемых эксплуатационной и ремонтной документацией.

При осуществлении технического обслуживания и ремонта сборочные единицы машины, транспортного средства, которые имеют возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом либо опущены на опору, чтобы исключить возможность их самопроизвольного перемещения.

При проведении технического обслуживания машин с электрическим приводом должны быть приняты меры, которые не допускают случайной подачи напряжения в соответствии с межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей.

Рабочие места при проведении технического обслуживания и текущего ремонта машин, транспортных средств, производственного оборудования, а также иных средств механизации следует оборудовать комплектом исправного инструмента, приспособлений, инвентаря, грузоподъемных приспособлений и средств пожаротушения.

Запрещено оставлять без надзора машины, транспортные средства и иные средства механизации с работающим (включенным) двигателем.

В соответствии с пунктом 7.1.11. СНиП 12-03-2001 включение, запуск и работа транспортных средств, машин, производственного оборудования и других средств механизации следует производить лицу, за которым они закреплены и имеющему соответствующий документ на право управления этим средством.

При эксплуатации машин, транспортных средств в условиях, которые установлены эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности на рабочем месте машиниста (водителя), а также в зоне работы машин не должны быть выше действующих норм, а освещенность не должна быть ниже предельных значений, установленных действующими нормами.

Монтаж (демонтаж) средств механизации следует производить согласно инструкциям завода — изготовителя и под руководством лица, ответственного за исправное состояние машин, либо лица, которому подчинены монтажники.

Зону монтажа следует оградить либо обозначить знаками безопасности и предупредительными надписями.

Запрещено выполнение работ по монтажу (демонтажу) машин, которые устанавливаются на открытом воздухе в гололедицу, туман, снегопад, грозу, при температуре воздуха ниже либо при скорости ветра выше пределов, предусмотренных в паспорте машины.

При строительстве объектов с использованием грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, которые расположены вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, границы определяемых по Приложению «Г» СНиП 12-03-2001 попадают транспортные либо пешеходные пути, санитарно — бытовые либо производственные здания и сооружения, другие места постоянного либо временного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи нее, работы следует выполнять в соответствии с ПОС и ППР, содержащими решение следующих вопросов, рекомендованных в Приложении «Ж» СНиП 12-03-2001 в целях обеспечения безопасности людей:

Читайте также:  Обязанность подрядчика получить разрешение на строительство

— использование средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов;

— использование защитных сооружений — укрытий и защитных экранов.

Осуществляя строительство с использованием грузоподъемных кранов необходимо руководствоваться ПБ 10-382-00.

Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 25 июля 2002 года №КАС02-369 в принятии жалобы о признании недействительными Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 31 декабря 1999 года №98, отказано правомерно, поскольку рассмотрение заявленного требования не относится к исключительной подсудности Верховного Суда Российской Федерации, а относится к подсудности районного суда.

При выполнении работ на высоте необходимо соблюдать требования, установленные «Межотраслевыми правилами по охране труда при работе на высоте. ПОТ Р М-012-2000», утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации от 4 октября 2000 года №68.

Источник: www.audit-it.ru

Тема 23 Основные положения по эксплуатации и ремонту строительных машин

23.1 Техническая эксплуатация строительных машин – это комплекс мероприятий, обеспечивающих поддержание машин в работоспособном состоянии, включающих их приемку и ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, хранение и учет по эксплуатации.

Приемке подлежат машины новые , после ремонта или монтажа, машины, передаваемые одной организацией другой.

При приемке проверяют наличие установленной документации: паспорта, технического описания и инструкции по эксплуатации, а для машин, находящихся под контролем Госгортехнадзора, еще и документации, установленной этим органом. Затем проверяется комплектность машины, инструмента и запасных частей, ее техническое состояние путем осмотра и испытаний на холостом ходу и под нагрузкой. Машины, на которые распространяются требования Госгортехнадзора, при приемке и сдаче в эксплуатацию подвергаются полному техническому освидетельствованию, включающему осмотр машины, ее статические и динамические испытания.

Статические испытания проводят для проверки прочности машины под нагрузкой, превышающей номинальную на 25%.

Динамические испытания проводят с целью проверки действия механизмов и тормозов под нагрузкой, превышающей номинальную на 10%.

Грузоподъемные машины и грузозахватные приспособления до пуска в работу подвергаются полному техническому освидетельствованию, которое проводится в соответствии с инструкцией по эксплуатации грузоподъемных машин.

Машины, находящиеся в работе подвергаются периодическому техническому освидетельствованию:

Рекомендуемые материалы

частичному – не реже одного раза в 12 месяцев;

полному – не реже одного раза в 3 года (редко используемые грузоподъемные машины – не реже одного раза в 5 лет).

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемных машин проводится после их монтажа на новом месте; их реконструкции; ремонта металлоконструкций с заменой основных элементов и узлов; установки сменного стрелового оборудования или замены грузовой (стреловой) лебедки. После замены крюка или крюковой подвески проводятся только статические испытания.

Осмотр траверс, клещей и других захватов и тары проводится ежемесячно, стропов – каждые 10 дней, редко используемых съемных грузозахватных приспособлений – перед выдачей их в работу.

Новые и капитально отремонтированные машины перед сдачей в эксплуатацию подвергаются эксплуатационной обкатке в режимах, устанавливаемых предприятием-изготовителем. По завершении обкатки выполняют все крепежные и контрольно-регулировочные работы, устраняют замеченные неисправности, заменяют смазку и эксплуатационные жидкости.

23.2 Для обеспечения работоспособного и исправного состояния строительных машин в течение всего срока их службы в плановом порядке проводят комплекс организационно-технических мероприятий, составляющих систему планово-предупредительного технического обслуживания и ремонтов (ППР).

Система называется плановой потому, что все ее мероприятия выполняются по разработанному плану.

Система называется предупредительной потому, что входящие в нее мероприятия носят профилактический характер, т.е.направлены на предупреждение износа оборудования и внезапных выходов его из строя.

Основные документы системы ППР:

— техническая документация предприятий-изготовителей;

— рекомендации по техническому обслуживанию и ремонту;

— годовой план технического обслуживания и ремонта машин;

— месячные планы-графики технического обслуживания и ремонта машин.

В состав мероприятий ППР входят:

Время работы от начала эксплуатации машины до первого капитального ремонта, измеренное в часах работы машины, называется межремонтным циклом. Число часов работы машины между одноименными техническими обслуживаниями или ремонтами называется периодичностью технических обслуживаний и ремонтов. Периодичность проведения технических обслуживаний и ремонтов определяется выработкой машины, измеряемой в часах.

Рекомендациями по организации технических обслуживаний и ремонтов установлены нормы периодичности и число технических обслуживаний и ремонтов, их средняя трудоемкость и продолжительность.

Наиболее эффективно техническое обслуживание (кроме ежесменного) и ремонт проводить силами специализированных служб или предприятий.

Техническое обслуживание на рабочем месте машины проводят с помощью мобильных средств: передвижных станций технического обслуживания, оснащенным необходимым, в том числе и диагностическим, оборудованием и специализированным по типу машин.

Техническое обслуживание (ТО) проводится в процессе эксплуатации машин. Оно предупреждает появление неисправностей и отказов. Различают ТО ежесменное, периодическое, сезонное, а также при хранении и транспортировании, при обкатке, перед началом эксплуатации.

Ежемесячное ТО проводится машинистом строительной машины перед началом и в конце рабочей смены. В состав обслуживания входят работы по смазке машины, предусмотренные картой смазки, контрольный осмотр перед пуском в работу рабочих органов машины, ходовой части, системы управления, тормозов, приборов безопасности, освещения.

Периодические (плановые) ТО проводят через определенные промежутки времени, устанавливаемые предприятием-изготовителем. Периодическое ТО различают трех уровней: ТО-1, ТО-2 и ТО-3. Они включают очистку и мойку машины, осмотр и контроль состояния деталей, агрегатов, систем электро-, гидро- и пневмопривода, рабочего оборудования с целью выявления неисправностей и устранения обнаруженных дефектов, крепежные, контрольно-регулировочные и смазочные работы.

При проведении ТО-1 в него включаются все работы ежесменного обслуживания. При

ТО-2 – все работы ТО-1, а работы ТО-3 совмещают с текущим ремонтом.

Сезонное ТО проводится два раза в год при подготовке к работе в период последующего сезона (летнего или зимнего). При сезонном ТО в системах машины (тормозной, охлаждения, смазки и др.) заменяют эксплуатационные масла и жидкости с промывкой систем, устанавливают или снимают утепления, дополнительные устройства для запуска двигателей и т.д.

В процессе хранения машин проводится их периодическое консервационное обслуживание.

Важное значение при проведении ТО придается техническому диагностированию, проводимому с использованием специальных диагностических средств и заключающемуся в проверке машины и (или) ее составных частей, поиске дефектов, сборе данных для прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказной работы в межконтрольный период. По результатам диагностирования принимаются решения о возможности дальнейшей эксплуатации машины, о необходимости проведения текущего или капитального ремонта.

Ремонт машин проводится с целью поддержания и восстановления их исправного и работоспособного состояния путем устранения повреждений.

Ремонт может быть текущим и капитальным. Различают также ремонты плановые, неплановые, аварийные и восстановительные.

Текущий ремонт выполняется в плановом порядке или по потребности согласно результатам диагностических осмотров. Его проводят в процессе эксплуатации строительных машин для обеспечения их работоспособного состояния до следующего капитального или текущего ремонта.

Текущий ремонт состоит в замене или восстановлении узлов и агрегатов (кроме базовых) с частичной разборкой машины и проведении регулировочных работ. При этом выполняются все виды работ по ТО.

Основной метод текущего ремонта – агрегатный, при котором неисправные сборочные единицы заменяют новыми или восстановленными в стационарных условиях. При агрегатном методе на машине выполняют только демонтаж требующих ремонта сборочных единиц, монтаж и регулировочные работы, благодаря чему сокращается время простоя машины в ремонте. Агрегатный метод требует наличия оборотных агрегатов (обменного фонда) в соответствии с их потребностью при эксплуатации парка машин. Обменный фонд создается за счет покупки, изготовления и сборки новых и восстановления старых узлов и агрегатов.

Капитальный ремонт проводится для восстановления работоспособного состояния строительных машин и их отдельных узлов с заменой или восстановлением агрегатов, включая базовые. Капитальный ремонт предусматривает восстановление технико-экономических параметров машин и проводится на специализированных заводах или базах механизации. Капитальный ремонт проводится с полной разборкой машины. Основанием для его проведения являются следующие признаки: повреждение базового узла (детали) – станины, рамы, несущего кузова, устранимое только путем полной разборки машины; необходимость замены двух и более сложных агрегатов – двигателя, сложных редукторов, коробок перемены передач и др.

Читайте также:  Прямые и накладные расходы в строительстве это

Различают обезличенный (агрегатный) и необезличенный (индивидуальный) капитальный ремонты. При индивидуальном методе с машины снимаются, ремонтируются и ставятся обратно только те детали, узлы и агрегаты, которые стояли на данной машине. Преимуществом этого метода является отсутствие необходимости подгонки деталей, узлов и агрегатов после ремонта. Недостатком является более длительное (по сравнению с агрегатным методом) время простоя машины в ремонте.

Источник: studizba.com

ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования.

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 9—95 от 12 октября 1995 г.) За принятие проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

Таджикский государственный центр по стандартизации, метрологии и сертификации

Главная государственная инспекция Туркменистана

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 17 февраля 1997 г. № 57 межгосударственный ГОСТ 25646—95 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1997 г.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 25646-83

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к эксплуатации строительных, дорожных, мелиоративных машин и средств малой механизации (далее — машин).

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.004—90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.004—91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.051—90 ССБТ. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В

ГОСТ 12.3.002—75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.009—76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.033—84 ССБТ. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации

ГОСТ 7751—85 Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения

ГОСТ 18322—78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 18523—79 Дизели тракторные и комбайновые. Сдача в капитальный ремонт и выпуск из капитального ремонта. Технические условия

ГОСТ 18524—76 Тракторы сельскохозяйственные. Сдача тракторов в капитальный ремонт и выпуск из капитального ремонта. Технические условия

ГОСТ 21046—86 Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия

ГОСТ 40.9001—88 Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании

ГОСТ 24406—80 СТОИР СМ. Одноковшовые экскаваторы и их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из капитального ремонта. Технические требования

ГОСТ 24407—80 СТОИР СМ. Стреловые краны и их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из капитального ремонта. Технические требования

ГОСТ 24408—80 СТОИР СМ. Правила сдачи в капитальный ремонт и выдачи из капитального ремонта машин и их составных частей. Общие требования

ГОСТ 25044—87 Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения

ГОСТ 25866—83 Эксплуатация техники. Термины и определения

ГОСТ 26111—84 Промышленные тракторы и их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из капитального ремонта. Технические требования

ГОСТ 26112—84 Строительные машины на базе промышленных тракторов, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из капитального ремонта. Технические требования

ГОСТ 26679—85 Автогрейдеры и их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из капитального ремонта. Технические требования

ГОСТ 27246—87 Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов

ГОСТ 27252—87 Машины землеройные. Консервация и хранение

ГОСТ 27928—88 Машины землеройные. Эксплуатация и обслуживание, обучение механиков

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение эффективности, в том числе заданного уровня качества эксплуатации машин, безопасности работающих и охраны окружающей среды.

3.2 Определение эксплуатации — по ГОСТ 25866.

3.3 Началом и концом эксплуатации машин являются соответственно даты их ввода в эксплуатацию и снятия с эксплуатации.

Определения ввода машины в эксплуатацию и снятия машины с эксплуатации — по ГОСТ 25866.

3.4 Эксплуатация машин в общем случае включает следующие этапы:

использование по назначению (далее — использование);

техническое обслуживание (ТО);

Определение приведенных понятий — по ГОСТ 18322.

Примечание — Использование машин может сопровождаться технологическим обслуживанием. Определение технологического обслуживания — по ГОСТ 25866.

3.5 Транспортирование, ТО и ремонт, хранение машин могут выполняться потребителями машин, исполнителями технического сервиса или совместно ими.

Примечание — Под техническим сервисом понимается целенаправленная деятельность юридических и физических лиц, не являющихся потребителями машин, по обеспечению эффективной и безопасной эксплуатации машин.

3.6 Если ТО, ремонт или другие работы по 3.5 выполняются потребителем машин, то он организует и содержит или арендует эксплуатационную базу — комплекс зданий (мастерские, профилактории для ТО и т.п.) и сооружений, оснащенных техническими средствами для выполнения ТО и ремонта, хранения, транспортирования, заправки машин топливо-смазочными материалами и рабочими жидкостями.

3.7 Исполнителями технического сервиса могут быть заводы-изготовители машин и их филиалы, фирмы — дилеры, ремонтные и другие специализированные предприятия.

3.8. Исполнители технического сервиса могут осуществлять доставку, сборку, монтаж и наладку машин, обучение работающих, обеспечение средствами эксплуатации и документацией.

Исполнители технического сервиса при необходимости должны иметь лицензии на производство работ, а при желании могут иметь сертификаты на продукцию (услуги) или системы качества.

3.9 Взаимоотношения между потребителями машин и исполнителями технического сервиса определяются договорами между ними.

3.10 Эксплуатация строительных машин осуществляется в соответствии с требованиями безопасности по ГОСТ 12.3.033 и эксплуатационной документацией.

Эксплуатация грузоподъемных машин, кроме того, должна производиться по Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, машин на самоходных шасси — по Правилам дорожного движения, компрессоров — согласно требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, машин с электроприводом — по Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок.

3.11 Машины, на которые в законодательных актах и (или) стандартах установлены требования безопасности людей и охраны окружающей среды, должны иметь сертификаты соответствия, а использование их разрешается при наличии лицензий на право производства соответствующих работ.

3.12 Для обеспечения заданного уровня качества эксплуатации машин разрабатываются и внедряются системы управления качеством эксплуатации строительных машин с учетом рекомендаций ГОСТ 40.9001. Эти системы должны быть увязаны с системами управления качеством изготовления и ремонта машин, а также с системами управления качеством строительно-монтажных работ.

4 ПРИЕМКА И ВВОД МАШИН В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

4.1 Вводу машины в эксплуатацию предшествуют:

монтаж, пуск и регулирование машины;

обкатка и контроль технического состояния машины.

4.2 При приемке машины проверяют:

комплектность — на соответствие паспорту на машину;

требования по проверке комплектности — по Инструкции по эксплуатации.

4.3 Расконсервация машины выполняется в соответствии с требованиями Технического описания и (или) Инструкции по эксплуатации.

4.4 Монтаж, пуск, регулирование, обкатка и контроль технического состояния машины выполняются в соответствии с требованиями Инструкции по монтажу, пуску и регулированию машины.

4.5 При несоответствии комплектности машины паспорту и (или) наличии повреждений или неисправностей ее составных частей составляют акт в соответствии с указанными правилами предъявления претензий.

4.6 Грузоподъемные машины до ввода в эксплуатацию должны быть зарегистрированы в национальных органах надзора, а самоходные машины на базе автомобильных шасси — поставлены на учет в национальных органах обеспечения безопасности движения.

4.7 Данные о приемке машины и фамилию машиниста заносят в формуляр (паспорт) машины.

Момент ввода машины в эксплуатацию является началом исчисления гарантийной наработки.

4.8 На машины могут быть нанесены опознавательные надписи и условные изображения (эмблемы).

Допускается наносить на машину опознавательные надписи и эмблему в сочетании с ее инвентарным номером, размещая их так, чтобы они не занимали места установки номерных знаков, выдаваемых Государственной автомобильной инспекцией.

Читайте также:  Документы для строительства крематория

5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАШИН

5.1 Использованию подлежат комплектные и работоспособные машины, обеспечивающие безопасность людей и окружающей среды.

Не допускается использование машин при наличии у них признаков предельного состояния, указанных в эксплуатационной документации.

5.2 Оценка технического состояния машины в части их безопасного использования производится ежедневно перед началом работ, а также периодически — с применением средств технической диагностики, предусмотренных эксплуатационной документацией.

5.3 К работе с машинами допускаются рабочие, получившие инструктаж по безопасным методам и приемам работ.

Обучение рабочих производится с учетом требований ГОСТ 12.0.004, обучение машинистов (операторов) землеройных машин — по ГОСТ 27246, механиков по их обслуживанию — по ГОСТ 27928.

5.4 Машинами должны управлять лица, имеющие удостоверение машиниста, выданное в установленном порядке.

5.5 К управлению машинами на автомобильном ходу допускаются лица, имеющие кроме удостоверения машиниста удостоверение водителя, выданное Государственной автомобильной инспекцией.

5.6 К управлению грузоподъемными кранами и компрессорами допускаются лица согласно правилам и инструкциям Госгортехнадзора России.

5.7 К управлению машинами с электроприводом допускаются лица согласно правилам национальных органов энергетического надзора.

5.8 Машины используют на основе годовых и оперативных планов использования, предусматривающих расстановку машин на объектах строительства, объемы работ или продолжительность их рабочего времени.

5.9 Машины используют согласно технологической документации на производство работ (проекты производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и приемы безопасности.

Запрещается использовать машины без технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т. п.), на уклоне местности, при разработке завалов, при подъеме груза несколькими кранами и т. п.

5.10 Использование машин в охранных зонах воздушных линий электропередач должно производиться согласно требованиям ГОСТ 12.1.051.

5.11 При работе машин уровни загазованности, шума, вибрации, запыленности должны соответствовать установленным нормам.

Пожарная безопасность должна быть обеспечена с учетом требований ГОСТ 12.1.004.

5.12 Машины используются, если температура окружающего воздуха, скорость ветра и влажность соответствуют значениям, указанным в эксплуатационной документации.

Не допускается использовать машины в непогоду (при скорости ветра более 15 м/с, грозе, гололедице, тумане).

5.13 Перед началом использования машины определяется и обозначается ее рабочая зона, место установки и схема движения, границы опасной зоны.

Машинист должен иметь обзор рабочей зоны и возможность маневрирования, двухстороннюю радиотелефонную связь с рабочими (например, с монтажниками, стропальщиками и т. п.), обслуживающими машину.

Рабочая зона должна быть оборудована знаками безопасности и предупредительными надписями.

5.14 Не допускается оставлять без надзора машины с работающими (включенными) двигателями.

При перерыве в работе должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное перемещение и включение, опрокидывание машины под действием ветра, при наличии уклона местности, вследствие деформации грунта и оползня.

5.15 По каждой машине ведется учет объемов выполненных работ, времени нахождения в работе, фактической наработки в моточасах.

6 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ МАШИН

6.1 Транспортирование машин осуществляется с объекта на объект, к месту ремонта, технического обслуживания или хранения.

В необходимых случаях разрабатывается проект производства работ по транспортированию машин.

6.2 Транспортирование машин по железным дорогам, водным и воздушным транспортом осуществляется в соответствии с правилами, действующими на этих видах транспорта.

6.3 При транспортировании машин собственным ходом, на буксире, на грузовых автомобилях и прицепах-тяжеловозах по улицам городов, населенных пунктов и автомобильным дорогам следует соблюдать Правила дорожного движения.

6.4 Правила транспортирования машин — в соответствии с требованиями Инструкции по транспортированию, а при ее отсутствии — Инструкции по эксплуатации.

6.5 Погрузка и выгрузка машин производится стандартными грузоподъемными средствами с грузоподъемными приспособлениями, исключающими повреждение машин и их составных частей, согласно требованиям ГОСТ 12.3.002 и ГОСТ 12.3.009.

6.6 При приемке машин от транспортных организаций по сопроводительным документам проверяют количество прибывших мест, целостность упаковки и наличие пломб.

6.7 При повреждении упаковки и нарушении пломб соответствующие транспортные места вскрываются и проверяются комплектность и сохранность машин и их составных частей.

6.8 Если при проверке обнаруживают недостаток транспортных мест, отдельных составных частей в транспортных местах и (или) поломки составных частей, в присутствии представителя транспортной организации составляют соответствующий акт.

7 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ МАШИН

7.1 Система технического обслуживания и ремонта машин предусматривает ежесменное, периодическое и сезонное технические обслуживания, текущий и капитальный ремонты.

Машины, потерявшие работоспособность в результате отказа, подвергаются неплановому ремонту.

Определение видов технического обслуживания и ремонта — по ГОСТ 18322.

Примечание — Капитальный ремонт предусматривается конструкторской документацией для особо сложных машин, если целесообразность его выполнения подтверждается технико-экономическим расчетом.

7.2 Техническое обслуживание и ремонт машин выполняют на основании требований эксплуатационной конструкторской документации и результатов диагностирования их технического состояния.

В результате диагностирования при техническом обслуживании с помощью приборов прогнозируется техническое состояние машины и ее остаточный ресурс, принимается решение о ее дальнейшей эксплуатации, определяется потребность в техническом обслуживании и ремонте.

Диагностирование машин организуют в соответствии с требованиями ГОСТ 25044.

7.3 Техническое обслуживание и ремонт машин рекомендуется выполнять по годовым планам и месячным планам-графикам (приложения А и Б).

Типовые нормы трудоемкости и продолжительности работ по техническому обслуживанию и ремонту машин для составления планов приведены в Рекомендациях по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин, утвержденных Госстроем России.

Годовой план технического обслуживания и ремонта используют для расчета потребности в материальных ресурсах, производственных площадях, в технологическом оборудовании, в передвижных средствах.

7.4 Техническое обслуживание и ремонт машин могут выполняться в стационарных условиях (на эксплуатационных базах, на предприятиях технического сервиса) и (или) на местах использования машин с помощью передвижных средств.

7.5 Ремонт машин может производиться необезличенным или обезличенным, агрегатным методами; при ремонте могут быть использованы новые или отремонтированные составные части.

7.6 Заправка и дозаправка машин топливо-смазочными материалами и рабочими жидкостями производится закрытым способом.

На применяемые материалы и жидкости должны быть сертификаты или иные документы, подтверждающие их марку и качество.

7.7 Сбор отработанных масел и рабочих жидкостей—по ГОСТ 21046.

7.8 Сдача машин в капитальный ремонт на ремонтные предприятия и приемка их после ремонта — по ГОСТ 24408, одноковшовых экскаваторов — по ГОСТ 24406, стреловых кранов — по ГОСТ 24407, автогрейдеров — по ГОСТ 26679.

Тракторы, на базе которых изготовлены машины, сдаются в ремонт и выдаются из ремонта по ГОСТ 18524, дизельные тракторные двигатели — по ГОСТ 18523.

7.9 Выполненные плановые технические обслуживания и ремонты учитываются в журнале учета технических обслуживаний и ремонтов машин, а неплановые — в журнале учета неплановых ремонтов (приложения В и Г).

8 ХРАНЕНИЕ МАШИН

8.1 Работоспособные машины, использование которых не предусматривается в течение 10 и более дней, ставят на хранение.

На кратковременное хранение (от 10 дней до 2 месяцев) машины ставят сразу после прекращения использования, на долговременное хранение (свыше 2 месяцев) — не позднее 10 дней с момента прекращения использования.

8.2 Подготовка и постановка машин на хранение, условия хранения должны соответствовать требованиям Инструкции по эксплуатации.

8.3 Правила хранения машин и их составных частей — по ГОСТ 27252 и ГОСТ 7751.

8.4 Техническое состояние машин, находящихся на кратковременном хранении, проверяют не реже одного раза в месяц, а на длительном хранении — не реже одного раза в квартал.

9 СНЯТИЕ МАШИН С ЭКСПЛУАТАЦИИ

9.1 С эксплуатации снимают машины, достигшие предельного состояния, пришедшие в негодность в результате аварии или по другим причинам, с учетом экономической целесообразности.

9.2 При необходимости отчетности снятие машин с эксплуатации оформляется документально в установленном порядке.

Источник: www.vashdom.ru

Рейтинг
Загрузка ...