1. Протяженное инженерное сооружение в виде моста, служащее для размещения дороги выше уровня земли с целью обхода занятых участков или транспортных потоков.
Автомобильная эстакада. Железнодорожная эстакада. Старый мост заменят современной эстакадой. Въезд на эстакаду.
2. Подводное заграждение рек и морских проходов при помощи свай.
Водолазы построили эстакаду.
3. Тех. Конструкция в виде площадки, обычно с переменным углом наклона, служащая для манипуляций транспортным средством с различными целями (подъем, ремонт, выгрузка и т. п.).
Передвижная погрузочная эстакада. Эстакада для ремонта автомобилей. Загнать машину на эстакаду.
Данные других словарей
Под ред. С. А. Кузнецова
эстака́да
1. Строительное сооружение в виде моста, служащее для поднятия вверх путей сообщения, для перехода или переезда через путь, для причала судов.
Подняться по эстакаде.
Эстакада технологических трубопроводов
2. Сооружение над смотровой ямой в гараже или на специальной площадке для осмотра и ремонта дна кузова автомобиля.
Работать на эстакаде. Въехать на эстакаду.
эстака́да
1. Сооружение в виде моста для проведения одного пути над другим в месте их пересечения, для причала судов, а также вообще для создания дороги на нек-рой высоте.
Ср. акведук, виадук, дюкер.
2. Подводное заграждение или опорное сооружение из свай.
— в виде эстакады (в 1-м и 2-м знач.); относящийся к эстакаде, эстакадам.
эстака́да
[франц. estacade – мост на сваях]
1. Строительное сооружение в виде моста для транспорта, пешеходов, прокладки коммуникаций, для причала судов и др. (гранитная эстакада).
Источник herzena.ruВиды эстакад
Металлические эстакады представляют собой инженерные сооружения, конструкция которых включает один или более ярусов. Они используются для прокладки надземных инженерных коммуникаций и повышения эффективности погрузочно-разгрузочных работ.
Разновидности эстакад
По назначению металлические эстакады делятся на такие виды:
- Железнодорожные.
- Наливные.
- Технологические.
- Кабельные.
- Трубопроводные.
Железнодорожные эстакады
Конструкции такого типа обычно устанавливают над железнодорожными путями. Они используются для погрузки и разгрузки цистерн, наполнения и опустошения их от нефтепродуктов. Еще одна функция таких эстакад – обеспечение возможности перемещения людей над путями, при их высокой загруженности.
“СТС” Технологии Преднапряжение конструкций при строительстве эстакада на Щелковском шоссе
В состав конструкции такого типа эстакады входят опоры и пролеты. Пролеты в железнодорожных эстакадах бывают с односторонними и двухсторонними пролетами. Сооружения могут использоваться только для выполнения технологических операций (слив и налив нефтепродуктов, подача сыпучих грузов) или представлять собой комплексные сооружения, состоящие из модулей, используемых для широкого спектра работ.
При производстве жд эстакад используются сплавы металлов, которые характеризуются высокой огнестойкостью, так как обычно они эксплуатируются с легковоспламеняющимися веществами, нефтепродуктами и т.д.
Наливные эстакады
Они предназначены для подачи различных жидких составов – нефти, мазута, масел и т.д. Эстакады данного типа применяют не только на жд узлах, но и в автомобильных пунктах приема грузов.
В состав конструкции входят лестницы из негорючих материалов, которые монтируются через каждые 100 метров.
Технологические эстакады
Конструкции обеспечивают надежную фиксацию трубопроводов над поверхностью земли, упрощая доступ к коммуникациям при ремонте или обслуживании, а также при возникновении аварийных ситуаций. Технологические эстакады позволяют удобно прокладывать кабельные сети и другие коммуникации, не возводя дополнительно специализированные стойки и опоры.
Кабельные эстакады
Позволяют выполнять эффективную наземную прокладку кабельных линий, без необходимости проведения земляных работ. Такие конструкции особенно востребованы в ситуациях, когда нет возможности проложить кабель под землей или существует риск возникновения аварийных ситуаций. Кабельные конструкции представляют собой открытые сооружения, в которых происходит быстрый отвод тепловыделений, что способствует продлению эксплуатационного срока коммуникаций.
Трубопроводные эстакады
Эстакады такого типа часто устанавливаются на крупных промышленных объектах, где существует необходимость обслуживания большого количества технологических систем. В таких сооружениях может быть до трех ярусов. Наличие в конструкциях пролетов зависит от типа прокладываемых коммуникаций.
Источник pmkmetall.ruОпоры и эстакады трубопроводов. Экспертиза безопасности и обследования
А.Н. Мурадов, зам. директора по развитию, начальник лаборатории неразрушающего контроля (ООО «Алтайстройдиагностика»), С.А. Горбенко, директор (ООО «Алтайстройдиагностика»), А.П. Васильев, главный инженер проекта (ООО «Алтайстройдиагностика»), В.Е. Остапенко, главный инженер (ООО «Алтайстройдиагностика»).
Практика проведения экспертизы промышленной безопасности и обследования отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы на предприятиях различных отраслей промышленности.
Многообразие технологических процессов и технологического оборудования на опасных производственных объектах предприятий различных отраслей промышленности приводит к необходимости подачи самых разнообразных продуктов (вода, пар, кислота, мазут, воздух, природный и инертный газ и т.д.) к этому оборудованию для обеспечения технологических процессов. Это производиться посредством применения технологических трубопроводов, которые располагаются на отдельно стоящих опорах и эстакадах.
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории или транспортных потоков. С учётом неблагоприятных факторов при эксплуатации технологических трубопроводов (наличие высоких температур, вибрационные нагрузки, повышенная влажность, агрессивность среды эксплуатации) есть необходимость постоянного мониторинга и обслуживания эстакад и отдельно стоящих опор, на которых проложены эти продуктопроводы. Одним из важных этапов при эксплуатации эстакад является проведение экспертизы промышленной безопасности и обследования конструкций сооружения.
Рис. 1. Общий вид эстакады под технологические трубопроводы
Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) эстакад проводится на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в соответствии с нормативными документами Ростехнадзора – Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 №538) и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности по различным отраслям промышленности (химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, металлургической, коксохимической, угольной, горнорудной, газовой, энергетической, и др.).
Предприятием ООО «Алтайстройдиагностика» с 1999 г. было проведено более 20 экспертиз и обследований отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы на предприятиях различных отраслей промышленности. В данной статье мы кратко рассмотрим основные особенности проведения экспертизы, состав работ, и основные дефекты и повреждения на сооружениях эстакад. В связи тем, что сведения в заключениях экспертиз носят закрытый и конфиденциальный характер, мы упускаем названия эстакад и место их расположения.
Целью проведения экспертиз промышленной безопасности эстакад является определение соответствия строительных конструкций сооружений эстакад обязательным требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации по промышленной безопасности, нормативной документации Ростехнадзора РФ, строительных норм и правил.
Сооружения эстакад относятся к объектам с нормальным уровнем ответственности по ст. 4 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и ст. 48.1 «Градостроительного кодекса РФ».
Отдельно стоящая опора под трубопроводы состоит из одной или нескольких колонн, связей, траверсы и фундамента (рис. 2, а).
Эстакада состоит из опор (опора включает в себя: колонны, связи, ригели, фундаменты), пролетных строений (ферм, балок), траверс, связей по фермам (рис. 2, б).
Рис. 2. Схема прокладки трубопроводов по опорам и эстакадам
а — прокладка по опорам; б — прокладка по эстакадам; 1 — промежуточная опора; 2 — анкерная промежуточная опора; 3 — анкерная концевая опора; 4 — компенсатор; 5 — трубопровод; 6 — траверса; 7 — пролетное строение; 8 — опорная часть трубопровода; 9 — колонна; 10 — фундамент; 11 — вставки температурного блока; 12 — ось температурного разрыва.
В зависимости от объёмно-планировочных и конструктивных решений отдельно стоящие опоры и эстакады бывают различных типов, отличающихся между собой по следующим признакам:
- по материалу конструкций: железобетонные, стальные, комбинированные (стальные и железобетонные);
- по конструктивным решениям несущих конструкций: пролётных строений, опор, фундаментов;
- по высоте верха опор: низкие и высокие;
- по способам разложения труб на опорах и эстакадах: одноярусное, двухъярусное, многоярусное.
Основными строительными конструкциями сооружений эстакад, как правило, являются:
- фундаменты под опоры (колонны) – монолитные, железобетонные, стаканного типа;
- колонны – сборные железобетонные или стальные;
- ригели и вставки – сборные, железобетонные, длиной 6 и 12 м;
- траверсы – сборные, железобетонные. Для размещения трубопроводов к траверсам выполнено крепление рам, выполненных из швеллеров;
- фермы пролётных строений – металлические, из прокатных профилей;
- ходовые мостики, площадки для обслуживания запорной арматуры, лестницы – из угловой, листовой (просечно-вытяжной), полосовой и круглой стали;
- антикоррозионная защита металлоконструкций предусматривается лакокрасочными материалами.
В рамках проведения экспертизы промышленной безопасности, для оценки фактического состояния эстакад проводится их обследование, которое выполняется в соответствии с «Программой обследования» и включает в себя:
- анализ проектной и эксплуатационной документации, имеющейся в архиве Заказчика;
- рассмотрение фактических условий воздействия на строительные конструкции эстакады;
- уточнение нагрузок на строительные конструкции эстакады;
- установление влияния технологического процесса на состояние строительных конструкций эстакады;
- проверку состояния строительных конструкций:
- визуальный осмотр строительных конструкций эстакады;
- обследование конструктивных элементов эстакады: фундаментов, колонн, ригелей, траверсов, ферм пролётных строений, ходовых мостиков, площадок для обслуживания запорной арматуры, лестниц;
- техническую диагностику строительных конструкций специальными приборами и инструментами, неразрушающими и другими методами контроля;
- выполнение необходимых поверочных расчётов с учётом фактических нагрузок и определение срока эксплуатации до капитального ремонта;
- оформление Акта обследования (оценки технического состояния) строительных конструкций эстакады, с приведением характеристик основных выявленных дефектов и повреждений конструктивных элементов, с выдачей рекомендаций по устранению замечаний, сделанных в процессе экспертизы (обследования) для дальнейшей безопасной эксплуатации строительных конструкций эстакады.
Характерные дефекты и повреждения строительных конструкций эстакад и рекомендации по устранению дефектов и повреждений приведены в таблице 1.
Вертикальные и наклонные трещины коррозионного характера вдоль стержней рабочей арматуры колонн (рис. 4).
Замачивание колонн в результате проливов технологических сред, разрыхление и выщелачивание бетона.
Демонтировать железобетонные ригели имеющие недопустимые деформации.
Трещины коррозионного характера вдоль стержней рабочей арматуры.
Замачивание в результате проливов технологических сред, разрыхление и выщелачивание бетона (рис. 6).
Трещины коррозионного характера вдоль стержней рабочей арматуры.
Замачивание в результате проливов технологических сред, разрыхление и выщелачивание бетона (рис. 3).
Выполнить замену элементов со сквозной коррозией.
Рис. 3. Замачивание в результате проливов технологических сред, разрыхление и выщелачивание бет
Рис. 4. Трещины коррозионного характера вдоль рабочих стержней арматуры колонн. Разрушение (сколы) бетона, оголение и коррозия рабочей арматуры и хомутов.
Рис. 5. Разрушение бетона ригеля, оголение и коррозия рабочей арматуры и хомутов.
Рис. 6. Замачивание в результате проливов технологических сред, сквозное разрушение в теле конструкции ригеля
По результатам проведённого обследования проводиться классификация состояния строительных конструкций согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» выполняется оценка технического состояния строительных конструкций эстакады, разрабатываются рекомендации по устранению выявленных при обследовании дефектов, повреждений и обеспечению безопасной эксплуатации сооружения.
По результатам проведенной экспертизы составляется заключение экспертизы промышленной безопасности эстакады с выдачей заключения о соответствии сооружения требованиям действующих нормативных документов в области промышленной безопасности, делаются выводы о возможности дальнейшей эксплуатации. Составление заключения экспертизы промышленной безопасности производится на основе анализа материалов, представленных Заказчиком, и материалов обследования состояния строительных конструкций эстакады.
Заключительным этапом экспертизы является сдача заключения ЭПБ Заказчику, который передает его на регистрацию в РОСТЕХНАДЗОР.
Выполнение рекомендуемых мероприятий по устранению выявленных в процессе экспертизы дефектов и повреждений строительных конструкций эстакад и отдельно стоящих опор технологических трубопроводов, в сочетании с безусловным обеспечением требований промышленной безопасности самих технологических трубопроводов (включая запорную арматуру и находящийся в трубопроводе продукт) позволит избежать предаварийных и аварийных ситуаций на опасных производственных объектах промышленных предприятий.
В статье приведены конструктивные особенности эстакад под технологические трубопроводы, приведены характерные дефекты и повреждения, приведены их описания и рекомендуемые способы устранения.
Ключевые слова: эстакада, экспертиза промышленной безопасности, траверса, трубопровод, ригель
1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 №538, зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 №30855).
3. ГОСТ 31937-2011. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. – М.: Стандартинформ, 2014.
4. Пособие по проектированию отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы (к СНиП 2.09.03-85). – ЦНИИПромзданий, М., 1989.
5. СП 28.13330.2012. Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85. – Минрегион России, М., 2012.
Источник ardexpert.ru