Что такое неорганические материалы для дорожного строительства

Содержание

Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Дата введения 1995-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН институтом Союздорнии Госстроя России с участием Гипродорнии Госстроя России и Госдорнии Минcтройархитектуры Украины
ВНЕСЕН Госстроем России
2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве 10 ноября 1993 г.
За принятие проголосовали:

Наименование органа государственного управления строительством

Госстрой Азербайджанской Республики

Госупрархитектуры Республики Армения

Госстрой Республики Беларусь

Минстрой Республики Казахстан

Госстрой Кыргызской Республики

Минархстрой Республики Молдова

Госстрой Республики Таджикистан

Госкомархитектурой Республики Узбекистан

3 ВЗАМЕН ГОСТ 23558-79
4 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 1995 г. в качестве государственного стандарта Российской Федерации Постанов­ле­нием Госстроя России от 21 июля 1994 г. № 18-1

4 Органические вяжущие материалы

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на щебеночно-гравийно-песчаные смеси и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, применяемые для устройства оснований. дополнительных слоев оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов. Область применения обработанных материалов и укрепленных грунтов приведена в приложении А. Требования, изложенные в пунктах 4.1.1-4.1.3, разделах 5 и 6, являются обязательными.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Используемые в настоящем стандарте ссылки на стандарты и техническую документацию приведены в приложении Б.

В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения.
Обработанный материал -искусственный материал, получаемый смешением в карьерных смесительных установках песчано-щебеночных, песчано-гравийных, песчано-щебеночно-гравийных смесей, золошлаковых смесей и песка с цементом или другим неорганическим вяжущим и водой и отвечающий в проектные или промежуточные сроки нормируемым показателям качества по прочности и морозостойкости. Укрепленный грунт — искусственный материал, получаемый преимущественно смешением непосредственно на дороге (с использованием фрез) грунта с цементом или другим неорганическим вяжущим и водой и отвечающий в проектные и промежуточные сроки нормируемым показателям качества по прочности и морозостойкости.

4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1 Обработанные материалы и укрепленные грунты должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенты, утвержденному в установленном порядке строительной организацией.
4.1.1 Прочность обработанного материала и укрепленного грунта в проектном возрасте характеризуют маркой. Соотношение между маркой по прочности и прочностью на сжатие и растяжением при изгибе должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

3 Неорганические вяжущие материалы


Таблица 1

Предел прочности, МПа (кгс/см 2 ), не менее

Растяжение при изгибе R изг

Полный остаток на ситах размером отверстий, мм

4.2.6 Вид материалов и тип грунтов следует выбирать в соответствии с назначением обработанных материалов и укрепленных грунтов, условиями их эксплуатации, требуемой маркой по прочности и морозостойкости. В случае необходимости применения материалов и грунтов с показателями качества ниже требований, приведенных в 4.2.2 4.2.5, должно быть проведено их исследование в специализированных лабораториях для подтверждения возможности и технико-экономической целесообразности получения обработанных материалов и укрепленных грунтов с нормируемыми показателями качества.
4.3 Требования к вяжущим материалам
4.3.1 Для приготовления обработанных материалов и укрепленных грунтов следует применять следующие вяжущие материалы:

5 ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

5.1 Обработанные материалы должны быть приняты техническим контролем изготовителя.
5.2 Входной контроль щебня и гравия из горных пород, щебня и песка из шлаков, золошлаковых смесей, песка природного и из отсевов дробления горных пород, грунтов, вяжущих, добавок и воды осуществляется лабораторией перед началом строительства, а также при изменении качества используемых материалов, но не реже одного раза в квартал.
5.3 Приемку обработанных материалов и укрепленных грунтов производят партиями. Партией считают количество обработанного материала или укрепленного грунта одной марки по прочности, изготовленное в течение одной смены на одной смесительной установке, но не более 1000 м 3 .
5.4 При приемочном контроле изготовитель должен проверять каждую партию обработанного материала и укрепленного грунта по прочности на сжатие, а также состав смеси.
5.5 При периодических испытаниях не реже одного раза в квартал, а также при подборе каждого нового состава обработанного материала и грунтов определяют марку по морозостойкости и марку по прочности на растяжение при изгибе или раскалывании.
5.6 Удельную активность естественных радионуклидов в обработанных материалах и укрепленных грунтах определяют по величине максимальной удельной эффективной активности естественных радионуклидов, содержащихся в применяемых материалах, грунтах и вяжущих материалах. Эти данные устанавливают по данным геологической разведки и указывает предприятие-поставщик в документе о качестве. В случае отсутствия данных о содержании естественных радионуклидов потребитель осуществляет силами специализированной лаборатории входной контроль материалов и грунтов и проводит определение содержания естественных радионуклидов в указанных материалах.
5.7 При отгрузке потребителю каждую партию отгружаемого обработанного материала и укрепленного грунта сопровождают документом о качестве, в котором указывают:

5.8 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия обработанного материала и укрепленного грунта требованиям настоящего стандарта, применяя при этом методы контроля, указанные ниже.

6 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

7 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

Обработанные материалы и укрепленные грунты перевозят автомобильным транспортом любого вида. Продолжительность технологического разрыва между приготовлением и окончанием уплотнения смесей, включая продолжительность транспортирования к месту укладки, не должна превышать при обработке материалов и грунтов портландцементом или шлакопортландцементом, шлаковыми и зольными вяжущими с активаторами-цементом, жидким стеклом-5 ч, шлаковыми, золошлаковыми вяжущими без активаторов и с активатором известью и белитовым шламом-48 ч. Допускается складирование и хранение обработанных материалов и укрепленных грунтов, содержащих шлаковые, зольные вяжущие без активаторов и с активаторами известью, белитовыми шламами, до укладки при температуре до 5° С в течение 2 сут, при температуре ниже 5° С-15 сут, а при отрицательных температурах-30 сут. При транспортировании и хранении смесей необходимо следить за сохранением оптимальной влажности, не допуская высыхания или переувлажнения обработанных материалов и укрепленных грунтов.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАБОТАННЫХ МАТЕРИАЛОВ И УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ

Тип дорожной одежды

Марка по прочности на сжатие, не ниже

Марка по морозостойкости независимо от марки по прочности для районов со среднемесячной темпера­турой воздуха наиболее холодного месяца, °С, не менее

Источник: damp-trak.ru

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на щебеночно-гравийно-песчаные смеси и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, применяемые для устройства оснований, дополнительных слоев оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

2. Нормативные ссылки

Используемые в настоящем стандарте ссылки на стандарты и техническую документацию приведены в приложении Б.

3. Определения

Обработанный материал — искусственный материал, получаемый смешением в карьерных, смесительных установках песчано-щебеночных, песчано-гравийных, песчано-щебеночно-гравийных смесей, золошлаковых смесей и песка с цементом или другим неорганическим вяжущим и водой и отвечающий в проектные или промежуточные сроки нормируемым показателям качества по прочности и морозостойкости.

Укрепленный грунт — искусственный материал, получаемый преимущественно смешением непосредственно на дороге (с использованием фрез) грунта с цементом или другим неорганическим вяжущим и водой и отвечающий в проектные и промежуточные сроки нормируемым показателям качества по прочности и морозостойкости.

4. Технические требования

4.1. Обработанные материалы и укрепленные грунты должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке строительной организацией.

4.1.1. Прочность обработанного материала и укрепленного грунта в проектном возрасте характеризуют маркой. Соотношение между маркой по прочности и прочностью на сжатие и растяжением при изгибе должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

4.1.2. По морозостойкости обработанные материалы и укрепленные грунты подразделяют на марки: F5, F10, F15, F25, F50, F75.

За марку по морозостойкости принимают установленное число циклов попеременного замораживания и оттаивания, при которых допускается снижение прочности на сжатие не более чем на 25% от нормируемой прочности в проектном возрасте.

4.1.3. Обработанные материалы и укрепленные грунты, в зависимости от величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов ( ), содержащихся в обрабатываемых материалах, грунтах, используют при [1]:

до 740 Бк/кг — для строительства дорог и аэродромов без ограничений;

св. 740 до 1500 Бк/кг — для дорожного и аэродромного строительства вне населенных пунктов и зон перспективной застройки.

При необходимости в национальных нормах, действующих на территории государства, величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов может быть изменена в пределах норм, указанных выше.

4.2.2. Щебень и гравий из горных пород, щебень из шлаков, крупно- и среднезернистые золошлаковые смеси, входящие в состав смесей, по морозостойкости, прочности, содержанию вредных компонентов и примесей, стойкости против силикатного и железистого распадов должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267, ГОСТ 3344, ГОСТ 25592.

4.2.3. Песок природный и из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736, песок из шлаков — ГОСТ 3344, мелкозернистая золошлаковая смесь — ГОСТ 25592.

4.2.4. Для обработки неорганическими вяжущими материалами применяют все виды пылевидных и глинистых грунтов по ГОСТ 25100 с числом пластичности не более 12.

Не допускается применять грунты, содержащие гумусовые вещества в количестве 2% по массе, в I и II дорожно-климатических зонах, более 4% — в III-V зонах и содержащие примеси гипса в количестве 10% по массе.

Содержание в подготовленном к обработке вяжущим материалом размельченном глинистом грунте комков глины размером более 5 мм должно быть не более 25% по массе, в т.ч. комков глины размером более 10 мм — 10% по массе.

Глинистые грунты, обрабатываемые портландцементом или шлакопортландцементом, должны иметь влажность (грунта) на границе текучести не более 55% по массе, обрабатываемые известью или известково-шлаковым вяжущим должны иметь число пластичности не менее 5, влажность — не более 56% по массе.

Допускается применение супесей, суглинков и глин с числом пластичности до 17 при условии улучшения зернового состава песком (природным или из отсевов дробления горных пород и шлака) и доведением числа пластичности до 12. Такие грунты следует укреплять известью или известково-шлаковым вяжущим.

Засоленные грунты с рН менее 7 перед обработкой цементом должны быть предварительно нейтрализованы добавками извести, каустической соды или другими щелочными соединениями.

4.2.5. Зерновой состав песчано-щебеночных, песчано-гравийных, песчано-щебеночно-гравийных смесей, золошлаковых смесей, песка и грунтов должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

4.2.6. Вид материалов и тип грунтов следует выбирать в соответствии с назначением обработанных материалов и укрепленных грунтов, условиями их эксплуатации, требуемой маркой по прочности и морозостойкости.

В случае необходимости применения материалов и грунтов с показателями качества ниже требований, приведенных в 4.2.2-4.2.5, должно быть проведено их исследование в специализированных лабораториях для подтверждения возможности и технико-экономической целесообразности получения обработанных материалов и укрепленных грунтов с нормируемыми показателями качества.

4.3.1. Для приготовления обработанных материалов и укрепленных грунтов следует применять следующие вяжущие материалы:

I вид — портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178, сульфатостойкий и пуццолановый цементы по ГОСТ 22266, а также цементы для строительных растворов по ГОСТ 25328 марок не ниже 400 для покрытий и 300 для оснований;

Источник: www.dokipedia.ru

ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

Текст ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 23558-94

ЩЕБЕНОЧНО-ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНЫЕ И ГРУНТЫ, ОБРАБОТАННЫЕ НЕОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ, ДЛЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Технические условия

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ И СЕРТИФИКАЦИИ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МНТКС)

1 РАЗРАБОТАН институтом Союздорнии Госстроя России с участием Гипродорнии Госстроя России и Госдорнии Минстройархитектуры Украины

ВНЕСЕН Госстроем России

2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве 10 ноября 1993 г.

За принятие проголосовали:

Наименование органа государственного управления строительством

Азербайджанская Республика Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Республика Молдова Российская Федерация Республика Таджикистан Республика Узбекистан

Читайте также:  Сколько надо отступать от соседей при строительстве дома в 2 этажа

Госстрой Азербайджанской Республики Госупрархитектуры Республики Армения Госстрой Республики Беларусь Минстрой Республики Казахстан Госстрой Кыргызской Республики Минархстрой Республики Молдова Госстрой России

Госстрой Республики Таджикистан Госкомархитектстрой Республики Узбекистан

Изменение № 1 принято Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 10 декабря 1997 г.

За принятие изменения проголосовали:

Наименование органа государственного управления строительством

Азербайджанская Республика Республика Армения Республика Казахстан

Госстрой Азербайджанской Республики Министерство градостроительства Республики Армения Агентство строительства и архитектурно-градостроительного контроля Министерства экономики и торговли Республики Казахстан

Киргизская Республика Российская Федерация Республика Таджикистан

Минархстрой Киргизской Республики Госстрой России

Госстрой Республики Таджикистан

Изменение № 2 принято Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 17 мая 2000 г.

За принятие проголосовали:

Наименование органа государственного управления строительством

Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан

Министерство градостроительства Республики Армения Минстройархитектуры Республики Беларусь Комитет по делам строительства Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан

Государственный Комитет при Правительстве Кыргызской Республики по архитектуре и строительству

Министерство окружающей среды и благоустройств территорий Республики Молдова

Российская Федерация Республика Таджикистан

Комитет по делам архитектуры и строительства Республики Таджикистан

Госкомархитектстрой Республики Узбекистан

3 Постановлением Госстроя России от 21 июля 1994 г. № 18—1 межгосударственный стандарт ГОСТ 23558—94 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1995 г.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 23558-79

5 ИЗДАНИЕ (август 2005 г.) с Изменениями № 1, 2, утвержденными в феврале 1998 г., декабре 2000 г. (ИУС 5-98, 5-2001)

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстроя России

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

3 Определения. 1

4 Технические требования. 1

5 Правила приемки. 4

6 Методы контроля. 5

7 Транспортирование и хранение. 6

Приложение А Область применения обработанных материалов и укрепленных грунтов . 7 Приложение Б Стандарты и техническая документация, ссылки на которые приведены в настоящем стандарте. 7

Приложение В Добавки для приготовления обработанных материалов и укрепленных грунтов . 8

СМЕСИ ЩЕБЕНОЧНО-ГРАВИИНО-ПЕСЧАНЫЕ И ГРУНТЫ, ОБРАБОТАННЫЕ НЕОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ, ДЛЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Crushed stone-gravel-sandy mixtures, and soils treated by inorganic binders for road and airfield construction.

Дата введения 1995—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на щебеночно-гравийно-песчаные смеси и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, применяемые для устройства оснований, дополнительных слоев оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

Область применения обработанных материалов и укрепленных грунтов приведена в приложении А.

Требования, изложенные в пунктах 4.1.1—4.1.3, разделах 5 и 6, являются обязательными.

2 Нормативные ссылки

Используемые в настоящем стандарте ссылки на стандарты и техническую документацию приведены в приложении В.

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения.

обработанный материал: Искусственный материал, получаемый смешением в карьерных смесительных установках песчано-щебеночных, песчано-гравийных, песчано-щебеночно-гравийных смесей, золошлаковых смесей и песка с цементом или другим неорганическим вяжущим и водой и отвечающий в проектные или промежуточные сроки нормируемым показателям качества по прочности и морозостойкости.

укрепленный грунт: Искусственный материал, получаемый преимущественно смешением непосредственно на дороге (с использованием фрез) грунта с цементом или другим неорганическим вяжущим и водой и отвечающий в проектные и промежуточные сроки нормируемым показателям качества по прочности и морозостойкости.

4 Технические требования

4.1 Обработанные материалы и укрепленные грунты должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке строительной организацией.

4.1.1 Прочность обработанного материала и укрепленного грунта в проектном возрасте характеризуют маркой. Соотношение между маркой по прочности и прочностью на сжатие и растяжением при изгибе должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Марка по прочности

Предел прочности, МПа (кгс/см 2 ), не менее

на растяжение при изгибе Rmr

Примечание — Допускается определять прочность в установленные промежуточные сроки. При этом прочность в промежуточные сроки должна быть не менее 0,5 от нормируемого значения прочности в проектном возрасте.

4.1.2 По морозостойкости обработанные материалы и укрепленные грунты подразделяют на марки: F5, F10, F15, F25, F50, F75.

За марку по морозостойкости принимают установленное число циклов попеременного замораживания и оттаивания, при которых допускается снижение прочности на сжатие не более чем на 25 % от нормируемой прочности в проектном возрасте.

4.1.3 Обработанные материалы и укрепленные грунты, в зависимости от величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов (ДЭфф), содержащихся в обрабатываемых материалах, грунтах, используют при:

Дэфф Д° 740 Бк/кг — для строительства дорог и аэродромов без ограничений;

Дэфф св. 740 до 1500 Бк/кг — для дорожного и аэродромного строительства вне населенных пунктов и зон перспективной застройки.

При необходимости в национальных нормах, действующих на территории государства, величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов может быть в пределах норм, указанных выше.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.2 Требования к материалам и грунтам

4.2.1 Обработке неорганическими вяжущими подвергают следующие материалы:

4.2.2 Щебень и гравий из горных пород, щебень из шлаков, крупно- и среднезернистые золошлаковые смеси, входящие в состав смесей, по морозостойкости, прочности, содержанию вредных компонентов и примесей, стойкости против силикатного и железистого распадов должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267, ГОСТ 3344, ГОСТ 25592.

4.2.3 Песок природный и из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736, песок из шлаков — ГОСТ 3344, мелкозернистая золошлаковая смесь — ГОСТ 25592.

4.2.4 Для обработки неорганическими вяжущими материалами применяют все виды пылевидных и глинистых грунтов по ГОСТ 25100 с числом пластичности не более 12.

Не допускается применять грунты, содержащие гумусовые вещества в количестве 2 % по массе, в I и II дорожно-климатических зонах, более 4 % — в III—V зонах и содержащие примеси гипса в количестве 10 % по массе.

Содержание в подготовленном к обработке вяжущим материалом размельченном глинистом грунте комков глины размером более 5 мм должно быть не более 25 % по массе, в т.ч. комков глины размером более 10 мм — 10 % по массе.

Глинистые грунты, обрабатываемые портландцементом или шлакопортландцементом, должны иметь влажность (грунта) на границе текучести не более 55 % по массе, обрабатываемые известью или известково-шлаковым вяжущим должны иметь число пластичности не менее 5, влажность — не более 55 % по массе.

Допускается применение супесей, суглинков и глин с числом пластичности до 17 при условии улучшения зернового состава песком (природным или из отсевов дробления горных пород и шлака) и доведением числа пластичности до 12. Такие грунты следует укреплять известью или известково-шлаковым вяжущим.

Засоленные грунты с pH менее 7 перед обработкой цементом должны быть предварительно нейтрализованы добавками извести, каустической соды или другими щелочными соединениями.

4.2.5 Зерновой состав песчано-щебеночных, песчано-гравийных, песчано-щебеночно-гра-вийных смесей, золошлаковых смесей, песка и грунтов должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

в процентах по массе

Полный остаток на ситах размером отверстий,

4.2.6 Вид материалов и тип грунтов следует выбирать в соответствии с назначением обработанных материалов и укрепленных грунтов, условиями их эксплуатации, требуемой маркой по прочности и морозостойкости.

В случае необходимости применения материалов и грунтов с показателями качества ниже требований, приведенных в 4.2.2—4.2.5, должно быть проведено их исследование в специализированных лабораториях для подтверждения возможности и технико-экономической целесообразности получения обработанных материалов и укрепленных грунтов с нормируемыми показателями качества.

4.3 Требования к вяжущим материалам

4.3.1 Для приготовления обработанных материалов и укрепленных грунтов следует применять следующие вяжущие материалы:

I вид — портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178, сульфатостойкий и пуццола-новый цементы по ГОСТ 22266, а также цементы для строительных растворов по ГОСТ 25328 марок не ниже 400 для покрытий и 300 для оснований;

II вид — активные материалы с удельной поверхностью не менее 150 м 2 /кг (полный остаток на сите № 0071 не менее 20 % по массе) марок по прочности в 180-суточном возрасте, определяемой по ГОСТ 3344, не менее 50:

— молотые высокоактивные и активные шлаки черной, цветной металлургии и фосфорные шлаки по ГОСТ 3344;

4.3.2 Для снижения расхода вяжущих материалов, повышения прочности, морозостойкости и улучшения технологических свойств следует применять химические добавки, удовлетворяющие требованиям соответствующих нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

Перечень добавок приведен в приложении В.

4.5 При подборе состава устанавливают необходимое количество вяжущего, обеспечивающее получение обработанных материалов и укрепленных грунтов с заданными марками по прочности и морозостойкости.

Расход воды при подборе состава устанавливают из расчета получения максимальной плотности смеси при оптимальной влажности.

5 Правила приемки

5.1 Обработанные материалы должны быть приняты техническим контролем изготовителя.

5.2 Входной контроль щебня и гравия из горных пород, щебня и песка из шлаков, золошлаковых смесей, песка природного и из отсевов дробления горных пород, грунтов, вяжущих, добавок и воды осуществляется лабораторией перед началом строительства, а также при изменении качества используемых материалов, но не реже одного раза в квартал.

5.3 Приемку обработанных материалов и укрепленных грунтов производят партиями.

Партией считают количество обработанного материала или укрепленного грунта одной марки

по прочности, изготовленное в течение одной смены на одной смесительной установке, но не более 1000 м 3 .

5.4 При приемочном контроле изготовитель должен проверять каждую партию обработанного материала и укрепленного грунта по прочности на сжатие, а также состав смеси.

5.5 При периодических испытаниях не реже одного раза в квартал, а также при подборке каждого нового состава обработанного материала и грунтов определяют марку по морозостойкости и марку по прочности на растяжение при изгибе или раскалывании.

5.6 Удельную активность естественных радионуклидов в обработанных материалах и укрепленных грунтах определяют по величине максимальной удельной эффективной активности естественных радионуклидов, содержащихся в применяемых материалах, грунтах и вяжущих материалах. Эти данные устанавливают по данным геологической разведки и указывает предприятие-поставщик в документе о качестве. В случае отсутствия данных о содержании естественных радионуклидов потребитель осуществляет силами специализированной лаборатории входной контроль материалов и грунтов и проводит определение содержания естественных радионуклидов в указанных материалах.

5.7 При отгрузке потребителю каждую партию отгружаемого обработанного материала и укрепленного грунта сопровождают документом о качестве, в котором указывают:

— наименование и адрес потребителя;

— номер и дату выдачи документа;

— номер партии и количество обработанного материала или укрепленного грунта, состав смеси;

— марку по прочности и морозостойкости;

— обозначение настоящего стандарта.

5.8 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия обработанного материала и укрепленного грунта требованиям настоящего стандарта, применяя при этом методы контроля, указанные ниже.

6 Методы контроля

6.1 Прочность на сжатие и растяжение при изгибе или раскалывании обработанных материалов и укрепленных грунтов определяют по ГОСТ 10180.

Образцы обработанных материалов и укрепленных грунтов, применяемых в районах со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца минус 10 °С и ниже, перед испытанием погружают в воду для водонасыщения на 48 ч. Вначале образцы заливают водой на ‘/з высоты, а через 6ч — полностью и выдерживают 42 ч.

Образцы обработанных материалов и укрепленных грунтов, применяемых в районах со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца выше минус 10 °С, перед испытанием подвергают в течение 72 ч капиллярному водонасыщению. Капиллярное водонасыщение образцов проводят через слой влажного песка. В металлический или стеклянный сосуд с уровнемером наливают воду до уровня, указанного на рисунке 1. С помощью уровнемера поддерживают постоянный уровень воды в сосуде. В сосуд на металлической подставке укладывают металлическую сетку или устанавливают емкость с сетчатым дном, которую закрывают фильтровальной бумагой. На фильтровальную бумагу насыпают слой мелкого однородного песка и через сутки после его насыщения ставят образцы.

Для предотвращения высыхания сосуд с образцами помещают в ванну с гидравлическим затвором.

1 — сосуд; 2 — образцы; 3 — капиллярно-увлажненный песок; 4 — вода;

5 — фильтровальная бумага; 6 — металлическая сетка; 7 — подставка

Рисунок 1 — Схема устройства для капиллярного водонасыщения образцов

Прочность образцов обработанного материала и укрепленного грунта в зависимости от вида вяжущего, применяемого для обработки, определяют в следующие проектные сроки:

28 сут — для вяжущих I вида;

90 и 180 сут соответственно для вяжущих III и II видов.

Допускается прочность образцов обработанного материала и укрепленного грунта определять в следующие промежуточные сроки: 7 сут — для вяжущих I вида, 28 и 90 сут — соответственно для вяжущего III и II видов. Допускается при переходе от одного вида испытания к другому определять прочность на растяжение при раскалывании по формуле

где Ra3T — предел прочности на растяжение при изгибе, МПа (кгс/см 2 );

К= 0,8—1,2 — коэффициент, уточняемый при подборе состава на конкретных материалах и зависящий от технических характеристик применяемых материалов и грунтов.

Читайте также:  Ветеринарные требования к строительству животноводческих помещений

6.2 Морозостойкость обработанных материалов и укрепленных грунтов определяют по ГОСТ 10060.1. Основные и контрольные образцы перед испытанием на морозостойкость насыщают водой согласно 6.1 настоящего стандарта. После прохождения требуемого количества циклов замораживания-оттаивания образцы выгружают из камеры и погружают в воду температурой (20 ± 2) °С, если до испытания на морозостойкость они подвергались полному водонасыщению, или во влажный песок (опилки) если они подвергались капиллярному водонасыщению. Время выдерживания образцов в воде или во влажном песке должно соответствовать времени оттаивания по ГОСТ 10060.1, после чего образцы должны быть испытаны на сжатие и определена их прочность по ГОСТ 10180.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

6.3 Удельную активность естественных радионуклидов определяют гамма-спектрометрическим методом по ГОСТ 30108.

6.4 Щебень и гравий из горных пород, щебень из шлаков черной и цветной металлургии и фосфорных шлаков, золошлаковые смеси испытывают по ГОСТ 2869.0, ГОСТ 3344, ГОСТ 25592 соответственно.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

6.5 Песок природный и из отсевов дробления горных пород, песок из шлаков и мелкозернистую золошлаковую смесь испытывают по ГОСТ 8735, ГОСТ 3344, ГОСТ 25592.

6.7 Цемент испытывают по ГОСТ 310.1, ГОСТ 310.2, ГОСТ 310.3, ГОСТ 310.4, известь — по ГОСТ 9179, активность вяжущих II и III видов определяют по ГОСТ 3344 в возрасте 180 и 90 сут соответственно.

6.8 Максимальную плотность обработанных материалов и укрепленных грунтов при подборе составов бетонных смесей и приготовлении образцов определяют по ГОСТ 22733 со следующим изменением.

Для приготовления и испытания образцов смесей с максимальной крупностью зерен не более 20 мм используют большой прибор Союздорнии. В форму большого прибора смесь засыпают в три приема, штыкуя каждый слой 25 раз металлическим стержнем диаметром 12 мм. После укладки всей смеси ее уплотняют в один прием 120 ударами гири массой 2,5 кг, падающей с высоты 30 см.

Для приготовления и испытания образцов смесей с максимальной крупностью зерен до 5 мм используют малый прибор Союздорнии. В форму малого прибора смесь засыпают и штыкуют 25 раз металлическим стержнем, затем уплотняют 20 ударами гири массой 2,5 кг, падающей с высоты 20 см.

Допускается смеси испытывать методом прессования, используя для смеси с максимальной крупностью до 5 мм образцы-кубы с размером ребер 50 и 100 мм или балочки размером 40 х 40 х х 100 мм, а для смеси с максимальной крупностью до 20 мм балочки размером 100 х 100 х 400 мм. Ориентировочное давление пресса для смеси с максимальной крупностью до 5 мм — 15 МПа, крупностью не более 20 мм — 20 МПа, время выдержки под нагрузкой — 3 мин.

7 Транспортирование и хранение

Обработанные материалы и укрепленные грунты перевозят автомобильным транспортом любого вида. Продолжительность технологического разрыва между приготовлением и окончанием уплотнения смесей, включая продолжительность транспортирования к месту укладки, не должна превышать при обработке материалов и грунтов портландцементом или шлакопортландцементом, шлаковыми и зольными вяжущими с активаторами — цементом, жидким стеклом — 5 ч, шлаковыми, золошлаковыми вяжущими без активаторов и с активатором известью и белитовым шламом — 48 ч.

Допускается складирование и хранение обработанных материалов и укрепленных грунтов, содержащих шлаковые, зольные вяжущие без активаторов и с активаторами известью, белитовыми шламами, до укладки при температуре до 5 °С в течение 2 сут, при температуре ниже 5 °С — 15 сут, а при отрицательных температурах — 30 сут.

При транспортировании и хранении смесей необходимо следить за сохранением оптимальной влажности, не допуская высыхания или переувлажнения обработанных материалов и укрепленных грунтов.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)

Область применения обработанных материалов и укрепленных грунтов

Марка по прочности на сжатие, не ниже

Марка по морозостойкости независимо от марки по прочности для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С, не менее

Источник: allgosts.ru

Особенности и способы укрепления каменных материалов неорганическими вяжущими

Слои дорожных одежд из минеральных материалов, укрепленных неорганическими вяжущими, применяют в дорожном строительстве сравнительно недавно, тем не менее опыт показал их экономическую эффективность и техническую целесообразность.
Существенным преимуществом укрепления местных каменных материалов неорганическими вяжущими является их способность пробуждать и усиливать собственную вяжущую способность. При этом эффективно используются мелкие составляющие, которые активно взаимодействуют с неорганическим вяжущим, превращая минеральные отдельности различной величины и формы в жесткий монолит, характеризующийся хорошей сдвигоустойчивостью и распределяющей способностью.
Однако слои дорожных одежд, устроенные с применением неорганических вяжущих, обладают повышенной хрупкостью и предрасположены к трещинообразованию. Поэтому такие слои используют для устройства оснований дорожных одежд, покрытиями у которых служат слои, обладающие упруго-вязкими свойствами (асфальте- и пластбетоны).
Для укрепления минеральных смесей могут применяться портландцемента марок 300—500, известковозольные, известковоопочные и гипсозональные цементы марок 150—250, известь (кипелка и пушонка) с активностью не менее 60%, строительный гипс, хлористый кальций, натрий и др. Время схватывания неорганических вяжущих не должно быть менее 2 ч, поскольку в более короткие сроки трудно закончить уплотнение.
При выборе вяжущего необходимо учитывать исходную горную породу минеральных материалов, так, например, кислые породы целесообразнее укреплять известью, а основные — цементом. При этом расход вяжущего с учетом естественной цементации может составлять от 2 до 10% по массе сухой смеси.

Для смеси оптимального состава количество цемента должно быть в пределах 15—25% от массы мелочи. Уменьшение расхода цемента способствует введению тонкомолотого основного доменного шлака, сланцевой золы, опоки, известково-мергелистых конкреций, малопрочных известняков, горелой породы, зол ТЭЦ и других материалов, обладающих собственной вяжущей способностью. При использовании низкомарочных цементов положительное влияние оказывает введение извести, которая является катализатором, активизирующим процессы гидролиза и гидратации низкомарочных цементов. Слабоактивную известь можно активизировать добавкой 10—20%) высокомарочного цемента.
При укреплений минеральных смесей известью ее расход составляет 4—8% по массе сухого минерального материала.
Слои дорожных одежд из минеральных смесей, укрепленных неорганическими вяжущими, можно устраивать и при отрицательных температурах с использованием хлористого кальция и хлористого натрия.
Лучшие результаты при укреплении неорганическими вяжущими минеральных смесей из местных малопрочных материалов получаются при использовании оптимальных смесей. Толщины устраиваемых слоев должны быть не более 10—12 см в плотном теле при уплотнении статическим способом и до 16 см вибрационным.
Существуют два основных метода приготовления смесей из местных минеральных материалов, обрабатываемых неорганическими вяжущими: смешение на дороге и смешение в стационарных установках с последующей доставкой смеси на дорогу.
Качество смесей, приготовленных первым методом, уступает качеству смесей, приготовленных вторым методом (рис. 47). Ho распространенность машин для первого метода и отсутствие необходимости в перевозке готовой смеси сделали его преобладающим в настоящее время.

Особенности и способы укрепления каменных материалов неорганическими вяжущими

При укреплении минеральных смесей из местных малопрочных материалов неорганическими вяжущими способом смешения на дороге технологический процесс состоит из следующих операций.
1. Подготовка нижележащего слоя. Сущность операции зависит от того, на какой слой будет укладываться укрепленный материал. Если он укладывается на земляное полотно, то оно должно быть предварительно спланировано с соблюдением проектных уклонов, отметок и плотности, если на старое покрытие, то его предварительно очищают от пыли и грязи, а при неровностях частично вскирковывают, разравнивают и уплотняют, если работы производят при отрицательных температурах, то убирают лед, снег
2. Вывозка расчетного количества минерального материала ка подготовленное основание и распределение его на 2/3 ширины проезжей части. Для вывозки применяют автомобили-самосвалы, думперы, скреперы, а для распределения — чаще всего автогрейдеры.
3. Регулирование влажности. Оно заключается в просушивании минерального материала, если его влажность более чем на 2% выше оптимальной, или в добавлении 50% воды от оптимальной влажности, если материал сухой. Просушивание осуществляют при хорошей погоде автогрейдерами или фрезой путем перемещения материала в вертикальном направлении. После каждого такого перемещения материалу дают просохнуть. Доувлажнение производят поливо-моечными машинами (например, ПМ-10).
4. Распределение вяжущего и перемешивание его с минеральной смесью. Распределение цемента или извести производят цементораспределителем типа Д343Б, Д-688 или другими дозирующими устройствами.
Перемешивание смеси осуществляют автогрейдером (Д-144) или фрезой (Д-530). При использовании автогрейдера требуется 8-10, а фрезы 2—3 прохода по одному следу. Окончательное перемешивание минеральной смеси с вяжущими производят после введения воды в количестве, недостающем до оптимального, Для окончательного перемешивания необходимо еще 2—3 прохода фрезы или 10—15 проходов автогрейдера по одному следу.
Наиболее эффективные по производительности и качеству смеси получают в специальных передвижных смесителях. Если приготовление смеси ведут передвижным смесителем типа Д-370, тогда после распределения цемента или извести смесь собирают автогрейдером в валик шириной не более ширины захвата погрузчика типа Д-415, который подает ее в смеситель. В смесителе смесь перемешивается с добавкой воды.
5. Профилирование и уплотнение смеси. Профилирование смеси производят чаще всего автогрейдером за 5—10 круговых проходов, при этом шаблоном контролируют поперечный уклон. При уплотнении смеси используют самоходные катки на пневматических шинах типа Д-551, Д-627 или виброкатки.

Если ввиду отсутствия таких катков уплотнение производят катками с жесткими металлическими вальцами, то вначале используют легкие, а затем тяжелые катки, осуществляя 15—20 проходов по одному следу и уплотняя слой до максимальной плотности. При этом перекрытие соседних полос должно быть не более 7з их ширины, а при уплотнении краев необходимо захватывать обочину на ширину не менее 20—25 см. Все. технологические операции следует заканчивать до начала схватывания цемента.
6. Уход за готовым слоем. Эта операция осуществляется для сохранения оптимальных термовлажностных условий в период набора прочности. Сразу же после уплотнения, если на этом слое не устраивают покрытие, должны проводиться мероприятия по уходу за свежеуложенным слоем.

Такие мероприятия могут состоять из розлива 50%-ной битумной эмульсии в расчете 1,0— 1,2 л/м2 или разжиженного битума БНД-200/300, БНД-130/200 — 0,3—0,4 л/м2 или других пленкообразующих материалов. Иногда еще используется закрытие слоем песка толщиной 4—6 см с ежедневной поливкой водой в течение 7—10 дней и последующей уборкой этого материала. Ho такой способ является не только экономически неэффективным ввиду большой трудоемкости работ, но может и отрицательно сказаться на прочности верхней части сооруженного слоя в связи с извлечением из него цементных частиц при контакте с увлажненным песком.
Иногда совмещают окончание строительства слоя из укрепленных цементом минеральных смесей с последующей (в этот же день) укладкой покрытия из асфальтобетонных смесей. В этом случае отпадает необходимость в уходе за свежеуложенным основанием. При любом способе ухода движение по укрепленному слою можно открывать не ранее чем через 7 сут.
При приготовлении смесей в смесительных установках принудительного действия в стационарных условиях технология устройства слоев дорожной одежды упрощается. На подготовленное основание завозят автомобилями-самосвалами готовую смесь, затем распределяют ее автогрейдером, разравнивают, уплотняют и осуществляют уход ранее описанными способами.
Более эффективно и производительно осуществлять эти работы с помощью специальных распределителей.
Строительство слоев дорожных одежд из укрепленных малопрочных местных материалов можно осуществлять и при отрицательных температурах. Для этого сменную захватку сокращают до 150—200 м, а с этим и все сроки технологических операций. При этом в смесь вводят хлористые соли. Если влажность минерального материала более 0,4—0,5 от оптимальной, вводят сухую соль, если менее, — вводят соляный раствор.

Источник: stroi-archive.ru

Дорожно-строительный материал на основе местных минеральных материалов, обработанных комплексными вяжущими Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / МИНЕРАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ / ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ / ДИАТОМИТ / ОБРАБОТАННЫЙ МАТЕРИАЛ / КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ / ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ / ROAD / THE MINERAL MATERIAL / PORTLAND CEMENT / DIATOMITE / PROCESSED MATERIAL / PAVEMENT STRUCTURE / THE TECHNOLOGY UNIT OF THE PAVEMENT

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Ильина О. Н., Коновалов Н. В.

Одним из перспективных направлений в строительстве и реконструкции автомобильных дорог , в том числе и сельских, является максимальное использование местных дорожно-строительных материалов. Ввиду отсутствия качественного и прочного щебня в Республике Татарстан строителям предлагается обрабатывать его различными вяжущими веществами. В статье приведены результаты лабораторно-экспериментальных исследований по обработке местного карбонатного щебня и грунта комплексным вяжущим, в состав которого входит активная минеральная добавка диатомит . Установлено, что введение добавки диатомита позволяет улучшить физико-механические свойства обработанных материалов и сократить расход основного вяжущего цемента. Разработаны варианты конструкций дорожных одежд , применительно к сельским автомобильным дорогам низких категорий, предложены возможные варианты технологии устройства слоев из разработанного материала.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Ильина О. Н., Коновалов Н. В.

Эффективность применения местных обработанных материалов в конструкциях дорожных одежд Республики Татарстан

Читайте также:  Техническое задание для строительства частного дома примеры

Опытно-промышленное внедрение щебеночно-песчаной смеси, обработанной портландцементом в комплексе с пластифицирующей и гидрофобизирующей добавкой при строительстве автомобильной дороги

Исследование прочности слоёв конструкции дорожной одежды из материалов, укреплённых полимерно-минеральной композицией «Nicoflok»

Road-building material on the basis of local mineral materials treated with complex astringent

The development of the road network the key issue of the road workers at all times. Civil engineering is a very materials consumption industry. In the absence of the Republic of Tatarstan quality stone material proposed to handle local light carbonate rubble complex binder. The structure of complex mineral binder included cement, active mineral supplement -diatomite. Diatomaceous earth a natural nano-material, a siliceous rocks composed of tiny opalescent wings of ancient diatoms diatoms. Upon mixing it with the Portland cement has puzzolanic effect.

Introduction of diatomite can reduce the amount of basic binder cement and improve the physical and mechanical properties of the treated material. In the Test Road Research and Production Center of the Institute of transport facilities Kazan State Architectural University conducted an experimental laboratory research on the treatment of rubble and soil grade 400 such complex binder. Analysis of the results obtained during the experimental laboratory studies, allows to draw conclusions about the appropriateness of diatomite in road construction. Introduction of diatomite has a positive effect on physical and mechanical properties of the material. Developed and designed pavement structure of rural roads using the resulting material. Applications designed to reduce the cost of material of the pavement in comparison with conventional designs by 40-60 %.

Текст научной работы на тему «Дорожно-строительный материал на основе местных минеральных материалов, обработанных комплексными вяжущими»

‘ 1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ

Ильина О.Н. — кандидат технических наук, доцент

Коновалов Н.В. — аспирант

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

.Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Дорожно-строительный материал на основе местных минеральных материалов, обработанных комплексным вяжущим

Одним из перспективных направлений в строительстве и реконструкции автомобильных дорог, в том числе и сельских, является максимальное использование местных дорожно-строительных материалов. Ввиду отсутствия качественного и прочного щебня в Республике Татарстан строителям предлагается обрабатывать его различными вяжущими веществами.

В статье приведены результаты лабораторно-экспериментальных исследований по обработке местного карбонатного щебня и грунта комплексным вяжущим, в состав которого входит активная минеральная добавка — диатомит. Установлено, что введение добавки диатомита позволяет улучшить физико-механические свойства обработанных материалов и сократить расход основного вяжущего — цемента.

Разработаны варианты конструкций дорожных одежд, применительно к сельским автомобильным дорогам низких категорий, предложены возможные варианты технологии устройства слоев из разработанного материала.

Ключевые слова: автомобильная дорога, минеральный материал, портландцемент, диатомит, обработанный материал, конструкции дорожной одежды, технология устройства дорожной одежды.

На современном этапе строительства и реконструкции автомобильных дорог все большую актуальность имеют технологии и методы, при которых максимально используются местные дорожно-строительные материалы. В качестве местных дорожно-строительных материалов в Республике Татарстан представлены: пески, песчано-гравийные смеси, крупнообломочные материалы, представленные преимущественно малопрочными известняковыми породами. Обработка местных минеральных материалов и укрепление грунтов вяжущими веществами является актуальной задачей для транспортного строительства.

В качестве вяжущих материалов могут применяться органические, неорганические и комплексные вяжущие [1]. Применение органических вяжущих, в частности битума, заметно препятствует использованию природной цементирующей способности малопрочных известнжов.

Замена битума цементом в слоях дорожной одежды устранила основной недостаток слоев, обработанных битумом, — повышенную склонность к пластическим деформациям [2]. При укреплении известняков неорганическими вяжущими установлено, что известняки по своей природе не инертны, а входят в активное физико-химическое взаимодействие с цементом, оказывая взаимное положительное влияние на процессы гидролиза и твердения цемента. Цемент в цементно-известняковых смесях является основным компонентом, обеспечивающим в определенных условиях коренное изменение природных свойств используемого известняка. При этом продукты гидролиза и гидратации цемента в соответствующем количестве в смеси образуют с частицами известняка сложный и весьма разветвленный цементно-известняковый каркас, прочность которого выше прочности отдельных микроагрегатов [2].

На данный момент перед строителями стоит задача экономии дорогостоящих вяжущих, как правило, для экономии цемента применяются различные добавки, позволяющие сократить процент основного вяжущего в смеси. Для обработки

Haeeciiiüfl КГАСУ, 2013, № 2 (24)

Проешироваше и строительство Qopos, метрополитенов, аэроЭромов, мостов и транспортных тоннелей

известнякового щебня и грунта нами предложено комплексное минеральное вяжущее, в состав которого входит добавка диатомита.

Диатомит — природный наноструктурированный материал, представляющий собой кремнистую породу, сложенную мельчайшими опаловыми створками древних диатомовых водорослей — диатомей. Размер створок структуры фрактального характера порядка 100 нм. Диатомит является активной минеральной добавкой осадочного происхождения.

При смешивании его с портландцементом оказывает пуццоланический эффект. Наличие активной пуццолановой добавки качественно не меняет характера взаимодействия клинкерных минералов с водой. Однако скорость гидролиза и гидратации возрастает.

Это объясняется, прежде всего, тем, что в тесте из пуццоланового портландцемента на единицу по массе клинкера приходится больше воды, чем в тесте из портландцемента, и, таким образом, происходит более быстрая гидратация зерен клинкера. Кроме того, активная добавка, связывая гидроксид кальция в нерастворимые соединения, снижает его концентрацию в водном растворе твердеющей цементной массы и тем ускоряет гидролиз содержащихся в клинкере силикатов кальция.

Реакция между продуктами гидратации клинкера и активными компонентами гидравлической добавки -вторичные процессы. Они заключаются прежде всего во взаимодействии Са(ОН)2, с активным кремнеземом добавки и образовании гидросиликатов с общей формулой CSH(B), по Боггу или C-S-H(I), по Тейлору: mCa(OH)2 + Si02aKT + nH20 = mCaOSi02pH20 [3]. Смеси на портландцементе и пуццолановых добавках характеризуются большей способностью к пластической деформации во влажных условиях, чем смеси на портландцементе. Технологические выгоды от введения добавки диатомита в смесь включают повышение ее непроницаемости и химической стойкости, улучшение сопротивления трешинообразованию и увеличение предела прочности.

В настоящее время продукция на базе диатомита широко используется во многих отраслях промышленности, в том числе в качестве активной минеральной и реологической добавки в портландцементах для сухих строительных смесей. Известны месторождения диатомита в Ульяновской области, в Среднем Поволжье, на Дальнем Востоке, Пензенской, Ростовской, Свердловской, Костромской, Калужской и других областях России.

В Испытательном дорожном научно-производственном центре Института транспортных сооружений Казанского государственного архитектурно-строительного университета проведены экспериментально-лабораторные исследования по обработке местного известнякового щебня марки М400 и грунта супеси комплексным минеральным вяжущим. Исследования проводились в соответствии с ГОСТ 23558 [4] и ГОСТ 10180 [5].

В качестве минерального материала использовался известняковый щебень М400 ГОСТ 8267 Ийского месторождения карбонатных пород Республики Татарстан. Гранулометрический состав щебеночной смеси подобран в соответствии с ГОСТ 23558 по фракциям 0-20мм. Комплексное вяжущее: портландцемент М400 Ново-Ульяновского завода ГОСТ 10178 в количестве 4-6 % и диатомит производства компании «Диамикс» Ульяновской области, г. Инза ТУ 5761-001-25310144-99 в количестве 5-15 %. Поисковые исследования по подбору состава смесей и определению физико-механических свойств материалов проводились по стандартной методике на образцах d=h=7,14 см в возрасте 7 и 28 суток. Сравнительные лабораторные результаты испытаний образцов обработанных материалов по прочности при сжатии и растяжении при изгибе показали марку М40 и М60, марку по морозостойкости F15 для щебеночной смеси и MIO, М20 для укрепленного грунта. В таблице приведены результаты экспериментально-лабораторных исследований.

Зависимость коэффициента водостойкости и прочности при сжатии и изгибе водонасыщенных образцов грунта от содержания диатомита, а также зависимость прочности на сжатие и прочности на изгиб водонасыщенных образцов обработанной щебеночной смеси от содержания диатомита приведены на рис. 1 и рис. 2. Введение добавки диатомита в количестве 5-15 % позволяет улучшить физико-механические свойства обработанных материалов и сократить расход основного вяжущего — цемента — с 8-10 % до 5 %.

Иаеестод КГАСУ, 2013, № 2 (24)

Проектирование и строительство Эоро, метрополитенов, аэробромов, мостов и транспортных тоннелей

1 — Щебеночная смесь, обработанная комплексным минеральным вяжущим; 2 — грунт земляного полотна; 3 — грунт, укрепленный комплексным минеральным вяжущим; 4 — песчано-гравийная смесь; 5 — растительный грунт

Рис. 3. Конструкции дорожных одежд сельских автомобильных дорог Республики Татарстан

На основании полученных результатов можно сделать вывод о целесообразности применения разработанных материалов в дорожном строительстве. Положительная динамика физико-механических показателей материалов, в состав которых введен диатомит, оправдывает его применение в области дорожно-строительных материалов. Замена традиционной конструкции дорожной одежды на конструкцию со слоями из разработанных материалов позволяет снизить стоимость дорожной одежды, что, в свою очередь, приводит к увеличению протяженности автомобильных дорог.

1. Славуцкий А.К., Некрасов В.К., Ромаданов Г.А. и др. Автомобильные дороги: Одежды из местных материалов: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. А.К. Славуцкого. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1987. — 255 с.

2. Дагаев Б.И. Основания дорожных одежд из малопрочных известнжов. — М.: Транспорт, 1988. — 69 с.

3. Волженский A.B., Буров Ю.С., Колокольников В.С.и др. Минеральные вяжущие вещества: (технология и свойства). Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Стройиздат, 1979. — 476 с.

4. ГОСТ 23558-94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. — М.: Изд-во стандартов, 1995. — 13 с.

5. ГОСТ 10180-90. Методы определения прочности по контрольным образцам. — М.: Изд-во стандартов, 1990, Стандартинформ, 2006. — 31 с.

6. СТО 4800-001-57253637-2011. «Проектирование сельских автомобильных дорог в Республике Татарстан» / ГУ «Главтатдортранс». — Казань, 2011. — 21 с.

7. ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд./ Росавтодор. — М., 2001.- 111 с.

Ilina O.N. — candidate of technical sciences, associate professor

Konovalov N. V. — post-graduate student

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Haeecmuii OTACY, 2013, № 2 (24)

npoeKmupoeaiiue u cmpoumejibcmBO Qopos, MemponojiumettOB, aspoQpoMOB, MOCOIOB u mpafianopmfibix moHfiejieu

Road-building material on the basis of local mineral materials treated with complex astringent

The development of the road network — the key issue of the road workers at all times. Civil engineering — is a very materials consumption industry. In the absence of the Republic of Tatarstan quality stone material proposed to handle local light carbonate rubble complex binder. The structure of complex mineral binder included cement, active mineral supplement -diatomite. Diatomaceous earth — a natural nano-material, a siliceous rocks composed of tiny opalescent wings of ancient diatoms — diatoms. Upon mixing it with the Portland cement has puzzolanic effect.

Introduction of diatomite can reduce the amount of basic binder — cement and improve the physical and mechanical properties of the treated material.

In the Test Road Research and Production Center of the Institute of transport facilities Kazan State Architectural University conducted an experimental laboratory research on the treatment of rubble and soil grade 400 such complex binder. Analysis of the results obtained during the experimental laboratory studies, allows to draw conclusions about the appropriateness of diatomite in road construction. Introduction of diatomite has a positive effect on physical and mechanical properties of the material.

Developed and designed pavement structure of rural roads using the resulting material. Applications designed to reduce the cost of material of the pavement in comparison with conventional designs by 40-60 %.

Keywords: road, the mineral material, Portland cement, diatomite, processed material, pavement structure, the technology unit of the pavement.

1. Slavutsky A.K., Nekrasov V.K., Romadanov G.A et al Highways: Clothes made of local materials: Textbook, manual for high schools. / Ed. A.K. Slavutsky. 3rd ed., rev. and add. -M.: Transport, 1987.-255 p.

2. Dagaev B.I. The grounds of the low-strength pavement limestone. — M.: Transport, 1988. -69 p.

3. Volzhensky A.V., Burov Y.S., Kolokolnikov V.S., e. other. Mineral binders: (technology and properties). Textbook for high schools. 3rd ed., Rev. and add. -M.: Stroyizdat, 1979. -476 p.

4. GOST 23558-94. Mixes rubble-gravel-sand and soils treated with inorganic binders for road and airfield construction. — M.: Publishing House of Standards, 1995. — 13 p.

5. GOST 10180-90. Methods for determining the strength of the check samples. — M.: Publishing House of Standards, 1990, Standartinform, 2006. — 31 p.

6. SRT 4800-001-57253637-2011. «Design of rural roads in the Republic of Tatarstan» / GU «Glavtatdortrans». — Kazan, 2011. — 21 p.

7. ODN 218.046-01 Design of non-rigid pavements. / Road Service. — M., 2001. — 111 p.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
Загрузка ...