Муниципальный заказ — это закупка органами местного самоуправления, осуществляемая при помощи общественных средств (бюджетных — в первую очередь). Разница между муниципальным и государственным заказом невелика, однако законодательство отдельно оговаривает такое понятие как муниципальный заказ.
Собственно, оно существует для определения заказчика: государственный или же муниципальный орган. Муниципальные, так же как и государственные, заказы призваны удовлетворять государственные нужды. Управлением и теми и другими заказами, а также ведением сайтов для них занимаются специальные агентства. Именно они отслеживают, правомерно ли размещен тот или иной муниципальный заказ, и соответствие всех сопутствующих процедур.
Основные правила, по которым размещается муниципальный заказ
Размещение заказа, будь то муниципальный или государственный заказ, осуществляется в рамках так называемого тендера. Задача тендера на выполнение заказа состоит в поиске поставщика, который предложит максимально выгодное и надежное сотрудничество.
Особенности осуществления закупок в строительстве
Каждый муниципальный заказ должен размещаться на сайте муниципальных заказов, вне зависимости от суммы, на которую он рассчитан.
Сегодня существует несколько законодательно утвержденных способов для размещения любого муниципального заказа:
- Конкурс (открытый или закрытый)
- Аукцион (открытый или закрытый)
- Биржевые торги
- Запрос котировок
- Закупки у одного (единственного) поставщика
- Электронный аукцион
Выбирается оптимальный способ, при помощи которого будет размещен муниципальный заказ, исходя из сроков и объемов контракта, которые призван реализовать муниципальный или же государственный заказ. Причем формированием такого заказа может заниматься как госзаказчик, так и специально им нанятый организатор. На сегодняшний день существуют специализированные организации, которые занимаются управлением такого рода заказами.
Муниципальный заказ формируется при помощи создания конкурсной документации, которая описывает все требования к товарам, услугам и работам, а также сроки, которые предоставляются на предоставление заявок от исполнителей. Когда муниципальный заказ полностью сформирован, он размещается в реестре на сайте муниципальных заказов.
Муниципальный заказ обязательно размещается открыто для того, чтобы как можно больше поставщиков или исполнителей могло принять участие в тендере. Главная цель такого мероприятия — создание условий свободной конкуренции, прозрачности сделок и, в конечном итоге, экономии средств бюджета.
Муниципальный заказ: от организации — до исполнения
Как правило, размещение муниципальных заказов происходит открыто. Для того чтобы провести закрытый тендер требуются веские основания (например, очень сжатые сроки или соблюдение государственной безопасности) и специальное разрешение органов, которые занимаются управлением муниципальными заказами.
Сразу после того, как в интернете появится опубликованный заказ, заказчик обязан сообщить об этом в прессе, иначе тендер может быть объявлен недействительным.
Подробный разбор 44-ФЗ для новичков в госзакупках!
Управление муниципальными заказами представляет собой юридически сложный процесс, именно поэтому многие заказчики предпочитают перепоручать его профессиональным фирмам, которые проводят тендеры от начального этапа — создания условий и до последнего — заключения контракта.
Источник: www.financialguide.ru
Как получить государственный или муниципальный заказ?
Госзакупки (государственные закупки) – это приобретение, товаров, работ, услуг для государственных нужд, осуществляемое за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков.
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного малого бизнеса.
Госзакупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве.
Нормативная база
Отношения в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок регламентируются:
- параграфом 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) (№ 51-ФЗ от 30.11.1994 г.);
- ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (№ 145-ФЗ от 31.07.1998 г.);
- федеральным законом № 94-ФЗ (от 21.07.2005 г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- федеральным законом № 53-ФЗ (от 02.12.1994 г.) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;
- федеральным законом № 213-ФЗ (от 27.12.1995 г.) «О государственном оборонном заказе»;
- федеральным законом № 135-ФЗ (от 26.07.2006 г.) «О защите конкуренции»;
- указом Президента РФ № 305 (от 08.04.1997 г.) «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с прилагающимся «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд»);
- постановлением Правительства Российской Федерации №26 (от 11.02.2000 г.) «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд»;
- постановлением Правительства Российской Федерации №813 (от 28.12.2006 г.) «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства»;
- распоряжением Правительства Российской Федерации № 236-р (от 27.20.2008 г.) «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона».
Памятка предпринимателю
Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Размещение заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (при сумме заказа до 1 000 000 рублей);
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах) (при сумме заказа до 500 000 рублей).
Во всех остальных случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.
Перед участием в государственных закупках каждый предприниматель должен оценить свои возможности. Требования к участникам торгов определены в ст. 11 Закона о закупках.
Необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Финансовое состояние своей компании.
- Наличие свободных финансовых ресурсов.
- Наличие специалистов в области государственных закупок.
- Наличие главного бухгалтера, знающего и умеющего работать с бюджетом.
- Возможность поставлять товар, оказывать услуги выполнять работы на свои средства с последующей оплатой из средств бюджета.
- Соответствие законодательству.
- Знание, где и как можно ознакомиться с размещением информации о закупках.
- Наличие недобросовестной конкуренции.
- Наличие коррупции при государственном заказе.
Информация о закупках размещается на официальном сайте Российской Федерации http://www.zakupki.gov.ru/ и на официальных сайтах субъектов Федерации (информацию о них можно получить на том же сайте). Информация о муниципальных заказах содержится на официальных сайтах муниципальных образований.
Алгоритм оценки документации по торгам и принятия решения:
- Генеральный директор (коммерческий директор) оценивает:
- кто является заказчиком;
- средства какого бюджета используются для финансирования данной закупки;
- место поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;
- сроки поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;
- начальную цену;
- наличие аванса;
- порядок оплаты;
- ответственность сторон;
- даты окончания срока подачи заявок;
- дату проведения процедуры вскрытия конвертов или аукциона.
Источник: businessnnov.ru
Муниципальный заказ — это. Понятие, юридическое определение, законодательная база и условия размещения
Понятие «государственный заказ» известно многим. Но что такое муниципальный заказ? Это нам предстоит выяснить в данной статье. Представим определение этого слова, разновидности подобного заказа. Определим для него законодательную базу, правила и принципы размещения.
Понятие
Муниципальный заказ — это совершение закупок структурой местного самоуправления с задействованием для данных целей общественных средств. В первую очередь — бюджетных денег.
Система подобных заказов является одним из основных регуляторов экономических процессов на местном уровне власти. В отдельных случаях муниципальный заказ трактуется неоправданно узко — разновидность конкурсной закупки разновидностей материальных ресурсов для нужд муниципалитета. Еще реже — способ оказания муниципальных услуг.
Более широкое понимание муниципального заказа: это идеология формирования и дальнейшего использования расходной доли местных бюджетов, один из элементов управления финансовыми ресурсами всей массы муниципальных образований.
Проблема современности
В идеале через муниципальные заказы должна проходить вся продукция, приобретаемая для нужд местной системы власти. А также вся масса бюджетных муниципальных услуг, оказываемых как самими муниципальными, так и иного рода исполнителями.
Но в настоящее время, к сожалению, размещение муниципальных заказов в РФ — более исключение, чем правило. Нет единой службы, которая была бы ответственна за организацию такого рода заказов. Поэтому каждый структурный отдел местного самоуправления самостоятельно ищет для себя исполнителей. Или работает только со знакомыми, известными ему поставщиками, закрыв для себя возможность знакомства с более выгодным и надежным новым сотрудничеством.
Муниципальный или государственный?
Есть ли отличия между муниципальным и государственным заказом? Да, но на самом деле разница невелика. Законодательство все же определяет как отдельное явление муниципальный заказ. Это нужно в первую очередь для того, чтобы обозначить заказчика — муниципальный или госорган власти. Но и тот и другой работают в одном направлении — это удовлетворение государственных нужд.
Управлением подобными заказами, созданием для них интернет-площадок занимаются специализированные агентства. Они отслеживают, насколько правомерно размещен заказ, соответствуют ли сопутствующие ему процедуры предписаниям законодательства.
Контракт или заказ?
Следует различать эти близкие, но при этом разные понятия. Рассмотрим, как их трактует российский Бюджетный кодекс.
Муниципальный контракт — это вид договора, заключенный структурой местного управления,различными бюджетными учреждениями, уполномоченными органами или организациями от имени определенного муниципального образования с физическими или юрлицами. Цель такого контракта — обеспечение муниципальных нужд, что предусмотрены границами местных бюджетов.
Муниципальным заказом называется совокупность уже подписанных муниципальных контрактов — на поставку продукции, оказание услуг за счет средств из местной госказны.
Что является предметом заказа?
По российскому законодательству, предметами муниципальных заказов выступают:
Главные задачи
Размещение муниципальных заказов преследует сразу несколько важных задач:
- Снижение расходов на отдельные разновидности товаров и услуг.
- Адресное предоставление социальных услуг населению, которое объективно нуждается в подобной поддержке.
- Приоритетное развитие конкретных разновидностей услуг, объемы которых по определенным причинам не могут регулироваться рыночными механизмами.
- Сокращение периодов исполнения муниципальных услуг, обеспечение их высокого качества.
Принципы осуществления
Рассмотрим теперь важнейшие принципы осуществление муниципальных заказов:
- Применение нормативно установленных процедур планирования и дальнейшего осуществления закупок.
- Обеспечение всем открытого доступа к участию в проводимых конкурсах на выполнение муниципальных заказов. В это число входит и осуществление закупок продукции для муниципальных нужд на различных товарных биржах.
- Жесткий контроль за размещением муниципальных контрактов.
- Обеспечение экономии бюджетных средств.
- Соблюдение принципов свободной конкуренции.
Законодательное регулирование
Рассмотрим, что сказано о муниципальном заказе в законе. Регулирующими актами здесь будет выступать следующие:
- ФЗ «О размещении заказов на работы, товары и услуги для муниципальных и госнужд» №94 (2005).
- Ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.
- Ст. 447-449 ГК РФ.
- Ст. 70-73 российского Бюджетного кодекса.
Надо отметить, что в настоящее время во многих муниципалитетах приняты нормативные акты, регулирующие процессы размещения заказов структурой местного самоуправления.
Разновидности явления
Размещение муниципального заказа (как и государственного) осуществляется в строгих рамках тендера. Главная цель тендера на выполнение подобных заказов — поиск поставщиков, готовых предложить максимально надежное и выгодное сотрудничество.
Муниципальные заказы, как правило, размещаются на специальном официальном сайте. Вне зависимости от фигурирующей в них сумм.
Закон о государственном, муниципальном заказе вводит несколько утвержденных способов для его размещения:
- Открытый или закрытый конкурс.
- Открытый или закрытый аукцион.
- Запрос котировок.
- Проведение биржевых торгов.
- Электронные аукционы.
- Проведение закупок у единственного поставщика.
Правила размещения
Муниципальный заказ — это выбор наиболее подходящего варианта среди вышепредложенных. На него большое влияние оказывают объемы, сроки контракта, который государственные или муниципальные власти намереваются реализовать.
Формированием заказа тут также может заниматься и сам госзаказчик, и специальный организатор, им нанятый. На сегодняшний день можно встретить и массу специализированных организаций, занимающихся управлением муниципального заказа.
Данный заказ формируется путем создания конкурсной документации. В ней описываются все требования к необходимым государству или муниципалитету товарам, услугам, работам. Указываются сроки, на протяжении которых исполнители могут оставить свои заявки на выполнение заказа. После его полного формирования заказ размещают в специальном реестре на сайте муниципалитета.
Размещение муниципального заказа (на муниципальные услуги, к примеру) — обязательно открытое. Цель: чтобы как можно больше исполнителей или поставщиков смогли принять участие в тендере. Главных целей проведения подобного мероприятия несколько:
- Создание подходящих условий для здоровой конкуренции.
- Обеспечение прозрачности сделок.
- Экономия средств из государственного или муниципальных бюджетов.
Схема-алгоритм
В большинстве случаев заказчики придерживаются этой схемы. Однако в отношении определенных муниципальных образований она может изменяться:
- Разработка проекта местного бюджета на грядущий финансовый год. Сбор заявок о потребности бюджетных структур в разного рода товарах, услугах, работах — в пределах плановых величин бюджетных ассигнований.
- Разработка сводного плана муниципального заказа.
- Определение заказчиков по отдельным позициям. Иными словами, определяется, кто и в какой нише муниципальной деятельности будет наделен этой функцией заказчика — правомочием заключать с исполнителями и поставщиками муниципальные контракты.
- Размещение подготовленного муниципального заказа. Учет заключенных контрактов, контроль за их исполнением.
В ходе исполнения заказа параллельно проходит сбор заявок от структур муниципалитета на грядущий финансовый год. К его началу сводный план уже должен быть полностью готов к утверждению.
Организация и исполнение
Муниципальный заказ на муниципальные нужды размещается, как мы уже отметили, открыто. Чтобы сделать конкурс или аукцион закрытым, нужны только веские основания. Например, обеспечение государственной безопасности. Или сжатые сроки исполнения. Также требуется разрешение на то специальных госорганов, занятых управлением госзаказами.
После того как на сайте муниципалитета появится новый заказ, его заказчик должен сообщить об этом факте в местные СМИ. В противном случае тендер может быть признан недействительным.
Само же управление подобными муниципальными заказами — достаточно сложный процесс с юридической стороны. Поэтому большее количество заказчиков предпочитают перепоручать его специализированным фирмам-исполнителям. Профессионалы проводят тендеры от стартового этапа (создания подходящих условий для проведения) до заключения контракта с определенным исполнителем или поставщиком.
Муниципальный заказ во многом напоминает государственный. Только заказчиком тут выступает не федеральная власть, а система местного самоуправления. Пока что практика размещения таких заказов не распространена широко в России. Но в некоторых муниципалитетах уже действуют соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие размещение подобных заказов.
Источник: fb.ru
Муниципальное задание и муниципальный заказ
Муниципальное задание — документ, регулирующий отношения между органами местного самоуправления и подведомственными им муниципальными учреждениями и некоторыми иными юридическими лицами. Оно устанавливает требования к составу, качеству, объему, условиям и порядку оказания услуг и выполнения работ за счет средств местного бюджета.
Выполнение муниципального задания является обязательным. Оно разрабатывается главным распорядителем бюджетных средств на срок до одного года или трех лет, при условии ежегодного уточнения. Размещение муниципального задания осуществляется на внеконкурсной основе.
Муниципальное задание должно содержать:
Показатели муниципального задания используются при составлении проектов местных бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг и выполнение работ, при составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение муниципального задания бюджетным или автономным учреждением.
Следует отметить, что органы местного самоуправления в РФ имеют незначительный опыт работы с муниципальными заданиями.
Другим важным механизмом обеспечения жизнедеятельности местного сообщества выступает муниципальный заказ. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование и размещение муниципального заказа относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Муниципальный заказ — совокупность контрактов, заключенных муниципальными органами власти на поставку товаров, производство работ и оказание услуг за счет средств местного бюджета. Муниципальные контракты заключаются между главным распорядителем бюджетных средств, действующим от имени муниципального образования, с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд. Это потребности в товарах, работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления ряда государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления на основании нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
Основными принципами реализации муниципального заказа являются:
- • обеспечение максимальной эффективности использования бюджетных средств;
- • содействие развитию добросовестной конкуренции среди исполнителей муниципального заказа;
- • предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказа;
- • обеспечение гласности и прозрачности процедур при размещении муниципального заказа.
Реализация муниципального заказа — сложная процедура, включающая механизмы формирования, размещения и исполнения. Это обусловлено тем, что через муниципальный заказ проходят почти все товары, работы и услуги, необходимые для обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. Муниципальный заказ — основа формирования и исполнения расходной части местных бюджетов, важнейший механизм управления финансовыми ресурсами муниципального образования.
Формирование муниципального заказа осуществляется одновременно с подготовкой проекта местного бюджета, уполномоченными органами, которые собирают и обобщают заявки бюджетных организаций в товарах и услугах, необходимых для их деятельности. Эти органы рассматривают возможность удовлетворения этих заявок с учетом возможностей бюджета, после чего сводный план муниципального заказа утверждается главой администрации муниципального образования.
После утверждения местного бюджета все позиции муниципального заказа вносятся в базу данных бюджетной росписи. Это позволяет автоматически блокировать те из муниципальных контрактов, при заключении которых контрактные суммы превышают выделенные на них лимиты бюджетных ассигнований.
В каждом муниципальном образовании должен быть оформлен сводный реестр потребностей в товарах, работах и услугах, который может быть представлен всем юридическим и физическим лицам, заинтересованным в поставках продукции для муниципальных нужд. Данный документ размещается на официальном сайте муниципального образования.
На стадии формирования муниципального заказа определяются уполномоченные организации и заказчики, которые наделены правами заключать муниципальные контракты с исполнителями заказа — поставщиками товаров и производителями услуг.
Размещение муниципального заказа предполагает выбор способов его размещения и заключения муниципальных контрактов. Основными участниками системы муниципального заказа выступают муниципальные заказчики, участники размещения заказа и комиссии по его размещению.
В качестве муниципальных заказчиков вправе выступать как местная администрация, так и уполномоченные ее муниципальные организации, являющиеся получателями бюджетных средств.
Заказчик определяет номенклатуру и объемы поставок продукции, выполнения работ и оказания услуг для муниципальных нужд, разрабатывает процедуру размещения заказа, определяет условия торгов, а в отдельных случаях — их изменение, заключает муниципальный контракт, обеспечивает финансирование муниципального заказа и контроль его исполнения. Заказчик также несет ответственность за эффективность размещения заказа.
Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, которые изъявили желание стать поставщиком продукции (услуг) либо исполнителями работ для муниципальных нужд. Претенденты на подписание муниципального контракта должны соответствовать ряду требований. В частности, у них не должно быть задолженности перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или аукционе их деятельность не может быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Предъявляются и иные требования.
Постановлением главы муниципального образования формируется комиссия по размещению муниципального заказа. Это постоянно действующий орган, осуществляющий процедуру выборов исполнителя заказа. В зависимости от способа размещения муниципального заказа формируются конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, а также единые комиссии. Число членов конкурсной, аукционной и единой комиссии должно быть не менее 5 человек, остальных — не менее 3. Члены комиссии обязаны иметь соответствующую профессиональную подготовку.
Способы размещения муниципального заказа определены Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При осуществлении закупок муниципальные образования имеют право использовать как конкурентные способы определения поставщиков, так и приобретать товары и услуги у единственного поставщика. К конкурентным способам размещения муниципального заказа относятся конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Они выступают наиболее распространенными способами размещения муниципального заказа. При этом муниципальный заказчик вправе самостоятельно выбирать способ определения поставщика, но не вправе осуществлять действия по необоснованному сокращению числа участников закупки. Преимущества при осуществлении закупок предоставляются:
- — предприятиям и учреждениям уголовно-исполнительной системы;
- — организациям инвалидов;
- — субъектам малого предпринимательства;
- — социально ориентированным некоммерческим организациям.
У субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО муниципальные заказчики должны осуществлять закупки в объемах не менее 15 % от годового объема муниципального заказа. Однако в этот объем не включаются отдельные виды закупок, например, для оборонных нужд.
Муниципальные заказчики формируют планы закупок, которые подлежат размещению в единой информационной системе, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Наиболее распространенным способом размещения муниципального заказа выступает проведение торгов. Способы размещения заказа без торгов регулируются федеральным законодательством.
Аукцион — способ определения поставщика, при котором победителем становится фирма или индивидуальный предприниматель, предложившие минимальную цену контракта. Аукционы могут проводиться как в электронном виде, так и в форме закрытого аукциона. Аукцион проводится путем снижения начальной цены контракта, известной заранее участникам аукциона.
Шаг аукциона не может быть меньше 5 % начальной цены лота. Если при проведении аукциона первоначальная цена контракта не превышает 15 млн рублей, а по итогам торгов снижается более чем на 25 %, то контракт с победителем заключается только после предоставления последним дополнительного обеспечения. Данная мера носит антидемпинговый характер и призвана обеспечить выполнение муниципального заказа на высоком качественном уровне.
Конкурс — способ определения исполнителя муниципального заказа, при котором победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Законом предусмотрены следующие виды конкурсов:
- — открытый конкурс;
- — конкурс с ограниченным участием;
- — двухэтапный конкурс;
- — закрытый конкурс;
- — закрытый конкурс с ограниченным участием;
- — закрытый двухэтапный конкурс.
Для определения лучших условий конкурсная комиссия оценивает заявки по цене контракта, а также по ряду других критериев, в частности: по качественным характеристикам товаров, расходам на их эксплуатацию и технологическое обслуживание; гарантийные сроки и гарантии качества товаров, услуг, работ; сроки выполнения муниципального контракта. Открытый конкурс считается наиболее эффективным способом размещения муниципального заказа. Объявления о его проведении публикуются в СМИ. К конкурсу приглашаются любые компании, действующие на данном рынке и удовлетворяющие предъявляемым требованиям. Недостатками открытого конкурса являются значительный срок рассмотрения заявок и возможность их субъективной оценки.
Закрытые аукционы и конкурсы проводятся в случаях, когда сроки выполнения муниципального заказа ограниченны, возникли чрезвычайные обстоятельства (пожары, наводнения и иные стихийные бедствия), в некоторых других случаях.
Запрос котировок цен товаров, услуг и работ производится в виде открытого предложения неограниченному кругу лиц, размещаемого в средствах массовой информации и (или) на официальном сайте заказчика. Победителем признается участник размещения заказа, предложивший самую низкую цену муниципального контракта. Несмотря на то что запрос котировок как способ размещения заказа проще и дешевле, нежели проведение торгов, его разрешено проводить лишь при условии, что цена муниципального контракта не превышает 500 тыс. рублей.
Метод запроса котировок часто используется при ликвидации последствий стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций либо в целях оказания гуманитарной помощи. В этом случае соответствующий перечень товаров, работ, услуг устанавливается Правительством РФ.
Муниципальный заказ может быть размещен у единственного исполнителя, если осуществляется оказание услуг водоснабжения, канализации, тепло- и газоснабжения по регулируемым тарифам в соответствии с российским законодательством; если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности естественных монополий, осуществляются поставки культурных ценностей, предназначенных для пополнения музейных, архивных, библиотечных и иных аналогичных фондов.
Кроме того, размещение заказа у единственного поставщика допустимо, если производство товаров и оказание услуг осуществляют учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы; если возникла потребность в определенных товарах, услугах, работах вследствие обстоятельств непреодолимой силы, когда исполнение заказа резко ограничено по времени.
Наконец, муниципальный заказ может быть размещен у единственного исполнителя, если на участие в конкурсе, аукционе представлена только одна заявка; если только один участник заказа признан участником конкурса или аукциона либо конкурс или аукцион признан несосто- явшимся. Муниципальный заказ может быть размещен и в том случае, когда осуществляются закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей. При этом годовой объем закупок не должен превышать 2 млн рублей.
Исполнение муниципального заказа означает поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг надлежащего качества в сроки, предусмотренные муниципальным контрактом. Оно также предусматривает порядок осуществления контроля заказчика за ходом реализации контракта, который ежеквартально готовит сведения об исполнении муниципального заказа и представляет их в соответствующие службы администрации муниципального образования.
Финансирование муниципального заказа осуществляется за счет местного бюджета. В том случае, если бюджетных средств недостаточно, администрация муниципального образования имеет право на проведение конкурса на предоставление ей товарного или коммерческого кредита.
В настоящее время накоплен определенный положительный опыт реализации муниципальных заказов. За счет проведения торгов через конкурсы и аукционы удалось повысить эффективность использования бюджетных средств. Вместе с тем процедура размещения заказа в ряде случаев представляется неоправданно громоздкой, затратной и длительной, если речь идет о срочных заказах мелких поселений. Нередко победителями аукционов становятся неквалифицированные исполнители, неспособные выполнить муниципальный заказ на высоком качественном уровне.
Вместе с тем практика показала, что экономически эффективным способом размещения муниципального заказа является организация закупок для муниципальных нужд через Интернет. Она позволяет повысить уровень прозрачности и доступности информации о результатах закупок, сформировать базу данных по товарам и услугам, оперативно проводить анализ рынка и мониторинг цен и в ряде случаев обеспечить их снижение на 5—10 %. В этой связи представляется оправданным процесс дальнейшего развития электронных закупок для муниципальных нужд.
Источник: studme.org