Планирование является одной из основных функций управления предприятием.
В технико-экономических планах отражаются мероприятия по расширению производства и повышению его технического уровня, обновлению и росту качества продукции, наиболее полному использованию научно-технических достижений и т.п.
Целями планирования являются: оптимизация распределения объемов работ по отдельным видам продукции, лесопунктам, участкам; распределение сортиментной программы; оптимальное использование лесосечного фонда; обеспечение максимальной загрузки и производительности основного оборудования, снижение издержек на производство и реализацию продукции.
В процессе эксплуатации производственное оборудование подвергается физическому износу, скорость и уровень которого зависит от своевременности проведения технического обслуживания и ремонта. Для продления сроков службы оборудования, обеспечения надежности в эксплуатации применяется система планово-предупредительных ремонтов, для чего необходимо планировать количество технических обслуживании и ремонтов, трудозатраты на их проведение, расход запасных частей и фонда заработной платы ремонтных рабочих.
КТГ
Таким образом, планирование на предприятии должно охватывать все стороны его деятельности: производство продукции, ремонт основных фондов, приобретение материалов, топлива, энергии, реализацию готовой продукции и т.п. Следовательно, планирование на предприятии является залогом его успешной деятельности, что вызывает необходимость изучения форм и методов его осуществления.
Целью данного курсового проекта является изучение способов планирования различных показателей деятельности лесозаготовительного предприятия.
Объектом является лесозаготовительные процессы (рубка, трелёвка, раскряжевка).
Задачи курсового проекта является расчёт плановых показателей деятельности лесозаготовительного предприятия по всем стадиям лесозаготовительного процесса: расчёт коэффициента технической готовности; определение списочного количества машин; исчисление затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт и т.д.
Предмет работы — расчёт плановых показателей по всем видам машин и оборудования используемых в лесозаготовках.
Расчёт коэффициента технической готовности
Расчёт коэффициента технической готовности оборудования
Техническая готовность каждого вида лесозаготовительного оборудования характеризуется коэффициентом, который определяется на плановый период как отношение машино-дней нахождения машин в исправном состоянии к машино-дням нахождения их в хозяйстве. На конкретный момент времени такой коэффициент может быть получен делением количества машин в исправном состоянии на общее их наличие по списку.
Величина коэффициента технической готовности (Kт.г) рассчитывается для каждого вида (марки) машины, оборудования.
В основу расчетов положены нормативы периодичности и продолжительности простоев при выполнении ремонтного обслуживания в соответствии с действующим в отрасли «Положением о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования» [4].
Что такое КТГ плода? Расшифровка КТГ / Виктория Матвиенко
Метод расчета значений коэффициента технической готовности (Kт.г) основан на том, что на протяжении всего срока службы машина нуждается в техническом обслуживании и ремонте, проведение которых чередуются с временем работы оборудования; в итоге его пребывание на предприятии подразделяется на циклы.
Под межремонтным циклом понимается промежуток времени между двумя капитальными ремонтами или от начала эксплуатации до первого капитального ремонта. Время цикла (Тц) находится по формуле:
где Тц — продолжительность межремонтного цикла, в календарных днях;
Т1 — дни нахождения машин в исправном состоянии, в календарных днях;
Т2 — дни нахождения машин в неисправном состоянии, в календарных днях.
Определив составляющие цикла, легко можно найти значения коэффициента технической готовности (Kт.г):
Т1 и Т2 находятся на основании нормативов в зависимости от типа машин.
Для лесосечного оборудования:
где Пт — периодичность выполнения капитального ремонта, мото-час;
Кпер — коэффициент перевода из мото-часов в машино-часы (Кпер = 1,18 для агрегатных машин, 1,54 — для трелевочных тракторов ТТ-4 и ТДТ-55);
К1 — коэффициент превышения календарных дней над рабочими (на основных и вспомогательных работах),
tсм — продолжительность смены, 7 часов; Ксм — коэффициент сменности.
Для лесовозного парка:
где Па — расстояние от начала ввода до первого капитального ремонта, км;
Всм — сменный пробег, км:
где 2 lср — двойное среднее расстояние вывозки от верхнего до нижнего склада, км;
q — рейсовая нагрузка, м 3 /рейс;
К0 — коэффициент нулевого пробега:
где l0 — расстояние нулевого пробега (от гаража до трассы), км;
Нсм — сменная норма выработки, м 3 :
где Тсм — продолжительность рабочей смены, мин;
ТПЗ — время на подготовительно-заключительную работу и обслуживание рабочего места на смену, мин;
ТОТЛ — время на личные потребности и медицинский осмотр на смену, мин;
t0 — время нулевого пробега 1 км в обоих направлениях, мин;
К — коэффициент, учитывающий влияние расстояния вывозки на время пробега (более 40 км );
Т1 — время пробега 1 км в обоих направлениях, мин;
Т2 — время пребывания автопоезда под погрузкой и выгрузкой на рейс, мин.
Для нижнескладского оборудования:
где ПН — время от начала ввода в эксплуатацию до первого капитального ремонта, машино-часы.
Т2 — время нахождения машин в ремонте.
где ТКР — время капитального ремонта, дни; ТТР — время текущего ремонта, рабочие дни; ТСО — время сезонного обслуживания, рабочие дни; ТТО — время текущего обслуживания, рабочие дни. Для лесосечного оборудования:
где — продолжительность смены ремонтной службы, 7 часов;
— коэффициент сменности в ремонтной службе.
Для лесовозного парка:
Для нижнескладского оборудования:
где ПТО-3 — периодичность выполнения ТО-3;
НТО-3 — часы на одном обслуживании.
где ПТО-2 — периодичность выполнения ТО-2;
НТО-2 — часы на одном обслуживании.
где ПТО-1 — периодичность выполнения ТО-1;
НТО-1 — часы на одном обслуживании.
где 183 — полгода;
НСО — часы на одном обслуживании.
А) Расчет коэффициента технической готовности для самоходной сучкорезной машины ТТ-4:
Тц = 1584 + 175 = 1759 [кал. дней];
Kт.г = 1584/1759 = 0,90.
Б) Расчет коэффициента технической готовности для челюстного погрузчика ПЛ-1:
Тц = 700 + 110 = 810 [кал. дней];
Kт.г = 700 / 810 = 0,864.
Г) Расчет коэффициента технической готовности для лесовозного тягача МАЗ-509А:
Тц = 859,34 + 137,56 = 996,9? 997 [кал. дней];
Kт.г = 859,34/996,9 = 0,862.
Д) Расчет коэффициента технической готовности для раскряжевочной установки ЛО-15С:
Тц = 889+ 271 = 1160 [кал. дней];
Kт.г = 889/1160 = 0,766.
Проектирование режимов работы лесосечных машин
Для установления оптимальных режимов работы лесосечных машин проведено исследование зависимости коэффициента технической готовности (Ктг) трелёвочного трактора ЛП-18А от коэффициента сменности на трелёвке хлыстов.
Кт.г=607/ (150+607) =0,80
Кт.г=455/ (150+455) =0,75
Кт.г=364/ (150+364) =0,71
На основании полученных расчётов построим график зависимости коэффициента технической готовности (Ктг) трелёвочного трактора ЛП-18А от коэффициента сменности на трелёвке хлыстов.
График зависимости коэффициента технической готовности (Ктг) трелёвочного трактора ЛП-18А от коэффициента сменности на трелёвке хлыстов
По результатам исследования построен график зависимости коэффициента технической готовности трактора ЛП-18А от использования на операции трелёвки различных по интенсивности режимов работы. По результатам проведённого исследования можно сделать вывод, что при использовании на трелёвке интенсивных режимов работы возрастает износ трелёвочных тракторов, что влечёт за собой снижение коэффициента технической готовности и увеличение затрат на технологическое обслуживание и текущий ремонт.
Источник: studbooks.net
Коэффициент использования автомобилей
Для эффективной и бесперебойной работы автотранспортного предприятия с постоянно растущей рентабельностью, необходимо учитывать и анализировать статистические аналитические расчеты деятельности. Полученные данные отображают рациональность использования транспорта и правильность организации процесса.
ЧТО ТАКОЕ КОЭФФИЦИЕНТ ВЫХОДА НА ЛИНИЮ
Для характеристики частоты использования подвижного состава используется коэффициент степени эксплуатации (КВЛ). Для определения показателя, необходимы данные: сколько смен автомобиль выходил в рейсы и общее количество рабочих смен предприятия за определенный временной промежуток. То есть он отражает долю ТС, задействованных в перевозках к общему количеству авто в парке с учетом всех рабочих дней за месяц.
Влияет на данный показатель и режим работы предприятия. Ваши автомобили могут выходить на линию, например, только в дневную смену, хотя предприятие работает в круглосуточном режиме. Тогда за 20 дней будет 40 смен, а автомобиль работал только в 20 сменах — значит загружен на 50%.
КАКИЕ ЕСТЬ АНАЛОГИЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
Коэффициент выхода или выпуска транспорта на линию обозначают как КВЛ. Существуют и другие аббревиатуры:
- КТГ – коэффициент технической готовности транспорта, указывающий на сколько была готова техника к эксплуатации;
- КИП – коэффициент использования парка, который показывает, как часто задействовались ТС за рабочий период;
- КСМ – коэффициент сменности: степень эксплуатирования за время.
КАК ИЗМЕРЯТЬ КВЛ
Чтобы получить описываемый коэффициент, нужно знать период за который проводится расчет. Предположим, это 32 суток с участием ТС в течение 220 суток. Для получения нужной цифры нужно разделить первую цифру на вторую.
Важно! Полученное значение должно быть меньше или равно «1», а если оно совпадает с КТГ (коэффициентом технической готовности автопарка), это значит, что данная машина не привлекалась к перевозкам.
Если расчет нужно произвести для парка автомобилей, тогда следует применять следующую формулу:
КВЛ=(А*Др)/(А*Дсп), где А*Др – это количество ТС в автопарке, умноженное на число фактических отработанных смен, а А*Дсп– количество ТС в автопарке, умноженное на плановое количество смен.
КАКУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ВЫГОДУ ПОЛУЧИТ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ РЕГУЛЯРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА
Учет коэффициента выхода ТС в рейс помогает спланировать работу предприятия посезонно. Если организация уже существует, полученные цифры могут определить наиболее необходимые виды ТС, организовать работу в наиболее эффективном и выгодном направлении. Это влияет на количество обслуживающего персонала, который следует держать в штате.
КАК СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТА МОЖЕТ ПОМОЧЬ В ИЗМЕРЕНИИ ЭТОГО КОЭФФИЦИЕНТА
Внедрение системы мониторинга транспорта практически на всех видах транспорта, задействованных в коммерческих перевозках, позволиляет выполнять перевозки более прозрачно и эффективно. Автоматическая регистрация:
- времени включения зажигания;
- выезда за территорию автобазы;
- расчет пройденного расстояния;
- и многие другие регистрируемые события
Позволяют автоматически и с высокой точностью расчитать коэффициент выхода на линию и другие экономически-значимые параметры.
Для оценки возможности использования автотранспортных средств, в качестве критерия применяется коэффициент, учитывающий степень их исправности и готовности к выезду на линию – КТГ.
Этот показатель в технической литературе имеет различные аналоги. В аналитических отчётах применяются критерии использования пробега и грузоподъёмности, загрузки, грузооборота, часов в движении.
Все они, так или иначе, показывают эффективность эксплуатации автомобильного парка. Коренное отличие коэффициента технической готовности в том, что он показывает лишь возможность использования имеющихся транспортных средств. Иными словами, КТГ – это эксплуатационный потенциал автотранспортного предприятия.
Среди прочих критериев наиболее близок к рассматриваемому показателю коэффициент исправности – К исп. Он демонстрирует отношение количества исправного транспорта к списочному составу
Но эти показатели – КТГ и Кисп – нельзя считать идентичными, т. к. первый подразумевает готовность транспортной единицы к немедленному выезду, а второй – всего лишь отсутствие неисправностей. При этом автомобиль может находиться, например, на консервации. Он исправен, но для поездки может быть необходимо провести ряд подготовительных процедур: ввернуть свечи зажигания, снять с подставок, разгружающих подвеску и т. д.
КАК ИЗМЕРЯЕТСЯ КОЭФФИЦИЕНТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
Величина показателя равна отношению количества готовых к выезду автомобилей (Кгот) или другого транспорта к общему, имеющемуся в наличии – списочному количеству (Ксп).
КТГ= Кгот/Ксп.
Он может определяться в конкретный момент времени или же за определённый период – неделя месяц, квартал, год.
Подсчитывается суммированием произведений готовых к выезду автомобилей на число дней в течение которых они были готовы делённому на произведение списочного числа на количество дней.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЫГОДА ОТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КТГ
Регулярный измерение коэффициента технической готовности и сопоставление его значений с временными промежутками исправного состояния и причинами выхода транспорта из строя позволяет прогнозировать и планировать постановку их на обслуживание и ремонт.
Каждая деталь имеет срок службы, который прогнозируется с определённой точностью. Видя статистику поломок каждой единицы автопарка, несложно заранее предвидеть необходимость замены запасных частей и делать это в плановом порядке в периоды наименьшей загруженности.
Плановая постановка на ремонт и ТО исключает срыв рейсов, отмену заказов и, в конечном счёте, снижает финансовые потери.
ВЛИЯНИЕ МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТА НА ИЗМЕРЕНИЯ КТГ
Постоянное отслеживание в автоматическом режиме местонахождения транспортных средств даёт возможность точнее и с меньшими временными затратами рассчитывать коэффициент технической готовности всего автопарка в целом и каждой единицы в отдельности. Есть возможность вести расчёт по группам – крупно-, средне-, малотоннажные, грузоподъёмные и т. д.
Вкупе с анализом причин выхода из строя, рассмотренных выше, автоматический дистанционный мониторинг позволяет эффективнее анализировать, повышать КТГ и экономические показатели предприятия.
Для оценки эффективности эксплуатации машин на производстве применяются разные показатели. Один из них – коэффициент использования машин по времени. Это относительный показатель, говорящий о загрузке оборудования и производственных линий. У него нет общепринятого норматива, однако на предприятии могут быть установлены свои стандарты.
Коэффициент использования машин по времени (КВ) определяет загрузку основных средств – оборудования. Определяется как отношение фактического времени работы к продолжительности смены. Он показывает, соответствует ли план использования машин факту и позволяет оценить, есть ли потери из-за ремонтов и простоев по другим причинам.
Простыми словами: это показатель занятости машин. Он необходим для выявления неэффективного использования имеющихся активов.
Формула
КВ представляет собой отношение времени эксплуатации агрегатов к длине рабочей смены. Формула выглядит следующим образом:
- T Ф.СМ – время фактической работы на протяжении смены;
- TСМ – продолжительность смены.
Показатель рассчитывают за отчетный период, которым может быть день, неделя, месяц, квартал, год. Его составляющие выражаются в машино-часах или машино-сменах. Можно его рассчитывать по отношению к каждой единице техники и в совокупности ко всему технологическому оснащению.
Пример расчета
Коэффициент рассчитывается для каждой единицы техники. Ниже приведен такой пример в табличном виде (скачать в excel).
Таким образом, в течение смен каждого месяца оборудование использовалось разное количество времени. В январе его загрузка составила менее 50%. В феврале были ремонтные работы, и агрегат не использовался вовсе. В марте машину вернули в работу, но за месяц она успела отработать чуть больше половины времени.
Постепенно темпы занятости росли, и к октябрю агрегат стал использоваться на 100%. Среднегодовая загрузка составила 74%.
Нормативы
У каждого оборудования и агрегата, который используется в промышленности, есть некоторый ресурс, этот параметр устанавливается производителем и основан на испытаниях в условиях, приближенных к реальному предприятию. Суммарная продолжительность смен не должна превышать рекомендованного значения. Кроме того, в течение эксплуатационного периода необходимо производить плановый осмотр, испытания и ремонт техники. Простои, связанные с этим и другими причинами, и позволяет учесть КВ.
У КВ нет определенного норматива, в отличие от смежных показателей (коэффициента сменности, технического использования и т. д.). Нормативное значение может установить отдельно взятое предприятие для внутреннего использования.
Толкование значения
По КВ значению можно определить следующее:
- Эффективно ли используются машины и оборудование.
- Насколько часто агрегаты простаивают и не работают на благо предприятия.
- Есть ли проблемы с какими-то определенными машинами.
Совокупный анализ работы производственных мощностей позволяет рассчитать эффективность работы оборудования, выявить убыточные единицы техники, которые требуют списания и/или замены.
Значение показателя может быть только положительным, т. к. время работы отрицательным не бывает.
- Типа машины.
- Сферы ее использования.
- Технологического узла, на котором используется машина.
- Изделий, с которыми работает оборудование.
- Состояние агрегатов (новые, восстановленные, после капитального ремонта, списанные и др.).
- Величины технологической линии.
- Загруженности производства.
- Многофункциональности машины (возможности переключиться с одной функции на другую).
Машины работают в полсилы
Машины основную часть смены задействованы
Почти нет простоев в течение смены
Машины задействованы в течение всей смены
Оборудование работает сверхурочно
Простои более 50% смены
Оборудование периодически находится в ремонте
Производство работает эффективно
Оборудование не нуждается в ремонте, оно в хорошем состоянии
Произведен неверный расчет времени эксплуатации
Слишком часто машины не используются
Бережная эксплуатация оборудования
Простоев нет, есть переработки
Если коэффициент слишком низкий (например, менее 0,5), значит, оборудование используется слишком неэффективно. Это серьезный повод задуматься и начать принимать меры в зависимости от причин такого явления. Если машины простаивают из-за отсутствия работы (нет заказов, склады заполнены продукцией, отсутствие каналов продаж), необходимо стимулировать сбыт продукции, повышать интерес с помощью маркетинговых мероприятий, привлекательных цен и т. д. При низком значении коэффициента на фоне постоянного ремонта оборудования необходимо уделить внимание состоянию агрегатов, провести переоснащение производства, списать и перестать использовать неэффективные инструменты.
Если оборудование используется с номинальными простоями или без них (коэффициент близок или равен 0), значит, или на предприятии находятся только новые машины, или используемые агрегаты не бывают в ремонте (не тратится время на пуско-наладочные работы, диагностику неисправностей и т. д.). Игнорирование необходимости обслуживания может дорого стоить предприятию: у каждой машины есть свой ресурс, который вырабатывается со временем и зависит от качества сборки, нагрузки, следования инструкциям и рекомендациям. Своевременная проверка состояния машины позволит вовремя выявить возможные проблемы и исправить их, не допуская аварийной ситуации.
Категория: Техническое обслуживание автомобилей
Публикация: Основные показатели работы грузовых автомобилей
Читать далее:
Основные показатели работы грузовых автомобилей
Работу автотранспортного предприятия в целом и каждого автомобиля в отдельности оценивают на основании показателей, характеризующих техническое состояние подвижного состава, организацию транспортного процесса и рациональность использования подвижного состава.
Такими показателями являются: коэффициент технической готовности, коэффициент использования парка, продолжительность работы автомобиля на линии, техническая и эксплуатационная скорости движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности (пас-сажировместимости), объем перевозок.
Показателем, характеризующим готовность подвижного состава выполнять перевозочный процесс, является коэффициент технической готовности подвижного состава ат.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Он определяется отношением числа технически исправных автомобилей к их списочному числу данного АТП. Если в АТП списочное число автомобилей на сегодняшний день равно 500, а технически исправных на сегодня автомобилей 420, то коэффициент технической готовности парка автомобилей на данное число ат = 420/500 = 0,84.
Коэффициент технической готовности зависит от организации и качества выполнения технического обслуживания и ремонта автомобиля, иными словами, является обобщенным показателем работы производственно-технической службы АТП и характеризует уровень технического состояния подвижного состава данного предприятия.
Повышение коэффициента технической готовности в значительной мере зависит от водителя, его профессионального мастерства. Умелое вождение автомобиля, соблюдение правил технической эксплуатации, своевременное обнаружение и устранение неисправностей—вот те факторы, которыми водитель может влиять на повышение этого коэффициента.
Степень использования подвижного состава в транспортном процессе характеризуется коэффициентом использования парка, который определяется отношением числа отработанных автомобиле-дней к числу календарных автомобиле-дней пребывания их в АТП. Если в АТП каждый автомобиль отработал на линии в среднем по 260 дней в году, то коэффициент технической готовности парка ат=260/365 = 0,71.
Этот коэффициент зависит от ряда организационных факторов: режима работы клиентуры, наличия подменных водителей, технического состояния подвижного состава АТП, состояния дорог на маршрутах перевозок и т. д.
Весьма важным фактором, определяющим организацию транспортного процесса в АТП, является продолжительность работы автомобиля на линии с момента выхода его из предприятия и до его возвращения.
Этот показатель зависит от режима работы грузополучателей и грузоотправителей, расстояния, на которое перевозится груз, и определяет режим работы АТП. Повышение этого показателя достигается организацией двух- и трехсменной работы водителей, созданием бригад водителей, работающих по графику для обеспечения работы подвижного состава в выходные дни.
Автобусные и таксомоторные предприятия, АТП, обслуживающие торговлю, работают все дни года.
Большое влияние на повышение производительности труда подвижного состава оказывает скорость движения. Различают техническую и эксплуатационную скорости.
Каждый водитель должен добиваться повышения технической скорости движения, учитывая при этом, что ее величина зависит от технического состояния автомобиля, дорожных условий, интенсивности движения транспортных средств и пешеходов на маршрутах перевозки.
Эксплуатационная скорость v3 — это средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде. Это время включает не только время движения, но и время на оформление, получение и сдачу грузов, время на погрузочно-разгрузочные работы, время на устранение неисправностей в пути. Эксплуатационная скорость определяется отношением пробега автомобиля ко времени нахождения его в наряде.
Эксплуатационная скорость всегда ниже технической. Например, автомобиль ЗИЛ-130 находился в наряде 7 ч, из которых в движении был 5,7 ч и совершил пробег 154 км. Средняя техническая скорость ит= 154/5,7 = =27 км/ч, а эксплуатационная иэ= 154/7 = 22 км/ч.
Эксплуатационная скорость характеризует степень организации транспортного процесса (простои под погрузкой-разгрузкой) и оформления транспортной документации. С увеличением расстояния перевозок эксплуатационная скорость повышается и приближается к технической.
Одним из составляющих техни-ко-эксплуатационных показателей работы подвижного состава является пробег автомобиля. Он выражается в километрах, пройденных автомобилем, и состоит из нулевого пробега, пробега автомобиля с грузом и пробега без груза (порожнего пробега).
Пробег автомобиля с грузом является рабочим (производительным), так как при этом производится транспортная работа.
Нулевым пробегом называется подготовительный пробег для выполнения транспортной работы — подачи автомобилей к месту погрузки из АТП или из пункта выгрузки в АТП в конце работы. К нулевому пробегу относятся также все заезды автомобилей, не связанные с вы-
полнением транспортного процесса (на заправку, техническое обслуживание, текущий ремонт).
Порожним пробегом называется пробег без груза, совершаемый в процессе перевозок при подаче подвижного состава от места выгрузки к месту погрузки.
Рациональная организация транспортного процесса оценивается коэффициентом использования пробега, который определяется делением пробега с грузом на общий пробег. Например, если общий пробег автомобиля ЗИЛ-130 составил 154 км, а пробег с грузом 105 км, то коэффициент использования пробега (3 = = 105/154 = 0,68.
На повышение производительности труда автомобилей большое влияние оказывает коэффицент использования грузоподъемности, определяемый делением массы фактически перевезенного груза на грузоподъемность автомобиля.
Например, если автомобиль ЗИЛ-130 за одну ездку перевез 4,5 т, а грузоподъемность автомобиля 6 т, то коэффицент использования грузоподъемности у = 4,5/6 = 0,75.
Повышение коэффициента использования грузоподъемности достигается полной загрузкой автомобиля, поэтому при перевозке грузов небольшой массы необходимо наращивать борта автомобиля и при укладке груза полнее использовать площадь грузовой платформы, а при перевозке тарного груза укладывать, а затем увязывать его в несколько рядов, не превышая установленных габаритов. Работа грузового автомобиля определяется объемом перевозок (транспортной работой) или количеством перевезенного груза за одну ездку или за смену в тоннах.
Рекламные предложения:
Читать далее: Основные показатели работы автобусов и автомобилей-такси
Категория: — Техническое обслуживание автомобилей
Работа автомобилей характеризуется следующими основными технико-эксплуатационными показателями (измерителями): коэффициент технической готовности парка, коэффициент использования парка, коэффициент использования рабочего времени, скорость движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности.
Коэффициент технической готовности парка (КТГ)
Характеризует степень готовности автомобилей для выполнения перевозок. Он может определять готовность парка за один день или другой отрезок времени.
Коэффициент технической готовности за один день определяют по формуле:
где: Аи — количество исправных автомобилей; Ас — списочное количество автомобилей.
Пример. Парк насчитывает 17 списочных автомобилей, а технически исправных 15. Определить КТГ.
Решение. КТГ = 15:17 = 0,88.
Калькулятор
Коэффициент технической готовности за какой-либо период (неделю, месяц) вычисляют по формуле:
где: АДи — количество автомобиле-дней исправных автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Пример. В парке числится 310 автомобилей. Требуется определить его КТГ за 5 дней, если известно, что в первый день технически исправных автомобилей было 240, во второй — 247, в третий — 248, в четвертый — 250 и в пятый — 255.
Решение.
- Определяем количество автомобиле-дней списочных автомобилей:310 X 5 = 1550.
- Находим количество автомобиле-дней исправных автомобилей:240 + 247 + 248 + 250 + 255 = 1240.
- Подсчитываем коэффициент технической готовности:КТГ = 1240:1550 = 0,80.
Коэффициент использования (выпуска на линию) парка (КИП)
Доказывает степень использования подвижного состава. Он может быть одинаковым с коэффициентом технической готовности парка или ниже его.
Коэффициент использования парка определяют по формуле:
где: АДр — количество автомобиле-дней работы автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Так, если в парке имеется 300 автомобилей, а выпушено в данный день на линию 250, то КИП равен: 250:300 = 0,83.
Для определения КИП за отчетный период необходимо подсчитать количество автомобиле-дней работы на линии за этот период и разделить их на автомобиле-дни списочного состава.
Пример. Списочный состав парка 300 автомобилей. За 30 дней количество автомобиле-дней работы на линии составило 7290. Найти КИП.
Решение. КИП = 7290:(300 Х 30) = 7290:9000 = 0,81,
Чтобы этот коэффициент был равен коэффициенту технической готовности парка, нельзя допускать простоев исправных автомобилей.
Коэффициент использования рабочего времени (КИВ)
Характеризует степень использования автомобилей за время пребывания в наряде (на линии). Время в наряде (на линии) определяют в часах с момента выхода из парка до момента возвращения в парк.
Это время включает: время движения, время на погрузку и разгрузку и время простоев.
Коэффициент использования рабочего времени вычисляют по формуле:
где: Тд — количество часов в движении; Тн — общее количество часов пребывания в наряде (на линии). Так, если автомобиль находился в наряде (на линии) 7 ч, из которых 6 ч был в движении, КИВ = 6:7 — 0,85.
Чем лучше организованы погрузочно-разгрузочные работы и меньше непроизводительные простои, тем выше коэффициент использования рабочего времени.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорости. Техническая скорость — это средняя скорость за время движения автомобиля: где: S — пройденный путь, км; t — время движения автомобиля, включая и остановки у перекрестков, н. Пример. Автомобиль за смену совершил пробег 150 км, в движении находился б ч. Определить техническую скорость. Решение. Величина…
Источник: tesintec.ru
Расчет коэффициента технической готовности оборудования
Техническая готовность каждого вида лесозаготовительного оборудования характеризуется коэффициентом, который определяется на плановый период как отношение машино-дней нахождения машин в исправном состоянии машино-дням нахождения их в хозяйстве. На конкретный момент времени такой коэффициент может быть получен делением количества машин в исправном состоянии на общее их наличие по списку.
Величина коэффициент технической готовности (Кт.г.) рассчитывается для каждого вида (марки) машины, оборудования.
Метод расчета значений коэффициента технической готовности (Кт.г.) основан на том, что на протяжении всего срока службы машина нуждается в техническом обслуживании и ремонте, проведение которых чередуется со временем работы оборудования; в итоге его пребывание на предприятии подразделяется на циклы.
Под межремонтным циклом понимается промежуток времени между двумя капитальными ремонтами или от начала эксплуатации до первого капитального ремонта. Времени цикла (Тц) находится по формуле:
Тц — продолжительность межремонтного цикла, в календарных днях;
Т1 — дни нахождения машины в исправном состоянии, в календарных днях;
Т2 — дни нахождения машины в неисправном состоянии, в календарных днях.
Определив составляющие цикла, можно легко найти значения коэффициента технической готовности (Кт.г.):
Расчет коэффициента технической готовности для лесосечного оборудования:
Пт — периодичность проведения капитальных ремонтов трактора, мото-ч;
Кпер — коэффициент перевода из мото-часов в машино-часы; (Кпер = 1,18 для агрегатных машин; 1,54 — для трелевочных тракторов ТТ-4, ТДТ-55).
К1 = 365/305 = 1,2 коэффициент превышения календарных дней над рабочими (на основных и вспомогательных работах);
tсм — продолжительность смены (7 часов);
Ксм — коэффициент сменности.
Тк.р — время нахождения в капитальном ремонте для трактора, в днях;
Тт.р — время нахождения в текущем ремонте, в днях;
Тто-3, Тто-2, Тто-1 — время нахождения машин в соответствующем техническом обслуживании, в днях;
Тс.о — время нахождения машин в сезонном обслуживании (СО), в днях.
Нт.р — продолжительность простоя в текущем ремонте (ч/100 мото-ч);
— продолжительность смены и коэффициент сменности в ремонтной службе.
Пто-3 — периодичность выполнения ТО-3, мото-ч;
Нто-3 — продолжительность простоя (в часах) на одно ТО-3.
Пто-2 — периодичность выполнения ТО-2, мото-ч;
Нто-2 — продолжительность простоя (в часах) на одно ТО-2.
Пто-1 — периодичность выполнения ТО-1, мото-ч;
Нто-1 — продолжительность простоя (в часах) на одно ТО-1.
Нс.о — продолжительность простоя в одном сезонном обслуживании, ч.
183 — через сколько дней производится сезонное обслуживание.
a) Для трелевочного трактора ТТ-4:
b) Для челюстного погрузчика ПЛ-1:
Расчет коэффициента технической готовности для лесовозного тягача МАЗ-5О9А:
Па — периодичность проведения капитальных ремонтов для автомобильного (лесовозного) парка (км пробега);
Всм — сменный пробег, км;
2lср — среднее расстояние вывозки от верхнего до нижнего склада, км;
Нсм — сменная выработка для автомобиля, м 3 /см;
q — рейсовая нагрузка, м 3 /рейс;
К0 — коэффициент нулевого пробега:
l0 — расстояние нулевого пробега (от гаража до трассы).
Тсм — продолжительность рабочей смены, мин;
Тпз — время на подготовительно-заключительную работу и обслуживание рабочего места на смену, мин;
Тотл — время на личные потребности и медицинский осмотр на смену, мин;
t0 — время нулевого пробега 1 км в обоих направлениях, мин;
l0 — расстояние нулевого пробега, км;
К — коэффициент, учитывающий влияние расстояния вывозки на время пробега;
Т1 — время пробега 1 км в обоих направлениях, мин;
l — расстояние вывозки, км;
Т2 — время пребывания автопоезда под погрузкой и выгрузкой на рейс, мин;
q — нагрузка на рейс, м 3 /рейс.
Па — периодичность выполнения капитального ремонта, км;
Нтр — продолжительность простоя в текущем ремонте, ч/1000 км;
tсм, ксм — продолжительность смены и коэффициент сменности в ремонтной службе;
Пто-2, Пто-1 — периодичность выполнения соответствующего ТО, км;
Нто-2, Нто-1 — продолжительность простоя в соответствующем ТО, ч.
Расчет коэффициента технической готовности для раскряжевочной установки ЛО-15С:
Пн — периодичность проведения капитальных ремонтов нижнескладского оборудования, маш.-ч.
Проектирование режимов работы лесосечных машин
С целью установления оптимальных режимов работы лесосечных машин проведено исследование зависимости коэффициента технической готовности трелевочного трактора ТТ-4 от коэффициента сменности на трелевке хлыстов. По результатам исследования построен график (рис. 1) зависимости коэффициента технической готовности трелевочного трактора ТТ-4 от использования на операции трелевка различных по интенсивности режимов работы. Результаты проведенного исследования показали, что при использовании на трелевке интенсивных режимов работы растет износ трелевочных тракторов, что влечет за собой снижение коэффициента технической готовности и соответственно повышение затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт лесосечного оборудования.
На основании полученных расчётов построим график зависимости коэффициента технической готовности (Ктг) трелёвочного трактора ТТ-4 от коэффициента сменности на трелёвке хлыстов.
Рисунок 1 График зависимости коэффициента технической готовности (Ктг) трелёвочного трактора ТТ-4 от коэффициента сменности на трелёвке хлыстов
Источник: studwood.net
Что такое ктг в строительстве
88,9% — КТГ (коэффициент технической готовности) это много или мало? Что с этим делать? Над первым вопросом подумаем в следующей статье, а сейчас задумаемся над вторым. Обслуживаете оборудование и КТГ получилось в этом месяце плохое. Уверены в своих недоработках?
Вы точно знаете причины?
К сожалению, бывает плохая оценка КТГ побуждает просто лучше работу работать. От чего зависят выбор просто лучше работать или устранять конкретные причины простоев? Правильно, от прозрачности расчета КТГ, какие данные и по какой формуле рассчитаны эти 88,9%. Нет одного универсального расчета который подходит для эксплуатации, ремонтов, обслуживания, надежности оборудования.
КТГ, ты о чем?
Коэффициент технической готовности показывает процент времени технически готового к эксплуатации оборудования в определенном периоде времени. В определении этих двух переменных и кроется суть результата расчета и возможности его использования. Часто вижу реакцию, у нас в фирме принято одно КТГ для всех и считается просто: берем время, когда оборудование неисправно (не может выполнять свои функции) и календарное время:
КТГ = (календарное время – время оборудование не может работать) / календарное время
Достаточно сомнительный подход в настоящее время. Раньше с отсутствием компьютерных систем, незначительной конкуренцией, без стремления к эффективному производству такой расчет можно было использовать. Как говориться лучше так чем не как.
Получили «низкий КТГ» плохую оценку работы сервисной службы, поругали начальника, воодушевили на подвиги и отправили его решать его проблемы. Талантливые находили правильные проблемы и решая их действительно КТГ росло. Менее опытные хватались за всё подряд, получалось неэффективно и тогда просто рисовали показатели на бумаге. Сейчас вашу фирму устроит такой подход?
Сейчас большинство компаний нацеленные на общую их эффективность и удовлетворение заказчиков, а не на эффективность оборудования. Важным становиться готовность оборудования не в календарное время, а время, запланированное к производству продукта оборудованием. Когда говорят – «наше оборудование никогда не останавливается», часто лукавят.
В технологических цепочках при плановой остановке одного элемента будет простаивать и другие, в карьере при взрывных работах мобильная техника выезжает из карьере и простаивает, конвейеры могут останавливаться из-за снижения спроса, и т.д. Посмотрите на рисунок. При расчёте от календарного времени КТГ в обоих случаях одинаково, а если брать время, запланированное к производству то КТГ будет отличаться.
Какое КТГ важно для производства?
Эксплуатация
Производство спускает в эксплуатацию график времени возможного для выпуска продукции. КИО «Коэффициент использования оборудования»(доля времени, когда оборудование выпускает продукцию в определенном периоде) рассчитанный на основе календарного времени покажет потенциал доступный к максимальной расчетной загрузки, но не оценит работу службы эксплуатации. Если за базу возьмем график спущенный производством, то увидим на сколько эксплуатация обеспечила требуемую загрузку.
Эксплуатация планирует доступные ей ресурсы. Вот тут и возникает потребность понять время доступности оборудования «КТГ». Эксплуатации конечно необходим КТГ основанный на времени, указанном в графике производства. Если техническая служба предоставит КТГ основанный на календарном времени, у эксплуатации будут проблемы.
КТГ необходимое для эксплуатации назовем «физическое КТГ». Рассчитаем, как отношение времени в графике производства за вычетом всех простоев, связанных с обслуживанием (плановые, аварийные ремонты, организационные простои в сервисе в ожидании чего-либо) к общему времени в графике производства.
Физическое КТГ для сервиса является одним из выходных продуктов. Как конфета для кондитерской фабрики.
Обратите внимание, обслуживание оборудования вне времени производственного графика не влияет на физический КТГ оборудования.
Для производства необходимо находить оптимальный баланс между КТГ и КИО. Как это рассчитать на основе финансового потока смотрите статью «инвестиции и затраты» в .
Сервис — делаем что надо
Если физическое КТГ выросло на Х% значит ли это что сервис молодец? Если конфета вкусная хорошая ли кондитерская фабрика? Не всегда. Представьте, у эксплуатации возникли проблемы вследствие чего КИО упало. Наработка техники сократилась. Естественно объем необходимых профилактических и восстановительных работ тоже.
Время графика осталось прежним. Для внутренней оценки сервиса уже необходима другая база расчета. Правильно, теперь надо считать от фактического времени работы оборудования. Простои учитываем все те же.
Когда эксплуатация оборудования достаточно стабильная для оценки тренда сервиса можно использовать физический КТГ. Балансируя между плановыми и аварийными ремонтами подбирайте оптимальный КТГ.
Сервис — делаем как надо
Производители оборудования говорили о КТГ в 95%, дистрибьюторы давали оценку в 90%, а получили 80%. Ну что ждать от продавцов и производителей, им главное продать! Возможно и так, но всё меньше остается компаний с таким подходом. Почему такие разные цифры?
Задача производителя сделать надёжную технику с доступным обслуживанием. Надежность оборудования измеряет в аварийных отказах, не вызванных плохим обслуживанием или неправильной эксплуатацией. Профилактика оборудования есть в инструкции производителя и исходя из возможностей вы планируете время на его проведение. Изготовитель честно собрал статистику по уже работающему оборудованию сообщает КТГ полученное на основании наработки оборудования и времени восстановления (время вращения гаек на оборудовании) при аварийных отказах. Такое КТГ принято называть механическим (или врождённым) КТГ.
Почему же дистрибьюторы дали меньшую оценку? Многие работы требует запасных частей или специального инструмента. У дистрибьютора есть предполагаемые сроки поставки возможно необходимых запасных частей. Конечно в своих прогнозах он будет учитывать время их ожидания и добавит его к времени работ по восстановлению предоставленного производителем.
Теперь сравните эти подходы с вашим расчетом КТГ. Если сравнивали с физическим КТГ то расхождение теперь понятно. Но если сравнивали с КТГ учитывающее только время ожидания и время восстановления аварийных ремонтов (назовём «достижимое КТГ») могли получить другую цифру по причинам:
- какие-то аварийные отказы были по причине ошибочного обслуживания, некачественно выполненного ремонта, неправильной эксплуатации.
- заказали неправильную деталь или нужная была на складе, но не было свободных ресурсов для её моментальной установки.
Причин может быть много.
Как понять их влияние на КТГ? Как рассчитать разные КТГ?
Посчитаем
Давайте строить КТГ из кирпичиков. Из хороших кирпичей будет надёжная стена.
Суть расчёта разобрали выше, переходим к практике.
1. Время делим между эксплуатацией и простоем зависящем от сервиса.
2. Находим средние значения в оцениваемом периоде.
- время эксплуатации (без сервисного вмешательства) = общее время эксплуатации, деленное на кол-во простоев. (200+310+180)/2=345 часов
- время простоя = общее время всех простоев, деленное на кол-во простоев. (100+210)/2=155 часов.
КТГ = эксплуатация/(эксплуатация + простой)= 345/(345+155) =0,69
Дальше будем давать в каждом случае определение простою и эксплуатацией, рассчитывать их как выше и получать нужный нам КТГ.
Для расчетов потребуется время каждой остановки, запуска оборудования с указанием причины.
Эксплуатация
Для целей эксплуатации и общей оценки тренда сервиса используем «физический КТГ».
КТГф = (время по графику — время недоступное к производству)/время по графику
Не понятно, как действовать для изменения КТГ.
Применим общий подход расчёта КТГ.
- за время эксплуатации – MTTM (Mean Time To Maintenance , ожидаемое время между обслуживаниями*)
- за время простоя (М+МTW) где М ( Mean Maintenance Time — время проведения обслуживания**) , MTW — (MEAN TIME WAITING, время ожидания чего либо для осуществления обслуживания)
MTTM, М, МTW – рассчитаем, как показал выше.
Потребуются дополнительные данные о времени начала и окончания обслуживания (запланированного и нет). Не надо путать с началом и окончанием простоя. MTW рассчитывается из времени запуска в работу оборудования, начала остановки и проведения обслуживания.
*-Учитываем только обслуживания которые были во время работы оборудования внутри графика.
** — Здесь обслуживание включает в себя профилактические и корректирующие работы.
Отлично, мы можем влиять на три параметра. Есть направление действий. В других статьях мы разберем показатели подробно.
Сервис
О качестве работы сервиса расскажет «достижимое КТГ».
КТГд = (наработка — время простоя)/наработка
Для расчёта КТГ.
- за время эксплуатации MTBF ( Mean Time Between Failures ожидаемое время между отказами) Среднее время наработки на отказ.
- за время простоя (МTTR+МТW) где МTTR (MEAN TIME TO REPAIR(RESTORATION), ожидаемое время ремонтных работ) Время непосредственно сколько вращают гайки на машине.
Потребуется время начала и окончания незапланированного ремонта(непосредственного осуществления ремонтного воздействие)
Очевидно влияние каждого элемента на КТГ.
Полезно будет MTW разделить на ожидание запасных частей (подбор, заказ, логистика, приход и выдача) и свободных ресурсов (площадей, слесарей, инструмента, и т.д.). Делить более подробно, позволяют современные сервисные программы ведя учёт просто и экономя время.
Оборудование и квалификация
О качестве оборудования и квалификации выполнения работы расскажет «механическое КТГ».
Убираем организационную составляющую MTW — ожидания разных вещей.
- за время эксплуатации MTBF
- за время простоя МTTR
Если применяли RCA (Root Cause Analysis анализ основной причины) при каждой поломке, то выбирая отказы, связанные с конструкцией и качеством сборки сможете найти врождённое КТГ техники. То на которое обычно ссылается изготовитель. Даже в не гарантийный период, при низком показателе, производители часто дают разные вкусные плюшки. Конечно если Вы сформулируете претензию ссылаясь на факты и соответствующий расчёт.
Для каждого
Не измеряйте среднюю температуру по больнице, используя КТГ основанное на календарном времени.
Дайте каждому оборудованию, системе, узлу, отделу по подходящему КТГ и постоянные улучшения будут проще и эффективней.
Как работать с показателями, почему их нельзя назначить и почему MTBF побеждает КТГ читайте в следующих выпусках. До новых встреч.
Источник: www.leanzone.ru