Что такое еспд в строительстве

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОСНАЩЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ
ПРОВОДИТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ, КОМПЬЮТЕРНЫМ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ, ПРЕЗЕНТАЦИОННЫМ
ОБОРУДОВАНИЕМ И ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 приложения N 34 к государственной программе Российской Федерации «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2159; официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 18 декабря 2020 г.), абзацем третьим подпункта «г» пункта 5 и абзацем седьмым подпункта «в» пункта 6 Положения о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2040 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 50, ст. 8240), приказываем:

ЕСПД: настройка и интеграция с ИКС

Утвердить прилагаемый стандарт оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением.

Министр просвещения
Российской Федерации
С.С.КРАВЦОВ

Министр цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
М.И.ШАДАЕВ

Утвержден
приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
и Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 8 сентября 2021 г. N 634/925

СТАНДАРТ
ОСНАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, КОМПЬЮТЕРНЫМ,
МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ, ПРЕЗЕНТАЦИОННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
И ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

I. Общие положения

1. Стандарт оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением (стандарт «Цифровая школа») (далее — Стандарт) разработан в целях унификации подхода к техническому оснащению государственных или муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего и (или) основного общего и (или) среднего общего образования (далее — ОО), формирования ИТ-инфраструктуры для обеспечения беспроводного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам (далее — информационные системы), к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть Интернет), а также создания условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обеспечения соответствия сервисов обеспечения безопасности ОО требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 32, ст. 4716), и приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения N 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения N 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2021 г., регистрационный N 65586) в части обеспечения безопасности входной зоны и наличия возможности подключения сервисов обеспечения безопасности ОО к информационным системам органов прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — базовой безопасности образовательного процесса).

ЕСПД — строим дома и коттеджи под ключ.

Требования настоящего Стандарта (в том числе к составу, функциональным требованиям и техническим характеристикам оборудования) являются минимально необходимыми для общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды.

2. Оснащение ОО в соответствии со Стандартом направлено на создание информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктуры, обеспечивающей:

возможность применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

равный доступ к образовательному процессу для учащихся вне зависимости от места их проживания.

3. Результатом соответствия ОО Стандарту является:

3.1. Предоставление осуществляемого с использованием, в том числе посредством виртуальной частной сети (сетей) оператора единой сети передачи данных, обеспечивающей доступ социально значимых объектов к информационным системам и к сети Интернет, а также передачу данных при предоставлении доступа к информационным системам и к сети Интернет (далее — ЕСПД), доступа для ОО к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет.

3.2. Оснащение ОО беспроводными сетями Wi-Fi (технология беспроводной локальной сети с устройствами на основе стандартов IEEE 802.11) с уверенной зоной покрытия во всех учебных кабинетах, школьной библиотеке, учительской, а при необходимости в актовом зале, столовой, вестибюле, коридорах, рекреациях (далее — помещения, оснащаемые беспроводными сетями Wi-Fi).

3.3. Обеспечение в ОО базовой безопасности образовательного процесса, в том числе осуществление видеонаблюдения за частью здания, разделяющей помещение и улицу, состоящей из площадки перед зданием (входной площадки), навеса, ступеней, лестничных пролетов, колонн, перил, двери, вывески над дверью, тамбура, вестибюля (далее — входными группами).

3.4. Оснащение не менее чем 25% учебных кабинетов ОО средствами организации видео-конференц-связи для применения дистанционных образовательных технологий и (или) средствами видеонаблюдения для контроля за процедурой проведения государственной итоговой аттестации и обеспечения базовой безопасности образовательного процесса.

3.5. Наличие средств отображения информации не менее чем в 30% учебных кабинетов ОО.

3.6. Наличие не менее одного стационарного и (или) мобильного компьютерного кабинета на ОО.

3.7. Обеспечение не менее 60% педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, персональным устройством.

4. Применение созданной инфраструктуры обеспечивает:

для 100% образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в библиотеке цифрового образовательного контента размещен цифровой образовательный контент, доступный онлайн и бесплатный для учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников ОО;

100% педагогических работников имеют доступ к сервисам для работы с цифровым образовательным контентом;

100% учащихся имеют доступ к сервисам для работы с цифровым образовательным контентом;

не менее 50% педагогических работников используют сервисы для работы с цифровым образовательным контентом;

не менее 50% педагогических работников осваивают дополнительные профессиональные программы в электронном виде (онлайн);

не менее 30% проверочных и (или) контрольных работ проводится онлайн и (или) с использованием цифрового образовательного контента;

не менее 20% занятий проводится с использованием цифрового образовательного контента;

не менее 20% заданий для самостоятельной работы (в том числе домашних) проверяется в автоматическом режиме;

не менее 10% лабораторных и практических работ проводится с использованием цифрового образовательного контента;

не менее 10% занятий проводится с использованием компьютерного класса;

для учащихся по запросу (для обеспечения доступности и непрерывности образовательного процесса в случае эпидемий, карантина; для лиц с ограниченными возможностями здоровья; для учащихся малокомплектных ОО) доступно обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронное обучение;

безопасный доступ к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет;

соответствие сервисов безопасности ОО требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 32, ст. 4716) (далее — Требования), и приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения N 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения N 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2021 г., регистрационный N 65586) в части обеспечения безопасности входной зоны и возможность их подключения к информационным системам органов прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, а также Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Стандарт предусматривает следующие главы:

5.1. подключение ОО к ЕСПД;

5.2. формирование ИТ-инфраструктуры для обеспечения в помещениях ОО беспроводного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет и обеспечения базовой безопасности образовательного процесса;

5.3. обеспечение педагогических работников персональными устройствами;

5.4. оснащение ОО средствами отображения информации и периферийными устройствами;

5.5. оснащение учебных кабинетов в ОО средствами организации видео-конференц-связи для применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, обеспечения равных доступных возможностей для образования учащихся вне зависимости от места их проживания, контроля за процедурой проведения государственной итоговой аттестации и базовой безопасности образовательного процесса;

5.6. оснащение компьютерных кабинетов ОО оборудованием и программным обеспечением;

5.7. оснащение ОО средствами хранения данных (опционально);

5.8. оснащение ОО средствами стабилизации напряжения электропитания (опционально).

6. К оборудованию и комплектующим, закупаемым и используемым в целях соответствия Стандарту, предъявляются следующие требования:

6.1. наличие сертификатов соответствия, действующих на территории Российской Федерации, в установленных законодательством Российской Федерации в области связи, о стандартизации, о техническом регулировании случаях, и сертификатов соответствия требованиям, нормам и правилам, созданным для регулирования различных сторон образовательного процесса в целях обеспечения безопасности и комфорта учащихся при нахождении в ОО;

6.2. все оборудование должно иметь статус российского происхождения:

6.2.1. радиоэлектронная продукция должна быть включена в единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 39 ст. 5649; 2019, N 29, ст. 4023) и от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4023; 2021, N 36, ст. 6406);

6.2.2. оборудование, не относящееся к радиоэлектронной продукции, должно иметь действующее заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 30 ст. 4597; 2021, N 37, ст. 6515).

6.3. оборудование, страной происхождения которого является Российская Федерация, удовлетворяющее техническим требованиям, но не удовлетворяющее требованиям пункта 6.2 Стандарта, допускается в случае задокументированного подтверждения отсутствия на момент проведения закупочных мероприятий оборудования, удовлетворяющего требованиям пункта 6.2 Стандарта (отсутствие моделей оборудования, или неготовность производителей осуществить его поставку в требуемые сроки по среднерыночной стоимости для соответствующего типа и объема поставляемого оборудования);

6.4. иностранное оборудование, удовлетворяющее техническим требованиям, допускается в случае задокументированного отсутствия на момент проведения закупочных мероприятий оборудования, удовлетворяющего требованиям пунктов 6.2 и 6.3 Стандарта (отсутствие моделей оборудования, или неготовность производителей осуществить его поставку в требуемые сроки по среднерыночной стоимости для соответствующего типа и объема поставляемого оборудования);

6.5. оборудование и комплектующие к нему не должны быть сняты с серийного производства к моменту закупочных мероприятий;

6.6. наличие инструкций по эксплуатации или аналогичной документации (далее — эксплуатационная документация) на каждую единицу оборудования;

6.7. соответствие технических параметров, приведенных в эксплуатационной документации, поставляемой модели оборудования;

6.8. гарантия на поставляемое оборудование должна составлять не менее трех лет;

6.9. демонтаж, вывоз, ремонт и (или) замена неисправного оборудования должны осуществляться в рамках гарантийных обязательств поставщиком оборудования в срок, не превышающий 70 дней;

6.10. доставка и монтаж отремонтированного оборудования и (или) оборудования, временно или постоянно заменяющего неисправное оборудование, должны осуществляться в рамках гарантийных обязательств поставщиком оборудования в срок, не превышающий 70 дней;

Читайте также:  Строительство передача в переработку

6.11. при оснащении ОО в соответствии с настоящим Стандартом допускается использование оборудования и комплектующих, ранее установленных в ОО, в случае, если функциональные возможности и технические характеристики данного оборудования и комплектующих удовлетворяют требованиям настоящего Стандарта.

7. Должна обеспечиваться техническая поддержка инфраструктуры, созданной в рамках Стандарта, для обеспечения ее непрерывного функционирования и ее применения в образовательном процессе.

8. Минимальные функциональные требования и технические характеристики оборудования указаны в приложении к Стандарту.

II. Подключение ОО к ЕСПД

9. В целях соответствия настоящему Стандарту ОО должна быть обеспечена доступом к информационным системам и к сети Интернет, в том числе с использованием ЕСПД. Предоставление услуг ЕСПД для ОО реализуется в рамках государственных контрактов на услуги ЕСПД.

10. Предоставление доступа к сети Интернет должно обеспечить совокупную пропускную способность канала связи из расчета необходимости обеспечения каждой подключенной ОО следующих параметров:

для ОО, находящихся в городских населенных пунктах, — не менее 100 (ста) Мбит/с по направлению «от»/»к» ОО;

для ОО, находящихся вне городских населенных пунктов, — не менее 50 (пятидесяти) Мбит/с по направлению «от»/»к» ОО;

для ОО, расположенных в труднодоступных населенных пунктах, подключенных по спутниковым каналам связи, — не менее 1 (одного) Мбит/с по направлению «от»/»к» ОО.

11. Каналы связи ЕСПД, задействованные в предоставлении услуги доступа к сети Интернет, должны использовать волоконно-оптическую линию связи и (или) средства фиксированной службы радиосвязи и (или) средства фиксированной спутниковой службы радиосвязи.

12. Состав услуг, предоставляемых в рамках ЕСПД, должен включать:

услугу по предоставлению осуществляемого с использованием ЕСПД доступа для социально значимых объектов к информационным системам и к сети Интернет;

услугу «Передача данных», обеспечивающую передачу данных для социально значимых объектов при осуществлении доступа к информационным системам и к сети Интернет с использованием единой сети передачи данных;

услугу «Защита данных», обеспечивающую защиту данных, передаваемых при осуществлении доступа для социально значимых объектов к информационным системам и к сети Интернет;

услугу «Ограничение доступа к информации», обеспечивающую ограничение для социально значимых объектов доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети Интернет;

услугу «Мониторинг и обеспечение безопасности связи», обеспечивающую мониторинг и безопасность связи при подключении и предоставлении доступа для социально значимых объектов к информационным системам и к сети Интернет.

III. ИТ-инфраструктура, обеспечивающая в помещениях ОО
беспроводной доступ к государственным, муниципальным и иным
информационным системам, а также к сети Интернет и базовую
безопасность образовательного процесса

13. ИТ-инфраструктура, обеспечивающая в помещениях ОО беспроводной доступ к информационным системам, а также к сети Интернет и базовую безопасность образовательного процесса, должна предусматривать:

локальную вычислительную сеть (далее — ЛВС);

структурированную кабельную систему;

систему беспроводного широкополосного доступа;

систему видеонаблюдения за входными группами.

14. ЛВС должна включать в себя следующие элементы:

шкаф телекоммуникационный внутриобъектовый, укомплектованный, в том числе коммутационными панелями;

источник бесперебойного питания, позволяющий стабилизировать сетевое напряжение от внешней сети и поддерживать работоспособность оборудования, устанавливаемого в рамках формирования ИТ-инфраструктуры (сервисные маршрутизаторы, коммутаторы, точки беспроводного доступа, цифровые видеокамеры с возможностью передачи видеопотока в цифровом формате, использующая протокол IP (далее — IP-камеры) наблюдения за входными группами, видеорегистраторы/сервера видеонаблюдения), в течение не менее 15 минут при отключении основного электропитания;

сервисный маршрутизатор, позволяющий управлять IP-адресацией и маршрутизировать трафик, организовывая необходимые сервисы в здании ОО.

14.1. Шкаф телекоммуникационный внутриобъектовый и устанавливаемое в него оборудование должны размещаться в отдельных помещениях, предназначенных для размещения технологического (телекоммуникационного) оборудования, а при их отсутствии — в сухих проветриваемых помещениях с ограниченным доступом в них посторонних лиц. Указанные помещения должны исключать возможность попадания воды (пара) на размещенное оборудование и его перегрева.

14.2. Мощность источника бесперебойного питания должна превышать максимальную мощность подключенного к нему оборудования, устанавливаемого в рамках формирования ИТ-инфраструктуры, не менее чем на 20%. В случае технической необходимости оборудование, содержащее электронные схемы, получающее питание от электрической сети или других источников и выполняющее функции усиления, преобразования сигналов и иные функции (далее — активное оборудование), не подключаемое к источнику бесперебойного питания, должно быть подключено к электропитанию с использованием средств стабилизации напряжения электропитания.

14.3. Количество PoE-коммутаторов определяется из расчета не менее 2 (двух) портов коммутатора на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводной сетью Wi-Fi (рекомендуется не менее 3 (трех) портов на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводной сетью Wi-Fi), для подключения точек беспроводного доступа с питанием по PoE, по одному порту коммутатора для каждой IP-камеры с питанием по PoE, использующейся для видеонаблюдения за входными группами, и не менее 20 резервных портов на здание ОО (в том числе для организации видеонаблюдения, оперативного переподключения к ЛВС оборудования из вышедших из строя портов коммутатора, подключения оргтехники). Схема коммутации, необходимое количество коммутаторов и портов определяется по результатам проектирования.

14.4. Количество сервисных маршрутизаторов определяется из расчета 1 (один) на каждую точку подключения канала связи ЕСПД. Необходимость оснащения зданий ОО сервисным маршрутизатором определяется по результатам проектирования.

15. Структурированная кабельная система должна быть категории не ниже 5e. Структурированная кабельная система используется для подключения в целях передачи данных и организации электропитания точек беспроводного доступа и IP-камер. Количество портов структурированной кабельной системы должно быть не менее чем 2 (два) порта 8P8C (RJ45) на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводными сетями Wi-Fi (рекомендуется 3 (три) порта на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводными сетями Wi-Fi), в том числе предусмотрена организация портов структурированной кабельной системы в других помещениях, оснащаемых беспроводными сетями Wi-Fi, для подключения точек беспроводного доступа и IP-камер для организации видеонаблюдения за входными группами в количестве не менее 2 (двух) штук на каждую используемую для входа/выхода входную группу здания ОО.

16. Элементы структурированной кабельной системы должны соответствовать требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53246-2008 «Информационные технологии. Системы кабельные структурированные. Проектирование основных узлов системы.

Общие требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2008 г. N 786-ст (Москва: Стандартинформ, 2009), межгосударственного стандарта ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2012 г. N 1097-ст (Москва: Стандартинформ, 2013), и иметь все необходимые сертификаты для использования в жилых помещениях.

При проектировании подключения элементов структурированной кабельной системы и ЛВС к электрическим сетям руководствоваться национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50571.5.54-2013/МЭК 60364-5-54:2011 «Электроустановки низковольтные. Часть 5-54. Выбор и монтаж электрооборудования. Заземляющие устройства, защитные проводники и защитные проводники уравнивания потенциалов», утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2013 г. N 976-ст (Москва: Стандартинформ, 2014).

Обеспечение подключения к электропитанию и заземлению в выделенном помещении для размещения телекоммуникационного шкафа производится ОО.

17. Система беспроводного широкополосного доступа должна включать в себя:

точки беспроводного доступа из расчета не менее 2 (двух) точек беспроводного доступа на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводной сетью Wi-Fi (рекомендуется не менее 3 (трех) точек беспроводного доступа на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводной сетью Wi-Fi);

программно-аппаратный комплекс или программное обеспечение, развернутое в облачной среде в контуре ЕСПД и (или) в контуре ЛВС ОО, позволяющее централизованно выполнять функции мониторинга, управления, обновления микропрограмм и настроек установленных на объектах точек беспроводного доступа, коммутаторов и маршрутизаторов (далее — контроллер Wi-Fi), позволяющий централизованно выполнять функции мониторинга, управления, обновления микропрограмм и настроек установленных в ОО точек беспроводного доступа, коммутаторов и маршрутизаторов.

18. Количество и расположение точек беспроводного доступа определяются по итогам радиопланирования и должны создавать в ОО устойчивую сеть Wi-Fi во всех помещениях, оснащаемых беспроводными сетями Wi-Fi.

19. Все точки беспроводного доступа должны быть подключены с помощью структурированной кабельной системы к коммутаторам PoE.

20. Контроллер Wi-Fi должен быть совместим с аппаратной частью и программным обеспечением точек беспроводного доступа и сервисом, обеспечивающим авторизацию пользователей Wi-Fi-сетей ОО, позволяющий идентифицировать и аутентифицировать пользователей через федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации» (далее соответственно — сервис авторизации пользователей, ЕСИА). Требования по обеспечению совместимости контроллера Wi-Fi с аппаратной частью и программным обеспечением точек беспроводного доступа и сервисом авторизации пользователей должны быть согласованы с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

21. Подключение к Wi-Fi-оборудованию для радиодоступа оконечных устройств (далее — точка беспроводного доступа) Wi-Fi-сети ОО должно быть доступно ограниченному кругу лиц, которым известная ключевая информация для доступа к Wi-Fi-сети ОО (далее — ключевая информация). Ключевая информация может быть, как одинаковой для всех пользователя Wi-Fi-сети ОО (далее — общий ключ), так и уникальной для каждого пользователя Wi-Fi-сети ОО.

22. В случае использования общего ключа он должен обновляться на регулярной основе, но не реже одного раза в месяц, с параметрами, исключающими раскрытие третьими лицами в течение периода действия общего ключа.

23. ОО должна принимать меры по неразглашению ключевой информации для доступа к Wi-Fi-сети ОО.

24. Созданные в ОО Wi-Fi-сети должны быть подключены к сервису авторизации пользователей.

25. Доступ с использованием Wi-Fi-сети ОО к локальным сетевым ресурсам в ЛВС ОО, к сетевым ресурсам за пределами ЛВС ОО и к сети Интернет должен предоставляться пользователям только после идентификации и аутентификации на базе ЕСИА.

26. После авторизации в Wi-Fi-сети ОО доступ пользователям предоставляется:

а) к локальным сетевым ресурсам ЛВС ОО на срок не менее 1 недели и не более 1 месяца;

б) к сетевым ресурсам за пределами ЛВС ОО и к сети Интернет — до 23 часов 59 минут 59 секунд текущих суток по местному времени.

В течение срока, указанного в подпункте «а» настоящего пункта, после авторизации в Wi-Fi-сети ОО система беспроводного широкополосного доступа должна обеспечивать доступ к локальным сетевым ресурсам ЛВС ОО с персональных устройств педагогических работников по сети Wi-Fi, в том числе при пропадании внешнего канала ЕСПД и (или) доступа в сеть Интернет.

27. Авторизация в Wi-Fi-сети ОО должна быть доступна:

для педагогических работников;

с выданных устройств учащимся — в рамках проведения на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.

При этом учащимся, авторизованным в Wi-Fi-сети ОО, должен предоставляться доступ только к предварительно определенному Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации перечню информационных систем и ресурсов в сфере образования, включая информационные системы платформы цифровой образовательной среды, без предоставления доступа к прочим ресурсам сети Интернет.

28. Затраты на подключение к сервису авторизации пользователей должны включать:

1) оказание сервиса авторизации пользователей на срок не менее 15 лет;

2) оказание технической поддержки в части уровня доступности сервиса авторизации пользователей на срок не менее 15 лет.

При соблюдении следующих условий:

корректная работа установленных точек беспроводного доступа;

наличие и работоспособность подключения к сети Интернет;

наличие и работоспособность подключения к ЕСПД;

отсутствие обрыва ЛВС и структурированной кабельной системы в здании ОО.

29. Система видеонаблюдения за входными группами должна включать:

1) видеорегистратор или сервер видеонаблюдения из расчета 1 (один) видеорегистратор или сервер видеонаблюдения на здание ОО;

2) не менее 2 (двух) IP-камер, подключенных к видеорегистратору/серверу видеонаблюдения в ОО, на каждую используемую для входа/выхода входную группу здания ОО:

внешнюю IP-камеру, размещаемую на внешней стене здания или конструкции крыльца, со сценой обзора «входная дверь здания со стороны улицы (входной площадки)»;

внутриобъектовую IP-камеру, размещаемую на стене или потолке здания, со сценой обзора «входная дверь со стороны вестибюля здания».

30. Записи данных с IP-камер должны производиться локально на видеорегистратор/сервер видеонаблюдения в круглосуточном режиме с глубиной хранения не менее 31 суток в соответствии с пунктом 30 Требований.

Параметры записываемых данных с IP-камер должны удовлетворять следующим условиям:

разрешение видеоизображения: не менее 1920 x 1080 пикселей;

частота кадров: не менее 5 кадров в секунду;

цветность изображения: в соответствии с текущим основным режимом работы IP-камеры (день/ночь);

запись звука: синхронно с видеоизображением со встроенного или внешнего микрофона (при наличии).

31. При настройке системы видеонаблюдения должен быть обеспечен функционал доступа к записям IP-камер, хранящимся на видеорегистраторе/сервере видеонаблюдения, в том числе с использованием сети Интернет с ограничением доступа только для авторизованных пользователей.

32. Дополнительно может быть обеспечена передача изображения с IP-камер по защищенному каналу связи, в том числе посредством ЕСПД, в государственные и (или) муниципальные системы видеонаблюдения и (или) системы технологического обеспечения общественной безопасности в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми актами.

IV. Обеспечение педагогических работников
персональными устройствами

33. Не менее 60% педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, должны быть обеспечены персональным устройством для обеспечения образовательного процесса и ведения педагогический деятельности.

Читайте также:  Объем строительства по городам России

34. Размер и вес персонального устройства должен позволять педагогическим работникам пользоваться им в различных помещениях ОО и за ее пределами.

35. Потребность в оснащении и оснащение ОО субъекта Российской Федерации персональными устройствами для педагогических работников определяется и реализуется региональным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации.

36. Используемые персональные устройства педагогических работников и программное обеспечение на персональных устройствах педагогических работников должны соответствовать требованиям информационной безопасности, установленным законодательством Российской Федерации.

37. С персональных устройств посредством систем беспроводного доступа должен быть обеспечен доступ к используемым в ОО информационным ресурсам и системам:

сервисы для работы с цифровым образовательным контентом;

учет освоения дополнительных образовательных программ;

информационно-коммуникационная образовательная платформа;

электронная отчетность и другие информационные ресурсы и системы.

V. Оснащение ОО средствами отображения информации
и периферийными устройствами

38. В целях обеспечения образовательного процесса, а также применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения ОО должны быть оснащены средствами отображения информации.

39. Дополнительно в целях обеспечения образовательного процесса места работы педагогических работников могут быть оснащены периферийными устройствам с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование.

40. Средства отображения информации в учебных кабинетах могут состоять из следующих устройств:

интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением;

телевизор с функционалом Smart TV с возможностью подключения по Wi-Fi к ЛВС ОО;

проекционное оборудование с ультракоротким фокусом с настенным креплением, магнитно-маркерная поверхность.

Функционал Smart TV может быть реализован посредством подключения дополнительного устройства.

41. Средства отображения информации и периферийные устройства должны быть подключены к системе беспроводного доступа или ЛВС ОО.

VI. Оснащение учебных кабинетов ОО средствами организации
видео-конференц-связи для применения дистанционных
образовательных технологий, обеспечения равных доступных
возможностей для образования учащихся вне зависимости
от места их проживания, средствами видеонаблюдения
для контроля за процедурой проведения государственной
итоговой аттестации и базовой безопасности
образовательного процесса

42. Средства организации видео-конференц-связи в учебных кабинетах ОО для применения дистанционных образовательных технологий, обеспечения равных возможностей для образования учащихся вне зависимости от места их проживания, средства видеонаблюдения для контроля за процедурой проведения государственной итоговой аттестации и базовой безопасности образовательного процесса могут включать:

средства организации видео-конференц-связи;

43. Средства организации видео-конференц-связи в учебном кабинете в целях трансляции образовательного процесса включают не менее одной IP-камеры с внешним микрофоном, установленной на стене или потолке, или веб-камеры (USB). При установке IP-камеры в целях трансляции образовательного процесса следует устанавливать ее таким образом, чтобы в обзор камеры попадала школьная доска, обзор камеры не загораживали различные предметы (в том числе мебель, цветы), высота установки камеры составляла не менее 2 метров от пола. Для трансляции образовательного процесса могут быть также использованы IP-камеры, установленные в целях организации системы видеонаблюдения за процедурой проведении государственной итоговой аттестации. IP-камеры должны быть обеспечены подключением к ЛВС.

44. При организации системы видеонаблюдения за процедурой проведения государственной итоговой аттестации необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации.

45. Должна быть обеспечена возможность передачи сигнала с IP-камер, установленных в ОО, к информационно-коммуникационной образовательной платформе.

46. Камеры, используемые в средствах организации видео-конференц-связи и системе видеонаблюдения за процедурой проведения государственной итоговой аттестации могут использоваться в целях контроля за безопасностью образовательного процесса.

47. Для онлайн-трансляции учебного занятия педагогический работник должен иметь возможность управлять трансляцией сигнала с установленного в учебном кабинете оборудования в информационно-коммуникационную образовательную платформу, используя средство вычислительной техники (в том числе планшетный компьютер, ноутбук, персональный компьютер), используемое в образовательном процессе, находящееся на балансе ОО (далее — персональное устройство) педагогического работника.

48. Учащиеся, находящиеся вне учебного кабинета, с персональных устройств должны иметь возможность:

подключения к платформе для работы с цифровым образовательным контентом, в том числе в целях выполнения домашних заданий онлайн и (или) дистанционного взаимодействия с педагогическим работником;

подключения к информационно-коммуникационной образовательной платформе, а также доступ к информационным сервисам, системам и платформам по развитию талантов, портфелю достижений.

VII. Оснащение компьютерных кабинетов ОО оборудованием
и программным обеспечением

49. ОО должна иметь как минимум один стационарный и (или) мобильный компьютерный кабинет с не менее чем 16 (шестнадцатью) автоматизированными рабочими местами.

50. Стационарный компьютерный кабинет должен включать:

ноутбуки и/или персональные компьютеры с монитором, для учащихся и педагогического работника, оснащенные пакетом программного обеспечения для обучения языкам программирования;

средства для зарядки ноутбуков в количестве не менее количества ноутбуков (в случае использования ноутбуков).

51. Мобильный компьютерный кабинет должен включать:

ноутбуки/планшетные компьютеры, опционально оснащенные программным обеспечением с возможностью подготовки к государственной итоговой аттестации и (или) программным обеспечением для цифровых лабораторий;

средства для зарядки ноутбуков/планшетных компьютеров или тележка-хранилище для ноутбуков/планшетных компьютеров с системой подзарядки.

VIII. Оснащение ОО средствами хранения данных (опционально)

52. В целях оптимизации работы с цифровым образовательным контентом и минимизации зависимости процесса обучения от каналов связи, ОО может оснащаться оборудованием для хранения данных.

53. Оборудование для хранения данных должно включать:

источник бесперебойного питания;

блок распределения питания;

система хранения и резервного копирования данных;

система кондиционирования воздуха.

54. При оснащении ОО оборудованием для хранения данных должны быть предусмотрены мероприятия по настройке, администрированию и технической поддержке соответствующего оборудования.

IX. Оснащение ОО средствами стабилизации напряжения
электропитания (опционально)

55. Для обеспечения защиты активного оборудования ИТ-инфраструктуры ОО все активное оборудование ИТ-инфраструктуры ОО (активное оборудование, обеспечивающее функционирование ЛВС, IP-камеры, видеорегистраторы/серверы видеонаблюдения, компьютерное, мультимедийное, презентационное оборудование), не подключенное к источнику бесперебойного питания, в том числе поставленное в рамках реализации национального проекта «Образование», должно быть защищено от критических перепадов напряжения электропитания.

56. При отсутствии в здании ОО общей аппаратной защиты от перепадов напряжения электропитания должна быть предусмотрена установка автоматических стабилизаторов напряжения, обеспечивающих оборудование, не подключенное к источнику бесперебойного питания, нормализованным напряжением, не выходящим за границы диапазона +/- 5% при колебаниях напряжения в питающей сети в диапазоне +/- 15%. Качество электроснабжения должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», принятому протоколом межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 25 марта 2013 г. N 55-П и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июля 2013 г. N 400-ст (Москва: Стандартинформ, 2014), за исключением требований к медленным изменениям напряжения.

57. При настройке автоматических стабилизаторов напряжения может быть обеспечен функционал измерения показателей качества электропитания во входной сети и сети внутри здания ОО, архивирования и передачи данной информации по интерфейсам Ethernet и RS-485 в системы мониторинга и администрирования с возможностью рассылки уведомлений и получения управляющих команд (при условии поддержки соответствующего функционала используемыми автоматическими стабилизаторами напряжения).

Приложение
к стандарту оснащения государственных
и муниципальных общеобразовательных
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в субъектах
Российской Федерации, на территории
которых проводится эксперимент
по внедрению цифровой образовательной
среды, компьютерным, мультимедийным,
презентационным оборудованием
и программным обеспечением

МИНИМАЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБОРУДОВАНИЯ, ЗАКУПАЕМОГО
И ИСПОЛЬЗУЕМОГО В ЦЕЛЯХ СООТВЕТСТВИЯ СТАНДАРТУ ОСНАЩЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ
ПРОВОДИТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ, КОМПЬЮТЕРНЫМ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ, ПРЕЗЕНТАЦИОННЫМ
ОБОРУДОВАНИЕМ И ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

I. Формирование ИТ-инфраструктуры для обеспечения
в помещениях ОО безопасного доступа к государственным,
муниципальным и иным информационным системам, а также к сети
Интернет и обеспечения базовой безопасности
образовательного процесса

Источник: rulaws.ru

Единая система программной документации

Для обеспечения сопоставимости и единства интерпретации программной документации в Советском Союзе была разработана Единая Система Программной Документации (ЕСПД). Ниже приводятся выдержки из головного стандарта системы: ГОСТ 19.001-77 «Общие положения», определяющего назначение, состав и область применения ЕСПД.

Назначение и цели ЕСПД

Единая система программной документации — комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. В стандартах ЕСПД устанавливают требования, регламентирующие разработку, сопровождение, изготовление и эксплуатацию программ, что обеспечивает возможность: 1. унификации программных изделий для взаимного обмена программами и применения ранее разработанных программ в новых разработках; 2. снижения трудоемкости и повышения эффективности разработки, сопровождения, изготовления и эксплуатации программных изделий; 3. автоматизации изготовления и хранения программной документации.

В понятие «сопровождение программы» включается: 1. анализ функционирования программы, 2. развитие и совершенствование программы, 3.внесение изменений в нее с целью устранения ошибок.

Классификация и обозначение стандартов ЕСПД

Стандарты ЕСПД подразделяют на группы, приведенные в таблице.

Правила выполнения документации разработки

Правила выполнения документации изготовления

Правила выполнения документации сопровождения

Правила выполнения эксплуатационной документации

Правила обращения программной документации

Обозначения стандартов ЕСПД строят по классификационному признаку. В обозначение стандарта ЕСПД должны входить:

• цифры 19, присвоенные классу стандартов ЕСПД;

• одна цифра (после точки), обозначающая код классификационной группы стандартов, указанной в п. 3.1;

• двузначное число, определяющее порядковый номер стандарта в группе;

• двузначное число (после тире), указывающее год регистрации стандарта.

Пример обозначения стандарта » Единая система программной документации. Общие положения «:

| III | Год регистрации стандарта

| | | J ______ Порядковый номер стандарта в группе

| | J ______ Классификационная группа стандартов

| J __________ Класс (стандарты ЕСПД)

| Категория стандарта (государственный стандарт)

Изменение целей и назначения системы стандартов ЕСПД при переходе к рыночной экономике

При переходе к рыночным методам управления экономикой страны отпала необходимость жесткой регламентации формы и содержания программной документации для обеспечения ее сопоставимости. В социалистической экономике дублирование разработок (например, разработка одной и той же программы несколькими авторами) жестко пресекалась, так как вело к необоснованному перерасходу государственных средств.

В рыночной экономике, такое дублирование даже приветствуется. Фирмы ведут разработки на свои средства, а потом выставляют конкурирующую продукцию на рынок. Покупатель сам определяет, какую продукцию ему купить. Конкуренция заставляет разработчиков выпускать все более совершенную и качественную продукцию.

В этих условиях изменяется роль стандартов ЕСПД. Их требования остаются обязательными только при определенных условиях 7 или в случае, если соблюдение

7 Н апример, при регистрации программы как объекта интеллектуальной собственности оформление программной документации должно соответствовать требованиям стандартов 19.104-78 и 19.106-78. требований стандарта упомянуто в договоре. В остальных случаях требования стандарта носят рекомендательный характер.

Перечень стандартов, входящих в Единую Систему Программной Документации

Источник: starik2222.narod.ru

Единая система программной документации

Единая система программной документации(ЕСПД) — комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. В стандартах ЕСПД устанавливают требования, регламентирующие разработку, сопровождение, изготовление и эксплуатацию программ, что обеспечивает возможность:

• унификации программных изделий для взаимного обмена программами и применения ранее разработанных программ в новых разработках;

• снижения трудоемкости и повышения эффективности разработки, сопровождения, изготовления и эксплуатации программных изделий;

• автоматизации изготовления и хранения программной документации.

Сопровождение программы включает анализ функционирования, развитие и совершенствование программы, а также внесение изменений в нее с целью устранения ошибок.

Быстрое увеличение сложности и размеров современных комплексов программ при одновременном росте ответственности выполняемых функций резко повысило требования со стороны заказчиков и пользователей к их качеству и безопасности применения.

Испытанным средством обеспечения высокой эффективности и качества функционирования программ и программных комплексов являются международные стандарты, разработанные при участии представителей ведущих компаний отрасли.

По мере расширения применения и увеличения сложности информационных систем ошибки или недостаточное качество программ могут нанести ущерб, значительно превышающий положительный эффект от их использования.

ГОСТ 28195-89 устанавливает общие положения по оценке качества программных средств (ПС) вычислительной техники, поставляемых через фонды алгоритмов и программ (ФАП), номенклатуру и применяемость показателей качества ПС. Оценка качестваПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.

Согласно ГОСТ 28195-89, оценка качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла ПС при:

• планировании показателей качества ПС;

• контроле качества на отдельных этапах разработки (техническое задание, технический проект, рабочий проект);

• контроле качества в процессе производства ПС;

• проверке эффективности модификации ПС на этапе сопровождения.

Оценку качества проводят специалисты организаций: разработчика — на этапах разработки ПС; фондодержателя — на этапах приемки ПС в фонд; испытательных центров и центров сертификации ПС — на этапах испытаний и внедрения; изготовителя — на этапах тиражирования ПС; пользователя — на этапах внедрения, сопровождения и эксплуатации ПС.

Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:

• планирование уровня качества;

• контроль значений показателей качества в процессе разработки и испытаний;

• эксплуатационный контроль заданного уровня качества;

• выбор базовых образцов по подклассам и группам;

• методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества.

Методы определения показателей качества ПС различаются:

• по способам получения информации о ПС — измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;

• по источникам получения информации — традиционный, экспертный, социологический.

Измерительныйметод основан на получении информации о свойствах и характеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС — число строк исходного текста программ и число строк — комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показатели.

Читайте также:  Что такое гп 5 в строительстве домов

Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитываются определенные события, например, время и число сбоев и отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.

Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и применяется для определения таких показателей как удобство применения, эффективность и т.п.

Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При помощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.

Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.

Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.

Методологии оценивания характеристик качества готовых ПП на различных этапах жизненного цикла посвящен международный стандарт ISO / IEC 14598-1-6:1998-2001. С момента вступления в силу ГОСТ 28195-89 произошли существенные изменения во многих аспектах общественной жизни, в том числе существенно изменились экономико-правовые отношения и в сфере разработки и эксплуатации программных средств. Например, в области коммерческих программных продуктов исчез фондодержатель, а разработчик и изготовитель обычно представляют собой одно и то же юридическое лицо. В рыночных условиях разработчик заинтересован в обеспечении качества своих продуктов в течение всего их жизненного цикла. Кроме того, изменился порядок сертификации продукции.

Отчуждениеправа на компьютерную программу осуществляется на основе договора. Сторона договора (разработчик) об отчуждении исключительного права на отчуждаемую программу, которую передает или обязуется передать принадлежащей ей исключительное право, именуется правообладателем. Сторона, принимающая по договору об отчуждении исключительного права на отчуждаемую программу, именуется приобретателем.

По договору об отчуждении исключительного права правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право приобретателю в полном объеме (пункт 1 статьи 1234 и ст. 1285 ГК РФ).

В договоре об отчуждении исключительного права законодательно не требуется указание срока и территории, поскольку передача исключительного права на программу для ЭВМ в полном объеме подразумевает передачу на весь срок действия исключительного права без ограничения территории.

По договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

Поскольку договор об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ подлежит государственной регистрации, то согласно пункту 4 статьи 1234 ГК РФ исключительное право на такие результаты переходит от правообладателя к приобретателю в момент государственной регистрации этого договора.

По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (не в полном объеме). Лицензионный договор о предоставлении права использования программы ЭВМ обязательной регистрации не подлежит. Разработчик программы в договоре может разрешить другой стороне пользоваться программой на определенных условиях (по срокам, по территории, по сдаче в прокат и др.). В этом случае программа остается неотчуждаемой от ее автора.

Наиболее распространенными вопросами, возникающим в процессе разработки программного обеспечения, считается:

• Недостаток прозрачности. В любой момент времени сложно сказать, в каком состоянии находится проект и каков процент его завершения. Данная проблема возникает при недостаточном планировании структуры (или архитектуры) будущего программного продукта, что чаще всего является следствием отсутствия достаточного финансирования проекта: программа нужна, сколько времени займёт разработка, каковы этапы, можно ли какие-то этапы исключить или сэкономить — следствием этого процесса является то, что этап проектирования сокращается.

• Недостаток контроля. Без точной оценки процесса разработки срываются графики выполнения работ и превышаются установленные бюджеты. Сложно оценить объем выполненной и оставшейся работы. Данная проблема возникает на этапе, когда проект, завершенный более, чем на половину, продолжает разрабатываться после дополнительного финансирования без оценки степени завершенности проекта.

• Недостаток мониторинга. Невозможность наблюдать ход развития проекта не позволяет контролировать ход разработки в реальном времени. С помощью инструментальных средств менеджеры проектов принимают решения на основе данных, поступающих в реальном времени. Данная проблема возникает в условиях, когда стоимость обучения менеджмента владению инструментальными средствами, сравнима со стоимостью разработки самой программы.

• Неконтролируемые изменения. У потребителей постоянно возникают новые идеи относительно разрабатываемого программного обеспечения. Влияние изменений может быть существенным для успеха проекта, поэтому важно оценивать предлагаемые изменения и реализовывать только одобренные, контролируя этот процесс с помощью программных средств. Данная проблема возникает вследствие нежелания конечного потребителя использовать те или иные программные среды. Например, когда при создании клиент-серверной системы потребитель предъявляет требования не только к операционной системе на компьютерах-клиентах, но и на компьютере-сервере.

• Недостаточная надежность. Самый сложный процесс — поиск и исправление ошибок в программах на ЭВМ. Поскольку число ошибок в программах заранее неизвестно, то заранее неизвестна и продолжительность отладки программ и отсутствие гарантий отсутствия ошибок в программах.

Следует отметить, что привлечение доказательного подхода к проектированию ПО позволяет обнаружить ошибки в программе до ее выполнения. Данная проблема возникает при неправильном выборе средств разработки. Например, при попытке создать программу, требующую средств высокого уровня, с помощью средств низкого уровня. Например, при попытке создать средства автоматизации с СУБД на ассемблере. В результате исходный код программы получается слишком сложным и плохо поддающимся структурированию.

• Отсутствие гарантий качества и надежности программ из-за отсутствия гарантий отсутствия ошибок в программах вплоть до формальной сдачи программ заказчикам. Данная проблема не является проблемой, относящейся исключительно к разработке ПО. Гарантия качества — это проблема выбора поставщика товара (не продукта).

Правовые, экономические и другие вопросы создания программного обеспечения Нормативно-правовая база программного обеспечения должна включать правовые нормы, регламентирующие:

• права собственности на ПО и хранящуюся в нем информацию;

• способы получения информации для заполнения соответствующих баз данных;

• права юридических и физических лиц на информацию;

• способы защиты прав государства и потребителя информации;

• правоотношения (права, обязанности и ответственность) между лицами, обслуживающими ПО;

• юридическую силу информации на носителях и документов, используемых при функционировании ПО.

Основные положения, определяющие экономические основы создания программного обеспечения, сводятся к следующему:

• финансирование работ по созданию и обеспечению функционирования ПО из федеральных бюджетных средств, выделяемых на государственное управление, из бюджетных средств ведомств (организаций , учреждений) — потенциальных пользователей информацией и вступивших в кооперацию с Мингосимуществом России по созданию ПО государственной собственности (ГС), а также за счет внебюджетных финансовых ресурсов;

• осуществление контроля за использованием бюджетных средств, направляемых на создание и развитие ПО;

• предоставление льгот по информационному обеспечению организациям, участвующим в управлении государственной собственностью, а также инвесторам ПО;

• предоставление права Мингосимуществу России устанавливать цену на конкретные информационные продукты и услуги;

• осуществление государственного контроля над ценами на определенный период или на определенный вид информационной продукции;

• установление государством цен на информационную продукцию (услуги), выполненную по государственному заказу и за счет бюджетных средств.

При этом решаются организационные вопросы, регламентирующие взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации программного обеспечения.

Термин «интеллектуальная собственность» эпизодически употреблялся теоретиками — юристами и экономистами в XVIII и XIX веках, однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине XX века, в связи с учреждением в 1967 году в Женеве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно учредительным документам ВОИС, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

• литературным, художественным и научным произведениям:

• исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам:

• изобретениям во всех областях человеческой деятельности:

• товарным знакам, знакам обслуживания, Фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

• защите против недобросовестной конкуренции;

• а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Позднее в сферу деятельности ВОИС были включены исключительные права, относящиеся к географическим указаниям, новым сортам растений и породам животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам.

Каждый объект интеллектуальной собственности обладает свойством индивидуальности, так как при его создании были использованы достижения интеллекта человека, индивидуальные свойства мышления и восприятия. Объект интеллектуальной собственности всегда находятся в тесном взаимодействии с объектами вещного права и всегда получают свое воплощение в материальных предметах, но существуют обособленно, что позволяет использовать объект интеллектуальной собственности независимо от своего материального носителя. Особые общественные отношения, складывающиеся по поводу объекта интеллектуальной собственности, являются отдельным объектом правового регулирования.

О постепенном изменении отношения государства к результатам интеллектуальной деятельности, которые все больше приобретают черты товара, созданного для функционирования на рынке, свидетельствует и введение правовой охраны на программ для ЭВМ.

Программное обеспечение охраняется как объект интеллектуальной собственности нормами права. В отношении этого вида объекта существует специальное правовое регулирование, введенное Законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который вступил в силу с 20.10.1992 года.

Вопросы для самопроверки

1. Какими показателями качества определяются программы?

2. Что такое программный продукт?

3. Что понимается под жизненным циклом программного обеспечения?

4. Для какой цели определяются спецификации программного обеспечения?

5. Какие существуют стадии разработки программного обеспечения?

6. Какие категории специалистов заняты разработкой программного обеспечения?

7. Что понимается под верификацией и сертификацией программного продукта?

8. В чем сущность модульной структуры программного обеспечения?

9. В чем разница между автономной и комплексной отладками программного обеспечения?

10. Что такое — переносимость программ?

11. Какими свойствами обладают открытые системы?

12. Что понимается под Единой системой программной документации?

13. Как оформляется отчуждаемая программа?

14. Каким правовым законом охраняется интеллектуальная собственность на программы для ЭВМ?

Источник: studopedia.ru

Единая система программной документации (ЕСПД)

Единая система программной документации (ЕСПД) — отечественный комплекс стандартов на программную документацию. В профессиональном просторечии его еще называют «девятнадцатым гостом», что не совсем правильно, поскольку речь идет не об одном, а примерно о 30 разных нормативно-технических документах.

В основном стандарты ЕСПД содержат требования к составу, содержанию и оформлению документов, описывающих программу на разных стадиях ее жизненного цикла. Кроме того, несколько документов посвящено порядку хранения и обновления документации.

Стандарты ЕСПД практически лишены методической составляющей. Они не объясняют разработчику, как надо писать документацию, чтобы она получилась полезной, понятной, информативной, удобной и т. д. Они дают только перечень типов документов и список разделов первого уровня для каждого из них. Правда, о каждом разделе сказано, какие сведения должны быть в нем изложены.

Стандарты ЕСПД были приняты в конце 70-х годов и дошли до нас в виде, близком к первоначальному. В них отражена практика работы ведомственных вычислительных центров, где эксплуатировались большие ЭВМ. Взаимодействие человека с компьютерной системой тогда было построено совсем не так, как теперь, и осуществлялось через громоздкие пульты, перфокарты и распечатки, а для «простых смертных», решающих прикладные задачи, еще и при посредничестве квалифицированного персонала. Надо ли долго объяснять, насколько эти стандарты к настоящему времени устарели? Достаточно сказать, что им неведомы такие распространенные сегодня документы, как руководство пользователя и руководство администратора.

И все-таки ими продолжают активно пользоваться. Формально «девятнадцатому» есть современная альтернатива. Переведены на русский язык и приняты в России на правах национальных некоторые стандарты ИСО/МЭК в области системной и программной инженерии. Но крупные, в том числе, государственные заказчики переходить на них не торопятся. Это можно объяснить их косностью (или верностью традиции, как вам больше нравится), но лишь отчасти.

Дело в том, каждый стандарт ЕСПД при небольшом (страницы три максимум) объеме представляет собой набор довольно формальных и поэтому легко проверяемых требований к документу или к комплекту документации. Строго говоря, это не мешает разработчику документации писать правильно оформленные глупости. Но поскольку ЕСПД четко определяет, из чего должен состоять и как должен выглядеть результат, мы можем, по крайней мере, сразу отклонить пачку бумаги, которая в эти рамки не вписывается. Что существенно упрощает задачу сдачи-приемки документации как для заказчика, так и для исполнителя.

Стандарты ИСО/МЭК, напротив, содержат много разумных правил содержательного характера, но сложно представить себе процедуру их формальной проверки. Впрочем, никто не мешает применять оба ряда стандартов одновременно, благо, они касаются разных аспектов документирования и друг другу практически не противоречат.

Источник: www.tadviser.ru

Рейтинг
Загрузка ...