Для обеспечения временного проезда в условиях залесенной и болотистой местности эффективны покрытия с применением дерева. В зависимости от конструкции и вида применяемых материалов различают покрытия сплошные и колейные. Для сплошных покрытий применяют выстилки из хвороста и фашин, настилы из жердей, накатника или бревен. Ширина проезжей части таких дорог изменяется от 4,5 м для одностороннего движения до 7 м для двустороннего.
Покрытия колейного типа делают из бревен, брусьев или из заранее заготовленных укрупненных элементов (дощатых щитов, лежней, колесоотбоев). Размер колеи зависит от параметров наиболее тяжелых автомобилей. Недостатками перечисленных покрытий являются большая трудоемкость, значительный объем тяжелых ручных работ, малый срок службы при движении автомобилей большой грузоподъемности, разрушение вследствие гниения древесины.
Для постройки сплошных поперечных настилов применяют материалы любых местных пород, для колейных — желательны хвойные породы. Сплошные покрытия имеют проезжую часть, обеспечивающую движение транспортных средств по всей ширине.
Строительство лежневого настила
Бревенчатые настилы делают из бревен диаметром 14. 18 см. Конструкция настилов состоит из продольных лежней и поперечного или косого настила с уложенными по его краям колесоотбоями (рис. 16.3).
Рис. 16.3. Конструкция покрытия со сплошным бревенчатым настилом (косым и прямым)
Расстояние между продольными лежнями составляет 0,75. 1 м и зависит от толщины элементов настила и качества грунта. Чем больше диаметр элементов настила и плотнее грунты основания, тем больше может быть расстояние между лежнями. Бревна настила отесывают с трех сторон и подтесывают над лежнями для получения плотного и ровного настила. Прижим уложенного настила обеспечивают установкой колесоотбоев и скреплением их с лежнями проволокой, скобами, деревянными нагелями.
Для устранения бокового угона элементов настила создают боковые упоры. Настил для двустороннего движения устраивают со сплошной проезжей частью или в виде двух раздельных полос. Недостаток поперечных настилов состоит в том, что они вызывают большие поперечные колебания автомобилей даже при малых скоростях движения.
Более удобны в этом отношении настилы с косым (диагональным) расположением элементов проезжей части. Бревна настила укладывают под углом 60. 75° к оси дороги. Конструкция таких настилов во всем остальном не отличается от настилов с прямым расположением элементов.
Колейными называют покрытия, имеющие проезжую часть в виде двух раздельных колей (колесопроводов), собранных из бревен, брусьев или пластин и уложенных параллельно оси дороги. Этот вид покрытий характерен следующими преимуществами: имеет меньшие трудоемкость и эксплуатационные расходы на перевозки; допускает большую скорость движения (до 20. 30 км/ч), чем настилы других типов; допускает стандартизацию всех элементов покрытия и заблаговременную их заготовку; позволяет собирать покрытия из заранее заготовленных стандартных элементов.
Строительство лежневой дороги
Колейные покрытия бывают стационарного и сборного типа. К сборным относят покрытия, собираемые из укрупненных элементов. Колейное покрытие стационарного типа состоит из шпал диаметром 20 см, укладываемых поперек двух колесопроводов из бревен диаметром 18. 20 см и колесоотбоев диаметром 22 см и более.
Существуют различные способы крепления колесопроводов — фризовое, шпонками, накладками, с вырубкой шпалы «ласточкиным хвостом». При креплении шпонками на шпалах делают углубления по ширине колесопроводов, собранных из отдельных бревен при помощи шпонок или ранее заготовленных бревенчатых щитов.
Шпонка представляет собой деревянную планку, имеющую трапецеидальную форму в поперечном сечении и слабую конусность по длине. Гнезда для шпонок зарезают в колесопроводах после сборки и укладки на шпалы всех элементов колесопровода, за исключением колесоотбоев. Длина шпонки на 10.
15 см больше ширины колесопровода, чтобы при усыхании колесопровода ее можно было подбить и тем самым обеспечить плотное сплочение всех элементов в один щит. Шпонки ставят над шпалами через одну, а над промежуточными шпалами размещают стыки элементов колесопроводов. Стыки устанавливают впритык, вразбежку так, чтобы на каждую шпалу приходилось не более двух стыков. Фиксирование положения колесопроводов достигают устройством в шпалах специальных запилов и скреплением при помощи деревянных нагелей.
Колейное покрытие с вырубкой шпал «ласточкиным хвостом» (рис. 16.4) состоит из шпал колесопроводов. Крепление колесопроводов осуществляется за счет выреза в шпале в форме трапеции и устройства крайних элементов колесопроводов соответствующей формы.
Сборку колесопроводов производят в следующем порядке: в косые вырезы шпалы сначала укладывают крайние подтесанные элементы колесопроводов, затем остальные; средний элемент колесопровода укладывают последним, так как он служит замком, расклинивающим остальные элементы колесопровода в вырезе шпалы. Скрепление расклинивающего элемента производят нагелями. При этом типе скрепления колесопроводов обеспечивается наибольшая простота конструкции всего покрытия с наименьшим количеством основных элементов.
Рис. 16.4. Конструкция колейного покрытия с вырубкой шпал «ласточкиным хвостом»:
1 — свайка-колесоотбой; 2 — шпала с вырубкой «ласточкин хвост»
Колейные покрытия из щитов собирают из заблаговременно заготовленных и подвезенных к месту укладки отдельных щитов. Они менее прочны, чем бревенчатые конструкции. Щиты делают из трех или четырех досок толщиной 70 мм, сплоченных при помощи деревянных планок и гвоздей. Ширина щитов из трех досок равна 60 см, а из четырех — 80 см, длину щитов назначают равной 3 м для удобства транспортирования и укладки.
На сильно заболоченных грунтах и болотах щиты укладывают на общие для обоих колесопроводов лежни из бревен или пластин.
Гибкие колейные покрытия изготовляют заранее и подвозят к месту строительства в свернутом виде в рулонах. Гибкие покрытия делают из отрезков жердей, досок или брусков длиной 0,8 м. Соединение осуществляют прикреплением их к двум тросам с помощью специальных скоб. Длина коврика обычно составляет 3. 4 м.
Источник: bstudy.net
Лежневые дороги
Увеличение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик подъездных путей в условиях лесных зон может быть достигнуто при строительстве лежневых дорог (рис. 2.14) на участках трасс, характеризующихся слабыми грунтами и переувлажнением. При прокладке лежневых дорог основным строительным материалом является лес, получаемый при расчистке трассы. Земляные работы в этом случае практически исключены.
Рис. 2.14. Лежневая дорога
Расстояние между лежнями зависит от конструкции дороги и может приниматься в пределах 1-2 м. В сухих местах верхнее строение лежневой дороги укладывается непосредственно на грунт. При увлажненных грунтах под него обычно подводятся продольные лежни, в углубления для выравнивания дороги укладываются клетки из бревен. На болотах с достаточно плотным торфяным покровом основанием для продольных лежней служит поперечный настил [4].
Основной недостаток лежневых дорог — их недолговечность (5-7 лет). При необходимости продление срока службы дорог достигается замедлением процесса гниения леса полотна дороги за счет засыпки его песком или другим грунтом. На участках геолого-разведочных работ деревянное покрытие дороги иногда заменяют менее надежным, но простым и дешевым — хворостяным.
Источник: studref.com