Что такое монорельс в строительстве

Монорельс: история развития и особенности

Монорельс – это один из видов рельсового транспорта. Главная его отличительная особенность заключается в том, что подвижной состав движется по одному рельсу, а не двум, как это характерно для других видов рельсового транспорта.

История развития

Монорельс, как вид транспорта, имеет насыщенную и богатую историю. Мало кто знает, что первый монорельс в России появился раньше паровоза. Еще в 1820 году в небольшом подмосковном селе Иван Эльманов возвел удивительную конструкцию, которую назвали «дорогой на столбах». Это и был первый монорельс в России.

Через время житель Великобритании Генри Робинзон Пальмер создал некую конструкцию, которая внешне была схожая с российским монорельсом. В 1821 году изобретение британцем было запатентовано. По уложенному на столбы брусу лошади тащили вагонетки. Использовать этот вид транспорта начали в 1824 году, но только для грузовых перевозок.

Как работает монорельс

На основе этой конструкции был построен монорельс, который с 1825 года начал использоваться для осуществления пассажирских перевозок.

Новый виток в развитии

В конце девятнадцатого столетия монорельс набирает популярности. Его возводят в разных странах, он широко применяется для грузовых и пассажирских перевозок. К примеру, в 1872 году в Москве на политехнической выставке прошла презентация небольшого участка такой необычной рельсовой дороги. В этом же году в Леоне продемонстрировали монорельс с кабельной тягой. Через несколько лет прошла презентация парового монорельса в США.

В истории монорельса имеют и печальные страницы. К примеру, паровой монорельс длиной более 6 км в Пенсильвании меньше чем через год с момента открытия (1878 год) был закрыт. Причиной послужила масштабная катастрофа, в которой погибло четыре человека, включая машиниста. Данная монорельсовая дорога считалась универсальной, так как использовалась для транспортировки различных грузов и перевозки пассажиров.

С изобретением электричества в истории монорельса началась новая эпоха. Инженеры и изобретатели начали проектировать этот вид транспорта с электрическим приводом. Одна из первых подобных презентаций была проведена в Нью-Джерси в 1887 году. В 1891 году в Сент-Луисе спроектировали монорельс с вагонами, внешне очень похожими на трамвайные. В России монорельс с электрическим приводом был спроектирован в 1897 году инженером Романовым, хотя эксплуатироваться он начал только спустя два года.

Несмотря на то, что над проектированием и усовершенствованием монорельса работали известные инженеры практически во всех уголках мира, популярности этот вид транспорта в кон 19 века так и не набрал. Была построена всего одна дорога, которая использовалась на протяжении довольного длительного времени – с 1888 по 1924 год. Речь идет о монорельсе в Ирландии, по которому осуществлялись перевозки из Баллибуниона до Листоуэла. В дальнейшем конструкция не приобрела популярности и распространения.

Монорельс | Как это сделано? | Discovery Channel

Монорельсовая дорога в Москве

Идея возведения монорельсовой дороги в столице появилась очень давно. Еще в 1933 году в парке имени Горького была построена уменьшенная копия аэропоезда Вальднера. Это поезд, который передвигался по эстакадам по среднему одному рельсу. Состоял он из вагона длиной 2,5 метра и использовался для пассажирских перевозок. Местами разгонялся до скорости 120 км/ч.

Уменьшенная модель работала идеально и без каких-либо сбоев при любых погодных условиях. В 1935 году было принято решение построить участок такой дороги в натуральную величину.

Читайте также:  Что такое высота в строительстве определение

В 1967 году было спроектировано строительство монорельсовой дороги в Москве. Кроме этого, был построен опытный вагон для перевозок по этой дороге. После проведения ряда испытаний было установлено, что вагон не соответствует нормам безопасности, поэтому вместо монорельса разумнее протянуть метро.

В 90-х годах идея о строительстве столичного монорельса возобновилась. Был разработан проект строительства, правда, в процессе в него внесли ряд корректив, касающихся, в том числе, и маршрута. Изначально планировали построить дорогу от метро «Ботанического сада» вдоль Ярославского шоссе, но после продлили до станции метро «Тимирязевская». Над созданием проекта трудилась специально созданная компания ОАО «Московские Монорельсовые Дороги» совместно с Московским Институтом Теплотехники.

Основным назначением построенного монорельса была не транспортировка пассажиров, а парко-рекреационные цели. Иными словами он должен использоваться в качестве развлечения. Изначально чиновники заявили о пропускной способности транспорта в 6000 человек в час. Учитывая то, что вместительно вагона составляет около 20 человек, в час монорельс способен перевезти 3,5-3,6 тысяч пассажиров. Стоимость строительства монорельсовой дороги можно сравнить с возведением легкого метро.

Состав, который был построен, подвергался различным проверкам и испытаниям. В зимнее время был обнаружен существенный его недостаток. На обмерзшей балке состав буксовал, что делало его передвижение невозможным. Чтобы решить эту проблему, инженеры разработали новый линейный асинхронный привод. Зимой 2002-2003 года были проведены испытания состава с новым приводом.

Результаты оказались хорошими, поэтому приступили к изготовлению вагонов. Всего было построено 6 составов, каждый из которых насчитывает 6 вагонов. Строительство каждого состава обошлось в среднем в 1 миллион долларов.

Монорельс представляет собой конструкцию, которая состоит из двух путевых балок, скрепленных между собой. Монтируются балки на железобетонные опоры. На всей трассе монтировано 167 опор. Между ними также уложены дорожки для пешеходов. Длина всей дороги равна 4,7 км.

Запуск монорельсовой дороги несколько раз переносился, но 20 ноября 2004 года состав перевез первых пассажиров. Изначально работа монорельса была запланирована в так называемом экскурсионном режиме. Составы курсировали с интервалом в 30 минут, чтобы загруженность транспорта была невысокой. Детям до 6 лет проезд на новом для столицы виде транспорта бесплатный. Билет для взрослых – 50 рублей, а для льготных категорий (студентов, школьников, пенсионеров) – 25 рублей.

В будущем запланировано запустить в эксплуатацию 8 составов с 6 вагонами каждый. Планируется, что курсировать составы будут с интервалом в 2 минуты. Их скорость будет варьироваться от 28 до 60 км/ч.

Популярность монорельса во всем мире

Монорельс сложно назвать не очень популярным видом транспорта. В качестве общественного транспорта в Европе монорельс используется только в двух города: в Вуппертале его протяженность составляет 13,3 км, а в Дортмунде – всего 3 км. Существует еще один монорельс в Европе. В Дюссельдорфе он курсирует между аэропортом и железнодорожным вокзалом, но его длина составляет всего 2,5 км.

Небольшая популярность монорельса и в Северной Америке. В США всего четыре дороги длиной от 1,5 до 7 км. Находятся они в Лас-Вегасе, Сиетле и Джексонвиле. Самый длинный монорельс во всем мире находится во Флориде в Диснейленде. Его протяженность составляет более 23 км.

В Австралии также имеется монорельс. Находится он в Сиднее. И хотя его протяженность всего 3,6 км, он успешно выполняет роль общественного транспорта и перевозит пассажиров из одного конца города в другой.

Азиатские страны совсем по-другому относятся к этому виду транспорта. Монорельс они считают перспективным видом передвижения в черте населенных пунктов и за их пределами. К примеру, в Японии возведено более 100 км монорельсовых дорога, а протяженность самого длинного пути составляет почти 24 км.

Читайте также:  Что дает диплом в строительстве

Монорельсы имеются в Сингапуре, Джакарте и многих других азиатских городах, причем успешно используются в качестве общественного транспорта, для перевозки пассажиров. С уверенностью можно сказать, что будущее у монорельса имеется. Применяемые современные технологии позволяют сделать этот вид транспорта более безопасным, быстрым и комфортным.

Источник: pzb-online.ru

Прерванная эпоха монорельса: почему необычный транспорт оказался практически забыт

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

С наступлением научно-технической революции транспорт стал развиваться семимильными шагами. Поэтому не кажется удивительным, что практически сразу после появления железной дороги в ее традиционном виде в ряде странах стали строить и монорельс. И распространялся он по миру стремительно. Еще сто лет назад его считали едва ли не самым перспективным типом транспорта, который в будущем будет на каждом шагу. Однако все оказалось не так радужно, как представлялось в начале прошлого столетия, и сегодня монорельсовые дороги оказались пережитком прошлого, о котором уже практически не вспоминают.

Сегодня от большинства монорельсов осталась лишь память. /Фото: popmeh.ru

История появления и развития монорельса занимательна прежде всего тем, что буквально с момента своего появления их стали строить в ряде стран одновременно, но независимо друг от друга. Так было и с самыми первыми проектами. И хотя официально пальма первенства по разработке монорельсовой дороги давно закреплена за англичанами, на самом же деле прародитель этого транспорта появился, как ни странно, в России.

Было это так: в 1820 году инженер из подмосковной деревни Мячково по имени Иван Эльманов придумал и отстроил так называемую «Дорогу на столбах». Она представляла собой вагонетки с запряженными лошадьми, которые катились по продольному брусу. Существует также другое описание Эльмановской дороги: вагонетки подвешивались к балке, а лошади, в свою очередь, тянули из с земли. Длина предтечи монорельса составляла несколько саженей. И хотя практически дорога не использовалась, да и к тому же быстро оказалась предана забвению, именно она считается первым в мире прототипов монорельсовой дороги.

Предполагаемый вид монорельса Ивана Эльманова. /Фото: narod.ru

А вот в Великобритании монорельс был спроектирован в 1821 году Генри Робинзоном Палмером, причем, несмотря на то, что британец понятия не имел о «Дороге на столбах», обе конструкции имели ряд схожих черт. В 1822 году разработчик получил патент на свою однорельсовую дорогу, а в жизнь проект был воплощен уже через три года как Чешунтский путь на конной тяге.

После развитие монорельса затормозилось на полвека, в основном из-за невозможности модернизации технологии. Все дело в том, что единственным потенциально подходящим тягачом для вагонеток мог быль только паровой двигатель, но в то время он был еще слишком тяжелым. Ситуация изменилась лишь тогда, когда появился электропривод, а мостовые конструкции стали металлическими.

Патент Генри Палмера на его монорельсовую дорогу. /Фото: gracesguide.co.uk

В конце 19 века параллельно разрабатывалось сразу несколько проектов монорельсового транспорта в разных странах – США, Германии, России. Главной отечественной разработкой этого типа была так называемая Гатчинская дорога. Презентация этого проекта прошла в Петербурге в 1897 году ее автором, инженером Ипполитом Романовым.

Его модель представляла собой вагон, который двигался по эстакаде длиной в 200 метров со скоростью в 15 кмч. В 1900 году в журнале «Железнодорожное дело» был выпущен материал о Гатчинской дороге, где было признано ее преимущество перед зарубежными аналогами. Однако несмотря на перспективность и успешные результаты испытаний, проект Романова так и не был развит.

Читайте также:  Куда вступать в долевое строительство

Гатчинский монорельс мог стать началом большого проекта, но не случилось. Фото: history-gatchina.ru

А вот идеи немецкого инженера Карла Ойгена Лангена, пусть и после его смерти, но были воплощены в жизнь настолько успешно, работают до сих пор. Монорельсовая подвесная дорога системы Ойгена Лагена была построена в немецком городке Вупперталь и введена в эксплуатацию 1 марта 1901 года. Ее длина составляет 13,3 км, а проходит она как над улицами города, так и над руслом реки Вуппер на высоте примерно двенадцать метров. На сегодняшний день Вуппертальская дорога носит гордое звание старейшего монорельсового подвесного транспорта в мире.

Вуппертальский монорельс Ойгена - больше ста лет успешной работы. /Фото: varlamov.ru

Мировые войны и транспортная революция в виде появления авиации несколько приостановили развитие монорельсов, хотя о них окончательно никто не забывал, продолжая разрабатывать все новые проекты. Но вот на отечественных просторах долгое время задумки подобного типа были вытеснены не периферию истории.

Ситуация могла кардинально измениться и стать новым витком в истории развития монорельсовых дорог при Хрущеве. Генсек, завидев французский опыт строительства и эксплуатации такого типа транспорта, справедливо решил, что подвесная проезжая часть может стать решением проблемы загруженности наземной дороги. За предложение Никиты Сергеевича взялись с должным энтузиазмом.

Монорельс на обложке журнала «Техника молодежи» /Фото: zagge.ru

Советские специалисты в рекордные сроки разработали сразу несколько проектов, а также технические требования к монорельсам. По планам правительства, подвесная дорога должна была появиться во большинстве крупных городах СССР. Однако после ухода Хрущева с поста и сворачивания ряда подобных проектов за границей эти грандиозные планы остались на бумаге.

И все-таки кое-что по этим задумкам построить успели. Речь идет о киевской надземной дороге. Только эта монорельсовая эстакада была создана не специалистами из Москвы, а энтузиастами Киевского политехнического института (А. Шаповаленко, К. Быков, А. Вишникин и С. Ребров), при поддержке директора завода им. Дзержинского Г. Ижели и финансовой помощи правительства Украины.

Увы, и он не стал полностью реализованным проектом, но было ближе всего к воплощению в жизнь.

Киевский монорельс имел все шансы быть реализованным. /Фото: everyday.in.ua

Нельзя сказать, что с наступлением нового столетия о однорельсовом пути все резко забыли. Ведь такие дороге периодически строят, это же относится и к Московскому монорельсу, открытому в 2004 году. Существуют и зарубежные проекты подобного рода. Однако «транспортной панацеей», какой видели этот транспорт еще сто лет назад, он так и не стал. Остается лишь надеяться, что проекты монорельса однажды вновь станут актуальными.

Источник: novate.ru

Рейтинг
Загрузка ...