Что такое индустриальный метод строительства

Проекты комплексного освоения территорий активно развиваются в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новороссийске и других городах юга России.
О том, почему при реализации таких проектов выгоднее всего использовать технологии индустриального домостроения и какие перспективы существуют у индустриального строительства в нашей стране, рассказывает генеральный директор ЗАО «Патриот-Инжиниринг» Станислав Шмелев.

Генеральный директор ЗАО «Патриот-Инжиниринг» Станислав Шмелев.

REVIEW: Насколько актуально, по Вашему мнению, для России использование технологий индустриального домостроения?

СТАНИСЛАВ ШМЕЛЕВ: Сегодня в России применяются различные виды домостроения: кирпичное, монолитное, сборное, сборно-монолитное, каркасное и другие. Развивается также индустриальное или крупнопанельное домостроение. При такой технологии большая часть «комплектующих» для дома изготавливается на домостроительных комбинатах, перевозится на строительную площадку и служит для «сборки» домов.

Перспективы развития технологии ЛСТК. Индустриальные методы производства и строительства.

Крупнопанельное домостроение было особенно востребованным в 50-60е годы, с его помощью удалось успешно справиться с послевоенным дефицитом жилья.

В 90-е годы позиции индустриального домостроения были утрачены. Однако проблема нехватки жилья в России по-прежнему стоит очень остро. Неслучайно сегодня мы можем видеть восстановление интереса к индустриальному домостроению в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и других регионах.

R: Каковы особенности индустриального домостроения по сравнению с другими технологиями?

С.Ш.: Основные преимущества этой технологии — высокая скорость возведения, доступная цена (себестоимость строительства в среднем на 30% ниже, чем при использовании других технологий) гарантированный заводской контроль качества.

Например, в монолитном домостроении существуют проблемы с контролем качества и с квалификацией самих строителей. Кирпичные дома при всех своих преимуществах стоят дороже и строятся дольше.

R: Почему же тогда крупнопанельное строительство на какое-то время было почти забыто в России?

С.Ш.: Считается, что индустриальное сборное домостроение имеет два основных недостатка — архитектурное однообразие и негибкость планировок. Потребители устали от однотипных квартир в панельных пятиэтажках, им хочется видеть более интересные решения.

Стоит учитывать, что за последние годы технологии индустриального домостроения шагнули далеко вперед. Современные сборные дома не имеют практически ничего общего с привычными «хрущевками» (именно с ними чаще всего ассоциируется крупнопанельное домостроение).

Например, благодаря первой очереди реконструкции наш «Комбинат крупнопанельного домостроения» (ККПД) в Ростове-на-Дону. выпускает новую серию домов. Сейчас заканчивается вторая очередь реконструкции комбината. Благодаря применению архитектурного бетона мы сможем добиться разнообразия и высокой привлекательности внешнего вида зданий. А применение сборно-монолитной системы, позволит сделать планировочные решения более гибкими. Таким образом, мы сможем строить дома не только эконом-класса, но и бизнес-класса.

Индустриальное строительство: инновационные материалы и технологии

Например, уже сейчас в жилом районе «Западные ворота» и в жилом квартале «Акварель» мы строим дома башенного типа, в которых предусмотрены квартиры с европланировками. В этих случаях квартира делится не на комнаты, а на функциональные зоны. Благодаря оптимизации пространства покупатель может приобрести однокомнатную квартиру, по функциональности не уступающую двухкомнатной — с кухней-гостиной и полноценной спальней. В Европе подобные планировочные решения используются повсеместно, в России такие проекты только начинают появляться.

R: Чем определяется спрос на жилье, построенное по сборной технологии?

С.Ш.: Квартиры в домах, которые мы сегодня строим в Ростове-на-Дону, полностью выкупаются еще на ранней стадии строительства. В первую очередь потому, что дом возводится практически на глазах у покупателя. Человек видит, как каждые два–три дня прирастает этаж, от этапа котлована до окончания монтажа может пройти всего два–три месяца.

Необходимо учитывать также, что сборное домостроение дает людям возможность купить готовые квартиры, зачастую с отделкой. В них можно заселяться практически сразу, тогда как при покупке квартиры без отделки и внутренних стен на ремонт придется потратить еще более 10% от бюджета покупки.

R: Насколько развита, по Вашим оценкам, инфраструктура для развития индустриального домостроения в России в целом и на юге?

С.Ш.: Конечно, для полноценного возрождения отрасли предприятий недостаточно. Более половины из существовавших в советские годы на территории РФ домостроительных комбинатов сегодня не работают. Однако на их базе можно создать новое высокотехнологичное производство.

R: Перспективно ли это направление для вложения инвестиций?

С.Ш.: Если говорить о строительстве или реконструкции домостроительных комбинатов, то надо учитывать, что реальные секторы экономики не отличаются высокой рентабельностью. 15% рентабельности в данном случае можно назвать хорошим показателем.

Объем инвестиций зависит от мощности предприятия, однако в любом случае — это миллиарды рублей.

При этом стоимость заемных средств на банковском рынке зачастую превышает 15%. Соответственно, окупаемость при таких процентных ставках может растянуться на десятилетия.

Более перспективная, на мой взгляд, бизнес-модель — создание девелоперской компании, которая получает прибыль не только от производства, но и от всего комплекса работ с учетом продажи квартир. В таком случае процесс возврата инвестиций идет быстрее.

R: Что, на Ваш взгляд, является более удачной стратегией для компании, которая планирует выйти на рынок индустриального домостроения: вкладывать средства в модернизацию «советского» производства или построить комбинат «с нуля»?

С.Ш.: Для предприятия индустриального домостроения ключевую роль имеет месторасположение. Расстояние от завода до объектов строительства должно быть не больше 100 км. Иначе его работа нерентабельна.

Таким образом, удобнее работать с существующим предприятием, расположение которого было продумано еще в советские времена. Кроме того, при строительстве предприятия с нуля немало сил и времени отнимет получение разрешения на строительство, проведение газа, электроэнергии и т.д. У существующего предприятия многое из этого уже есть.

Второй важнейший фактор — это квалифицированные кадры, которые имеются даже на полуразрушенных заводах. Новых специалистов нужно еще обучить.

R: Насколько отличается российская и зарубежная практика развития индустриального домостроения?

С.Ш.: Ни в Европе, ни в США индустриального домостроения в нашем понимании не существует, так как там нет необходимости строить сразу огромные жилые кварталы. Скоростное возведение жилья индустриальными методами востребовано только в развивающихся странах, где остро стоит вопрос его дефицита. Это страны Северной Африки, Южной Америки и, конечно, Россия.

В то же время, если мы говорим об индустриальном домостроении как о производстве индустриальным (то есть, заводским) методом определенного вида изделий для строительства, то оно активно развивается и в США, и в Европе. Например, в Германии через каждые 100 км вы найдете железобетонный завод, на котором производят элементы для строительства зданий (пустотные плиты перекрытий, балки, колонны, лестничные марши и прочее). Западные проектировщики не ориентируются на какой-то один метод домостроения, они привыкли комбинировать в одном здании и монолит, и сборно-монолитные варианты, и заводские изделия.

За рубежом полносборное домостроение активно применяется для строительства социального жилья, а также нежилых помещений — офисных и торговых центров, гаражей.

R: При каких условиях, на Ваш взгляд, индустриальное домостроение сможет развиваться в нашей стране более активно?

С.Ш.: Важный фактор, тормозящий развитие отрасли — отсутствие долгосрочных градостроительных планов во многих регионах, в связи с чем инвестирование в такие проекты становится рискованным. Обратите внимание, что сейчас реконструкции комбинатов индустриального домостроения происходит только в тех субъектах РФ, где разработаны долгосрочные градостроительные планы, и они имеют законодательную силу. Соответственно, развитие территории не зависят от изменчивых решений местных властей, а значит риски инвесторов ниже.

В любом случае масштабное развитие отрасли невозможно без государственной поддержки. Быстро и дешево строить качественное доступное жилье сегодня можно только индустриальным методом. Поэтому лишь при условии возрождения индустриального домостроения в России мы сможем в обозримые сроки выполнить программы обеспечения жильем населения нашей страны.

ЗАО «Патриот-Инжиниринг» входит в Группу компаний «ИНТЕКО». ЗАО «ПАТРИОТ-Инжиниринг» основано в 2010 г. В функции компании входит осуществление полного контроля за деятельностью и модернизацией предприятий строительной индустрии, входящих в Группу компаний «ИНТЕКО». Основными задачами ЗАО «ПАТРИОТ-Инжиниринг» является формирование технической политики подведомственных предприятий стройиндустрии и повышение экономической эффективности деятельности предприятий.

Источник: www.kommersant.ru

Индивидуальные дома индустриальным методом

Индивидуальные дома индустриальным методом

В конце февраля в подмосковном Нарофоминске был открыт новый домостроительный комбинат «Град». Завод стоимостью 9 млрд рублей — совместный проект Группы компаний «Мортон» и корпорации «Роснано». Мощность ДСК — 525 тыс. квадратных метров в год. За последние несколько десятилетий это первое новое производство такого масштаба и уровня оснащения. Продукция ДСК будет использоваться для возведения массового жилья в московском регионе.

«Панель» по-новому

В Советском Союзе поздних лет новое жилье, за редким исключением, производилось домостроительными комбинатами. Через ДСК пытались реализовать здравую идею индустриального строительства: элементы изготавливаются на заводе, а на стройке их быстро монтируют. Благая для нашего климата и качества идея строительства была, однако, доведена до абсурда: вырастали огромные микрорайоны одинаковых домов с одинаковыми квартирами.

В 2000-е маятник качнулся в другую сторону: монолитное строительство стало теснить «панель». «Монолит» принес разнообразие фасадов и планировок, но при этом во многих случаях архаизировал стройку. Как устроена современная стройка, каждый видел не раз: зимой, в лютую стужу, в темноте, сотни таджикских рабочих озябшими руками вяжут арматуру и льют бетон. Обеспечить контроль крайне сложно, и в итоге качество монолитных зданий зачастую хуже раскритикованной «панели».

Домостроительный комбинат «Град» — это возврат к идее индустриального строительства на новом витке эволюции. Детали для дома по-прежнему делаются на заводе, производство опять полного цикла, но при этом по разнообразию фасадов и планировок продукт может конкурировать с «монолитом».

Чем же новые ДСК отличаются от советских?

Первое: современное оборудование легко перенастраивается и не привязано к конкретной серии домов, сегодня завод может выпускать стеновые панели и перекрытия одного размера, а завтра — совершенно другого. Адаптивность оборудования очень высока: можно производить дома с разнообразными фасадами и планировками, разной высотой потолка.

Цветные бетоны позволяют строить здания с долговечными фасадами любого цвета, возможны фасады с фактурой. ДСК может производить и дома специально разработанных типов, и здания по индивидуальным проектам. Но даже в последнем случае за счет модульного подхода удается добиться определенной типизации элементов дома, а значит, и снижения себестоимости.

При этом оборудование не привязано даже к одной строительной системе: можно производить комплектующие для крупнопанельного домостроения, а можно и для каркасного. Такое разнообразие отвечает запросам покупателей и девелоперов. Это же и ответ на политику запрещения в Москве и Московской области строительства панельных домов морально устаревших серий (мэр Сергей Собянин уже запретил возведение зданий старых серий с 2016 года, подмосковные власти тоже говорят о необходимости такого запрета).

Второе: современные компьютерные технологии 3D-проектирования позволили интегрировать работу архитекторов, конструкторов и производственников. Все элементы процесса — от логистики до проектирования и производства — объединены. Проекты быстро реализуются, под них легко перенастраивается оборудование. Процесс полностью компьютеризирован: модель здания быстро превращается в чертежи, которые могут тут же поступать на производственное оборудование. «Классическим ДСК для разработки новой серии нужно полтора-два года. На нашем заводе срок от начала проектирования здания до поставки деталей на стройплощадку — три-четыре месяца», — говорит генеральный директор ДСК «Град» Александр Ковалев.

Читайте также:  Как выкладывать углы в строительстве дома

Третье: завод автоматизирован и роботизирован. Сегодня на ДСК работает 900 человек в две смены, при трехсменном графике число занятых вырастет до 1500. На аналогичном по объемам выпуска советском ДСК рабочих вдвое больше. Автоматизация позволяет наладить жесткий контроль над качеством продукции.

Четвертое: за счет новых технологий ДСК «Град» по многим характеристикам производит дома нового поколения (в том числе и по энергоэффективности). Все это стало возможным благодаря тому, что «Мортон» и «Роснано» закупили оборудование ведущих мировых производителей — Sommer, Elematic, AWM, Teko, Weckenmann. «Наши поставщики говорят, что в последние семь—десять лет ДСК “Град” — самый современный завод в Европе», — с удовлетворением отмечает Александр Ковалев.

«Мортон» успел закупить оборудование до девальвации рубля, вскочив, что называется, в последний вагон. Предполагается, что оборудование должно окупиться за пять лет. Интересно, что в процессе строительства ДСК поменялась бизнес-модель проекта. Изначально «Мортон» планировал загрузить ДСК собственными заказами.

Благо объемы строительства у застройщика — 1 млн кв. м в год — в два раза выше пиковой производительности завода. Сейчас «Мортон» собирается загружать завод своими заказами лишь на 60%, а остальные объемы будут реализованы на рынке. «Это даст группе дополнительный поток финансовых средств и позволит за счет сторонних заказчиков жестче контролировать качество. К тому же продавать домокомплекты на сторону сегодня можно по более высоким ценам», — говорят в «Мортоне».

«Роснано»: два миллиарда рублей за вход на рынок

Миноритарным партнером «Мортона» по строительству домостроительного комбината весьма неожиданно выступила госкорпорация «Роснано»: ее вклад составил 2 млрд рублей. Мотивация «Мортона» понятна. За счет собственного производства компания становится вертикально интегрированным холдингом, увеличивая маржу проектов и обретая независимость от поставщиков.

Мотивация «Роснано» не так очевидна: по словам сотрудников корпорации, складывается она из трех элементов. Во-первых, ДСК «Град» сам по себе является привлекательным инвестиционным проектом с достаточно высокой доходностью и низким риском.

Во-вторых, «Град» использует продукты портфельных компаний «Роснано», что повышает уровень продаж и открывает возможности для внедрения новых продуктов. В-третьих, ДСК должен выступить флагманом популяризации инновационной продукции в строительстве — сфере, которая отличается особой инертностью. «Эта отрасль весьма консервативна. Строители привыкли годами закупать одно и то же и даже не знают, что есть продукция более высокого качества в том же ценовом диапазоне. Для “Роснано” проект ДСК “Град” — это экономически выгодный, показательно эффективный вход на строительный рынок», — говорит главный аналитик корпорации «Роснано» Григорий Шестаков.

Отличительные черты завода ГК «Мортон»: 3D-проектирование, автоматизация и роботизация dom2.jpg

Еще один из резонов участия «Роснано» в проекте состоит в том, что «Град» рассматривается как старт большого сетевого проекта. «Для нас это — кластерный проект в сфере стройиндустрии. Идея такова: ядром кластера является современный ДСК, а вокруг размещаются наши предприятия, производящие инновационную продукцию.

Идею тиражирования таких кластеров по стране поддержал, в частности, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень», — говорит Григорий Шестаков. В Нарофоминске кластер еще не сформирован. Пока точно известно, что туда переедет только производство композитного профиля. Остальные поставщики и так находятся в столичном регионе, недалеко от завода. При формировании новых кластеров в городах-миллионниках высокая локализация производства инновационных комплектующих домов будет закладываться изначально.

Какие же инновационные решения реализуются в «Граде» уже сегодня? Первое: окна. Используются стекла с энергосберегающим покрытием компании «СП-Гласс». Такие стекла до 70% уменьшают потери тепла зимой и предохраняют помещение от перегрева летом. Для производства окон используется не ПВХ-профиль, а композитный стеклопластиковый производства компании «Гален».

Этот композит не гниет, не впитывает воду и не токсичен. К тому же он прочнее, экологичнее и дешевле алюминиевого профиля. Второе: «Гален» комплектует производство и другими композитными материалами, в том числе базальтопластиковой арматурой.

По прочности она сравнима с металлической, но медленнее изнашивается и не подвержена коррозии, а также значительно повышает теплоэффективность стен. Третье: используются нанодисперсионные краски, шпаклевки и грунтовки компании «Акрилан». Этот же производитель поставляет на ДСК гиперпластификатор, который увеличивает прочность бетона на 10–15, а его упругость — на 15–20%. В целом инновации не выглядят прорывными, но в возведении массового жилья они практически не используются. При этом еще полдюжины технологий с приставкой «нано-» сейчас проходят испытания, а значит, ДСК «Град» сможет их применить уже в ближайшее время.

Когда речь заходит о внедрении инновационных материалов, возникает два главных вопроса: насколько это дороже аналогов и готов ли потребитель оплатить разницу? В Европе проблема частично снимается благодаря расчету полного жизненного цикла здания и дешевому финансированию. Человек, утепляющий свой дом или устанавливающий ветряк, рассчитывает, что дополнительные инвестиции окупятся в ближайшие годы: он будет меньше платить за тепло или электроэнергию. В России такая модель плохо работает — в частности, из-за слишком дорогих кредитных ресурсов и отсутствия государственных субсидий. В «Граде» нашли другую модель стимулирования к инновациям.

«Нельзя сказать, что использование компонентов с нанотехнологиями сильно увеличивает себестоимость квадратного метра — относительно конкурентов они дороже не более чем на 10–15 процентов. Но для сегмента массового жилья такое удорожание может быть существенным. В случае ДСК «Град» это увеличение себестоимости компенсируется с лихвой за счет эффекта масштаба крупного завода, преимуществ нового оборудования и снижения числа работающих в результате автоматизации. В итоге мы получаем продукт более высокого качества практически при той же себестоимости. Бонусом для потребителя являются высокие показатели здания по энергоэффективности — платежи за ЖКХ могут быть уменьшены на треть», — говорит Георгий Шестаков.

«Суммарно продукция с нанокомпонетами дает увеличение себестоимости не более чем на пять—сем процентов, — уточняет Александр Ковалев. — Энергопотребление нашего оборудования в два раза ниже, чем на существующих ДСК. Автоматизация позволила вдвое уменьшить число работников. В результате мы можем обеспечивать себестоимость строительства крупнопанельного жилья на уровне 28 тысяч рублей за метр». И это весьма конкурентоспособный уровень строительной себестоимости на рынке.

Индустриализация стройки

Как и любой яркий проект, ДСК «Град» вызывает вопросы. Почему из спектра разнообразных технологий была выбрана именно эта? Почему поставили на «крупную панель», тогда как в Западной Европе акцент уже несколько десятилетий назад сделан на переходе к мелкосборному домостроению?

Ответ прост: «панель» хорошо знакома россиянам, тут нет рисков нового продукта, и она отлично подходит под задачу массового строительства в полях. В Европе другой характер строительства, масштабных жилых проектов уже давно нет. При этом важно, что завод «Мортона» — открытая система, перенастраиваемая и на работу по другим технологиям.

Проект квартала, составленного из домов ДСК «Град» dom3.jpg

Можно ли считать вложения «Роснано» в строительство домостроительного комбината стопроцентно соответствующими уставной задаче развивать нанотехнологии? Вряд ли. Однако если другие институты развития государства более чем холодны к развитию стройиндустрии, то для отрасли в целом альянс с «Роснано» весьма удачен.

Учитывая, насколько проблемна сама по себе российская стройка и как мало позитивного в ней происходит, появление ДСК «Град» можно считать прорывом. Тем более что это единственное крупное интегрированное предприятие стройиндустрии, появившееся за последние 30 лет. Главное, ДСК «Град» задает новые стандарты для всей строительной отрасли. Это касается и энергоэффективности, и применения новых технологий, и 3D-проектирования, и автоматизации производства.

Внедрение новых индустриальных методов строительства дает шанс поменять и вектор развития российской стройки. Сегодня она во многом базируется на малоквалифицированном труде мигрантов. Индустриальное домостроение в два-три раза сокращает трудозатраты непосредственно на стройплощадке. Стройка, где заняты неквалифицированные рабочие, заменяется монтажом, который осуществляют профессионалы. И это шанс сделать российскую стройку более цивилизованной.

ГК «Мортон» — одна из крупнейших девелоперских компаний России. В 2014 году ввела в эксплуатацию 1,03 млн кв. м жилья. Объем выручки по итогам 2014 года вырос на 17% и составил 60 млрд рублей. Портфель проектов ГК «Мортон» на начало 2015 года превысил 7,6 млн кв. м жилья, всего у компании 38 объектов.

Источник: expert.ru

Бетон и железобетон в индустриальном строительстве

Бетон и железобетон в индустриальном строительстве

Строительные материалы

В начале XX в., после первой мировой войны, самой острой проблемой, которую предстояло решать архитектуре, было создание массового жилища. Существенно возрос спрос на жилье. Однако строительные материалы стоили дорого, квалификация рабочих была сравнительно низкой. В связи с этим появилось много экспериментальных материалов и новых методов строительства.

Архитекторы должны были решить новую проблему, поставленную жизнью и развитием общества. Надо было выразить и профессиональное отношение к использованию в архитектуре методов машинного производства стандартных элементов. Шли поиски наиболее дешевого материала для массового индустриального строительства. Им стал железобетон. Он был дешевле металла и естественного камня и сравнительно прост в изготовлении.

Архитектурное творчество направляется на использование железобетонных конструкций для массового жилища.

На новый принципиальный уровень эту проблему поставил Ле Корбюзье. Он постоянно стремился к демократизации архитектуры. Целью его поисков был комфорт для простого человека, улучшение условий его жизни и деятельности. Средством для достижения этого служила новая техника в строительном производстве в соединении с пластическими и конструктивными возможностями нового строительного материала — железобетона.

Традиционная несущая стена допускала освещение интерьера главным образом через окна. Это предопределяло планировку зданий. Железобетонный каркас в постройках Ле Корбюзье позволил в большой степени исключить стену, устроить оконные проемы любой формы. Возведение внутреннего несущего каркаса из бетона позволило заменить стены легкими перегородками.

Характер новых архитектурных сооружений этого периода стал прост и лаконичен, в отличие от сложных монументальных зданий прошлого. Отрабатывались типы конструктивных приемов, которые могли быть универсальны при сооружении зданий разного назначения. Настала пора активной разработки стандартов. Она началась с применением в строительстве металла, постепенно все больше сказывалась на освоении железобетона.

В 1923 г. Ле Корбюзье сформулировал революционную для того времени и на многие годы вперед идею о связи серийного домостроения, строительных материалов с развитием архитектуры. Он говорил о том, что «…Тяжелая индустрия должна заняться разработкой и массовым производством типовых элементов дома. Надо повсеместно внедрить дух серийности, серийного домостроения, утвердить понятие дома как промышленного изделия массового производства…» и далее: «Железо и цемент за какие-нибудь пятьдесят лет привели нас к достижениям, свидетельствующим об огромной строительной мощи и о полном пересмотре прежнего архитектурного кодекса». В те годы рождались и утверждались те принципы, материалом для реализации которых становился железобетон.

В 1927 г. в Штутгарте под руководством Мис ван дер Роэ была устроена выставка «Современное жилище». Она имела большое значение для определения отношения к проблеме массового жилища со стороны крупнейших архитекторов того времени. На выставке были продемонстрированы основные прогрессивные идеи применительно к застройке выделенного для этой цели жилого квартала.

Генеральный план застройки был выполнен Мис ван дер Роэ как генеральным проектировщиком выставки, а другие участники предложили свои варианты планировки жилых ячеек. В этой выставке участвовали известный немецкий архитектор П. Беренс, Ле Корбюзье вместе с П. Жаннере, В. Гропиус, П. Ауд и другие. Все они представили свои соображения по вопросам новой архитектуры, в частности В. Гропиус показал тогда первый дом из сборных элементов.

Работа над проектированием жилого квартала по теме выставки выявила основные направления развития новой архитектуры. Создавались решения, из которых позднее родилась идея унификации строительных элементов как основы планировочных приемов, присущих массовому индустриальному строительству.

Читайте также:  Исполнительная рабочая документация в строительстве

Массовое строительство

Идея массового жилища захватила умы ведущих архитекторов. В. Гропиус писал о необходимости подготовки архитекторов к взаимодействию со строительной промышленностью и активному участию в разработке и проектировании всех элементов строительства. Он подчеркивал необходимость научиться делать прекрасные сооружения из промышленной продукции и важность непосредственного участия архитектора в индустриальном строительном производстве.

В. Гропиус осуществил в своих проектах опыт стандартизации, создав образец постройки типового дома для массового применения. Она была рассчитана на короткий срок строительства и предполагала сборку сухим способом из заранее изготовленных деталей.

Наиболее интересными экспонатами выставки были признаны три дома Ле Корбюзье. Один одиночный и два спаренных. Это были прообразы многоэтажного дома. Их конструкции развивали метод использования железобетонного каркаса. Основу домов составляли железобетонные и стальные колонны.

В одном из четырехэтажных домов круглые колонны нижнего этажа становились квадратными в верхних этажах, где они несли балки и блоки стен из легкого бетона. Стены нижнего этажа были железобетонными.

Экспонаты Штутгартской выставки обнаружили большой интерес прогрессивных архитекторов мира к вопросам массового жилищного строительства. Идея перехода к сборному строительству обсуждалась и теоретически обосновывалась.

Отмечалась необходимость машинного производства строительных деталей, что смогло бы обеспечить однородность качества строительной продукции для широкого потребления.

В. Гропиус писал об индустрии жилища, об изготовлении методом массового производства готовых жилищ, которые будут не возводиться на строительной площадке, а изготавливаться на специальных предприятиях в виде составных частей или комплектов, подлежащих сборке. Кроме того, он подчеркивал, что для такого строительства необходима мощная финансовая база и в условиях частного предпринимательства такой метод не может быть осуществлен. Он отмечал также, что стандартизация частей не ограничивает многообразия индивидуального выбора, а повторение отдельных частей и идентичных материалов будет иметь ритмичное и успокаивающее воздействие.

Практика последующих лет подтвердила, что новое социальное направление в архитектуре, связанное с массовым жилищным и гражданским строительством, характерно для социалистического общества. Об этом свидетельствует опыт нашей страны.

Уже на ранних этапах становления отечественной архитектуры разрабатываются решения наиболее рациональных схем массового жилья. Учитывается его выразительность с градостроительной точки зрения. В этом плане представляет интерес проект параболического дома архит. А. В. Бунина.

Одним из значительных, осуществленных по новым принципам проектов жилых домов был выстроенный в 1928—1930 гг. по проекту архитекторов М. Гинзбурга и И. Милиниса дом на б. Новинском бульваре в Москве. Конструктивную основу составлял железобетонный каркас. Преимущественно ленточные окна и четкие горизонтальные членения стен характерны для архитектуры дома. Глухие торцевые фасады с выразительной пластикой балконов, типичной для монолитного бетона, подчеркивали использование в этом здании нового по тем временам материала в новой художественной форме.

Железобетон как новый материал активно включается советскими архитекторами в арсенал средств решения проблемы массового жилища. В 1937 г. на Первом всесоюзном съезде советских архитекторов говорилось, что советские архитекторы должны быть проводниками передовой индустриальной техники во всех звеньях строительства. Подчеркивалось, что для улучшения качества массового жилищного строительства в СССР необходимо все его перевести на типовые проекты и стандарты. Союз архитекторов считал важнейшей задачей архитекторов всемерно содействовать индустриализации жилищного строительства.

Решение проблем массового жилищного строительства в нашей стране сопровождалось совершенствованием технологии производства железобетона как материала, за годы становления и развития советской архитектуры ставшего основным в индустриальном строительстве. Применение бетона и железобетона у нас было неразрывно связано с развитием индустриальных методов, посредством которых осуществляется полносборное строительство. Простота и экономичность определяли подход к конструированию и отделке зданий из бетона и железобетона. Всестороннее изучение декоративных качеств бетона и железобетона происходило наряду с освоением крупносборного строительства.

Первые крупноблочные здания, выстроенные в Москве в 1927 г., имели готовую офактуренную поверхность стеновых элементов. Это был первый шаг к изготовлению железобетонных изделий с полной заводской отделкой. Для выявления декоративных свойств железобетонных элементов наружных стен использовались разные виды шероховатых фактур, рельефы, а также способы отделки, скопированные с тех, что применялись для естественного камня. Такие дома можно видеть в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове.

Объем капитального строительства из бетона и железобетона постоянно возрастает и почти половина его приходится на крупнопанельное домостроение.

Массовое строительство из продукции индустриального производства ведется повсеместно. Однако до сих пор еще трудно всесторонне оценить его значение. Критерий оценки подобного рода архитектуры отрабатывается. От выразительности рядовых железобетонных изделий зависит не только художественное качество отдельных зданий, но и те признаки, которые они приобретают в комплексах.

Удачно найденный для одного дома архитектурный прием не определяет достоинств застройки группы таких домов. Типовая жилая ячейка с однообразной конструктивной структурой предназначена для определенного функционального процесса. Это создает особые сложности в решении композиции больших комплексов.

Выходом из этого положения может стать более широкое использование тех эстетических свойств, которые присущи железобетону — преобладающему строительному материалу. Он имеет однородность технологии приготовления изделий в соединении с разнообразием возможных конструкций и декоративных свойств поверхности.

На ранних стадиях производства стандартной продукции для массового жилья основным архитектурным средством становится художественная обработка железобетонных панелей. При любых технологических способах производства опробованы разные виды шероховатых фактур. Рядом вариантов представлены разнотипные рельефы геометрического характера. Имеется опыт в нанесении декоративных слоев из каменной и стеклянной крошки, мелких керамических плиток, цветного песка и пр.

Эти виды отделок основаны на свойствах бетона принимать в пластичном состоянии форму фигурной матрицы или удерживать ту или иную облицовку. В практике заводского изготовления крупных панелей есть попытки изменения состава компонентов бетонной смеси для увеличения декоративности готовой поверхности. Были испытаны варианты механической отделки затвердевшей поверхности для удаления цементной пленки или машинной нарезки линейного рельефа.

Новые формы

Эти способы довольно многочисленны. Однако они не используются архитекторами в полной мере. Имеющийся опыт позволяет обеспечить осуществление разнообразных вариантов архитектурных решений на основе декорирования плоскостей, составляющих фасады зданий и сооружений.

Больше всего распространена обработка с помощью присыпок незатвердевшего бетона или обнажения структуры бетонной смеси. К фактурам аналогичного типа относятся и разновидности мелких рельефов в виде борозд, полученных поверхностной обработкой еще не совсем застывшей бетонной массы или при формовании на рельефных матрицах. Такая отделка повышает декоративную выразительность стенового материала без учета особенностей зрительного восприятия единичной формы или группы одинаковых форм.

Контрастная фактурная обработка некоторых панелей или их участков позволяет избавиться от однообразия нерасчлененных типовых прямоугольных объемов. Такой способ при тех же геометрических параметрах объемов зрительно членит их. Одинаковая степень шероховатости при контрастном цвете фактур равносильна введению цвета в решение объемов, но более долговечна и органична, поскольку принадлежит самому конструктивному материалу. Таким образом, возникла отделка контрастными или нюансными сочетаниями фактур, напоминающими шахматную доску, из декоративного щебня по поверхности панелей одной конструкции. Этот тип фактурной обработки представляет интерес как средство художественной отделки панелей.

По существу, новым приемом, связанным с художественной выразительностью современных жилых зданий, стала поверхностная обработка глухих панелей, отличающаяся от рядовых, имеющих проемы. Глухие панели встречаются не только в торцах зданий, но и в цоколях, деталях ограждений балконов и лоджий и панелях входных частей зданий. Отделка поверхности таких элементов определяет впечатление от объема в целом.

Цветные фактуры, их сочетание, рельефы плоскостного типа могут использоваться для введения нового масштаба в сооружение вне зависимости от соотношений его конструктивных членений. Такие виды отделки обогащают упрощенные объемно-пространственные решения.

Одним из удачных решений ансамбля, соединивших плоскостные приемы отделки соседних зданий в единое архитектурное целое, является район Мустамяе в Таллине. Еще в начале 60-х годов, архитекторы применяли цветную фактуру на торцевых панелях домов, выходящих в сторону транспортной магистрали, и получили при этом яркие композиционные пятна, контрастно оттеняющие светло-серую фактуру рядовых панелей.

Более активный прием был использован через несколько лет при застройке района Жирмунай в Вильнюсе. Он был основан на выделении рельефными панелями лестничных клеток в девятиэтажных домах. Простой, глубокий, крупномасштабный рельеф подчинил себе монотонную тему мелкоклеточного построения многоквартирного дома. Бетонные рельефные решетки, объединяя балконы соседних секций, укрупнили метрический строй прямоугольных объемов, придали им композиционную напряженность. Рельефная плоскость, введенная в объемы, придала им новое пластическое качество.

Дальнейшим развитием этого композиционного приема является использование плоских железобетонных решеток в застройке новых кварталов района Лаздинай в Вильнюсе. На первых зданиях такие решетки равномерно декорировали отдельные объемы. В новом районе застройки последующих лет они расположены на зданиях с неравномерным смещением.

Это придает динамичную направленность группе зданий. Архитекторами здесь осваиваются приемы, связанные с особой выразительностью ансамблей значительной протяженности, выстроенных из деталей заводского изготовления. Каждый дом со своими деталями становится частью художественной композиции из группы домов, составляющих единый ансамбль. Найден особый прием решения совокупности объектов массового индустриального строительства из железобетона.

Средствами фактурной обработки поверхности можно изменить зрительное впечатление от реально существующей архитектурной формы. Не только рельефом, но и другими, более элементарными способами фактурной обработки можно придать статичной форме определенную динамичность. Контуры объема могут быть подчеркнуты контрастной по отношению к рядовым панелям фактурной обработкой граней пересекающихся плоскостей.

Впечатление от объема часто ассоциируется с понятием «легкий» и «тяжелый». Эти представления могут быть усилены сочетанием разных фактур панелей, составляющих сооружение. Например, более грубая фактура панелей в верхних этажах усилит впечатление тяжести всего объема. Грубая же фактура нижних плоскостей такого же объема подчеркивает привычную последовательность перехода от тяжелого к легкому. Контрастная фактурная обработка элементов цоколя, лестничных клеток, балконных ограждений выделяет их в общем архитектурном решении по принципам, сложившимся в традиционной архитектуре из камня и кирпича.

Пластичность бетона при формовании позволяет использовать традиции национального орнамента в обработке поверхности элементов индустриального массового строительства. Типичные плоскостные узоры переходят в новый материал, в другие соразмерности, в новый пластический декор. Особенно ярко это проявилось в строительстве современных жилых зданий Алма-Аты, Ташкента и других южных городов. Здесь плоскостной декор был издавна спутником архитектуры. Плоский рельеф и фактурная обработка, являясь продолжением национальных традиций, позволяют придать индивидуальный оттенок изделиям массового индустриального строительства.

Эксперименты, выявляющие декоративные особенности поверхности железобетонных изделий, развиваются, распространяясь от приемов, связанных с отдельным домом, до способов повышения выразительности комплексов.

Новая эстетика объемно-пространственных групп жилых образований создается путем комбинаций стандартных элементов при варьировании декоративной отделки их поверхности.

Как правило, вопрос эстетической выразительности конструктивного материала сложен. Это особенно важно при массовом производстве железобетонных изделий. Происходит совершенствование самих конструкций. Уменьшаются размеры сечений, повышаются нагрузки, ими воспринимаемые.

Читайте также:  Подготовка всех документов для строительства

Разрабатываются элементы с такими параметрами, которые позволяют более универсально использовать их для сооружений разных назначений. Одновременно решается вопрос получения максимальной декоративной выразительности рисунка и поверхностной обработки строительных деталей. Кроме того, необходимо добиться наибольшего числа пластических вариаций для образования форм объемов при наименьшем количестве исходных элементов.

Экономика требует, чтобы строительство велось из ограниченного сортамента изделий. Массовое производство может иметь невысокую стоимость и приемлемую трудоемкость изготовления стандартных изделий при ограниченном числе типоразмеров. Однако создание разнообразных выразительных по пластике форм зданий из ограниченного набора стандартных изделий — задача чрезвычайно трудная.

Другим весьма прогрессивным-по идее опытом создания открытых пространственных систем из стандартных бетонных элементов для жилища был экспонат Всемирной выставки 1967 г. в Монреале. Композиция, получившая название «Хабитат», была выстроена по проекту канадского архитектора М. Сафди. Объем составлялся из стандартных однотипных по форме объемных элементов, сгруппированных в виде живописной и сложной открытой пространственной структуры. Каждый из элементов был одновременно и жилой ячейкой, и опорой для террасы стоящего выше блока.

Кусты блоков соединялись между собой галереями. В результате образовалась нестандартная объемная форма, в которой каждая единица имела некую внутреннюю автономию. Поворот каждого единичного объема изолировал его от соседних. В этом сооружении стандартные бетонные блоки сочетались таким образом, что в различных пространственных разворотах они выглядели по-разному. Такой прием архитектурной композиции не связан с традиционным вертикальным и горизонтальным расчленением объема.

К недостаткам этого сооружения относят необходимость индивидуальной корректировки каждой ячейки» Несмотря на это, опыт ценен проверкой принципа получения неординарной композиции из простейших элементов.

Принципы создания живописных пространственных систем из однотипных объемных элементов были разработаны К. Малевичем. Это проекты супрематических архитектурных композиций, относящиеся к 1917—1923 гг. Разнообъемные простейшие параллелепипеды составлялись им в динамические комбинации. Взаиморасположение этих форм, их повороты под прямым углом, а также контрасты их размеров были главным средством получения новых пространственных построений.

Выразительность, основанная на динамической направленности сочетаний элементарных фигур, — принципиально новый прием построения объемной композиции. Он открывает путь перехода на новую ступень художественного творчества, имеющего в основе бесконечные структурные комбинации простейших объемных форм.

Отличительным признаком развития современной архитектуры является то, что она создается на базе высокого качества и большого количества строительных изделий при невиданных темпах строительства. При этом бетон и железобетон наиболее широко используемые материалы. Их преимущество состоит в том, что пластические свойства бетонной массы одновременно проявляются и в форме конструкций, в своеобразной декоративности поверхности и в организации новых структурных построений.

Художественная выразительность объема складывается при соединении идеально точно изготовленных стандартных элементов свободной пластической формы, специфичной для бетона. Их повторяемость дает качественно новую характеристику эстетическому своеобразию современной архитектуры.

В ансамбле Новый Кретей в Париже можно видеть, что вносит усложнение типового железобетонного элемента в выявление объемной формы. Балконы из тонких криволинейных железобетонных скорлуп придают динамичную скульптурность зданию. Форма балконов похожа на корму парохода. Их скульптурная пластика сочетается с относительной конструктивной тонкостью.

Это явно видно в местах соединения элементов, образующих балконное ограждение. Оно переходит в относительно узкий похожий на стебель импост, от которого отходят скорлупы. Форма скорлуп приобретает новое качество при множественном повторении в группе зданий.

Новый Кретей в Париже

Новый Кретей в Париже

Их скульптурные массивы подобны фантастическим кораблям. Сходство это усиливается скруглением контура плоских кровель. Интересно введение в эту пространственную композицию здания с меньшим числом этажей, но с такими же балконными элементами. Законченность ансамблю придает рельеф местности, который оставлен в первозданном состоянии. Зеленые газоны, подходящие к домам, органично переходят в архитектурный объем.

Границу этой своеобразной по архитектуре группы образует протяженный криволинейный фронт восьмиэтажного жилого блока с метрическими рядами железобетонных перегородок между лоджиями. Железобетонные элементы этого блока не повторяют по рисунку те, что в отдельно стоящих домах. Однако есть в них общее. Оно состоит в особенностях пластики бетонных конструкций. Если в точечных домах присутствует сложная скульптурность форм, то в протяженном корпусе рисунок бетонных деталей проще и курватура самого корпуса компенсирует его пластическую выразительность.

Стержневой бетонный элемент, на который нанизаны балконные оболочки, раскрыт вверх. Плоская бетонная стенка — контрфорс зрительно подхватывает вертикаль межквартирных перегородок и служит опорой глухого ленточного ограждения второго и третьего этажей и расширяется книзу. Этим подчеркиваются два тектонических приема, используемых в зависимости от роли здания в композиции ансамбля.

Поверхность бетона в лепестковых балконах — гладкая. Их форма очень выразительна. В протяженном жилом корпусе выявлена шероховатая фактура плоских бетонных элементов. Усложненная конструктивная форма не нуждается в особой выразительности фактурной обработки. Плоская поверхность, напротив, ею обогащается.

Возникает некоторая мера во взаимоотношении степени сложности формы железобетонного элемента и степени декорирования его поверхности, которая достигается вскрытием структуры конструктивного материала, фактурная обработка элемента более сложной формы уже не имеет того значения, которое порой определяет художественные качества плоских панелей.

Артбетон

В последние десятилетия возникло новое направление, связанное с использованием эстетических свойств бетона для массового индустриального строительства. Оно наиболее четко проявилось и сформировалось в США и Франции под названием «артбетон». Смысл его заключается в том, что прорисовка форм стеновых элементов или прочих открытых конструктивных деталей из бетона и их фактурная обработка выполняются с особой тщательностью.

Артбетон

Материал, имеющий в основе технологию приготовления обычного бетона, приобретая отточенность формы и выразительность ее поверхности, становится артистичным и представляет самостоятельную художественную ценность. Номенклатура не должна при этом превышать десяти типоразмеров. В противном случае фирма-изготовитель не берется за поставку строительных деталей из железобетона.

Артбетон утверждает преимущества заводского производства железобетонных изделий для массового индустриального строительства. Изготовление элементов любой формы не составляет особых трудностей. Технология производства перестала быть тем препятствием, которым она была на ранних этапах развития заводского домостроения.

Диапазон художественных признаков артбетона включает форму, цвет и фактурную обработку элементов. Эти признаки закладываются при изготовлении строительных элементов. Устанавливаются параметры составляющих артбетона. В первую очередь выбирается цемент — белый или серый. Учитывается другой, важный по воздействию на декоративность поверхности компонент — инертный материал в виде мелкого гравия, мраморной, гранитной, известняковой крошки или каких-либо иных пород с разной крупностью зерен.

Виды отделок поверхностей изделий из артбетона разнообразны: здесь и покрытия из мелкой керамики разных цветов, из стекломозаики, фактуры гладкие или с отпечатками текстуры, имеющейся . на поверхности форм. Технология получения фактур включает отмывку водой с легким обнажением заполнителя, протравление кислотой, пескоструйную обработку, шлифовку или о.т-чистку металлическими щетками.

Однако не только отделка определяет художественное качество артбетона, но и то, что элементы можно собирать в разных вариантах.

Выбор формы элемента для зданий массового индустриального изготовления в артбетоне определяется s зависимости от характера общего конструктивного и художественного решения и назначения в нем отдельных элементов. Условия эксплуатации зданий, атмосферные воздействия также учитываются при выборе формы элементов. Принимается вариант, наилучшим образом приспособленный к удалению с него возможных загрязнений. Предусматривается поведение поверхности формы в процессе естественного старения железобетона, поэтому особенностью творческой работы с артбетоном становится непременное сотрудничество архитектора с технологом и инженером. Этим обеспечивается условие, чтобы форма отдельных элементов и всего сооружения, собранного из них, удовлетворяла одновременно художественным, техническим и экономическим требованиям.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что на ближайшую перспективу артбетон станет тем средством создания выразительности новой архитектуры, которое соединит в себе достижения техники, наилучший экономический и художественный эффект. В таком соединении могут гармонично сочетаться те достоинства архитектуры, которые до сих пор считались несовместимыми даже в лучших произведениях зодчества.

Артбетон является результатом соединения совершенной технологии производства с пластическими свойствами исходного материала — бетонной массы. Поиск решения выразительных форм идет по пути, подсказанному конструктивными ритмами. В этом отличие от традиционного использования пластических свойств бетона. Структурность и пластичность, повторяемость при индивидуальной выразительности единицы—основные черты артбетона, ценные для реализации новых композиционных закономерностей массового индустриального строительства.

Грандиозные объемы массового индустриального строительства из бетона и железобетона выдвигают новые художественные задачи. Декоративно-художественная оценка архитектуры в этом случае строится не столько на достоинствах отдельного здания, сколько на их совокупности. Уже не отдельный типовой элемент, а в целом дом становится той первичной композиционной единицей, из которой возникает новый масштаб объемно-пространственного решения.

Однако при новых масштабах строительства чистота каждого составляющего элемента, которым в этом случае становится дом целиком, приобретает особое значение. С него начинается и им кончается целостное восприятие всего ансамбля. Архитектурная проработка железобетонных крупнопанельных зданий важна с нескольких позиций. Наиболее существенные из них — соразмерность деталей, непосредственно воспринимаемых зрителем с его индивидуальным, человеческим масштабом, и соразмерность объема в целом с градостроительным масштабом.

Размеры крупных элементов в свою очередь определяются параметрами, связанными с оптимальной грузоподъемностью машин и механизмов завода-изго-товителя, условиями монтажа, функциональным назначением изготовляемой формы. Современные технологические возможности производства стимулируют создание крупноразмерных строительных элементов, необычных с точки зрения привычных масштабных соразмерностей архитектурных деталей и целого. Возникающий психологический разрыв должен быть учтен и компенсирован архитектором.

Технология строительного производства и способов изготовления конструкций из бетона и железобетона постоянно совершенствуется и развивается. Это особенно видно на сооружениях, относящихся к массовому индустриальному строительству. Однако композиционные возможности в этом случае сравнительно ограничены. В противовес этому в индивидуальных объектах складывается ряд различных оригинальных приемов возведения зданий, которые могут быть использованы как средство выявления художественных особенностей архитектуры массового назначения.

Учет и неучет особенностей железобетонных элементов, определяемый условиями их изготовления, может содействовать или тормозить воплощение эстетических принципов современной архитектуры. Достаточно ясно то, что каждый из способов заводского изготовления форм имеет свои «разрешающие возможности» для выявления их специфических художественных признаков. Это в свою очередь определяет достоинства конкретных архитектурных сооружений и их комплексов.

Отечественная и зарубежная архитектурно-строительная практика массового строительства имеет достаточно приемов построения архитектурных форм при сборном, сборно-монолитном и монолитном способах производства. Сборные изделия из железобетона изготовляются в заводских условиях полностью и на месте строительства только собираются. При этом характеристика художественного решения связана с формой, размером и декоративной обработкой сборных элементов. Размеры сборных железобетонных элементов предопределяются возможностями технологии строительного производства ,транспорта и монтажа.

С точки зрения композиции архитектурных форм более мелкие стандартные элементы, в частности мелкие и крупные бетонные блоки, не влияют на создание принципиально новых по тектонике построений. В них реализуются те же строительные и композиционные возможности, что и в традиционных материалах. Железобетонные панели по сути стали переходным этапом по пути к новым образным решениям, связанным с развитием сборного строительства. Однако до сих пор они часто используются для построений, по тектонике похожих на каменные и кирпичные сооружения, а по существу обладающих новыми конструктивными принципами.

Источник: delovoy-kvartal.ru

Рейтинг
Загрузка ...