Что такое мальчики в строительстве

Если ваш ребенок часами сооружает причудливые конструкции из спичек, палочек от мороженого, кубиков и всего, что под руку попадется, самое время подумать о том, чтобы начать готовить его к профессии архитектора или инженера-строителя. Помогут в этом книжки, конструкторы, фильмы и соответствующие мастер-классы.

Лучший на сегодняшний день конструктор для архитектурного творчества — это Lego Architecture . Можно собирать уже существующее сооружение, что несколько ограничивает свободу творчества, но все же позволяет понять, как устроены знаменитые здания , какова их композиция и форма, и присмотреться к деталям (просто разглядывать фотографии для этого недостаточно). Более продвинутый уровень — комплект Lego Architecture Studio. Это набор типовых деталей, из которых можно создавать бесконечно разнообразные здания — все, что подскажет фантазия.

С помощью некоторых конструкторов можно разобраться в конкретных сферах строительства . Скажем, «Брикник» поможет понять, что такое каменная кладка, как правильно укладывать кирпич, что такое раствор (в этом конструкторе раствор делается из кукурузной муки). А «Бревнышки» объясняют, как устроен сруб и как создать сложные по форме постройки из единого модуля-бруса. Еще один мой фаворит — молодой российский проект MindWood . Это деревянный конструктор, детали которого крепятся на магнитах. С его помощью можно собирать как каркасы домов, так и ферменные или висячие мосты. Конструктор хорошо подходит для того, чтобы объяснить ребенку важные принципы математики и инженерии .

Дом в джунглях. Примитивное строительство на другом уровне

Сегодня выходит достаточно много книг об архитектуре . Живые тексты, стильные иллюстрации и всевозможные фишки вроде раскладных разворотовделают их одновременно и увлекательными, и очень полезными. Можно рекомендовать «Как это построено. От мостов до небоскребов» Дэвида Маколи, «Великие здания» Патрика Диллона с иллюстрациями Стивена Бисти, «Москва. Как это устроено» Наталии и Василия Волковых и др. Подробнее о книгах — в отдельном обзоре.

Вместо «Смешариков» и «Маши и Медведя» порекомендуйте ребенку посмотреть в ютьюбе документальные сериалы Discovery и Би-би-си . Лучший на сегодняшний день — «Чудеса инженерии» («Big. Bigger. Biggest»). Каждая его серия рассказывает про один из типов конструкций: мосты, тоннели, метро или небоскребы.

При этом на исторических примерах показан процесс развития инженерной мысли, который в итоге сделал возможным строительство колоссальных сооружений современности. Добавьте сюда мастерски сделанную графику — и вы получите незаменимый дидактический материал для юного инженера. Чтобы узнать больше о российских инженерных чудесах, стоит посмотреть сериал «Техногеника» , снятый русской редакцией Discovery. А про Москву ваш покорный слуга сделал сериал «Дело техника» .

Учеба и мастер-классы

Если вы хотите, чтобы вашему ребенку рассказали об архитектуре доступно и профессионально, — вам в музей «Гараж» . Их курсы по архитектуре рассчитаны на самых юных слушателей — от 5 до 8 лет. Детям рассказывают про основные понятия в архитектуре: форму, цвет, масштаб. Усвоенные знания дети сразу же применяют, создавая макеты домов, башен и целого города. Для детей постарше — от 8 до 12 лет — «Гараж» сделал курс «Искусство видеть» про основы анализа архитектуры и архитектурные стили.

ДОМ в ЛЕСУ С БАНЕЙ ПОД ЗЕМЛЕЙ

Мастер-классов по строительной инженерии в Москве совсем не много. На занятиях нашего проекта «Москва глазами инженера» мы погружаем ребенка в профессию инженера-строителя: каждый курс посвящен созданию одного из грандиозных инженерных сооружений — Шуховской башни, геодезического купола или моста да Винчи. Мы проходим через те же этапы, что и настоящие инженеры : осваиваем теорию (отправляемся на семейную экскурсию), создаем модель будущего сооружения (дети учатся работать в трехмерном редакторе и вырезать детали на лазерном резчике). Наконец, собираем с детьми большую конструкцию — скажем, геодезический купол диаметром три метра, по которому можно лазать. Занятия рассчитаны на детей от 8 до 12 лет, а для дошкольников мы придумали семейный курс «Строим мосты из макарон» .

Если вы решили серьезно готовить ребенка к профессии архитектора, стоит подумать о школе «Старт» . У школы богатейшие традиции — она существует с 1982 года, тогда это была студия при Союзе архитекторов. Сегодня здесь по-прежнему преподают многие члены союза — редко практикующие архитекторы, но крепкие педагоги старой закалки. Это уже серьезное образование , рассчитанное на 3, 5 или 7 лет. Оно же может послужить подготовкой для поступления в архитектурный вуз. Детей учат академическому рисунку, архитектурно-художественному проектированию, композиции, черчению, истории искусств — в общем, все как у взрослых студентов-архитекторов .

Зачем все это нужно

Даже если ребенок не станет архитектором или инженером, ваши усилия не пропадут даром. Инженерный склад ума — крайне полезное подспорье в жизни любого человека. Какие принципы исповедует инженер? Это экономичность, то есть достижение максимального результата при минимуме затрат. Это технологичность, то есть упрощение процессов.

Это унификация, то есть легкое масштабирование идей. Все эти принципы легко переносятся в сферу бизнеса, управления и даже просто повседневной жизни. Воспитывая в ребенке инженера, вы прежде всего воспитываете разносторонне развитого профессионала и достойного человека.

Источник: www.afisha.ru

Детям о профессиях: Профессия «Строитель»

Дорогие друзья! В этом выпуске мы расскажем вам об очень нужной и интересной профессии строителя. Здесь собраны различные материалы для подготовки занятий с детьми от 4-х лет. Дети познакомятся с новыми понятиями и терминами, окажутся на строительной площадке. Предлагается вариант дидактической игры, к которой можно скачать карточки.

Этот материал можно использовать в детских садах как папки-передвижки.

Также вы сможете скачать интересную и познавательную детскую электронную презентацию «Деревянное строительство на Руси».
Внимание! Презентация требует пароль, вам необходимо нажать кнопку «Только для чтения».

Сегодня мы отправимся на экскурсию туда, куда обычно детям вход воспрещён, даже висит табличка «Родители! Не пускайте детей на стройплощадку!». Догадались куда? Ну, конечно же, на строительную площадку.
Как вы думаете, кто работает на стройплощадке? На стройплощадке работают люди, профессия которых называется строитель. Но под общим называнием профессии строитель скрывается много специальностей: это и каменщики, и штукатуры, монтажники, плиточники, бетонщики и т.д.
Ну что ж готовы? Отправляемся!
Первый, кто нас встречает на строительной площадке это прораб. Прораб это сокращение словосочетания «производитель работ». Прораб раздаёт задания рабочим, следит за тем, чтобы рабочие в срок исполняли всё то, что им поручено, следит за качеством исполнения работ.
— Давайте подумаем, с чего же начинается строительство любого здания?
Ответы детей (взрослый дополняет):
— А кто придумывает дом?
— Правильно. Архитектор придумывает и рисует на дома на бумаге. А строители воплощают его чертежи в жизнь.

Рабочий день на стройке начинается очень-очень рано, а заканчивается поздно. Строители торопятся скорее построить здание, чтобы в нём могли поселиться люди, открыться детский сад или школа, магазин или офис.
Прежде чем пройти на строительную площадку давайте поговорим о правилах поведения на стройке. (Ответы детей).
Почему обязательно нужно надевать каску?
Как вы думаете, почему висит предупреждение: «Родители! Не пускайте детей на стройплощадку!»?
Молодцы! Вы всё правильно говорите!
Ну что ж надевайте каски и вперёд!

С чего начинается строительство дома?
Строительство любого здания начинается с заливки фундамента, фундамент – это основа всего здания, он должен быть очень крепким, прочным. Фундамент – это самая нижняя часть конструкции дома, находящаяся в земле. Задача этой всегда невидимой части состоит в том, чтобы передавать всю нагрузку от дома на грунт. Проще говоря, фундамент это «ноги» дома, его опорная часть.
Возводят фундамент каменщики и бетонщики. Они ведут кладку из искусственных камней и из природного камня, опалубочные работы и бетонируют части зданий из бетона, выполняют также работы по изготовлению деталей из бетона, монтажу сборных элементов. Их работа очень важна.
После того как залит фундамент, на стройке наступает затишье, так как фундаменту нужно время чтобы «набрать прочность». Это затишье может продолжаться долго, иногда даже год.
Итак, фундамент готов. Следующий этап – возведение стен. Кто же будет их возводить? Конечно же, опять бетонщики и каменщики.
Каменщики с помощью специальных ручных инструментов (молоточек-кирка, лопата и др.) сооружают колонны, стены и прочие конструкции. Они работают и на старых зданиях, ремонтируя кирпичную кладку. Некоторые каменщики занимаются укладкой брусчатки на мостовых, тротуарах и т.д. Каменщик должен обладать физической силой и выносливостью, гибкостью и подвижностью тела и особенно рук, развитым чувством равновесия, отсутствием боязни высоты.
Но не только каменщики занимаются постройкой стен здания. Им в этом помогает строительная техника. Какую строительную технику вы знаете? (Ответы детей). Молодцы!
Подвал и фундамент копают экскаваторы, в установке стен и перекрытий помогают подъёмные краны. Не стоит забывать о такой мелкой, но столь необходимой на любой стройке технике, как бетономешалка. А ещё на строительную площадку доставляют очень много строительного материала, для этого используют большие грузовые автомобили, такие как, ЗИЛы, КРАЗы и КАМАЗы.
Как вы думаете, как следующий этап стройки, после возведения стен? Правильно, дому необходима крыша! Любое здание жилое или промышленное покрывается кровлей. Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик. Основная задача кровельщика — уложить кровлю так, чтобы она как можно дольше служила людям.

Кровельщик в строгой последовательности и с большой тщательностью начинает укладку листов кровли, при которой необходимо умение на глаз определять чёткость линий. Работа на высоте в неудобном согнутом положении немыслима без хорошего здоровья и выносливости. Она требует от специалиста постоянного внимания и сосредоточенности.
После того как возведены стены, перекрытия и крыша специалисты строителя говорят, что «коробка здания» закончена. Как вы думаете, почему так говорят?
Правильно! Здание пока что похоже на пустую коробку! Ничего в нём нет кроме пола, стен и крыши.
Давайте подумаем, что же теперь необходимо сделать?
Здание смотрит на нас пустыми проёмами окон. Конечно, теперь необходимо смонтировать окна и наружную дверь. Этим займутся монтажники.

Читайте также:  Что писать в графе сумма расходов на приобретение строительство при ипотеке

Монтажник — это человек, который занимается установкой, соединением, закреплением и подключением различных строительных элементов, сантехники, систем вентиляции, теплосети, котлов, бытовой техники и т. д. Множество технических специалистов занимаются монтажом. Их услугами пользуются при установке и замене промышленного оборудования, при строительстве, ремонте зданий и отдельных помещений. Разновидностей этой профессии существует огромное множество, так как монтировать можно много чего.
А теперь необходимо обеспечить здание водой, электричеством, газом, канализационной системой. Траншеи для труб были вырыты еще на этапе земляных работ, теперь же происходит укладка коммуникаций и подключение здания к централизованному водоснабжению и другим сетям. Кто же этим занимается? Теперь вступают в работу газ электросварщики, электрики, сантехники.
Ну а самый последний этап это внутренняя отделка помещений. Кто же теперь будет работать на стройке, как вы думаете? (Ответы детей). Ну, конечно, это маляры, штукатуры, плиточники.
Давайте теперь поговорим о каждой из этих профессий отдельно.
Кто же такие маляр и штукатур? Они готовят под окраску бетонные, деревянные и металлические конструкции. Поверхности окрашивают вручную или при помощи валиков, краскопультов, пистолетов и других приспособлений, наклеивает обои. Владеют приемами работы высококачественной и декоративной штукатурки, а также приемами многоцветной окраски фасадов, зданий специальными составами.
Как вы думаете, легко ли работать маляром или штукатуром? Почему? (Ответы детей).
Штукатуру и маляру необходимы физическая выносливость, подвижность тела и рук, их координация, чувство равновесия, хорошее зрение (острота, цветоразличение), хороший глазомер, наглядно-обзорное мышление и память. Они должны быть аккуратными, иметь художественный вкус.
А как вы думаете, что делает плиточник? Плиточник облицовывает плиткой стены домов и внутренние помещения. Сортирует керамическую плитку по размеру, цвету, сорту. Укладывает керамическую плитку. Для этого готовит растворы, очищает поверхности, режет плитку по размерам.

Может выполнять укладку плитки по заданному рисунку. Ремонтирует облицованные поверхности.
Ну, вот и готово здание. Ждёт новых жильцов!
И наша экскурсия подошла к концу.

Итак, важна ли профессия строителя? Какие строительные специальности ты запомнил?
Ответы ребёнка.
Всё правильно. Побывав на стройке, мы с тобой узнали, что при современном строительстве используются кирпич, бетон, железобетон, стекло, железо. А как ты думаешь, из каких материалов строили дома в Древней Руси?
Ну конечно, тогда основным материалом служило дерево. Бывало даже такое, что дома строили без единого гвоздя. Основным орудием строителя был топор.

А ты видел, в какой одежде ходят строители?
Ответ ребёнка.
Правильно, строители одеты в специальную одежду. И это не просто одежда, она должна быть выполнена из прочных, но в тоже время лёгких материалов, рабочему должно быть удобно в такой одежде. Главная функция спецодежды — защита строителя от внешних неблагоприятных факторов: от механических повреждений, повышенных и пониженных температур, электрического тока, пыли, воды, токсических веществ, кислот, щелочей, нефтепродуктов, общих производственных загрязнений.

Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?
Ответ ребёнка.
Правильно! Вот как много людей заняты в этом не просто деле – строительстве нового дома! И это неспроста, дом должен быть прочным, красивым, современным, в нём должно быть комфортно!

Как ты думаешь, какими качествами должны обладать строители?
Ответ ребёнка.
Правильно! Они должны быть физически крепкими, трудолюбивыми, должны постоянно повышать своё профессиональное мастерство, обладать желанием делать нужное людям дело.

Примерные вопросы, которые ещё можно задать ребёнку для закрепления знаний о профессии пожарного:
1. Как называют строителей работающих с деревом?
2. Почему работа строителя бывает опасной?
3. Какие строительные машины ты знаешь?
4. Как называют рабочих, которые выполняют отделку помещений? Какие у них бывают специальности?

● Каков строитель, такова и обитель!
● Дело мастера боится.
● Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
● Кто любит труд, того люди чтут.
● Построить здание — надо иметь знание.
● Дом возвести – не плетень заплести.
● С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
● У плохого мастера и пила плохая.
● Не бравшись за топор, избы не срубишь.
● И гладко стружит, и стружки кудрявы.
● Не топор тешет, а плотник.

Строю школы, строю бани, строю новые дома,
Строю целые деревни, даже строю города!
Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,
Чтоб жилось в тепле, уюте, даже в сильные снега.
В своём деле я художник и над ленью победитель,
Догадались? я -…(строитель)

***
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает. (столяр)

***
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит. (строитель)

***
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья. (плотник)

***
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро. (Маляр)

***
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. (Строители)

***
Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире. (Каменщики)

***
На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)

***
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер —
Мастер он по стенам! (Маляр)

***

Стихи.
На стройке.
Там, на стройке,
кран огромный
Поднимает в небо тонны
Плит из железобетона.
Сварщики железо плавят,
Штукатуры стены правят,
Каменщик кирпич кладет,
Маляры окрасят свод.
Бригадир за всем следит,
А прораб – руководит,
Чтобы строить для народа
И квартиры, и заводы!
(И. Ильх)
***
Новый дом.
Грузовик привез, рыча,
Полный кузов кирпича.
А другой привез шофер
Щебень, известь и раствор.
Звон и гром стоят кругом.
Быстро строят новый дом.
Он уже почти готов,
И бригада маляров
Красит в синий цвет фасад:
В доме будет детский сад.
(Л. Рашковский)
***
Крановщик.
Парень маленького роста
И не очень-то силен,
А смотри – легко и просто
Управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу
Может кран остановить,
Крановщик всегда обязан
На работе зорким быть.
Под руками три штурвала,
По порядку вертит их.
Не боится этот малый
Блоков самых тяжелых!
(Г. Люшнин.)

***

Сварщик.

Он в синей спецовке
И в синих очках,
Он синюю молнию
Держит в руках.
Она как живая:
Подвижна, сильна.
Смотрите, как яростно
Бьётся она!
Вот смолкла, затихла,
Свернулась клубком,
А сварщик коснулся
Её проводком,
И молния брызнула
Золотом звёзд,
Как будто жар-птица
Расправила хвост!
(автор не найден)

***

Звёздочка.

Маму видит вся столица.
Мама строит новый дом,
Да такой,
Что поселиться
Полрайона может в нем.
Дом заметно вырастает
Каждый день
И каждый час.
Будто небо подпирает
Металлический каркас.
И над самой верхней балкой,
Где подъемный кран стоит,
Огонек электросварки
Яркой звездочкой горит.
Это мама ―
Сварщик смелый ―
Держит звездочку в руках,
А над нею
Стайкой белой
Проплывают облака.
(Г. Ладонщиков)

***

Штукатуры.

Вы видали штукатура?
Приходил он к нам во двор
И, поглядывая хмуро,
Он размешивал раствор.

Что-то сеял через сито,
Головой качал сердито,

Был он чем-то озабочен,
В ящик воду подливал,
В пиджаке своем рабочем
Над раствором колдовал.

Наконец повеселел он,
Подмигнул: – Займемся делом.
Мы не курим, не халтурим,
Мы на совесть штукатурим.

А потом дошкольник Шура
Вслед за ним пришел во двор
И, поглядывая хмуро,
На скамейке что-то тер.

Что-то сеял через сито,
В банку воду подливал,
Головой качал сердито,
Над раствором колдовал,

Был он чем-то озабочен –
Ведь не просто быть рабочим!

Наконец повеселел он,
Подмигнул: – Займемся делом.
Мы не курим, не халтурим,
Мы на совесть штукатурим.
(А. Барто)

***

Кто построил этот дом?

На улице Садовой
Дом построен новый.
В нём столько светлых окон —
Считать не сосчитать,
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме — десять этажей,
В доме — тысячи людей.

Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живём?

АРХИТЕКТОР
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный,
Строит дом карандашом
На листе бумажном.

Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартирах свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.

КАМЕНЩИК
На стройке жаркая пора,
Сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.

Ему идёт двадцатый год,
А он уже герой:
Быстрее всех кирпич кладёт
Строитель молодой.

Кладёт кирпич за кирпичом —
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём
Всё выше новый дом.

КРОВЕЛЬЩИК
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди под дождём,
Кровельщик железом покрывает дом.
Ходит кран подъёмный — огромной высоты,
Подаёт на крышу железные листы.
Кровельщик работает на крыше дотемна,
Ему, как на ладони, вся Москва видна:
Площади и парки в предвечерней мгле,
А над ними яркие звёзды на Кремле!

ПЛОТНИК
Летят опилки белые
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Рамы и полы.

Читайте также:  Нормы списания материалов на строительство дома

Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.

Хорошему работнику
Слава и почёт.
Недаром орден плотнику
Вручил народ.

ШТУКАТУР
Из училища на стройку
К нам приехал паренёк.
Он уверенно и бойко
Штукатурит потолок.

Штукатурку лепит к стенам
Маленькой лопаткою,
Чтобы были эти стены
Ровные и гладкие.

Он трудом своим гордится
И своим успехам рад.
«Дело мастера боится», —
Про парнишку говорят.

МАЛЯР
Красить комнаты пора —
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принёс
Механический насос.

Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов —
Примет к празднику жильцов!

Вот кто строил этот дом,
Дом, в котором мы живём!
(С. Баруздин)
Кран-великан.

Утром он глянул —
А там, на участке,
В небо взметнув
Металлический стан,
Вырос огромный
Строительный кран,
Вытянул
Длинную руку вперед
И все, что попросят,
Наверх подает.
(Асен Босев)

Дидактическая игра « Что кому пригодится?

Цель: научить детей среди специальных инструментов находить те, которые пригодятся людям определённой профессии. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на группы.

Подготовка: Необходимо подобрать картинки с изображением специальных инструментов. Например, для маляра – кисть и валик, для плотника – рубанок и топор, для электрика – отвёртка и кусачки, для каменщика – молоток и мастерок. Подготовить картинки с изображением людей строительных профессий.
1 вариант игры: карточки делятся между игроками, карточки нужно разложить по профессиям.
2 вариант игры: воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых будут 2 карточки, относящиеся к одной профессии и одна лишняя.

Задачи: Учить детей коллективно возводить постройки, нужные для игры, совместно планировать предстоящую работу. Обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции. Познакомить детей с правилами техники безопасности нахождения на строительной площадке; способствовать развитию осмотрительности и осторожности; развивать навыки общения в игре, формировать конкретные представления о строительстве.

Роли: заказчик, архитектор, прораб, строители разных специальностей, водители.

Игровые действия: К архитектору приходит заказчик с просьбой построить новый дом (больницу, школу, магазин и т.д.) Архитектор рисует план нового здания (предложить готовые планы несложных построек). Архитектор передаёт план прорабу. Прораб даёт задания строителям, водителям.

Источник: pochemu4ka.ru

Как провести строительную игру в детском саду

Строительные игры

Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия, а педагогам позволяют увлечь ребят техническим творчеством. Ключевая роль воспитателя — организовать пространственно-образовательную среду, создать необходимые условия, пробуждающие познавательную активность ребёнка и его стремление к самосовершенствованию.

Значение строительной игры в детском саду

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Строительные игры — интереснейшая форма детского технического творчества, открывающая возможности для активной двигательной и интеллектуальной деятельности ребят.

Задачи проведения строительной игры

Задачи строительных игр в разных группах ДОУ следующие:

  • Младший дошкольный возраст (1,5–4 года):
  • формировать умение сравнивать, различать, запоминать форму и цвет предметов;
  • развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • развивать пространственное мышление (выше — ниже, длиннее — короче, направо — налево), умение различать величину, воспринимать пропорции, воплощать в постройке мыслительный образ предмета;
  • учить планировать свои действия;
  • формировать художественный вкус, развивать творческое воображение и умение видеть красоту архитектурного решения.
  • развивать навыки коллективного взаимодействия, взаимопомощи;
  • развивать самоорганизацию и целеустремлённость;
  • развивать навыки конструирования по схемам или рисункам.

Дети и педагог сидят в импровизированной лодке, сделанной из строительных модулей

Строительные игры часто предваряют сюжет ролевой игры: построили лодку, отправляемся в путешествие

Чаще всего строительные игры:

  • переплетаются с сюжетом ролевой игры: построили самолёт и отправились в полёт, построили спортивный комплекс и разыграли Олимпийские игры;
  • проходят в форме ролевой игры в стройку: каменщики строят из кирпичиков здание, строительный материал подвозят машинисты на поездах или водители на машинах, во время перерыва строители идут в столовую, после работы в кино и т. д.;
  • ограничиваются конструированием отдельных построек или целых комплексов, которые неоднократно разбираются и переделываются.

Строительные игры активно используются в детском саду:

  • во время разнообразных плановых занятий (конструирование, математика, чтение художественной литературы, развитие речи и т. д.);
  • в процессе прогулки;
  • во время свободной игры в группе.

Дети стоят в беседке около постройки из крупного конструктора

Строительные игры активно используются во время прогулки

Педагогические приёмы

Приёмы организации и педагогического руководства игрой:

  • Создание соответствующей возрасту насыщенной и привлекательной игровой среды в группе:
  • Наборы строительных конструкторов:
  • деревянные и пластиковые настольные и напольные конструкторы (бруски, кирпичики, кубы, цилиндры, арки, палочки, пирамидки), плоские геометрические фигуры;
  • специальные тематические наборы «Городок» и «Архитектор»;
  • металлические наборы для старшей и подготовительной групп с колёсами, пластинами, гаечными ключами для моделирования машинок, тележек.
  • большие мягкие строительные модули;
  • конструкторы Лего (мелкий, средний, крупный).
  • В детский сад пришли письма с фотографиями от разных сказочных героев, в которых они просят о помощи. В своих посланиях они рассказывают о том, что налетел сильный, порывистый ветер и сломал заборы, крыши. Они не умеют строить, не знают, какой материал нужно использовать, поэтому просят ребят прийти к ним на помощь.
  • В гости к ребятам пришли матрёшки, воспитатель предлагает устроить чаепитие, а для этого нужно куда-то посадить матрёшек.
  • Нашему городу поручено провести международную спартакиаду, но в городе нет современных гостиниц, удобных транспортных развязок, парковок, ледового дворца, большого стадиона, бассейна и т. д.

Дети играют в плавание на сконструированном из крупных модулей корабле

Педагог может предложить ребятам построить корабль, чтобы затем отправиться на нём в путешествие

Строительная игра и другие виды игровой деятельности дошкольников

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Строительные игры имеют ряд сходных моментов с другими видами игровой деятельности дошкольников:

  • Сюжетно-ролевая игра. Строительные игры напоминают ролевые, поскольку они также базируются на выстраивании взаимоотношений. Дети придумывают замысел будущей постройки (крепость, мост, городская улица и т. д.), договариваются о распределении ролей, спонтанно сочиняют игровой сюжет (кто-то становится архитектором, кто-то водителем, а кому-то достаётся роль строителя), при этом иногда ссорятся, не сумев понять друг друга, и не желая никому уступать любимую игрушку. Однако отличительной чертой строительной игры является её направленность на практическое освоение строительной деятельности, а не на игровое погружение в сферу человеческих отношений.
  • Дидактическая игра. Строительные игры органически включают в себя познавательный компонент, так как в процессе конструирования ребёнок невольно сравнивает формы, размеры, окраску деталей, затем отбирает их по определённому признаку и отсчитывает необходимое количество. Немаловажным для развития монологической и диалогической речи малыша становится проговаривание собственных действий вслух и обсуждение замысла постройки с другими детьми или со взрослыми. Комбинируя элементы в постройке, планируя расположение домов, мостов и дорог, ребёнок попутно развивает пространственное восприятие, тренирует глазомер и развивает архитектурное мышление. Всё это сближает строительные игры с дидактическими, то есть обучающими играми.
  • Подвижная игра. Немаловажным является и элемент движения: ребята переходят с места на место, переносят материалы для стройки, изображают энергичные движения гребцов на корабле, готовят космический корабль к старту, имитируют управление ракетой. При этом в работе с мелкими деталями активно задействованы кисти рук, укрепляется мускулатура и совершенствуется мелкая моторика. Присутствие физической активности приближает строительные игры к подвижным играм.

Мальчики построили большой гараж и играют с машинками

Построив домики для своих машин, дети продолжают игру

Проведение строительных игр в детском саду

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Я. Коменский

Таблица: картотека строительных игр

Возрастная группа Название игры Описание
Младшая «Домик для котёнка, щенка и козлика» Идёт проливной дождь, котёнок по имени Гав промок. Он спрятался под лавочкой во дворе и совсем продрог, ему нужно построить тёплый и уютный домик. Детям раздаётся строительный материал, и они самостоятельно придумывают домик для котёнка.
  • Я возьму два кубика,
    Поставлю их близко.
    Крышу на них положу —
    Будет домик киске.
  • фигурки петушков;
  • по 3 кубика одного цвета каждому ребёнку.

Воспитатель проговаривает загадку и просит детей отгадать, кто же сегодня пожаловал к ним в гости (петушок). Дети здороваются с петушком, рассматривают яркий гребешок, крылышки, красивые сапожки и пышный хвостик, слушают звонкую песню, которой петушок будит всех ранним утром, читают потешки, проводят физкультминутку.

  • Вот идёт петушок, (Дети шагают, высоко поднимая ноги)
    Гордо поднял гребешок. (Высоко поднимают головы)
    Красная бородка. (Отводят руки назад)
    Важная походка. (Взмахивают руками).

Петушок просит детей соорудить красивую башенку, чтобы он смог радостно встречать каждый новый день утренним пением. Воспитатель показывает малышам, как правильно и аккуратно выкладывать кирпичик на кирпичик. Затем предлагает каждому ребёнку построить башенку для своего петушка. В конце игры петушок благодарит детей за постройки и приглашает поучаствовать в подвижной игре «Крепко спит петушок».

  • Крепко спит петушок,
    На боку гребешок.
    Петя, глазки открой,
    Громко песенку спой!
    — Ку-ка-ре-ку!
    Я ребяток догоню!
  • Какие животные живут на ферме?
  • Как фермеры используют лошадей, как о них заботятся?
  • Что получают от коров, свиней, курочек? Как заботятся о них?
  • Зачем на ферме домик для собаки?
  • На каких машинах работают фермеры?
  • в самом начале пути жёлтую дорогу украшала голубая изгородь;
  • затем произошла встреча со Страшилой, и путешествие продолжилось по неровной дороге с ямами;
  • за лесом, в котором друзья познакомились с Дровосеком, дорога повернула налево и сменила цвет, некоторое время спустя, последовал поворот направо, дорога расширилась и окрасилась в зелёный цвет;
  • после того как к компании путешественников присоединился Лев, дорогу и вовсе прервал огромный овраг и река (дети принимают решение о строительстве моста через реку);
  • за мостом дорога сильно сузилась, вновь свернула направо и сменила цвет, но вскоре показалась кирпичная стена и ворота Волшебного города, от которого исходило зелёное сияние.
  • фигурки зверей,
  • строительный конструктор,
  • билеты,
  • бескозырка,
  • бинокль,
  • штурвал.
Читайте также:  После строительства индивидуального жилого дома если участок в аренде

Строительные игры в младших группах

Продолжительность строительной игры в младших группах, как правило, не превышает 10–15 минут. Наиболее распространёнными и действенными приёмами в работе с воспитанниками 2–4 лет являются:

  • Игра воспитателя с детьми. Педагог предлагает воспитанникам сюжет игры, показывает и объясняет способы конструирования, помогает отобрать детали, подсказывает с помощью наводящих вопросов, подбадривает малышей, если что-то не получается, напоминает, что нужно стараться всё делать аккуратно и красиво. В конце игры воспитатель вместе с детьми оценивает постройки, просит рассказать, какие конструкции получились самыми прочными и красивыми.
  • Игры малышей со старшими ребятами. Исследования показывают, что совместные строительные игры младших дошкольников со старшими стимулируют создание построек по замыслу, вызывают положительные эмоции и активизируют желание включиться в игру.
  • Использование игрушечного персонажа как мотива к действиям или повода к сюжетному обыгрыванию. Игровой сюжет разворачивается вокруг любимой игрушки (забавного мишки, ушастого зайки, милой матрёшки, смешного клоуна). Воспитатель от имени игрушечного персонажа просит детей восстановить разрушенный теремок или построить уютные домики для лесных гномиков.

Девочка построила небольшой город из строительного материала для куклы

Строя домик для любимого героя, малыш будет работать с большим интересом

Малышей 2–4 лет важно познакомить со строительным материалом и показать, как надо строить. Подражая действиям воспитателя, дети делают свои первые шаги в мире строительного конструирования. Постройки должны быть простыми и понятными, например, дорожка из ровных кирпичиков, ворота из двух столбиков и перекладины, забор, стол, башенка из цилиндра и конуса и т. д. Для того чтобы у малышей возникло желание строить и играть с постройкой, необходимо выбирать устойчивый материал среднего размера. Желательно, чтобы соединив 2–3 детали, маленький строитель смог узнать объект, который он задумал. Постепенно дети освоят умение складывать более сложные конструкции, например, дом из 5 деталей.

Следует учитывать, что в 2–3 года дети не столько строят, сколько нагромождают одну деталь на другую, плохо понимая, что они сооружают, быстро переключаясь с одного замысла на другой. Например, ребёнок выкладывает ряд кирпичиков, передвигает, имитируя с помощью голоса звуки, бегущего по рельсам поезда, прикладывает ещё 2 кирпичика, пробует передвинуть, но конструкция нарушается, он тут же забывает, что играл в паровозик, и выстраивает круглый заборчик.

Дети сооружают постройку из деревянных кирпичиков на полу

Строительный материал для игр младших дошкольников должен быть устойчивым, а постройки — простыми и понятными

Строительные игры в средней группе

Детям 4–5 лет можно демонстрировать образцы, в которых предусмотрен более высокий уровень технической сложности, например, многоэтажные гаражи с лифтами и парковочными платформами для машин, широкий мост для многополосного движения транспорта, здание цирка круглой формы. Воспитатель может смело опираться на инициативность и любознательность детей этого возраста, ограничиваться словесным объяснением без детального показа алгоритма действий. Для четырёхлетних детей по-прежнему основным стимулом перехода к сюжетной игре является появление игрушки, вокруг которой и будет выстраиваться последующее действо. Продолжительность игры увеличивается до 20 минут.

В работе с воспитанниками 4–5 лет стоит учитывать своеобразие предпочтений и интересов, например, мальчики с оживлением и интересом воспримут идею о сооружении космодрома, девочек же вдохновит предложение стать дизайнерами мебели для кукольного домика или построить ферму из домиков и заборчиков для домашних животных. Стоит учитывать, что большая часть детей отдаст предпочтение ролевой игре в салон красоты, дочки-матери или путешествие за сокровищами, чем строительному конструированию. Некоторые ребята умеют создавать интересные постройки, но к обыгрыванию сюжета интереса не проявляют, поэтому очень важен дифференцированный подход со стороны педагога, который с учётом индивидуальных интересов и потребностей одному ребёнку предложит стать строителем, а другому — принять активное участие в ролевом аспекте игры.

Дети строят зоопарк из деревянных фигурок

Можно предложить ребятам построить зоопарк для игрушечных зверей, которым негде жить

Интересными для воспитанников средней группы могут быть следующие строительные игры:

  • «Загородки и заборы»,
  • «Ферма»,
  • «Зоопарк»,
  • «Гараж для автомобилей»,
  • «Цирк»,
  • «Мосты большого города»,
  • «Комната для куколки» и т. д.

Дети играют в ферму

Дети самостоятельно выбирают материал, выстраивают ограду для фермы и загоны для животных

Строительные игры со старшими дошкольниками

Основная задача педагога — развитие интереса к строительной игре, для чего нужно ориентировать старших дошкольников на результат, необходимый для организации сюжетной игры. Например, построить город с мостами и дорогами, а затем устроить интересную игру с машинками и поездами. Пробудить интерес поможет чтение увлекательного рассказа, интересная беседа, которая стимулирует игровой азарт и желание творить. Сюжетная игра окажет, в свою очередь, положительное влияние на вовлечение детей в ролевые действия.

Приведём пример сочетания сюжетной и строительной игры.
Девочки играют в куклы, сюжет игры — поездка в летний лагерь. Дети складывают кукольную одежду, игрушки, посудку в машины и «едут» в другую часть групповой комнаты. Одна из девочек предложила построить домик для кукол и принесла строительный материал, две другие девочки подхватили инициативу и принялись за строительство веранды, кухни, спальни.

Закончив строительство, дети распределили между собой роли: воспитательница в группе старших (большие куклы), воспитательница в группе младших (маленькие куклы) и повар. Наблюдавшая за игрой воспитательница предложила девочкам оборудовать игровую площадку, построить кроватки, шкафы и столы для маленьких кукол. Строить перегородки и мебель дети научились ещё в средней группе, но опыт совместного планирования комнат и оформления интерьера оказался для них новым и полезным.

Дети построили из жёлтых деревянных кирпичиков дорогу к Изумрудному городу и разыгрывают сказку

Закончив постройку, дошкольники с увлечением развивают сюжет игры

Постройка становится своеобразным эпицентром, вокруг которого разворачивается сюжетная игра. Во время парной игры детей за одним столом воспитатель советует соединить две конструкции в одну, например, объединить два домика в двухэтажное строение. Дальше можно наблюдать, как дети придумывают вместе план многоквартирного дома, предварительно согласовывают размещение комнат, коридоров, лестниц и т. д. Постепенно продолжительность строительной игры у старших дошкольников возрастает до 30 минут.

В 6 лет у детей возрастает интерес к архитектурной выразительности построек, они стараются усовершенствовать конструкции, создавать красивые, симметричные и художественно привлекательные сооружения. Но иногда замысел оказывается слишком сложным для практического воплощения и требует от дошкольника серьёзной умственной работы, вот тут-то и нужна подсказка педагога, показ новых возможностей использования материала. Например, ребёнок занят строительством станции метро, но, пытаясь соединить колонны арками, обнаруживает, что расстояние между брусками слишком велико, если передвинуть колонны поближе, то разрушится вся конструкция. Внимательный педагог посоветует использовать дополнительные длинные пластины для перекрытий и на них уже поставить арки.

Со старшими дошкольниками можно проводить дидактические игры по схеме-образцу:

    Вариант первый: дети должны соорудить постройку по образцу из деталей, которые указаны в технологической карте.

Домик из деревянных деталей и технологическая карта к постройке

В этом варианте игры ребёнок сооружает постройку из заданного количества деталей определённой формы

Мальчик фиксирует количество использованных деталей постройки в технологической карте

Дошкольник конструирует произвольную постройку, но количество использованных деталей отмечает в технологической карте

С детьми, которые вполне уверенно конструируют по образцу можно приступать к работе по схемам и чертежам. Мало просто предложить чертежи, необходимо рассмотреть и разобрать их вместе с детьми, при необходимости показать способы скрепления деталей.

Фотогалерея: схемы для конструирования простейших построек

Младшим дошкольникам можно предложить построить ворота для мишки или куклы При строительстве моста педагог может поставить условие: он должен быть устойчивым и выдерживать игрушечные машинки Девочки с удовольствием построят кроватки для своих кукол Гараж строят с учётом размера машинки, которую планируют туда поместить При постройке разноцветных башенок ребёнок учится соблюдать верную последовательность цветов С построенной горкой для игрушек ребятам будет интересно играть в дальнейшем

Таблица: пример конспекта строительной игры для старших дошкольников (фрагмент)

  • Схемы построек,
  • атрибуты для конструирования,
  • конструктор.
  • Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий, строительству города, деревни;
  • ознакомление с элементарными математическими представлениями.
  • Плывёт кораблик по реке,
    А мы идём рука в руке. (Идут по кругу)
    А речки голубой поток, (Показывают волны)
    А через речку есть мосток, (Соединяют руки, локти выше)
    А за мостом дома стоят, (Руки над головой)
    А в тех домах детишки спят. (Ладошки под щёку)
    Скоро солнышко взойдёт, (Руки вверх, потягиваются)
    Петух песенку споёт «Кукареку»,
    И все детишки встанут тут (Идут по кругу)
    И дружно в садик побегут! (Бегут)
    Все… прибежали в детский сад?

Анализ строительной игры в детском саду

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется проводить исследование игровых навыков 3 раза в год с целью корректирования деятельности педагога. В работе со старшими дошкольниками анализ проводят в начале и в конце учебного года. Анализ профессиональных умений педагога осуществляет старший воспитатель или методист.

Критерии анализа игр со строительным материалом:

  • Соответствие поставленных развивающих, образовательных и воспитательных задач возрасту детей.
  • Качество подготовительной работы, её целесообразность (экскурсия, беседа, чтение, наблюдение во время прогулки).
  • Педагогические приёмы стимулирования и руководства игрой.
  • Вид конструирования, соответствие возрастным интеллектуальным и психологическим нормам развития:
  • по образцу;
  • по условиям;
  • по замыслу;
  • по схемам и рисункам.

Четыре мальчика в жёлтых касках играют с машинками и строительным материалом

Наблюдая за ходом игры, воспитатель оценивает постройки воспитанников и их обыгрывание ребятами

Для заполнения протоколов игровой активности воспитанников потребуются объективные данные об игре каждого ребёнка. Получить их можно посредством наблюдения за играми детей в группе, на участке, а также создания игровых проблемных ситуаций с тактичным участием педагога.

Таблица: протокол игровой активности дошкольников

Области развития Параметры оценки Баллы
Содержание игры Замысел игры появляется:
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
  • задачи ставит взрослый;
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
  • развёрнутые;
  • обобщённые.
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
  • взрослого;
  • ребёнка.
  • со взрослым;
  • со сверстником.
  • взрослого;
  • ребёнка.
  • со взрослым;
  • со сверстником.
  • взрослому;
  • сверстнику.
  • от взрослого;
  • от сверстника;
  • отказывается.
  • кратковременное;
  • длительное.

Примеры проведения строительных игр в детском саду

Предлагаем ознакомиться с видеоматериалами, иллюстрирующими особенности проведения строительных игр в детском саду.

Источник: melkie.net

Рейтинг
Загрузка ...